Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Методика Полного Освобождения" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скрытые резервы нашей психики
10.01.08. Выпуск 198 "Чтобы вы ни читали, читайте с увлечением, с энергиею, читайте всей душой, если вы хотите увеличить ваш умственный рост" Глава XXV КНИГИ Из книги Орисон Свет Марден " СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ" ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813-1869) русский композитор Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды. А. С. Даргомыжский 14 февраля 1813 года в селе Троицком Тульской губернии в семье Сергея Николаевича и Марьи Борисовны Даргомыжских родился мальчик, которого назвали Александр. Отец был довольно жесткий человек и отличался крутостью нрава, строгостью и неснисходительностью к окружающим. Его язвительность проявлялась в том числе и в том, что за каждую удачную остроту он выплачивал своим детям по 20 копеек. Мать, урожденная княжна Козловская, в отличие от мужа была наделена живым и веселым характером, добрым и любящим сердцем. Ходили слухи, что Сергей Николаевич похитил свою невесту, так как князь Козловский не хотел выдавать свою дочь за незаконнорожденного скромного почтового служащего. Однако рачительность и усердие Сергея Николаевича помогли ему сделать карьеру, продвинувшись в службе до чина надворного советника, и в 1817 году многочисленная семья (у Даргомыжских было пятеро детей) перебралась в Петербург. Беспокойство родителей за Сашеньку объяснялось тем, что до четырех лет мальчик не говорил. Александр Сергеевич получил домашнее образование. Учителя сменяли один другого. Мать Даргомыжского была поэтессой, сочинявшей множество назидательных детских стихов. Она писала стихи и к домашним праздникам, и к театральным постановкам. Музыкой Саша стал заниматься довольно рано — с шеста лет. Учился игре на фортепиано, скрипке и пению. Однако обучение это не стало систематическим, и теоретическими познаниями Даргомыжский обязан самому себе. При этом мальчик очень любил сочинять музыку и приносил свои произведения довольно нерадивому учителю, за что бывал наказан. Но сочинять фортепианные пьесы и романсы не переставал. Из детских пьес Даргомыжского сохранилось несколько: «Марш», «Контрданс», «Меланхолический вальс», «Казачок». Родители, видя музыкальное дарование ребенка, наняли ему учителя — венского музыканта Франца Шоберлехнера, который вел его с 1828 по 1831 год. Уже в 30-х годах Даргомыжский считался в Петербурге хорошим пианистом. Вокалом с Даргомыжским занимался Бенедикт Цейбих — немецкий музыкант. Александр Сергеевич уже выступал в петербургских салонах как пианист и автор нескольких блестящих салонных пьес. Отец, полагая, что музыкальная деятельность сына не принесет ему достаточных средств к существованию, определил его в 14 лет на государственную службу. В 1829 году он стал коллежским регистратором, через три года — младшим помощником контролера, а затем перешел в ведомство Министерства финансов, выйдя в отставку титулярным советником и посвятив себя музыке. В 30-е годы семью Даргомыжских подкосила безвременная кончина детей и близких: сыновей Эраста и Виктора, мужа дочери Людмилы, через несколько лет — самой Людмилы и ее ребенка. Из-за печальных событий семья никого не принимала у себя, и Александр, с детства привыкший к домашним концертам, зачастил в литературные и музыкальные салоны знакомых, встречаясь там с Пушкиным, Жуковским, Лермонтовым, Гоголем, Глинкой. Добрые отношения с последним длились почти четверть века и значительно способствовали более серьезным музыкальным занятиям. Именно дружба с Глинкой и его опера « Жизнь за царя » подвигли Даргомыжского на создание своей первой оперы «Эсмеральда» по роману В.Гюго «Собор Парижской Богоматери». Работа над ней заняла около четырех лет и завершилась в 1842 году. Но только спустя 5 лет состоялась в театре ее премьера, во время которой Даргомыжского вызывали на сцену восемь раз. Изредка композитору удавалось переключаться и на другие жанры — романсы и фортепианные пьесы: «Я вас любил», «Свадьба», «Ночной зефир». В1844 г. изданные романсы Даргомыжского принесли ему известность. В1843 году было образовано Общество инструментальной и вокальной музыки, куда руководителем оркестра был приглашен Даргомыжский, что дало ему значительную практику дирижирования. В 1844 году он отправляется в Германию, где происходит его знакомство с Обером