Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


20.11.08. Выпуск 235

«Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно также, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей»-ЛОМОНОСОВ М.В. (1771-1765 гг.)

АСАФЬЕВ Борис Владимирович

(1884-1949)

(литературный псевдоним Игорь Глебов)

Русский советский композитор и музыковед, педагог, первый советский музыкальный научный деятель, академик АН СССР

Есть люди, обаянию кото­рых

 подчиняешься сразу.

Таков Борис Владимирович Асафьев...

Е. М. Орлова, доктор искусствоведения

Асафьев родился 17 июля 1884 года в Петербурге на Ста­ром Невском. Его отец, Владимир Александрович, был мел­ким чиновником, губернским секретарем, находящимся на одной из последних ступеней « табели о рангах ». Претендовать на большее он и не мог, имея за плечами три класса образова­ния (курс уездного училища). Мать, Евдокия Прохоровна, за­рабатывала шитьем, вела хозяйство. В семье было еще три взрослых человека — мать отца и две его сестры (бабушка и тетки Асафьева). Материального достатка в семье никогда не было. Однако, несмотря на это, мальчик рано научился чи­тать: отец дарил сыну много книг — Жюль Верна, Майн Рида, Пушкина, Гоголя, Тургенева, Лермонтова. В детстве у Аса­фьева возник интерес к истории, особенно военной, Но и музыкальные способности мальчика не остались незамеченны­ми, правда, поводом для их проявления послужила причина, мягко говоря, невеселая: мимо дома проходили похоронные процессии, сопровождаемые духовым оркестром. Когда хоро­нили военных, траурная музыка звучала до погребения, а об­ратный путь сопровождался бодрой походной музыкой. Дома был рояль, на котором тетушки играли танцы, романсы, пели в меру своих способностей, бывали и профессионалы — цер­ковные певчие.

Уже лет с пяти-шести Асафьев пробовал воспроизвести на рояле услышанное. К удивлению взрослых, получалось склад­но. И родители договорились со студенткой консерватории о занятиях, впрочем, малоуспешных: мальчик не хотел учить гаммы, этюды, упражнения.

Служба отца давала ему возможность посещать вместе с сыном бесплатно Петербургский концертный зал, в котором выступали русские и зарубежные первоклассные музыканты. В летние периоды, находясь в гостях у второй бабушки, маль­чик неизменно слушал Павловские концерты — приезжих му­зыкантов, местного симфонического оркестра, музыкантов-солистов.

Гимназическая жизнь началась у Асафьева с осени 1894 го­да: десятилетнего мальчика отдали в приготовительный класс гимназии, где он проучился два года, а затем родители опре­делили его на бесплатную вакансию в интернат «казеннокошт­ным пансионером» в мужскую гимназию Кронштадта, горо­да-острова, лишь морским путем связанного с Петербургом.

Отрыв от семьи был очень болезненным. Мальчик считал это предательством, несправедливостью. Почти два года он рыдал по ночам и так и не мог простить родителям нанесен­ную ему моральную травму, постепенно отдаляясь от семьи.

В1903 году Асафьев окончил гимназию. Учился он непло­хо, но не блистал, проявляя стойкую нелюбовь к точным на­укам и повышенный интерес к гуманитарным. Гимназия дала ему знание иностранных языков — латинского, греческого, французского. Музыкальные способности Асафьева замети­ли и преподаватели гимназии: по их ходатайству был приобретен, специально для занятий Асафьева, рояль. В концертах мальчик выступал в качестве пианиста, аккомпаниатора, ос­воил флейту.

В жизни Асафьева после окончания гимназии произошла счастливая встреча. В одном из домов Петербурга он познако­мился с Ириной Хозяшевой, вскоре ставшей его невестой, а затем и женой. Это была любовь на всю жизнь. Композитор утверждал, что после встречи с ней сочинил свое первое про­изведение — фортепианную пьесу «Простая мысль* (она была написана 2 сентября 1901 года). Вскоре был написан цикл ро­мансов. Семья невесты стала теперь семьей Асафьева, его род­ным домом. Туда он приезжал по воскресеньям, там прово­дил каникулы, там поселился по окончании гимназии летом 1903 года.

В 1903 году Асафьев успешно сдает экзамены в универ­ситет на историко-филологический факультет и за хорошую учебу освобождается от оплаты за обучение. Один из друзей знакомит его с Римским-Корсаковым. Тщательно проверив абсолютный музыкальный слух юноши, память, владение ро­ялем, познакомившись с некоторыми произведениями, маэс­тро благословил его на путь музыканта. Асафьев поступает в консерваторию на отделение теории композиции к А. К. Ля­дову. В следующем году судьба свела его с В. В. Стасовым — великим сподвижником всего русского музыкального мира, идеологом «Могучей кучки». Великий патриарх музыки был в восторге от таланта Асафьева, пригласил его бывать в гос­тях, давал ценные указания, советы, замечания. Там Асафь­ев познакомился с Горьким и Репиным. Стасов постоянно де­лился с Асафьевым воспоминаниями о Глинке, Бородине, Балакиреве, о богатейшей музыкальной жизни Петербурга, о Льве Толстом, Герцене. Он же приучил композитора рассмат­ривать искусство широко, как нечто целостное, чем сформи­ровал подход к искусству в дальнейшем самого Асафьева. «Стасов сделал из меня искусствоведа», — писал Асафьев. Под руководством Стасова Асафьев написал первую основатель­ную композиторскую работу — оперу для детей « Золушка », а поставить ее в близком домашнем кругу пригласили Вацлава Нижинского — будущего великого танцовщика.

В консерватории Асафьев учился вместе с Прокофьевым, Мясковским. На свой страх и риск они сочиняли произведе­ния: на первых годах обучения сочинительство не поощрялось и не рассматривалось преподавателями. У Римского-Корсакова в 1906 году Асафьев учился в классе инструментовки. Однако тесного контакта с ним, да и с Лядовым, не получи­лось: Асафьев был очень загружен, ведь он параллельно учил­ся в университете и зарабатывал деньги частными уроками.

Летом 1907 года Асафьев сочинил свою вторую оперу — «Снежная королева» по сказке Андерсена.

В 1908 году Асафьев блестяще закончил университет, вы­брав специальность историка, но не стал на путь ученого-ис­торика. Следом за университетом он оставил и консерваторию: надежда стать учеником Римского-Корсакова по классу ком­позиции рухнула в связи с кончиной композитора. Он догово­рился с Лядовым о частных занятиях по теории композиции и в 1910 году поступил на службу балетным пианистом-репети­тором в Мариинский театр. Это была хорошая школа балет­ного искусства. Не пройдя ее, композитор не стал бы автором двадцати восьми балетов. Молодой музыкант имел возмож­ность наблюдать труд балерин мировой величины — Ольги Преображенской, Матильды Кшесинской, Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Ольги Спесивцевой.

Впервые балетная музыка Асафьева прозвучала 12 декаб­ря 1909 года в балетном номере «Бабочка», исполненном Ан­ной Павловой и Вацлавом Нижинским. На протяжении сле­дующих пяти-шести лет Асафьев писал только для балета: «Лукавая Флорент», «Пьеро и Маски», «Белая лилия».

Наряду с музыкой Асафьев занялся изучением изобрази­тельного искусства, стал истинным библиофилом. Он начал составлять библиотеку и очень интересовался книжным де­лом — изготовлением и оформлением книги, книжными вы­ставками. Любовь к книгам он пронес через всю жизнь.

Еще одной страстью стали иностранные языки: понимал и свободно читал на французском и итальянском, английском, испанском, греческий и латинский освоил еще в гимназии. Он занимался эстетикой и философией, общей историей и историей искусств, психологией творчества, стал завсегдатаем петербургских художественных музеев, картинных галерей, выставок — вся школа русской живописи была хорошо зна­кома Асафьеву. Стремясь расширить свои знания, Асафьев с женой в течение 1911-1914 годов выезжают за границу — в Германию, Францию, Австрию, Швейцарию, Италию.

С 1914 года Борис Владимирович стал регулярно высту­пать в печати, подписываясь псевдонимом Игорь Глебов. Он миновал стадию «подающего надежды», а сразу стал профес­сиональным специалистом в области музыкальной критики. Его имя вскоре стало хорошо известно среди музыкантов, за­тем его узнали и в Европе. Он стал великим исследователем творчества Глинки, Мусоргского, Бородина, Чайковского, Глазунова, Танеева, Лядова, Римского-Корсакова, особое вни­мание обращает на молодых композиторов — Мясковского и Прокофьева.

В театре его карьера пианиста-репетитора завершилась в 1916 году: на него возложили обязанности, требующие ком­позиторских навыков: редактировать и инструментовать ба­летную музыку, сочинять танцевальные номера.

Революцию 1917 года Асафьев принял и стал работать в Музыкальном отделе Народного комиссариата просвещения, затем возглавил Петроградский отдел, сотрудничал в газете «Жизнь искусства», журнале «Еженедельник петроградских государственных академических театров», в «Красной газе­те». В 1919 году вошел в состав театральной дирекции Мариинского театра, возглавил Центральную музыкальную библиотеку, принимал участие в деятельности Малого оперного театра, участвовал в создании в 1921 году филармонии и за­тем был членом ее художественного совета. При этой феноме­нальной нагрузке он занимался педагогической работой — в музыкальных школах, в университете, на различных курсах, в капелле; наиболее значительно — в Институте истории ис­кусств и консерватории. Он был избран главой музыкального отделения Института истории искусств: читал лекции, руко­водил научной работой, сам писал исследования. Большую работу проводил по изучению архивных материалов, отыскал большую коллекцию опер, шедших на русской сцене еще в XVIII веке.

С 1925 года Асафьев начал работать в Ленинградской кон­серватории на научно-композиторском факультете музыко­ведческого отделения. С этого года он вместе с племянником, тоже искусствоведом, в течение нескольких лет проводил от­пуск в поездках по России, побывал на Севере, в древних рус­ских городах, на Волге, на юге страны.

Первое капитальное исследование музыки появилось в 1922 году — «Симфонические этюды», а к концу 20-х годов он завершил еще четыре объемных труда.

После поездки Асафьева за границу в 1928 году укрепились его зарубежные связи. Зарубежные композиторы и музыкан­ты называли его «самым интересным человеком из виденных в СССР ». Он побывал в Зальцбурге, на родине Моцарта, в Вене, Париже, Бонне и Берлине, в Верхней Савойе (Франция) у Прокофьева.

На рубеже 20-30-х годов в жизни Асафьева произошел пе­релом. РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музы­кантов) стала бороться за «приближение музыки к советской действительности, стремясь оградить трудящихся от буржу­азной идеологии». Буржуазным был объявлен даже Чайков­ский! Асафьев, не разделявший этих абсурдных взглядов, подвергся острой критике, был обвинен в «западничестве», формализме, «религиозном мистицизме» и т. д. и как итог — «во враждебном пролетарскому миросозерцанию музыкове­дении ». Это жесткое давление, отвлекавшее Асафьева от пло­дотворной деятельности, продолжалось до 1932 года, пока подобные организации не прекратили своего существования.

В 30-е годы Асафьев приобретает широкую известность как композитор. В эти годы он создает наиболее значимые бале­ты — «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», в котором партию Марии танцевала великая Галина Уланова. Следом за ними появляются «Утраченные иллюзии» (по Бальзаку), «Партизанские дни», «Кавказский пленник» (по Пушкину), «Красавица Рала» (по Горькому), «Ашик-Кериб» (по Лермон­тову), «Суламифь» (по Куприну). Но все же наивысшим достижением композитора остается и до наших дней «Бахчиса­райский фонтан».

