Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Выпуск первой недели июля 2008.
Тема летнего семестра в учебном плане рассылки «Интерпретация проективных тестов» по-иностранному называется «Супервизия». По-русски это, наверное, будет звучать как «В помощь наставнику молодёжи». Как всегда, каждая из тем – а всего их будет двенадцать – продублирована на форуме «Дети рисуют семью» в соответствующей категории.
Что делает супервизор? Он учит (1), поддерживает (2), консультирует (3) и даёт оценку (4). Поскольку в чужом глазу соринка всегда заметнее, чем бревно в собственном, разбираться в сильных и слабых местах мы начнём не с себя, а с окружающих и поведём речь о психологах, которые проводят тесты и о социальных работниках. В ближайших выпусках рассылки мы познакомимся с одним из лучших экспертов – Роем Шефером.
Блестящий знаток теста Роршаха, психоаналитик, главный клинический психолог Йельского медицинского университета Рой Шефер однажды иронично описал преимущества и недостатки каждого типа психолога-психодиагноста. Отрывки из книги Shafer Roy. Psychoanalytic Interpretation in Rorschach testing. NY:Grune&Stratton, 1954 цитируются по книге: Arbitrum Liberium. Арбитрум Либериум. Свобода выбора пути. Сводный каталог русскоговорящих специалистов в области медицины и психологии. Подарочное издание для участников конференции
26 апреля 2007 года. Тель-Авив, 2007. 198 с. ISBN 978-965-7272-19-0
Впрочем, проницательный взгляд психоаналитика легко применить к разговору о том, какой вы врач, педагог, социальный работник, руководитель – или шире, представитель профессий, где взаимодействие с другими людьми является главным.
«Добренький тип
Добренький психолог. Ненависть к конкуренции и усмирение своего страха перед другими людьми с помощью добрых дел на их благо – это надёжный путь избежать встречи с собственной враждебностью по отношению к людям. Подобно защитам от потребностей в зависимости, защиты от враждебности играют жизненно важную роль в выборе клиническим психологом своей профессии.
Психолог, которым управляют ригидные защиты против враждебности (подавление, формирование реакции или отмена), переносит на пациентов неосознанный паттерн частичного прощения или исправления родителей или сибсов, которые посягали на психолога или отвергали его. Подобно терапевту в той же динамической позиции, психолог может иногда ненавидеть пациентов, которые сопротивляются его отчаянным попыткам быть с ними «хорошим». Когда собственная враждебность вызывает чувство вины, занятия психологией на благо людей
легко превращаются в искупление вины хорошими поступками.
Если защиты против враждебности к другим людям слабы, психолог может вести себя как садист. Если защиты чрезмерны, такой слишком-лёгкий добренький психолог ставит пациента в позицию, провоцирующую вину: «Я такой терпеливый, терпимый, понимающий и помогающий, а ты, неблагодарный, отказываешься сотрудничать». В этом смысле, святошество может быть мощным садистским оружием, заключает Шефер.
Ригидные защиты против враждебности могут лишать психодиагноста способности видеть неутешительные тестовые результаты. Возможно, он видит их, но минимизирует или не может квалифицировать. С другой стороны, доброта и снисходительность психолога помогают найти сильные стороны в личности самого разрушенного пациента и повышают чувствительность к малейшим намёкам на существование у него адаптивного потенциала.»
Социальный работник, у которого ваше упрямство начинает вызывать раздражение, скорее всего ведёт себя как добренькая, подчёркнуто вежливая тётя, общение с которой заставляет вас почувствовать себя неблагодарной скотиной. Она не имеет права сказать вам прямо, что вы её достали по самое не хочу или выразить свою бессознательную враждебность другим способом. Где чаще встречается добренький тип? Эту ипостась можно услышать там, где ваша беседа с социальным работником касается противоречивых тем, и вы имеете наглость
настаивать на своей точке зрения.
Материал подготовлен для интернет сообщества «Равное родительство»
http://community.livejournal.com/childrn_divorce/19839.html