и Мейербером, а затем — в Париж и Вену. Отзывы заграничной печати по поводу исполнения сочинений Даргомыжского на частных собраниях в Вене, Париже и Брюсселе содействовали некоторой перемене отношения к Даргомыжскому дирекции императорских театров. В 1840-х годах он написал большую кантату на текст Пушкина «Торжество Вакха». Она была исполнена на концерте дирекции в Большом театре в Петербурге в 1846 году, но в постановке ее в виде оперы, законченной и оркестрованной в 1848 году, автору было отказано, и только гораздо позже (в 1867 г.) она была поставлена в Москве. Даргомыжский начал давать уроки пения. Число его учеников, и в особенности учениц (он давал уроки бесплатно), огромно. Выделялись Л.Н. Беленицына, М.В. Шиловская, Билибина, Бартенева, Гире, Павлова, княгиня Манвелова, А. Н. Пургольт (по мужу Молас). Сочувствие и поклонение женщин, тем более — певиц, всегда вдохновляло и ободряло Даргомыжского, и он полушутя говаривал: «Не будь на свете певиц — не стоило бы быть и композитором». Вместе с зятем, художником Степановым, он предпринял издание «Музыкального альбома с карикатурами». Основной целью издания была популяризация собственных произведений и сочинений его друзей. В центре творческих интересов Даргомыжского была вокальная музыка. Он — автор около 100 романсов. Новый импульс творчеству Даргомыжского дал шумный успех грандиозного концерта из его сочинений, устроенного в Петербурге в зале Дворянского собрания. Принявшись за «Русалку», Даргомыжский закончил ее в 1855 г. и переложил ее в четыре руки. Она являет собой новый жанр русской оперы — психологической драмы из народной жизни. В «Русалке» Даргомыжский сознательно культивирует русский стиль, заложенный М. Глинкой. Первая постановка «Русалки» в 1859 году в Москве имела огромный успех — публика восемнадцать раз вызывала на сцену Е. А. Семенову, исполнявшую главную роль. В1859 г. Даргомыжский был избран членом комитета Русского музыкального общества. В это время он сблизился с группой композиторов «Могучая кучка», участвовал в работе сатирического журнала «Искра». В 1860-е годы он обращается к симфоническому жанру и создает три оркестровые пьесы, основанные на народных темах: «Баба-Яга, или С Волги nach Riga» (1862), «Казачок» (1864), «Чухонская фантазия» (1867). В1864 году скончался Сергей Николаевич Даргомыжский, опора и главный советчик сына. Не имея собственной семьи, Александр Сергеевич всю жизнь прожил бок о бок с отцом, который вел хозяйственные и денежные дела сына, управлял имением уже покойной Марьи Борисовны, откуда черпались средства к существованию. Даргомыжский уезжает в Варшаву, посещает Лейпциг, Брюссель, Париж. Весной 1867 года Даргомыжский принимает на себя руководство Русским музыкальным обществом, поддерживает создание Бесплатной музыкальной школы. Среди романсов Даргомыжского есть замечательные образцы лирики —иногда полной печали и горечи, как в лирических романсах «Мне грустно», «И скучно, и грустно», а порой юношески светлой, нежной — «Шестнадцать лет» на стихи А Дельвига, «Юноша и дева» на стихи Пушкина. Новый тип песни-сцены представляют собой остродраматический «Старый капрал» и комический «Мельник». Гоголевский «смех сквозь слезы» слышится в песнях «Червяк» и «Титулярный советник». В музыкальном языке своих произведений Даргомыжский, вслед за Глинкой, опирался на русскую народную песню. Вместе с тем очень важным источником его музыки стали интонации живой человеческой речи. В1868 году Даргомыжский серьезно заболевает (аневризм и грыжа), практически не выходит из дому, часто бывает прикован к постели, но это время оказалось и самым плодотворным. Он пишет свою знаменитую оперу «Каменный гость» на подлинный текст «маленькой трагедии» А. Пушкина. Предчувствуя скорую кончину, Даргомыжский «пропел лебединую песнь», воспринимая пушкинскую трагедию как свою личную. Опера тем самым стала «зеркалом души» умирающего композитора. В последние недели он писал лежа в постели, карандашом. Молодые друзья, собираясь у больного, исполняли сцену за сценой оперы по мере ее создания и своим энтузиазмом давали угасавшему композитору новые силы. В течение нескольких месяцев опера была почти окончена; смерть помешала дописать музыку лишь к последним семнадцати стихам. По завещанию Даргомыжского, неоконченную часть дописал Цезарь Кюи, а инструментовал оперу Н. Римский-Корсаков. Она была поставлена в 1872 г. в Петербурге. 