Психологос: энциклопедия практической психологии Повесть о формате. Разговоры или 7 плюсов маленького плаката
Добрый день!
У меня в Университете есть потрясающе талантливые студенты. То ли ко мне такие приходят, то ли такими быстро становятся, - но почитайте сами статью моей воспитанницы Елены Кузьминой "Повесть о
формате" и в этом убедитесь.
Сегодня - только первая часть статьи. Вторую часть опубликуем и разошлем в понедельник. Ждите!
Устанавливать различные форматы работы с детьми я пробую уже несколько лет. То звездочки за домашние дела, то распорядок дня, то планирование детских целей. Взяв упражнение дистанции Формат, я решила в первую очередь акцентировать внимание позитивном формате общения. Раньше я этого систематически не делала, хотя
потребность есть – негативные эмоции мешают разумному взаимодействию с ребенком. Разумеется, хотелось сделать это наглядно, чтобы всем моим детям, от 3 до 8 лет было понятно о чем речь.
Первым делом я нарисовала и повесила на кухне такой плакат:
В тот же день дети заметили его и стали расспрашивать что это означает. Я объяснила, что с правой стороны показано как нужно вести Разговоры в нашей семье: с
улыбкой, вниманием, радостью, благодарностью и красивой осанкой. Слева показано то, что в нашей семье запрещается: слезы, крики обиды, драки, расстройства. Слева внизу показано что будет, если кто-то проявляет негативные эмоции: разговор сразу останавливается, ребенок отправляется в ванную и сидит там до тех пор, пока не выйдет с нормальным лицом.
Старшие дети
посмеялись над картинками, сразу ухватив суть сего рисунка, уточнили что именно нельзя, а что все-таки можно, и на этом успокоились.
Младшая дочка отнеслась к плакату внимательно и долго его разглядывала, указывая на каждую картинку и уточняя ее смысл. Мне пришлось для нее еще раз проговорить смысл каждого элемента и всей картинки в целом. К вечеру она это позабыла
и спрашивала все по-новой. Так мы с ней проговорили в течение 4 дней не менее десятка раз. К концу недели она уже сама мне рассказывала что означают картинки, что делать можно, чего нельзя и что будет если. Приехавшая в гости бабушка была поражена логикой внучки.
Поэтому отмечу первый плюс всей этой затеи:
Надо отметить, что удаление в
ванную я использовала и раньше, но эпизодически, так сказать когда есть силы и время. Часто возникали ситуации, когда слезы, крики, обиды, драки, расстройства я спускала на тормозах (особенно если видела, что есть более легкие способы решения проблемы, например пойти на уступку ребенку).
С того момента, как я села и сформулировала (для себя самой в первую очередь!)
эти простые правила, я стала спокойно и последовательно следить за позитивным форматом наших разговоров. Исчезли сомнения типа «А может он сейчас плачет не просто так, может у него какая-то уважительная причина…» Я поняла, что в подавляющем большинстве ситуаций мои дети могут очень быстро успокоиться, какими бы расстроенными они ни казались. Уважительные причины, конечно, тоже бывают. Их мало, и я их чувствую каким-то шестым чувством. И тогда сама отступаю от правил, утешаю или оказываю
другую помощь.
Отсюда вытекает второй плюс установления формата:
Через несколько дней после вывешивания плаката, в тот момент, когда младшая дочка в очередной раз объясняла всем наши правила, мой старший сын высказал свое сомнение: «Обойтись совсем без расстройств – не получится! Человек
так устроен, что он обижается или плачет, или еще что-нибудь такое. Разные ведь ситуации бывают!» Мы обсудили эту тему с разных сторон, но к единому мнению пока не пришли. Поняли, что драки и крики в некоторых ситуациях могут быть нужны и полезны. Например, для предупреждения об опасности можно и закричать. Я старалась не давать готовых ответов, а поощрять мыслительный процесс детей.
Тема эта не закрыта и, думаю, обсуждение будет продолжено. Уже сейчас, можно сказать, что еще один плюс плаката такой:
Если хотите стать такими же талантливыми, для вас открыт набор на обучение в Университете Практической Психологии на 2015 год. Начало занятий в сентябре. Подробно на сайте univerpp.ru