Психологос: энциклопедия практической психологии Семь ключиков к порядку в доме
Добрый день!
Как я и ожидал, прошлая рассылка ("Повесть о Формате, часть 1") вызвала много откликов, в основном восхищение и благодарность. Елена Кузьмина учится у меня в Университете практической психологии и, как
разумный и практичный человек, пробует воплотить на практике воспитания своих трех детей то, чему я учу в Университете. Результаты ей очень нравятся, теперь она рассказывает об этих результатах мне и вам. Итак, сегодня продолжение ее рассказа: "Повесть о Формате, часть 2, Семь ключиков к порядку в дома".
Вдохновившись успехами применения первого плаката, я решила структурировать еще одну сферу нашей с детьми жизни – домашние дела.
На первый взгляд, система может показаться сложной, но она имеет внутреннюю логику и легка для понимания. Расскажу по порядку о ключевых моментах моей идеи.
1. Дела простые, понятные, конкретные.
Для простоты я сделала одинаковое количество дел, по 5, утром и вечером, каждому ребенку. Пришлось кое-чем пожертвовать, что-то перенести. Например, за порядок в детской и в ванной отвечает Андрей, при
этом устно я часто напоминаю, что Саша обязательно в этом участвует, это и его дело тоже.
2. В центре внимания – позитив от мамы за выполнение дела.
На первом плакате центральное место занимает
изображение обнимающихся мишек. Любовь, одобрение, поддержка – это важно, это на первом месте.
Признаюсь честно, это было нужно не только для детей, это было нужно и для меня самой. В бытовой суете мы, мамы, заботимся в первую очередь о порядке и комфорте и часто забываем о проявлении любви к детям. Напоминание всегда кстати.
Кроме того, на отдельном плакате я записала роль мамы во всем процессе.
Это вызвало бурю положительных эмоций у Саши, т.к. теперь он получил инструкцию как получить от мамы объятия и поцелуи. (Я задумалась – неужели раньше я так редко проявляла нежность к ребенку, что он буквально «изголодался» по объятиям? Не так уж редко, но, видимо, недостаточно).
3. Санкции присутствуют, и они конкретны.
Санкции выбирала с точки зрения полезности для организма и скорости выполнения. Утром времени обычно маловато, поэтому приседания, это быстрее. Вечером уделить 2-4-6 минут упражнению тоже можно. Раньше мы
занимались одними только приседаниями за разные проступки, и это стало уже слишком легко для них.
Хочу сказать, что приседания утром мы делаем крайне редко – все дела обычно выполняются. А упражнение «Стульчик» (застыть в полуприседе: как будто сидишь на стуле, но без стула) бывает пару раз в неделю. Поначалу «стульчики» были кривые и
стонущие. Сейчас дети уже приучились и стоят «стульчиком» ровно и красиво, одно загляденье.
Саша не упускает случая поторговаться в мелочах: - Мама, если я буду очень красиво «стульчиком» стоять, ты разрешишь мне на 2 секунды меньше стоять?
Кстати, санкции не избавляют от необходимости доделать несделанное дело.
4. Старшие следят за младшими и несут ответственность за дела младших.
Самый заметный эффект от этого правила я увидела в изменении взаимоотношений Саши и Юли. Если раньше это были в основном ссоры и обзывания, то теперь Саша переменился. Он почувствовал себя старшим, ответственным, и сейчас применяет все свое красноречие для того, чтобы отвести Юлю чистить зубы. С другой стороны, Юля стала меньше задирать Сашу, стала относиться к нему теплее и чаще его слушаться.
Побочный, но очень приятный эффект этого правила – у мамы стало меньше забот, как минимум вполовину.
Если хотите стать такими же талантливыми, для вас открыт набор на обучение в Университете Практической Психологии на 2015 год. Начало занятий в сентябре. Подробно на
сайте univerpp.ru