Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


14.11.08.
Выпуск 234

«К благу стремится  любая душа и ради него все совершает; она предчувствует, что есть нечто такое, но ей трудно и не хватает сил понять, в чем же оно состоит». ПЛАТОН (428-347 гг. до н.э.)

 

СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович (1882-1971)

Русский композитор

 

Вдохновение — это движу­щая сила, которая присутствует в любой человеческой деятель­ности. Но эта сила может разви­ваться только тогда, когда при­водится в действие усилием, а  усилие — это и есть труд... труд, который влечет за собой вдохновение...

И. Ф. Стравинский

 

Игорь Стравинский родился 5 июня 1882 года в городе Ора­ниенбауме (ныне Ломоносов), под Петербургом. Отец, Федор Иванович, был прославленным оперным певцом, ведущим исполнителем характерных басовых партий в Мариинском те­атре. Мать, Анна Кирилловна, также была музыкально ода­ренной женщиной — пела и играла на рояле, являлась посто­янным аккомпаниатором мужа.

Общая атмосфера, царившая в доме, с детства способство­вала эстетическому развитию будущего композитора. В их доме бывали дирижер Э. Направник, балетмейстер М. Петипа, писатель Ф. Достоевский, композитор Н. Римский-Корсаков, артисты Мариииского театра.

Будучи учеником гимназии, Стравинский занимался иг­рой на фортепиано, любил музыку, но не собирался полнос­тью посвятить ей свою жизнь. Выдающиеся музыкальные способности у Игоря проявились достаточно поздно, поэтому, после окончания гимназии, в 1900 году он поступил в Петер­бургский университет на юридический и философский фа­культеты и успешно их закончил в 1905 году. Тем не менее, во время занятий в университете он начал сочинять музыку, но все это делалось «для себя», не выносилось на публичное об­суждение. Случай помог дать толчок творческому развитию Стравинского: во время учебы Игорь подружился с Владими­ром Римским-Корсаковым — сыном прославленного компо­зитора, а летом 1902 года обе семьи отдыхали по соседству близ Гейдельберга. Будущий композитор решился показать мэтру свои первые сочинения, тот отсоветовал Стравинскому посту­пать в консерваторию, но предложил заниматься со своим быв­шим учеником В. Калафати, а также давать два раза в неделю уроки лично. Это настолько вдохновило и обнадежило Стравинского, что он начинает неистово работать и вскоре очень сближается с учителем, став завсегдатаем в его доме. Римский-Корсаков преподавал Стравинскому главным образом оркест­ровое мастерство и по-дружески разбирал каждое новое про­изведение молодого автора. «Дорогому учителю» он посвятил Первую симфонию, а на смерть великого композитора (1908) написал «Траурную песню» для оркестра.

В1906 г. Стравинский женился на своей двоюродной сест­ре, Екатерине Гавриловне Носенко, — девушке редкой душев­ной красоты, мудрости и терпения, серьезно занимавшейся музыкой, живописью, литературой.

«Крутым поворотом» жизни Стравинского оказалась встреча с С. Дягилевым, прославленным балетным импреса­рио, возглавлявшим объединение «Мир искусства» и орга­низовавшим Русские сезоны в Париже, благодаря которым европейская публика смогла познакомиться с искусством Ф. Шаляпина, А. Павловой, Т. Карсавиной, В. Нижинского, М. Фокина.

В 1909 году «Фантастическое, скерцо» и «Фейер­верк» Стравинского были исполнены в Санкт-Петербурге на концерте, устроенном Дягилевым. Тот был очарован музыкой Стравинского. К одному из сезонов А. Лядов должен был на­писать музыку к балету «Жар-птица», но в связи с болезнью не мог выполнить заказ. Тогда Дягилев, слышавший произ­ведения Стравинского, предложил ему взяться за эту работу.

И 25 июня 1910 года состоялась премьера первого большо­го произведения Стравинского — балета «Жар-птица» — на сцене парижской « Гранд-опера», сразу сделав его имя извест­ным всему миру. За ним прочно закрепилась слава самого ода­ренного молодого русского композитора. Успех «Жар-птицы» укрепил дружеские и деловые связи Стравинского и Дягиле­ва, продолжавшиеся в течение 20 лет. После премьеры «Жар-птицы» в 1910годуСтравинскиесдетьмипереехаливПариж,

Следующие Русские сезоны ,1911 года, представили балет «Петрушка», главную партию в котором исполнял Вацлав Нижинский. Разница в год между музыкой и балетом пока­зала быстро созревающее феноменальное дарование Стравин­ского. Это и улично-балаганный «низовой» фольклор, и но­вые приемы оркестровки, и свободное многоголосие.

Новый балет Стравинского— «Весна священная», имевший подзаголовок « Картины языческой Руси », стал причиной пуб­личного скандала. Его премьера в Театре на Елисейских По­лях 29 мая 1913 года впервые в истории музыки спровоциро­вала зрительские беспорядки: смена темпа, дерзкий ритм и нарочитый диссонанс стал отправной точкой развития музы­кального модернизма. С этого момента имя Стравинского ста­ло символом ультрасовременных тенденций в музыке, а все премьеры носили характер сенсации, утверждая мировую сла­ву молодого новатора.

Начавшаяся Первая мировая война помешала Дягилеву продолжать Русские сезоны в Париже, поэтому Стравинский уже не мог рассчитывать на ежегодные премьеры своих сочи­нений. Продвижение немецких войск к Парижу заставило семью Стравинских уехать в Швейцарию, и с 1913 года они попеременно живут то во Франции, то в Швейцарии. Композитор дожидался окончания войны, чтобы вернуться в Рос­сию. Но Октябрьская революция 1917 года нарушила его пла­ны и лишила возможности и надежды на возвращение из эмиг­рации на родину.

Музыка для театра стала основным воплощением его худо­жественных устремлений: написаны оперы «Соловей» (1914) и «Мавра» (1922), музыкально-сценические произведения «История солдата» (1918), «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» (1922), «Свадебка» (1923). В литературе о Стравин­ском принята условная классификация его творческих пери­одов: ранний («русский», заканчивающийся «Свадебкой»), центральный («неоклассический», охватывающий тридцати­летие до 1953 г.) и поздний (связанный с обращением к доде­кафонии).

Балетом с пением «Пульчинелла» на темы Перголези, над которым композитор работал в 1919-1920 годах, начат новый, неоклассический, период творчества с преобладанием антич­ной мифологии и библейских текстов. Этот балет был пред­ставлен в Русских сезонах 1920 года, а в 1927 году, за год до смерти Дягилева, Стравинский показал публике еще один балет — «Аполлон Мусагет».

В 1920 году Игорь Стравинский покинул Швейцарию и возвратился в Париж, в котором прожил до 1939 года. В1934 го­ду он принял французское гражданство.

В этот период он зарабатывал на жизнь, гастролируя по Европе с фортепианными и оркестровыми концертами соб­ственных произведений. Среди них Октет для духовых инст­рументов (1923), Концерт для фортепиано и духовых инстру­ментов (1924), Соната для фортепиано (1924) и Серенада (1925), опера «Царь Эдип» (1927), опера «Орфей» (1928), «Симфония псалмов» (1930), Концерт для скрипки с оркест­ром (1931), Концерт для двух фортепиано (1932-1935), кон­церт Дамбарторк-Окс (1938) и другие.

Балет «Игра в карты» — последнее произведение, напи­санное композитором в Европе. Конец 30-х годов ознамено­вался целым рядом трагедий в личной жизни композитора: в 1938 году от туберкулеза умерла старшая дочь Стравинского, а за месяц до начала Второй мировой войны ушли из жизни его мать и жена. Тяжелые переживания отразились на его здоровье, начался легочный процесс, вынудивший его прове­сти пять месяцев в санатории.                 

Осенью 1939 года композитор приехал в США. Поводом для визита в Америку было приглашение Гарвардского уни­верситета прочитать цикл лекций по музыкальной эстетике. Позже они были оформлены в книгу «Музыкальная поэтика». Но на самом деле переезд в США был вызван началом Второй мировой войны, в Европе оставаться было небезопасно. Ком­позитор приобрел виллу в Голливуде, где прожил почти до самой смерти.

В 1940 году Стравинский женился на своей старой знако­мой Вере де Боссе. Эта связь началась еще до смерти жены и причиняла много страданий всем участникам любовного тре­угольника. Вера смогла уйти от мужа, Стравинский же семью не покинул, хотя жена Екатерина все знала, но женская муд­рость и такт, присущие этой женщине, не позволили превра­тить отношения в бульварный публичный скандал. В обще­стве Стравинский неизменно появлялся с роскошной Верой, а жил с женой и детьми вплоть до самой ее смерти. В 1945 г. Стравинские получили американское гражданство.

