Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск четвёртой недели июля 2009 года.

Поскольку я рассказываю своё супервизорское ноу-хау, в ближайшие недели в открытом материалов о частной практике не будет. Для читателей, не имеющих возможности оплатить абонемент, лекция о работе психолога с тестом Лоретты Бендер (окончание, начало и продолжение в предыдущих выпусках)

© Бермант-Полякова О.В.

Работа психолога с тестом Лоретты Бендер: основные понятия


Пример из клинической практики.
Консультативный приём, девочка 8 лет, отличница, полная семья.
С формальной точки зрения, все фигуры воспроизведены с правильной структурой и ориентацией паттерна, число элементов сосчитано и равно стимулу, для "полного успешного воспроизведения" не хватает точности в передаче РАЗМЕРОВ фигур, то есть для восьмилетнего возраста это блестящее выполнение. С формальной точки зрения.
Давайте посмотрим глазами диагноста, работающего в психодинамическом подходе, того, кого динамика работы интересует больше, чем соответствие итогового результата статистически определённой норме.
Фигура А уменьшена раза в три, а то и в четыре. "Сжалась от страха" в верхнем левом углу листа. Рядом блестящее исполнение Фигуры 1, пары точек не все взрослые разглядывают в стимуле, а тут в восемь лет полностью успешное воспроизведение.
Первый вопрос, который возникает при взгляде на работу, почему, имея в распоряжении огромное свободное пространство листа А4, девочка жмётся к левому и верхнему краю листа?
Фигура 2, наклонные колонки, пропорции и ориентация сохранена, кружочки тщательно выделаны, единственно, фигура "растянута" пошире, однако с границами реальности всё в порядке, обращайте внимание, колонки и сверху, и справа, и слева на достаточном расстоянии от фигур А и фигуры 1. Последовательность рисования, вот что нам важно.
Она начала задачу с того, что внутренне сжалась и прижалась к чему-то определённому, а потом освоилась с задачей, почувствовала себя более расслабленной, тревога ушла и исполнение стало адекватным.
И вдруг - Фигура 3. Не поленитесь, сравните эту "ёлочку" или "стрелу" со стимулом. То, КАК она изображена, описывают слова "точка и серии точек, воставляющие закономерно увеличивающиеся дуги, первые две дуги содержат правильное число точек, остальные -приблизительно правильное, последние две дуги могут быть почти прямыми, число дуг соответствует стимулу". Нормы для 3 и 4 лет знак +, в 5 лет 16%, в 6 лет 50%, в 7 лет 52%, в 8 лет 42 %, в 9 лет 50%, в 10 лет 28%, в 11 лет 28%.
Второй вопрос, как объяснить динамику опережающее возрастную норму воспроизведение - воспроизведение в соответствии с возрастной нормой?
И, конечно, нормативные таблицы не могут дать нам ответа на вопрос, почему, имея в распоряжении четыре пятых свободного листа, девочке нужно было Фигуру 3 втискивать в свободное пространство между Фигурой 2 и краем листа?
Если вы внимательно разлядите, она нарисовала её, потом стёрла и перерисовала, сделав отступ между фигурами сантиметровым, - таким образом, у неё ещё нет столкновения (сollision): одна фигура словно налезает на другую, перекрывает её или касается краем.
Но уже можно увидеть трудности выполнения углов (аngular difficulty): увеличение, уменьшение, искажение или пропуск углов в перерисованной фигуре, и очевидна общность (cohesion): по смыслу вернее «разобщённость». Рисует часть фигуры большего или меньшего размера, чем видит на карточке с её изображением, нарушая пропорции фигуры в целом. О бессвязности говорят и в том случае, когда одна из фигур серии выделяется величиной в ту или другую сторону по сравнению с остальными, нарушая общую соразмерность ряда.
Проводи я исследование по заказу психиатра, ход мысли был бы другим: органические нарушения визуально-пространственного синтеза и моторного исполнения можно исключить, психотические соскальзывания имеют место быть. Она сходит у нас с ума в этой школе периодически, простыми словами говоря, - теряет границы между своим Я и другими.
