Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА .

проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.


Прошу извинения. Этот выпуск случайно попал в рассылку «Голос и успех. Три секрета настройки голоса»
Исправляю свою ошибку.
7 февраля 2005
Выпуск 76
«Самые лучшие для человека вещи находятся ближе всего к нему, лежат у самых его ног»
Из книги Орисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ»


В. Н.Шерстов
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Раздел III О ЖЕНСКОМ ОБРАЗЕ РОССИИ

ГЛАВА 2. ГАРМОНИЯ МУЖСКИХ И ЖЕНСКИХ НАЧАЛ — МОЩНЫЙ СТИМУЛ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА


2.2. Миф Платона о стремлении человека к изначальной целостности. Сценарии развития андрогинной цивилизации

Почти 2,5 тысячелетия прошло после того, как Платоном в «Пире» устами Аристофана был высказан миф, объясняющий причины тяго¬тения к какому-либо типу интимных отношений:
«Прежде всего люди были трех полов, а не двух, как ныне, — муж¬ского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соеди¬нял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя, ставшее бранным, — андрогины, из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов — мужского и жен¬ского. <... >
Итак, каждый из нас — это половина человека, расчлененного на две к амб ало подобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответ¬ствующую половину. Мужчины, представляющие собой одну из час¬тей того двуполого прежде существа, которое называлось андроги-ном, "охочи" до женщин, и блудодеи, в большинстве своем, принад¬лежат именно к этой породе, а женщины такого происхождения пад¬ки до мужчин и распутны. Женщины же, представляющие собой по¬ловинку прежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их больше привлекают женщины, и лесбиянки принадлежат именно к этой породе. Зато мужчин, представляющих собой половинку прежнего мужчины, влечет ко всему мужскому: уже в детстве, будучи "долька¬ми" сушества мужского пола, они любят мужчин, им нравится ле¬жать и обниматься с мужчинами.
Когда кому-либо... случается встретить как раз свою половину... они поистине не хотят разлучаться. <... > Ведь нельзя же утверждать, что только ради удовлетворения похоти столь ревностно стремятся они быть вместе»6. Платон. Соч. М., 1990. Т. 2. С. 9-П, 118-119. 283

