18.01.08. Выпуск 199 "Надо порядочно поработать, чтобы прочтя книгу, прослушав лекцию, составить ее разбор или конспект, но это путь, которым вырабатываются Гиты, Дизраэли, Вебстеры, Линкольны и Клэи."
Глава XXV КНИГИ Из книги Орисон Свет Марден " СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"
ГУНО Шарль Франсуа (1818-1893)
Французский композитор, органист, дирижер и музыкальный писатель. Виднейший представитель французской лирической оперы
Шарль Гуно родился 17 июня 1818 года в Париже. Отец композитора был художником, а мать — прекрасной пианисткой, которая поощряла в детстве его интерес к музыке, первоначально пыталась учить игре на фортепиано, но занятия музыкой не носили систематического характера. Уклад жизни семьи, ее широкие художественные интересы воспитали артистические склонности Гуно. Музыкальные впечатления детских лет — оперы «Отелло» Россини и «Дон-Жуан»
Моцарта — оказали большое влияние на формирование художественного вкуса будущего композитора.
Окончив лицей Сен-Луи, Гуно в 1836 году поступил в Парижскую консерваторию, где занимался контрапунктом у Галеви, а композицией у Ф. Паэра и Ж. Ф. Лесюэра, также брал уроки по теории музыки у А. Рейхи. Получив Большую Римскую премию в 1839 г. за кантату «Фернан», Гуно на несколько лет отправился в Италию. Затем он недолго пробыл в Вене и Германии. В Риме до 1842 года изучал духовную музыку итальянского Возрождения, оказавшую большое
влияние на его творчество, но современная итальянская музыка его разочаровала. Зато он попал под обаяние Шумана и Мендельсона, воздействие которых также не прошло бесследно: Гуно написал две мессы, реквием и кантату.
Вернувшись в Париж, Гуно принял решение стать священником. В 1843-1848 годах он служил органистом и регентом в церкви Иностранных миссий в Париже. В это время им была создана «Торжественная месса» (1849), соединившая в себе изящную мелодику й элегантную гармонию, развитую затем в его оперном творчестве. Своими духовными композициями /Гуно приобрел почетное имя среди знатоков. В 1851 г. в Лондоне была исполнена его Месса соль мажор,
успех которой открыл перед ним новые возможности. Изучение музыки Палестрины и других композиторов прошлого, а также работа с большим хором, известным под названием «Орфеон» (1852-1860), позволили Гуно овладеть хоровым письмом.
Со временем любовь к музыке победила: отказавшись от принятия духовного сана, он полностью посвятил себя творчеству и стал профессиональным композитором.
Первая его опера — «Сафо», поставленная в 1851 году в Парижском театре «Опера», была принята публикой довольно холодно. Тем не менее, композитор всерьез увлекся оперным жанром. Написанная вслед за «Сафо» опера «Окровавленная монахиня» (1854) также отмечалась некоторой вычурностью стиля, неровностью и мелодраматизмом. Возможно, некоторые неудачи обескуражили Гуно до такой степени, что в 11857 году он даже был на грани душевного заболевания,
но вскоре преодолел этот кризис.
Значительно теплее был принят «Лекарь поневоле» (по Мольеру), показанный в 1858 году в «Лирическом театре»: комический сюжет, реальная обстановка действия, живость характеров пробудили новые стороны таланта Гуно. В полной мере они проявились в следующем произведении — опере «Фауст», поставленной на сцене того же театра в 1859 году. Она знаменовала собой рождение нового жанра и направления в культуре — лирической оперы, но историческое
и художественное значение «Фауста» не было поначалу достойно оценено музыкальными кругами Парижа. Только через десять лет, после постановки оперы на сцене «Гранд-Опера», причем первоначальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены, она получила всеобщее признание и принесла композитору всемирную известность. В1887 году здесь прошел пятисотый спектакль «Фауста», а в 1894 году праздновалось его тысячное исполнение (в 1932 году — двухтысячное).
Относительный успех имела опера «Филемон и Бавкида» (1860), сюжет которой был заимствован из «Метаморфоз» Овидия. Следующая опера — «Царица Савская» (1862) по арабской сказке Ж. де-Нерваля. Обратившись затем в 1863 году к поэме провансальского поэта Фредерика Мистраля « Мирейль», Гуно создал произведение, отличающееся тонким лиризмом. В 1864 году она получила определенное признание.
Вершиной творчества Гуно стала лирическая опера «Ромео и Джульетта» (1867), поставленная в год Всемирной выставки в Париже на сцене Лирического театра. В течение двух лет состоялось девяносто спектаклей.
