Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологос: энциклопедия практической психологии Сыну 19, сидит на шее мамы


Это - учебная ситуация для студентов Университета практической психологии. Представьте, что к вам, как к консультанту, обратилась женщина.

Алла, 40 лет. Муж умер 6 лет назад. Одна воспитывает сына Артема, которому сейчас 19 лет. Работает на двух работах, очень устает. Оплачивает сыну обучение в колледже и съемную квартиру. Сын привык, что его обеспечивает мама, и устраиваться на работу, чтобы помогать финансово, не собирается. Говорит, что работать по специальности всё равно не будет, специальность ему не нравится (мама заставила поступить). Учится плохо, основное время проводит, играя в компьютерные игры. При этом, денег всё время не хватает.

Алла жалуется, что не знает, что делать с сыном. После работы силы остаются только на то, чтобы ворчать на него и читать нотации, которые он не воспринимает. Ей хочется, чтобы сын взялся за ум и стал Мужчиной.

Первое учебное задание: "Этикотипы". Прокомментируйте ситуацию с точки зрения этикотипов. К каким этикотипам вы бы отнесли Аллу и Артема? Свою точку зрения обоснуйте.

Второе учебное задание: "Машина времени". Представьте, что ученые изобрели машину времени, которая позволяет путешествовать на 5-10-15 лет назад. Клиентка Алла приходит к вам с тем же запросом, и вы вместе отправляетесь на несколько лет назад, чтобы помочь ей что-то поменять в воспитании сына. Напишите несколько рекомендаций (относящихся к теме этикотипов), которые могут помочь Алле.

Третье учебное задание: "Разговор". Представьте себя на месте Аллы сейчас. У вас есть возможность поговорить с сыном и повлиять на ситуацию. Как бы вы организовали разговор? Что бы сказали сыну? Напишите небольшой монолог, с опорой на тему этикотипов.


Отвечают студенты Университета практической психологии


Первое учебное задание: "Этикотипы"

Е. К.:

Артем – однозначно Паразит. Он живет за счет мамы, и в финансовом плане (мама обеспечивает), и в плане поведения (мама выбирает колледж). В своей жизни он устраивает беспредел – учиться не хочет, играет в компьютерные игры.

Алла – Романтик. Хочет, чтобы все было идеально (сын стал Мужчиной), о себе не заботится (работает на двух работах), недовольна ситуацией (читает нотации и жалуется). Алла проявляет себя как альтруист – сын ей дороже, чем она сама. Очень сильна привязанность к сыну.

Хочу отметить, что оба они имеют минимальный масштаб личности, т.к. круг их взаимодействия ограничивается друг другом, т.е. своей семьей.


Второе учебное задание: "Машина времени"

О. Г. дает следующие короткие рекомендации:

  1. Необходимо в детстве заставлять ребенка делать дела самостоятельно, так, чтобы он знал: кроме него никто это не сделает. Это первый кирпичик в сторону превращения Паразита в Потребителя.
  2. В детстве обращать внимание на то, как другие люди помогают друг другу и показывать преимущество этого. Это шаг в сторону превращения в Творца.
  3. Своим примером и побуждением к действию ребенка, помогать другим людям, заботясь о них, но при этом не забывать и про себя. Шаг в сторону превращения в Творца.
  4. Научить ребенка отличать вещи, полезные для развития его личности, вещи неэффективные и вредные, такие как игра в игры, гулянки и прочее. Тем самым мы задаем вектор к развитию приличного человека.
  5. Учить позиции Автора и пресекать все проявления позиции Жертвы. Это - главный шаг в сторону превращения ребенка в Творца.

Е. К. дает рекомендации более развернутые:

Я бы предложила Алле отправиться вместе на 10 лет назад, в то время, когда ее муж еще жив, а Артем учится в начальных классах школы. Можно предложить Алле следующие рекомендации:

  1. Составить план. Написать, каким бы Алла и ее муж хотели видеть своего сына через 10 лет. Обозначить его качества характера, его род занятий, другие особенности его жизни. Затем написать какой Артем сейчас: выделить его сильные стороны и зоны роста. Обозначить те направления, по которым нужно прикладывать усилия. По каждому направлению прописать те действия, которые помогут прийти к нужному результату. Обсудить этот план с Артемом.
  2. Привить сыну интерес к учебе. Для этого отправить его в кружки, для развития нужных качеств – например, шахматы, изучение компьютера, рисование, пение, танцы, юные физики/химики, театральный кружок и т.п. Помимо этого отправить его в спортивную секцию, по его интересам.
  3. Привить сыну привычку слушаться родителей. Для этого Алле нужно самой осознать, что Артему необходима ее направляющая рука, что только от нее самой зависит, каким вырастет сын. Затем, твердо и уверенно развивать послушание: ежедневно добиваться выполнения уроков и любых других поручений родителей.
  4. Активно привлекать сына к помощи по хозяйству. Мыть посуду, убираться за собой и за всеми, стирать, гладить и чинить одежду, покупать продукты – все эти дела ребенок может научиться выполнять качественно. Сначала пусть он пробует сам, а Алла хвалит его за старание и подсказывает как можно сделать лучше.
  5. Научиться давать Артему правильную обратную связь. Вместо ворчания и чтения нотаций использовать «плюс-помощь-плюс».
  6. Заняться собственным развитием, подавать сыну хороший пример.

Пункты 1, 2 и 3 являются основными. Они переводят Аллу из позиции Романтика в позицию Творца. С помощью этих пунктов, она берет на себя ответственность за развитие своего сына и будет реализовывать свои идеалистические представления за свой счет. Пункт 5 тоже помогает ей перейти в позицию Творца, т.к. формулируя «+помощь+» она переходит от жалоб к конкретным инструкциям и решениям задач.

Пункты 3 и 4 переводят Артема из позиции Паразита в позицию как минимум Потребителя, а при наличии пункта 5 - и в Творца. Если у Артема будет привычка слушаться родителей, значит и себя он впоследствии тоже будет слушаться, будет делать то, что надо. Работа будет у него на первом месте – а это позиция Творца. Если у него перед глазами все детство будет пример мамы (возможно и папы), которые имеют четкий план действий (пункты 1 и 6), то и всю свою жизнь он будет планировать наперед.

По большому счету, станет Артем Потребителем или Творцом зависит полностью от родителей. У Аллы есть высокие ценности - сумеет ли она передать их сыну? Мне кажется, что напрямую навязывая эти ценности, она вызовет лишь отторжение. Тогда все навыки планирования, хозяйственности, интереса к учебе, цельности Артем будет использовать для себя, как Потребитель.

Если же Алле удастся донести свои ценности мягко, тогда Артема ждет большое будущее и привитые навыки очень ему помогут в позиции Творца.


А это рекомендации Н. Е.:

Будем считать, что растить Алла желает как минимум Потребителя, а лучше - Творца.

Почему? Потому что только данные этикотипы живут в позиции Автора и удовлетворяют ее запросу: сын должен уметь и хотеть позаботиться как минимум о себе (а хорошо бы, наверное, чтобы в перспективе и о маме тоже). Что можно было сделать раньше, чтобы вырастить ответственного взрослого ребенка? 

Точка отсчета машины времени «-15 лет», Артему 4 года.

Что можно было сделать:

1. Приучить ребенка к тому, что маму и папу слушаться с первого раза.

2. Обременить ребенка маленькими домашними обязанностями, которые ему по силам:

  • убирать свои игрушки в соответствующее определенное место;
  • аккуратно складывать и развешивать (на стульчике) свою одежду;
  • помогать маме и папе (например, приносить мелкие вещи);
  • помочь накрывать на стол (отнести вилки, ложки, салфетки).

3. Как взрослому, говорить ребенку спасибо за заботу о других и хвалить его за помощь в случаях, если он:

  • без напоминания выполняет свои обязанности;
  • за то, что делает добровольно с заботой о других, (не обязанности: например, вытирает стол, поливает цветы или убирает за домашними животными);
  • за желание развиваться (например, ребенок просит учить его азбуке).

4. Необходимо подавать ребенку пример заботы и о посторонних людях или знакомых, кроме родственников:

  • обращать его внимание на то, что дети постарше и молодые люди уступают места в транспорте пожилым, инвалидам и беременным, мамами с маленькими детьми. Важно объяснять, почему именно это делается.
  • на то, как молодые люди помогают бабушкам поднести тяжелые сумки;
  • другие примеры заботы.

5. С детства приучать ребенка заниматься спортом. При выборе вида спорта можно учитывать его мнение и договариваться, что раз он выбрал - то будет ходить какой-то определенный минимум времени, даже если ему разонравится. Этим отучаем от мысли о том, что родители каждый раз будут удовлетворять любые его желания, и приучаем к ответственности за свой выбор.

6. Ограничивать развлечения, которые не развивают или развивают мало: мультики, компьютерные игры и пр.

7. Приучать к тому, что мама и папа имеют право выделить время/ресурсы только для себя, и их, например, 1 час в день оставить в покое и в это время поиграть самому. Например, мама красится или занята важным делом. Важно для того, чтобы ребенок не развивал в себе эгоизм. Пример: когда я в детстве говорила сыну: «А сейчас поиграй сам, пока я доделаю вот это дело». И он знал, что в это время запрещено капризничать и отвлекать внимание на себя без веских поводов. Это - родительский СТОП.

Точка отсчета «-10 лет», Артему 9 лет.

1. Мальчик такого возраста должен был уже без напоминания уступать места в общественном транспорте «льготным» категориям граждан.

2. Кроме спорта, необходимо было найти ему занятие, дающее пищу для ума. Хотя бы кружок авиамоделирования, музыка, юный астроном и т.п.

3. Количество домашних обязанностей должно было увеличиться соответственно возрасту:

  • мыть пол;
  • выгуливать собаку (если есть);
  • содержать свою одежду, рабочий стол и постель в порядке и чистоте;
  • заправлять постель, мыть посуду и т.п.;
  • покупать продукты по списку.

Точка отсчета «-5 лет», Артему 14 лет.

В таком возрасте ребенок должен быть уже ответственным и самостоятельным.

В этом возрасте, как мы понимаем, Артем остался без папы. И в первую очередь он должен сейчас помогать маме и заботиться о ней, как взрослый мужчина.

  1. Готовить пищу (хотя бы ужин к приходу мамы с работы).
  2. Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия (например, видя, что в доме закончился хлеб, самостоятельно купить его.). Пример: моя мама врач. И мы с сестрой уже лет с 12-ти осознавали, что о маме можно и нужно позаботиться без ее просьбы, накрахмалив и погладив ей медицинский халат на работу.
  3. По возможности зарабатывать немного денег (например, в этом возрасте можно работать промоутером);
  4. Уметь делать простейший ремонт (починить сломавшийся выключатель).

Рассылка по третьему учебному заданию "Разговор" выйдет в следующий раз.

А пока мы предлагаем вам также представить себя на месте Аллы сейчас, когда Артему 19 лет: как бы вы поговорили с сыном, чтобы повлиять на ситуацию?  

Пишите свои варианты в комментариях в статье. См.→ Ждем!


В избранное