Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск первой недели января 2013 года.
Золотая рассылка «Интерпретация проективных тестов» это проект, где технически предоставлена возможность для диалога в комментариях к каждому выпуску, однако на реплики я не отвечаю. Беседы на темы психологии я веду на других площадках:
с сообщниками по коммьюнити «Сами себе психологи», на платформе LiveJournal в интернете, для тех, с кем совпала он-лайн, от случая к случаю,
с читателями платной рассылки на абонемент «Копирайт плюс доверие», в рамках переписки по пятницам на платформе mail.ru
с обратившимися за профессиональной помощью, в клинике в Модиине или в Тель-Авиве, пять дней в неделю с утра и два раза в неделю в послеобеденное время.

Осенью 2012 в рассылке «Интерпретация проективных тестов» начата новая тема, «Надо же как-то жить эту жизнь». Это цикл эссе, написанных мною в формате «страница текста и картинка по выходным» для сообщников в ру_психолог. Из диалогов с ними мне стало известно о том, что идёт подготовка к принятию Федерального Закона, который урегулирует психологическую деятельность, и я посвятила несколько недель тому, чтобы подготовить свой проект ФЗ, современный и учитывающий международный опыт регулирования работы психолога.
Вы получите двенадцать выпусков рассылки «Интерпретация проективных тестов» подряд, в них глава за главой будет опубликован ПРОЕКТ Федерального Закона «Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации» в редакции О.В. Бермант-Поляковой, после чего вернусь к публикации цикла эссе в обычном графике выпусков раз в неделю. Я надеюсь, что проект Федерального Закона послужит делу улучшения психологической помощи в стране, гражданкой которой я являюсь.

© Бермант-Полякова О.В., 2013

П Р О Е К Т
Редакция 13 января 2013 года
Федеральный закон Российской Федерации
"Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации"

Глава 5. Организация охраны психологического здоровья
Статья 29. Организация охраны психологического здоровья
1. Организация охраны психологического здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем психологической помощи.
2. Государственную систему психологической помощи формируют:
1) Министерство образования и науки Российской Федерации, ответственное за подготовку работников психологических бюро по федеральным государственным образовательным стандартам, включая супервизию обучающихся на базе муниципальных психологических бюро, и обеспечивающее овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для работы психолога в соответствии с Единым практическим руководством по психодиагностике, обязательным для всех психологических бюро в Российской Федерации и Единым практическим руководством по экстренной психологической помощи;
2) Институт психологии Российской Академии Наук, координирующий научные исследования в сфере психологии, проводящиеся в рамках региональных программ научных исследований на базе муниципальных психологических бюро;
3) Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт имени В.М. Бехтерева, разрабатывающий методические указания об оказании психологических услуг по диагностике, лечению, восстановлению и поддержанию психологического здоровья, единые для всех психологических бюро в Российской Федерации;
4) Институт коррекционной педагогики Российской Академии Образования, разрабатывающий методические рекомендации об оказании психологических услуг по диагностике, формированию, восстановлению и поддержанию психологического здоровья;
5) Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, разрабатывающий методические указания о процедурах экспертной психологической деятельности и методические указания об организации круглосуточной анонимной экстренной телефонной психологической помощи различным категориям граждан и обеспечивающий подготовку практического руководства по экстренной психологической помощи, обязательного для всех работников психологических бюро в Российской Федерации;
6) Психологическая служба Федеральной государственной службы занятости населения, разрабатывающая методические указания о процедурах психологической диагностики про профилю Профоринетационная диагностика и процедурах психологической услуги по поддержанию на основе многолетнего практического опыта психологической помощи безработным;
7) Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им Г.А.Альбрехта, разрабатывающий методические рекомендации о процедурах психологической деятельности по профориентационной психодиагностике, формированию, восстановлению и поддержанию психологического здоровья;
8) Федеральный орган исполнительной власти, размещающий государственный заказ на издание стимульного материала психодиагностических методик, Единого практического руководства по психодиагностике и Единого практического руководства по экстренной психологической помощи, обязательных для всех психологических бюро в Российской Федерации;
9) Министерство здравоохранения и социального развития, ведущее Федеральный регистр работников психологических бюро и лицензирующее психологическую деятельность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
10) Федеральная налоговая служба, принимающая заявления от физических лиц, работающих в частных психологических бюро, на патентную систему налогообложения;
11) Федеральная служба государственной статистики, формирующая официальную статистическую информацию об инфраструктуре психологических бюро и её соответствии со структурой населения и заболеваемости на территориях, соответствии материально-технической базы психологических бюро требованиям порядков оказания психологической помощи, развития профилактической направленности охраны психологического здоровья, реализации мероприятий по оказанию экстренной телефонной помощи, о количестве и структуре психологических услуг, оказанных в государственных организациях и ведомственных учреждениях и количестве и структуре психологических услуг, оказанных психологическими бюро, сведения о жалобах и удовлетворённости населения психологической помощью, на основании унифицированных форм статистической отчётности и копий Книг учёта доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, в которой содержание регистрируемой доходной операции поясняется как оплата услуг по диагностике или формированию или лечению или восстановлению или поддержанию или супервизии;
12) Фонд социального страхования, выделяющий целевые бюджетные средства на оказание бесплатной плановой психологической помощи в рамках государственной программы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
13) Федеральные органы исполнительной власти, направляющие в муниципальные психологические бюро лиц, нуждающихся в плановой психологической помощи в рамках государственной программы бесплатной плановой психологической помощи, гарантированной социальным страхованием, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в том числе ставших инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы;
14) Министерство по чрезвычайным ситуациям России, ответственное за организацию непосредственной экстренной психологической помощи в местах чрезвычайных ситуаций;
15) Федеральные органы исполнительной власти, оказывающие психологические услуги в подведомственных учреждениях согласно ГОСТа Р 52143-2003 Национального стандарта Российской Федерации «Основные виды социальных услуг» и критериям настоящего Федерального закона;
16) Федеральные органы исполнительной власти, государственные организации и ведомства, осуществляющие психологическую деятельность рамках психологических служб и психологических бюро при департаментах в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими оказание психологической помощи в государственных организациях и ведомственных учреждениях;
17) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые разрабатывают и реализуют территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи, выделяя средства из бюджета субъекта Российской Федерации муниципальным психологическим бюро на оказание бесплатной психологической помощи категориям граждан, включённым в территориальную программу.
3. Муниципальную систему психологической помощи составляют:
1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые организуют материально-техническое обеспечение работы муниципальных психологических бюро и назначают руководителей муниципальных психологических бюро;
2) руководители муниципальных психологических бюро, которые принимают на работу по договору подряда на оказание услуг сроком на календарный год лицензированных Федеральным регистром работников психологических бюро и распоряжаются целевыми средствами федерального бюджета в рамках федеральных образовательных программ, целевыми средствами фонда социального страхования в рамках государственной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи и целевыми средствами бюджета субъекта Российской Федерации в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи;
3) департаменты здравоохранения муниципальной системы здравоохранения, организующие работу этических комитетов.
4. Частную систему психологической помощи составляют лица, имеющие лицензию или лицензии Федерального регистра работников психологических бюро и оказывающие населению платные психологические услуги как индивидуальные предприниматели в частном психологическом бюро или как совмещающие индивидуальное предпринимательство в сфере психологической деятельности с работой по договору подряда в одном из муниципальных психологических бюро.

