Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Выпуск второй недели июня 2008.
Тема летнего семестра в учебном плане рассылки «Интерпретация проективных тестов» по-иностранному называется «Супервизия». По-русски это, наверное, будет звучать как «В помощь наставнику молодёжи». Как всегда, каждая из тем – а всего их будет двенадцать – продублирована на форуме «Дети рисуют семью» в соответствующей категории.
Что делает супервизор? Он учит (1), поддерживает (2), консультирует (3) и даёт оценку (4). Поскольку в чужом глазу соринка всегда заметнее, чем бревно в собственном, разбираться в сильных и слабых местах мы начнём не с себя, а с окружающих и поведём речь о психологах, которые проводят тесты и о социальных работниках. В ближайших выпусках рассылки мы познакомимся с одним из лучших экспертов – Роем Шефером.
Блестящий знаток теста Роршаха, психоаналитик, главный клинический психолог Йельского медицинского университета Рой Шефер однажды иронично описал преимущества и недостатки каждого типа психолога-психодиагноста. Отрывки из книги Shafer Roy. Psychoanalytic Interpretation in Rorschach testing. NY:Grune&Stratton, 1954 цитируются по книге: Arbitrum Liberium. Арбитрум Либериум. Свобода выбора пути. Сводный каталог русскоговорящих специалистов в области медицины и психологии. Подарочное издание для участников конференции
26 апреля 2007 года. Тель-Авив, 2007. 198 с. ISBN 978-965-7272-19-0
Впрочем, проницательный взгляд психоаналитика легко применить к разговору о том, какой вы врач, педагог, социальный работник, руководитель – или шире, представитель профессий, где взаимодействие с другими людьми является главным.
«Заумный тип
Заумный психолог. Склонность к интеллектуальным играм присутствует в любом психологе. До тех пор, пока она остаётся под некоторым контролем, интеллектуализация успешно изолирует аффект и делает возможным взаимодействие с крайне напряжённым и потенциально разрушительным материалом в ответах пациента. Это качество помогает быть осторожным в выдвигаемых предположениях, поддерживает разумный скептицизм, противится механистическим интерпретациям и «увеличивает готовность погружаться в рассмотрение бесконечного разнообразия
ответов и их значений в различных конфигурациях», иронизирует Шефер. Интеллектуальная наклонность может способствовать использованию тестов в целях развития теоретических положений.
В своём крайнем проявлении, интеллектуализация в тестировании делает психодиагностику слишком отстранённым, «логичным», собирающим головоломку занятием. Заумный психолог пишет отчёт в «информирующей» манере, неизбежно усложняющей случай. Он интерпретирует каждый знак, стремится установить количество для каждого качества, сомневается в своей ответственности и даёт абстрагированные описания. Только заумный психолог может жизнерадостно рассуждать о страхах кастрации, инцестуозных желаниях, садистских фантазиях
и фаллических матерях с абсолютным отсутствием чувства уникальных, эмоционально ощутимых качеств конкретного пациента, пишет Шефер.
Когда интеллектуализации психодиагноста подпитываются его грандиозными устремлениями, он временами становится в позу психолога, который «всё видит и всё знает». Его позиция воспринимается пациентом как холодность и нарциссическое самолюбование. Заумному психологу доставляет удовольствие в основном то, что кажется ему интересным, но нет вернее пути вызвать раздражение у пациента, чем отнестись к нему как к «интересному случаю». Пациенты боятся безучастного отношения, обижаются, когда в них видят предмет классификации,
и настаивают на том, чтобы их считали неповторимыми».
О чём может, теоретизируя, заумно рассуждать социальный работник? На какую теоретическую и методическую базу опирается его «психосоциальное расследование»? По моему личному впечатлению, заумь среди социальных работников, решающих вопросы разлучения детей с родителями, чаще встречается в других формах: это «энциклопедисты», активно начитывающие разнообразную литературу, и «классификаторы», пытающиеся свой опыт работы с трудными семьями оформить в простую классификацию, где есть «безнадёжные» случаи и те, где
«во всём виноват несотрудничающий отец» и «во всём виновата несотрудничающая мать». Где встречается заумный тип? Он с удовольствием выступает на конференции с докладом или занимается на курсах, повышая свою квалификацию.
Материал подготовлен для интернет сообщества «Равное родительство»
http://community.livejournal.com/childrn_divorce/19839.html