Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ
ПРОЕКТ
www.bagratid.com
ВЕДУЩИЙ
БАГРУНОВ В.П.

09.07.06.Выпуск 146
«Вашим девизом должно быть: «действуй немедленно -Скотт».
Глава XX Решительность.
Из книги Орисон Свет Марден
"СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

ФРАГМЕНТЫ ВОСПОМИНАНИЙ В.Н.РИМСКОГО-КОРСАКОВА (СЫНА КОМПОЗИТОРА)
ФЕДОР ИВАНОВИЧ ШАЛЯПИН В ДОМЕ РИМСКИХ-КОРСАКОВЫХ

Когда читаешь автобиографию Шаляпина, то поражаешься тому, как,
несмотря на все пережитые им лишения, он сохранил эту
жизнерадостность, обходительность и уверенность в себе.
Насколько мне известно, в трудовой и чрезвычайно "многосторонней
карьере" Шаляпина был случай, когда ему пришлось работать
рассказчиком в нижегородском городском трактире. Не с того ли
времени сохранились у него в памяти некоторые рассказы, которые
мне довелось слышать на вечерах у нас в доме. А рассказчиком он
был действительно замечательным.
Рассказы свои Шаляпин сопровождал тонкой мимикой и жестами, но,
этих намеков бывало достаточно, чтобы возникали яркие сцены в
лицах.
Вот в церкви молится на коленях старушонка; сослепу она принимает
плевок за двугривенный, прерывает молитву, тянется к нему, хватает
и только тогда понимает свою ошибку. Нужно было видеть, как
преображалось лицо Шаляпина подражавшего шепчущей молитву старухе,
какой алчностью загорался ее взгляд, когда она замечала
двугривенный, как велико было ее разочарование, досада на свою
оплошность. Передать словами это мне, конечно, не под силу.
Вот другой рассказ Шаляпина. Два подвыпивших парня смотрят на
фонарный столб, к которому привешена дощечка с надписью. Один
спрашивает: Ваня, а что там написано?" Другой лезет на столб,
читает, сползает обратно и говорит: "Ничего особенного; написано -
осторожно, свежевыкрашенно". Так и видишь при этом комичную фигуру
молодца, растерянно осматривающего свои брюки, вымазанные в
краске.

ФРАГМЕНТЫ ВОСПОМИНАНИЙ ИЗВЕСТНОГО СОВЕТСКОГО АКТЕРА И РЕЖИССЕРА
НАРОДНОГО АРТИСТА СССР Р.Н.СИМОНОВА
ШАЛЯПИНСКАЯ СТУДИЯ.

Об уроке Шаляпина на одной из репетиций пьесы революционная
свадьба

"Как видно из краткого описания, эта была мелодрама, жанр,
требующий от исполнителей большого вкуса и такта, чтобы в игру
актеров не прокрались сентиментальность, слезливость,
декламационность. Шаляпин проигрывал с нами отдельные сцены,
показывая нам, как держаться на сцене, как говорить,
жестикулировать. Все, что предлагал на сцене Федор Иванович было
поэтично и благородно. Особенно скрупулезно занимался Федор
Иванович сценой объяснения между двумя революционерами. Марка
Арона играл я, Монталю - И. Рапопорт. Конечно, все, что показывал
нам Шаляпин, ни я, ни Рапопорт не могли в точности воспроизвести,
да дело ведь не в копировании режиссера, а в том, чтобы уловить
его намерения, сделать намеченный им характер органичным для себя.
Этот урок научил нас любить пластическую сторону театрального
искусства, сценическое движение, жест, точно найденную мизансцену.
В одной из сцен мой герой Марк Арон произносил монолог. Я долго
мучился, не зная, как держать себя в этой сцене: стоя в фас у
рампы, я, опустив голову, бормотал фразы монолога себе под нос.
Федор Иванович предложил мне стать в полуоборот, поднять голову и
открыть глаза, чтобы зритель видел в них внутреннюю борьбу,
происходившую в душе моего героя. До сих пор я, сталкиваясь с
молодыми актерами, вспоминаю этот урок Федора Ивановича,
оставшийся в моей памяти на всю жизнь. Часто можно наблюдать, что
роль у актера не выходит потому, что отсутствуют живые
человеческие глаза. Из этого педагогическо-режиссерского урока
Федора Ивановича мне запомнилась также важность передачи чувств и
мысли не только через глаза, но и через координацию всех движений
актера, его мимики и пластики. Мы поняли, как необходимо, чтобы
при выполнении сценической задачи было охвачено действием все
существо актера - "от головы до пят". В подтверждение этого Федор
Иванович показал наглядный пример в работе с И. Рапопортом над
кульминационным моментом объяснения комиссара с Марком Ароном. В
трактовке Шаляпина эта сцена приобрела необычайную динамичность и
логику раз-вития. Монталю, раздираемый противоречивыми чувствами -
любви к другу и ненависти к предателю, - достигал вершины
отчаяния. Нарастающие гнев-ные ноты в голосе доходили до предела,
они звучали, как раскаты грома. Когда голосовые средства были все
исчерпаны, тогда органически возникала потребность сделать еще
какое-то усилие, чтобы разрядить накопившуюся нервную энергию.
Тогда Монталю в ярости хватал свой стек, с бешеной злостью ломал
его о камень и с силой бросал на пол. Эта разрядка приводила в
чувство разбушевавшегося комиссара, и тогда, неожиданно и в то же
время психологически вполне закономерно, следовал душевный
перелом, выражавшийся в простой, по-человечески, с любовью и
нежностью к другу сказанной фразе: "Марк Арон, Марк Арон, мне жаль
тебя!"
Фрагменты из воспоминаний солиста Большого театра СССР, народного
артиста РСФСР Н.Н.Озерова "Оперы и певцы" (М.,изд.ВТО,1964)
Н. Н. ОЗЕРОВ Уроки Шаляпина

Творческое общение с этим гением русской оперной сцены имело для
нас, театральной молодежи, огромное значение. В минуты хорошего
настроения, после спектакля, Федор Иванович беседовал с нами об
искусстве, делился своими знаниями и опытом, открывал нам
возможности каждого из нас, подсказывал пути, как их развить.
Я с глубокой благодарностью вспоминаю ту творческую помощь,
которую своими советами оказывал мне Федор Иванович, когда я пел с ним "Севильского цирюльника". Благодаря этому нашел правильный путь к вокальному овладению партией графа Альмавивы. В сценическом толковании образа он советовал исходить только из партитуры, из музыки. Впервые встретившись с Шаляпиным в спектакле "Севильский цирюльник", я безмерно волновался и старался во всем угодить ему.
При этом я настолько следовал его указаниям играть естественно,
согласно музыке, что в сцене драки во втором акте так увлекся, что
чуть было, не проткнул Шаляпину руку своей шпагой.
На это последовал тихий шепот Федора Ивановича: "Поменьше
темперамента... молодой человек!.."
Я ужаснулся, что сделал ему больно, но, взглянув со страхом в его
глаза, заметил улыбку.
Прослушав как-то мое исполнение партии Фауста, в которой я
старался главным образом обращать внимание на чисто виртуозное
мастерство, Федор Иванович порекомендовал мне стремиться не только
к динамическим нюансам, но главным образом к тембральным
психологическим краскам, раскрывающим содержание художественного
образа.
Он говорил: "Запомни... пение не есть блеск бельканто, оно
относится к уму, чувству, воображению, духу, оно есть тот глагол,
которым, по словам поэта, можно "жечь сердца людей"! В особенности
запомнилась мне такая фраза: "Знаешь, в Большом театре можно сто
раз перевернуться вверх ногами, сделать черт знает что, и никто
ничего не поймет и не узнает, в чем дело, если нет вокальной
фразы, спетой по всем художественным правилам, то есть вокального
образа. Вокальный образ решает все существо спектакля. Надо
по-разному окрашивать звук, - продолжал он, - скрытой за ним
мыслью и эмоцией и понимать смысл тех слов, которые поешь и
чувствуешь, которые изображаешь..."
Эта безусловная вокально-техническая безупречность, музыкальность
исполнения, разнообразная музыка красок и составляли величайшую
силу искусства Шаляпина.

Л.НИКУЛИН ФЕДОР ШАЛЯПИН
(фрагменты из книги "Федор Шаляпин. Очерк жизни и творчестваМ.,
"Искусство", 1954).
"В доме Шаляпина, вето квартире на авеню Прейсиш-Эйлау, авеню
Эйло, как говорят французы, висел портрет хозяина в шубе и шапке
работы Кустодиева. Таким его помнят многие в годы его зрелости.
Теперь же перед портретом стоял шести-десятилетний человек, уже
ощущающий смертельную болезнь, но с молодой душой, непокорным и
страстным характером, неутолимой жаждой жизни.
Два дня спустя после этой встречи в старом театре Шатле, пропахшем
застоявшимися запахами грима и красок, Шаляпин пел Мефистофеля.
Это был совсем иной образ - не прежний молодой, вакхический черт с
походкой бретера и сладострастника. Согнувшись, заложив руки за
спину, на длинных, очень худых ногах стоял старый дьявол. Длинная
шпага по диагонали висела позади него. И злобная ярость была в его
длинном худом лице, и что-то страдальческое было в полубезумном и
гневном его взгляде... Совсем другой образ -трагический и жуткий.
Не стало вдохновения, не стало одухотворенности в исполне-нии,
хотя все, что делал Шаляпин на сцене, было безупречно и
совершенно. Чувство музыкальности, дар музыкальности не изменил
артисту, а сценическое его искусство сохранило всю силу, даже
стало более совершенным. Этим совершенством исполнения Шаляпин
старался заменить вдохновение. Вдохновения же не было потому, что
слушали его чужие люди, слушали холодно и бесстрастно,
Дидро писал, что актер сам по себе должен оставаться холодным и
спокойным в те минуты, когда он зажигает и потрясает других.
"Актер живет, он плачет и смеется на сцене, но, плача и смеясь, он
наблюдает свой смех и свои слезы, и в этой двойственной жизни, в
этом равновесии между жизнью и игрой состоит искусство ". Так
говорил Сальвини, один из величайших артистов, которого любили и
ценили великие мастера русского театра"
Маленький комментарий.
Рубен Симонов, фрагменты воспоминаний которого здесь приводятся, был одним из самых последовательных учеников Шаляпина.
Прямым доказательством этого утверждения является его деятельность не только, как драматического актера, но и как художника. В шестидесятые годы мне довелось однажды видеть Симонова в роли Сальери в маленьких трагедиях А.С.Пушкина на сцене академической капеллы им. М.И.Глинки. Впечатление незабываемое. По этим впечатлениям можно отдаленно представить, что ощущали слушатели Шаляпина. Роль Петра Первого исполненная Симоновым в одноименном фильме до сих пор является, на мой взгляд, вершиной отечественного кино.

О насущном

Москва. 26-27 августа 2006. Речевой тренинг. Начало презентации в 12.00.

Цена 10500 руб. Скидка 3000 руб. с 28 июня по 15 августа. Предоплата в центр "Разумный путь" или на счет указанный на сайте www.bagratid.com в разделе заочное обучение. При себе иметь копию квитанции. Телефоны Центра"Разумный путь" (495) 350-30-90, 995-203, менеджер Лена 8 5 350 4408 -понедельник, среда, воскресенье.(Запись и предоплата ул. Ставропольская д.14 (М.Волжская)

Москва. 29-30 сентября 2006. Начало в 12.00.Певческий тренинг в КАРАОКЕ-БУМ

Цена 10500 руб. Скидка 3000 руб. при предоплате до 18 сентября.

Запись по тел. (812) 713-78-47, или 8-911-973-05-25 или voice@bagratid.com или bageon@yandex.ru Предоплата в КАРАОКЕ-БУМ (Ирина: 8 910 420 8215) или на счет указанный на сайте www.bagratid.com в разделе заочное обучение.

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! Владимир Багрунов



 

 

 

 

 


 

 


Пvoice@bagratid.com


В избранное