Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Методика Полного Освобождения" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скрытые резервы нашей психики
20.11.08. Выпуск 235 «Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно также, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей»-ЛОМОНОСОВ М.В. (1771-1765 гг.) АСАФЬЕВ Борис Владимирович (1884-1949) (литературный псевдоним Игорь Глебов) Русский советский композитор и музыковед, педагог, первый советский музыкальный научный деятель, академик АН СССР Есть люди, обаянию которых подчиняешься сразу. Таков Борис Владимирович Асафьев... Е. М. Орлова, доктор искусствоведения Асафьев родился 17 июля 1884 года в Петербурге на Старом Невском. Его отец, Владимир Александрович, был мелким чиновником, губернским секретарем, находящимся на одной из последних ступеней « табели о рангах ». Претендовать на большее он и не мог, имея за плечами три класса образования (курс уездного училища). Мать, Евдокия Прохоровна, зарабатывала шитьем, вела хозяйство. В семье было еще три взрослых человека — мать отца и две его сестры (бабушка и тетки Асафьева). Материального достатка в семье никогда не было. Однако, несмотря на это, мальчик рано научился читать: отец дарил сыну много книг — Жюль Верна, Майн Рида, Пушкина, Гоголя, Тургенева, Лермонтова. В детстве у Асафьева возник интерес к истории, особенно военной, Но и музыкальные способности мальчика не остались незамеченными, правда, поводом для их проявления послужила причина, мягко говоря, невеселая: мимо дома проходили похоронные процессии, сопровождаемые духовым оркестром. Когда хоронили военных, траурная музыка звучала до погребения, а обратный путь сопровождался бодрой походной музыкой. Дома был рояль, на котором тетушки играли танцы, романсы, пели в меру своих способностей, бывали и профессионалы — церковные певчие. Уже лет с пяти-шести Асафьев пробовал воспроизвести на рояле услышанное. К удивлению взрослых, получалось складно. И родители договорились со студенткой консерватории о занятиях, впрочем, малоуспешных: мальчик не хотел учить гаммы, этюды, упражнения. Служба отца давала ему возможность посещать вместе с сыном бесплатно Петербургский концертный зал, в котором выступали русские и зарубежные первоклассные музыканты. В летние периоды, находясь в гостях у второй бабушки, мальчик неизменно слушал Павловские концерты — приезжих музыкантов, местного симфонического оркестра, музыкантов-солистов. Гимназическая жизнь началась у Асафьева с осени 1894 года: десятилетнего мальчика отдали в приготовительный класс гимназии, где он проучился два года, а затем родители определили его на бесплатную вакансию в интернат «казеннокоштным пансионером» в мужскую гимназию Кронштадта, города-острова, лишь морским путем связанного с Петербургом. Отрыв от семьи был очень болезненным. Мальчик считал это предательством, несправедливостью. Почти два года он рыдал по ночам и так и не мог простить родителям нанесенную ему моральную травму, постепенно отдаляясь от семьи. В1903 году Асафьев окончил гимназию. Учился он неплохо, но не блистал, проявляя стойкую нелюбовь к точным наукам и повышенный интерес к гуманитарным. Гимназия дала ему знание иностранных языков — латинского, греческого, французского. Музыкальные способности Асафьева заметили и преподаватели гимназии: по их ходатайству был приобретен, специально для занятий Асафьева, рояль. В концертах мальчик выступал в качестве пианиста, аккомпаниатора, освоил флейту. В жизни Асафьева после окончания гимназии произошла счастливая встреча. В одном из домов Петербурга он познакомился с Ириной Хозяшевой, вскоре ставшей его невестой, а затем и женой. Это была любовь на всю жизнь. Композитор утверждал, что после встречи с ней сочинил свое первое произведение — фортепианную пьесу «Простая мысль* (она была написана 2 сентября 1901 года). Вскоре был написан цикл романсов. Семья невесты стала теперь семьей Асафьева, его родным домом. Туда он приезжал по воскресеньям, там проводил каникулы, там поселился по окончании гимназии летом 1903 года. В 1903 году Асафьев успешно сдает экзамены в университет на историко-филологический факультет и за хорошую учебу освобождается от оплаты за обучение. Один из друзей знакомит его с Римским-Корсаковым. Тщательно проверив абсолютный музыкальный слух юноши, память, владение роялем, познакомившись с некоторыми произведениями, маэстро благословил его на путь музыканта. Асафьев поступает в консерваторию на отделение теории композиции к А. К. Лядову. В следующем году судьба свела его