Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

TABLE align=center border=1 cellPadding=8 cellSpacing=1 width="700" bordercolor="#666666">

Скрытые резервы нашей психики

проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.

 

31 января 2005
Выпуск 75
«Вкладывайте ваши средства в самих себя и вы никогда не будете бедны» »
Из книги Орисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ»


В. Н.Шерстов
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Раздел III О ЖЕНСКОМ ОБРАЗЕ РОССИИ

ГЛАВА 2. ГАРМОНИЯ МУЖСКИХ И ЖЕНСКИХ НАЧАЛ — МОЩНЫЙ СТИМУЛ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

2.1. Биархат — будущее человечества

Рассматривая развитие человечества с точки зрения взаимодействия мужских и женских начал (Иньо Ян), нельзя пройти мимо идей Бахофена, Моргана, Фромма, Рюрикова и других исследователей. Важным является подчеркивание, особенно Бахофеном и Фроммом, значимости в человеческом существовании матриархата, женских начал: «Позитивный аспект — это чувство утверждения жизни, свободы и равенства, пронизывающее матриархальную структуру»1.Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1994. С. 40. 274
Синкретизм (неразделенность) человеческой сути, эволюция любви в становлении человека с приматом природного, генетического, выявление женских начал является основой существования человека в мире.
Конец XX века знаменовал собой поворот к женским началам (Инь); ценность самой жизни становится доминантой, основным человеческим благом.
На рубеже двух тысячелетий человечество доросло до понимания того, что творчество не альтернатива жизни, сути человека, а нечто, проистекающее из сути человека (из женской сути). Поэтому так важно само-творение этого мира (человечности), одухотворение его. Сакральные девизы становятся общечеловеческими, поэтому человеческая смиренность — это не покорность, но и не гордыня, которая губительна для мужской сути, а для женской — особенно.
Отрадно, что мировые религии (сакральное) и светское миропонимание в этом смыкаются. Это залог нашего прогресса. Возгордившийся человек и в творчестве, и в жизни терпит фиаско. А смирение, служение Богу, идее — залог неустанного восхождения. Это путь к резонансу со-гласия с творящим космосом, миром вокруг пас. В этом мире наше существование как бы запрограммировано (рождение — жизнь — смерть). Поэтому, видимо, правильнее будет воспринимать жизнь как благо, ниспосланное нам творящим космосом, а не как испытание, на которое мы обречены. Тогда из разрушителей, ниспровергателей мы превратимся в эволюционистов. В этом восприятии мира как блага и заложено этическое начало, оно преображает мир, ведя нас к красоте, прекрасному.
Если Фрейд рассматривал фиксацию на матери как сексуальное влечение ребенка, как проявление «инцестуозного» стремления, то Бахофен, за несколько десятилетий до Фрейда, указал на ведущую роль привязанности к матери в становлении ребенка: «Так как люди — дети природы, дети своих матерей, они равны, имеют одинаковые права и притязания <... > мать любит своих детей не за то, что один отвечает ее ожиданиям больше, чем другой, а потому, что они ее дети, и в этом качестве они все похожи и имеют права па любовь и заботу». 2 Цит. по: Фромм Э. Человеческая ситуация. С. 40
Бахофен также глубоко проанализировал значение роли отца в жизни ребенка. Материнская любовь обеспечивает корневую, природную взаимосвязь ребенка с миром, отцовская любовь как бы перехватывает эстафету матери. Отец занимается социальным воспитанием ребенка. Любовь матери безгранична, мать любит всех своих детей, но больше слабого, обездоленного, беспомощного. Отец же стремится, чтобы ребенок реализовался в этом мире, он должен как бы завоевать любовь отца своими успехами, послушанием, стремлением соответствовать отцовским ожиданиям.
Если Фрейд в своей концепции суперэго связывает развитие совести маленького мальчика только с образом отца, то Фромм считает, что есть не только отцовская, но и материнская совесть:
«...есть голос, повелевающий нам выполнять наш долг, и голос, который подсказывает нам любить и прощать и других и себя. <... > Отец внутри нас говорит: "ты должен делать это" или "это ты делать не должен". Если мы поступаем неверно, он бранит нас, а если действуем правильно, он нас хвалит. В то время как мать использует совершенно другой язык. Она как бы говорит: "твой отец правильно бранит тебя, но не воспринимай это слишком серьезно; что бы ты не делал, ты мой ребенок, я люблю тебя и прощаю тебя" <... > Голоса отца и матери говорят на разных языках»3. Фромм Э. Человеческая ситуация. С. 43. 276
Таким образом, существует тесная взаимосвязь между образами отца и матери в жизни ребенка, безусловно, их влияния переплетаются. Именно согласованность, диалог материнской и отцовской любви не позволяет проявиться отрицательным воздействиям. Так, чрезмерная привязанность к матери ведет к развитию инфантилизма, препятствует развитию индивидуальности, разума малыша. Еще сложнее взаимоотношения с отцом. Они постоянно находятся на грани между подчинением и бунтом, разрывом.
Противоречие, заложенное между отцовской и материнской совестью, принципом долга и принципом любви — фундаментальное свойство противоречивости человеческого существования. Человек постоянно стоит перед дилеммой: следовать ведению долга или призывам любви.
Связи мужского и женского (Ян и Инь) в мире человеческих взаимоотношений и взаимодействий, как и общение с меньшими нашими братьями (животными), покрыты тайной. Известно, что взаимопритяжения девочки к членам семьи мужского и женского пола совершенно иные, чем у мальчиков. Кошка и кот совершенно по-иному проявляют себя по отношению к хозяину и хозяйке, с мужчиной у них совершенно иные отношения, другие ритуалы (поглаживание, урчание и т. д.), чем с женщиной. То же самое можно сказать и о других животных в общении между собой и с миром.
Все это при равных условиях (доброе отношение, отсутствие причин к антипатии с обеих сторон) в том и другом случае происходит на глубинном, бессознательном уровне, определяется оппозиционностью в выстраивании целостного мира, запрограммированностью людей творящим космосом.
Пойдем еще дальше. Гегель считает: «Различие между мужчиной и женщиной таково же, как различие между животным и растением:
животное более соответствует характеру мужчины, растение больше — характеру женщины... »4 Гегель. Соч. М; Л., 1934. С. 198. 277

Проблемы поляризации мира, деления его на два противополож¬ных начала Восток и Запад в своей эволюции решали по-разному.
Восток поступил мудро. