Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск третьей недели июля 2009 года.

Поскольку я рассказываю своё супервизорское ноу-хау, в ближайшие недели в открытом материалов о частной практике не будет. Для читателей, не имеющих возможности оплатить абонемент, лекция о работе психолога с тестом Лоретты Бендер (продолжение, начало в предыдущем выпуске)

Бермант-Полякова О.В.

Работа психолога с тестом Лоретты Бендер: основные понятия

Лекцию мне хотелось бы построить трёхчастно. Сначала представить подход к интерпретации теста, - таким, каким его видит психолог, получивший психоаналитическое образование, его называют ПСИХОДИНАМИЧЕСКИМ подходом, сравнительно с другими подходами к толкованию теста, которые, безусловно, весьма продуктивны в исследовательских и научных целях и малополезны в психологической практике. Выше я коснулась больного места психологов, которые практикуют тесты, - их, если можно так выразиться, алекситимии, немоты и косноязычия, когда машут руками, стараясь жестами донести до супервизора клиническую картину, которую описывают, - и попыталась вместе шаг за шагом выйти за пределы безъязычия, описания феноменов даны по-русски, указаны оринигальные английские наименования. Во второй части мы попробуем вместе проговорить секвенцию по тесту Лоретты Бендер. В завершение - рассказать о форме работы, которая помогает вашим клиентам, дать практические рекомендации по организации такой консультации: какие вопросы мы задаём, зачем, какое вмешательство (интервенция) тем самым выполняется и какой эффект достигается.

Прежде всего, я рекомендую вам приобрести в издательстве Когито-центр тоненькую книжечку на сорок страниц и девять карточек. Это обойдётся вам в 420 рублей (12 долларов), а не в 160 долларов, как на Западе. Россия не подписала соглашения о лицензировании стимульного материала и не платит авторских отчислений западным разработчикам методик. Я пользуюсь российским комплектом, он совершенно идентичен американским карточкам, которые были у меня, когда работала в президентском госпитале Тель-ха-Шомер.
В клинике тест выполняют двухчастно: сначала просят перерисовать фигуры КАК МОЖНО ТОЧНЕЕ. В тоненькой книжечке приводится инструкция Лоретты Бендер 1930-х годов, большинство психологов-практиков пользуются хаттовским, уточнённым вариантом инструкции. После того, как все фигуры перерисованы, работу обследуемого забираем себе, карточки убираем, попутно задаём обследуемому два-три не относящихся к рисованию вопроса, А ЗАТЕМ даём новый лист бумаги и просим изобразить все фигуры, которые помнит.
Вам встретятся люди с эйдетической памятью, они нарисуют все девять фигур в тех же местах на листе, где их перерисовывали. Большинство вспоминает 5-6 фигур из девяти. Тот, кто вспомнил одну или две либо нарисовал что-то, что совсем не похоже на перерисованные двумя минутами раньше фигуры, - клиент, о котором мы думаем как о том, чьё поведение разворачивается на фоне органических нарушений. Потом принято просить обследуемого подписать каждый лист (и копирование, и вспоминание) и написать дату. Почерк - это графическая деятельность, которая у взрослых автоматизирована, ориентация во времени и знание дат, - ещё одна когнитивная задача, которую обследуемый на ваших глазах решает. Тренинг психодиагностов построен так, что все годы вы работаете с одной и той же батареей тестов: Бендер, Бух, Векслер, Роршах, Мюррей. Бендер-гештальт тест, Дом-Дерево-Человек, тест Векслера, тест Роршаха, ТАТ.
Тест Лоретты Бендер всегда предлагают первым: это быстрое, за 5-7 минут, ориентировочное исследование возможностей клиента. Неспособность точно перерисовать фигуры и воспроизвести их по памяти предсказывает быстрое прохождение теста Векслера, за тридцать-сорок минут, - клиент просто не дойдёт до сложных заданий, быстро получив две нулевых попытки в каждом субтесте, предсказывает стереотипное и персеверативное восприятие клякс, треть будет "бабочками", а рассказы ТАТ будут состоять из двух-трёх простых предложений, много писать не придётся.
Я рассказала сейчас, как выглядит тестирование на взгляд стороннего наблюдателя, который не осведомлён о том, что главное в диагностической работе психолога - наблюдение. В тесте Лоретты Бендер это наблюдение за процессом перерисовывания.
Тоненькая книжечка, упомянутая выше, это работа
О.В. Лови, В. И. Белопольский Зрительно-моторный гештальт-тест Бендер. Руководство. М: Когито-Центр, 2003.- 42 с.
Это первая публикация на русском языке руководства по применению известного диагностического теста. Рекомендуется для оценки психического развития детей 3-12 лет и для клинической диагностики.
Приложение включает в себя необходимый тестовый материал.
На с. 14 в этой книге вы прочтёте замечательные слова:
С целью проверки надёжности результатов гештальт-теста Бендер нами было проведено специальное исследование на детях в возрасте от 2 до 12 лет, с примерно равным представительством девочек и мальчиков. Всего обработано 210 протоколов, собранных в московских детских садах и школах. Процедура проведения была максимально приближена к той, которая описана в инструкции по использованию зрительно-моторного гештальт-теста Бендер, а обработка протоколов проводилась по оригинальным оценочным шкалам Бендер.
В целом, несмотря на значительные исторические, географические и социокультурные различия между нашей выборкой и теми детьми, которых обследовала Л. Бендер, полученные нами данные показали очень высокую степень сходства. Этот факт является убедительным подтверждением надёжности гештальт-теста Бендер. Независимость результатов от социокультурных различий двух выборок испытуемых доказывает также содержательную валидность этого теста, ориентированного на выявление уровня развития базовых перцептивно-моторных функций.
Ниже (см. Таблицы 1-9) приведены полученные нами нормативные данные. Форма их представления полностью соответствует нормативным таблицам Л. Бендер.
Итак, тест Бендер СТАНДАРТИЗИРОВАН на российской выборке наших современников.

Таблицы к тесту Бендер:

В 1940-х годах Лоретта Бендер провела апробацию своего теста на американских детях (объём выборки 250 детей и 50 взрослых). Исследовались дети в возрасте от 3 до 12 лет. Она стандартизировала гештальт-тест в виде 9 таблиц, по одной таблице на каждую фигуру.
Фигура А
- каракули неопределённой формы
- фигуры неправильной формы, но по расположению напоминают стимул (обычно две неправильных окружности с небольшим зазором, иногда соприкасающиеся или перекрывающиеся)
- две окружности, расположенные вдоль горизонтальной оси и соприкасающиеся, вторая из них искажена таким обрзаом, что напоминает четырёхугольник, фигуры нередко перекрываются
- чётко прорисованы круг и четырёхугольник справа от круга, они могут касаться друг друга, но не обязательно
- чётко прорисованы круг и диагонально ориентированный четырёхугольник справа от круга, они могут касаться друг друга, но не обязательно
- круг и четырёхугольник правильно ориентированы и соприкасаются
- полностью успешное воспроизведение, - правильная структура, ориентация и размеры фигур

Фигура 1
- каракули неопределённой формы
- горизонтально ориентированный паттерн, состоящий из любых символов
- серия горизонтально расположенных кружочков, их число размер или расстояние между ними могут варьировать
- элементами паттерна являются очень мелкие кружочки или точки
- элементами паттерна являются очень мелкие кружочки или точки, их количество близко к стимулу
- паттерн состоит из точек, расположенных вдоль горизонтальной линии, их количество и расстояние между ними воспроизведены почти правильно
- в дополнение к предыдущему варианту выделены пары элементов

Фигура 2
- каракули неопределённой формы
- серии горизонтально или вертикально ориентированных кружочков или просто множество кружочков
- горизонтальные серии тщательно прорисованных кружочков, серии повторены три или более раз в вертикальном направлении, в отдельных случаях такой паттерн покрывает всю страницу
- вертикальные колонки из трёх маленьких кружочков, колонки повторяются три или более раз в горизонтальном направлении, отсутствуют попытки наклонить колонки
- горизонтальный паттерн из вертикальных колонок, составленных из маленьких кружочков, плюс попытка наклонить колонки (в результате чего вся фигура может обрести определённый наклон)
- правильный наклон каждой вертикальной колонки, причём паттерн в целом сохраняет горизонтальную ориентацию
- полностью успешное воспроизведение - правильная структура, ориентация паттерна, число элементов равно стимулу

Фигура 3
- каракули неопределённой формы
- неструктурированное множество кружочков или точек
- горизонтальные серии точек
- точка и серии точек, составляющих прямые линии, испльзованы маленькие кружочки вместо точек, линии постепенно удлиняются, число точек может отличаться от образца, но персеверация не очевидна, варьирует дистанция между линиями
- точка и серии точек, составляющих закономерно увеличивающиеся дуги, первые две дуги содержат правильное число точек, остальные - приблизительно правильное, последние две дуги могут быть почти прямыми, число дуг соответствует стимулу
- точка и серии очек, составляющих закономерно увеличивающиеся углы, число точек в каждом последующем угле увеличивается, последний угол может сглаживаться почти до дуги
- полностью успешное воспроизведение, правильная структура, ориентация паттерна, число элементов равно стимулу

Фигура 4
- каракули неопределённой формы
- две дуги, которые могут пересекаться, касаться друг друга или располагаться рядом друг с другом, могут быть замкнуты или открыты
- две незамкнутых дуги, арсположенных по горизонтали, могут наблюдаться попытки расположить одну ниже другой, верхня дуга напоминает незамкнутый квадрат (в редких случаях квадрат может быть замкнут), фигуры соседствуют друг с другом, соприкасаясь или почти соприкасаясь
- наклон квадрата или явное отклонение второй фигуры от диагонали квадрата
- первая фигура: хороший открытый квадрат, вторая фигура расположена примерно вдоль его диагонали
- полностью успешное воспроизведение, правильная структура и ориентация паттерна, размер фигур

Фигура 5
- каракули неопределённой формы
- неструктурированное множество кружочков или точек
- широкая открытая дуга и отрезок прямой, фигуры обычно составлены из кружочков, но встречаются и линии
- дуга и отрезок прямой, составленные из кружочков или реже точек, отмечается деформация фигуры в виде растяжения или сжатия
- дуга и отрезок прямой, составленные из точек, по размеру соответствующие образцу, отрезок касается дуги и направлен направо вверх (реже в зеркальном отражении)
- полностью успешное воспроизведение - правильная структура, ориентация паттерна, соотношение и количество элементов

Фигура 6
- каракули неопределённой формы
- две пересекающиеся или примерно параллельные линии, почти прямые
- две прямые, ломаные или слегка волнистые пересекающиеся линии (обычно под прямым углом)
- две волнистые линии, пересекающиеся под прямым или косым углом
- две синусоиды, длина которых примерно соответствует стимулу (хотя число волн может отличаться) и которые пересекаются под прямым углом
- полностью успешное воспроизведение - правильная структура, ориентация паттерна, число элементов равно стимулу

Фигура 7
- каракули неопределённой формы
- два кружка перекрываются, касаются или не касаются друг друга, обычно они расположены горизонтально, но иногда и друг под другом
- две неправильных замкнутых фигур, очевидна попытка прорисовать углы (иногда прямые), фигуры близки, но не перекрываются
- более или менее успешно воспроизведены перекрывающиеся многоугольники (не прорисованы два-три угла), фигуры сопроикасаются или перекрываются, но не в соответствии со стимулом
- более или менее успешно воспроизведены перекрывающиеся шестиугольники, одна из фигур обычно больше и более тщательно прорисована
- полностью успешное воспроизведение - правильная структура, ориентация паттерна, число элементов равно стимулу

Фигура 8
- каракули неопределённой формы
- две неправильные окружности, одна внутри другой
- попытка растянуть по горизонтали внешнюю окружность и расположить внутреннюю в её центре
- внешняя фигура имеет относительно чётко прорисованные углы (могут быть 4,5,6 углов), тогда как внутренняя фигура воспроизведена как окружность
- более или менее качественно воспроизведённый шестиугольник, внутри которого расположен ромб
- полностью успешное воспроизведение, правильная структура и ориентация паттерна, размер элементов

Нормативные таблицы по тесту Л. Бендер выглядят следующим образом (рассмотрим на примере фигуры 2, где нужно перерисовывать наклонные колонки кружков):
Рисуем таблицу 11 столбцов, 8 строк. Верхняя строка - заголовок, вносим слова:
Описание, 3 года, 4 года, 5 лет, 6 лет, 7 лет, 8 лет, 9 лет, 10 лет, 11 лет, старше 12 лет
Описание феноменов копируем в первую колонку:

Фигура 2
- каракули неопределённой формы
- серии горизонтально или вертикально ориентированных кружочков или просто множество кружочков
- горизонтальные серии тщательно прорисованных кружочков, серии повторены три или более раз в вертикальном направлении, в отдельных случаях такой паттерн покрывает всю страницу
- вертикальные колонки из трёх маленьких кружочков, колонки повторяются три или более раз в горизонтальном направлении, отсутствуют попытки наклонить колонки
- горизонтальный паттерн из вертикальных колонок, составленных из маленьких кружочков, плюс попытка наклонить колонки (в результате чего вся фигура может обрести определённый наклон)
- правильный наклон каждой вертикальной колонки, причём паттерн в целом сохраняет горизонтальную ориентацию
- полностью успешное воспроизведение - правильная структура, ориентация паттерна, число элементов равно стимулу
А дальше, благодаря работе российских коллег, мы знаем, что:
Каракули неопределённой формы в возрасте 3 лет рисуют в 92% случаев (вписывайте число 92 на пересечении строки про каракули и столбца про соответствующий возраст), а во всех остальных колонках ставьте знак "минус". Старшие дети перерисовывают по-другому.
Серии горизонтально или вертикально ориентированных кружочков или просто множество кружочков: в возрасте 3 лет ставьте знак +, в возрасте 4 лет ставьте 67%, в возрасте 5 лет 32%, во всех остальных колонках знак -
Горизонтальные серии тщательно прорисованных кружочков, серии повторены три или более раз в вертикальном направлении, в отдельных случаях такой паттерн покрывает всю страницу: в возрасте 3 лет знак +, в возрасте 4 лет 22%, в возрасте 5 лет 60%, в возрасте 6 лет 34%, в возрасте 7 лет 14%, во всех остальных колонках знак -
Вертикальные колонки из трёх маленьких кружочков, колонки повторяются три или более раз в горизонтальном направлении, отсутствуют попытки наклонить колонки: в три, четыре и пять лет ставьте знак +, в 6 лет 62%, в 7 лет 50%, в 8 лет 62%, в 9 лет 30%, в 10 лет 15%, в 11 лет 27%, в 12 лет знак -
Горизонтальный паттерн из вертикальных колонок, составленных из маленьких кружочков, плюс попытка наклонить колонки (в результате чего вся фигура может обрести определённый наклон): в 3,4,5,6 лет ставьте знак +, в 7 лет 10%, в 8 лет 26%, в 9 лет 36%, в 10 лет 32%, в 11 лет 38%, в 12 лет знак -
Правильный наклон каждой вертикальной колонки, причём паттерн в целом сохраняет горизонтальную ориентацию: в 3,4,5,6,7 лет ставьте знак +, в 8 лет 10%, в 9 лет 23%, в 10 лет 35%, в 11 лет 34%, в 12 лет 30%
Полностью успешное воспроизведение - правильная структура, ориентация паттерна, число элементов равно стимулу: 3,4,5,6,7,8,9 лет ставим знак +, в 10 лет 15%, в 11 лет 10%, в 12 лет 70%
Посмотрите на колонку, к примеру, 8 лет, у вас должно было получиться 62, под ней 26, под ней 10%. То есть чем правильно перерисовывает стимул в этом возрасте один из десяти. А в колонке на 12 лет вы видите 30 и под ней 70%, тогда как каракулей и более примитивных вариантов срисовывания в протоколах детей нет. У психически нарушенных взрослых каракули и искажённое воспроизведение форм и соотношений фигур будут.
А теперь вопрос: и что нам применительно к вот этому конкретному ребёнку, которого привели на консультацию вот эти конкретные родители, нормативный подход даёт? Кроме слов "развитие в пределах нормы"? Ответ - ничего.
Пример из клинической практики.
Консультативный приём, девочка 8 лет, отличница, полная семья.
С формальной точки зрения, все фигуры воспроизведены с правильной структурой и ориентацией паттерна, число элементов сосчитано и равно стимулу, для "полного успешного воспроизведения" не хватает точности в передаче РАЗМЕРОВ фигур, то есть для восьмилетнего возраста это блестящее выполнение. С формальной точки зрения.
Давайте посмотрим глазами диагноста, работающего в психодинамическом подходе, того, кого динамика работы интересует больше, чем соответствие итогового результата статистически определённой норме.

