Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


25.01.08.
Выпуск 200
"Много из того, что в великих людях мы зовем гениальностью, происходит из таких записных книжек и собраний вырезок."
Глава XXV КНИГИ 
Из книги Орисон Свет Марден
" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

Этот выпуск необычен. Во-первых, само число 200 - это своеобразный юбилей.

На этот день пришлось несколько событий. Главное – это 70-и летие Владимира Высоцкого. В своей области, авторской песни, это гений. За почти 30 лет, кроме Булата Окуджавы никого близко не видно. Но и здесь в количественном отношении – большая пропасть.

Остальные события по тексту.

Оффенбах Жак Якоб

(1819-1880)

французский композитор,

классик французской оперетты,

дирижер, виолончелист

Жак Оффенбах (подлинная фамилия Эбершт) родился 20 июня 1819 г. в Кельне (Германия) в еврейской семье. Отец композитора был раввином, кантором местной синагоги. Мальчик рано проявил музыкальные способности, с удоволь­ствием играл на виолончели, и в 1833 году отец привез его в Париж — тогдашнюю музыкальную столицу Европы. Отны­не Франция становится его второй родиной.

Недолго проучившись в Парижской консерватории, юный Оффенбах начал вести жизнь свободного художника — компо­зитора и исполнителя. Он поступил виолончелистом в театраль­ный оркестр. Оффенбаху было двадцать лет, когда состоялся его дебют как композитора, оказавшийся, впрочем, безуспеш­ным. Тогда он вновь обращается к виолончели — концерти­рует в Париже, городах Германии, в Лондоне, попутно не пре­небрегая любой композиторской работой. Однако почти все, что им написано до 50-х годов, утеряно.

Первый успех принесла ему концертная поездка в Англию: там он играл перед королевой Викторией и принцем Альбертом.

В течение семи лет (1848-1855) Оффенбах был дирижером в известном драматическом театре «Комеди Франсез», писал сам много музыки к спектаклям и привлекал к сотрудниче­ству как именитых (Мейербер), так и начинающих (Гуно) му­зыкантов. Его неоднократные попытки получить заказ на написание оперы не увенчались успехом. И Оффенбах обра­щается к иному роду деятельности.

С начала 50-х годов композитор Флоримон Эрве — один из родоначальников опереточного жанра — приобрел попу­лярность своими остроумными одноактными миниатюрами. Он привлек к их созданию Делиба и Оффенбаха. Последнему вскоре удалось затмить славу Эрве.

В 1855 году Оффенбах открыл собственный театр, назы­вавшийся «Буфф-Паризьен»: здесь в тесном помещении он ставил веселые буффонады и идиллические пасторали, кото­рые исполнялись силами двух-трех актеров. Оффенбах насы­щал спектакли не только своей музыкой, но и тонким и язви­тельным остроумием, насмешливой шуткой. Он привлек близких по духу писателей в лице Анри Мельяка и Людовика Галеви — в недалеком будущем авторов либретто «Кармен».

Одноактная оперетта «Двое слепых », написанная в 1855 го­ду, мгновенно стала «гвоздем сезона», и дела Оффенбаха быст­ро пошли в гору. В течение следующей четверти века он по­казал более 90 своих произведений, причем, как правило, довольно масштабных, и стал самым популярным автором оперетт во всей Европе, особенно в Англии и Австрии.

В 1858 году, когда Оффенбаху было уже под сорок, насту­пил окончательный перелом в его судьбе. Это год премьеры первой большой оперетты — «Орфей в аду», выдержавшей подряд 288 представлений. (В 1878 году в Париже состоялось 900-е представление!)

Далее оперетты следуют как из рога изобилия. Наиболее известные из них — «ЖеневьеваБрабантская» (1859), «Пре­красная Елена» (1864), «Синяяборода», «Парижскаяжизнь» (1866), «Великая герцогиня Герольштейнская» (1867), «Пе-рикола» (1868), «Разбойники» (1869).

Оффенбах работает с величайшим творческим напряжени­ем. Он является не только автором музыки своих оперетт, но и соавтором литературного текста, режиссером-постановщиком дирижером, антрепренером труппы. Остро ощущая спе­цифику театра, он доделывает партитуры на репетициях: сокращает то, что кажется затянутым, расширяет, переставля­ет номера.  Эта кипучая деятельность осложняется частыми выездами за рубеж, где Оффенбаху. повсеместно сопутствует громкая слава.

В1860 г. Оффенбах стал гражданином Франции, а в 1862 г. был награжден орденом Почетного легиона.

Крах Второй империи внезапно оборвал блестящую карь­еру Оффенбаха. Его оперетты сходят со сцены. В 1875 году он вынужден объявить себя банкротом. Состояние потеряно, те­атральная антреприза распущена, авторские доходы идут на погашение долгов. Чтобы прокормить семью, в 1876 году Оф­фенбах совершил концертную поездку в США, где дирижи­рует садовыми концертами. О своих впечатлениях он напи­сал книгу «Заметки путешествующего музыканта» (1877).

И хотя он создает новую, трехактную, редакцию «Периколы» (1874), «Мадам Фавар» (1878), «Дочь тамбур-мажора» (1879) — произведения, которые не только не уступают по сво­им художественным качествам предшествующим, но даже превосходят их, открывают новые лирические стороны боль­шого таланта композитора, — он добивается лишь посред­ственного успеха.

Оффенбах поражен серьезной болезнью сердца. В предчув­ствии скорой кончины он лихорадочно работает над своим последним сочинением — лирико-комедийной оперой «Сказ­ки Гофмана». Ему не пришлось присутствовать на премьере: не закончив партитуры, он умирает в Париже 4 октября 1880 го­да. Инструментовал клавир Эрнест Гиро. С тех пор — премье­ра состоялась в 1881 году — «Сказки Гофмана» прочно вош­ли в мировой театральный репертуар, а лучшие музыкальные номера (в их числе знаменитая баркарола) приобрели широ­кую известность. Опера выдержала в течение года 101 пред­ставление и до сих пор сохраняет ведущие позиции в оперном репертуаре. Оффенбах был весьма талантливым и плодовитым композитором, наделенным превосходным мелодическим да­ром. Его оперетты искрятся весельем, полны сатирических вамеков и остроумных пародий.

Сегодня в еженедельной газете 24 ЧАСА  напечатана статья, в которой Виген Артаваздович Геодакян коротко  и популярно излагает свою эволюционную теорию. Эта теория на порядок сильнее эволюционной теории Дарвина. Несомненно, что она будет по достоинству оценена. Просто время смены парадигм в науке составляет около 60-70 лет. Теория создана в 60-е годы 20 века. В 1987 году после многочисленных препонов им защищена докторская диссертация. Его теория сыграла огромную роль в моей жизни. Видимо, я первый применил ее в психологии и после невероятного сопротивления на факультете психологии, где я тогда работал, после трех предзащит 17.10.81.мне удалось защитить свою диссертацию «Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека». Сама же проблема меня увлекла в 1965 году после первой же популярной публикации Геодакяна «Два пола, зачем и почему?» в журнале «Наука и жизнь». Пошли курсовые, а затем дипломная работа, благодаря которой мне предложили остаться на факультете психологии для решения важнейшей правительственной темы. После ее решения на меня обрушились гонения, которые и привели меня в хор университета. С этого момента (1971 год) и началось мое погружение в проблему природы голоса. Это произошло у меня  на 7 лет позднее, чем у Геодакяна с его теорией.  Поэтому, зная закономерности развития научной мысли, я думаю, что лет через 30-40 моя теория голоса получит всеобщее признание. Это сделают ученики, которые уже практически добиваются существенных результатов. Владимир Коварский и Виктор Апталиков, студенты 3 курса Гитиса, уже успешно ведут занятия по моей методике.  А в газете «Деловой Петербург» за 23.01.08. вышла статья моего  помощника Кирилла Плешакова-Качалина «СИЛЬНЫЙ ГОЛОС СТОИТ ДЕНЕГ».В следующем выпуске она будет опубликована.    

Итак, теория Геодакяна в кратком виде.

Благородная миссия

Природа оберегает женщину как титульный пол, а над мужчинами ставит эксперименты. Ученые считают, что благодаря этому и развивается генетическая история человечества

Эволюция человека отнюдь не закончилась, а, напротив, наби­рает обороты. К такому выводу, опровергающему мнение большин­ства генетиков и антропологов, пришли недавно американские ученые из Университета штата Юта. Как выяснилось, люди вовсе не превращаются в единую смешанную расу, а все больше и больше отличаются друг от друга. За последние 5 тысяч лет генетические изменения происходили в сто раз быстрее, чем за любой другой период человеческой истории. Хотим мы этого или нет, но человечеству, скорее всего, еще предстоит серьезно ме­няться. Впрочем, поначалу генетические «новшества» затронут только одну его половину — сильный пол. И только потом они перейдут к женщинам, поскольку природа «назначила» их основ­ным полом человечества и тщательно оберегает от всяческих стрессов. Мужчины же — пол дополнительный, эксперименталь­ный. В этом уверен автор эволюционной теории пола, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института про­блем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН Виген Геодакян. 

ИНФОРМАТОРЫ

Предположим, что завтра че­ловеку для какой-то немыслимой цели понадобится хвост. Сначала он обязательно появится у муж­чин. И только после у женщин. Мочка уха, отделенная мысочком от щеки, нос с горбинкой, длин­ный безымянный палец на руке — все эти особенности пока что чаще встречаются у сильного пола, реже — у слабого. Впро­чем, бывали и другие признаки... В Музее антропологии МГУ, на­пример, выставлены два черепа из одного захоронения на горе Кармель, что на территории со­временного Израиля: женский — с ярко выраженными чертами неандертальца и мужской — уже более похожий на нашего совре­менника, с приметами более по­зднего кроманьонца.

«Все просто: отбор действует в основном за счет отстранения муж­ских особей, — объясняет Геода­кян. — Есть определенные веще­ства, мужские гормоны, прибли­жающие сильный пол к среде, обес­печивающие ему получение эколо­гической информации и ускоряю­щие его эволюцию. Это и более высокая частота мутаций, и огром­ная избыточность мужских гамет (репродуктивных клеток). В ре­зультате малое число мужских осо­бей передает потомству столько же информации, сколько гораздо большее число женских. Все это делает мужчин дешевым материа­лом для экспериментов природы. Женщины же, которые определя­ют численность потомства, пол более дорогой».

Если женщины ответственны за сохранение генов, то мужчины — за их изменение. Оберегая жен­щину, природа не позволяет ей рисковать. Пусть она подождет, пока новый ген сначала пройдет апробацию в мужском организме. Если он там докажет свое право на существование и естественный отбор признает его неопасным, не­вредным и даже полезным, то спу­стя много поколений этот участок ДНК окажется в женском геноме. А пока между мужчиной и женщи­ной будет существовать некоторое различие.

X + Y = ...

Как же происходит появление новых признаков? Геодакян счита­ет, что через мужскую Y-хромосому. Эта загадочная хромосома, подробное описание которой, по мнению авторов авторитетного журнала Nature Марка Джоблинга и Криса Тайлера-Смита, представ­ляет собой «список отклонений от свода правил человеческой гене­тики», всегда привлекала внима­ние ученых. Однако до сих пор многие из них констатировали, что расшифровка Y-хромосомы ста­вит больше вопросов, чем дает ответов. Еще бы: в ней содержится ничтожная часть генетической ин­формации организма — всего око­ло 1 процента генов. К тому же ее наличие вовсе не существенно для жизни и здоровья человека. Живут же женщины без нее всю жизнь! И неплохо живут...

Кто-то может сказать: а как же размножение? Для этого и суще­ствуют два пола, которые опреде­ляются наличием хромосом X и Y. «Впрочем, раздельнополое раз­множение — не самый «выгод­ный» для природы способ давать потомство, — считает Геодакян. — В этом смысле лучше  гермафродитизм, как у дождевых червей». А вот в эволюции роль Y-хромосомы неоценима. Именно она является «роддомом генов» и своеобраз­ной «карантинной службой» для них.