Однако на приём пришли родители, и жалобы родителей: не слушается, надо просить пять раз делать одно и то же, в школу ходит со слезами, звонит матери по сотовому телефону несколько раз в день, пока в школе, НУЖНО ПЕРЕВОДИТЬ ЕЁ В ДРУГУЮ ШКОЛУ ИЛИ НЕТ? спрашивают у психолога родители.
Фигура 4, если вы внимательно посмотрите, это перепев фигуры А, только А у нас замкнутая, а четвёртая открыта миру. Психодинамически это мужское и женское внутри Я, нейропсихологически - взаимодействие двух полушарий, пациенты с синдромами, обусловленными дефицитом межполушарного взаимодействия, не могут выполнить смыкания в этой фигуре, они разделены миллиметром-двумя.
В протоколе, который мы рассматриваем, с формальной точки зрения в фигуре 4 у нас полностью успешное воспроизведение, правильная структура, ориентация и размер, единственно, столкновение, которого девочке удалось избежать в фигуре 3, здесь её неизбежно настигло. Охватите взглядом 3-ю и 4-ю, одна оказалась внутри другой, как пакетик с чаем внутри чашки. Увидели? Это оно и есть, утрата способности адекватно оценивать реальность. В протоколе психически здоровых людей столкновений нет. Ни одного. Они скорее другой лист возьмут (вариант нормы) или перевернут лист и продолжат перерисовывать на другой стороне, но не станут "наползать" одной фигурой на другую. На момент "наползания" у обследуемой девочки две трети листа внизу СВОБОДНЫ. Она это просто не видит. На момент "наползания" девочка уже пользовалась ластиком и сумела поправить ситуацию в лучшую сторону, КРИТИКА сохранна. Способность адекватно оценивать реальность - хромает. Вопрос: что заставляет её хромать? Какой конфликт ослабляет Эго?
Фигура 5, не знаю, сумеете ли разглядеть, изображена два раза. В первом случае число точек было верным, но отрезок прямой шёл вверх вертикально, в исправленном варианте наклон отрезка соответствует полностью успешному воспроизведению стимула. Границы Я сохранены.
Психодинамический подход, его сердце, - это наблюдение за процессом работы. Не классифицирование результатов, результат - лист гербария, засушенный и описанный. Внимательное наблюдение за эго-процессом решения перцептивной задачи, интерес к трепету листвы в ответ ветерку, живой и отзывчивой на взаимодействие с другими и со стимулом.
Обследуемая девочка с самого начала "жалась" к краю листа и продолжает "прижиматься" к тому пространству на листе, которое уже освоила. Она воспроизводит фигуры великолепно, её "ухудшение" это возрастная норма. Неожиданно то, что она не исправляет столкновения фигур, хотя способна исправлять фигуры, улучшая результат. Проблемы девочки, которые на пятой минуте обследования выявляет тест Бендер, из ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФИГУР НА ЛИСТЕ, аналогия с взаимоотношениями в жизни достаточно прямая. Я подозреваю на этом этапе, что ситуация в школе имеет психотравмирующую природу и жду, как она изобразит Фигуру 6: там пересекаются две открытые прямые волнистые линии. Чтобы скопировать 6-ю правильно, нужно быть в контакте с внутренней спонтанностью. Она рисует и стирает её четыре (!) раза.
Сначала маленькой рядом с Фигурой 5.
Потом маленькой ниже Фигуры 5.
Потом побольше на том же месте.
Потом от края до края листа на том же месте.
И, наконец, она отступает ниже и рисует её с увеличением (нарушение общности), от края до края листа, и вертикальная прямая приходит в столкновения с пятой фигурой. Collision. В английском вы бы оценили красоту языка Лоретты Бендер, коллизия - это событие, случай, который произошёл с человеком. Треть листа свободна и рядом лежит ещё один чистый лист, вы помните, по инструкции выдаётся два листа формата А4.
Не буду вас томить, был эпизод в школе, мальчик из параллельного класса сказал что сожжёт ей волосы, зажигалкой запалил тетрадный лист и бросил ей на голову. Ребёнок смутно помнил тот день вообще, школа решила не делать из шалости шума и родителям не сообщила. Кто по социальному статусу родители шалуна, сами догадаетесь. Без комментариев.
