Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
.
ПРОЕКТ
www.bagratid.com
ВЕДУЩИЙ
БАГРУНОВ В.П.

 

28.07.07.
Выпуск 181

«Пока не исчезли все язвы человечества, пока последняя жаждущая душа не приведена к источнику жизни, до тех пор ни один способный трудиться человек не имеет права сложить свои доспехи и сделать привал»

Глава XXIII Проклятия лености.
Из книги Орисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ»

ПАГАНИНИ
Никколо
(1782-1840)
Итальянский скрипач-виртуоз, композитор
Скрипка в руках Паганини — орудие психики, инструмент души.
М. Мохнацкий
27 октября 1782 года в небогатом квартале Генуи, в узком переулочке с символическим названием Черная кошка, у Антонио Паганини и его жены Терезы Боччардо появился на свет сын Никколо. Он был третьим ребенком в семье (второй ребенок умер вскоре после рождения). Хрупкость и чувствительность унаследовал от матери — спокойной и сентиментальной, но при этом религиозной и суеверной. Настойчивость, темперамент, бурную энергию — от отца, предприимчивого и практичного человека, переменившего профессию ремесленника на продавца мандолин. Простолюдины считали отца незаурядной личностью, говорили, что он может предсказывать будущее и даже указывать выигрышные номера лотерейных билетов. На самом деле он изобрел арифметическую таблицу для определения выигрышных номеров, хотя сам и не выигрывал.
Мальчик родился тщедушным, болезненным. Когда Никколо было около четырех лет, он заболел корью с последующим тяжелым осложнением й длительной потерей сознания, ребенка сочли умершим и уже готовились к похоронам, но Тереза ни за что не позволяла увезти его на кладбище — ее чутье подсказывало, что ребенок жив. И действительно, он вскоре пришел в сознание.
Как-то во сне мать увидела ангела, который предрек ее любимому сыну карьеру великого музыканта. Отец также уверовал в это. Разочарованный тем, что его первый сын, Карло, не радовал успехами на скрипке, он заставлял заниматься второго. Поэтому у Никколо почти не было детства, оно прошло в изнурительных занятиях. И маленького скрипача запирали для занятий в темный чулан, а отец бдительно следил, чтобы тот играл непрерывно. Карой за непослушание было лишение еды. Усиленные занятия на инструменте, как признавал сам Паганини, во многом подорвали его и без того хрупкое здоровье. На протяжении всей жизни он часто и тяжело болел.
Природа наделила Никколо необыкновенным даром — тончайшим, до предела чувствительным слухом. Даже удары колокола в соседнем соборе били по нервам.
Первым педагогом Паганини стал скрипач Джованни Серветто, а затем скрипач и композитор Франческо Ньекко. Паганини рано стал сочинять — уже в восьмилетнем возрасте написал скрипичную сонату и ряд трудных вариаций.
Постепенно слава о юном виртуозе распространилась по всему городу, и на Паганини обратил внимание первый скрипач капеллы собора Сан-Лоренцо Джакомо Коста.
Нет никаких сведений о том, где Никколо научился чтению, письму и счету. Он не посещал ни одной школы и, очевидно, начальное образование получил у своих музыкальных учителей.
После занятий с Костой Паганини смог наконец впервые выйти на эстраду. Возбуждение музыканта было настолько велико, что после выступлений он в изнеможении лишался чувств. В1794 году началась его концертная деятельность. Он понял, что имеет власть над аудиторией; инстинкт подсказывал ему, что он рожден для триумфов. Он познакомился с людьми, во многом определившими дальнейшую его судьбу и характер творчества. Польский виртуоз Август Дурановский, концертировавший тогда в Генуе, потряс Паганини своим искусством. Маркиз Джанкарло ди Негро, богатый генуэзский аристократ и меломан, стал не только его другом, но и взял на себя заботу о будущем Никколо.
С его помощью тот смог продолжить образование. Новый учитель Паганини — виолончелист, прекрасный полифонист Гаспаро Гиретти — привил юноше отличную композиторскую технику. Он заставлял его сочинять без инструмента, развивая способность слышать внутренним слухом. За несколько месяцев Никколо сочинил 24 фуги для фортепиано в четыре руки. Им были также написаны два скрипичных концерта и различные пьесы, которые до нашего времени не дошли.