Статья 30. Профилактика затруднений адаптации и формирование здорового образа жизни
1. Здоровый образ жизни это поведение, направленное на сохранение, восстановление, укрепление, передачу будущим поколениям здоровья.
2. Здоровый образ жизни обеспечивается соблюдением элементарных гигиенических норм, закаливанием, благоприятными условия труда, сна и отдыха, рациональным питанием, отсутствием привычек, вредных для здоровья, ежедневной двигательной активностью разного рода в достаточном количестве, регулярным медосмотром, владением элементарными приёмами самоконтроля состояния человека, безопасным сексуальным поведением и благоприятной психоэмоциональной обстановкой.
3. Психологическое здоровье как способность понимать себя и умение заботиться о самом себе, справляться с затруднениями в самообслуживании и социальной адаптации оказывает влияние на здоровый образ жизни как поведение.
4. Профилактика затруднений адаптации и формирование здорового образа жизни начинается с детского возраста и обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на психологическое просвещение, психологическое образование и социально-психологическое просвещение граждан, путём информирования граждан о факторах риска для их психологического здоровья, таких как информационные перегрузки и стресс, овладения приёмами самоконтроля за уровнем стресса, формирования мотивации к ведению здорового образа жизни и создания условий для ведения здорового образа жизни.

Статья 31. Психологическое просвещение и образование
1. Психологическое просвещение, психологическое образование и социально-психологическое просвещение содействуют охране психологического здоровья граждан и могут предоставляться как образовательная услуга дополнительной развивающей программы или как психологическая услуга формирования психологического здоровья.
2. Психологическое просвещение сообщает гражданам информацию о современной психологической науке, основных отраслях психологических исследований и о содержании основных разделов психологической науки: общей психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии управления, психологии труда и организационной психологии, психофизиологии и прикладной психофизиологии, специальной психологии, психологии развития и возрастной психологии, педагогической психологии, психологическом консультировании, психологии творчества, психологии безопасности, психологии развивающего инновационного образования, психологии конфликта, психологии переговоров, психологии спорта, психологии служебной деятельности, почерпнутую из монографий, академических изданий и профессиональной периодики на русском и иностранных языках.
3. Психологическое образование сообщает гражданам информацию о современной психологической практике, об основных направлениях психологической деятельности, имеющих научное подтверждение эффективности, а также о достижениях современных нейронаук, патопсихологии, клинической психологии, нейропсихологии, нейрореабилитации, логопедии, тифлосурдопедагогики, коррекционно-развивающего обучения, клинико-социальной реабилитации, психотерапии, нейропсихиатрии, сексологии, сексопатологии, геронтологии, геронтопсихиатрии, эрготерапии, педагогики и психологии девиантного поведения, психологии чрезвычайных и экстремальных ситуаций, пенитенциарной психологии, почерпнутую из монографий, академических изданий и профессиональной периодики на русском и иностранных языках.
4. Социально-психологическое просвещение сообщает гражданам информацию о характеристиках и закономерностях сексуального или семейного или учебного или профессионального или внутригруппового или межгруппового взаимодействия между людьми в форме лекций, семинаров, собеседований, родительского инструктажа, школ репродуктивного здоровья, школ приёмных родителей и иных школ.
5. Психологическое просвещение, психологическое образование и социально-психологическое просвещение, проводимое работником психологического бюро, учитывается в отчётности работников психологического бюро для Федеральной службы государственной статистики как психологические услуги по формированию.
6. Государственные организации и ведомственные учреждения, оказывающие гражданам социально-педагогические услуги «4.4.1. Социально-педагогическое консультирование» , «4.4.7. Социально-педагогический патронаж», «4.4.16. Обучение родителей детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, основам их реабилитации в домашних условиях» ГОСТа Р 52143-2003 Национального стандарта Российской Федерации «Основные виды социальных услуг», обязаны отчитываться перед Федеральной службой государственной статистики по статье «психологические услуги по формированию».