с В. В. Стасовым — великим сподвижником всего русского музыкального мира, идеологом «Могучей кучки». Великий патриарх музыки был в восторге от таланта Асафьева, пригласил его бывать в гостях, давал ценные указания, советы, замечания. Там Асафьев познакомился с Горьким и Репиным. Стасов постоянно делился с Асафьевым воспоминаниями о Глинке, Бородине, Балакиреве, о богатейшей музыкальной жизни Петербурга, о Льве Толстом, Герцене. Он же приучил композитора рассматривать искусство широко, как нечто целостное, чем сформировал подход к искусству в дальнейшем самого Асафьева. «Стасов сделал из меня искусствоведа», — писал Асафьев. Под руководством Стасова Асафьев написал первую основательную композиторскую работу — оперу для детей « Золушка », а поставить ее в близком домашнем кругу пригласили Вацлава Нижинского — будущего великого танцовщика. В консерватории Асафьев учился вместе с Прокофьевым, Мясковским. На свой страх и риск они сочиняли произведения: на первых годах обучения сочинительство не поощрялось и не рассматривалось преподавателями. У Римского-Корсакова в 1906 году Асафьев учился в классе инструментовки. Однако тесного контакта с ним, да и с Лядовым, не получилось: Асафьев был очень загружен, ведь он параллельно учился в университете и зарабатывал деньги частными уроками. Летом 1907 года Асафьев сочинил свою вторую оперу — «Снежная королева» по сказке Андерсена. В 1908 году Асафьев блестяще закончил университет, выбрав специальность историка, но не стал на путь ученого-историка. Следом за университетом он оставил и консерваторию: надежда стать учеником Римского-Корсакова по классу композиции рухнула в связи с кончиной композитора. Он договорился с Лядовым о частных занятиях по теории композиции и в 1910 году поступил на службу балетным пианистом-репетитором в Мариинский театр. Это была хорошая школа балетного искусства. Не пройдя ее, композитор не стал бы автором двадцати восьми балетов. Молодой музыкант имел возможность наблюдать труд балерин мировой величины — Ольги Преображенской, Матильды Кшесинской, Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Ольги Спесивцевой. Впервые балетная музыка Асафьева прозвучала 12 декабря 1909 года в балетном номере «Бабочка», исполненном Анной Павловой и Вацлавом Нижинским. На протяжении следующих пяти-шести лет Асафьев писал только для балета: «Лукавая Флорент», «Пьеро и Маски», «Белая лилия». Наряду с музыкой Асафьев занялся изучением изобразительного искусства, стал истинным библиофилом. Он начал составлять библиотеку и очень интересовался книжным делом — изготовлением и оформлением книги, книжными выставками. Любовь к книгам он пронес через всю жизнь. Еще одной страстью стали иностранные языки: понимал и свободно читал на французском и итальянском, английском, испанском, греческий и латинский освоил еще в гимназии. Он занимался эстетикой и философией, общей историей и историей искусств, психологией творчества, стал завсегдатаем петербургских художественных музеев, картинных галерей, выставок — вся школа русской живописи была хорошо знакома Асафьеву. Стремясь расширить свои знания, Асафьев с женой в течение 1911-1914 годов выезжают за границу — в Германию, Францию, Австрию, Швейцарию, Италию. С 1914 года Борис Владимирович стал регулярно выступать в печати, подписываясь псевдонимом Игорь Глебов. Он миновал стадию «подающего надежды», а сразу стал профессиональным специалистом в области музыкальной критики. Его имя вскоре стало хорошо известно среди музыкантов, затем его узнали и в Европе. Он стал великим исследователем творчества Глинки, Мусоргского, Бородина, Чайковского, Глазунова, Танеева, Лядова, Римского-Корсакова, особое внимание обращает на молодых композиторов — Мясковского и Прокофьева. В театре его карьера пианиста-репетитора завершилась в 1916 году: на него возложили обязанности, требующие композиторских навыков: редактировать и инструментовать балетную музыку, сочинять танцевальные номера. Революцию 1917 года Асафьев принял и стал работать в Музыкальном отделе Народного комиссариата просвещения, затем возглавил Петроградский отдел, сотрудничал в газете «Жизнь искусства», журнале «Еженедельник петроградских государственных академических театров», в «Красной газете». В 1919 году вошел в состав театральной дирекции Мариинского театра, возглавил Центральную музыкальную библиотеку, принимал участие в деятельности Малого оперного театра, участвовал в создании в 1921 году филармонии и затем был членом ее художественного совета. При этой феноменальной нагрузке он занимался педагогической работой — в музыкальных школах, в университете, на различных курсах, в капелле; наиболее значительно — в Институте истории искусств и консерватории. Он был избран главой музыкального отделения Института истории искусств: читал лекции, руководил научной работой, сам писал исследования. Большую работу проводил по изучению архивных материалов, отыскал большую коллекцию опер, шедших на русской сцене еще в XVIII веке. С 1925 года Асафьев начал работать в Ленинградской консерватории на научно-композиторском факультете музыковедческого отделения. С этого года он вместе с племянником, тоже искусствоведом, в течение нескольких лет проводил отпуск в поездках по России, побывал на Севере, в древних русских городах, на Волге, на юге страны. Первое капитальное исследование музыки появилось в 1922 году — «Симфонические этюды», а к концу 20-х годов он завершил еще четыре объемных труда. После поездки Асафьева за границу в 1928 году укрепились его зарубежные связи. Зарубежные композиторы и музыканты называли его «самым интересным человеком из виденных в СССР ». Он побывал в Зальцбурге, на родине Моцарта, в Вене, Париже, Бонне и Берлине, в Верхней Савойе (Франция) у Прокофьева. На рубеже 20-30-х годов в жизни Асафьева произошел перелом. РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов) стала бороться за «приближение музыки к советской действительности, стремясь оградить трудящихся от буржуазной идеологии». Буржуазным был объявлен даже Чайковский! Асафьев, не разделявший этих абсурдных взглядов, подвергся острой критике, был обвинен в «западничестве», формализме, «религиозном мистицизме» и т. д. и как итог — «во враждебном пролетарскому миросозерцанию музыковедении ». Это жесткое давление, отвлекавшее Асафьева от плодотворной деятельности, продолжалось до 1932 года, пока подобные организации не прекратили своего существования. В 30-е годы Асафьев приобретает широкую известность как композитор. В эти годы он создает наиболее значимые балеты — «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», в котором партию Марии танцевала великая Галина Уланова. Следом за ними появляются «Утраченные иллюзии» (по Бальзаку), «Партизанские дни», «Кавказский пленник» (по Пушкину), «Красавица Рала» (по Горькому), «Ашик-Кериб» (по Лермонтову), «Суламифь» (по Куприну). Но все же наивысшим достижением композитора остается и до наших дней «Бахчисарайский фонтан». В годы Великой Отечественной войны 57-летний-Асафьев с семьей остался в блокадном Ленинграде. И как ни удивительно, но именно в этот период начался новый блестящий взлет научной деятельности Асафьева. Он пишет исследования об операх П. И. Чайковского «Евгений Онегин» и М. И. Глинки «Руслан и Людмила», мемуары «О себе», книгу «Русская живопись». С начала войны и до апреля 1942 года создает семнадцать произведений — оперы, оперетты, симфонии, сюиты, марши, песни. Даже в осажденном городе он является одним из организаторов конкурса на лучшее музыкальное произведение, на котором было представлено около пятидесяти песен и маршей для оркестра. Он пишет цикл очерков «Портреты советских композиторов», исследует творчество Грига и Шопена, создает ряд работ о русской музыке в серии «Гениальные люди великой русской нации». В1942 году, когда композитор завершал балет «Милица», у него произошло кровоизлияние в мозг. Первое, о чем Асафьев спросил врача, придя в себя, — не утратит ли он работоспособность. После снятия блокады Асафьев с семьей переезжает в Москву, где проводит последние шесть лет жизни, но это время не было «заслуженным отдыхом». Главные точки приложения его сил — Московская консерватория, Институт искусств и Большой театр. Он возглавил научно-исследовательский кабинет при Московской консерватории, в которой был избран профессором. Внимание музыковедов он направил на изучение творчества Михаила Глинки. В Институте истории искусств Асафьев был старшим научным сотрудником, руководителем сектора истории музыки. Здесь он посвятил себя гению русской музыки П. И. Чайковскому. Оперный репертуар Большого театра был под неусыпным наблюдением Асафьева: дирижеры, режиссеры, художники, маститые музыканты и молодежь — все приходили в гости к композитору. В 1943 году Асафьева избирают действительным членом Академии наук СССР. Тогда же он получает свою первую Государственную премию. В 1947 году ему присваивают звание Народного артиста СССР. На съезде композитов в 1948 году он был избран председателем Союза композиторов СССР. (Ошибкой доклада Асафьева была негативная оценка творчества Дмитрия Шостаковича.) Однако