Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

TABLE align=center border=1 cellPadding=8 cellSpacing=1 width="700" bordercolor="#666666">

Скрытые резервы нашей психики

проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.

В связи с техническими неполадками на сервере bagratid.com с 10.02.05. по настоящее время (13.02.05 и далее до восстановления сайта www.bagratid.com)прошу всю почту направлять мне (Багрунову В.П.) на адрес bageon@ yandex.ru

Тех, кто уже направил мне письма в этот период, прошу переадресовать на вышеуказанный адрес.


Выпуск 77

13 февраля 2005 (день рождения Ф.И.Шаляпина)

«Мы ищем слишком высоко то, что находится близ нас»
Из книги Орисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ»


В. Н.Шерстов
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
I. Суммируя вышеизложенные идеи, касающиеся судьбы России, творческой личности, женского образа России, интеллигенции — творческого потенциала народа, мы выявили важную закономерность — созвучие наших идей с идеями синергетики, дающей новый образ мира, иное миропонимание, мировидение. Да и сама концепция автора, именуемая «целостные диалого-синергетические принципы самосозидания творческой личности», с точки зрения самоорганизации эволюционизма и резонансных эффектов, находится в русле синергетических идей. В синергетике достаточно глубоко разработана взаимосвязь хаоса и порядка (дезорганизации и самоорганизации, беспорядка и порядка). Для конкретной системы (в нашем случае — человек, российское общество) имеет большое значение, какие процессы — самоорганизации или дезорганизации — в ней преобладают. В синергетике количественной мерой хаоса, беспорядка является энтропия: чем больше энтропия системы, тем меньше ее упорядоченность, и наоборот. Хаос, раздрай, раскол российского общества, внутреннего мира русского не знают границ. Это говорит о том, что дестабилизация жизнестроя, хаотические, разрушительные тенденции нарастают.
Это подтверждает наши идеи о проблемах российского творчества: чем оно сложнее, тем больше усилий требуется, чтобы противостоять возникающему беспорядку. Например, для нормального развития ребенка в семье вокруг него необходим относительный беспорядок, от малыша нельзя требовать полного порядка. Это противоестественно для его полноценного творческого становления, естественного существования.
С точки зрения синергетики, если мы хотим повысить внутреннюю организацию системы, то следует увеличить ее открытость, т. е. усилить внешнее воздействие на нее. А чтобы ее дезорганизовать, надо уменьшить ее открытость (ослабить внешнее воздействие). Другими словами, размыкание системы приводит к ее самоорганизации — уменьшению энтропии, а замыкание — к дезорганизации — увеличению энтропии. Таким образом, воспитывая, воздействуя на ребенка, мы его само организуем (устанавливаем порядок), давая ему свободу, уменьшая внешнее воздействие, мы даем ему спонтанное, творческое развитие.
В чем заключено созвучие наших идей с энтропийными воззрениями синергетики? Всеохватный российский хаос говорит о том, что мы — молодая нация, находящаяся в своем становлении. Это проливает свет и на многоуровневый хаос, безалаберность, мусор вокруг нас и в наших головах и т. д. А мощная творческая доминанта русских многократно усиливает хаотические тенденции, хотя для стабилизации нашей жизни необходим выход на уровень самоорганизации.
Мы не будем далее углубляться в тонкости энтропийных закономерностей, чтобы не перегружать новой информацией наше изложение. Но отметим, что в той же парадоксальной ситуации находится и творческая личность российского образца. Сильнейшие, несогласованные внутренние и внешние импульсы творческого роста ведут к преобладанию хаотических, дезорганизующих тенденций над процессами самоорганизации, порядка. Поэтому российской интеллигенции свойственны созидательно-разрушительные тенденции.
Итак, творческое состояние с точки зрения энтропийных синергетических воззрений — это беспорядок вокруг растущего малыша, наличие мусора во время строительства, беспорядочный поток мыслей и чувств у творца, а также беспорядок, желательно относительный, на его письменном столе и, одновременно, постоянное стремление навести порядок, самоорганизовывать этот хаос, беспорядок. В процессе творческого становления дуальная оппозиция хаос — порядок в нелинейных, открытых системах идут рука об руку, находясь в состоянии «устойчивого неравновесия».
Чаще всего личность человека, занимающегося творчеством, является ведущей, а зреющий в нем плод творчества — ведомым. Но как мы отмечали выше, иногда зреющий плод начинает доминировать над личностью творца. Тогда плод творчества как бы «пожирает» личность творящего — это некий негэнтропийный процесс, в этом случае чаще всего становление, рождение плода творчества происходит за счет разрушения личности творца.
Но у творчества существует еще более парадоксальное проявление. Истинное творчество — это всегда созидательно-разрушительный процесс, в самом «благополучном» обществе творческая личность оппозиционна настоящему; более того, созидая новое, творец тем самым разрушает прошлое и настоящее. В этом смысле творец настроен нонконформистски к окружающему его миру, таким образом он устремлен в будущее.
С одной стороны, рождение плода творчества — это в высшей степени альтруистический процесс, а с другой стороны, чем значительнее открытие, тем более разрушительней его реализация, так как чаще всего современники не способны понять содеянного. Но еще большее столкновение происходит на уровне старых и новых идей, иных подходов, старого и нового мировидения. Творцы, намного опережающие время, подвергаются жесточайшей обструкции, самое печальное заключается в том, что неприятие происходит и в личностном, и в творческом плане. Итак, борьба нового со старым жестока и бескомпромисна.
Упомянутая выше «неравновесная устойчивость» осуществляется постоянной антиэнтропийной (негэнтропийной) работой, имеющей разрушительный характер.
Таким образом, созидательный творческий процесс непременно оплачивается разрушением, снижение энтропии (= рост организации, разнообразия, порядка) в одном месте возможно только за счет роста энтропии (= деградации) в другом месте.
В завершение рассмотрения энтропийных и негэнтропийных процессов, которые являются движущей силой (энергией) творчества, необходимо примирить позиции авторов книг «Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры» (М., 1995) и «Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории» (М., 2001) — А. П. Назаретяна и В. И. Тасолова. Тасолов полемизирует с Назаретяном на страницах журнала «Человек» (2002, № 3) в статье «Эволюция человечества — ноогенез или "агрессия"?» по поводу того, что движет эволюцией — агрессия или альтруизм, корысть или бескорыстностие.
Любопытному читателю необходимо порекомендовать ознакомиться с идеями этих работ, так как они во многом созвучны тому, что утверждается на страницах данной книги.
Какова природа человека? Добр он или зол? Жестокость, насилие порождены врожденной агрессивностью или обусловлены определенными социальными условиями? Так что же движет эволюцией человека? Агрессия или бескорыстие?
Этот процесс двуедин. Не вдаваясь в глубинную аргументацию, надо отметить, что противоположная направленность этих фундаментальных человеческих проявлений, их «неустойчивое равновесие», обеспечивает творческий рост человечества.
Человеку в равной степени свойственно и то и другое, отсюда причудливое сплетение добра и зла, агрессивности и альтруизма, ненависти и любви, прекрасного и безобразного. Человек издревле проявляет бескорыстную, неуемную тягу к созданию, окружению себя шедеврами искусства (живописи, скульптуры, архитектуры и т.д.). На что тратятся огромные средства и усилия. Но при этом веками существует военное противостояние народов; изобретение новых образцов оружия, новых методов ведения войны моментально вело к порабощению незащищенных народов. Эта вакханалия продолжается ив наше время...
С другой стороны, в человеке парадоксальным образом проявляется стремление к творчеству, гармонии в изготовлении орудий, оружия, являющихся часто произведениями искусства. Человек всегда стремился окружить себя прекрасным. Творческая сублимация также удивительно-созидательное проявление человека.
Разрушение, агрессия — будем надеяться на это — некая негэнтропийная (отрицательная) составляющая общего созидающего творческого эволюционного процесса.
«Такая уж странная штука — человеческая душа, она выросла в противоречивом мире, где действуют законы термодинамики, добро неразрывно переплетено со злом, за каждое приобретение приходится расплачиваться потерями»1. Назаретян А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М., 1995. С. 134.
Человек, действительно, парадоксальное «социальное животное». Вот они — человеческие парадоксы.
Апостол Павел: «Доброе, которое хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю».
Римский поэт Овидий: «Я сторонник добра, но в своих поступках руководствуюсь злом». (Благое вижу, хвалю, но дурному влекусь.) Сократ: «...человек знает, что хорошо, а делает то, что плохо». Платон: «...человеческий характер —это колесничий, управляющий двумя конями, каждый из которых тянет в свою сторону».
Такая дуальность, раскол внутреннего мира человека свойственны европейцам и особенно нам, русским. В рамках нашей концепции «целостных диалого-синергетических принципов самосозидания творческой личности», которая во многом близка восточному миропониманию, мы способны бинарную оппозицию (добро — зло) превратить в целостность, где добро и зло — полярности этого целого, дополняющие и созидаюшие друг друга.
Но можно выразиться и по-другому: «В мире действительная борьба идет не между добром и злом, а между добром и добром, ведь каждый организм борется за свою жизнь и каждая армия воюет за свои идеалы. Организация - противовес разрушению, и в этом смысле она есть добро, но она непременно сталкивается с другой организацией, производя разрушительные эффекты, которые суть непременное условие созидания. Так и происходит "конкуренция управлений", отбор или, по А. А. Богданову, "борьба организационных форм", пронизывающая все уровни мировых взаимодействий. Переведя закономерности природы и общества, о которых мы с вами говорили, на язык этики и эстетики, мы убеждаемся, как тесно переплетены добро со злом, красота с уродством»2 Назаретян А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. С. 130.
Педагогический процесс мы тоже можем рассматривать как некий многоаспектный негэитропийный процесс. Причем в традиционной (авторитарной) педагогике наблюдается насилие над личностью, разрушение ее в педагогическом процессе; таким образом, традиционная (монологичная) педагогика скатывается на уровень обучения,
негэнтропийная составляющая которого так велика, что для воспитания творческой личности такая педагогика неприемлема.
Мы много раз на страницах нашей книги отмечали, что культура, творчество и искусство как одно из творческих проявлений — высшие взлеты души и духа человека — осуществляются вхождением в образ, мир Другого на основе эмпатии (любви). В творчестве, в том числе и в искусстве, вхождение в образ, мир Другого осуществляется с помощью воображения человека в состоянии одухотворения (одухотворенного вздоха), так происходит раздвоение личности на «я» и «не-я». Перевоплощение в «не-я» и в еще более высокие сферы человеческого духа — «сверх-я» открывает в творце огромные творческие возможности, что ведет к парадоксальному проявлению негэнтропии. (Разрушительный эффект отрицательной энтропии многократно уменьшается.) Хотя полностью исключить негэнтропийный процесс нельзя, так как биологические потребности человека в пище, трата сил на любые деяния требуют затрат энергии.
Более того, в творческой педагогике дуальные оппозиции агрессия — альтруизм, зло — добро, ненависть — любовь (я их рассматриваю как крайности единого целого, находящиеся не в оппозиции, а во взаимопревращении) в атмосфере любви (эмпатии), как в плавильном творческом котле, замешиваются в позитивной (созидательной) среде, т.е. с акцентом на альтруизм, добро, любовь. Главное же состоит в том, что учитель и ученик подпитывают друг друга энергией созидания, парадоксальным образом не разрушая, а творя друг друга.
Творческое единение, ведущее к согласованным резонансным эффектам, я их называю «резонансами согласия», минимизирует разрушительные негэнтропийные процессы окружающего мира, в первую очередь, самих «творящих», тем самым стабилизируя «устойчивые неравновесия» подсистем (например, учитель - ученик). В свою очередь творческие терзания личности стимулируют творческую сублимацию, которая перемалывает всю человеческую нечисть, пороки, агрессию, негативизм, преображая их в нечто возвышенное, прекрасное, духовное. Это поистине чудо из чудес творящего космоса.
Но осуществление этих процессов возможно только на духовном уровне, с учетом генетического (биологического) и социального уровней человеческой эволюции, где «правят балом» культуры высшие творческие проявления человека.
Устремленность человечества в своей эволюции не только к росту производственных и боевых технологий, не только к биологической агрессии в борьбе за свое существование, а к творчеству по законам красоты, неуемная жажда сверхземного совершенства - в этом заключено высшее предназначение человеческого разума (ноосферы), его креативность. Здесь уместно вспомнить о творящем космосе, упомянутом в книге (разд. II, гл. 1); о творчестве, которое религии трактуют как результат «синергии» со Всевышним Творцом; созвучных идеях В. И. Вернадского и Тейяраде Шардеиа об эволюции биосферы в ноосферу (сферу разума). Кстати, Вернадский говорил о биогеохимической энергии культуры, об исключительно научно-эвристической мощи интуиции, эстетико-философских и художественных озарениях творческой мысли.
Т. де Шарден, отвергая дуализм, определил свою философскую позицию как «монизм». «Единство материи и сознания основано на том, что материя есть "матрица" духовного начала... Духовное начало имманентно всему сущему: как источник целостности оно свойственно в скрытом виде уже молекуле и атому». И далее Т. де Шарден подтверждает мои идеи об энтропии, выдвинутые выше: физической («тангенциональной») энергии, убывающей по закону энтропии, противостоит духовная («радиальная») энергия, возрастающая в процессе эволюции 3 См.: Философский словарь. М., 1989. С. 645.
К этому нельзя ничего ни прибавить, ни убавить.
Таким образом, наша молодость и творческость (креативность) подтверждаются и с синергетической точки зрения.
II. Коммерциализация образования, науки, искусства, культуры — вульгарнейший оборотень тоталитаризма. Именно такой характер носят реформы, проводимые в России в конце XX — начале XXI века. Сокращение бюджетных расходов в этих сферах ведет к непредсказуемым разрушительным последствиям.
С одной стороны, сокращается бюджетное финансирование, а с другой — деньги, заработанные на аренде и из других источников доходов, будут вычитаться из мизерных бюджетных средств учреждений культуры, науки, образования. Абсурд, да и только... Какое может быть творчество на скудные деньги, которые эти учреждения получают за счет платных услуг, платных студентов и т. д.?
Таким образом можно медленно умирать, в крайнем случае, выживать, но творить невозможно. Можно творить «по-русски», вопреки обстоятельствам, о чем много говорилось на страницах нашей книги.
Но ситуация может оказаться не такой удручающей, об этом говорит следующее. 28 июня 2002 года состоялась встреча председателя Правительства РФ М. Касьянова с ректорами высших учебных заведений. Существует протокол по итогам этой встречи под № МК-П8-22ПР (Москва, Российский союз ректоров). Предполагается разрешить образовательным учреждениям использовать самостоятельные средства, получаемые от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, и хранить их по усмотрению образовательного учреждения на счетах казначейства, банков и других кредитных организаций. Это, безусловно, развяжет руки руководителей образовательных учреждений. Казначейство будет контролировать, что очень правильно, но не будет абсурда, о котором, кстати, говорим не только мы, но и министр культуры М. Е. Швыдкой: «Проблема в том, что учреждением культуры начинает руководить работник казначейства. Например, девочка из районного казначейства, которая следит за расходованием средств Эрмитажа, может сказать: "Что-то вы много денег тратите на реконструкцию". А другая девочка из другого районного казначейства будет пенять директору театра: "Зачем вам на декорацию покупать итальянскую ткань? Купите что-нибудь попроще!" Этим скромным сотрудникам казначейства теперь вынуждены кланяться те, кто руководит учреждениями культуры, те, кто зарабатывает деньги на их достойное содержание. Какой уж тут творческий подход (курсив мой. — В. Ш.). Получается: с одной стороны, мы призываем проявлять инициативу в зарабатывании денег, с другой — говорим: ничего нельзя. Истинно по-русски!»4 Театральный монолог министра Швыдкого // Российская газета. 2001. 28 марта
Переход на платное обучение — а тенденция эта все более нарастает, ведь у государства нет средств — приведет к тому, что у России
отнимут будущее!
Есть надежда, что здравый смысл возобладает, будут созданы условия благоприятствования для плодотворного творчества как в образовании, так и науке, культуре и искусстве.
III. XX век Россия проиграла бездарнейшим образом; самое печальное заключено в том, что произошло это ценой огромных потерь и страданий народа. Но страдания, потрясения, как мы выяснили, — это некий рост души и духа, это путь творческого становления молодой нации, преображения, превращения нас из юношей-максималистов, шарахающихся из стороны в сторону, если не в мудрых, то хотя бы повзрослевших...
Кстати, ярким подтверждением мудрости Востока и моих взглядов, отстаивающих эту идею, является позиция Китая (прагматическая и одновременно мудрая) по отношению к иракской проблеме. Китайская дипломатия поступила в духе современного мировидения. Осудив позицию США, китайцы не вступили с ними в «перебранку», выяснение отношений. Сохранив свое достоинство и одновременно высказав свою позицию, они остались в дружеских отношениях с официальным Вашингтоном; во всяком случае, это позиция достаточного противника и партнера. И сейчас США вместе с Китаем будут решать проблему Северной Кореи, с Китаем, а не с нами... Вот он — истинно творческий подход в духе нашего времени.
Самое страшное заключено в том, что мы сами себя по всем параметрам жизнеустройства загнали в угол. Разрубить этот гордиев узел потребует неимоверных усилий, мобилизации всех творческих сил народа, каждого из нас. Именно творческих, потому что хаос, дезорганизация во всех сферах российской жизнедеятельности не знают границ. Только творческие, нестандартные подходы к решению этих архисложных задач могут помочь нам распутать клубок противоречий, созданный нами же.
Поэтому XXI век, во всяком случае его первая половина, пойдет под знаком творческого становления России. Развернув свой творческий потенциал, мы решим любые проблемы. Будем рассчитывать на лучшее, ведь «надежды юношей питают». Автор надеется, что эта книга, ее идеи явятся той крупицей, которая как эхо откликнется в душах других любящих Россию, а таких, думается, большинство. Мы всколыхнемся от неверия, спячки, безмолвия и сотворим чудо.
В этой связи непонятна позиция руководства страны. Ведь XX век в первую очередь, — разрушение внутреннего мира людей, в том числе нравственное разложение «поводырей» разных мастей. Прав В. Вернадский: «Крупные неудачи нашей власти — результат ослабления ее культурности».
Даже большевики, натворив много бед, понимали значимость культуры, науки, искусства, образования, а современные так называемые реформаторы поступают действительно как временщики, так как за остаточным финансированием вышеобозначенных сфер стоит корысть... Ведь с нравственности, высших проявлений человека, тем более русского, должны начинаться все российские преобразования. Это заложено в нашей ментальности (душе и духе). Сколько уже об этом говорится, а воз и ныне там... Если мы не всколыхнем народ, не создадим импульсы творческих порывов, не донесем образ того, чего мы хотим добиться, до каждого человека; если не преобразим внутренний мир наших людей, которые в советское время были «винтиками», исполнителями, а сейчас — рвачи или безмолвствующие, разочарованные во всем — балласт общества, то нас ждет впереди крах. Наш народ наполнен, переполнен творчеством; властям надо сделать немногое — поощрять, создавать условия благоприятствования для самовыражения уникальной русской творческости.
Наш путь, тем более в современных условиях, должен быть таким: от просвещенной России к процветающей. Творческие личности, а не бюрократия (надеюсь, это было убедительно аргументировано на страницах этой книги), должны быть выдвинуты на передний план. У творца идея, сам творческий процесс, а не выгода и корысть являются высшим мерилом, все остальное вторично; а у нас пока творчески одаренные люди находятся на задворках. К воспитанию творческой личности мы только еще подступаемся...
Символично, что завершение работы над книгой, написание заключения, совпало с проведением расширенного заседания Госсовета России по культуре. Наконец на самом высоком уровне прозвучало, что необходимо приоритетное развитие культуры. Отсутствие государственной концепции развития культуры, бережного отношения к ней, культуры в самом широком смысле — от бытовой до высших духовных проявлений — все эти проблемы в течение 3 часов обсуждали государственные деятели России во главе с Президентом В. В. Путиным и культурная элита России. Отрадно то, что основной доклад делал глава группы Госсовета по культуре наш губернатор Э. Э. Россель. То, что крупному хозяйственному и политическому деятелю доверили такую миссию, дорогого стоит; и Э. Э. Россель достойнейшим образом справился с поставленной задачей.
Просто невозможно было не коснуться этого эпохального для современной России события, так как мы много говорим на страницах нашей книги о том, что Россия культуроцентричная страна, что путь к процветанию России должен идти сверху от души, духа, культуры, творчества, а они, в свою очередь, должны пропитывать все капилляры жизнестроя России. В этом заключена одна из важнейших тайн загадочной русской души. Отрадно было слышать, что недоумение, высказанное мной выше, относительно недостаточного финансирования культуры, науки, искусства, образования, а также их вульгарная коммерциализация волнует и Президента, и государственных деятелей, и столпов культуры. Значит, у нас не все потеряно. Важно только, чтобы благими намерениями не была вымощена дорога в ад. Но здесь уже много будет зависеть от всех нас... В заключение еще раз отметим, что только просвещенная Россия может стать процветающей. Другого пути у нас нет.
Культура, в российской интерпретации — это, в первую очередь, «мы» (вместе). Но в современных условиях — это и «я» (врозь). Не дав свободного переливания одного в другое, что в нынешней России очень трудно осуществимо, так как пока «мы» и «я» взаимоисключающие, более того взаимоуничтожающие друг друга понятия, мы никогда не ликвидируем российский всеохватный раскол, не достигнем единения народа.
Уже само формулирование, провозглашение приоритета культуры на государственном уровне сближает оппозиции вместе (мы) и врозь (я). По существу, приоритеты культуры выливаются в некую доминанту. Я не хочу называть это национальной идеей, но это некая стратегическая направленность, объединяющая идея для нашей идеоцентричной страны.
В книге много paз было повторено, что XXI век — это эра Водолея, эра творчества, плюрализма, согласия. Это произойдет тогда, когда XXI век вновь синтезирует технику, технологию с искусством, ведь «techne» (греческое) и « ars» (латинское) в эпоху греческой античности и христианского Средневековья и искусство были тождественны, а «технология» в буквальном смысле означает «знание искусства». Тогда наука, религия, искусство перестанут молиться разным богам, так восстановится нарушенная связь времен.
Постмодернизм декларирует глубоко антиномичный характер нашего мышления, дихотомичность нашей жизни и из этого делает принципиально неправильный вывод, призывая к деконструкции, разрушению жизни и мышления; и на основе этого призывает к бесконечной игре, повторению, цитированию, иронии, рассматривая мир как игру.
Мы предлагаем, в связи с русской традицией, не разрушать, а синтезировать, превращать игру различий в творчество, в создание качественно нового, прогрессивного, преодолевая мировой энтропийный закон (мировую смерть). Наша концепция в духе русской соборности и восточного миропонимания, так как важна не оппозиция, а единение противоположных начал.
Включением творческих проявлений, которое в XX веке в России осуществлялось или насильственно или вульгарнейшим образом, многие наши пороки (как природные, ментально свойственные русской душе, так и благоприобретенные несуразностями и извращениями нашего социума) отомрут сами по себе. Народ поднимется на более высокий вдохновенный творческий уровень.
Только творчеством можно остановить нравственное падение, которое не знает границ, о чем сейчас трубят на каждом углу. Наконец откровенно начали говорить о безнравственности наших демократических, либеральных реформ...
Задействовав сущностные силы внутреннего мира человека, создав иной, творческий настрой души народа, мы сможем сделать достойной нашу жизнь.
В творчестве — спасение русского народа!
Таким образом, глобальный вызов времени — творчество, творческая личность в нашей многострадальной России в XXI веке приобретает еще
большую значимость.
О НАСУЩНОМ
10 февраля с.г. состоялось мое очередное выступление в связи с днем рождения Ф.И.Шаляпина в помещении РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
В предыдущем выпуске была опубликована программка вечера. Накануне выступления внес некоторые коррективы. Уменьшил на 12 минут телевизионную часть и на это же время увеличил концертную.
Перечисляю, что вошло в концертную часть в той последовательности, как это было на выступлении.
Перевод речи в пение
1.ВАРЛАМОВ ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ ( речь – пение оба куплета)
Пение
Из репертуара bel canto
2 КАЧЧИНИ АМАРИЛЛИС
3.КАЧЧИНИ АВЕ МАРИЯ
4.Шуберт АВЕ МАРИЯ
Русские романсы и песни
5.БОРОДИН ДЛЯ БЕРЕГОВ ОТЧИЗНЫ ДАЛЬНОЙ
6.ГЛИНКА В КРОВИ ГОРИТ ОГОНЬ ЖЕЛАНЬЯ…
7.ЧАЙКОВСКИЙ СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА
8.РАХМАНИНОВ ЗДЕСЬ ХОРОШО
9.БУЛАХОВ ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА!
.

10РУССКАЯ ПЕСНЯ АХ ТЫ, ДУШЕЧКА
11.УКРАИНСКАЯ ПЕСНЯ ЧОРНII БРОВИ, КАРII ОЧI

Эти выступления для меня очень важны по многим причинам. За эти 8 выступлений приобретен бесценный опыт пения на публике. Подготовка к каждому выступлению, само выступление и следующий за ним период в два –три дня всегда приводит к очень существенному скачку в голосе. Вот и сейчас такой большой скачок произошел. Во время пения начал ощущать в себе поющий раструб независимо от высоты тона. Почувствовал как на верхних нотах этот раструб становится еще больше и давление в нем увеличивается, но при минимальных усилиях. Это требует тонкой и точнойкоординация. Становится еще более ясной суть феномена Шаляпина. Здесь одно взаимосвязано с другим. Полнейший самоконтроль во время пения обеспечивается огромной предварительной работой над словом и образом (интонация). Повторюсь в сотый раз. Идея, мысль, слово, информация, интонация стоит на первом месте, а звукоизвлечение идет само собой за всем этим. В этом суть феномена Шаляпина. Вот об эту идею я и хотел довести до слушателей, опираясь на многие факты, как из жизни Шаляпина, так из иных источников, в том числе и научных.
Среди присутствующих был и мой коллега по университету, журналист Эдуард Кудрявцев. Он постоянно присутствует на этих вечерах и хорошо усвоил суть проблемы. Об этом я сужу по его статье Тайна феномена Шаляпина раскрыта. Эту статью я хочу помочь ему пристроить в какой-нибудь журнал. В следующем выпуске будет больше места и я ее опубликую.

Неожиданное письмо. Не указываю координат автора, чтобы сохранить инкогнито.

Из далекого...!

Здравствуйте, Владимир Павлович!!
Беспокоит вас пока не знакомый вам человек. Зовут меня, как
и вас, Владимиром. Долго не мог собраться с духом написать вам. Скажу
прямо и без преувеличения, что для меня Вы и ваша деятельность, как
свет в конце тоннеля. Вы только не смейтесь, сейчас я постараюсь все
вам, Владимир Павлович, объяснить.
Мне сейчас полных 21 год. 11 июля, как и вас, у меня день рождения!
Родом я из далекого города ... ....области (вы наверняка про
него знаете хотя бы из песен Пахмутовой:). После школы я учился на
лечебном факультете Медицинского Университета в нашем областном
центре. Учился... Проучился там до 4 курса и ушел... Многоточия пусть
не наводят вас на мысль, что я жалею об этом. Совсем нет! Просто,
прямо скажу, далеко не все люди вокруг понимают меня и поддерживают в
этом моем шаге. Может быть даже и вы, Владимир Павлович, не будете
меня по голове гладить за это:). Ведь на сколько я успел о вас узнать
за четыре года знакомства (рассылку вашу я очень люблю и ценю) вы -
человек прежде всего науки, а потом уже искусства (хотя я могу быть и
не прав). Ваш успех - это яркий пример того, как терпение,
последовательность и уверенность в своей правоте приводят к великим
результатам.
Узнав о вашей методике совершенно случайно из рассылке в интернете на
первом курсе лечфака, я стал практиковать ее. Тогда не ставил перед
собой определенных целей. Просто ради спортивного медицинского
интереса решил посмотреть, что из этого всего получится. Вот и
получилось! Не буду здесь приводить полный список всех изменений в
моем голосе - это далеко не самое главное. Суть в том, что эти занятия
стали первым толчком к изменению моего самосознания, не побоюсь этого
слова. Они заставили пересмотреть все аспекты моей жизни и, наконец,
спросить себя самого «Чем я собственно занимаюсь?». «Что такое
здоровье, а что такое болезнь?». «Кто такой врач и в чем истинный
смысл его деятельности?». В пределах нашей признанной западной
медицины я более менее внятных и удовлетворяющих меня ответов не
нашел. Может быть просто плохо искал! – скажете вы… но факт остается
фактом: этим летом мне пришлось расстаться с университетом и начать
искать истину в других сферах деятельности человечества. И вот сейчас,
в 2005 году, я уже нахожусь на много ближе к вам, Владимир Павлович,
чем прежде. Учусь в городе ....на вокальном отделении
консерватории. Хотел попасть в Питер, в ваш родной город, но не
получилось. Проучившись пол года в ...и многое для себя
расставив по местам, я понял, что мне крупно повезло с этим городом.
Человек я все-таки, как не крути, провинциальный и потому, лучшего
места для жизни мне не найти. А до Питера рукой подать – ночь езды на
поезде. Нам, сибирским людям, эти расстояния кажутся большим подаркомJ
Преподаватель по специальности у меня хороший. Главное его
достоинство в том, что его методика не идет в разрез с моими
взглядами. В общем, о моей новой жизни можно писать много и
утомительно. Скажу только, что после моего побега из ...на душе
у меня стало намного спокойнее. Спокойнее… но не до конца спокойно,
потому как ко всей моей счастливой жизни не хватало одного – общения с
вами. Проблем для этого нет, кроме одной. Маленькой. У меня пока не
появилось достаточных финансовых возможностей для исполнения желания
заниматься с вами. Извините меня, ВладимирПавлович,если я вас обидел
этими формальностями (общаться в нашей стране можно еще бесплатно), но
я привык за все платить. Когда расплачиваешься за что-либо, даже
необязательно деньгами, то больше в дальнейшем это что-то ценишь. И
вот в последней рассылке я увидел реальный шанс решить эту проблему.
Вы предлагаете открытые тренинги для подготовки тренерских кадров с
составлением долгосрочных контрактов. Владимир Петрович, я прошу вас
внести мою фамилию (... Владимир...) в список
претендентов. Возможность остановиться жить в Питере у меня есть.
Не хочу вас, Владимир Павлович, боле утомлять моими мыслями. Хочу
только пообещать вам, что в моем лице вы найдете умного,
восприимчивого и способного ученика.
Сейчас я пишу из ... Попасть на день рождения Федора Ивановича я,
к сожалению, никак не смогу. Надеюсь на скорейший отклик с вашей
стороны, Владимир Павлович. До свидания.

На это письмо я сразу же ответил и попросил позволения это письмо опубликовать. Оно многого стоит. Тут же родилась идея в новых подходах к обучению. Не у всех есть возможности участвовать в тренингах. Можно овладевать методикой и заочно, как это сделал Владимир. Но могу сказать, что это все же не типичный случай. Гораздо легче начать осваивать методику после даже одной консультации. Такой опыт однажды в Москве у меня был с одним политиком по просьбе Радислава Гандапаса. Там было трехчасовое занятие, после которого клиент долго с восторгом от полученного результата на прощание жал мне руку. Скажу, что даже после часовой практической консультации, вы будете знать, что надо делать, чтобы с голосом не было проблем. Поэтому, если будут такие желающие, то я могу приезжать в Москву на день раньше (в четверг) и проводить заранее оговоренные консультации. Это могут быть индивидуальные консультации или в мини-группах, территориально в центре Разумный Путь или в другом месте по согласованию с заказчиком. Попробовать можно 17.02.05.

В данный момент можно записаться у меня по эл.почте bageon@yandex.ru или по телефону (812) 113-78-47 моб. 8-911-973-05-25


Тренинги в Москве

В Москве буду утром 17.02.05. Днем с менеджерами буду обсуждать новые планы, возможно будут консультации, а вечером должен выступить в одном из московских ресторанов. Это выступление организовывает мой бывший ученик.
Тренинг состоится 18-20 февраля 2005. Группа от 6 до 8 человек. Семеро человек уже записались. Четверо сделали предоплату. Стоимость трехдневного 20-часового тренинга
«Голос и успех. Распетая речь» 300 евро. Скидка 50 евро при предоплате 50 евро в центр «Разумный путь» или мне на счет, который можно найти на моем сайте www.bagratid.com
Существенный момент. Кроме самоучителя участники тренинга получат диск с программой караоке, позволяющей регулировать высоту тона, ритм, включение и выключение мелодии и аккомпанемента и другие полезные функции. А также на диске будет более тысячи песен разных жанров и романсов, расклассифицированных более чем по 40 папкам. Практически это вся русская популярная музыка.
Возможно, это будет один из последних, если не последним подобным тренингом.
Одна из московских крупных компаний создала под мои тренинги отдельную фирму, которую возглавил мой недавний ученик Антон Мирошниченко. По это причине он уволился из SONY, что о многом говорит. На запуск проекта ему понадобится 1-2месяца. Если учесть, что московские тренинги у меня проходят в среднем 1 раз в полтора месяца, то мой прогноз достаточно реалистичен.
Что предполагается в дальнейшем? Будут корпоративные тренинги (закрытые для менеджеров крупных кампаний) и открытые для подготовки тренерских кадров. Это будет проходить несколько по иному, чем было.
Главное, будет производиться отбор, и составляться долгосрочный контракт. Ранее, этого не было.

Телефон центра "Разумный путь" 350-30-90

Будьте в Голосе!
Владимир Багрунов

 


 

 

 

 


почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com

архив рассылки: http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.psycho
Отписаться

В избранное