Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


08.12.08. Выпуск 237

«Придет день, когда мы станем умственным средоточием Европы, как мы уже сейчас являемся ее политическим средоточием, и наше грядущие могущество, основанное на разуме, превысит наше теперешнее могущество, опирающиеся на материальную силу» Чаадаев П.Я. (1794-1856гг.) Русский мыслитель,  философ «россиист»

 

Лятошинский Борис Николаевич (1895-1968)

Украинский советский композитор

 

Борис Николаевич родился 3 января 1895 года в Житоми­ре. Его отец, Николай Леонтьевич, был учителем истории, за­нимался педагогической и научной деятельностью. Будучи директором различных гимназий, отец заботился и о полно­ценном образовании и воспитании своего сына. Мать хорошо играла на фортепиано и пела.

Удивительная музыкальная одаренность мальчика про­явилась с ранних лет. Он обучался игре на скрипке, фортепи­ано и уже в четырнадцатилетнем возрасте написал несколько музыкальных сочинений, среди которых — мазурка и вальс для фортепиано, фортепианный квартет. Первые произведе­ния юного композитора с большим успехом исполнялись в Житомире.

Гимназию Лятошинский закончил в 1913 году и тогда же поступил на юридический факультет Киевского университе­та. Одновременно он готовился к поступлению в только что открытую консерваторию: брал частные уроки у Р. Глиэра, а после приглашения учителя в Киевскую консерваторию в ка­честве профессора стал студентом его класса.

Для Лятошинского Р. Глиэр стал большим другом на всю жизнь. После его смерти Борис Николаевич завершил и орке­стровал концерт Р. Глиэра для скрипки, а в 1964 году посвя­тил его памяти симфоническую «Лирическую поэму».

Будучи студентом, Лятошинский в 1915 годунаписал Первый струнный квартет. Но в большей степени его привлекал симфонический жанр. На тот момент на Украине симфони­ческий жанр по многим причинам почти не развивался. От­дельные произведения украинских авторов (Н. Лысенко, В. Сокальского, М. Калачевского) не могли составить нацио­нальной симфонической школы. И свою Первую симфонию композитор начал создавать еще учась в консерватории. Пер­вая часть симфонии Лятошинского была дипломной работой, остальные две были закончены в 1919 году. Премьера симфо­нии состоялась в 1923 году на эстраде Пролетарского (ныне Первомайского) парка в Киеве под управлением Р. Глиэра.

Блестящее музыкальное дарование Лятошинского прояви­лось и в его дирижерской деятельности. Несмотря на то что он никогда не учился дирижированию в специальном классе, он в 1917 году впервые продирижировал второй частью своей Первой симфонии. В дальнейших концертах Лятошинский обычно выступал как дирижер-исполнитель собственных ком­позиций, но под его управлением звучали и произведения классической музыки: «Неоконченная симфония» Ф. Шубер­та, увертюра к опере Р. Вагнера «Моряк-скиталец» и другие.

В1918 году Лятошинский закончил юридический факуль­тет университета, а еще через год — консерваторию по классу композиции. Ему сразу же предложили остаться в ней в каче­стве преподавателя музыкально-теоретических дисциплин. С 1935 по 1937 год он параллельно вел курс специальной ин­струментовки в Московской консерватории. С того времени и до последних дней жизни Лятошинский не оставлял педаго­гической работы, воспитав многих известных композиторов и музыкантов, среди которых — проф. Г. Таранов, проф. И. Бэлза, И. Шамо, Л. Грабовский, музыковедов Н. Матусевич, Т. Тер-Ованесову и многих других. В 20-е годы Лятошинский работал главным образом в об­ласти камерно-инструментальной и камерно-вокальной музы­ки. И следующим значительным произведением композито­ра стал Второй струнный квартет, законченный в 1922 году.

В эти годы в музыкальном искусстве функционировали целые объединения. Лятошинский присоединяется к творчес­кой группе АСМ (Ассоциация современной музыки) и с 1922 по 1925 год возглавляет ее. Сторонники АСМ, в отличие от других организаций, утверждавших только «революционное начало песенной музыки», отвергая наследие классиков как «буржуазное», отводили первостепенную роль совершенство­ванию современного музыкального языка, способствовали музыкальной преемственности поколений.

Композитор интенсивно работает во многих жанрах — от вокальных миниатюр до оперы. В 1923—1924 годах он пишет несколько романсов, среди которых выделяется романс «Чай­ка» на слова К. Бальмонта, сочиняет две сонаты для фортепи­ано, цикл фортепианных пьес «Отражения» (1925), Первое фортепианное трио (1922) — своеобразную лирическую поэму, Сонату для скрипки и фортепиано (1926), Третий струнный квартет (1928).

Первой премией на конкурсе в 1927 году отмечена его «Увертюра на четыре украинские темы».

Завершается творческая биография Лятошинского 20-х годов созданием оперы «Золотой обруч» (1929) по повести Ивана Франко «Захар Беркут» (либретто Я. Мамонтова).

Опера была поставлена в ряде театров Украины (Киев, Харь­ков, Одесса), где пользовалась большим успехом у слушателей. Весной 1970 года ее возобновил Львовский театр оперы и ба­лета им. И. Франко; в 1971 году эта постановка была отмече­на Государственной премией УССР им. Т. Г. Шевченко.

Лятошинский пишет музыку к кинофильмам и театраль­ным пьесам.

Заявив о себе как о композиторе-симфонисте, в 1935-1936 годы Лятошинский пишет Вторую симфонию. А после 11-летнего перерыва снова обращается к жанру романса. В де­кабре 1936 года, к 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина, он создает три романса на стихи великого русского поэта: « Три ключа», «Там, на берегу» и «На холмах Грузии».

Будучи активным приверженцем и пропагандистом укра­инского музыкального фольклора, в 1937 году композитор вы­пускает сборник обработок украинских народных песен для голоса и фортепиано. Работа этим не ограничивается — в конце 80-х — начале 40-х гг. появляется еще ряд обработок народ­ных песен для голоса с фортепиано, романсы на слова И. Фран­ко, Л. Первомайского, М. Рыльского, В. Сосюры, С. Головаыивского. В 1939 году композитор обратился к творчеству великого украинского поэта Т. Шевченко, написав музыку к его знаменитому «Завещанию» («Заповггу»).

В феврале 1939 года на Первом республиканском съезде композиторов его избирают председателем правления Союза композиторов Украины 4

Годы Великой Отечественной войны вместе с преподавате­лями Киевской консерватории он проводит в эвакуации в Са­ратове. Он был постоянным творческим сотрудником редакции специально созданной в Саратове радиостанции им. Т. Г. Шев­ченко, которая транслировала свои передачи для партизан и жителей временно оккупированной Украины.

Все произведения Лятошинского этого периода прямо или косвенно связаны с украинской тематикой: знаменитый «Ук­раинский квинтет», отмеченный Государственной премией СССР, Второе трио, Четвертый струнный квартет, фортепи­анная сюита, романсы, более сотни обработок украинских народных песен.         

Вместе с другими известными деятелями литературы и искусства — писателем Я. Галаном, певцами И. Козловским, 3. Гайдай, М. Литвиненко-Вольгемут, И. Паторжинским — Лятошинский выступал на собраниях, посвященных разви­тию украинской культуры.

В сентябре 1943 года Лятошинского пригласили на год работать в Московскую консерваторию. Летом 1944 года он вернулся в Киев.

В послевоенные годы композитор, получивший прижиз­ненное признание в стране и Украине, продолжает работать в самых различных музыкальных жанрах: пишет хоровые про­изведения на слова А. С. Пушкина и Т. Г. Шевченко, три сим­фонии (1951,1963,1966). Наиболее примечательна Пятая — « Славянская », в которой композитор использовал мотивы на­родных песен славянских культур — украинской, русской, польской, болгарской, сербской, хорватской и словацкой. Постепенно к «славянскому циклу» присоединились и дру­гие произведения — две мазурки на польские народные темы для виолончели и фортепиано, два романса на слова А. Миц­кевича — «Воспоминание» и «В альбом Каролине Яниш», симфонические поэмы «Гражина» и «На берегах Вислы», «Польская сюита», «Славянская увертюра», «Славянская сюита». Вызван этот интерес многочисленными зарубежны­ми поездками.

По воспоминаниям современников, энергия и активность композитора были непревзойденными: он — член правления Союза композиторов УССР, художественный руководитель Украинской филармонии, член жюри на различных между­народных конкурсах, председатель жюри Республиканского конкурса им. Н. В. Лысенко, для участников которого им был специально написан Этюд-рондо.

К этому добавлялись и удивительные личностные качества Лятошинского: у него была подлинная любовь не только к людям, но и ко всему живому вообще — в его квартире и на даче постоянно жили белки, коты, собаки. Он являлся актив­ным членом общества защиты животных.

Интересы Лятошинского были чрезвычайно разносторон­ними. Его увлекали научные поиски, открытия, он прекрас­но знал мировую художественную литературу, множество произведений которой читал в оригинале, владея нескольки­ми иностранными языками.

Но подлинной его стихией была, конечно, музыка. Задумав новое сочинение, Лятошинский сначала долго «вынашивал» его в себе, обдумывая все технико-композиционные детали, и лишь потом осуществлял эскизную запись. В этот подготови­тельный период он почти никогда не играл произведение на фортепиано, воспроизводя всю музыкальную ткань внутрен-

ним слухом. Закончив эскиз и приступая к оркестровке сочи­нения, Лятошинский умел полностью «выключиться» и не реагировать на окружающее. Прекрасный пианист, Лятошин­ский превосходно читал с листа и мгновенно запоминал музы­ку на слух, лишь просмотрев партитуру глазами. Жена компо­зитора вспоминала, как после одного концерта он специально для нее записал по памяти «Соловья» К. Сен-Санса, которого ранее никогда не слыхал.

Борис Николаевич Лятошинский умер в 1968 году. Жито­мирская музыкальная школа, находящаяся недалеко от дома, где родился выдающийся композитор, и Харьковское музы­кальное училище носят ныне его имя.

 

О НАСУЩНОМ

Менее месяца назад заработал мой новый сайт www.goloslogos.com

Разгадайте закодированную информацию, связанную с природой голоса в заставке на главной странице этого  сайта Школа Природного Голоса-2.

Первый  правильно раскодировавший  эту информацию получит право бесплатно участвовать в первом ряду мастер-класса  (16-18.01.09.) , второй -  получит право бесплатно участвовать во втором  ряду.

Ответы присылать по адресу bageon@mail.ru 

Новый сайт  www.goloslogos.com является продолжением сайта  www.goloslogos.ru  

Сайт www.goloslogos.ru – начальная школа, новый - www.goloslogos.com – средняя, будет и высшая школа

 

16 декабря 2008 года, Санкт-Петербург

Выступление Владимира Багрунова в "Буквоеде на Восстания"     (Лиговскийпр-10). Вход свободный. Начало в 20:00.

20-21    декабря 2008 года

РОО «Санкт-Петербургский Центр Духовного Развития «Другой Мир»

м. Нарвская, ул. Бумажная, д. 17.

 

ВПЕРВЫЕ публичные сеансы вокалотерапии кандидата психологических наук (медицинского психолога) Багрунова В.П.

(4 сеанса, по 2 сеанса за день)

20.12.2008. Начало. 1-й сеанс. Начало в 11.00. окончание в 14.00.

 2-й сеанс. Начало в 15.00. окончание в 18.00.

 

21.2008 Начало. 3-й сеанс. Начало в 11.00. окончание в 14.00.

 4-й сеанс. Начало в 15.00. окончание в 18.00.

Программа одинаковая для всех сеансов. Количество участников в одном сеансе не более 50 человек. Стоимость участия в сеансе 500 руб.  Студетнам и пенсионерам предновогодняя СКИДКА 50% - (250руб.)

 

Программа сеанса 

11.00. – 11.15.Презентационная часть.

11.15. – 11.30 Оценка состояния участников сеанса  по вопроснику  Спилбергера-Ханина.

11.30. – 12.00. А.С.Пушкин. Чтение избранных мест из Евгения Онегина.  Фонограмма из избранных симфонических произведений Моцарта.

12.00. – 12.15.Перерыв

12.15. – 13.00. Владимир Багрунов: исполнение популярных романсов, русских народных и советских песен в сопровождении гитары.

13.00. –13.15. Перерыв

13.15.– 14.00. Караоке.  Хоровое пение участников сеанса  популярных романсов, русских народных и советских песен.

14.00. –14.15.Оценка состояния по методике Спилбергера-Ханина по окончанию сеанса.

 

09-10 января 2008 года,

  РОО «Санкт-Петербургский Центр Духовного Развития «Другой Мир» м. Нарвская, ул. Бумажная, д. 17

1-я певческая ступень. Прошедшие дважды до речевой и речевой уровни и имеющие музыкальный слух получают преподавательский сертификат.

Без скидок цена одного дня 13 тыс.руб., двух дней 24 тыс.руб.

СКИДКИ: При 50% предоплате до 01.01.09. цена одного дня 11 тыс.руб. двух дней 20 тыс.руб.

При 50% предоплате до 15.12.08.  цена одного дня 9 тыс.руб., двух дней 17 тыс.руб.

Контактный телефон +7-911-973-0525

Котнактный e-mail: bageon@yandex.tu

Предоплату можно перечислить по  реквизитам указанным в конце выпуска.

16-18 января 2009 года

Развитие голоса в сочетании с отдыхом и оздоровительными процедурами.

Большой Мастер-класс Владимира Багрунова.  24 часовой 3-х дневный тренинг (16-17 января до речевой и речевой уровни, 18 января - пение)

Подмосковье. Пансионат Министерства Иностранных Дел «ЮНОСТЬ». 38 км по Щелковскому шоссе. Поселок «ЮНОСТЬ». Маршрутка №320 от автовокзала Метро «Щелковская» или с Ярославского вокзала до остановки «Чкаловская», а там такси за 100 рублей (4 км) прямо до корпуса, где происходит регистрация вновь прибывших. В обоих случаях время в пути чуть более часа.

Цена 1 местного номера (все включено: проживание, питание) 2500 руб. в сутки.

Обучение:

1-ый ряд (с индивидуальным контролем, не более 6 человек)
за один день обучения - 9.000 руб
за два дня обучения - 16.000 руб
за три дня обучения - 21.000 руб

2-ой ряд (без индивидуального контроля , не более 6 человек)
за один день обучения - 7.000 руб
за два дня обучения - 12.000 руб
за три дня обучения - 15.000 руб

Цены действительны при 50% предоплате до Нового 2009 года. После Нового Года цены повышаются на 2.000 рублей

Желающих много, поэтому, пожалуйста, вносите предоплату заранее. Увеличения группы не будет. В день занятий - также, мест уже не будет.

Контактный телефон                +7-911-973-0525        

Котнактный e-mail: bageon@yandex.tu

Предоплату можно перечислить по следующим реквизитам:

СБЕРБАНК РОССИИ
НФ 5009153НН
89430007

ФИЛИАЛ №1991/0369 ЦЕНТРАЛЬНОГО отделения в Санкт-Петербурге
190121 г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПРОСПЕКТ АНГЛИЙСКИЙ, 40 ЛИТЕР «А», ПОМ. 1Н

СУБ. К/С 30301810955000605523
К/С 30101810500000000653
БИК О44030653
ИНН 7707083893
КОД ОКПО 02802459
КОД ОКОНХ 96130
КПП 782 632 008
счет № 42307 810 3 5523 5602417 39

Багрунов Владимир Павлович

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ!


В избранное