«Все новые гены возникают в Y-хромосоме и остаются там на период разности признаков, под­вергаясь усиленному отбору. И только через много поколений они могут попасть в аутосомы — теле­сные хромосомы, общие для муж­чин и женщин и содержащие при­мерно 95 процентов генетичес­кой информации», — объясняет Геодакян.  Вот и получается что Y-хромосома — своеобразные во­рота в геном для наследственной изменчивости.

Впрочем, в геноме помимо сугу­бо мужских  -  проверочных — генов существуют еще и чисто женские, архивные, распоряжаю­щиеся атавистическими признака­ми, уже утраченными сильным по­лом. Их заботливая природа еще  некоторое время не выбрасывает (а вдруг пригодятся?). Однако ког­да становится окончательно ясно, что эти гены уже утратили свою роль, их отправляют «на свалку». Она, как это ни парадоксально, тоже находится в Y-хромосоме. Из-за интенсивного отбора, кото­рый происходит среди мужских особей, ненужный ген уйдет в не­бытие.

«АРХИВНЫЕ» БОЛЕЗНИ

Оказывается, мужчины и жен­щины во многих случаях даже бо­леют по-разному. «Зная роль по­лов в эволюции, зачастую можно предсказать, какие болезни для кого характерны, — рассказывает Виген Геодакян. — Женские забо­левания более «ретроспективны»: они имеют тенденцию возврата к старому. В то же время у мужчин болезни более «авангардны». При­знаки этих болезней бывают таки­ми, каких вообще ранее не бывало у человека».

Ученому выпал случай прове­рить свою гипотезу, когда к нему обратились врачи, занимающиеся проблемами врожденных пороков сердца. Медики проанализирова­ли 32 тысячи проверенных диаг­нозов врожденного порока сердца. Предположение подтверди­лось. Пороки сердца, характер­ные для мужчин и для женщин, принадлежали к противополож­ным группам: «авангардной» и «возвратной». Мужскому полу приходится иметь дело с новыми болезнями, связанными с неудач­ными забеганиями вперед. А вот у женщин — это возврат на пре­жние стадии развития. Их хвори напоминают арьергардные бои, в ходе которых человечество вы­нуждено оставлять старые пози­ции.

Атавистические признаки вообще чаще проявляются у жен­щин. Если и рождаются дети с аномальным числом почек, то у мальчиков чаще бывает всего одна, а у девочек — 3—4 почки. И опять в первом случае природа ставит эксперимент, а во втором вспоминает давнее прошлое, ког­да наш далекий-далекий предок, хордовый бесчерепной ланцет­ник,  использовал 200 пар «почек» — метанефридий. Видимо, был период, когда таким количе­ством могла похвастаться лишь женская особь, а самец ланцет­ника уже тогда обходился 150 парами.

У Геодакяна есть свое толкова­ние другим любопытным явлени­ям. Например, он знает, отчего мужчины пьянствуют в 3 раза боль­ше, чем женщины, а алкогольный цирроз печени поражает женщин в 3 раза чаще. Просто многие муж­чины обзавелись соответствующи­ми ферментами и научились извле­кать калорий из спирта, а вот жен­щины пока еще не могут безболез­ненно справиться с выпивкой. И раз уж эволюционные «новости», согласно теории Геодакяна, мы получаем от мужчин, то недаром у отцов-пьяниц 26 процентов детей подвержены пороку, а от матерей-алкоголичек дурная наследствен­ность передается лишь 2 процен­там.

И еще одна закономерность. Как правило, болезни, которыми чаще страдают мужчины, — это болезни пожилого возраста. А женские недуги зачастую схожи с болезнями, характерными для де­тей.