И эта предопределенность, некая заданность человеческих устрем¬лений наблюдается во всей гамме человеческих взаимоотношений: от греховных до чистых, глубоких, духовных.
На взгляд автора, время подтвердило глубину, значительность это¬го мифа: тяга идентичного, тождественного (женского к женскому, мужского к мужскому), как и противоположного, дополнительного (женского к мужскому), является фундаментальным законом, нося¬щим глобальный, вселенский характер.
Идея Платона действенна и в социальных взаимоотношениях, во взаимодействии со-обществ, наций, государств. По сути дела, плато¬новский миф об андрогинности как бы определяет три пути эволю¬ции человечества.
Отыскивая ключ к расшифровке предначертанного пути челове¬чества, предлагаемого Платоном, автор выдвигает следующие вер¬сии.
Первый сценарий
В связи с тем, что притяжение женского <-» мужского, их взаимо¬действие — необыкновенно сложные и противоречивые явления (ведь женское и мужское слишком разнятся), существам одного попа легче проникнуть друг в друга, найти согласие, так как они говорят на од¬ном языке, им не нужны «переводчики».
Отношения мужчина <-> мужчина, женщина <-> женщина можно представить как некий тренажер, полигон, своего рода самосовер¬шенствование, доведение своего внутреннего мира до необходимого должного уровня души и духа с помощью себе подобного. Ведь муж¬чине легче вникнуть в суть мужчины, как и женщине в мир женщины: мы здесь говорим о любых отношениях, но в первую очередь о ду¬ховно-душевных устремлениях.
Так вот, заложенные в человеке Инь и Ян (женское и мужское) притяжением себе подобных ведут к вершинам души и духа, гармо¬нии. Здесь тяготение может носить формы приятельства, дружбы,любви. Далее преображающийся человек, становясь личностью, по¬степенно может дорасти и до уровня притяжения, поиска и нахожде¬ния более глубинной любви — женского (Инь) о мужского (Ян), сли¬яния противоположных душ, высекая из этого взаимодействия зап¬редельные возможности. Поднимаясь на эту вершину, человек откры¬вает в себе поистине космическое притяжение. Так с помощью Дру¬гого, вначале себе подобного, а затем и противоположного, человек становится личностью, мужчиной или женщиной. Ему открываются глубины творящего космоса, он становится проводником космичес¬ких притяжений, высшей любви, через него осуществляются всевоз¬можные резонансы, но главное — его жизнь становится полноцен¬ной, целостной, гармоничной.
Второй сценарий
Это, по существу, подтверждение идей Платона. Все большая де¬мократизация общества, его открытость, при которой деторождение ire будет являться самоцелью, а станет лишь частью «тайны» челове¬ческих взаимоотношений, т. е. утверждение авдрогинной цивилиза¬ции, обеспечат равенство мужских и женских начал, равные взаимо¬отношения, создадут равные возможности и все формы любви буду г расцветать...
Ликвидация всевозможных преград, табу, моральных запретов, позволит людям стать самими собой, а это, пожалуй, самое важное. Гармония личности (мужское + женское) приведет к гармонии обще¬ства. Открытые границы, общение людей разных национальностей создадут большие возможности для всех форм любви. Наука опреде¬лит лучшие, оптимальные пути обновления генофонда. И от природ¬ной предрасположенности личности, обеспечивающей свободу вы¬бора, будут зависеть поступки человека.
Но свободная любовь (в ее высшем, а не вульгарном смысле), бе¬зусловно, будет такой, каковыми будут отдельный человек, общество. Думаю, они не погрязнут в разврате, и тогда любые варианты чело¬веческих притяжений приемлемы.
Так, разные формы «сексуальных утех»: свингерство, «шведские семьи», секс по телефону, эротика, порнография и многое другое — стимуляции угасающих потенций, не только сексуальных (это лишь надводная часть айсберга), в первую очередь «белого» человека. Не зря Швеция так озабочена данной проблемой и во избежание генети¬ческого вымирания завозит африканцев с Берега Слоновой Кости.
Герой шолоховской «Поднятой целины» Макар Нагульнов гово¬рил, что «не будет ни белых ни черных, а будут все приятно смуглявенькие». Да, именно смуглявенькие, рожденные в любви, спасут этот мир от вымирания, деградации. В этом смысле необыкновенно бла¬гоприятную обстановку имеют США: установившееся согласие бе¬лых и черных — гарантия того, что генофонд американцев не угас¬нет. Дальнейшее единение белых и черных, вообще разномастных аме¬риканцев — залог процветания этой нации!
О Востоке, как Ближнем, так и Дальнем, мы даже и не говорим. Пример Средней Азии, а особенно Китая, убеждает нас в том, что у них совсем другие демографические проблемы.
Россия же, имевшая такие колоссальные возможности к воспроиз¬водству и улучшению своего генофонда, к концу XX века обеспокое¬на не своим обновлением, а борьбой за выживание в прямом и пере¬носном смысле. Не помогает ни ассимиляция, ни миграция. «С 1992 по 1996 год за счет миграции Россия получила 1919 тысяч жителей, но естественная убыль населения за те же пять лет ельцинских реформ, по данным Госкомстата, составила 3271 тысяч человек, т. е. общая убыль населения, не считая войны в Чечне, составила свыше милли¬она человек»7. Хирев К Куда идут русские? // Завтра. 1997. №41. С. 5.
Если в Советском Союзе русские составляли примерно половину населения, то в конце XX века Россия из полиэтничной страны пре¬вратилась в моноэтничную (83 % населения составляют русские). Ситуация усугубляется оттоком мусульман, евреев, немцев. То есть Россия обречена на деградацию.
Здесь уместно напомнить, что одной из главных причин ликвида¬ции противостояния между белыми и черными в США, безусловно, явилось понимание генетической дополнительности белых и черных. Вообще, путь в открытое общество во многом предопределен гибри¬дизацией, подпиткой, синтезом различных кровей. Понимали бы все это наши «поводыри»! Ведь однородность России вульгарнейшим, парадоксальнейшим образом ведет к тотальной униженности русских как в своей стране, так и мире.


