Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
.
ПРОЕКТ
www.bagratid.com
ВЕДУЩИЙ
БАГРУНОВ В.П.


17.07.07.
Выпуск 180

"Велосипед падает, как только останавливается; трудолюбие удерживает жизнь многих от падения"

Глава XXIII Проклятия лености.
Из книги Орисон Свет Марден
" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"


БЕТХОВЕН Людвиг ван (1770-1827)
Немецкий композитор, которого часто называют величайшим музыкантом всех времен
Его творчество относят как к классицизму, так и к романтизму; на самом же деле оно выходит за рамки подобных определений: сочинения Бетховена — прежде всего выражение его гениальной личности.
Бетховен родился в Бонне, предположительно 16 декабря 1770 года (крещен 17 декабря). В его жилах кроме немецкой текла и фламандская кровь: дед композитора по отцу, тоже Людвиг, родился в 1712 г. в Малине (Фландрия), служил певчим в Генте и Лувене и в 1733-м перебрался в Бонн, где стал придворным музыкантом в капелле курфюрста-архиепископа Кельнского. Это был умный человек, хороший певец, профессионально подготовленный инструменталист, он дослужился до должности придворного капельмейстера и пользовался уважением окружающих. Его единственный сын Иоганн (остальные дети умерли в младенческом возрасте) с детства пел в той же капелле, но положение его было шаткое, поскольку он сильно пил и вел беспорядочную жизнь. Иоганн взял в Жены 19-летнюю вдову придворного камердинера Марию-Магдалену Кеверих, дочь повара. У них родилось семеро детей, Людвиг, будущий композитор, был старшим из них. Четверо детей умерли в младенческом возрасте. Мария-Магдалина заболевает туберкулезом. Умирает отец Иоганна. Сын быстро спускает наследство, и в доме поселяется нужда.
Однако не на всех детях сказалась зловещая наследственность. Людвиг вместе с именем унаследовал от деда несокрушимое здоровье и душевную крепость.
Бетховен вырос в нищете. Отец пропивал свое скудное жалованье. Музыкальные способности проявились у Людвига рано, и отец мечтал при помощи таланта сына поправить свое материальное положение. Он решил сделать из Людвига вундеркинда, подобного Моцарту, слава которого гремела тогда по всей Европе. Он занимался с сыном игрой на скрипке и фортепиано в надежде, что тот станет новым Моцартом и обеспечит семью. Но занятия не были систематическими, Иоганн был груб и вспыльчив и нередко доводил мальчика до слез. Однако Людвиг очень быстро овладел нотной грамотой и свободно играл с листа. Со временем отцу прибавили жалованье в расчете на будущее его одаренного и трудолюбивого сына. При всем том мальчик неуверенно владел скрипкой, а на фортепиано (как и на скрипке) любил больше импровизировать, чем совершенствовать технику игры.
С учителями Бетховену долго не везло — за 4 года их сменилось не менее пяти.
Общее образование Бетховена было столь же несистематичным. Некоторое время он имел возможность посещать школу, где обучался латыни, немецкому и арифметике, однако в 10 лет был вынужден бросить занятия, чтобы начать работать и помогать семье. Людвиг рос заброшенным ребенком. Трудные условия жизни, бедность, пьянство отца, болезнь матери рано сделали его взрослым, сформировали черты его характера. У Бетховена было необычайно развито чувство собственного достоинства, независимости. Несмотря на живой темперамент и чувство юмора, мальчик отличался большой сосредоточенностью и замкнутостью, нередко погружался в глубокую задумчивость, из которой его невозможно было вывести.
В 13 лет Бетховен получил место придворного музыканта.
В музыкальном образовании большую роль играла практика: он играл на альте в придворном оркестре, выступал исполнителем на клавишных инструментах, в том числе на органе, которым сумел быстро овладеть.
Обязанности Бетховена как придворного музыканта значительно расширились, когда эрцгерцог Максимилиан Франц стал курфюрстом Кельнским и начал проявлять заботу о музыкальной жизни Бонна, где располагалась его резиденция. Бетховен завоевывает признание в Бонне не только как вели¬колепный импровизатор — органист и клавесинист, но и как композитор. В 14 лет им уже написаны 3 квартета, фортепианные пьесы, песни, его приглашают выступать в аристократические дома, там же он дает уроки музыки. Но Бетховен мечтает учиться у Моцарта и, скопив денег, весной 1787 года отправляется в Вену.
По рассказам, Моцарт, послушав игру юноши, высоко оценил его импровизации и предрек ему большое будущее. Но вскоре Бетховен должен был вернуться домой — его мать лежала при смерти. Он остался единственным кормильцем семьи, состоявшей из беспутного отца и двух младших братьев. Горе, обрушившееся на Людвига, подорвало его силы: он вскоре заболел тифом, осложнения после которого мучили его всю жизнь; затем пришла оспа. Но страдания не сломили его. Сознание своей ответственности за младших братьев, чувство долга вызвали прилив энергии и поддерживали 17-летнего юношу. Отец выплачивал на содержание братьев 100 талеров, и Людвигу удалось найти им применение: Карл стал музыкантом, а Иоганн был устроен учеником аптекаря.
В Вене, куда Бетховен приехал во второй раз в 1792 году и где оставался до конца своих дней, он быстро нашел титулованных друзей-меценатов.
Люди, встречавшиеся с молодым Бетховеном, описывали Двадцатилетнего композитора как коренастого молодого человека, склонного к щегольству, порой дерзкого, но добродушного и милого в отношениях с друзьями. Понимая недостаточность своего образования, он отправился к Йозефу Гайдну, признанному венскому авторитету в области инструментальной музыки (Моцарт умер годом ранее) и некоторое время приносил ему для проверки упражнения в контрапункте. Гайдн, однако, вскоре охладел к строптивому ученику, и Бетховен втайне от него стал брать уроки сначала у И. Шенка, а затем, в течение полутора лет, у более основательного И. Г. Альбрехтс-бергера. Помимо этого, желая усовершенствоваться в вокальном письме, он посещал в течение нескольких лет небезызвестного знаменитого оперного композитора Антонио Сальери. Вскоре он вошел в кружок, объединявший титулованных любителей и профессиональных музыкантов. Князь Карл Лихновский ввел молодого провинциала в круг своих друзей. Первое публичное выступление Бетховена в Вене состоялось 30 марта 1795 года. Это была благотворительная «академия» в пользу вдов и сирот музыкантов. Дирижировал Сальери, представивший публике своего ученика — Бетховена с Фортепианным концертом № 2. Игра Бетховена повсюду вызывала восхищение.
Вскоре пришло признание Бетховена-композитора. В 1795 г. в Вене были изданы его первые фортепианные сочинения.
Среди первых сонат Бетховена особую популярность завоевала Восьмая (до минор), названная композитором Патетической. Ее исполнение вызвало бурю страстей. Молодежь принимала ее с энтузиазмом, несмотря на запреты благонамеренных учителей, хранителей старых, почтенных традиций.
Патетическая соната ор. 13 — очевидное предвосхищение более поздних бетховенских экспериментов. В иных случаях его новаторство носит характер внезапного вторжения, и первые слушатели воспринимали его как явный произвол. Изданные в 1801 г. шесть струнных квартетов ор. 18 можно считать самым крупным достижением этого периода; Бетховен явно не спешил с публикацией, сознавая, какие высокие образцы квартетного письма оставили Моцарт и Гайдн. Первый оркестровый опыт Бетховена связан с двумя концертами для фортепиано с оркестром (№ 1, до мажор, и № 2, си-бемоль мажор): в них он, по-видимому, тоже не был уверен, будучи хорошо знаком с великими достижениями Моцарта в этом жанре. В числе наиболее известных (и наименее вызывающих) ранних произведений — септет ор. 20 (1802). Следующий опус, Первая симфония (опубликована в конце 1801 г.) — первое целиком оркестровое сочинение Бетховена.
Его знаменитая Лунная соната посвящена графине Джульетте Гвичарди и связана с одним из романтических эпизодов в жизни Бетховена. Через несколько лет после приезда в Вену композитор был принят в семействе Брунсвик. Терезе и Жозефине композитор начал давать уроки. А летом следующего года познакомился с двоюродной сестрой Брунсвик — 16-летней Джульеттой, приехавшей из Италии. Джульетта была очаровательна и легкомысленна и, казалось, отвечала взаимностью на бурную страсть Бетховена. Он надеялся на брак. В начале 1802 года Лунная соната с посвящением графине Гвичарди увидела свет, а полтора года спустя Джульетта вышла замуж за графа Роберта Галленберга.
Все разочарование Бетховена, вся буря страстей, бушевавших в душе, вылились в другой замечательной сонате — № 17 (ре минор). Ее иногда обозначают как «соната с речитативом».
Дружба с семейством Брунсвик продолжалась многие годы. Францу он посвятил свою великолепную «Аппассионату» и Фантазию для фортепиано (соль минор), Терезе — Сонату № 24 (фа-диез мажор), Жозефине — песню «К надежде» на слова Тидге. Ходили слухи, что Бетховен был тайно обручен с Терезой. Она подарила ему свой портрет. Тереза была незаурядной натурой, ее пылкая фантазия и твердая воля, серьезный ум и постоянная жажда деятельности привлекали композитора. За год до своей смерти композитора видели плачущим над портретом Терезы; целуя его, он повторял: «Ты была такая прекрасная, такая великая, подобная ангелам!»
Иная натура — хрупкая, нервная, аристократичная — была у Жозефины Брунсвик. Судьба ее была несчастной. Она рано осталась вдовой с четырьмя детьми на руках. Только музыка Бетховена и дружба с ним утешали ее. Письма Бетховена и Жозефины полны пылких излияний, которые нашли отклик в ее душе.
Однако и этому браку не суждено было осуществиться. В 1810 году Жозефина ради детей согласилась на брак с бароном Штакельбергом. Это замужество не принесло ей счастья. Старшая сестра, Тереза, долго упрекала себя в том, что помешала союзу Жозефины и Бетховена.
Сохранились многочисленные описания венских жилищ Бетховена. Он менял их очень часто: за 35 лет жизни в Вене — свыше 30 раз, но все они были очень скромными и отличались потрясающим беспорядком: «книги и ноты разбросаны по всем углам, так же как и остатки холодной еды, неоткупоренные или наполовину выпитые бутылки; поиски вещей длились неделями. И вопреки всей этой неразберихе, наперекор очевидности, наш маэстро имел привычку с цицероновским красноречием восхвалять свою аккуратность и любовь к порядку».
Слава Бетховена быстро росла, распространялась за пределами Австрии и Германии. Он много выступал, и его имя на афише всегда привлекало многочисленную публику. Наконец, 2 апреля 1800 года Бетховен объявил о создании собственной «академии». Упрочилось и материальное положение композитора. Но страшный недуг — глухота — поразил Бетховена...
В письме от 29 июня 1801 года Вегелеру композитор признавался: «В ушах гудит и шумит день и ночь... я влачу жалкое существование. Вот уже 2 года, как я избегаю всякого общества, потому что не могу сказать людям: я глух...»
Бетховен нашел радость в своем искусстве. Он пишет Третью симфонию, знаменитую Героическую, премьера которой состоялась в доме банкиров Вирта и Фельнера 7 апреля 1805 года. Но публика симфонию не оценила. Тогда же были написаны две сонаты: № 21 (до мажор), получившая название «Аврора» и № 23 (фа минор), известная теперь как «Аппассионата» (страстная).