Статья 32. Психологические услуги по диагностике
1. Психологические действия по диагностике (далее – психодиагностика) устанавливают индивидуально-характерологические различия и выясняют в каждом отдельном случае причины, по которым найденные особенности обнаруживаются в состоянии подопечного определённым образом, определяя тяжесть состояния и степень затруднения в самообслуживании и социальной адаптации.
2. Психодиагностика может осуществляться посредством опросников, графических методов, включённого наблюдения, беседы, тестов, проективных тестов, социометрии, психосематических методов и аппаратурных методов.
3. Психологические услуги по психодиагностике оказываются в соответствии со стандартами оказания психологической помощи и Практическим руководством по психодиагностике, обязательным для всех психологических бюро в Российской Федерации.
4. Выбор профиля или профилей психодиагностики (в их численейропсихологическая психодиагностика, психодиагностика нарушений обучаемости, индивидуально-характерологическая психодиагностика, психодиагностика межличностных отношений, профориентационная диагностика, ситуативно-проясняющая диагностика) осуществляется работником психологического бюро на первичном приёме.
5. Курс встреч с психологом для психодиагностики является частью плановой психологической помощи.
6. Психолог с целью описания и выяснения сущности индивидуально-характерологических особенностей подопечного, оценки его актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций относительно психологического маршрута осуществляет нейропсихологическую психодиагностику, психодиагностику нарушений обучаемости, индивидуально-характерологическую психодиагностику, психодиагностику межличностных отношений или профориентационную диагностику.
7. Психолог проводит курс встреч с подопечным и по результатам обследований готовит отчёт о проделанной диагностической работе, именуемый психодиагностическим заключением.
8. Право оказывать психологические услуги по диагностике даёт лицензия на разговорные виды непосредственной психологической деятельности.
9. Рабочее время, необходимое для подготовки текста психодиагностического заключения, входит в сметный расчёт платы за психологическую услугу по диагностике.
10. Государственные организации и ведомственные учреждения, оказывающие гражданам социально-психологическую услугу «4.3.2. Психологическая диагностика и обследование личности» ГОСТа Р 52143-2003 Национального стандарта Российской Федерации «Основные виды социальных услуг», обязаны отчитываться перед Федеральной службой государственной статистики по статье «психологические услуги по диагностике».

Статья 33. Психологические услуги по формированию психологического здоровья
1. Психологическая услуга по формированию психологического здоровья представляет собой комплекс психологических действий, осуществляемый работником психологического бюро в рамках плановой психологической помощи.
2. Формирование психологического здоровья проводится по заранее известному плану работы, составленному на основе предварительно проведённой психодиагностики.
3. Формирование показано в случае несоответствия подопечного возрастной или социокультурной норме и направлено на помощь в овладении навыком, умением или состоянием или создание навыка, умения или состояния, соответствующего возрастной и социокультурной норме для подопечного.
4. Целью формирования психологического здоровья является сглаживание несоответствия подопечного возрастной или социокультурной норме.
5. Формирование проводится посредством включённого наблюдения, беседы, упражнения, задания, игры, совместного творчества на протяжении курса встреч работника психологического бюро с подопечным.
6. Работник психологического бюро в конце курса встреч представляет отчёт о проделанной работе в письменной форме.
7. Право оказывать психологические услуги по формированию психологического здоровья даёт лицензия на разговорные виды непосредственной психологической деятельности или лицензия на телесно-ориентированные виды непосредственной психологической деятельности.
8. Рабочее время, необходимое для подготовки отчёта, входит в сметный расчёт платы за психологическую услугу по формированию.
9. Государственные организации и ведомственные учреждения, оказывающие гражданам социально-психологические услуги «4.3.5. Социально-психологический патронаж», «4.3.6. Психологические тренинги» и социально-педагогическую услугу «4.4.15. Обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности» ГОСТа Р 52143-2003 Национального стандарта Российской Федерации «Основные виды социальных услуг», обязаны отчитываться перед Федеральной службой государственной статистики по статье «психологические услуги по формированию».


Прочесть текст законопроекта ФЗ полностью Законопроект ФЗ "Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации" (1.2 Mb)

С уважением,
Бермант-Полякова Ольга Викторовна
психолог, психотерапевт, супервизор

Приём в Модиине по предварительной записи, обращаться по телефону



Наверх

В избранное