ГЛАВА 3. ЖЕНСКАЯ СУТЬ РОССИИ: ПОИСК ИДЕНТИЧНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
3.1. Россия и Франция на пути к андрогинной цивилизации
Интересна мысль Н. Данилевского в его необыкновенно русской книге «Россия и Европа», касающаяся менталитета, сути Франции:
«Но скажут, Франция — еще не Европа. Нет, Франция — именно Европа, ее сокращение, самое полное ее выражение. <... > Франция была всегда камертоном Европы (курсив мой. — В Ш.), по тону ко¬торого всегда выстраивались события жизни прочих европейских на¬родов»1. Данилевский И. Я. Россия и Европа. 6-е изд. СПб., 1995. С. 201. 286
С точки зрения Данилевского, французский народ является как бы синтезатором германо-романского, протестанско-германского и романо-католического культурно-исторического типа.
«Французский народ представляет собой полнейшее слияние обо¬их этнографических элементов, их взаимного проникновения. Сле¬довательно, все, что волнует Францию, все, что идет из нее, имеет по необходимости отголосок как нечто свое, родное и в Германии, и в романском мире, между тем как эти миры с трудом действуют непос¬редственно друг на друга, как слишком разнородные, а все ими вы¬работанное передают через посредство Франции; и только во фран¬цузской переработке становится добытое ими общеевропейским.
Такая взаимная нейтрализация германского и романского элемен¬тов во французском народе составляет причину того, что все произ¬ведения его менее оригинальны, имеют меньшее внутреннее достоинство, нежели произведения гения германских или романских наро¬дов, более сохранивших свою своеобразность и самобытность. Един¬ственное исключение составляет положительная наука природы, в чем французы, по меньшей мере, никому не уступят. Но эта наука и есть явление европейское по преимуществу — самый характеристический плод европейского культурного типа развития; неудивительно, что истинный (нормальный) представитель Европы — Франция — зани¬мает именно в этом отношении такое высокое место. Все националь¬но-французское сравнительно слабо, ибо носит на себе какой-то ха¬рактер средней величины; но зато имеет оно в сильнейшей степени свойство распространяться на всю область европейской культуры»2. Данилевский И. Я. Россия и Европа. С. 203-204.
Опираясь на положения Данилевского об особой роли Франции в жизни Европы, можно обнаружить идентичность, тождественность Франции и России. На взгляд автора, их родство очевидно и имеет много общих аспектов (глубинных пластов).
В этой связи попытаемся сконцентрировать (объединить) ряд ка¬честв русского народа, ведущих к созиданию, интеграции, синтезу: терпимость, «всечеловечность» (Ф. Достоевский), душевная просто¬та, добродушие — «вечно бабье» (Н. Бердяев), духовность — мысля¬щее сердце, соборность, всеединство; России принадлежит роль «объе¬динения человеческого и божественного потоков развития истории» (Н. Данилевский).
Н. Бердяев писал: «Русский народ есть ни чисто европейский и ни чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боро¬лись два начала, восточное и западное»3. Бердяев Н. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 44.
Д. Менделеев в своей статье «К познанию России» дополняет эту мысль: Россия, расположенная отчасти в Европе, отчасти в Азии, назначена историей именно для того, чтобы так или иначе Европу с Азией помирить, связать и слить.
Парадокс России: в своем духовном отношении она — Запад по отношению к Востоку, но Восток — по отношению к Западу.
Итак, можно сделать вывод, что Россия и Франция в силу истори¬ческих обстоятельств (обе находились на перекрестке, стыке различных этносов, религий, жизнеустройств, политических, экономичес¬ких и других влияний) в процессе своего развития преобразились в некие андрогинные цивилизации.
Они несут в своем внутреннем мире преобладание женских начал, а по большому счету — у них присутствует гармония мужских и жен¬ских начал, сплав их. Другое дело, что в судьбе Франции эта андрогинность более выявлена, процессы носят более направленный, не двусмысленный, а стабильный характер.
Трагическая судьба России во многом обусловлена конфликтом мужских и женских начал. Н. Бердяев писал, что русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение проти¬воположностей. Противоречивость и сложность русской души, мо¬жет быть, связана с тем, что в России сталкиваются и взаимодейству¬ют два потока мировой истории — Восток и Запад. Если конфликт мужских и женских начал во французском варианте созидающий, ве¬дущий к взаимопроникновению, пониманию (французский народ вы¬ступает как бы в роли переводчика, дешифровщика идей разных сто¬рон, приводя их к со-гласию), то в русском (российском) варианте взаимодействие приводит к разрушающему конфликту. Ситуация усу¬губилась особенно в XX веке, антропологические катастрофы следу¬ют одна за другой. В последние десятилетия как в дурном сне «зас¬той» перескакивает в «перестройку», которую сменяет «приватиза¬ция». А что сейчас? Вяло текущая деградация, социальная невменяе¬мость. Потенциал этого конфликта увеличивается из-за ломки убеж¬дений, ценностных ориентации, которые меняются быстро и хаотич¬но, сметая на пути устои народа, его менталитет. Потеряны все ори¬ентиры, нет объединяющей идеи, согласия...
Но эти короткие замыкания, ускоренный темп движения с шара¬ханьем из стороны в сторону, согласно Данилевскому, происходят потому, что Россия как ведущий этнос славянского культурно-исто¬рического типа находится еще на стадии перехода от младенческого состояния к юности, пора юности должна устранить критический дис¬баланс между умом и сердцем национальной души, между духовно-эмоциональными комплексами и рационалистическим началом. Эти строки написаны Данилевским в середине XIX века; прошло полто¬ра века, видимо, Россия набралась опыта, повзрослела. Думается, мытарства XX века добавили нам мудрости, и мы представляем сей¬час уже не младенца, а некого андрогина 15-18 лет, неоперившегося, с запоздалым развитием, инфантильного, который еще не выявился (ни мужчина, ни женщина). Я уже фантазировал на эту тему не раз, вооб¬ражая, сочиняя этот образ России. Но хочу добавить, что этот моло¬дой человек (пока ни юноша, ни девушка) очень талантлив. Искоренив недостатки своего тяжелого детства, он будет способен на мно¬гое.
А пока молодому человеку надо с должным почитанием относиться к своим родственникам, соплеменникам, соседям: к более старшим — Дальнему Востоку, своим сверстникам — Ближнему Востоку, ведь между ними так много общего.
Нужно быть благодарными и своим старшим сестрам — Фран¬ции, Италии, старшим братьям — Германии, Швеции, Голландии. Не искать в них врагов, соперников, а уметь повернуть отношения с ними в русло созидания, уважения, взаимопомощи. Пора «короткие штанишки» заменить на костюм взрослого, степенного, рассудитель¬ного, понимающего, творческого, любящего человека. Тогда «чужие идеи» превратятся в свои, не будет бездарного копирования, подра¬жания. Пропущенные через себя, свою душу, «по-доброму» взятые у других (а это тоже творчество), они будут обогащать нас, преобра¬жать, а не разрушать. Тогда не нужно будет сомневаться: «Сорос — враг или друг?»
Но главное — у России нет альтернативы. Надо общаться с ми¬ром вокруг нас, ведь мы выходим на орбиту открытого общества. Это наша орбита, пора мужать. Наша андрогинностъ, прошедшая через такие испытания, которые никому на земле, видимо, не могли даже присниться в кошмарном сне, будет способствовать проявле¬нию в полной мере высших творческих, организаторских, деловых, других созидающих качеств российского человека. Во всяком случае, автор искренне в это верит.
Предостережение Н. Данилевского «европейничанье — болезнь русской жизни», особенно после последнего шока, когда наши «по¬водыри» просто бросили Россию под западную цивилизацию, как под¬стилку, должно же чему-то нас научить?! Не копирование, не подра¬жание, а диалог, партнерство. У нас нет другого выхода: или — или... Или мы состоимся, или превратимся в «этнографический материал» (Н. Данилевский).

3.2. Россия и Европа: приобретения и потери

Интереснейшей иллюстрацией взаимопроникновения, диалога, тес¬нейшего общения и взаимодействия являются более чем 300-летние се¬мейные, духовные, экономические, военные и т. д. связи с немецкими княжествами царствующей российской династии Романовых.
«В династию постоянно поступала свежая кровь из немецких кня¬жеских домов, откуда Романовы привозили себе невест, кстати, всегда из протестантов, которым проще было перейти в православную веру»4. Скотт С. Романовы. Екатеринбург,1993.с.10
Безусловно, протестанство, меньший религиозный барьер для рус¬ского православия, было главным поводом родства России и Герма¬нии на протяжении более трехсот лет (с 1613 по 1917 годы).
Спонтанное взаимное притяжение разных полюсов (дополнитель¬ное: Россия < >Германия, Голландия, Швеция и т. д.; идентичное: Рос¬сия < >Франция, Италия, Испания) создало благоприятную обстанов¬ку для «вызревания» России. Свободная Россия, испытывая внутрен¬ние борения, стремясь к рационализму, прагматизму, дисциплине, порядку, системности протестантской Центральной Европы, была подвержена и параллельным процессам общения: Россия < > Фран¬ция, Италия, Испания, эти страны объединяло родство, тождествен¬ность, они имели в своем жизнестрое приоритет женских начал, стрем¬ление к эросу, прекрасному.
Но ведь было и двухвековое воздействие татаромонгольского ига и дальнейшее влияние Востока (Дальнего и особенно Ближнего), а также башкир, татар и других народов, находящихся внутри Россий¬ской империи.
Российская подражательность, копирование Европы известны: тому причина, в первую очередь, наша молодость. Но эгоцентричность, некий комплекс неполноценности, болезненность при упоми¬нании об этом вредят, в первую очередь, нам, россиянам.
Чем более мы будем отдавать должное окружающему миру, бу¬дем благодарны ему, тем больше будет прославляться наша «самость», тем более мы будем чувствовать себя полноценными, уверенными, достойными.
Гете не раз в своих стихах и прозе говорил, чем он обязан другим,
живущим до него, а также современникам, природе, науке, культуре. Получалось, что на долю его самого ничего не оставалось. Подобное великодушие и величие правомерно и в более широком аспекте. Выпячивание своего «я», тщеславие, противопоставление себя другим, миру есть проявление слабости личности, народа. Замалчивание роли других в своем становлении, судьбе вредит самому «умолчателю», ведь в прошлом, нравится оно нам или нет, отпечатаны мы сами, наш ха¬рактер, суть, если хотите, менталитет. Отрицая или умалчивая про¬шлое, мы его не постигаем; более того — мы его разрушаем, а значит уничтожаем себя. Об этом мы тоже говорили, но в другом контексте. Исследование взаимовлияния и взаимодействия России с Цент¬ральной Европой, в первую очередь с Германией, подтверждает нашу мысль: славянский мир, в первую очередь великороссы, малороссы, белорусы, не может иметь германских корней.
Славяне настолько далеки по менталитету от немцев, что даже не будучи историком, исследователем, занимающимся этой проблемой, можно смело утверждать, что в споре норманистов и антинорманис¬тов правы последние. Может быть, действительно, взгляд с другой стороны, лишенный предвзятости, «зашоренности», будет полезным в разрешении этой принципиальной проблемы. Но главное — не нуж¬но все упрощать и вульгаризировать.
Русичи не могут иметь немецких, варяжских корней: они совсем другой народ, их корни совсем другие. Более того, три столетия цар¬ствования династии Романовых, когда Россия была устремлена к не¬мецким корням, жизнестрою Германии, но не добилась желаемых результатов, говорят о многом.
Выражаясь поэтически, Россия и Германия разнятся между собой как «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень...». Россия имеет ярко выраженное женское лицо, а Германия — типичный представи¬тель мужских начал: «Что русскому здорово, то немцу — смерть!» Что еще можно к этому добавить?!
Но наблюдались, как мы уже отмечали, противоположные тенден¬ции. Параллельно контактам с прагматичной, дисциплинированной, «ученой» Центральной Европой происходило взаимодействие России и российских мужских и женских начал с Францией, Италией, их эро¬сом — возвышенным, женственным и прекрасным. Пример союза: И. Тургенев < > Полина Виардо (знаменитая французская певица); Ф. Шаляпин <> И. Торнаги (итальянская балерина).
Вспомним французских невест и жен декабристов, гувернеров, которые учили прекрасным манерам, музыке, танцам, французскому языку «чад» дворян, помещиков, купцов. В России было много обру¬севших французов, которые вносили свою лепту в культуру, промыш¬ленность, торговлю России. Кстати, Инесса Арманд (девичья фами¬лия Стефан), приехавшая к своей тете вместе с сестрой, вскоре вышла замуж за одного из сыновей француза Арманда, богатого российско¬го промышленника. Таким образом, сподвижница Ленина, его друг и соратник, в определенном смысле имела отношение к России, ее кор¬ням.
Широкими были контакты и с Италией. В России имелась италь¬янская оперная труппа, где пели прекрасные певцы. Считалось есте¬ственным, необходимым, чтобы в консерваториях наряду с русскими преподавали итальянские маэстро. После смерти великого К. Эверарди (К. Эверарди был не только великим певцом, но и талантливым на¬ставником, он воспитал плеяду замечательных певцов, в том числе педагога Ф. Шаляпина Усатова. 40 лет своей жизни маэстро посвя¬тил России.) директор московской консерватории В. И. Сафонов в 1899 году сам отправился в Италию для приглашения нового профессора пения. Имя приглашенного У. Мазетти ( У. Мазетти, всесторонне развитый музыкант, обладал небольшим голосом (лирический тенор), но проявил себя как великий педагог, около 20 лет своей жизни он отдал России. Среди его учеников были А. Нежданова, В. Барсова, Н. Обухова, Д. Доливо и многие другие прекрасные певцы) говорит само за себя. Таким образом, происходило некое «перекрестное опыление» идентичным (Франция, Италия) и противоположным (Германия), что было нео¬быкновенно плодотворно для России, «вливание свежей крови» друг в друга, важное как для семейных отношений, потомства, так и для выявления лучших качеств генофонда нации, «голубых кровей».
Но традиции царской России, единения правителей, наследников престола с противоположными женскими началами из немецких кня¬жеских домов парадоксальнейшим образом, спонтанно, вопреки все¬му продолжались в большевистской России. Это очень интересная закономерность!
«Так, к началу революции и позднее, в двадцатых-тридцатых го¬дах, многие партийные вожди и их окружение оказались женаты на еврейках: Ворошилов, Молотов, Киров, Дзержинский, Луначарский, Каменев, Косарев, Андреев, Поскребышев. Некоторые вожди-евреи — женились на русских женшинах: Троцкий, Зиновьев, Свердлов. Ду¬маю, для них в россиянках была своя экзотика. По-человечески это понятно и естественно. Думаю, весь мир в результате жесточайших этнических войн через несколько тысячелетий прийдет к смешанно¬му типу и гибриды (курсив мой. — В. Ш.) будут владеть Землей»7. Васильева Л. Кремлевские жены. М., 1993. С. 215.
Таким образом, нужно констатировать, что отбор «кремлевских жен» происходил неким естественным образом. Русскому (славянско¬му) самородку необходима была огранка — женский тип противопо¬ложного менталитета. Причем многие из «кремлевских жен» не при¬нимали активного участия в судьбе своих мужей, но склад характера евреек (умение создать семью, некий дух единения, когда супруг был уверен в своих тылах, тот же прагматизм, порядок на столе, в чулане, в отношениях, а также бессознательные подсказки, «манки» одарен¬ных женских натур) делал свое дело. Многие женские качества немок и евреек совпадают, но это уже другая тема.
С «кремлевским экспериментом» нельзя не считаться, впрочем, как и с вышеупомянутым успехом русских женщин у кремлевских бонз-евреев, а также с потребностью рационалистического Запада в чув¬ствах, доброте сопереживающей русской женской души.
Все это примеры контактов с другим миром, миром людей друго¬го склада, менталитета. Этим я доказываю, что несколько веков об¬щения России с Западом принесли неизмеримо больше пользы, чем
вреда.
Сейчас по меньшей мере половина наиболее известных российс¬ких ученых участвуют в разработке западных проектов. К сожале¬нию, вынуждены работать лишь косвенным образом на российские интересы многие талантливые люди искусства. Самое печальное со¬стоит в том, что вольно или невольно созданы условия для отторже¬ния лучших умов. Отток талантов происходит не как отрыв чего-то родного, а походя... И все это ведет к деградации русского духа.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
I. Суммируя вышеизложенные идеи, касающиеся судьбы России, творческой личности, женского образа России, интеллигенции — творческого потенциала народа, мы выявили важную закономер¬ность — созвучие наших идей с идеями синергетики, дающей новый образ мира, иное миропонимание, мировидение. Да и сама концеп¬ция автора, именуемая «целостные диалого-синергетические принци¬пы самосозидания творческой личности», с точки зрения самоорга¬низации эволюционизма и резонансных эффектов, находится в русле синергетических идей. В синергетике достаточно глубоко разработа¬на взаимосвязь хаоса и порядка (дезорганизации и самоорганизации, беспорядка и порядка). Для конкретной системы (в нашем случае — человек, российское общество) имеет большое значение, какие про¬цессы — самоорганизации или дезорганизации — в ней преоблада¬ют. В синергетике количественной мерой хаоса, беспорядка является энтропия: чем больше энтропия системы, тем меньше ее упорядочен¬ность, и наоборот. Хаос, раздрай, раскол российского общества, внут¬реннего мира русского не знают границ. Это говорит о том, что де¬стабилизация жизнестроя, хаотические, разрушительные тенденции нарастают.
Это подтверждает наши идеи о проблемах российского творче¬ства: чем оно сложнее, тем больше усилий требуется, чтобы противо¬стоять возникающему беспорядку. Например, для нормального раз¬вития ребенка в семье вокруг него необходим относительный беспо¬рядок, от малыша нельзя требовать полного порядка. Это противо¬естественно для его полноцепного творческого становления, есте¬ственного существования.
С точки зрения синергетики, если мы хотим повысить внутрен¬нюю организацию системы, то следует увеличить ее открытость, т. е.
* Материал публикуется в авторской редакции. — Прим. ред. 294

Маленький комментарий
Основной комментарий к книге В.Н.Шерстова будет в 80 выпуске.
Здесь же не могу пройти мимо того, что напрямую связано с предметом, непосредственно меня касающимся. Я имею в виду упоминания великих певцов и их педагогов (Шаляпин < >Усатов, Эверарди. Мазетти< > Нежданова, Барсова, Обухова, Доливо)

Напомню, что Эверарди - ученик М.Гарсиа-сына, обращаясь к Шаляпину назвал его однажды: «Ти, моя внучка!». Можно сказать, что по вокальной школе все они были представителями школы bel canto. Главным отличием Шаляпина от перечисленных певцов и педагогов было в соотношении работы со словом и звуком. Шаляпин исходил из того, что звук идет за словом, а они, что слово идет за звуком. Разумеется, Нежданова, Барсова, Обухова, Доливо и другие певцы и певицы работали и работают над словом, но так как работал над словом Шаляпин, не работал и не работает никто.
Об этом и многом другом вы сможете узнать на вечере, посвященном
132-ой годовщине со дня рождения Ф.И.Шаляпина.

М. “Сенная пл.”, м. «Садовая»
пер. Гривцова, 10
_____________________________________________________________

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПСИХОАКУСТИЧЕСКАЯ ШАЛЯПИНСКАЯ
ШКОЛА «БАГРАТИД»

Имеет честь пригласить Вас в Четверг 10 февраля 2005 года в 18.30. на вечер, посвященный 132-ой годовщине со дня рождения Ф.И.Шаляпина

ПРОГРАММА ВЕЧЕРА
ЛЕКЦИЯ-КОНЦЕРТ

РУКОВОДИТЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПСИХОАКУСТИЧЕСКОЙ ШАЛЯПИНСКОЙ ШКОЛЫ «БАГРАТИД», КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ВЛАДИМИР БАГРУНОВ

1.Доклад «Шаляпин и музыкальная Италия»
(о принципиальных различиях Итальянской и Шаляпинской школ пения) - 20 мин.
2. Просмотр фрагментов телепередач с участием докладчика (ОРТ, РТР, НТВ), в которых обосновывается новый подход к развитию голоса, основанный на раскрытии тайны феномена Шаляпина -20 мин.
3.Cтаринные итальянские арии, русские народные песни и романсы) -20 мин.

В концертной части программы принимает участие концертмейстер, ЛАУРЕАТ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНКУРСОВ АЛЕКСАНДР ВОЛОБУЕВ (ФОРТЕПИАНО).

Окончание вечера в 20 час.00 мин.
Тренинги в Москве
Дата ближайшего тренинга определена. Это будет 18-20 февраля 2005
Группа от 6 до 8 человек. Семеро человек уже записались. Четверо сделали предоплату. Стоимость трехдневного 20-часового тренинга
«Голос и успех. Распетая речь» 300 евро. Скидка 50 евро при предоплате 50 евро в центр «Разумный путь» или мне на счет, который можно найти на моем сайте www.bagratid.com
Существенный момент. Кроме самоучителя участники тренинга получат диск с программой караоке, позволяющей регулировать высоту тона, ритм, включение и выключение мелодии и аккомпанемента и другие полезные функции. А также на диске будет более тысячи песен разных жанров и романсов, расклассифицированных более чем по 40 папкам. Практически это вся русская популярная музыка.
Возможно, это будет один из последних, если не последним подобным тренингом.
Одна из московских крупных компаний создала под мои тренинги отдельную фирму, которую возглавил мой недавний ученик Антон Мирошниченко. По это причине он уволился из SONY, что о многом говорит. На запуск проекта ему понадобится 1-2месяца. Если учесть, что московские тренинги у меня проходят в среднем 1 раз в полтора месяца, то мой прогноз достаточно реалистичен.
Что предполагается в дальнейшем? Будут корпоративные тренинги (закрытые для менеджеров крупных кампаний) и открытые для подготовки тренерских кадров. Это будет проходить несколько по иному, чем было.
Главное, будет производиться отбор, и составляться долгосрочный контракт. Ранее, этого не было.

О НАСУЩНОМ

Тренинги в Москве
Дата ближайшего тренинга определена. Это будет 18-20 февраля 2005.
Группа от 6 до 8 человек. Трое человек уже записались. Двое сделали предоплату. Стоимость трехдневного 20-часового тренинга
ЋГолос и успех. Распетая речьЛ 300 евро. Скидка 50 евро при предоплате 50 евро в центр ЋРазумный путьЛ или мне на счет, который можно найти на моем сайте www.bagratid.com
Существенный момент. Кроме самоучителя участники тренинга получат диск с программой караоке, позволяющей регулировать высоту тона, ритм, включение и выключение мелодии и аккомпанемента и другие полезные функции. А также на диске будет более тысячи песен разных жанров, включая романсы, расклассифицированных более чем по 40 папкам. Практически это вся русская популярная музыка.

Будьте в Голосе!
Владимир Багрунов


 

 



й


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.psycho
Отписаться

В избранное