Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


27.12.08. Выпуск 239

«Кто хранит уста свои – тот бережет свою душу,

 а кто широко растворяет рот – тому беда» - СОЛОМОН МУДРЫЙ (около 960 – 935 гг. до н.э.) 

 

ДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович (1900-1955)

Русский советский композитор

Мелодия для меня — это жи­вое, дышащее существо. И.Дунаевский

 

Исаак Осипович (полное имя после рождения Исаак Беру Иосиф Бецалев Цалиевич) родился 30 января 1900 года в го­родке Лохвицы на Полтавщине в семье зажиточного банков­ского служащего Цали Шимоновича Дунаевского. В семье все любили музыку: из семерых детей пятеро впоследствии ста­ли музыкантами. К шести годам Исаак уже знал музыкаль­ную грамоту и играл на пианино.

Начальное музыкальное образование мальчик получил там же, в Лохвицах, занимаясь у скрипача Г. Полянского. В 1910 го­ду он поступил в Харьковское музыкальное училище, где обу­чался у И. Ахрона по классу скрипки и у С. Богатырева — по классу композиции. К тому периоду относятся и первые со­чинения Дунаевского.

Гимназию он окончил в 1918 году с золотой медалью, а годом позже — Харьковскую консерваторию по классу скрип­ки. Поступив на юридический факультет университета, он вскоре оставил его, решив полностью посвятить себя музы­кальной деятельности, главным образом в качестве дириже­ра и композитора.

В 1919 году Дунаевский начинает работу в Харьковском драматическом театре скрипачом в оркестре, концертмейсте­ром, затем заведующим музыкальной частью.

Здесь он дебютировал как театральный композитор, напи­сав музыку к спектаклю «Женитьба Фигаро» в 1920 году, а его дирижерская деятельность началась в 1921 году с «Пери-колы» Оффенбаха.

В1924 году Дунаевский переезжает в Москву и руководит музыкальной частью эстрадного театра «Эрмитаж», театра МГСПС, Драматического театра, заведует музыкальной час­тью Театра сатиры. Здесь были поставлены его первые полу­чившие признание оперетты — «Женихи» (1927) и «Ножи» (1937). Всего же в этом жанре им создано 12 произведений. Композитор тесно связывает оперетту с массовой песней и народным творчеством.

Создание музыки, помогающей действию и даже развива­ющей его, с этих пор стало основным принципом творчества молодого композитора.

Дунаевским была написана музыка к 62 (!) драматическим спектаклям («Взятие Бастилии»Р. Роллана, «Орленок» и «Ро­мантики» Э. Ростана, «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Слу­га двух господ» К. Гольд они и многим другим), к 23 эстрад­ным обозрениям, 6 водевилей, 2 балета, а также 8 оперетт («Женщины в аду», «Пассажир с „Океаника"», «И нашим и вашим», «Соломенная шляпка» и другие).

В 1929 году композитора пригласили в качестве компози­тора и дирижера в открывшийся в Ленинграде эстрадно-му­зыкальный театр «Мюзик-холл».

Ко времени приезда в Ленинград музыкальный багаж ком­позитора был уже достаточно солидным. Для «Мюзик-холла» в сотрудничестве с «Tea-джазом» Л. Утесова Дунаевский со­здал несколько театрализованных эстрадно-песенных про­грамм, выступив новатором в области легкой музыки. Это сотрудничество продолжалось до 1934 года.

В1932 г. началась деятельность Дунаевского как киноком­позитора. Однажды к нему пришел представитель кинофаб­рики «Советская Беларусь» и пригласил его принять участие в создании звукового фильма «Первый взвод». Предложение кинофабрики живо заинтересовало Дунаевского. Так нача­лась работа в кино. Но триумф киномузыки композитора на­ступил только в сотрудничестве с Л. Утесовым и Г. Александ­ровым.

В августе 1932 года создатель будущих советских музы­кальных кинокомедий Г.В. Александров возвратился в Моск­ву после работы в Европе, Америке и Мексике. Его не остав­ляла мысль о создании комедийного музыкального фильма по типу голливудских мюзиклов. Встреча режиссера и компози­тора состоялась на квартире Леонида Утесова. Эта встреча ста­ла легендарной и положила начало их долгому совместному творческому пути.

Тема разговора была одна — о музыкальной кинокомедии, о будущем фильме. Наконец Дунаевский подошел к роялю: «Об этой работе, музыка которой, как мне кажется, уже при­ближается к нам, мне хочется сказать...» — и он в раздумье опустил руки на клавиши.

Музыка, разрастаясь, превращалась то в размышление о счастье, то в веселые куплеты и галоп, то обретала ритм жиз­нерадостного марша. Когда растаял последний звук этой роман­тической импровизации, Дунаевский повернулся к Александ­рову и Утесову и доверительно спросил: «Похоже немножко? » Пораженный Александров молча смотрел на композитора — он вдруг увидел кадры еще не созданного фильма. А музыка уже зримо вычертила контуры будущей работы. И Александ­ров и Дунаевский, каждый по-своему, всегда вспоминали тот вечер.

Для фильма «Веселые ребята» Дунаевский написал около двадцати различных музыкальных номеров. Утесов вспоми­нал, что он никогда не упускал возможности послушать игру Дунаевского: «Музыку Дунаевского любят все, но тот, кто не сидел с ним у рояля, не может себе полностью представить всю степень дарования этого поистине замечательного музыканта».

Прежде чем выпустить на широкий экран, фильм в числе других работ известных советских киномастеров повезли в Венецию на Вторую международную кинематографическую выставку.                                          

Блистательным завершением Выставки было присужде­ние произведениям советской кинематографии первого приза— Золотого кубка, который был торжественно вручен де­легации советских кинематографистов.

Особенно популярной в Венеции сразу же стала музыка фильма. «Марш веселых ребят», переведенный на итальян­ский язык, распевали повсюду.

«Веселые ребята» принесли композитору мировую извест­ность. Следующие фильмы — «Три товарища» (1935), «Вра­тарь», «Цирк», «Дети капитана Гранта» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Весна» (1947) и др. преумножили славу композитора.

Музыка иногда писалась очень быстро, по внутреннему вдохновению и восприятию автора. Сам Исаак Осипович вспо­минал: «Музыку к песне «Каховка» мне удалось записать бук­вально за несколько минут. Помню, как я подошел к роялю. Тут же сидел автор стихов Михаил Светлов. Не отходя от роя­ля, я полностью сыграл песню от начала до конца». «Песня о Каховке» приобрела самостоятельную жизнь, вне границ кар­тины.

Титаническая работоспособность Дунаевского удивляла всех, кто с ним работал. В1935 году он получил приглашение от «Мосфильма» принять участие в создании приключенчес­кого фильма «Дети капитана Гранта». Участники фильма вспоминали, как Дунаевский приходил к ним в павильон пос­ле напряженной работы здесь же, на «Мосфильме», с Алек­сандровым, и сразу активно включался в работу над другим фильмом, с ходу разрабатывая вдруг родившуюся мелодию, изображая чуть ли не весь оркестр. Ему всегда хотелось, что­бы музыка была «настоящей», а песня — искренней, зарази­тельной, словно родившейся в сердце героя фильма. Сейчас трудно представить себе фильм без его центральной песни — «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!».

Более двадцати музыкальных произведений было создано Дунаевским к фильму «Цирк», снятому в том же 1936 году. Однако главной в фильме стала «Песня о Родине». С января 1938 года каждое утро, без 5 минут 6, эта песня звучала по радио, оповещая о начале нового дня.

Не менее блестящей была музыка Дунаевского к фильму «Волга-Волга». Дунаевский стал не просто композитором, написавшим музыку к фильму, а одним из авторов киноко­медии. Весь фильм пронизан песнями, симфоническими кар­тинами, куплетами, музыкальными эпизодами, танцевальны­ми ритмами.

Показательна история создания «Марша энтузиастов» из фильма «Светлый путь» (1940): уже окончательно определи­лась музыка основной темы марша, а припев к маршу долго не сочинялся. Был момент, когда композитор отчаялся его сочинить и предлагал товарищам по жанру в порядке соав­торства дописать припев. Но, в конце концов, случай помог. Как-то Дунаевский выступил с концертом в крупнейшем тур­богенераторном цехе завода «Электросила». Вслушиваясь в ритмичный гул станков, композитор вдруг «услышал» чет­кий ритм музыки будущего припева, а затем, возвращаясь после концерта, он увидел на заводском дворе группу рабо­чих, шедших заступать в рабочую смену. Ритм их шагов, буд­то еще что-то подсказал Дунаевскому. «Друзья мои! Так ведь это же и есть «Марш энтузиастов»! Сережа (это уже к шофе­ру), гони к роялю!»

Всего он написал музыку к 28 фильмам и по праву счита­ется классиком советской песни.

С 1937 г. Дунаевский стал руководителем ансамбля песни и пляски Ленинградского Дворца пионеров, одновременно (с 1938 г.) руководил аналогичным ансамблем Центрального Дома культуры железнодорожников в Москве.

С1937 по 1941 год он возглавлял Ленинградский союз ком­позиторов.

В годы Великой Отечественной войны во главе Ансамбля песни и пляски железнодорожников совершал концертные поездки по стране, выступая в воинских частях, госпиталях, на оборонных заводах, в клубах и концертных залах: дано было 700 концертов. Кроме того, композитор создал более семидесяти музыкальных произведений на военную тему.

С 1943 г. и до конца жизни Дунаевский жил в Москве. В первые послевоенные годы он написал музыку к опереттам «Вольный ветер», «Сын клоуна», «Белая акация». Всего им создано 12 оперетт, и он по праву считается одним из родона­чальников советской оперетты.

После войны Дунаевский вновь обращается к музыке для кино. Наиболее известные — «Весенний марш» из кинокоме­дии «Весна» (1947) и «Кубанские казаки» (1949). Песни «Ой, цветет калина», «Каким ты был» с тех пор существуют как народные шлягеры.

А между тем путь самого любимого композитора-песенни­ка страны не был усыпан розами. После «Веселых ребят» его обвиняли в краже мелодий у американцев; после войны кри­тики говорили — исписался, умолк. 19 апреля 1947 года Союз композиторов уже поздравил Дунаевского со Сталинской пре­мией за оперетту «Вольный ветер»; а в это время Сталин, в последний раз просматривая списки, собственноручно вычер­кнул его фамилию. Лишь в 1950 году ему присвоили звание народного артиста РСФСР. В первый раз Дунаевского выпу­стили за границу в 1947 году — в Чехословакию, на съемки фильма «Весна», а на кинофестиваль в Вену, где ему присво­или главный приз за музыку в «Весне», — не пустили. Его 50-летний юбилей прессой замечен не был: нигде, даже в му­зыкальных журналах, не появилось ни посвященной ему ста­тьи, ни просто дежурной строчки поздравлений. Ни разу (!) Музгиз не печатал партитур музыки Дунаевского к кинофиль­мам: музыканты учили мелодию и слова на слух.

В повседневной жизни Дунаевский был общительным че­ловеком. Было у него и хобби — он собирал долгоиграющие пластинки, которые ему привозил из Греции его друг Костакис. К середине 50-х годов у композитора была одна из самых больших коллекций в СССР.

В личной жизни также не все было благополучно. Дунаев­ский был женат (с 1925 года) на Зинаиде Судейкиной. В 1932 году у них родился сын Евгений. Но гражданским браком он жил с Зоей Пашковой. В 1945 году у Дунаевского от гражданской жены родился сын Максим (ныне известный композитор).

В последний год своей жизни Дунаевский буквально ме­тался между двумя семьями. В конце концов, ему удалось вы­хлопотать для себя и Пашковой квартиру в композиторском кооперативе на улице Огарева, купить ей дачу в Снегирях. Вскоре должно было состояться новоселье, однако Дунаев­ский внезапно скончался. В медицинском заключении гово­рилось, что причина смерти — сердечная недостаточность. Между тем в народе стали упорно распространяться слухи о том, что композитор покончил с собой из-за какой-то темной истории, связанной с сыном Евгением (машину, принадлежав­шую сыну, взяли его друзья и сбили прохожего). До сих пор, правда, о смерти композитора неизвестна.

Скончался композитор 25 июля 1955 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

О НАСУЩНОМ

 

9 декабря 2008 г. в Москве запатентовано  мое  изобретение (методика) «Метод развития и настройки голоса».

Открываются огромные перспективы. Теперь эту методику можно очень широко внедрять. По существу, это нужно каждому человеку.  Но об этом уже в следующем году.

На новом сайте www.goloslogos.com приведены сравнительные материалы (графики, таблицы, звуковые файлы, которые можно скачать) моего голоса и голоса Шаляпина на примере 1-го куплета РНП «Не велят Маше за реченьку ходить». Главная цель этого сравнения (для обработки материала был привлечен высочайшего класса профессионал) показать, что методика на самом деле основана на раскрытие трех секретов феномена Шаляпина. Это не только видно по цифрам и графикам, но и слышно.  Любопытное совпадение: свою запись я делал 9 декабря 2008. На этом сайте можно скачать и мою «АЗБУКУ…», правда без рисунков и фото. В продажу она уже не пойдет (только для учеников).

 

20-21 декабря 2008 года  прошли мои  сеансы вокалотерапии
Участников было меньше, чем ожидалось, но, несмотря на это, я очень доволен результатами:  достоверные благоприятные изменения психофизиологического  состояния  были у всех участников сеанса, в том числе и у детей.

Теперь совершенно ясно, что подобные мероприятия можно и нужно проводить всюду, где требуется быстрый и эффективный результат.

09-10 января 2008 года, Санкт-Петербург, м. Нарвская, ул. Бумажная, д.17, РОО "Санкт-Петербургский Центр Духовного Развития "Другой мир"

1-я певческая ступень. Прошедшие дважды до речевой и речевой уровни и имеющие музыкальный слух получают преподавательский сертификат, а через 2 месяца и годовую лицензию.  Внимание! Цены существенно снижены. Я очень заинтересован в преподавателях!

Без скидок цена одного дня 8 тыс. руб.

Двух дней 15 тыс. руб.

СКИДКИ: При 50% предоплате до 07.01.09.

цена одного дня 6 тыс.руб.

двух дней 11 тыс.руб.

Контактный телефон: +7-911-973-0525        

Контактный e-mail: bageon@yandex.tu

Предоплату можно перечислить по следующим реквизитам: см. ниже


16-18 января 2009 года Развитие голоса в сочетании с отдыхом и оздоровительными процедурами.

Большой Мастер-класс Владимира Багрунова 24 часовой 3-х дневный тренинг (16-17 января до речевой и речевой уровни, 18 января - пение)

Подмосковье. Пансионат Министерства Иностранных Дел «ЮНОСТЬ»
 38 км по Щелковскому шоссе. Поселок «ЮНОСТЬ». Маршрутка No320 от
автовокзала Метро «Щелковская» или с Ярославского вокзала до остановки «Чкаловская», а там такси за 100 рублей (4 км) прямо до корпуса, где
происходит регистрация вновь прибывших. В обоих случаях время в пути чуть более часа.

Цена 1 местного номера (все включено: проживание, питание) 2500 руб. в сутки.

 Обучение: 1-ый ряд (с индивидуальным контролем, не более 6 человек) за один день обучения - 9.000 руб. за два дня обучения - 16.000 руб. за три дня обучения - 21.000 руб.

2-ой ряд (без индивидуального контроля , не более 6 человек) за один день обучения - 7.000 руб. за два дня обучения -
12.000 руб. за три дня обучения - 15.000 руб. Цены действительны при
предоплате до Нового 2009 года. После Нового Года цены повышаются на 2.000 рублей Желающих много, поэтому, пожалуйста, вносите предоплату заранее.


Увеличения группы ни при каких обстоятельствах не будет. В день занятий -
также, мест уже не будет. Контактный телефон +7-911-973-0525 Контактный
e-mail:
bageon@yandex.tu

50 % предоплату можно перечислить по следующим реквизитам:

 СБЕРБАНК РОССИИ НФ 5009153НН 89430007 ФИЛИАЛ №1991/0369
ЦЕНТРАЛЬНОГО отделения в Санкт-Петербурге 190121 г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ  ПРОСПЕКТ АНГЛИЙСКИЙ, 40 ЛИТЕР «А», ПОМ. 1Н

СУБ. К/С 30301810955000605523

К/С30101810500000000653

 БИК О44030653

ИНН 7707083893

КОД ОКПО 02802459

ОКОНХ 96130 КПП 782 632 008

 счет № 42307 810 3 5523 5602417 39

 Багрунов Владимир Павлович

 Будьте в Голосе! Владимир Багрунов

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В избранное