1 часть, начало: Дзен парадоксален, потому что Дзен не является философией
Вопрос: Почему Дзен парадоксален?
Ошо: потому что жизнь парадоксальна, а Дзен – зеркало, в котором отражается жизнь. Дзен не философия. Философия никогда не парадоксальна, она очень логична, потому что философия строиться на уме. Человек создает ее. Она – плод творения человека. Она исходит от человека, логически выстроенная, удобно организованная так, чтобы вы могли в нее поверить. Все части, которые не вписываются в систему, отброшены, вырваны с корнем и выброшены. Философия не отражает жизнь как таковую; она оторвана от
жизни. Она не живая, она искусственно культивирована.
Дзен парадоксален, потому что Дзен не философия. Дзен не задается вопросом, что такое жизнь, Дзен заинтересован в чистом отражении самой жизни. Не нужно выбирать, потому что в тот момент, когда ты выбираешь, это становиться ложью. Выбор привносит ложь. Не выбирай, оставайся в состоянии не выбирания, и ты останешься истинным.
А ты что делаешь: ты влюбляешься в женщину и начинаешь выбирать. Скоро у тебя будут проблемы. Ты не видишь женщину такой, какая она есть, ты видишь в ней только хорошее и закрываешь глаза на все остальное. В ней столько всего, и хорошего и плохого, так устроен человек. Бог никогда не создает святош, они бы были очень скучными и мертвыми, в них не было бы внутреннего стержня, в них не было бы жизни. Он создает живых людей. И в каждом человеке тебе что-то нравиться, а что-то не нравиться, потому
что он не был скроен по спецзаказу для тебя, он не был создан для тебя, он не сошел с конвейера на фабрике. Он уникален. Он такой, какой он есть, она такая, какая она есть.
Когда ты влюбляешься в женщину, ты начинаешь выбирать. Ты смотришь сквозь пальцы на многое. Да, иногда ты чувствуешь, что она злиться, но ты игнорируешь это, ты вообще не обращаешь никакого внимания на это. Ты просто видишь богиню, ты не видишь ведьму. Ведьма там. Ни одна богиня не может существовать без ведьмы, в противном случае богиня бы так не ценилась. Она была бы слишком хорошей, чтоб наслаждаться ею, слишком хорошей, чтобы быть любимой. А ты не хочешь поклоняться женщине, ты хочешь ее
любить. Ты хочешь, чтоб женщина была человеком, не богиней.
Но вот, что ты делаешь. Ты притворяешься, что не видишь ничего плохого. Ты начинаешь выбирать. Ты создаешь образ женщины, ложны образ, он не истинный. Рано или поздно ты почувствуешь разочарование, потому что рано или поздно истинное лицо женщины уничтожит тот образ, который ты создал. И тогда ты начнешь чувствовать, что тебя обманули и предали, как будто эта женщина намеренно обманула тебя. Никто тебя не предавал. Ты сам автор всей своей драмы. Ты умудрился обмануть себя, потому что ты начал
выбирать. Ты не видел женщину такой, какая она есть на самом деле, как чистое отражение в зеркале. Да, в ней было что-то прекрасное, но также присутствовало что-то уродливое, потому что красота не существует без уродства, а уродство не существует без красоты. Они существуют вместе. Они – две стороны одной медали.
Иногда женщина действительна сладкая, а иногда она очень горькая. Если бы ты смотрел на оба эти качества, тебе было бы тяжело, потому что это парадоксально, это не вписывается в твою аристотелевскую логику, это выглядит нелогично – как в одной женщине могут присутствовать оба эти качества? Иногда она любила тебя, иногда ненавидела; на самом деле, чем глубже ее любовь, тем глубже и ее ненависть. Иногда она была готова умереть за тебя, а иногда была готова убить тебя. Женщина это дикая, жестокая
энергия, такая же, как и у мужчин.
Письма пишите мне на e-mail. Если нет явного запрета, письма могут быть процитированы в рассылке.