В годы Великой Отечественной войны 57-летний-Асафьев с семьей остался в блокадном Ленинграде. И как ни удиви­тельно, но именно в этот период начался новый блестящий взлет научной деятельности Асафьева. Он пишет исследования об операх П. И. Чайковского «Евгений Онегин» и М. И. Глин­ки «Руслан и Людмила», мемуары «О себе», книгу «Русская живопись». С начала войны и до апреля 1942 года создает сем­надцать произведений — оперы, оперетты, симфонии, сюи­ты, марши, песни. Даже в осажденном городе он является одним из организаторов конкурса на лучшее музыкальное произведение, на котором было представлено около пятиде­сяти песен и маршей для оркестра. Он пишет цикл очерков «Портреты советских композиторов», исследует творчество Грига и Шопена, создает ряд работ о русской музыке в серии «Гениальные люди великой русской нации».

В1942 году, когда композитор завершал балет «Милица», у него произошло кровоизлияние в мозг. Первое, о чем Аса­фьев спросил врача, придя в себя, — не утратит ли он работо­способность.

После снятия блокады Асафьев с семьей переезжает в Мос­кву, где проводит последние шесть лет жизни, но это время не было «заслуженным отдыхом». Главные точки приложе­ния его сил — Московская консерватория, Институт искусств и Большой театр. Он возглавил научно-исследовательский кабинет при Московской консерватории, в которой был из­бран профессором. Внимание музыковедов он направил на изучение творчества Михаила Глинки. В Институте истории искусств Асафьев был старшим научным сотрудником, руко­водителем сектора истории музыки. Здесь он посвятил себя гению русской музыки П. И. Чайковскому. Оперный репер­туар Большого театра был под неусыпным наблюдением Аса­фьева: дирижеры, режиссеры, художники, маститые музы­канты и молодежь — все приходили в гости к композитору.

В 1943 году Асафьева избирают действительным членом Академии наук СССР. Тогда же он получает свою первую Государственную премию. В 1947 году ему присваивают звание Народного артиста СССР. На съезде композитов в 1948 году он был избран председателем Союза композиторов СССР. (Ошибкой доклада Асафьева была негативная оценка творче­ства Дмитрия Шостаковича.) Однако развернуть работу на этом посту ему не удалось — 27 января 1949 года Борис Вла­димирович скончался.

Маленький комментарий

В дополнению к этому материалу сообщу, что Асафьев был дружен с Шаляпиным,  и был даже аккомпаниатором во время дружеских посиделок, на которых присутствовал Стасов и его окружение. Именно от Шаляпина он усвоил важнейший музыкальный принцип, что дело не в ноте, а в интонации. Он написал два тома об интонации, в которых  клеймил этот нотный подход не только в инструментальной музыке, но и в вокальной. Но все как было, так и остается. И поэтому эти  вокальные  упражнения (гаммы, арпеджио, сольфеджио и прочая мертвечина) приводят к уничтожению голоса. Потому, как все то, что противоречит законам живой природы, обречено на самоуничтожение. Природа голоса – информационная.  Это передача информации о своем состоянии. Звук – только способ этой передачи,  носитель информации.  Гаммы, арпеджио, сольфеджио и прочие упражнения не несут информационной нагрузки, а всего лишь выполняют физическую (интервальную и динамическую)  составляющую  звука. Постоянное повторение этих противоестественных  упражнений приводит к тому, что в мозгу певца закрепляется интервальная четко выраженная шкала, из которой он потом не может выйти и такого певца невозможно слушать. Вот об этом и писал в своих трудах  Борис Асафьев. Поэтому он советовал петь не гаммы и сольфеджио, а простые песни, в которых необходимые для усвоения интервалы присутствовали. Так кстати, сочинял вокальные упражнения  известный «старинный» итальянский композитор Ваккаи.  На все интервалы и разные вокальные сложности им были придуманы музыка и тексты.

Но главная причина упадка певческого искусства выражена в эпиграфе выпуска. Не понимая природы голоса  (не имея никакого представления о началах вещей - Ломоносов) необходимого результата никогда не получить.