5 января 1869 года композитор умер и был похоронен в Александро-Невской лавре рядом с могилой М. И. Глинки. Новаторское творчество Даргомыжского нашло горячий отклик у следующего поколения русских композиторов — П. Чайковского, членов «Могучей кучки», особенно у М. Мусоргского. На нотах одной из своих песен, посвященных Даргомыжскому, Мусоргский сделал следующую надпись: «Великому учителю музыкальной правды». Маленький комментарий Возвратимся к двум наиболее важным моментам этого выпуска. 1.«Даргомыжский начал давать уроки пения. Число его учеников, и в особенности учениц (он давал уроки бесплатно), огромно. Выделялись Л.Н. Беленицына, М.В. Шиловская, Билибина, Бартенева, Гире, Павлова, княгиня Манвелова, А. Н. Пургольт (по мужу Молас). 2. «Новаторское творчество Даргомыжского нашло горячий отклик у следующего поколения русских композиторов — П. Чайковского, членов «Могучей кучки», особенно у М. Мусоргского. На нотах одной из своих песен, посвященных Даргомыжскому, Мусоргский сделал следующую надпись: «Великому учителю музыкальной правды». И в первом и во втором случае речь идет о роли слова в пении. В одной из книг о Даргомыжском мне запомнилось, что, как правило, его ученицы были совершенно не знакомы ни с музыкальной грамотой, ни с основами вокальной техники. В основном это были голосистые молодые крестьянки. В короткие сроки (несколько месяцев) он делал из них профессиональных певиц. В основе его метода был принцип, что дело только в слове, а не в звуке. Имея очень скромные вокальные данные, композитор-педагог поражал до глубины души слушателей своим пением. Те, кому посчастливилось присутствовать на этих показах, свидетельствовали, что большей силы воздействия пения они не слышали и не видели. В результате его ученицы быстро добивались выдающихся результатов. В последствии этот принцип был основой метода Ф.И. Шаляпина. О НАСУЩНОМ Утром 9 января вернулся из Подмосковья, где вместе с Кириллом 3-8.01.08. провели мастер-классы. Началась поездка с того, что 2-го января неожиданно для себя утром я оказался зрителем в театре Гиттиса, где студенты этого вуза (3 курс) давали редко исполняемую оперу немецкого композитора, последователя Рихарда Вагнера. Опера давалась, как новогоднее представление для детей. Поясню ситуацию. В 8 утра на Ленинградском вокзале меня встречал Вова Коварский. А в 11.30 у него был спектакль, о котором выше сказано. В этом спектакле был занят и его друг, и последователь моего метода Виктор Апталиков. Всего же в спектакле было 5 действующих лиц. Спектакль шел под пианино. Впервые я мог воочию сравнить свою и традиционную вокальные школы и ощутить гордость за свое детище. Днем побродил по Москве, а вечером уже был в пансионате Московского военного округа «Подмосковье». Занятия проходили в зале, где было довольно прохладно. В результате мы много ходили во время выполнения упражнений. Теперь я еще больше убедился, что упражняться при ходьбе очень полезно. У меня было две группы: 3-5 января – 6 чел. , 6-8 января - 4 чел. У Кирилла была группа 6-8 января - 3 чел. В основном это были москвичи. Во второй моей группе было двое приезжих. Девушка 16 лет из Воркуты, стремящаяся стать эстрадной певицей и профессиональный гитарист из Пензы. Думаю, что он приехал в основном ради сестры, оперной певицы, поющей за рубежом и имеющей проблемы с голосом. Об этом он мне сообщил по окончанию занятий. Поездка была в высшей степени удачной. НОВОСТИ 12-13 января 2008 года, Санкт-Петербург Фестиваль "ДНИ ДУШИ В ПЕТЕРБУРГЕ". Место проведения - м. Нарвская, ул. Бумажная-17, центр "Другой Мир". 12 января - с 11:00 до 20:00. 13 января - с 11:00 до 17:00. Вход - 50 рублей. Студентам и пенсионерам - 10 рублей Участие в программе фестиваля Владимира Багрунова. 12 января - презентация 12.30 - 12.40. ауд.214 (2 этаж) Мини мастер-класс 13.15.- 13.45. ауд. 209 (2 этаж) 13 января - презентация 12.30 - 12.40. ауд.214 (2 этаж) Мини 13.15.- 13.45. ауд. 209 (2 этаж) На обоих мастер-классах я покажу, как звучит голос на речевом, а затем на певческом материале (без аккомпанемента, под гитару в собственном сопровождении, под фонограмму - от простого к сложному 3-4 произведения). Это минут на 15-20. Затем о самом методе и в заключении обучу самому важному навыку восстановления природного голоса. У всех будет возможность приобрести книгу "Азбука владения голосом" со скидкой. Не дороже 100 рублей. БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! ВЛАДИМИР БАГРУНОВ |
В избранное | ||