Итак, наша проблема - аффект, шестая фигура в психодинамической трактовке это чувства (да, да, каждая фигура имеет своё символическое значение).
Дальше по секвенции седьмая фигура, сравнивайте со стимулом, в левом многоугольнике нет верхнего угла, вместо него отрезок. Будь это "просто так", мы говорили бы об Упрощении, однако упрощение встретилось при наложении фигур одна на другую, поэтому проблема называется Соотношение. Это никого уже не удивляет, правда? Седьмая касается второй, мысленно достраивайте "прямоугольную рамку" вокруг наклонных колонок, это столкновение.
Восьмая, как и седьмая, полностью успешное воспроизведение, и паттерн, и ориентация, и размер, однако новое столкновение для вас очевидно. Оно тем более вопиюще, что сорок процентов пространства листа осталось у девочки свободным.
Через две минуты, когда я попросила её нарисовать по памяти фигуры, она изобразила круг, квадрат и ещё квадрат. Ни одной такой фигуры в гештальт-тесте нет, и академические успехи за два года обучения в обычной школе дают основания для вывода, что с памятью у девочки всё в полном порядке. Она дезорганизована сильным аффектом, который вытеснен или диссоциирован. Дифференцировать защитный механизм помогают другие методики, тот же Роршах-тест.
Для нас важно, что за семь минут с помощью теста Бендер мы исключили минимальную мозговую дисфункцию (органику) и сформулировали две рабочие гипотезы: о зависимости, прилипании к определённым знакомым фигурам или границам, и о столкновении во взаимоотношениях.
Я начинала со слов, что лекция будет трёхчастной, и обещала сначала представить подход к интерпретации теста, - таким, каким его видит психолог, получивший психоаналитическое образование, его называют ПСИХОДИНАМИЧЕСКИМ подходом, сравнительно с другими подходами к толкованию теста, которые, безусловно, весьма продуктивны в исследовательских и научных целях и малополезны в психологической практике. Выше я коснулась больного места психологов, которые практикуют тесты, - их, если можно так выразиться, алекситимии, немоты и косноязычия, когда машут руками, стараясь жестами донести до супервизора клиническую картину, которую описывают, - и попыталась вместе шаг за шагом выйти за пределы безъязычия, описания феноменов даны по-русски, указаны оринигальные английские наименования. Во второй части собиралась проговорить секвенцию по тесту Лоретты Бендер. В завершение - рассказать о форме работы, которая помогает вашим клиентам, дать практические рекомендации по организации такой консультации: какие вопросы мы задаём, зачем, какое вмешательство (интервенция) тем самым выполняется и какой эффект достигается.
Это приятная работа, когда на консультацию приводят ребёнка с "нежеланием учиться" и вы из беседы с родителями понимаете, что требования к сыну или дочери завышены, и собираетесь подарить им красивый инсайт.
Первые пятнадцать минут беседы с родителями можно пропустить, вы расспрашиваете семью, что у них стряслось, что заставило найти вас и придти на приём. Потом вы предлагаете ребёнку срисовать фигуры теста Бендер. Потом элегантно забираете лист, спрашиваете что-то малозначительное, просите ребёнка нарисовать, что запомнил. На этом этапе родители шокированы вашим коварством. Дождавшись, что ребёнок закончил рисовать фигуры по памяти, вы спрашиваете его, как ему был сюрприз, и внимательно выслушиваете ответ. А потом дружески предлагаете ребёнку устроить сюрприз родителям и попросить их перерисовать фигуры теста. Родители, испытывая солидарность с ребёнком, поддерживают вашу идею. Достаёте четыре листа, по два родителю, два карандаша, два ластика. Кладём листы вертикально (пэссив-агрессив развернёт их горизонтально в тот же миг, пояснив вам, что так ему удобнее), выкладываем близко к верхнему краю листа карточку с фигурой А. Скажу вам по секрету, - у большинства родителей исполнение оказывается ещё хуже, чем у ребёнка, на которого жалуются.