ТОНКОСТИ ДЕМОГРАФИИ

Вроде бы быть в авангард совсем неплохо. Если бы не сущеетвенный минус — в случаях войн, катастроф, других трудностей его уничтожают первым. Кстати, природа давно научилась компенсировать эти потери. Не даром в войну больше всего рол дается мальчиков. И статистик не спорит, фиксируя «феномене военных лет». Как только стран объявляет мобилизацию и мужчины волею злой судьбы отделяются от женщин, природа тут ж начинает восполнять дефицит сильного пола. В любых экстремальных условиях — в землетрясение, голод, войну, переселение    природа   повышает   рождаемость мальчиков, усиливает paзнообразие  признаков,  а  различия   между  полами   делает  все заметнее.   Мужчины   становятся более мужественными, женщины —  более женственными. Фокус в том, что мужчины вроде  бы   вовсе   не  должны   жит мало. Если сравнить человека сородичами      приматами,   то можно прийти к выводу, что средняя продолжительность жизни приматов и человека эволюционно удлиняется. По логике вещей увеличение длительности жизни должно в первую очередь проявляться у мужчин. Впрочем, этого   удивительное дело — не происходит.

Геодакян сравнивает жизни мужчины и женщины поэтапно: от зачатия до рождения, потом детство, репродуктивный период, старость. И на каждом отрезке показывает: действительно, мужчина немного отстаёт, женщина  начинает раньше стареть. Если девочка находится в утробе матери 9 месяцев, то мальчик на целую неделю дольше (в народе говорят: «Беременная мальчиком перехаживает»). Новорожденные девочки оказываются на целый месяц более зрелыми, чем мальчики. Это определяется по рентгенограмме костей. Дальше — больше: девочки опережают мальчиков во всем — первыми начинаю ходить, говорить, у них на 2 год; раньше, чем у мальчиков, наступает половая зрелость, на 3 года раньше останавливается рост тела к ним раньше подступает конец репродуктивного периода — 45—50 лет (в то время как мужчина и в 100 лет может стать отцом ребенка).

Светлана ЧЕЧИЛОВА при участии  Аллы Астаховой    (2007, № 52)

О насущном

 

27 января 2008 года, Санкт-Петербург

РЕЧЕВОЙ Мастер-Класс Владимира Багрунова.

29 января 2008 года, Санкт-Петербург

Выступление Кирилла Плешакова-Качалина в "Буквоеде на Восстания" (Лиговский пр, д.10). Вход свободный. Начало в 19:30.

09-10 февраля 2008 года, Москва

БАЗОВЫЙ Мастер-Класс Владимира Коварского и Виктора Апталикова.

12 февраля 2008 года, Санкт-Петербург

Выступление Кирилла Плешакова-Качалина в "Буквоеде на Просвещения" (м. пр. Просвещения). Вход свободный. Начало в 19:30.

23 февраля 2008 года, Санкт-Петербург

БАЗОВЫЙ Мастер-Класс Кирилла Плешакова-Качалина.

24 февраля 2008 года, Санкт-Петербург

РЕЧЕВОЙ Мастер-Класс Владимира Багрунова.

25 февраля 2008 года, Санкт-Петербург

ПЕВЧЕСКИЙ Мастер-Класс Владимира Багрунова

НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Для корпоративных клиентов (оплата безналичным путем по договору).

Сочетание отдыха и занятий голосом.

Подмосковье. Пансионат Министерства Иностранных Дел «ЮНОСТЬ». 38 км по Щелковскому шоссе. Поселок «ЮНОСТЬ».  

Удобства: охраняемая стоянка, водолечебница, душ Шарко, солевая комната, (галотерапия), дровяная сауна,  все виды массажа, бассейн, биллиард и прочее.

Проживание в отдельном коттедже включающем 4 двух местных номера.  Номера двухэтажные.1этаж: холл, кухня. 2 этаж: спальня, ванна.

8,9,10 марта

 Корпоративный мастер-класс Владимира Багрунова  «Голос Клеопатры и Дон Жуана» (4+4=8). Цены и подробности: почта voice@bagratid.com bageon@mail.ru  bageon@yandex.ru   +7 911-973-0525

 


В избранное