Глава 1.11. Аккорды влечений s Ключевые идеи для s Про аккорд s+e (Иван Матросов) (Фёдор Емельяненко) Нейропсихологические проблемы s Психологические проблемы s: невропатия и самонападение Жалобы на страх нападения Жалобы на само-порицание Жалобы на страх обвинения Охота и рыбалка Задание на закрепление материала Яркая цитата: – Кто заметил общую
психодинамику для аккорда s+e+-? – поинтересовалась Ольга Викторовна. – У женщин это называется «я передумала», – помогла группе Илона Евгеньевна. – Матросов сначала продал изобретение на Запад, потом передумал. У нашего второго героя та же самая психодинамика в сфере личной жизни: сначала женился, потом
развёлся, потом снова женился.
Ключевые идеи неклассической сондианы «бить, резать, колоть» могут быть применены не только к неживой природе, но и к живой. Тема s+ связана с темами агрессии, насилия и убийства: бить, побить и убить – это однокоренные слова.
Суть: Развивая мысль о том, что ключевые идеи сондианы можно сопоставить с видами интеллекта по Говарду Гарднеру, мы соотнесли s с телесно-кинестетическим интеллектом. На уровне психофизиологии это определённые структуры мозга, ответственные за переработку информации о движении и саморегуляции тела (сон, аппетит, температура, равновесие, утомляемость, боль).
Неклассическая сондиана помогает психотерапевту формулировать рабочие гипотезы и предлагать грамотный план лечения. Помимо дефицитов, в сфере s обнаруживаются ещё и конфликты.
Спойлер: Когда в семье нет эмпатического отклика родительских фигур на переживания ребёнка, у детей формируется компенсаторная психодинамика. Она выглядит как проживание m+ «быть вместе» не с реальными людьми из семейного окружения, а как удовольствие от «быть
вместе» с собственным организмом. Организм становится Телом с большой буквы, как бы действующим лицом, с которым у человека «мы». Это компенсирует неслучившиеся взаимные отношения, когда взаимность с родными людьми в семье невозможна. Например, к любому изменению состояния Тела клиенты чутко прислушиваются, – окружающие назовут это ипохондрией, но у самого человека это переживается как забота о Теле, как о Другом. Для психотерапевта ипохондрия – это отзвуки пустоты, которая
окружала ребенка, не понятого близкими, в детстве. Клиенты могут переделывать Тело, лепить заново в порыве нервной орторексии – навязчивого желания правильно питаться, есть только здоровую пищу. За этим может стоять некритично усвоенное отношение родителей к человеку, аналог желания родителей «переделать» своего ребёнка. Человек относится к Телу так, как родители когда-то относились к нему самому. Или Телу запрещают занимать своё место в мире. Если ребёнок вырос в атмосфере эмоционального
отвержения, он усвоил отношение окружающих к нему и воспроизводит это как отношение к самому себе. Строгой диетой, изнуряющими упражнениями, слабительными и рвотой человек с нарушениями пищевого поведения обретает контроль над тем, сколько места в мире занимает его тело. Именно так муштровали и школили его собственные родители. Отношение к Телу может быть любым. Его могут баловать – вкусненьким или уходовой косметикой. Могут дрессировать, доводя тренировками в тренажёрном зале до задуманной кондиции.
Могут дружить с Телом, испытывая чувство благодарности за то, что поддержал, не подвёл в трудной ситуации, «прикрыл», как напарник в бою, в стрессовой ситуации на работе или в личной жизни.