Два выступления Паганини в Парме прошли с огромным успехом, и молодого виртуоза пожелали послушать при дворе герцога Фердинанда Бурбонского. Отец Никколо понял, что настала пора эксплуатировать талант сына. Взяв на себя роль импресарио, он предпринял турне по Северной Италии. Юный музыкант выступал во Флоренции, а также в Пизе, Ливорно, Болонье и наиболее крупном центре Северной Италии — Милане. И всюду был огромный успех. В этот период родились многие из его прославленных каприсов. Ничего подобного не создавала художественная фантазия до Паганини, не смогла создать и после. 24 каприса остаются уникальным явлением музыкального искусства. Лишь немногие скрипачи в состоянии исполнить их все.
Окрепший характер, бурный итальянский темперамент Никколо приводили к конфликтам в семье. Зависимость от отца становилась все более невыносимой. Никколо жаждал свободы. И воспользовался первым же предлогом, чтобы уйти от жестокой родительской опеки: когда Паганини было предложено занять место первого скрипача в Лукке, он его с радостью принял. Ему было поручено руководство городским оркестром и разрешено концертировать. С небывалым успехом он выступает в Пизе, Милане, Ливорно. Восторг слушателей кружит голову, ощущение свободы пьянит. Увлечениям иного порядка он отдается также пылко и страстно. Но первая любовь к до сих пор неизвестной даме, представительнице тосканской аристократии, изменила образ жизни музыканта: почти на три года имя Паганини исчезает с концертных афиш. Он поселился в ее имении, выполнял предписания врачей и не прикасался к скрипке. В эти годы были созданы многие гитарные сочинения Паганини, в том числе двенадцать сонат для скрипки и гитары.
В конце 1804 года скрипач возвращается на родину, в Геную, и несколько месяцев только сочиняет. А затем снова едет в Лукку — в герцогство, которым правил Феличе Бачокки, женатый на сестре Наполеона Элизе. Три года служил Паганини в Лукке камерным пианистом и дирижером оркестра. Отношения с княгиней Элизой постепенно приобрели не только официальный характер. Паганини посвящает ей «Любовную сцену», специально написанную для двух струн («ми» и «ля»). Другие струны во время игры со скрипки снимались. Сочинение произвело фурор. Затем княгиня потребовала написать произведение только для одной струны. И спустя несколько недель Паганини написал сонату «Наполеон» для струны «соль», которую исполнил на придворном концерте. Успех превзошел самые смелые ожидания.
В это же время Паганини завершает и свой Большой скрипичный концерт ми-минор, рукописную копию которого обнаружили в Лондоне лишь в 1972 году.
Через три года службы Паганини начали тяготить отношения с Элизой, двором, ему вновь захотелось артистической и личной свободы. Он надолго уезжает с концертами на гастроли, но в 1808 году снова возвращается. Во Флоренции прошло еще четыре года его придворной службы.
Покинув Флоренцию, Паганини переезжает в Милан. Именно здесь летом 1813 года он увидел первый балет Ф. Зюсмайера «Верджина». Воображение Паганини было особенно захвачено эффектным танцем ведьм. В один вечер он написал на тему этого танца Вариации для скрипки с оркестром и 29 октября сыграл их в театре «Ла Скала». Сочинение имело ошеломляющий успех благодаря примененным композитором совершенно новым выразительным скрипичным средствам.
В конце 1814 года Паганини приезжает с концертами в родной город. Пять его выступлений проходят с триумфом. Газеты называют его гением «независимо от того, ангел он или демон».
В конце 1816 года Паганини уехал на концерты в Венецию. Во время выступления в театре он знакомится с хористкой Антонией Бьянки и берется обучать ее пению. Паганини увозит ее с собой в концертные поездки по стране и все более привязывается к ней.
Вскоре Паганини обретает еще одного друга — Джоаккино Россини. В конце 1818 года скрипач впервые приезжает в «столицу мира» — Рим, где посещает музеи, театры, сочиняет. Для концертов в Неаполе он создает уникальное сочинение для скрипки соло — Интродукцию и вариации.
11 октября 1821 года состоялось его последнее выступление в Неаполе, и на два с половиной года Паганини оставляет концертную деятельность. Состояние его здоровья так плохо, что он вызывает к себе мать, перебирается в Павию к известному врачу Сиро Борда. Туберкулез, лихорадка, кишечные боли, кашель, ревматизм и другие заболевания терзают Паганини. Тают силы. Разносятся даже слухи, что Паганини скончался. Но композитор обратился к другому врачу-иностранцу, и тот буквально за несколько дней поставил Паганини на ноги.
