Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


22.06.08.
Выпуск 217

Дорогие друзья! Поздравляю всех вас с победой наших футболистов, о которой можно было только мечтать! Ваш покорный слуга считает себя причастным к этому успеху. В Петербургской прессе более чем за последних 10 лет было не мало моих публикаций и интервью, посвященных психологии футбола. Много внимания уделялось и проблеме голоса и пения при подготовке к играм. В первой моей книжке «Азбука владения голосом для болельщика», большой раздел посвящен футболу и эта книжка дошла до самых высоких начальников футбола.

Не буду говорить о частностях, но то, что футболисты и их наставники  стали петь гимн России – это факт. А ведь раньше этого не было.


Из книги Орисон Свет Марден


" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

Глава ХХVI  Каждый носит в себе свой рай

«Никто не счастлив, если не считает себя счастливым, и ничего не требуется, чтобы сделаться несчастным, кроме того, чтобы вообразить себя таким»

 

ГРИГ

Эдвард Хагеруп

(1843-1907)

Норвежский композитор, дирижер, пианист, критик, общественный деятель. Крупнейший представитель норвежской композиторской школы

 

 

Я почерпнул богатые сокро­вища народных

напевов моей родины, и из этого клада,

явля­ющегося непочатым источником

 норвежского духа, я пытался со­здать

 норвежское искусство.

Э. Григ

 

15 июня 1843 года в городе Бергене, расположенном в юго-западной части Норвегии, в семье выходцев из Шотландии родился Эдвард Григ.

Прадед композитора, шотландский купец Александр Грейг, поселился в Норвегии в XVIII веке. Здесь его фамилию стали писать по-другому — «Григ». Он женился на норвеж­ке, дети его выросли в Норвегии. Внук Грейга, Александр Григ (отец композитора), был уже настоящим норвежцем и зани­мал пост британского консула в Бергене, был неплохим му­зыкантом, играл на рояле и скрипке. Мать Эдварда — Геси-на-Юдит Григ, урожденная Хагеруп, была очень талантлива: прекрасно пела, писала стихи, превосходно играла на рояле. Три дочери и два сына Александра и Гесины унаследовали от родителей любовь к музыке. Эдвард был младшим ребенком в семье.

Именно мать и начала учить музыке шестилетнего мальчи­ка, познакомив его с творчеством Моцарта, Шопена, Мендель­сона... Она была довольно строгой учительницей, постоянно контролировала и заставляла Эдварда разучивать скучные гаммы и упражнения. Для малыша это было некоторым разо­чарованием, ведь ему больше нравилось фантазировать на фортепиано, но только спустя многие годы Григ понял, что состоялся как музыкант только благодаря настойчивости ма­тери. Школьные учителя без особенного восторга относились к его занятиям музыкой, да и он не особо жаловал школьные предметы. В это время он уже пробовал сочинять, но серьезно не помышлял о профессиональной музыкальной карьере.

В 1858 году случай свел пятнадцатилетнего мальчика с «норвежским Паганини» — знаменитым скрипачом Уле Бул-лем (1810-1880). Прослушав игру юноши, оценив его само­стоятельные произведения, он настоял на том, чтобы Эдварда отправили учиться в Лейпцигскую консерваторию.

Консерваторские занятия не оказали определяющего воз­действия на художественную индивидуальность музыканта — наряду с великолепными мастерами среди преподавателей было немало и посредственных ремесленников. Юноша ста­рался приобрести как можно больше знаний, работал день и ночь, едва находя время для еды. Такие занятия оказались непосильными для хрупкого организма. Весной 1860 года Эдвард тяжело заболел плевритом и вынужден был вернуть­ся домой. Последствия болезни остались на всю жизнь — Григ страдал туберкулезом, а в последние годы дышал лишь час­тью одного левого легкого — правое было совершенно разру­шено.

Весной 1862 года Григ закончил консерваторию по клас­сам композиции и рояля и первый концерт дал в своем род­ном городе. Публика с восторгом приняла произведения мо­лодого Грига.

Большее значение имело знакомство Грига с молодым нор­вежским композитором, автором национального гимна Р. Нурдроком (1842-1866), состоявшееся в 1863 г., после возвраще­ния из Германии. «Покровы спали с моих глаз, — рассказывал Григ впоследствии, — и только благодаря Нурдроку я позна­комился с норвежскими народными мелодиями и осознал са­мого себя». Объединившись, молодые музыканты поставили своей целью создание сильного и самобытного музыкального северного стиля» и организовали в Копенгагене музыкаль­ное «Общество Евтерпы», которое должно было знакомить публику с произведениями молодых композиторов Дании, Швеции и Норвегии. На первом этапе творчества Григом были созданы такие романтические произведения, как Соната ми минор, Первая скрипичная соната, «Юморески» для форте­пиано.

В конце 1865 г. Григ поехал в Рим. Он успел написать там только одно произведение — концертную увертюру « Осенью », как его внезапно свалила лихорадка. Спас юношу только тща­тельный уход.

Одним из первых ценителей творчества Грига стал Ханс-Кристиан Андерсен. На его стихи композитор пишет романс «Люблю тебя» и посвящает его своей кузине Нине Хагеруп. Она превосходно исполняла романсы Грига. Молодые люди любили друг друга, но мать Нины не хотела и слышать о бра­ке, она желала для дочери более, солидного мужа. Григ дол­жен был доказать матери Нины, что она ошибается.

В 1866 году он приехал в Христианию (ныне г. Осло) и ре­шил дать концерт, чтобы приобрести известность, обществен­ное положение. И публика и пресса были в восторге. Вскоре Филармоническое общество Христиании пригласило Грига на должность дирижера. Появились предложения давать уроки. Теперь музыкант был материально обеспечен, и препятствий для свадьбы уже не было — она состоялась 11 июня 1867 года.

С этого момента начался новый период творчества. В ус­ловиях маленькой отсталой страны, в атмосфере мещанского быта, рутинных вкусов, сплетен и пересудов Григу пришлось бороться за свое искусство. Он дирижировал концертами Филармонического общества, по его инициативе была создана Музыкальная академия (1867) — первое в Норвегии музы­кальное учебное заведение, основал Концертное музыкальное общество (1871). Вместе с женой совершил ряд концертных поездок по странам Западной Европы, выступал как пианист и дирижер. Характерные напевы и ритмы норвежской музы­ки звучат у Грига повсюду: в Концерте для фортепиано с ор­кестром (1868), принесшем композитору народную славу, в фортепианных пьесах. К ним относится цикл «Из народной жизни», 25 норвежских песен и танцев, 6 норвежских гор­ных мелодий, десять тетрадей «Лирических пьес» (1867-1901) и др.

В Риме в 1869 году Григ подружился с уже немолодым в ту пору Ф. Листом, который выразил полный восторг по по­воду сочиненного норвежцем великолепного фортепианного Концерта ля минор (1868). Поддержка великого музыканта сыграла большую роль в дальнейшей судьбе Грига. По возвра­щении на родину Григ некоторое время дирижировал симфо­ническими концертами в Христиании и занимался обществен­ной работой.

С 1873 г. он обрел материальную независимость благода­ря государственной стипендии и гонорарам за сочинения и смог полностью посвятить себя творчеству.

В январе 1874 года Григ получил письмо от Генрика Ибсе­на с предложением написать музыку к его драме «Пер Гюнт». В 1875 г. было создано самое великое произведение Грига — оркестровая сюита. В своей музыке композитор отразил сказоч­ные образы народного фольклора, черты реального народного быта, картины природы. Многие эпизоды этого сочинения приобрели поистине фантастическую популярность: «В пеще­ре горного короля», «Шествие гномов», «Танец Анитры». Пре­красна и сцена возвращения Пера Гюнта на родину — шум ветра, буря на море передают состояние души героя, растра­тившего свою жизнь в странствиях. « Песня Сольвейг », девуш­ки, всю жизнь прождавшей его, — одна из гениальнейших мелодий, созданных когда-либо на земле. Композитор завое­вывает международное признание.

 

В 1877 г. композитор оставил Христианию и решил посе­литься в Лофтхюсе. Там он много и интенсивно сочинял. Наи­более известные произведения — романсы «Лебедь», «Принцесса», «С водяной лилией». Здесь же создано одно из лучших его сочинений — Струнный квартет для двух скрипок, альта и виолончели.

Григ был не только композитором, но и дирижером, и пи­анистом и часто покидал Лофтхюс для концертных поездок. Весной 1879 года с огромным успехом прошли его концерты в Христиании и Копенгагене, Лейпциге. Его хотели слышать во всех странах Европы.

