Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологос: энциклопедия практической психологии Организованность – лучший друг младших школьников


Друзья, заходите в мои соцсети: ИнстаграмФейсбук, ВК личная страничка, ВК Психологос, а также ЯндексДзен


Организованность – лучший друг младших школьников

Автор: Алла Силосьева,
Университет практической психологии

Самостоятельность и организованность – верные, неразлучные друзья. Ребенок способен организовать себя, когда начинает действовать с разумной долей самостоятельности. Он знает, что легче найти нужный ему предмет, когда тот находится на своем месте. Он понимает, что в ответе за свои вещи, а значит, бережет их.

На что стоит обратить внимание родителям, для того чтобы научить своего ребенка быть организованным?

Определите с ребенком его рабочую зону: место, где он выполняет домашнее задание, читает, пишет, рисует. Дорогие родители, рабочая зона имеет особое значение в развитии и организации ребенка.

Читать, писать и рисовать – прекрасно, но не менее важно, где ребенок это делает. Ваш ребенок делает свои уроки у вас на кухне? в спальне? на диване, лежа на полу? Это – неправильно. Вспоминайте до боли знакомое:

– Мам, ты не видела мой дневник?
– Ааа, я не могу найти учебник по русскому!
– Я опять потерял ручку и карандаш.
– Я вышел из комнаты с тетрадкой по математике. Теперь тетрадка исчезла!

Отлично! Ищем тетрадку всей семьей полчаса, а то и полдня. Тетрадка, конечно, может объявиться каким-то чудесным образом в течение года, но к тому времени она уже будет не нужна.

А когда у ребенка есть рабочий стол со шкафчиками, тогда обычно все школьные принадлежности находятся на своих местах. Хорошо помогает ребенку упражнение Дистанции «Порядок на рабочем столе».

Одна наша участница на Детской Дистанции создала замечательный чек-лист, где написала:

«Все для ВПР находится в папке с Мишкой, папка с Мишкой в тумбочке слева, на нижней полке. Школьные тетради, учебники ищу в верхнем шкафу справа и т. д. Кате 11 лет, но она уже освоила для себя золотое правило: порядок на столе – порядок в голове».

Чем еще хорошо, если у ребенка его рабочая зона? Помимо того, что все принадлежности находятся на своих местах, ребенок пишет, читает за письменным столом, который адаптирован под его рост и возраст. В период с шести до восьми лет начинается процесс формирования осанки и от того, где он пишет и как он сидит, зависит не только его здоровье, но и его красивая, уверенная внешность.

Все в порядке, когда есть План дня

Забыл... Это раздражительное слово для родителей, но очень удобное для детей.

– Что вам задали по английскому?
– Забыл…
– Где твой спортивный костюм?
– Забыл в школе.

Как думаете, кто в итоге волнуется больше: ребенок или мама? Мама! А ребенку удобнее забывать.

В такой ситуации выручает план дня. С чего начать? Сделать чек-лист на месяц. Если вы напишите длинный список дел на день и повесите его на холодильнике, то скорей всего он там так и останется для красоты. Ребенку легче запомнить дела, которые он выполняет каждый день. Чтобы добиться результата, делим день на УТРО, ОБЕД, ВЕЧЕР! На каждый промежуток дня записываем по три задачи, которые ребенок выполнит. Дело, которое ребенок сделал, отмечает галочкой. Чем больше галочек, тем удачнее день. Например, у нас так:

УТРО:

  1. Подъем в 7 часов.
  2. Зарядка.
  3. Холодный душ

ОБЕД:

  1. Проверить и заполнить дневник.
  2. Погулять, поиграть.
  3. Помыть посуду.

ВЕЧЕР:

  1. Домашнее задание
  2. Порядок на рабочем столе
  3. Приготовить рюкзак, одежду на завтра.

План составляем вместе с ребенком по принципу – что ты хочешь делать и чем тебе полезно заняться?

Даем ребенку четкие инструкции

Понаблюдайте в течение дня, как вы общаетесь с ребенком. Ребенку трудно будет выполнить ваше требование, если в нем нет четкой инструкции. Я наблюдала за тем, как бабушка учила внучку убирать за собой свои вещи: «Почему ты не убираешь свои вещи? Посмотри, все разбросано по дому! Это разве красиво? Ты девочка, а все никак не научишься следить за своими вещами! Поэтому ты никогда ничего не находишь!»

Какую инструкцию получает здесь ребенок и что он должен сделать?

  • Найти оправдание, почему все разбросано? (найдет)
  • Посмотреть вокруг как все «красиво»?
  • Подумать над тем, почему он не убирает свои вещи?

Да ну его этот порядок! Проще обидеться на бабушку и ответить: «Ты всегда так!»

Мы, взрослые, часто дезориентируем ребенка, когда одновременно выражаем свое недовольство и учим как правильно. Поэтому четко и кратко даем инструкцию, что ребенок должен сделать:

  • Наведи порядок на своей полке.
  • Вымой посуду.
  • Пиши красиво.
  • Выпрями спину.

Если ребенку трудно выполнить задание самостоятельно, показываем пошагово, как правильно сделать два-три раза. Как показывает практика, в следующий раз он справится самостоятельно, и сам сделает для себя открытие: «Чем больше я тренируюсь, тем лучше у меня получается!»

Оригинал статьи


В избранное