Летне-осенний семестр 2013 будет посвящён теории привязанности. Это цикл переводных материалов и критический разбор современного состояния исследовательской области. Вопрос, можно ли с помощью проективных тестов диагностировать тип привязанности, является дискуссионным. Чтобы ответить
на него, необходимо в первую очередь определиться с тем, что есть "привязанность", изучаемая психологией развития и чем она отличается от "отношений между людьми", которые изучает социальная психология,и "объектных отношений", которые изучает психоаналитическая диагностика. Чтобы вам было интересно читать, я перевела руководство по оценке романтических и супружеских отношений взрослых, а критику теории изложила в свободной форме эссе.
Предлагаю вашему вниманию пересказ близко к тексту книги Judith Crowell & Gretchen Owens (1998) Manual for Current Relationship Interview, Руководства, которое учит психологов "раскладывать отношения по полочкам".
ValuingofIndependence В партнёрстве каждый человек имеет свои, отдельные цели и желания. Иные люди превыше всего ставят независимость, другие расставляют приоритеты иначе, считая самодостаточность эгоистичным и опасным для отношений решением. Ценность независимости может
звучать как идейное заявление или как намёк на потребности, которые невозможно удовлетворить в отношениях. Поэтому интервьюер должен осторожно и вдумчиво проанализировать частоту и силу поступков, которые свидетельствуют о самостоятельности в принятии решений, самодостаточности и независимости от окружения. Высокий балл по данной шкале будет означать dismissing (отстранённость) как тип привязанности.
Ценность независимости может проявляться в разных формах: а) В его или её иерархии ценностей самодостаточность на одном из первых мест. Полагаться на других ради эмоциональных нужд или для практических целей кажется человеку детским поведением, поэтому он такового избегает. b) Он или она полностью поглощён карьерой или хобби, уделяет отношениям мало времени и не выражает никаких сожалений в связи с данным фактом. Человек может признавать, что проводит с партнёром мало времени, и оправдывает свой выбор тем, что время вдвоём это "qualitytime", когда партнёру уделяется особенное внимание. c) Человек озабочен тем, чтобы партнёр не нарушил его или её прав, говорит о том, что партнёру не удастся сделать его своим "слугой" или "заковать в кандалы".
Читая стенограмму (расшифровку интервью), нужно обратить внимание на то, чувствует себя человек "потерянным", когда партнёра нет рядом, или он или она в разлуке проводят время в своё удовольствие. Вопрос интервью
AAI о событиях, которые могли наложить отпечаток на развитие личности и оказать влияние длительностью в годы, в ответе таких людей разворачивается в плоскости дружбы или карьеры. В стенограмме интервью встречаются ключевые слова, свидетельствующие о желании независимости, такие как:
a) Человеку приятнее быть в обществе большой группы приятелей, чем одного верного друга, и он предпочитает "зависать с друзьями", а не проводить время с партнёром. b) Нежелание идти с партнёром на компромиссы в вопросах независимости. c) Слова "мы" и "нас" практически отсутствуют, а "я" и "меня" бьют по глазам своей повторяемостью. d) Создаётся впечатление, что человек осторожничает, "как бы ни было слишком много" близости с партнёром, даже если просьбы
партнёра укладываются в общепринятые рамки.
Доверие и независимость, в теории привязанности, не являются взаимоисключающими конструктами, несмотря на то, что некоторые люди полагают их таковыми. Вместе с тем, желание независимости обнаруживается в форме замечаний, умаляющих важность доверительности. Человек может высмеивать просьбы партнёра о доверительности или критиковать излишне подчёркнутую неразлучность других. Такие люди создают впечатление, что отношения словно сковывают их или угрожают его
или её свободе быть самим собой. Временами человек может противоречить сам себе, в одном месте беседы заявляя одно, а в другом - другое. Причиной этого может быть попытка приладиться к партнёру, или неуверенность внутри самого себя, относительно потребности в самодостаточности. Главное внимание нужно обращать на описание поступков, на поведение в конкретных ситуациях.
1 - нет нужды в независимости Не заговаривает ни о желании, ни о потребноси в независимости. Прежние друзья и, возможно,
любимые занятия, были оставлены в момент, как появились отношения с данным партнёром. Чувство, как будто жизнь этого человека вращается вокруг партнёра, и никакого желания к независимой жизни у него нет, воспринимает отдельные интересы как эгоизм и нелюбовь, считает опасностью для отношений. Иногда крайне пассивен и зависим в поведении. 3 - мало ценит независимость В тексте стенограммы одно или два небольших выражения потребности или желания отдельной жизни. Зависим от партнёра в принятии решений и
планировании дел, ценит развитие отношений в плане сближения выше других аспектов. Общение с друзьями или самодостаточное времяпровождение минимальны, оставляет их на время, когда не может быть с партнёром. 5 - средне ценит независимость Получает больше времяпровождения от времяпровождения с партнёром, чем от одиночества или общения с другими людьми, отдаёт приоритет занятиям пары. Наряду с этим ценит и другие отношения и занятия и уделяет им время. Чувствует себя легко и удобно, достигая своих целей
в одной или нескольких областях (любимые игры и развлечения, давние дружбы, его или её собственные образовательные или карьерные цели). Выражает удовлетворение партнёрством и одновременно выражает желание, чтобы его воспринимали как отдельного от партнёра человека. Человек, который настаивает на важности поддержания тесных связей с друзьями и родственниками "ради семьи", не может получить за независимость оценку выше 5 баллов. 7 - высоко ценит независимость Разница между этой оценкой
и предыдущими в том, что идея сохранения индивидуальности в партнёрских отношениях звучит сильнее и чаще, либо в поступках активнее проявляется самодостаточность. Выраженная мотивация не потерять в отношениях самого себя и свои любимые занятия, интересы, а также убеждённость в том, что каждый должен сам решать свои проблемы и нести ответственность за свои решения, - основание дать этот балл. Эту же оценку получает человек, который упоминает свои образовательные или карьерные цели, никак не увязывая их с партнёрством. 9 - чрезвычайно высоко ценит независимость В крайней степени независим в поступках и мыслях. Чувствует себя скованным, удручён, если нужно быть с кем-то неразлучным некоторое время, ставит свою независимость выше доверительности, требует "своего пространства" и сопротивляется попыткам партнёра нарушить установленные для этого пространства границы. Самодостаточен и желает таковым или таковой и оставаться, партнёрство очевидно плетётся в хвосте рейтинга приоритетности. Иногда стенограмма пестрит
презрительными замечаниями и насмешками в адрес тех, кто не сохраняет своей индивидуальности в отношениях.