После «Аппассионаты», словно исчерпав на время для себя этот жанр, Бетховен долго не возвращается к фортепианным сонатам — лишь в октябре 1809 года он напишет следующую. Но в этот промежуток он создает шедевры в других жанрах —Четвертую, Пятую и Шестую симфонии, увертюры «Кориолан» и «Леонора»,оперу «Фиделио».
Постановку оперы преследовали неудачи. В Вене, где дирижером был сам Бетховен, она прошла всего три раза.
В том же 1806 году огорченный, но не сломленный провалом оперы Бетховен написал скрипичный концерт, Четвертый фортепианный концерт, 32 вариации для фортепиано. Он словно стремился взять реванш в других жанрах.
Прошло 7 лет, и Бетховен неожиданно стал модным композитором. Шумную, но недолговечную славу принесла ему «Битва при Виттории». Это сыграло важную роль в возрождении непризнанной в свое время оперы. И 23 мая 1814 года «Фиделио» наконец завоевала успех. В Вене опера прошла 22 раза, затем была поставлена в Праге, а позже — в Берлине.
Лето 1811и1812 года Бетховен провел в Теплице — курорте в 80 километрах от Праги. Композитор часто писал музыку на стихи Гете. Именно там он встретился с поэтом, но встреча несколько разочаровала его, и личные отношения двух гениев оставались довольно прохладными — сдержанный, утонченный Гете не понимал и боялся мощи музыки Бетховена.
До сих пор остается загадкой, кто же был «бессмертной возлюбленной» композитора, которой он писал столь страстные письма. Одни считают, что это была Джульетта Гвичарди, чей портрет был найден после смерти композитора; другие — Тереза Брунсвик как натура наиболее глубокая, близкая по складу характера к Бетховену; третьи — Амалия Зебальд, с которой именно в эти годы у композитора завязалась дружба; четвертые — Жозефина Брунсвик: письма к ней по стилю напоминают «Письмо к Бессмертной возлюбленной». Но мы, скорее всего, так никогда и не узнаем, была ли она реально существующим человеком, либо неким собирательным образом Самой совершенной женщины, ибо только такая возлюбленная достойна любви гения.
В период 1810-1818 годов Бетховен создает 120 обработок народных песен, популярных по сей день.
Жизнь Бетховена текла все более уединенно и тихо. Посетителей поражало его убогое жилище. Слышал композитор очень плохо. Из-за этого он был вынужден говорить очень громко; кроме того, у него развивалась ипохондрия: композитор был всем недоволен, раздражителен. В эти годы он мало сочинял и почти не выступал. В1814 году Бетховен последний раз выступил перед публикой как пианист. Дирижированием он также не мог заниматься. В 1822 году, когда возобновлялась постановка «Фиделио», произошел трагический случай, когда Бетховен-дирижер не смог соединить исполнение хора и оркестра, и приходилось делать перерывы, однако никто не решался сказать композитору об этом. Когда же выяснилась причина, композитор был поражен в самое сердце и до самой смерти не смог оправиться от впечатлений ужасной репетиции.
В последнее десятилетие творчество композитора стало еще более совершенным. После длительного перерыва он вновь возвращается к своим излюбленным жанрам и на протяжении 10 лет создает 5 грандиозных сонат для фортепиано и 5 величественных струнных квартетов.
Величайшим произведением Бетховена, венчающим его 25-летний путь симфониста, стала Девятая симфония. Первое ее исполнение в Вене 7 мая 1824 года превратилось в величайший триумф композитора. У входа в зал произошла драка из-за билетов — так велико было количество желающих попасть на концерт. Но Бетховен не слышал восторженных аплодисментов, тогда одна из певиц подошла к композитору и повернула лицом к залу, чтобы он мог видеть мелькавшие в воздухе платки, шляпы, поднятые руки; многие плакали. Однако доход от концерта был ничтожным.
Признание гения Бетховена в последнее десятилетие его жизни было всеевропейским. Многие музыканты мечтали встретиться с ним, чтобы выразить свое уважение и восхищение. В1823 году его посетил Вебер, а Шуберт принес ему свои вариации с посвящением. В1822 году произошла встреча Бетховена с Россини. Беседу пришлось вести письменно. Убожество жилища, нищета Бетховена глубоко потрясли Россини, и он сделал множество попыток добиться материальной поддержки для Бетховена в виде годовой ренты, но тщетно.
В конце 1825,года Бетховен последний, тридцатый, раз переменил квартиру. Жизнь Бетховена омрачалась не только болезнями, нищетой, но и тягостными отношениями с родными. Два брата, Карл л Иоганн, пытаясь управлять делами композитора, неоднократно обкрадывали его, мошенничали. Карл умер, оставив сына. Бетховен стал опекуном племянника. Он, не имеющий ни семьи, ни детей, ни жены, горячо привязался к мальчику. Тем более что у того обнаружились недюжинные музыкальные способности. Бетховен очень много занимался с ним, веря в его талант и блестящее будущее. Но его надеждам не суждено было сбыться. Племянник был хоть и талантливым, но самым обычным человеком, не готовым к суровой и полной самоотречений жизни музыканта. Он доставлял множество хлопот Бетховену ленью, лживостью, отсутствием желания учиться. А его попытка покончить жизнь самоубийством окончательно подорвала силы композитора.
Во время одной из поездок к брату Иоганну Бетховен заболел двусторонним воспалением легких. Через неделю могучий организм оправился, но в ночь с 9 на 10 декабря состояние ухудшилось. Прогрессировала болезнь печени, началась водянка, за два месяца пришлось сделать 4 операции. 23 марта 1827 года состоялся консилиум врачей, после которого Бетховен в своей излюбленной манере произнес по-латыни: «Рукоплещите, друзья, комедия окончена». Два дня продолжалась мучительная агония, и 26 марта композитора не стало.
Похороны состоялись 29 марта. Тридцать тысяч человек шли за гробом. После смерти имущество величайшего из музыкантов было выставлено на торги. Многие вещи не сохранились.