развернуть работу на этом посту ему не удалось — 27 января 1949 года Борис Владимирович скончался. Маленький комментарий В дополнению к этому материалу сообщу, что Асафьев был дружен с Шаляпиным, и был даже аккомпаниатором во время дружеских посиделок, на которых присутствовал Стасов и его окружение. Именно от Шаляпина он усвоил важнейший музыкальный принцип, что дело не в ноте, а в интонации. Он написал два тома об интонации, в которых клеймил этот нотный подход не только в инструментальной музыке, но и в вокальной. Но все как было, так и остается. И поэтому эти вокальные упражнения (гаммы, арпеджио, сольфеджио и прочая мертвечина) приводят к уничтожению голоса. Потому, как все то, что противоречит законам живой природы, обречено на самоуничтожение. Природа голоса – информационная. Это передача информации о своем состоянии. Звук – только способ этой передачи, носитель информации. Гаммы, арпеджио, сольфеджио и прочие упражнения не несут информационной нагрузки, а всего лишь выполняют физическую (интервальную и динамическую) составляющую звука. Постоянное повторение этих противоестественных упражнений приводит к тому, что в мозгу певца закрепляется интервальная четко выраженная шкала, из которой он потом не может выйти и такого певца невозможно слушать. Вот об этом и писал в своих трудах Борис Асафьев. Поэтому он советовал петь не гаммы и сольфеджио, а простые песни, в которых необходимые для усвоения интервалы присутствовали. Так кстати, сочинял вокальные упражнения известный «старинный» итальянский композитор Ваккаи. На все интервалы и разные вокальные сложности им были придуманы музыка и тексты. Но главная причина упадка певческого искусства выражена в эпиграфе выпуска. Не понимая природы голоса (не имея никакого представления о началах вещей - Ломоносов) необходимого результата никогда не получить. О НАСУЩНОМ Прежде небольшое объявление: с сегодняшнего дня сайт www. bagratid.com передал эстафету сайту www. goloslogos.com Сайт предстал совершенно в другом виде, масса новой информации, в частности с него можно скачать мою «Азбуку владения голосом» и многое другое. Кстати, хочу добавить, что в книжный текст АЗБУКИ я буду добавлять материал, который будет выделен наклонным шрифтом. Это будет касаться, прежде всего, практической части, кое-какие новации уже себя хорошо зарекомендовали. Будет также и другой новый материал. Санкт-Петербург, 29-30 ноября (суббота, воскресенье), 2008 (в первый ряд осталось 2 места) Возрождение природного голоса Двухдневный Мастер-Класс Владимира Багрунова (базовая + речевая . Адрес м. Нарвская, ул. Бумажная, д. 17, центр "Другой Мир", ауд. 214. Справки по тел. +7-911-973-0525 Продолжительность: два дня по 8 часов, включая кофе-брейки и перерыв на обед. Время занятий: с 11:00 - до 19:00 Каждый участник мастер-класса получает В ПОДАРОК книгу-самоучитель "Азбука владения голосом" с диском. Стоимость обеих ступеней мастер-класса ( предусмотрено две скидки) Предоплата: первый ряд - 5 тыс. руб., второй ряд – 4 тыс. руб. 1.при предоплате за две недели до начала занятий (скидка 4000 руб.) 14.000 рублей - первый ряд (индивидуальный контроль преподавателя после каждого упражнения, максимальное кол-во участников - 6 человек). 10.000 рублей - второй ряд (без индивидуального контроля, 70-80% эффективности в сравнении с первым рядом, максимальное кол-во участников - 8 человек) 2.При предоплате за 1 неделю до начала занятий (скидка 2000 руб.) 16.000 рублей - первый ряд 12.000 рублей - второй ряд 3. Отсутствие скидок (При наличии свободных мест) Менее чем за неделю до начала занятий 18.000 рублей - первый ряд 14.000 рублей - второй ряд Возможно посещение ОДНОГО дня занятий. В этом случае, стоимость одного дня 1ряд - 8.000 руб. 2 ряд - 6.000 руб. Этот вариант возможен только в том случае, если будут свободные места. 05-07 декабря 2008 года Предоплата на счет в сбербанке. Все просто. Деньги доходят за 1-2 дня. СБЕРБАНК РОССИИ Фестиваль природного голоса в Алматы. Раскрытие тайн природного голоса: ВПЕРВЫЕ! 2 Больших Мастер-Класса Владимира Багрунова в одном месте за неделю! 05-07 декабря 2008 «Тайна природного голоса: Голос, как инструмент публичных выступлений», 11-13 декабря 2008 «Тайна природного голоса: Голос, для Бизнеса» Создание «Клуба «Мой природный голос». Открытие представительства «Школы природного голоса» в Республике Казахстан» ∙ Более подробно на сайте http://bkt.ucoz.kz/ Запись: Александр моб.: +7-705-77-53-888, +7-727-2-752-652 Эл. Почта bkt@mail.kz Будьте в Голосе! Владимир Багрунов |
В избранное | ||