Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск первой недели декабря 2012.
Золотая рассылка «Интерпретация проективных тестов» это проект, где технически предоставлена возможность для диалога в комментариях к каждому выпуску, однако на реплики я не отвечаю. Беседы на темы психологии я веду на других площадках:
с сообщниками по коммьюнити «Сами себе психологи», на платформе LiveJournal в интернете, для тех, с кем совпала он-лайн, от случая к случаю,
с читателями платной рассылки на абонемент «Копирайт плюс доверие», в рамках переписки по пятницам на платформе mail.ru
с обратившимися за профессиональной помощью, в клинике в Модиине или в Тель-Авиве, пять дней в неделю с утра и два раза в неделю в послеобеденное время.

Осенью 2012 в рассылке «Интерпретация проективных тестов» начата новая тема, «Надо же как-то жить эту жизнь». Это цикл эссе, написанных мною в формате «страница текста и картинка по выходным» для сообщников в ру_психолог. Из диалогов с ними мне стало известно о том, что идёт подготовка к принятию Федерального Закона, который урегулирует психологическую деятельность, и я посвятила несколько недель тому, чтобы подготовить свой проект ФЗ, современный и учитывающий международный опыт регулирования работы психолога.
Вы получите двенадцать выпусков рассылки «Интерпретация проективных тестов» подряд, в них глава за главой будет опубликован ПРОЕКТ Федерального Закона «Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации» в редакции О.В. Бермант-Поляковой, после чего вернусь к публикации цикла эссе в обычном графике выпусков раз в неделю. Я надеюсь, что проект Федерального Закона послужит делу улучшения психологической помощи в стране, гражданкой которой я являюсь.

© Бермант-Полякова О.В., 2013

П Р О Е К Т
Редакция 13 января 2013 года
Федеральный закон Российской Федерации
"Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации"
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны психологического здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере охраны психологического здоровья), и определяет:
1) правовые, организационные и экономические основы охраны психологического здоровья граждан;
2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны психологического здоровья, гарантии реализации этих прав;
3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны психологического здоровья;
4) права и обязанности психологических бюро, психологов государственных и ведомственных организаций, индивидуальных предпринимателей в сфере психологической деятельности, юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, осуществляющих наряду с основной (уставной) деятельностью психологическую деятельность, в том числе психологическую деятельность в отношении принятых на работу сотрудников;
5) права и обязанности граждан в сфере психологических услуг;
6) порядки и стандарты оказания психологической помощи физическими лицами, имеющими образование в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности Психология (ФГОС: 030300) или Клиническая психология (ФГОС: 030401) или Специальное (дефектологическое) образование (ФГОС: 050700) или Педагогика и психология девиантного поведения (ФГОС: 050407) или Социальная работа (ФГОС: 040400) или Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (ФГОС: 034400).