О НАСУЩНОМ
Впервые за последние 10 лет устроил себе отпуск.
Со 2 июля это был 5 –и дневный отдых в 1 местном номере в Лосево (80 км от Питера). Договорился о проведении мастер-классов в 2-х пансионатах. С октября по апрель помещения пустуют.
Вчера вечером вернулся из 4-х дневной поездки по Карелии.
Маршрут: поезд Петербург – Петрозаводск.
1день. Знакомство с городом. Группа вместе с экскурсоводом была всего 4 человека. Затем «Кометой» до Кижей. Экскурсия. Возвращение в Петрозаводск.
Далее, микроавтобусом до водопада Кивач.
Ночевка в гостинице Петрозаводска (1-местный номер).
2-й день. Перелет на самолете АН-24 в Соловки. Устройство в гостинице. Поселение в гостинице (1-местный номер). Рубленные бревенчатые двухэтажные дома. Необычно, удобно, красиво.
Экскурсия по монастырю. История монашества.
3-й день. Ночевка в гостинице. Экскурсия по монастырю. История содержания заключенных. Оказывается, что монастырь во все времена был и местом для содержания особо опасных для власти представителей общества. Никому в одиночку не удалось бежать с острова.
В 16.00. двухчасовая переправа на маленьком катере на материк в город Кемь. Из-за путаницы с путевкой уехать поездом на 19.30 не удалось. На такси в гостиницу.

4-й день.В 2.30 подъем. В 4.09. отправление из Кеми в Петербург. В 20.30 в Питере. В 21.30 дома.
Впервые более 15 часов ехал один в купе, хотя в остальных было по 2-3 человека. За это время дважды сумел проговорить закрытым звуком (рот закрыт и полузакрыт, сквозь зубы) 4 выученных главы из Евгения Онегина. В итоге поездки произошел большой скачок в голосе. Добавилась глубина, звонкость и сила.

Ближайшие мероприятия. Мастер – классы Школы природного голоса Владимира Багрунова.
25.07.07.19:30 БУКВОЕД НА ПРОСВЕЩЕНИЯ 19.

31.07.07. 19:30 БУКВОЕД НА ВОССТАНИЯ (ЛИГОВСКИЙ ПР.10)


Карелия. На 6-12 августа (4 мастер-класса подряд)

Подробности на сайте www.goloslogos.ru и телефону 982 0349

Внимание: участники мастер – классов должны обязательно продублировать свое участие у меня voice@bagratid.com и bageon@mail.ru . Не прошедшие дублирования в спорных случаях не попадают под льготные скидки.

 

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! Владимир Багрунов


 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 


 

 

 

 





 



 

 


 

 

 



 



Пvoice@bagratid.com


В избранное