Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Психоанализ это не только Люди и Книги, это ещё и Идеи. Попробуем систематизировать теоретический багаж, с которым мы приступаем к изучению Я.
Психоанализ рассматривает структуры Я в их развитии. Здесь существуют три парадигмы. Согласно первой, определившей взгляды Фрейда, Кляйн и Малер, развитие является линейным процессом, который можно разделить на этапы. Патология понимается как фиксация на одной из стадий развития, «арест» (developmental arrest).
Согласно второй парадигме, к которой можно отнести взгляды Винникотта и Эриксона, развитие подобно спирали, и на каждом жизненном этапе задачу развития нужно решать заново. Так, младенец обретает независимость от матери, подросток обретает независимость от родителей, пациент обретает независимость от аналитика. Или, на разных возрастных этапах новые способности ребёнка радикально изменяют перспективу и вынуждают окружение заново приспосабливаться к нему. Патология понимается как отсутствие творческого подхода к жизни, болезненное чувство изоляции, неспособности ощутить достижения от любой деятельности, утрата Эго-функции временной перспективы и ожидания, иными словами, явная регрессия к периоду раннего детства.
Согласно третьей парадигме, сформировавшей взгляды Огдена, развитие это диалектический процесс. Оно понимается диалектическое взаимодействие трёх способов переработки опыта, которые создают, поддерживают и отрицают друг друга. Быть человеком значит проживать диалектическое напряжение, которое устанавливается между тремя этими способами. Патология понимается как исчезновение такого напряжения и установление иерархии, в которой один способ переработки опыта подчиняет себе другие.
Психодинамическая психодиагностика опирается на представление об Эго, выработанное в рамках этих парадигм. Подробнее о работах теоретиков психонализа мы рассказываем в соответствующем разделе сайта образовательного проекта «Роршах и психоаналитическая диагностика» www.rorschach.ru
Различия между разными психоаналитическими подходами не ограничиваются представлениями о сути развития. Каждое из несхожих теоретических направлений психоанализа разработало свою собственную психологию развития и по-разному отвечает на вопрос о происхождении Я.
Способен ли ребёнок с самого начала своей жизни отличать себя от матери?
Мелани Кляйн и Фейрбейрн отвечают на этот вопрос положительно, тогда как Малер, Кернберг и Винникот в этом сомневаются, предполагая существование начальной стадии развития ребёнка, на которой тот слит с матерью и не отделяет себя от неё.
Ещё один вопрос, касающийся развития Эго и Я: какое место занимают зло, инстинкт разрушения и агрессия в развитии Я?
Согласно первой точке зрения, Я берёт начало в блаженном состоянии слияния с матерью. Винникотт и Кохут исключают агрессию из развития Эго и Я. Силы, мотивирующие Я, не определены, можно лишь косвенно предполагать, что это внутреннее влечение к росту. Концепция Я строится на мироощущении блаженства, агрессия понимается как феномен реактивной природы. Будучи реакцией на фрустрацию или на на внешнюю угрозу для Я, агрессия не является изначально присущей человеку.
Согласно второй точке зрения, которую развивают Кернберг и Кляйн, ощущение Я происходит из состояния, в котором блаженные переживания перемешены с пугающими и мучительными. Любовь и ненависть, жажда созидания и жажда разрушения присущи Я изначально.
Пожалуйста, составьте конспект этого выпуска.
Назовите три парадигмы, описывающие процесс развития Я:
1.
2.
3.
Какой точки зрения придерживаетесь именно Вы (ответьте Да или Нет):
Ребёнок сначала слит с матерью психически?
Ребёнок с самого начала отдельная психическая реальность?
Агрессия это реакция на внешний стимул?
Агрессия это изначально данное, врождённое качество?
Существует ли единственно верная интерпретация?
С уважением,
Ольга Бермант-Полякова
Dr Olga


Наверх

В избранное