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма, затруднения в самообслуживании и социальной адаптации;
2) охрана психологического здоровья граждан в Российской Федерации (далее – охрана психологического здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, объединениями граждан, гражданами в целях профилактики затруднений в самообслуживании и социальной адаптации каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему психологической помощи;
3) психологическая деятельность - профессиональная деятельность по оказанию психологической помощи, проведению экспертиз, плановых обследований и профессиональная деятельность, связанная с научно-исследовательской работой в психологии и популяризацией психологических услуг;
4) психологическая помощь – планирование и осуществление процедур, направленных на психологическое просвещение, психологическое образование, социально-психологическое просвещение, диагностику, формирование, лечение, восстановление и поддержание психологического здоровья;
5) подопечный - физическое лицо, которому оказывается психологическая помощь или которое обратилось за оказанием психологической помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;
6) психологическое действие – выполняемые бакалавром, магистром или специалистом, осуществляющим психологическую деятельность на основании лицензии, приобретённой сроком на год в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по отношению к подопечному процедуры включённого наблюдения или беседы или теста или упражнения или задания или игры или совместного творчества или описания в отчёте;
7) психологическая услуга - комплекс действий, направленных на диагностику или формирование или восстановление или поддержание психологического здоровья или лечение затруднений в самообслуживании и социальной адаптации и имеющих самостоятельное законченное значение;
8) диагностика – комплекс психологических действий для установления индивидуально-характерологических различий и выяснения в каждом отдельном случае причин, по которым найденные особенности обнаруживаются в состоянии подопечного определённым образом, определяя тяжесть состояния и степень затруднения в самообслуживании и социальной адаптации;
9) формирование - комплекс психологических действий в случае несоответствия подопечного возрастной или социокультурной норме, направленных на помощь в овладении навыком, умением или состоянием или создание навыка, умения или состояния, соответствующего возрастной и социокультурной норме для подопечного посредством беседы, упражнения, задания, игры, совместного творчества, осуществляемый работником психологического бюро по заранее известному плану работы, составленному на основе данных предварительно проведённой диагностики;
10) лечение - комплекс психологических действий в случае психиатрического заболевания подопечного, целью которых является устранение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний подопечного, восстановление или улучшение его психологического здоровья, трудоспособности и качества жизни средствами включённого наблюдения, беседы, упражнения, задания, игры, совместного творчества, осуществляемый работником психологического бюро по заранее известному плану работы, составленному на основе данных предварительно проведённой диагностики;
11) восстановление - комплекс психологических действий в случае соматического заболевания подопечного, целью которого является стойкое улучшение психологического здоровья подопечного, его способности понимать самого себя, умения заботиться о самом себе и адаптироваться к изменяющимся условиям сексуального или семейного или учебного или профессионального или внутригруппового или межгруппового взаимодействия между людьми, средствами включённого наблюдения, беседы, упражнения, задания, игры, совместного творчества, осуществляемый работником психологического бюро по заранее известному плану работы, составленному на основе данных предварительно проведённой диагностики;
12) поддержание – комплекс психологических действий в случае хронического психиатрического или хронического соматического заболевания подопечного, целью которых является облегчение проявлений заболевания, сохранение способности понимать самого себя, умения заботиться о самом себе и адаптироваться к изменяющимся условиям сексуального или семейного или учебного или профессионального или внутригруппового или межгруппового взаимодействия между людьми, средствами включённого наблюдения, беседы, упражнения, задания, игры, совместного творчества, осуществляемый работником психологического бюро по заранее известному плану работы, составленному на основе данных предварительно проведённой диагностики;
13) психологическое бюро - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности психологическую деятельность на основании патента, приобретённого сроком на год в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность психологических бюро, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью психологическую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся психологической деятельности. В целях настоящего Федерального закона к психологическим бюро приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие психологическую деятельность;
14) стажёр – физическое лицо, которое получает психологическое или иное образовние уровня бакалавра, специалиста или магистра, и осуществляет психологическую деятельность в муниципальном психологическом бюро в период стажировки на основании Положения о наставничестве (супервизии) в объёме зачётных единиц, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, на базе муниципальных психологических бюро;
15) работник психологического бюро - физическое лицо, которое имеет психологическое или иное образование уровня бакалавра, работает в психологическом бюро и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление психологической деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим психологическую деятельность;
16) психолог – физическое лицо, которое имеет психологическое образование уровня магистра или специалиста, работает в психологической службе или психологическом бюро и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление психологической деятельности;
17) наставничество – передача мастерства от опытного работника психологического бюро неопытному работнику психологического бюро в целях практического обучения и повышения квалификации начинающих коллег, либо бесплатное для стажёров в муниципальном психологическом бюро и сотрудников психологической службы, либо оплачиваемое как психологическая услуга супервизии для иных лиц, осуществляющих психологическую деятельность;
18) заболевание - возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма;
19) затруднение в самообслуживании и социальной адаптации - возникающая в связи с недостаточно сформированным или в связи с разрушенным по причине психиатрического или соматического заболевания навыком или умением временная неспособность или неумение понимать самого себя, заботиться о самом себе и адаптироваться к изменяющимся условиям сексуального или семейного или учебного или профессионального или внутригруппового или межгруппового взаимодействия между людьми;
20) состояние - изменения организма, возникающие в связи с временной неспособностью или неумением понимать самого себя, заботиться о самом себе и адаптироваться к изменяющимся условиям сексуального или семейного или учебного или профессионального или внутригруппового или межгруппового взаимодействия между людьми;
21) степень затруднения – критерий, определяющий степень нарушения способности понимать самого себя, умения заботиться о самом себе и адаптироваться к изменяющимся условиям сексуального или семейного или учебного или профессионального или внутригруппового или межгруппового взаимодействия между людьми;
22) тяжесть состояния - критерий, определяющий прогноз, как быстро подопечным может быть достигнуто здоровье;
23) качество психологической помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания психологической помощи, полноту и точность проведённой диагностики, своевременность составления плана работы по достижению изменения в состоянии подопечного, соответствие плана работы балансу ресурсов и нагрузок подопечного, правильность выбора маршрута помощи из вариантов формирования, лечения, восстановления или поддержания, правильность квалификации степени затруднения и тяжести состояния подопечного и прогноза, степень достижения запланированного изменения на пути к психологическому здоровью;
24) патент – документ, удостоверяющий право на применение патентной системы налогообложения в соответствии с главой 26.5 «Патентная система налогообложения» раздела VIII.1 «Специальные налоговые режимы» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, действующий на территории субъекта Российской Федерации;
25) лицензия на психологическую деятельность – документ, выдаваемый физическому лицу сроком на календарный год Федеральным регистром работников психологических бюро, удостоверяющий право на занятие психологической деятельностью в соответствии с настоящим Федеральным Законом;
26) этический комитет – комиссия в составе четырёх психологов, каждый с профессиональным стажем более двадцати лет, действующая при департаменте здравоохранения муниципальной системы здравоохранения.

