Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Выпуск пятой недели мая 2008.
Поскольку в чужом глазу соринка всегда заметнее, чем бревно в собственном, разбираться в сильных и слабых местах мы начнём не с себя, а с окружающих. Тема летнего семестра по-иностранному называется «Супервизия». По-русски это, наверное, будет звучать как «В помощь наставнику молодёжи». Как всегда, каждая из тем – а всего их будет двенадцать – продублирована на форуме «Дети рисуют семью» в соответствующей категории.
Что делает супервизор? Он учит (1), поддерживает (2), консультирует (3) и даёт оценку (4). Сегодня мы прочтём материал, относящийся к позиции супервизор как консультант.
Цитируем по книге:
Энтони Уильямс. Вы - супервизор. Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии. М: "Класс", 2001. 288 с.
с. 87
Супервизор как консультант
Если в роли учителя супервизор может "диагностировать" клиента, то в роли консультанта он скорее даигностирует терапевтическую систему - взаимодействие между терапевтом и клиентом. Супервизор-консультант может значительную часть сессии идти за супервизируемым, лишь задавая вопросы, предлагая альтернативные возможности, поощряя сознательный выбор и ответственность.
с. 97-98
Шесть "предписаний" для супервизора в роли консультанта
1. Мыслите системно. Помните, что обучаемый находится в деином диалектическом процессе с вами. Это означает следующее:
ваша рефлексия должна включать и вас самих,
супервизируемый не может двигаться вперёд, если вы не двигаетесь вперёд,
каждый из вас несёт ответственность за достигнутую стадию супервизии,
вы оба изменяетесь внутри ваших собственных систем,
вы оба подвержены влиянию извне, в частности, влияниям клиентов и тех, кто платит за терапию.
2. Мыслите во времени. Как организовано функционирование системы во времени: альянсы, коалиции, тайны, повторяющиеся события?
3. Мыслите смысловыми единицами. Каковы точки отсчёта для обучаемого – сознательные и бессознательные паттерны или мотивы, постулаты о том, как мир воспринимается, конструируется, представляется и транслируется другим?
4. Мыслите в пространстве языка. Как всё это формулируется в словах, передаётся, слышится, приобретает значения, записывается, становится системой правил и сохраняется?
5. Помните своё место. Вы – супервизор, а не терапевт, клиент – это клиент терапевта, а не ваш (хотя, если терапевт наносит ущерб клиенту, на вас лежит этический долг вмешаться).
6. Мыслите стратегически. Фокусируйте свой разбор не на том, «как измениться этому клиенту», а на том, «как измениться этому терапевту».
Комментарий к пункту 3.
На семинарах, где мы разбирали сказку «Как нищий разбогател» и сказку «Как нищенка разбогатела», которую писал каждый из участников, каждый получил опыт индивидуальной работы такого рода. Поскольку написанное участниками – очень личное переживание, а тех, кто смутно представляет себе, как отыскивать смысловые единицы в том, что вам рассказывают (или пишут), немало, рекомендую познакомиться с похожим разбором, который никого не обидит – я говорю о сказке «Марья Моревна».
Он выложен в Живом Журнале «Дети рисуют семью» здесь
http://m-d-n.livejournal.com/14440.html
и продублирован на форуме «Дети рисуют семью» здесь
http://madeinmodiin.10bb.ru/viewtopic.php?id=40
Комментарий к пункту 4.
В выпуске рассылки от 17 июня 2008 приводился отрывок из книги «Дети рисуют семью», где речь шла именно о работе в пространстве языка – я имею в виду историю про фирменный смайлик. Перечитать историю можно здесь
http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200806/17090700.html/
Продолжение в следующем выпуске рассылки.
С уважением,
доктор Бермант-Полякова
С уважением,
доктор Бермант-Полякова