Вы расскажете им, где они уменьшили, увеличили, упростили, столкнули или примитивно изобразили фигуры, - напрямую, без обиняков.
Мама поделится с вами инсайтом, что тонкие точные движения карандашом дались ей нелегко, и отношение к ребёнку, с которого до консультации требовали безупречного исполнения, смягчится. Она просто станет ему больше сочувствовать, когда поймёт, как это трудно.
Папа или мама расскажут вам, что в школе не любили рисование или физкультуру, не умели играть в командные игры, не запоминали материал на слух и т.д. и т.п., то есть расскажут о нарушениях обучаемости, которые связаны с нейропсихологическими особенностями и могут передаваться по наследству. Наконец, обычно в дверях и как правило более властный член семьи, резюмирует вам, что несмотря на то, что кружочки у него с перехлёстом линий и отрезки не смыкаются в одной точке, он закончил вуз, устроился на работу и хорошо зарабатывает, так что какие-то недочёты в школе это не конец света, главное, чтобы человек был хороший, а он в своего ребёнка верит. Вам останется только улыбнуться психоаналитически нейтральной полуулыбкой.
Заключение.
Профессия психолога - интересная и увлекательная. Не всё можно выучить по книжкам, увы. Прочитать о практическом опыте негде, не печатают книг, где, как я сейчас на лекции, рассказывают о работе, что как и почему. Рассказываю я каждую неделю, в рассылке "Интерпретация проективных тестов". Хотите, оформляйте абонемент и читайте.

P.S. Три года, с весны 2006 по весну 2009, я переводила с английского и иврита и публиковала на русском языке материалы, которые имеют отношение к проективной психодиагностике. Они доступны любому желающему, - стоит лишь кликнуть на линк http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/ Вы попадёте в архив рассылки "Интерпретация проективных тестов". Там 150 выпусков, 500 страниц текста, если распечатывать на принтере. Хотите - распечатывайте, хотите - читайте бесплатно он-лайн, для этого достаточно кликнуть на подчёркнутое число на экране. С 1 июня 2009 года рассылка "Интерпретация проективных тестов" изменила формат: перестала быть моим хобби и стала частью рабочего дня. Рабочее время оплачивается подписчиками, оформившими абонемент. Если вы ещё не читаете еженедельные выпуски рассылки, вы можете оплатить 100 долларов за 50 выпусков, годовая подписка, - и читать еженедельные уроки. Рассылка структурирована как три семестра в году, тему семестра называют подписчики, это решается большинством голосов. Ваши пожелания, - о чём вы хотели бы узнать глубже или подробнее, я стараюсь учитывать, когда готовлю выпуски.

Оформить абонемент просто. Нужны сто долларов и паспорт, с ними вы идёте в банк и спрашиваете, работает ли банк по системе переводов "Контакт" или "Лидер". Получив утвердительный ответ, вы говорите, что собираетесь воспользоваться услугой Денежные переводы между физическими лицами без открытия счёта, и отправляете перевод для Olga Bermant-Polyakova на адрес Israel, Modiin, Tseelon 21, Modiin Commercial Center Оплатить это полдела, вторая половина - написать на мэйл class_dr_olga@mail.ru письмо, где сообщить пять важных вещей:
систему перевода,
дату отправления,
код перевода,
мэйл, на который отправлять выпуски рассылки,
темы в проективной психодиагностике или практической работе, о которых вы заинтересованы больше узнать.
Получив письмо, помощники оформляют трансакцию денег на банковский счёт, выписывают на ваше имя квитанцию об оплате (invoice) и высылают в ответ подтверждение о получении оплаты, Payment Confirmation, это письмо на английском языке,
Dear ,
We confirm payment 100 USD for Projective Tests Interpretation subscription June 2009/May 2010.
Please contact me if you need invoice to your postal address.
Best regards,
Julia Aslanbekova
Assistant to Olga Bermant-Polyakova PhD
Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Supervision Team
В ближайшую пятницу после оплаты выпуск рассылки "Интерпретация проективных тестов" приходит на адрес e-mail, который вы указали.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова,
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное