Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология в цифрах

  Все выпуски  

Психология в цифрах Выпуск 7


Информационный Канал Subscribe.Ru


Частная Служба Психологической Помощи www.psycorr.com

Психология в цифрах

Выпуск 7


Новости сайта
Новости психологии
Статья "Измерения в психологии". Часть 7
Разминка для интеллектуалов
Забавный тест
Информация о рассылке



Уважаемые подписчики!

На третий вопрос разминки не ответил никто. Тем не менее она продолжается.

На нашем сайте заработал седьмой тест IQ Г.Ю.Айзенка. Ознакомиться и пройти тест вы можете на странице Тесты. В сегодняшнем номере Вы можете узнать, что же все-таки измеряет тест IQ.

Внимание! Для корректной работы сайта необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен Macromedia Flash 7.0.




Умные люди глупеют под давлением

Психолог Шин Бейлок (Sian Beilock) из университета Майами (Miami University) установила, что люди с большим объёмом "оперативной" памяти, которая обычно позволяет им превосходить других, "раскалываются под давлением", то есть выполняют задачи хуже на экзаменах, чем в свободной обстановке.

Исследование ставит под сомнение способность специальных тестов для проверки умственных способностей в стрессовых ситуациях реально оценить возможности человека – принимаемого на работу сотрудника или абитуриента института.

Рабочая память, также известная как краткосрочная память, держит информацию, которая относится к текущей работе и способствует решению задачи. Это – то, что позволяет нам помнить и восстанавливать самые ранние шаги таких длинных задач, как математические преобразования.

Однако, установила госпожа Бейлок, когда обстановка усложняется, значительную часть краткосрочной памяти "забивают" мысли типа "а справлюсь ли я", "нужно непременно сосредоточиться" и тому подобные. Они съедают "место", которое в свободной обстановке было бы отдано, собственно, решению задачи. И, что особенно интересно, у людей, у которых объём краткосрочной памяти невелик – ничего такого, как правило, не происходит.

Бейлок провела ряд тестов с большой группой студентов, чтобы разделить их на две части – с большим и маленьким объёмом краткосрочной памяти. Затем им всем дали математические задачи. Как и следовало ожидать, студенты с большим размером "оперативной" памяти (тут прямая аналогия с компьютерами) – справились с задачей быстрее и существенно лучше своих оппонентов. Но вот внешние условия ужесточили: студентам сказали, что их работа – часть важной командной миссии, что каждый ответственен за общий результат, что за верное решение вся команда получит наличные, и что их работу будут оценивать профессора. И тут показатели группы с большой краткосрочной памятью сразу упали до уровня их менее "умных" соперников, которых стресс, как кажется, не затронул.

Источник: Membrana.Ru


Почему мужчины чаще женщин бывают, как гениями, так и идиотами

Международная команда генетиков из нескольких университетов и институтов США, Великобритании и Германии, руководимая Марком Россом из британского института Wellcome Trust Sanger опубликовала результат расшифровки X-хромосомы человека. Как известно, это одна из хромосом, отвечающих за различие между полами.

Женщины имеют по две X-хромосомы, а мужчины – одну X и одну Y. Выяснилось, что примерно 15% генов на второй X-хромосоме не выключаются, а продолжают работать. Более того, другие 10% генов также, в ряде случаев, продолжают работать в выключенной хромосоме. Это означает, что женщины несут в себе намного больше активных генов, чем мужчины, то есть – генетически более разнообразны, более вариативны.

В утешение мужчинам генетики заметили, что хотя средние показатели интеллекта мужчин и женщин равны – мужчины чаще женщин "тяготеют" к крайностям интеллектуальной шкалы. То есть, мужчина с большей вероятностью, чем женщина, может быть как полным идиотом, так и гением. Это происходит из-за того, что удачные (или неудачные) в плане влияния на интеллект гены в единственной X-хромосоме мужчины не "разбавляются" своими ординарными копиями, как случается во второй X-хромосоме у женщин.

Источник: Membrana.Ru



(продолжение, начало см. в выпуске 1 - 6 )


До сих пор мы оставляли в стороне проблему скорости и способности справиться с заданием. В данном случае позиции психологии не так прочны, отчасти потому, что этим понятиям долгое время не придавали особого значения, и, как следствие, до сравнительно недавнего времени не занимались исследованиями в этом направлении. Поскольку некоторые экспериментальные открытия в данной области представляют немалый интерес, попробуем их обобщить с помощью понятий и теорий Д. Фурно, который одним из первых нашел решение этой весьма непростой проблемы.

Предположим, что определенной группе людей задана серия заданий с рядом цифр, связанных между собой некоторой зависимостью, ограничений по времени при этом не задается. Далее, в зависимости от того, сколько людей справится с этой задачей или сколько нет, мы сможем определить уровень сложности каждого из заданий. Задание, которое смогут решить 90 процентов тестируемых нами людей, будет считаться относительно легким, задание, которое смогут решить только 10 процентов, будет считаться относительно трудным.

Если мы составим новый тест из заданий разного уровня сложности и попросим решить его другую группу людей, то получим три вида ответов: субъект может ответить правильно, неправильно или вообще решит оставить вопрос без ответа и пропустит его. Общий балл после выполнения многих тестов высчитывается на основе количества правильно решенных задач за данный интервал времени, поэтому в этом тесте неизбежно присутствуют все три вида ответов. Точно такие же группы ответов будут наблюдаться и при других типах задач.

Очевидно что, чем сложнее задача, тем больше времени будет затрачиваться на ее решение, вместе с тем существует и еще несколько факторов влияющих на решение задачи.

На некоторые вопросы, тестируемые просто не хотят тратить время из-за недостатка настойчивости или внимательности. Это тот самый случай, когда требуемая способность к концентрации над задачей больше, чем имеющеюся у индивидуума.

Фурно говорит, что если все факты, приведенные здесь, проанализировать в соответствии с определенными отношениями, которые их связывают и которые можно выразить математически, то мы получим довольно правдоподобную гипотезу относительно природы мыслительных процессов, вовлеченных в решение задач.

Согласно его точке зрения, после осознания задачи в мозгу человека происходят строго организованные процессы, в результате которых он вырабатывает цепочки пробных решений. Вовсе не обязательно, чтобы все эти решения осознавались человеком, так как каждое из них представляет собой особый вид организации определенной части структуры мозга. Именно скорость формирования этих структур и подводит нас к понятию скорости мыслительных процессов. После того, как в мозгу сформировались все пробные ответы, проверяется их адекватность в качестве ответа на конкретный вопрос. Именно на этой стадии и происходит формирование ошибки. Неправильный ответ проходит через отборочный фильтр из-за неверного формирования процедуры фильтрации ошибки. Это можно назвать невнимательностью. При отсутствии этого фактора перебор решений будет происходить до тех пор, пока не будет найдено верное решение. Или, до тех пор, пока внимание не переключится на решение другой задачи из-за недостатка настойчивости.

Благодаря этой модели Фурно, наш анализ можно завершить. И завершим мы его ответом на вопрос: «Что же на самом деле измеряют тесты умственных способностей?»

Правильно составленные тесты измеряют скорость умственных действий, которые являются основой эффективной мыслительной деятельности. Они также выявляют способности, которые необходимы для работы с различными видами материала - цифрами, словами, рисунками и т.д., - и совершенство познавательных процессов проявляющихся в запоминании, восприятии, мышлении.

Тесты затрагивают и компоненты, которые не имеют отношения к интеллекту, например, настойчивость, но очень важны при определении эффективности умственных способностей человека, т.е. его способности решать все более и более трудные задачи.

Продолжение следует...

Психолог: В.Ушаков.




Мы хотим предложить Вашему вниманию серию не совсем обычных заданий. Это не тесты для определения коэффициента умственного развития и они не могут оцениваться по принятым шкалам. Эти задания очень сложны. Человек со средним IQ скорее всего не сможет ответить ни на один из этих вопросов. Если же Вам удастся найти ответ, то Ваши дела обстоят очень хорошо. Более точной оценки для подобного уровня тестов не существует. Для решения Вам понадобятся: IQ выше среднего, высокая креативность и не кроссвордная эрудиция.

Задание 4

О том к чему могло привести безвыходное положение Винни-Пуха:

- Ой-ой-ой! Больно!

- Теперь все ясно, - сказал Кролик, - ты застрял.

- Все из-за того, - сердито сказал Пух, - что выход слишком узкий!

- Нет, все из-за того, что кто-то слишком много ест! - строго сказал Кролик, - Так, а что будет если из Винни-Пуха вычесть мёд?

- Это просто, Кролик, это так же просто как из 1919 вычесть 250. Видишь, как мёд помогает думать?

- Хорошо, а если из норы минус Винни-Пух? Что ты на это скажешь?

- А вот это не просто, это совсем не просто. Это отрицательное число. Т.е. черная дыра. Страшно, Кролик, мы все в ней можем погибнуть. Так что беги лучше за Кристофером Робином.

- Побегу, - подумал Кролик,- а вот интересно, почему получится черная дыра и сколько именно ее получится?

Первому приславшему правильный ответ приз - психокорректирующий аудио диск для снятия усталости и улучшения работоспособности.

(адрес для ответа)

Ответ на задание 3 можно посмотреть здесь.




Большой взрыв

Извержение вулкана - одно из самых устрашающих проявлений неистовства природы. Горячая лава и ядовитый дым могут оставить от окружающего ландшафта лишь груды серого пепла. Они разрушают все, что встречается у них на пути, и поэтому очень легко понять, почему древние цивилизации относились к извержениям вулканов как к знаку гнева богов. Даже сегодня кажется, что вулканы весьма явно дают нам понять наше место в общей схеме вещей.

Вашему взору открывается картина извергающегося вулкана. Какая фраза лучше всего описывает ваши мысли, возникающие у вас при виде этого зрелища?

Может быть, таким образом, природа пытается предупредить нас, чтобы мы прекратили уничтожать землю

Полагаю, давление внутри просто стало слишком сильным

Ух ты, вот это зрелище! Я потрясен!

Эти штуки часто взрываются. Это в порядке вещей. Тоже мне, большое дело

Примечание: для корректной работы теста рекомендуется открывать рассылку в браузере.




Архив рассылки

Сайт рассылки www.psycorr.com

Ведущий рассылки: Психолог Ушаков Вячеслав

Частная Служба Психологической Помощи www.psycorr.com


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.psycorr
Отписаться

В избранное