В1870 году композитор переселяется в Лондон. Для Международной выставки 1871 года он написал кантату «Галлия». Чтобы исполнить ее, был создан специальный Хор Гуно, который существует и в наши дни как Королевское хоровое общество.
В 1875 году Гуно вернулся в Париж общепризнанным главой французской музыкальной школы.
Написанные в 80-е годы оперы «Пятое марта», «Полиевкт», «Дань Заморы» не имели большого успеха.
Под влиянием усилившихся религиозно-мистических настроений Гуно все чаще обращается к церковной музыке; два важнейших сочинения этого времени— «Искупление» (1882) и «Смерть и жизнь» (1883) — трилогии для певцов-солистов, хора и оркестра. Позднее был создан Реквием (1893); автору не довелось услышать свое творение, хотя он настойчиво просил Концертное общество исполнить хотя бы фрагмент.
Особо популярно его сочинение «Размышления над прелюдией Баха» (1889) для сопрано и оркестра, в основе которого лежит Прелюдия № 1 из «Хорошо темперированного клавира» Баха. Оно получило название «Аве Мария».
Композитор работал и в камерных жанрах: он был автором нескольких очаровательных песен, а две его маленькие симфонии доказали, что, если бы не увлечение оперой и религией, он стал бы одним из лучших французских симфонистов.
Умер Гуно в Сен-Клу близ Парижа 18 октября 1893 года.
НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ О БРОНХИАЛЬНОЙ ПРИРОДЕГОЛОСА
ОТ ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ
Из анатомических тетрадей
Лист 33 оборотный. В силу чего кольца жесткой артерии (трахеи) не соединяются по двум причинам; и одна это ради голоса, а другая, чтобы дать место пище между ними и костью. [Фиг. 147.] О старике. Сочти кольца жесткой артерии. [Фиг. 148:] a b п т f Отметь, в какой части оборачивается возвратный нерв и для чего он служит. И опиши вещество мозга, является ли оно более разреженным или более плотным над началом нервов, чем в своих других
частях. И исследуй, каким образом возвратные нервы передают ощущение кольцам трахеи и какие те мускулы, которые вызывают движение этих колец, для образования низкого, среднего и высокого голоса. Возвратные нервы начинаются в a, b и b f — это возвратный нерв, спускающийся к привратнику желудка, а левый нерв, сопутствующий ему, спускается к сердечной сумке, и я думаю, что это тот нерв, который входит в сердце. Сердце само по себе не является началом жизни; но это сосуд, состоящий из плотного мускула, оживляемый
и питаемый артерией и веной, как остальные мускулы. Правда, что кровь и артерии, которые очищаются в сердце, это жизнь и питание других мускулов, и сердце имеет такую плотность, что огонь с трудом способен ему повредить. Это можно видеть у сгоревших людей, у которых кости превратилась в пепел, а сердце внутри еще кровоточит. И эту большую стойкость по отношению к температуре природа предусмотрела, чтобы оно могло противостоять сильному жару, образующемуся с левой стороны сердца посредством артериальной крови,
которая становится более жидкой в этом желудочке.
Колебание голоса происходит вследствие расширения и сокращении колец, из которых состоит жесткая артерия; расширение осуществляется мускулами, соединенными с этими кольцами; а сокращение происходит (я думаю) само собой потому, что это зависит от хряща, который сокращается сам собой, чтобы вернуться к своей первоначальной форме и т. д.
Разыскал и прислал Андрей Светлов
Сертифицированный преподаватель ШКОЛЫ ПРИРОДНОГО ГОЛОСА ВЛАДИМИРА БАГРУНОВА
Таким образом, доказательная база о бронхиальной природе голоса существенно усилилась. Мои оппоненты, которые с ухмылкой воспринимают данные опытов Ильи Грузинова на Бородино, теперь еще более озадачатся.
Продолжительность: 8 часов, включая кофе-брейки и перерыв на обед.
Время занятий: с 11:00 - до 19:00
Каждый участник мастер-класса получает В ПОДАРОК книгу-самоучитель "Азбука владения голосом" с диском.
Желательно, иметь сменную обувь.
Стоимость мастер-класса:
7.000 рублей - в первый ряд (индивидуальный контроль преподавателя после каждого упражнения, максимальное кол-во участников - 6 человек).
5.000 рублей - во второй ряд (без индивидуального контроля, 70-80% эффективности в сравнении с первым рядом, максимальное кол-во участников – 10 человек)
.
Выступления
29 января 2008 года, Санкт-Петербург
Выступление Кирилла Плешакова-Качалина в "Буквоеде на Восстания" (Лиговский пр, д.10). Вход свободный. Начало в 19:30.