В апреле 1824 года Паганини неожиданно появляется в Милане и объявляет о концерте. Окрепнув, он дает концерты в Павии, где лечился, затем в родной Генуе. Он почти здоров; остался —теперь уже на всю жизнь — «невыносимый кашель».
Неожиданно он вновь сближается с Антонией Бьянки. Они вместе выступают. Его уроки не пропали даром: Бьянки стала прекрасной певицей, имела успех в « Ла Скала». Вскоре она рожает Паганини сына — Ахилла.
Преодолевая болезненное состояние и мучительный кашель, Паганини интенсивно сочиняет для своих будущих
выступлений новые произведения, из которых наибольшую известность приобрел Второй концерт со знаменитой «Кампанеллой», ставшей своеобразным музыкальным символом артиста. :
Это кульминация "творчества Паганини. После он не создал ничего равного по удивительной легкости воплощения захватывающих, радостных образов.
В начале марта 1828 года Паганини с Бьянки и Ахиллом отправляются в далекий путь в Вену. Почти на семь лет покидает Паганини Италию. Начинается последний период его концертной деятельности. В Вене Паганини много сочиняет. Здесь рождается сложнейшее произведение — «Вариации на австрийский гимн» и задумывается знаменитый «Венецианский карнавал» — венец его виртуозного искусства.
В это время Паганини окончательно порывает с Бьянки и с помощью суда забирает к себе сына, выплатив Антонии крупную сумму денег. Семейные раздоры оказали губительное воздействие на нервную систему композитора — после концертов у него появляются признаки эпилептических припадков. Врачи направляют его в Карлсбад на воды.
С августа 1829 года, когда Паганини приехал во Франкфурт, по февраль 1831 года продолжалось турне по Германии. За 18 месяцев скрипач играл в более чем 30 городах, выступил в концертах, при различных дворах и в салонах почти 100 раз. Это была небывалая по тем временам активность исполнителя. Паганини чувствовал себя на взлете, выступления проходили с огромным успехом, он почти не болел.
Весной 1830 года Паганини концертировал в городах Вестфалии. И здесь наконец исполняется его давнее желание — вестфальский двор жалует ему титул барона, разумеется, за деньги. Титул передается по наследству, именно это и надо было Паганини: он думает о будущем Ахилла.
В январе 1831 года Паганини дает последний концерт в Германии — в Карлсруэ, и в феврале он уже во Франции, а в середине мая — в Англии. Там он дает свыше 150 концертов. Два концерта в Страсбурге прошли с феноменальным успехом. Доходы композитора достигают фантастических сумм. Он давал концерты даже во время эпидемии холеры в Париже.
В декабре 1831 года Паганини перенес оперцию на челюсти, после которой больше месяца пролежал в госпитале.
Здоровье Паганини постепенно ухудшалось. Он постоянно нуждался в отдыхе. В 1834 году он приобрел виллу Гайонэ в Парме, где смог наконец насладиться заслуженным отдыхом. Но выступления продолжались. Однако здоровье Паганини вновь оказалось под угрозой. Ларингит обострился так, что композитор говорил шепотом.
В конце жизни Паганини увлекается коллекционированием музыкальных инструментов.
Последние пять месяцев Паганини не мог выходить из помещения, у него опухли ноги, и он оказался настолько истощен, что не мог взять в руку смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал ее струны пальцами.
Никколо Паганини скончался от туберкулеза гортани в Ницце 27 мая 1840 года.
Останки композитора долго не могли предать земле: этому противилась церковь, так как композитор не получил последнего причастия и считался богоотступником. Воинствующие клерикалы хотели даже уничтожить его прах. Тело забальзамировали и спрятали, оно долго оставалось непогребенным. Паганини после смерти имел несколько временных могил. И только в 1876 году уже внук Атилл похоронил деда на пармском кладбище, добившись отмены запрета церкви (а в 1896 году тело перенесли на новое пармское кладбище).
Продолжение следует.

О НАСУЩНОМ

31.07.07. 19:30 БУКВОЕД НА ВОССТАНИЯ (ЛИГОВСКИЙ ПР.10)


Карелия. На 6-12 августа (4 мастер-класса подряд)

Подробности на сайте www.goloslogos.ru и телефону 982 0349

Внимание: участники мастер – классов должны обязательно продублировать свое участие у меня voice@bagratid.com и bageon@mail.ru . Не прошедшие дублирования в спорных случаях не попадают под льготные скидки.

 

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! Владимир Багрунов

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 


 

 

 

 





 



 

 


 

 

 



 



Пvoice@bagratid.com


В избранное