Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Отношения с судьбой

  Все выпуски  

В сегодняшнем предновогоднем выпуске с участием гештальт-терапевта Mily мы пытаемся дополнить идею о


Информационный Канал Subscribe.Ru

(========================================================================)
Новогодний двадцатый выпуск рассылки "Отношения с судьбой".
Здравствуйте, уважаемые читатели!
(========================================================================)
Архив рассылки находится на www.subscribe.ru/archive/psychology.psycholife
(========================================================================)
В сегодняшнем выпуске:
1. Понимание идеи о целях свободного творческого поиска: разговор с Mily.
2. Работа с зеркалом - диалог с интуицией.
3. Как метафоры могут помогать обучению.
(========================================================================)
        Прежде всего, мне хотелось бы поздравить всех вас, дорогие читате-
ли, с Новым годом! Желаю в 2006 году света, ясности, чистоты, воли  и  ус-
пехов!!!
(========================================================================)

        Вы почему-то считаете,  что  между целенаправленно предпринимаемы-
ми действиями и магией есть какая-то разница. Вам кажется, что последствия
целенаправленных действий предусмотреть можно, а  последствия  магического
акта - нельзя. Это полная чушь! Последствия вообще нельзя предусмотреть!

                                          Юлиан Кузнецов. "Cоляные столбы"


        Начнем с переписки...

        Mily - гештальт-терапевт. Она прислала мне список своих  стп-целей
и связалась со  мной по асе  для того, чтобы прояснить ряд моментов.  Ока-
залось, что мне  нужно было четко сформулировать некоторые  дополнительные
идеи о стп-целях. Привожу здесь отрывки из разговора с ней.

                                     ...

Mily: Дима, что делать с новыми целями, которые "всплывают" уже после сос-
      тавления списка?

ased: Новые цели просто дописывай в список и реализуй по мере возможности.
      В  определенном разрезе стп-цели представляют собой просто очень ус-
      тойчивые ассоциации, поэтому  "всплытие" новых стп-целей при  работе
      над более ранними - признак правильно выбранного направления работы.

                                     ...

Mily: Ведёт  ли  реализация  стп-целей к узнаванию своего предназначения в
      мире?

ased: Нет.

Mily: А как?

ased: Реализация стп-целей приводит к  существенному  изменению  жизненных
      обстоятельств.  Происходят ли эти изменения в контексте твоего пред-
      назначения (еще бы понять, что это вообще такое) или нет, я не знаю.  

Mily: То есть, конечный результат - облегчение и улучшение жизни? Я бы это
      обозначила как классическое "завершение гештальтов"... Новыми  здесь
      для меня являются ранжирование целей и  обозначение более  или менее
      чётких сроков реализации, а также отсутствие глубокого поиска смысла
      в каждой цели... В моём первоначальном списке было большинство труд-
      нодостижимых целей (купить яхту, например), пришлось переписывать...  

ased: Конечный результат - не облегчение и не  улучшение. Это очень  важно
      понимать. У тебя же нет четкого критерия, во-первых, момента,  когда
      улучшение должно наступить, а во-вторых, и самого критерия улучшения
      тоже нет.
      Правильно примерно так: конечный результат достижения стп-целей есть
      изменение жизненных обстоятельств. Улучшение и облегчение возможны и
      вероятны, но являются только следствиями изменений.
      Искать смысл  в  каждой отдельной  цели просто не нужно. Смысл можно
      найти только разбивая стп-цели на достаточно объемные   подгруппы  и
      анализируя уже их, иначе можно очень легко оказаться в положении тех
      самых мудрецов из притчи про слона.
      Про  яхту...  такая цель - очень "комплексная", но над ней легко вы-
      полнить  декомпозицию -  разбить  на  маленькие  элементы. Например,
      просто оказаться на борту яхты гораздо легче, чем яхту купить.  Мож-
      но посмотреть такую метафору: стп-цели - это только ключи. Они очень
      простые. Они легко запускают сложный механизм. Ключ в данном  случае
      гораздо проще замка.

Mily: Про яхту... видишь ли, для меня критерием достижения  большинства из
      первоначальных целей  был факт обладания чем-то дорогостоящим (яхта,
      брильянтовое колье и т.д.).
 
ased: А ты все равно можешь выполнить декомпозицию: например,  пройдясь по
      ювелирным магазинам и примерив там  "что-то дорогостоящее". Ты полу-
      чишь эффект обладания, просто на очень короткое время. Декомпозиция- 
      очень мощный инструмент, позволяющий существенно экономить ресурсы.
(------------------------------------------------------------------------)



        Поскольку в предыдущих выпусках мы говорили об обретении  внутрен-
ней целостности, позволю себе привести маленький фрагмент из  переписки  с
Константином.

ased: Из  Вашего  письма  мне  еще  показалось, что  не все хорошо у Вас с
      интуицией, с чувством  будущего, с доверием самому себе.  Есть здесь
      замечательное простое упражение: становитесь перед зеркалом там, где
      Вам  никто  не  мешает, и, глядя отражению в глаза, обсуждаете с ним
      любую тему в течение не менее чем пятнадцати минут. Копирайт на  это
      упражнение не мой, но где взял его когда-то, вспомнить сейчас не мо-
      гу.

К:    Ха, попробую. А с интуицией может и не так уж плохо, но я часто лов-
      лю себя на том, что голос интуиции был, да я ему не  поверил.  Учусь
      верить. А  вот  с  чувством  будущего и с доверием себе - да, совсем
      плохо.

                                     ...


ased: Попробовали? Как успехи?

K:    Занятные  ощущения - минут через пять хочется прекратить,  поскольку
      приходит ощущение, во-первых, полной  бессмысленности происходящего,
      а во-вторых, монолог на 15 минут - это очень длинно - приходится те-
      му искусственно "раздувать", выдумывать что-то...

ased: Ну, минимальный  смысл в этом точно есть.  Вы  же  совершенствуетесь
      в ораторском искусстве =). Говорить на определенную тему 15  минут -
      довольно  сложно, я  согласен. Однако, замыкая контур обратной связи
      на себя, Вы учитесь находить внутри нужные ресурсы. Кроме того,  ве-
      роятно, в процессе выполнения этой техники, Вы осуществляете некото-
      рую реструктуризацию доступных Вам сведений, что повышает Вашу  гиб-
      кость.
(------------------------------<конец письма>----------------------------)


        Продолжаем разговор.... в 18 выпуске от 2.12.5  мы смогли увидеть,
что прекращение развития, движения вперед, утрата способностей могут  быть
в том числе и спровоцированы занятием нелюбимым делом. Мысль эта совершен-
но очевидная, о ней много раз писалось и говорилось. Кажется, все получае-
тся довольно просто: в деле, которое не нравится, нет желания разбираться,
а, следовательно, это дело не может принести  качественных  результатов  и
роста творческих способностй.
        Вот один из подходов к решению этой задачи (цитирую Илью Шальнова,
ранее выпускавшего рассылку "Психотехники бессознательного"):
        "...Трудное можно сделать привычным, привычное - легким, легкое  -
приятным (как учил Станиславский). Работу можно перевести на  самовыполне-
ние,  когда внутренне присутствие человека в труде практически не требует-
ся. Тогда работа идет сама собой, а человек чувствует себя наблюдающим  со
стороны за работой своего ума и тела. В этом случае он только кажется  за-
нятым, внутренне он свободен и может заниматься тем, что ему самому  инте-
ресно. Такой вот непростой, но красивый способ уйти от тупой работы -   то
есть от реального безделья к делу по душе. Редко, правда, он бывает успеш-
ным, и потому выбирать его следует, наверно, только в крайнем случае. Дур-
ное окружение, скорее всего, заметит освобождение и будет ему всячески ме-
шать. И то, что человек работает не хуже других, не освободит его от необ-
ходимости защищаться от пытающихся его загрузить  по  полной. Дурных  мало
интересует производительность труда - их интересует стопроцентная эксплуа-
тация, гарантирующая закрепощение...". Оригинал можно целиком   посмотреть
тут: http://studynlp.narod.ru/pt.html (1.4 Мb, имейте в виду, кто на диал-
апе!). Кстати, насчет оригинала - книжка прикольная, рекомендую. Я сам  не
во всем с Илюшей согласен, но ценности и прикольности книжки это  не  сни-
жает :)).
        Такой вот подход есть... хороший подход, вероятно, даже  эффектив-
ный.Смотрите: начинаем  с уровня способностей  -  "трудное  можно  сделать
привычным". Когда трудное наконец-то станет привычным, мы окажемся на уро-
вне убеждений "трудное=привычное", и сможем перейти к следующей  аналогич-
ной итерации, и будем так действовать, пока не возникнет убеждение  "труд-
ное = приятное". А потом изменится все, что ниже - и поведение и окружение
(работа   переводится   на   самовыполнение). В  чем проблема? А проблема, 
во-первых в том, что итераций несколько. Это подход медленный.  Во-вторых,
на уровне способностей может не существовать навыка, необходимого для  вы-
полнения работы. Здесь начинаются значительные трудности - человек попада-
ет в петлю усиливающейся отрицательной обратной связи: я не знаю, как  это
сделать - у меня от этого неприятности - я не люблю эту работу - я не  со-
бираюсь ей дальше интересоваться, потому что она мне не нравится.
        Что делать? Хрестоматийный вопрос обретает некоторую важность, ибо
от результатов работы, как было в 18 выпуске также показано,  может  зави-
сеть многое. (Про "кто виноват" поговорим в одном из следующих выпусков=))
        Давайте посмотрим вот с какой стороны... Форма и содержание  пред-
мета или процесса по жизни обычно (не знаю, возможны ли исключения) связа-
ны. Интересно то, что у одной формы может быть несколько содержаний   (на-
пример, для формы "нож" - содержание "оружие" и содержание "элемент кухон-
ной утвари"). У одного содержания может быть несколько форм (например,   у
содержания "автомобиль" - формы "жигули" и "мерседес"). Это совершенно по-
нятно и очевидно. Не очевидно то, что эту идею можно распространить на ра-
боту, для выполнения которой не имеется надлежащей способности.
        Поскольку форма и содержание работы связаны между собой, при осво-
ение новой сферы деятельности элементы формы не дают прицельно  сосредото-
читься на содержании. Пример: программист приходит  на  новую  работу.  Он
знает язык программирования и имеет опыт работы. Тем не менее, в первый же
день он понимает, что в его секторе ответственности очень много вопросов и
ему предстоит понять, как они взаимодействуют  между  собой.  Документация 
частично отсутствует, частично неактуальна, коллеги часто не готовы помочь
советом, объяснить "что делать" (а не "как делать"). Короче, бедняга  прет
на танки в конном строю. Это не прикольно.
        В данном случае можно говорить о том, что программист не  обладает
навыком составлятьцельнуюкартинуизразрозненныхэлементов_. Это то со-
держание,в котором он нуждается для наискорейшего освоения своего  сектора
ответственности.
        Как только мы ставим такой "диагноз", мы можем попытаться задаться
вопросом: "есть ли для обучения данному навыку  (содержанию)  форма  более
простая, чем куча неактуальной или корявейшем языком написанной документа-
ции, огромный объем некомментированного программного кода и занятые своими
делами коллеги?"
        Простая форма обычно есть (см. выше). Для такой задачки в качестве
простой формы может выступать... паззл. Предпочтительно, настольный, а  не
программный (кинестетика будет задействована при сборке).
        !составлятьцельнуюкартинуизразрозненныхэлементов_!

        Иными словами: если вы сталкиваетесь с трудностями при  выполнении
определенной деятельности, попробуйте подобрать для этой деятельности лег-
ко реализуемую метафору и заняться этой метафорой.

        Я вот до вышеописанного момента никогда в жизни не собирал паззлы,
кроме детской мозаики =). Знаете, помогло. Очень серьезно помогло.  Теперь
всегда так делаю. На этой штуке свой копирайт ставить не буду - это просто
вариация на тему "телесно-ориентированные техники".

        Главная трудность здесь состоит в качественном  подборе   метафор,
и я думаю, вы справитесь.

        Еще раз поздравляю всех с Новым 2006 годом!!!

        Всем всего светлого, жду ваших замечаний, уважаемые читатели.
(========================================================================)
Пишите  ведущему рассылки  Дмитрию Галкину на asedvic@rambler.ru. Помните,
что любая  часть Вашего письма (в том числе и адрес электронной почты) мо-
жет быть опубликована, если не оговорено обратное.
Также вы можете связаться с ведущим по ICQ 312341190.
(========================================================================)

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.psycholife
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное