Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Методика Полного Освобождения" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скрытые резервы нашей психики
22.06.08. Дорогие друзья! Поздравляю всех вас с победой наших футболистов, о которой можно было только мечтать! Ваш покорный слуга считает себя причастным к этому успеху. В Петербургской прессе более чем за последних 10 лет было не мало моих публикаций и интервью, посвященных психологии футбола. Много внимания уделялось и проблеме голоса и пения при подготовке к играм. В первой моей книжке «Азбука владения голосом для болельщика», большой раздел посвящен футболу и эта книжка дошла до самых высоких начальников футбола. Не буду говорить о частностях, но то, что футболисты и их наставники стали петь гимн России – это факт. А ведь раньше этого не было.
Глава ХХVI Каждый носит в себе свой рай «Никто не счастлив, если не считает себя счастливым, и ничего не требуется, чтобы сделаться несчастным, кроме того, чтобы вообразить себя таким»
ГРИГ Эдвард Хагеруп (1843-1907) Норвежский композитор, дирижер, пианист, критик, общественный деятель. Крупнейший представитель норвежской композиторской школы
Я почерпнул богатые сокровища народных напевов моей родины, и из этого клада, являющегося непочатым источником норвежского духа, я пытался создать норвежское искусство. Э. Григ
15 июня 1843 года в городе Бергене, расположенном в юго-западной части Норвегии, в семье выходцев из Шотландии родился Эдвард Григ. Прадед композитора, шотландский купец Александр Грейг, поселился в Норвегии в XVIII веке. Здесь его фамилию стали писать по-другому — «Григ». Он женился на норвежке, дети его выросли в Норвегии. Внук Грейга, Александр Григ (отец композитора), был уже настоящим норвежцем и занимал пост британского консула в Бергене, был неплохим музыкантом, играл на рояле и скрипке. Мать Эдварда — Геси-на-Юдит Григ, урожденная Хагеруп, была очень талантлива: прекрасно пела, писала стихи, превосходно играла на рояле. Три дочери и два сына Александра и Гесины унаследовали от родителей любовь к музыке. Эдвард был младшим ребенком в семье. Именно мать и начала учить музыке шестилетнего мальчика, познакомив его с творчеством Моцарта, Шопена, Мендельсона... Она была довольно строгой учительницей, постоянно контролировала и заставляла Эдварда разучивать скучные гаммы и упражнения. Для малыша это было некоторым разочарованием, ведь ему больше нравилось фантазировать на фортепиано, но только спустя многие годы Григ понял, что состоялся как музыкант только благодаря настойчивости матери. Школьные учителя без особенного восторга относились к его занятиям музыкой, да и он не особо жаловал школьные предметы. В это время он уже пробовал сочинять, но серьезно не помышлял о профессиональной музыкальной карьере. В 1858 году случай свел пятнадцатилетнего мальчика с «норвежским Паганини» — знаменитым скрипачом Уле Бул-лем (1810-1880). Прослушав игру юноши, оценив его самостоятельные произведения, он настоял на том, чтобы Эдварда отправили учиться в Лейпцигскую консерваторию. Консерваторские занятия не оказали определяющего воздействия на художественную индивидуальность музыканта — наряду с великолепными мастерами среди преподавателей было немало и посредственных ремесленников. Юноша старался приобрести как можно больше знаний, работал день и ночь, едва находя время для еды. Такие занятия оказались непосильными для хрупкого организма. Весной 1860 года Эдвард тяжело заболел плевритом и вынужден был вернуться домой. Последствия болезни остались на всю жизнь — Григ страдал туберкулезом, а в последние годы дышал лишь частью одного левого легкого — правое было совершенно разрушено. Весной 1862 года Григ закончил консерваторию по классам композиции и рояля и первый концерт дал в своем родном городе. Публика с восторгом приняла произведения молодого Грига. Большее значение имело знакомство Грига с молодым норвежским композитором, автором национального гимна Р. Нурдроком (1842-1866), состоявшееся в 1863 г., после возвращения из Германии. «Покровы спали с моих глаз, — рассказывал Григ впоследствии, — и только благодаря Нурдроку я познакомился с норвежскими народными мелодиями и осознал самого себя». Объединившись, молодые музыканты поставили своей целью создание сильного и самобытного музыкального северного стиля» и организовали в Копенгагене музыкальное «Общество Евтерпы», которое должно было знакомить публику с произведениями молодых композиторов Дании, Швеции и Норвегии. На первом этапе творчества Григом были созданы такие романтические произведения, как Соната ми минор, Первая скрипичная соната, «Юморески» для фортепиано. В конце 1865 г. Григ поехал в Рим. Он успел написать там только одно произведение — концертную увертюру « Осенью », как его внезапно свалила лихорадка. Спас юношу только тщательный уход. Одним из первых ценителей творчества Грига стал Ханс-Кристиан Андерсен. На его стихи композитор пишет романс «Люблю тебя» и посвящает его своей кузине Нине Хагеруп. Она превосходно исполняла романсы Грига. Молодые люди любили друг друга, но мать Нины не хотела и слышать о браке, она желала для дочери более, солидного мужа. Григ должен был доказать матери Нины, что она ошибается. В 1866 году он приехал в Христианию (ныне г. Осло) и решил дать концерт, чтобы приобрести известность, общественное положение. И публика и пресса были в восторге. Вскоре Филармоническое общество Христиании пригласило Грига на должность дирижера. Появились предложения давать уроки. Теперь музыкант был материально обеспечен, и препятствий для свадьбы уже не было — она состоялась 11 июня 1867 года. С этого момента начался новый период творчества. В условиях маленькой отсталой страны, в атмосфере мещанского быта, рутинных вкусов, сплетен и пересудов Григу пришлось бороться за свое искусство. Он дирижировал концертами Филармонического общества, по его инициативе была создана Музыкальная академия (1867) — первое в Норвегии музыкальное учебное заведение, основал Концертное музыкальное общество (1871). Вместе с женой совершил ряд концертных поездок по странам Западной Европы, выступал как пианист и дирижер. Характерные напевы и ритмы норвежской музыки звучат у Грига повсюду: в Концерте для фортепиано с оркестром (1868), принесшем композитору народную славу, в фортепианных пьесах. К ним относится цикл «Из народной жизни», 25 норвежских песен и танцев, 6 норвежских горных мелодий, десять тетрадей «Лирических пьес» (1867-1901) и др. В Риме в 1869 году Григ подружился с уже немолодым в ту пору Ф. Листом, который выразил полный восторг по поводу сочиненного норвежцем великолепного фортепианного Концерта ля минор (1868). Поддержка великого музыканта сыграла большую роль в дальнейшей судьбе Грига. По возвращении на родину Григ некоторое время дирижировал симфоническими концертами в Христиании и занимался общественной работой. С 1873 г. он обрел материальную независимость благодаря государственной стипендии и гонорарам за сочинения и смог полностью посвятить себя творчеству. В январе 1874 года Григ получил письмо от Генрика Ибсена с предложением написать музыку к его драме «Пер Гюнт». В 1875 г. было создано самое великое произведение Грига — оркестровая сюита. В своей музыке композитор отразил сказочные образы народного фольклора, черты реального народного быта, картины природы. Многие эпизоды этого сочинения приобрели поистине фантастическую популярность: «В пещере горного короля», «Шествие гномов», «Танец Анитры». Прекрасна и сцена возвращения Пера Гюнта на родину — шум ветра, буря на море передают состояние души героя, растратившего свою жизнь в странствиях. « Песня Сольвейг », девушки, всю жизнь прождавшей его, — одна из гениальнейших мелодий, созданных когда-либо на земле. Композитор завоевывает международное признание.
В 1877 г. композитор оставил Христианию и решил поселиться в Лофтхюсе. Там он много и интенсивно сочинял. Наиболее известные произведения — романсы «Лебедь», «Принцесса», «С водяной лилией». Здесь же создано одно из лучших его сочинений — Струнный квартет для двух скрипок, альта и виолончели. Григ был не только композитором, но и дирижером, и пианистом и часто покидал Лофтхюс для концертных поездок. Весной 1879 года с огромным успехом прошли его концерты в Христиании и Копенгагене, Лейпциге. Его хотели слышать во всех странах Европы. Продолжая просветительскую музыкально-общественную деятельность, в родном Бергене в 1880-1882 гг. он руководил музыкальным обществом «Гармония». Здесь начался новый взлет творчества композитора. В1885 г. он с женой поселился в Трольхаугене — прекрасной загородной вилле под Бергеном, которую покидал только во время концертных поездок. Самыми частыми гостями Григов были дети. Единственная дочь Григов — Александра умерла в младенчестве. Больше детей у Григов не было. И всю любовь к ней композитор перенес на своих друзей-ребятишек. Он никогда не писал специально для детей, но в любом его сборнике фортепианных пьес всегда окажутся пьесы, нетрудные для детского исполнения. В1888 году он знакомится в Лейпциге с П. И. Чайковским. Между великими художниками завязываются дружеские отношения. Чайковского восхищает самобытность и поэтичность музыки Грига, одно из своих сочинений (увертюру «Гамлет») он посвящает норвежскому композитору. Знаменательно, что и Чайковский, и Григ в один и тот же год удостоились почетного звания доктора Кембриджского университета (1893). В этом же году Григ получил такое же звание от Оксфордского университета. До этого Григ был избран членом Французской и Берлинской академий изящных искусств. В 1898 г. в Бергене Григом был организован первый фестиваль норвежской музыки (проводится поныне). Выступал он и как музыкальный критик (автобиографический очерк Он много колесил с концертами по всему миру. До последних лет жизни география его гастролей была весьма обширной. Григ выступал во Франции, Англии, Германии, Польше и Венгрии и пользовался большим уважением как за рубежом, так и в родной стране, но больше всего любил жить в собственном домике на берегу моря. В день своего шестидесятилетия Григ получил пятьсот телеграмм и писем из многих стран мира, в которых выражались горячие пожелания здоровья, счастья, долгих лет жизни, дружеские знаки внимания, любви, уважения. И хотя застарелая болезнь легких все чаще давала о себе знать, он не отказался от концертной деятельности и посещает Прагу, Лондон, Амстердам, а весной 1907 года — Берлин, Мюнхен. Это были его последние выступления. Умер Григ 4 сентября 1907 года, и в этот день в Норвегии был объявлен траур. Останки композитора были захоронены в скале над морем недалеко от любимого дома композитора в Трольхаугене. Ныне там открыт музей. Подлинно народный художник, Григ возвысил норвежскую музыку до вершин мировой классики. И в наши дни произведения Грига являются украшением репертуара многих исполнителей и коллективов.
О НАСУЩНОМ С 15 по 19июня мне посчастливилось побывать в самом удивительном и прекрасном месте, где, когда я либо был. Чтобы вы не подумали, что это просто реклама, процитирую фрагмент из книги путешественника Евгения Маркова «Очерки Крыма». «…Я знаю живописные места Европы и думаю, что вряд ли в ней найдется более счастливое сочетание самых противоположных элементов пейзажа. Гигантская скала Фороса, переливающая всеми цветами яшмы, голая, обглоданная ветрами и водами, выдвинулась в море направо от вас, кажется, всего в нескольких шагах от вас, вся от пяты до макушки видная вам, загораживая все, что за нею — море, небо и скалы. Восходящее солнце ударяет своими лучами прямо в грудь ее. На голой вершине, на голых боках сверкает солнце, а пята еще закутана в белые туманы, курящиеся над морем. Как клубы дыма, туманы эти свиваются и спалзывают с неподвижной морской поверхности, и яркая, утренняя синева волн прорывается озерами сквозь редеющую дымку тумана, разрастаясь все шире, сливаясь все ближе. Налево отвесная стена Ялты, увенчанная, как гривой, лесами сосен, упирается в самые облака и отрезает от вашего взгляда весь горизонт левой стороны. Слева эта неприступная, подоблачная стена, на которой еще покоятся* тени ночи, справа страшный утес Фороса, облитый огнями восхода, составляют чудную рамку этой чудной картины. Угрожающая, надвинутая близость этих твердынь, их резкие краски и громадность очертаний составляют поразительную противоположность с мягкими, туманными тонами, в которых видишь отсюда на бесконечное расстояние море и зеленые скаты Южного берега, будто вставленные в каменную раму…» А вот одна из первых страниц книги Фирсова: Форос. Страницы истории. Севастополь 2006 г. ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ "Если тебе хочется, читатель, в наш обыденный и прозаический век погрузиться на несколько недель в живой родник неподдельной красоты, неподдельной поэзии, - тебе нечего искать Италии и Андалузии, ты найдешь все, чего жаждешь, у себя на родине, на Южном берегу Крыма. Екатерина II назвала Крым жемчужиной своей короны, но она видела только издали, с высоты утеса, тот волшебный уголок, который можно назвать жемчужиной самого Крыма. Италия, читатель, не поразит тебя так, как поразит наш Крымский Южный берег". Эти строки, написанные Евгением Марковым в 1902 году, ничуть не устарели и так же актуальны сегодня, как и сто лет назад. На правах автора позволю себе созвучное с Марковым объяснение в любви - любви к Форосу: "Все вокруг: природа, горы, море - сейчас уже до боли знакомое, когда-то поразило своей красотой. Это была любовь с первого взгляда. С годами эта любовь не угасла. Всегда открываешь для себя что-то новое, загадочное. Форос околдовывает, настраивает на творчество. Здесь каждый -это поэт, писатель, музыкант, композитор, художник. В Форосе живешь совсем другой жизнью. Когда хоть ненадолго покидаешь любимый сердцу уголок, душа томится по синему морю, горным вершинам, сказочной прелести парка. Покой приходит только, когда возвращаешься в родные места и снова попадаешь в плен этой сказочной красоты. Иногда смотришь на все, что вокруг, и думаешь, не сон ли это. Если сон, то сон наяву. Признаюсь тебе в любви, мой милый Форос". Вспоминается интересный эпизод. Как-то отдыхающие из Костромы поразили словами: «Каждый человек мечтает после смерти попасть в рай. А вы, живущие в Форосе - уже в раю». Действительно, нужно благодарить Бога и судьбу уже только за то, что живешь в этом удивительном по красоте уголке.
Теперь я понимаю, почему так мало мы знаем о Форосе. Это единственное место в Крыму, а может быть и в Европе, где такое невероятное сочетание природы и творения рук человеческих. В первый же день я увидел поразивший меня вид: на самом краю отвесной высоченной скалы приютился неземной красоты небольшая православная церковь. Мне даже в голову не могло придти, что я смогу своим ходом, без чьей либо помощи добраться до этого места и посетить это чудо. А теперь я уже думаю о том, чтобы в начале октября провести большой 7 дневный мастер-класс с ежедневными походами в это чудотворное место. Оказалось, что от Фороса туда ведет дорога с очень маленьким углом наклона и когда я шел по ней, то непрерывно нараспев читал наизусть первые главы Евгения Онегина. Дойдя до верха, я ощутил в своем голосе очередной скачок. На радостях я рассказал о своих новациях в работе с голосом служительнице храма матери-Раисе и подарил ей книгу с диском. Она с интересом выслушала меня и в свою очередь рассказала мне много интересного о невероятной судьбе храма и архимандрита Петра, возродившего храм буквально из руин. Еще несколько слов о Форосе. Это поселок с 7 пятиэтажными домами, в котором присутствуют все бытовые удобства. Проживает в поселке менее 5 тысяч человек. Главное строение – 14 этажный санаторий. Я познакомился с руководством отвечающим за размещение и они сообщили, что октябрь-ноябрь, апрель-май идеальные варианты для проживания в санатории. Погода прекрасная, а скидки на проживание максимальные. Это первый вариант. Второй вариант – еще более практичный. Это частный сектор. Возможности самые разнообразные. Я снимал однокомнатную квартиру за 200 гривн – это 1 000 рублей. От аэропорта (Симферополь) до Фороса 400 гривн (2000руб.) Это просто бесплатно по сравнению с российскими ценами. 140 км там. И 10 км в Питере от аэропорта до дома всего в 2 раза дешевле.
По поводу предстоящих мастер-классах. В Подмосковье это возможно 25-31 августа (25-27) (28-31) или 8-14 сентября (8-10) (12-14) Форос – 1-7 октября. После прохождения речевой ступени заучивание наизусть Первой главы Евгения Онегина при подъеме к Форосскому храму и спуске БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! ВЛАДИМИР БАГРУНОВ
|
В избранное | ||