«Не пропускайте ни одной минуты, не извлекши из нее
всю возможную пользу; следите за каждой песчинкой в песочных часах».
Глава XXIII Проклятия лености.
Из книги Орисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ»
ВЕБЕР. Карл-Мария-фридрих-Эрнст фон (1786-1826)
Немецкий композитор,
дирижер, пианист
и музыкальный критик.
Один из главных представителей
и основателей романтической
школы музыки
Карл Мария Вебер родился 18 ноября 1786 года в небольшом городке Голштинии
Эйтине. Мать композитора была певицей. Отец, приходившийся дядей Констанции
Вебер — жене Моцарта, был талантливым скрипачом и играл еще на многих
инструментах. Он перепробовал разные профессии: был солдатом, печатником,
музыкантом. В период рождения сына руководил странствующей театральной
труппой. Детство и юность Вебера прошли в путешествиях по городам Германии,
во время которых он знакомился со вкусами театральной публики.
Кочевой образ жизни лишил мальчика возможности получить систематическое
общее и музыкальное образование. Он поочередно занимался у брата Эдмунда,
у Гейшкеля, у Михаэля Гайдна — брата великого композитора, у Кольхера
и Валези. Блестящая карьера фортепианного виртуоза началась, когда ребенку
не было одиннадцати лет. Он предвосхитил в исполнении фортепианных произведений
особенности стиля великих виртуозов — Шумана, Шопена, Листа. Первое
сочинение — 6 фугет, посвященных Михаэлю Гайдну, у которого он учился
в Зальцбурге, было опубликовано, когда Веберу исполнилось 12 лет. Все
ранние сочинения Вебера погибли во время пожара. Сам он был превосходным
певцом и автором большого количества песен, которые он исполнял, аккомпанируя
себе на гитаре. Однако случайное отравление кислотой сильно ослабило
его голос.
В семнадцатилетнем возрасте Карл начал концертировать как пианист. С1811
года Вебер значительно сократил концертные выступления в связи с серьезными
изысканиями в сочинительской работе.
Наиболее значительным событием юности Вебера было знакомство с аббатом
Фоглером и занятия с ним по композиции. К тому времени он уже создал
ряд сочинений — оперы «Сила любви и вина», «Лесная девушка», «Петер
Шмоль и его соседи». Общение с Фоглером дало молодому композитору больше,
чем уроки всех предшествующих педагогов. Он привил ему интерес к народным
песням, познакомил с «Волшебной флейтой» Моцарта. У Фоглера Вебер научился
владеть оркестровыми красками.
С1804 года Вебер начал свою самостоятельную деятельность в качестве
театрального дирижера. Сначала он стал дирижером оперного театра в Бреславле,
где попытался полностью обновить оперный репертуар и само качество игры
оперного оркестра. Однако, встретив сильное сопротивление со стороны
музыкантов и певцов, а также консервативной публики, вынужден был уйти.
В 1807 году он оказывается в Штутгарте, где занимает место секретаря
герцога Людвига Вюртембергского, а по сути музыкального воспитателя
детей герцога и его казначея. Оказавшись в артистической и художественной
среде Штутгарта, Вебер стремительно набирает недостающие ему знания
— в области философии, литературы, пишет новые произведения, в том числе
оперу «Сильвана». Однако вскоре его втягивают в денежные махинации,
арестовывают и высылают вместе с отцом за пределы Вюртемберга со строжайшим
запретом возвращаться в эти земли.
В жизни композитора наступила тяжелая пора: не имея, постоянного пристанища,
испытывая нужду, он переезжал из города в город, был дирижером, домашним
учителем музыки, пианистом. Помимо интенсивной концертной деятельности
и композиторства он пишет много как литератор, в том числе автобиографический
роман «Жизнь музыканта».
В 1810 г. во Франкфурте-на-Майне была поставлена его первая крупная
опера «Сильвана», имевшая успех. Не меньшую известность, чем «Сильвана»,
принесли ему несколько мужских хоров, созданных композитором на тексты
Кернера.
С 1813 г. он возглавил оперный театр Праги. В пражский период жизни
Вебером был создан зингшпиль «Абу-Гасан», 9 кантат, 2 симфонии, 4 фортепианные
сонаты, а также знаменитое «Приглашение к танцу».
После трехлетнего пребывания в Праге Вебер едет в Дрезден, где с конца
1816 года становится дирижером Дрезденской оперы и до конца жизни руководит
оперным театром. К тому времени он уже был женат на певице Пражской
оперы Каролине Брандт.
Музыкальный мир Дрездена того времени представлял собой царство итальянских
маэстро, и задача нового директора — открыть дорогу немецкой сценической
музыке и победить итальянцев. Свою работу Вебер начинает с замечательных
статей по теории музыки и эстетике. В этот период он встретился с крупнейшими
представителями искусства Германии — И. Гете, К. Виландом, Т. Гофманом,
К. Брентано. Их взгляды способствовали формированию его философской
концепции. Как директор театра он провел несколько смелых реформ: изменил
размещение музыкантов в оркестре по группам инструментов, что существенно
улучшило звучание; а также порядок репетиций.
В 1820 году, после нескольких лет работы, он закончил оперу «Волшебный
стрелок». Премьера состоялась в Берлине 18 июня 1821 года и без преувеличения
стала историческим событием. Ни одна из прежних постановок в Германии
не имела такого широкого общественного резонанса. Триумф Вебера носил
характер народной демонстрации. Многочисленные спектакли сделали его
самым популярным немецким композитором.
Следующее произведение Вебера — опера «Эврианта» (1823) провалилась
уже на премьере. Причина неудачи заключалась в малохудожественном либретто,
которое даже в начале XIX века вызывало у публики скорее смех, чем восторг.
Наиболее популярной среди исполнителей осталась только увертюра к опере.
Постоянная забота о жене и детях вынуждала Вебера много работать. Чтобы
поправить свое материальное положение, он принимает заказ театра «Ковент-Гарден»
(Англия) на оперу «Оберон» на сюжет Виланда. Она дописывалась композитором
до самой премьеры, когда он уже был смертельно болен туберкулезом. Музыкальный
текст оперы Вебер рассматривал как временный вариант. Но его намерения
остались неосуществленными. Весной 1826 года Вебер отправился ставить
оперу в Лондон, где и умер на сороковом году жизни. Только в 1844 году
прах его был перевезен в Германию и погребен в Дрездене.
При этом была исполнена погребальная кантата Р. Вагнера, который очень
ценил Вебера и продолжил дело создания немецкой национальной оперы.
О
НАСУЩНОМ
МАСТЕР–КЛАССЫ в Карелии (6-13.08.07.)
Участвовало 25 человек из самых разных регионов России (Москва, Московская
обл., С-Петербург, Екатеринбург, Томск, Петразаводск, Тула, Самара,
Белгород).
Благодаря участнику из Украины (Винница), этот тренинг можно считать
международным.
Результаты (голоса до и после обучения) будут выложены в ближайшее время
на сайте www.goloslogos.ru
Приведу один из отзывов.
Духновский Михаил Степанович
1.Уменьшилось напряжение в горле
2.Голос стал мягче, чище и звонче
3.Значительно меньше проявляется усталость при длительном пении и речи
4.Появился общий положительный настрой, состояние уравновешенности.
Дополнительно:
Методика – просто замечательная! С ее помощью практически каждый человек
сможет отыскать, настроить и насладиться своим неповторимым природным
голосом. Обязательно буду продолжать занятия. Рекомендую всем прикоснуться
к этому чуду. Число. Подпись.
8 московских участников предложили 15-16 сентября провести певческую
ступень в расширенном варианте. В связи с этим речевые мастер-классы
отодвигаются на октябрь. Даты будут определены позднее.
Ближайшее
событие
17 августа 20.00.- 21.00. по ТНТ (программа НЕВЕРОЯТНО, НО ФАКТ. ТЕХНОЛОГИЯ
УСПЕХА) будет представлены съемки 11.07.07. в СУПЕРМАРКЕТЕ «БУКВОЕД
НА ВОССТАНИЯ». Авторы программы брали интервью с моими учениками, относительно
того, какую роль играет голос в их профессии и жизни в целом. Записывалось
также интервью со мной, и пение под аккомпанемент баяна.