В конце 1940-х годов он познакомился с молодым амери­канским дирижером Р. Крафтом, который впоследствии стал его душеприказчиком. Возможно, под его влиянием Стравин­ский в эти годы начал проявлять живой интерес к «новой вен­ской школе» и молодому европейскому «авангарду». Появля­ются произведения с оттенками джазовой культуры: «Танго» в двух версиях — для одного и для двух роялей, «Скерцо а lа Russe» для симфоджаза, «Эбони-концерт», музыка к бродвейскому ревю «Семь изящных искусств». Но в эти же годы Стра­винский пишет балет «Орфей» (1948), оперу «Похождения повесы» (1951), Симфонию в трех частях, которые вновь по­ражают публику неожиданными «стилевыми переключени­ями».

Последний период творчества начат Септетом (1954 год), где композитор использует додекафонную технику.

В пятидесятые годы Стравинский обращается к духовной музыке и ветхо- и новозаветным текстам: «Священное песно­пение» (1956), «Плач пророка Иеремии» (1958), кантата «Про­поведь, притча и молитва» (1961), мистерия «Потоп» (1962), священная баллада «Авраам и Исаак» (1963) и др.

В 1962 году, после почти пятидесятилетнего перерыва, композитор посетил Россию, дал несколько авторских кон­цертов и провел творческие встречи в Москве и Ленинграде.

В 1964 году, в память о трагической гибели президента Джона Кеннеди, он создает «Элегию» для голоса и трех клар­нетов; пишет ряд сочинений памяти уходящих друзей.

Стравинский в 1956 году пережил инфаркт, но продолжал работать и активно сочинять музыку до 1966 года. Его после­дней композицией стали «Заупокойные песнопения».

Ушел из жизни Стравинский в Нью-Йорке 6 апреля 1971 го­да. Похоронен в Венеции, его могила находится рядом с мо­гилой Сергея Дягилева.

 

Маленький комментарий к эпиграфу.  Наивысшим благом для души, на мой взгляд, является наше состояние во время пения. Недаром говорится: «душа поет».

 

Намеченная ранее передача состоялась  в ночь с 13 на 14 ноября 2008 года (Санкт-Петербург, ТВ канал СТО с 1.30 до 2-х ночи).  Передача шла  в прямом эфире и называлась « Грань между тщеславием и честолюбием». В передаче мне была дана возможность очень кратко пояснить мотивы моих поисков в области голоса и  их результаты.

О НАСУЩНОМ

 

Санкт-Петербург,  29-30 ноября (суббота, воскресенье), 2008

Возрождение природного голоса.

 Двухдневный Мастер-Класс Владимира Багрунова (базовая + речевая .  Адрес м. Нарвская, ул. Бумажная, д. 17, центр "Другой Мир", ауд. 214.
Справки по тел.  +7-911-973-0525 

Продолжительность: два дня по 8 часов, включая кофе-брейки и перерыв на обед.

Время занятий: с 11:00 - до 19:00

Каждый участник мастер-класса получает В ПОДАРОК книгу-самоучитель "Азбука владения голосом" с диском.

Стоимость обеих ступеней мастер-класса ( предусмотрено две скидки)

  Предоплата:  первый ряд -  5 тыс. руб., второй ряд – 4 тыс. руб.

  1.при предоплате  за две недели до начала занятий (скидка 4000 руб.)

14.000 рублей - первый ряд (индивидуальный контроль преподавателя после каждого упражнения, максимальное кол-во участников - 6 человек).

10.000 рублей - второй ряд (без индивидуального контроля, 70-80% эффективности в сравнении с первым рядом, максимальное кол-во участников - 8 человек)

2.При предоплате  за 1 неделю до начала занятий  (скидка 2000 руб.)

16.000  рублей - первый ряд

12.000 рублей - второй ряд  

3. Отсутствие скидок  (При наличии свободных мест)

 Менее чем за  неделю до начала занятий

18.000 рублей - первый ряд

 14.000 рублей - второй ряд  

 

Возможно посещение ОДНОГО дня занятий. В этом случае, стоимость одного дня 1ряд - 8.000 руб.  2 ряд - 6.000 руб.  Этот вариант возможен только в том случае, если будут свободные места.

Казахстан (Алматы) 05-07, 11-13 декабря 2008. 

Три ступени возрождения природного голоса

05-07 декабря 2008 пятница-воскресенье – 1-ый мастер-класс

11-13 декабря 2008 четверг-суббота – 2-ой мастер-класс.

Запись:  Александр  моб.:   +7-705-77-53-888, +7-727-2-752-652    

Эл. Почта bkt@mail.kz             

  Будьте в Голосе!

Владимир Багрунов

 

.

 

 

 

 

 

 


В избранное