Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологос: энциклопедия практической психологии Развитие осознанности


Развитие осознанности

Автор: Н.И. Козлов

Развитие осознанности - развитие способности, умения и привычки сопровождать сознанием свои состояния, свои действия, свою деятельность, течение своей жизни.

В последнее время слово осознанность стало очень расхожим и упоминается часто не по делу. Большое число психологических и психотерапевтических подходов говорят о том, что их особенностью является развитие в людях осознанности. При этом не говорится, что же именно имеется в виду под этим качеством, о каких наблюдаемых признаках идет речь.

Есть осознанность речи, есть осознанность движений, есть осознанность мышления, есть осознанность своей жизни в целом - о чем идет речь?

Претензии тех или иных духовных гуру или психологических школ: "Мы развиваем осознанность!" - не более чем рекламный трюк. Осознанность развивают все: и родители, когда учат ребенка попадать ложкой в рот, и учителя, приучающие первоклашку писать по строчке, и инструктор, обучающий как пользоваться новыми технологиями. "Мы развиваем осознанность" - звучит так же, как "Мы даем знания!". Все дают знания. Все нормальные педагоги развивают осознанность - только в разных областях и направлениях, и это путь длиной в бесконечность.

Осознанность развивается постоянно в течение всей жизни, это постоянный процесс, который не имеет какой-то конечной точки. Развитие осознанности - это всегда развитие осознанности в какой-то части человеческой жизни, в той деятельности, где эта осознанность востребована. Одного тренинга, помогающего развитию осознанности, нет и быть не может. Могут быть тренинги, больше других обращающие внимание участников на разные моменты осознанности, но всех моментов осознанности на одном тренинге охватить просто нереально.

Как в развитии любого навыка, развитие осознанности имеет свои уровни и свои направления.

Развитию осознанности базового уровня способствуют все практики, помогающие владеть своими эмоциями, в первую очередь спокойное присутствие, привычка быть расслабленным и практики медитации, которые это удачно объединяют.

Если человек живет сегодняшним днем, осознает только свои сиюминутные или ближайшие потребности и желания, то это осознанность низкого уровня. Если же человек смотрит на жизнь шире, чем через призму своих желаний, учитывает не только себя любимого, но и других людей, планирует свое будущее, умеет загружать голову нужными мыслями, а душу нужными чувствами, то его уровень осознанности уже значительно выше.

Осознанность можно развивать, осознанность нельзя развить. В этом парадоксе говорится о том, что развитие осознанности - это не один определенный процесс с определенным завершением, а ветвящийся бесконечный путь, следующие этапы которого открываются только тем, кто прошел уже его часть. Фраза Сократа: "Чем больше я знаю, тем больше понимаю, как мало я знаю" в полной мере применима и к осозанности: чем более человек начинает жить осознанно, тем в большей мере он начинает понимать, сколько еще неосознанного в его жизни.

Тем не менее, человека с как-либо развитой осознанностью несложно отличить от человека, живущего безотчетно. Внешние признаки осознанности - внимательный взгляд, отсутствие чрезмерно резких, импульсивных движений, собранность в расслабленном теле. В общении осозанность проявляется в способности четко сформулировать свой тезис, контроле своих эмоций и возможности повторить то, что говорит собеседник. В делах - наличие списка дел дня, продуманность целей на год и т.д.

Человек, осознающий свою жизнь, может всегда ответить на вопросы: «Кто я? Откуда я? Что я делаю? Куда я иду?» (и в мелочах, и в большой жизненной перспективе). Осознающие люди видят, что они делают, слышат, что они говорят и как они разговаривают друг с другом.

Чем более у человека осознанность своих действий и своего поведения, тем яснее у человека видение используемых им шаблонов и инструментов, понимание своих мотивов и целей, своих проблем и своих возможностей.

Развивать осознанность - можно и нужно, но и развивать свою осознанность следует осознанно, обдумав направления будущей работы.

Далее: Основные направления развития осознанности


В избранное