Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
.
ПРОЕКТ
www.bagratid.com
ВЕДУЩИЙ
БАГРУНОВ В.П.


01.07.07.
Выпуск 179

«Природа требует, чтобы вы поработали до усталости, прежде чем она вам даст сладкий освежающий сон и волчий аппетит – роскошь, которой ленивые и праздные никогда не знают, она бережет эти блага для своих работников с мозолистыми руками»

Глава XXIII Проклятия лености.
Из книги Орисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ»


МОЦАРТ
Вольфганг Амадей Иоанн Хризостом Теофиль (1756-1791)
Австрийский композитор и исполнитель
Ваш сын — величайший композитор из всех, кого я знаю лично или о ком слышал.
Й. Гайдн

РОДИЛСЯ 27 января 1756 г. в Зальцбурге. Мать — Мария Анна, урожденная Пертль; отец — Леопольд Моцарт, композитор и теоретик, скрипач в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна. И брат и сестра обладали блестящими музыкальными способностями: в возрасте трех лет Моцарт подбирал на клавесине терции и сексты, в четырехлетнем возрасте начал сочинять несложные менуэты. Отец, увидев необычные способности Вольфганга, отказался давать уроки, чтобы полностью посвятить себя воспитанию сына.
К шести годам Вольфганг артистически владел техникой игры на клавесине, практически самостоятельно выучился играть на скрипке, а потом и на органе. По воспоминаниям современников, любой фальшивый или резкий звук был для дальчика пыткой. Так, например, с детства он испытывал непреодолимое отвращение к трубе. Когда ему показывали гот инструмент, он реагировал так же, как ребенок, на которого направили пистолет.
В январе 1762 г. Леопольд повез своих чудо-детей в Мюнхен, где они пробыли три недели — это была первая пробная концертная поездка, и ее успех укрепил Леопольда в намерениях концертировать. В сентябре они отправились в Линц и Пассау, оттуда по Дунаю — в Вену, где они были приняты при дворе и дважды удостоились приема у императрицы Марии Терезии. Правда, выступления были прерваны болезнью Вольфганга — скарлатиной. Они оказались дома, но буквально через несколько месяцев концертные поездки возобновились и продолжались в течение десяти лет с триумфальными победами и успехами. Это был тяжкий, зачастую непосильный для детей труд: выступления длились не менее четырех-пяти часов.
В 1763 г. Леопольд Моцарт вместе с детьми выехал за пределы Германии, направившись во Францию, Англию и Италию, где Вольфганг с сестрой не только поражал слушателей искусством игры и импровизации на клавесине, но и знакомился с выдающимися музыкантами, осваивая распространенные в то время жанры музыки — концерт, сонату, симфонию, оперу и пробуя в них свои силы.
В Париже юный Моцарт издал два своих первых сочинения, а за время пребывания в Англии сочинил шесть сонат, посвятив их королеве.
После годовых гастролей в Англии семья девять месяцев проводит в Голландии, где мальчик продолжает интенсивно сочинять. В Гааге Вольфганг перенес тяжелое воспаление легких, после которого оправился только к февралю.
Шесть месяцев они концертируют во Франции и Швейцарии. Лишь в 1766 году семья снова оказалась в Зальцбурге.
Когда ему исполнилось десять лет, архиепископ привлек Вольфганга к сочинению торжественной оратории. При этом считая, что произведения чудо-ребенка сочинял его отец, изолировал мальчика: дверь в комнату, где был заперт Моцарт, открывалась в течение недели только для того, чтобы принести еду. Так композитор написал свою первую ораторию.
Леопольд Моцарт хотел закрепить блестящий успех сына и стал готовить его к новым выступлениям. Начались усиленные занятия композицией, работа над концертными программами. Наряду с этим Вольфганг занимался историей, географией, рисованием. Большой интерес вызывала у мальчика арифметика. С увлечением расписывал он цифрами столы, стулья и стены комнат! Тщательно продолжал изучать иностранные языки — французский, английский, латинский, итальянский. Итальянским языком, необходимым в то время для всякого композитора, Моцарт впоследствии владел в совершенстве.
Следующая поездка началась в сентябре 1767 года. Вся семья прибыла в Вену, где в это время свирепствовала эпидемия оспы. Болезнь настигла обоих детей в Ольмюце (ныне Оломоуц, Чехия), где им пришлось остаться до декабря. В январе 1768-го они добрались до Вены и снова были приняты при дворе; Вольфганг в это время написал свою первую оперу «Мнимая простушка», однако ее постановка не состоялась из-за интриг некоторых венских музыкантов. Тогда же появилась его первая большая месса для хора с оркестром, по заказу был написан концерт для трубы, к сожалению, не сохранившийся. По дороге домой, в Зальцбург, Вольфганг исполнил свою новую симфонию в бенедиктинском монастыре в Ламбахе.
В 1769-м, ненадолго вернувшись в Зальцбург, Вольфганг был назначен концертмейстером архиепископа Зальцбургского. После 11 месяцев занятий и подготовки, в декабре того же года, мальчик отправился с отцом в Италию. Они отсутствовали более года. Первое итальянское путешествие превратилось в цепь сплошных триумфов — у Папы и герцога, у короля (Фердинанда IV Неаполитанского) и у кардинала и, самое главное, у музыкантов. Папа Климент XIV принял Моцарта 8 июля 1770 г. и пожаловал ему орден Золотой шпоры.
Занимаясь в Болонье контрапунктом со знаменитым педагогом падре Мартини, Моцарт начал работу над новой оперой «Митридат, царь Понтийский». Она была с успехом показана на Рождество в Милане.
Три года жизни, с 177Гпо 1773 год, он провел в поездках между Миланом и Зальцбургом, выполняя заказы коронованных особ. Постоянное отсутствие Моцарта в Зальцбурге вызывало раздражение нового архиепископа. Он потребовал его приезда. Должность придворного капельмейстера очень тяготила композитора. В Зальцбурге не было оперного театра, и поэтому пришлось ограничиться сочинением инструментальных произведений и духовной музыки.
К 19 годам Моцарт был автором десяти музыкально-сценических произведений и лучшим пианистом в Европе. Техника его игры была виртуозной. Особенно поражала беглость пальцев его левой руки.
Летом 1777 г. Моцарта уволили со службы у архиепископа, и он решил поискать счастья за рубежом. Несмотря на успех его сочинений, попытки устроиться в какой-либо музыкальный центр Германии или Парижа не увенчались успехом. В сентябре Вольфганг с матерью отправился через Германию в Париж. В Мюнхене курфюрст отказался от его услуг; по дороге они остановились в Маннгейме, где Моцарт был дружески встречен местными оркестрантами и певцами. Хотя он и не получил места при дворе Карла Теодора, он задержался в Маннгейме: причиной стала его пылкая влюбленность в певицу Алоизию Вебер.
Пребывание в Париже, продолжавшееся с марта по сентябрь 1778 года, оказалось крайне неудачным: 3 июля скончалась мать Вольфганга, а парижские придворные круги утратили интерес к молодому композитору. Хотя в Париже Моцарт с успехом исполнил две новые симфонии, Леопольд приказал сыну возвращаться в Зальцбург. Вольфганг оттягивал возвращение сколько мог и особенно задержался в Маннгейме. Здесь он понял, что Алоизия совершенно равнодушна к нему. Это был страшный удар, и лишь ужасные угрозы и мольбы отца заставили его уехать из Германии.
Новые симфонии и инструментальные серенады поставили Моцарта выше всех австрийских композиторов, за исключением разве что Й. Гайдна. В январе 1779 г. Моцарт вновь приступил к исполнению обязанностей органиста при архиепископском дворе с годовым жалованьем в 500 гульденов. Церковная музыка, которую он обязан был сочинять для воскресных служб, по глубине и разнообразию оказалась гораздо выше того, что было написано им раньше в этом жанре. Особенно выделяются Коронационная месса и До мажор. Но Моцарт продолжал испытывать ненависть к Зальцбургу и к архиепископу, а потому с радостью принял предложение написать оперу «Идоменей, царь Критский» для Мюнхена. После удачной постановки оперы в 1781 году Моцарт порвал с архиепископом. С 1781 г. композитор решает жить в Вене, женившись 4 августа 1782 года на Констанце Вебер, сестре Алоизии. И хотя Констанца была столь же беспомощна в денежных делах, как и ее муж, их брак оказался счастливым. Она стала для Моцарта прекрасной спутницей жизни и нередко давала ему полезные советы.
Внешне Моцарт не отличался привлекательностью. Лицо его было до чрезвычайности подвижно, меняя свое выражение ежеминутно. Сам он постоянно находился в движении, играя руками или стуча ногой. За столом он никогда не разрезал себе пищу сам, а просил жену. Он так и не научился управлять собой. В увлечениях тоже не знал меры, и в течение жизни ему нужен был опекун. Функции последнего сначала выполнял его отец, а после — жена, прощавшая ему все, в том числе и постоянные романы.
В Вене наступает расцвет творческого гения Моцарта. Этому способствовала отчасти и большая дружба, связавшая Моцарта с Й. Гайдном. В 1782 г. Моцарт, по заказу императора Иосифа II, создал оперу «Похищение из сераля». У шедевра Моцарта сразу появились и поклонники и завистники. Публика же приняла оперу горячо. К. Глюк был восхищен, а опера была вскоре поставлена на сценах Лейпцига, Бонна, Мюнхена, Франкфурта, Маннгейма и Праги. Известность Моцарта росла, билеты на его концерты, распространявшиеся по подписке, распродавались полностью. Моцарт сочинил серию блестящих фортепианных концертов. Только в 1784 году в течение шести недель он дал 22 концерта.
Премьера другой его великой оперы «Свадьбы Фигаро» состоялась в венском «Бургтеатре» в 1786 году. Она создавалась композитором в условиях мучительных забот и травли. Ему мешали работать. В день генеральной репетиции семью Моцарта выгнали из дома за неуплату долгов. Больную жену композитор вынес на руках.
Между тем в Праге «Свадьба Фигаро» завоевала исключительную популярность. Моцарт был приглашен дирижировать несколькими спектаклями. В январе 1787 г. он и Констанца провели около месяца в Праге, и это было самое счастливое время в жизни великого композитора. Директор оперной труппы Бондини заказал ему новую оперу — «Дон Жуан». Премьера ее состоялась в Праге 29 октября 1787 года. В Вене оперу не приняли.
Работа была для Моцарта настоящим увлечением. Он работал с шести до десяти утра. Остальную часть дня он уже не писал, если только работа не захватывала его настолько, что он терял счет времени. Работал Моцарт всегда очень неровно. Будучи неусидчивым, он часто срывал заказы или выполнял работу в последнюю минуту. Так было с увертюрой к «Дон Жуану», которую он заканчивал в день премьеры, уже после генеральной репетиции.
После возвращения в Вену в конце 1787 года Моцарта начали преследовать неудачи, а под конец жизни — нищета. Он был принят на должность камерного музыканта при дворе императора Иосифа II с обязанностью сочинять танцы для маскарадов. Постепенно спектакли Моцарта начинают вытеснять с оперных подмостков. Венцы считали их чересчур сложными и тяжеловесными: оперу «Милосердие Тита» (1791), приуроченную к коронационным торжествам в Праге, приняли холодно. Одновременно с ней была создана самая блестящая опера композитора — «Волшебная флейта», получившая признание у публики.
Вершинами классического симфонизма стали три последние симфонии, которые Моцарт написал за шесть недель, но ему не удалось организовать их исполнения, и три года спустя одна из них прозвучала в благотворительных концертах в Вене под управлением А. Сальери. Всего же композитором создано около 50 симфоний.
Трудный путь независимого музыканта оборвался трагически рано. Тяготы жизни, непомерные для детского организма нагрузки, нужда, болезни приблизили его конец. За полмесяца до смерти Моцарт слег (диагноз — ревматически-воспалительная лихорадка).
Под конец его жизни произошел странный случай, по мнению многих, ускоривший его смерть. Однажды к Моцарту пришел незнакомец, одетый в черное и не захотевший назвать своего имени. Он заказал для своего друга «Реквием» и заплатил щедрый аванс. Мрачный тон и таинственность, с которыми был совершен заказ, породили у мнительного Моцарта мысль, что этот «Реквием» он пишет для себя. Впоследствии выяснилось, что это был управляющий графа Вальзегг-Штуп-паха. Граф хотел исполнить «Реквием» по случаю смерти своей жены, выдав его за собственное сочинение. Моцарт всего этого не знал. Ему казалось, что эту музыку он пишет на свою кончину.
Он не успел закончить заказанный ему «Реквием», ставший одним из шедевров музыкального искусства. 20 ноября Моцарт слег и через несколько дней принял причастие. В ночь с 4 на 5 декабря он впал в бредовое состояние. Был почти час ночи, когда он отвернулся к стене и перестал дышать. Констанца, сломленная горем и не имевшая никаких средств, должна была согласиться на самое дешевое отпевание в часовне собора Св. Стефана. Она была слишком слаба, чтобы сопровождать тело мужа в далекий путь на кладбище св. Марка, где он был похоронен в могиле для бедняков, местоположение которой было вскоре безнадежно забыто. Зюссмайер, ученик Моцарта, закончил «Реквием» и оркестровал большие незавершенные фрагменты текста, оставленные автором.
Моцарт умер, не дожив до 36 лет. Уже в первое десятилетие после кончины композитора он был признан гением.

 

О НАСУЩНОМ


Карелия. На 6-12 августа (4 мастер-класса подряд)

Подробности на сайте www.goloslogos.ru и телефону 982 0349

Внимание: участники мастер – классов должны обязательно продублировать свое участие у меня voice@bagratid.com и bageon@mail.ru . Не прошедшие дублирования в спорных случаях не попадают под льготные скидки.

Москва

Все хорошее, когда-нибудь кончается. Вот и закончились тренинги и мастер-классы в Разумном Пути. Этот период составил почти 7 лет (с октября 2001 года по июнь 2007). В центре появились новые кадры, помещений не стало хватать.. Поэтому мне предложили поискать новое место.
Думаю, что особых проблем с этим не должно быть. Если, кто-то из читателей может предложить свой вариант, то сообщу, что в Разумном Пути тридцатиметровая комната сдавалась по 400 руб. в час. Из этого надо исходить. Хотелось бы провести Мастер-классы 8-9 сентября. 8-го 1 и 2, а 9 –го третий мастер-класс. Третий будет составлять 8 часов.
По времени это могло бы быть с возможными отклонениями выглядеть так:
1-й Мастер-класс (доречевой уровень)с 11.00. до 15.00.(включая кофе-паузу и время на записи голоса)

2-й Мастер-класс (переходный уровень) с 16.00. до 20.00. в таком же режиме.

3-й Мастер-класс (речь) с 11.00. до 19.00.


Возможны варианты с выездами в пригородные пансионаты на 2-3 дня.

Жду предложений.

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! Владимир Багрунов


 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 


 

 

 

 





 



 

 


 

 

 



 



Пvoice@bagratid.com


В избранное