О НАСУЩНОМ

Прежде небольшое объявление: с сегодняшнего дня сайт

www. bagratid.com передал эстафету сайту www. goloslogos.com  Сайт предстал совершенно в другом виде, масса новой информации, в частности с  него можно скачать мою «Азбуку владения голосом» и многое другое.

Кстати, хочу добавить, что  в книжный текст АЗБУКИ я буду добавлять  материал, который  будет выделен наклонным шрифтом. Это будет касаться, прежде всего, практической части, кое-какие новации уже себя хорошо зарекомендовали. Будет также и другой новый материал.

Санкт-Петербург,  29-30 ноября (суббота, воскресенье), 2008 (в первый ряд осталось 2 места)

Возрождение природного голоса

Двухдневный Мастер-Класс Владимира Багрунова (базовая + речевая .  Адрес м. Нарвская, ул. Бумажная, д. 17, центр "Другой Мир", ауд. 214.

Справки по тел.  +7-911-973-0525

Продолжительность: два дня по 8 часов, включая кофе-брейки и перерыв на обед.

Время занятий: с 11:00 - до 19:00

Каждый участник мастер-класса получает В ПОДАРОК книгу-самоучитель "Азбука владения голосом" с диском.

Стоимость обеих ступеней мастер-класса ( предусмотрено две скидки)

Предоплата:  первый ряд -  5 тыс. руб., второй ряд – 4 тыс. руб.

1.при предоплате  за две недели до начала занятий (скидка 4000 руб.)

14.000 рублей - первый ряд (индивидуальный контроль преподавателя после каждого упражнения, максимальное кол-во участников - 6 человек).

10.000 рублей - второй ряд (без индивидуального контроля, 70-80% эффективности в сравнении с первым рядом, максимальное кол-во участников - 8 человек)

2.При предоплате  за 1 неделю до начала занятий  (скидка 2000 руб.)

16.000  рублей - первый ряд

12.000 рублей - второй ряд

3. Отсутствие скидок  (При наличии свободных мест)

Менее чем за  неделю до начала занятий

18.000 рублей - первый ряд

14.000 рублей - второй ряд

Возможно посещение ОДНОГО дня занятий. В этом случае, стоимость одного дня 1ряд - 8.000 руб.  2 ряд - 6.000 руб.  Этот вариант возможен только в том случае, если будут свободные места. 05-07 декабря 2008 года

Предоплата на счет в сбербанке. Все просто. Деньги доходят за 1-2 дня.  

СБЕРБАНК  РОССИИ
НФ 5009153

НН 89430007

ФИЛИАЛ №1991/0369 ЦЕНТРАЛЬНОГО отделения в Санкт-Петербурге

190121 г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПРОСПЕКТ АНГЛИЙСКИЙ, 40 ЛИТЕР «А», ПОМ. 1Н
СУБ. К/С 30301810955000605523
К/С 30101810500000000653
 БИК О44030653
ИНН 7707083893
КОД ОКПО   02802459
КОД  ОКОНХ   96130
КПП 782 632 008
 счет № 42307 810 3 5523 5602417 39
Багрунов Владимир Павлович

Фестиваль природного голоса в Алматы.

Раскрытие тайн природного голоса:

ВПЕРВЫЕ!

2 Больших Мастер-Класса Владимира Багрунова  в одном месте за неделю!

05-07 декабря 2008 «Тайна природного голоса: Голос, как инструмент публичных выступлений»,

11-13 декабря 2008 «Тайна природного голоса: Голос, для Бизнеса»

Создание «Клуба «Мой природный голос».

Открытие представительства «Школы природного голоса» в Республике Казахстан»

        Более подробно на сайте http://bkt.ucoz.kz/

Запись:  Александр  моб.:   +7-705-77-53-888, +7-727-2-752-652

Эл. Почта bkt@mail.kz

Будьте в Голосе!  Владимир Багрунов


В избранное