Статья 3. Законодательство в сфере охраны психологического здоровья
1. Законодательство в сфере охраны психологического здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Нормы об охране психологического здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.
3. В случае несоответствия норм об охране психологического здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране психологического здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
5. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в сфере охраны психологического здоровья, применяются правила международного договора.

Глава 2. Основные принципы охраны психологического здоровья
Статья 4. Основные принципы охраны психологического здоровья
Основными принципами охраны психологического здоровья являются:
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны психологического здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов подопечного при оказании психологической помощи;
3) приоритет охраны здоровья детей;
4) социальная защищённость граждан в случае ухудшения или утраты психологического здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны психологического здоровья;
6) доступность и качество психологической помощи;
7) соблюдение психологической профессиональной тайны.

Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны психологического здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий
1. Мероприятия по охране психологического здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
2. Государство обеспечивает гражданам охрану психологического здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
4. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность психологических бюро, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью психологическую деятельность, в том числе психологическую деятельность в отношении принятых на работу сотрудников, и применяются к таким организациям в части, касающейся психологической деятельности.
5. Отношения между работником психологического бюро и подопечным в рамках профессиональных отношений имеют конфиденциальный характер.
6. Работник психологического бюро, в том числе стажёр в муниципальном психологическом бюро, обязан соблюдать конфиденциальность в отношении всей информации, предоставленной ему подопечным, и обязан хранить психологическую профессиональную тайну, а именно:
1) сам факт обращения к работнику психологического бюро и мотивы такого обращения;
2) суть просьбы подопечного, содержание первичного приёма и любые сведения, сообщённые работнику психологического бюро, если нет письменного согласия подопечного на их разглашение;
3) любые сведения, переданные работнику психологического бюро родителем малолетнего гражданина, не достигшего возраста четырнадцати лет, или лица, являющегося его законным представителем, если нет письменного согласия родителя или лица, являющегося законным представителем малолетнего, на их разглашение;
4) информацию, содержащуюся в официальной переписке работника психологического бюро с лицом, обратившимся за психологической помощью, а также в отчётной документации о психологической деятельности.
7. Работник психологического бюро обязан умолчать о совершённом его подопечным преступлении и не несёт уголовной ответственности за недоносительство о любом преступлении, ставшем известным ему со слов подопечного.
8. Сведения, составляющие психологическую профессиональную тайну, не могут служить доказательством в уголовных, гражданских и административных делах.
9. Работник психологического бюро не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали известны ему в связи с выполнением профессиональных обязанностей.
10. На обязанность сохранения психологической профессиональной тайны не распространяется срок давности.
11. Работник психологического бюро, которому подопечный доверил планы совершения преступления, обязан убедительно порекомендовать отказаться от осуществления замысла и указать на пагубность последствий.

Статья 6. Приоритет интересов подопечного при оказании психологической помощи
1. Приоритет интересов подопечного, достигшего возраста четырнадцати лет, при оказании психологической помощи реализуется путем:
1) соблюдения психологической профессиональной тайны, этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны психологов, работников психологического бюро и стажёров;
2) оказания психологической помощи подопечному с учётом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций;
3) ведения отчётной документации, копию которой подопечный или его законный представитель может получить по первому требованию в психологическом бюро безвозмездно на основании письменного заявления;
4) обеспечения возможности получать психологическую помощь в психологическом бюро анонимно;
5) обеспечения возможности получить второе мнение психолога и права подопечного или его законного представителя выбирать, на основании какого из мнений принимать решения;
6) организации оказания психологической помощи подопечному с учетом рационального использования его времени;
7) установления требований к проектированию и размещению психологических бюро с учётом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания в них подопечных;
8) обеспечения возможности рассмотрения в этическом комитете жалобы подопечного на работников психологического бюро в случае нарушения порядков оказания психологической помощи или стандартов психологической помощи или недовольства качеством психологической помощи.
2. В целях реализации принципа приоритета интересов подопечного при оказании психологической помощи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны психологического здоровья, и муниципальные и частные психологические бюро в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны психологического здоровья.

Прочесть текст законопроекта ФЗ полностью Законопроект ФЗ "Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации" (1.2 Mb)

С уважением,
Бермант-Полякова Ольга Викторовна
психолог, психотерапевт, супервизор

Приём в Модиине по предварительной записи, обращаться по телефону



Наверх

В избранное