Продолжая просветительскую музыкально-общественную деятельность, в родном Бергене в 1880-1882 гг. он руководил музыкальным обществом «Гармония». Здесь начался новый взлет творчества композитора.

В1885 г. он с женой поселился в Трольхаугене — прекрас­ной загородной вилле под Бергеном, которую покидал только во время концертных поездок. Самыми частыми гостями Гри­гов были дети. Единственная дочь Григов — Александра умер­ла в младенчестве. Больше детей у Григов не было. И всю лю­бовь к ней композитор перенес на своих друзей-ребятишек. Он никогда не писал специально для детей, но в любом его сборнике фортепианных пьес всегда окажутся пьесы, нетруд­ные для детского исполнения.

В1888 году он знакомится в Лейпциге с П. И. Чайковским. Между великими художниками завязываются дружеские от­ношения. Чайковского восхищает самобытность и поэтичность музыки Грига, одно из своих сочинений (увертюру «Гамлет») он посвящает норвежскому композитору. Знаменательно, что и Чайковский, и Григ в один и тот же год удостоились почетно­го звания доктора Кембриджского университета (1893). В этом же году Григ получил такое же звание от Оксфордского уни­верситета. До этого Григ был избран членом Французской и Бер­линской академий изящных искусств.

В 1898 г. в Бергене Григом был организован первый фес­тиваль норвежской музыки (проводится поныне). Выступал он и как музыкальный критик (автобиографический очерк
« Мой первый успех »,1905; статья « Моцарт и его значение для современности», 1906, и др.).

Он много колесил с концертами по всему миру. До после­дних лет жизни география его гастролей была весьма обшир­ной. Григ выступал во Франции, Англии, Германии, Польше и Венгрии и пользовался большим уважением как за рубежом, так и в родной стране, но больше всего любил жить в собствен­ном домике на берегу моря.

В день своего шестидесятилетия Григ получил пятьсот те­леграмм и писем из многих стран мира, в которых выража­лись горячие пожелания здоровья, счастья, долгих лет жиз­ни, дружеские знаки внимания, любви, уважения.

И хотя застарелая болезнь легких все чаще давала о себе знать, он не отказался от концертной деятельности и посеща­ет Прагу, Лондон, Амстердам, а весной 1907 года — Берлин, Мюнхен. Это были его последние выступления.

Умер Григ 4 сентября 1907 года, и в этот день в Норвегии был объявлен траур. Останки композитора были захоронены в скале над морем недалеко от любимого дома композитора в Трольхаугене. Ныне там открыт музей.

Подлинно народный художник, Григ возвысил норвеж­скую музыку до вершин мировой классики. И в наши дни про­изведения Грига являются украшением репертуара многих исполнителей и коллективов.

 

О НАСУЩНОМ

С 15 по 19июня мне посчастливилось побывать в самом удивительном и прекрасном месте, где, когда я либо был.

Чтобы вы не подумали, что это просто реклама, процитирую фрагмент из книги путешественника Евгения Маркова «Очерки Крыма».

«…Я знаю живописные места Европы и думаю, что вряд ли в ней найдется более счастливое сочетание самых противоположных элементов пейзажа. Гигантская скала Фороса, переливающая всеми цветами яшмы, голая, обглоданная ветрами и водами, выдвинулась в море направо от вас, кажется, всего в нескольких шагах от вас, вся от пяты до макушки видная вам, загораживая все, что за нею — море, небо и скалы. Восходящее солнце ударяет своими лучами прямо в грудь ее. На голой вершине, на голых боках сверкает солнце, а пята еще закутана в белые туманы, курящиеся над морем. Как клубы дыма, туманы эти свиваются и спалзывают с неподвижной морской поверхности, и яркая, утренняя синева волн прорывается озерами сквозь редеющую дымку тумана, разрастаясь все шире, сливаясь все ближе. Налево отвесная стена Ялты, увенчанная, как гривой, лесами сосен, упирается в самые облака и отрезает от вашего взгляда весь горизонт левой стороны. Слева эта неприступная, подоблачная стена, на которой еще покоятся* тени ночи, справа страшный утес Фороса, облитый огнями восхода, составляют чудную рамку этой чудной картины. Угрожающая, надвинутая близость этих твердынь, их резкие краски и громадность очертаний составляют поразительную противоположность с мягкими, туманными тонами, в которых видишь отсюда на бесконечное расстояние море и зеленые скаты Южного берега, будто вставленные в каменную раму…»

А вот одна из первых страниц книги Фирсова: Форос. Страницы истории. Севастополь 2006 г.

ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ

"Если тебе хочется, читатель, в наш обыденный и прозаический век погрузиться на несколько недель в живой родник неподдельной красоты, неподдельной поэзии, - тебе нечего искать Италии и Андалузии, ты найдешь все, чего жаждешь, у себя на родине, на Южном берегу Крыма.

Екатерина II назвала Крым жемчужиной своей короны, но она видела только издали, с высоты утеса, тот волшебный уголок, который можно назвать жемчужиной самого Крыма. Италия, читатель, не поразит тебя так, как поразит наш Крымский Южный берег". Эти строки, написанные Евгением Марковым в 1902 году, ничуть не устарели и так же актуальны сегодня, как и сто лет назад. На правах автора позволю себе созвучное с Марковым объяснение в любви - любви к Форосу:

"Все вокруг: природа, горы, море - сейчас уже до боли знакомое, когда-то поразило своей красотой. Это была лю­бовь с первого взгляда. С годами эта любовь не угасла. Всегда открываешь для себя что-то новое, загадочное. Форос околдовывает, настраивает на творчество. Здесь каждый -это поэт, писатель, музыкант, композитор, художник.

В Форосе живешь совсем другой жизнью. Когда хоть ненадолго покидаешь любимый сердцу уголок, душа томится по синему морю, горным вершинам, сказочной прелести парка. Покой приходит только, когда возвращаешься в родные места и снова попадаешь в плен этой сказочной красоты. Иногда смотришь на все, что вокруг, и думаешь, не сон ли это. Если сон, то сон наяву. Признаюсь тебе в любви, мой милый Форос".

Вспоминается интересный эпизод. Как-то отдыхающие из Костромы поразили словами: «Каждый человек мечтает после смерти попасть в рай. А вы, живущие в Форосе - уже в раю».

Действительно, нужно благодарить Бога и судьбу уже только за то, что живешь в этом удивительном по красоте уголке.

 

Теперь я понимаю, почему так мало мы знаем о Форосе. Это единственное место в Крыму, а может быть и в Европе, где такое невероятное сочетание природы и творения рук человеческих. В первый же день я увидел поразивший меня вид: на самом краю отвесной высоченной скалы приютился неземной красоты небольшая   православная церковь. Мне даже в голову не могло придти, что я смогу своим ходом, без чьей либо помощи добраться до этого места и посетить это чудо. А теперь я уже думаю о том, чтобы в начале октября провести большой 7 дневный мастер-класс с ежедневными походами в это чудотворное место. Оказалось, что от Фороса туда ведет дорога с очень маленьким углом наклона и когда я шел по ней, то непрерывно  нараспев читал наизусть первые  главы Евгения Онегина. Дойдя до верха, я ощутил в своем голосе очередной скачок. На радостях я рассказал о своих новациях в работе с голосом служительнице храма матери-Раисе и подарил ей книгу с диском. Она с интересом выслушала меня и в свою очередь рассказала мне много интересного о невероятной судьбе храма и архимандрита Петра, возродившего храм буквально из руин.

Еще несколько слов о Форосе. Это поселок с 7 пятиэтажными домами, в котором присутствуют все бытовые удобства. Проживает в поселке менее 5 тысяч человек. Главное строение – 14 этажный санаторий. Я познакомился с руководством отвечающим за размещение и они сообщили, что октябрь-ноябрь, апрель-май идеальные варианты для проживания в санатории. Погода прекрасная, а скидки на проживание максимальные.

Это первый вариант. Второй вариант – еще более практичный. Это частный сектор. Возможности самые разнообразные. Я снимал однокомнатную квартиру за 200 гривн – это 1 000 рублей. От аэропорта (Симферополь) до Фороса 400 гривн (2000руб.) Это просто бесплатно по сравнению с российскими ценами. 140 км там. И 10 км в Питере от аэропорта до дома всего в 2 раза дешевле.

 

По поводу предстоящих мастер-классах.

В Подмосковье это возможно 25-31 августа (25-27) (28-31)  или 8-14 сентября (8-10) (12-14)

Форос – 1-7 октября. После прохождения речевой ступени заучивание наизусть Первой главы Евгения Онегина при подъеме к Форосскому храму и спуске 

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! ВЛАДИМИР БАГРУНОВ

    

 


В избранное