(Окончание лекции в следующем выпуске рассылки).

P.S. Три года, с весны 2006 по весну 2009, я переводила с английского и иврита и публиковала на русском языке материалы, которые имеют отношение к проективной психодиагностике. Они доступны любому желающему, - стоит лишь кликнуть на линк http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/ Вы попадёте в архив рассылки "Интерпретация проективных тестов". Там 150 выпусков, 500 страниц текста, если распечатывать на принтере. Хотите - распечатывайте, хотите - читайте бесплатно он-лайн, для этого достаточно кликнуть на подчёркнутое число на экране. С 1 июня 2009 года рассылка "Интерпретация проективных тестов" изменила формат: перестала быть моим хобби и стала частью рабочего дня. Рабочее время оплачивается подписчиками, оформившими абонемент. Если вы ещё не читаете еженедельные выпуски рассылки, вы можете оплатить 100 долларов за 50 выпусков, годовая подписка, - и читать еженедельные уроки. Рассылка структурирована как три семестра в году, тему семестра называют подписчики, это решается большинством голосов. Ваши пожелания, - о чём вы хотели бы узнать глубже или подробнее, я стараюсь учитывать, когда готовлю выпуски.

Оформить абонемент просто. Нужны сто долларов и паспорт, с ними вы идёте в банк и спрашиваете, работает ли банк по системе переводов "Контакт" или "Лидер". Получив утвердительный ответ, вы говорите, что собираетесь воспользоваться услугой Денежные переводы между физическими лицами без открытия счёта, и отправляете перевод для Olga Bermant-Polyakova на адрес Israel, Modiin, Tseelon 21, Modiin Commercial Center Оплатить это полдела, вторая половина - написать на мэйл class_dr_olga@mail.ru письмо, где сообщить пять важных вещей:
систему перевода,
дату отправления,
код перевода,
мэйл, на который отправлять выпуски рассылки,
темы в проективной психодиагностике или практической работе, о которых вы заинтересованы больше узнать.
Получив письмо, помощники оформляют трансакцию денег на банковский счёт, выписывают на ваше имя квитанцию об оплате (invoice) и высылают в ответ подтверждение о получении оплаты, Payment Confirmation, это письмо на английском языке,
Dear ,
We confirm payment 100 USD for Projective Tests Interpretation subscription June 2009/May 2010.
Please contact me if you need invoice to your postal address.
Best regards,
Julia Aslanbekova
Assistant to Olga Bermant-Polyakova PhD
Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Supervision Team
В ближайшую пятницу после оплаты выпуск рассылки "Интерпретация проективных тестов" приходит на адрес e-mail, который вы указали.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова,
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное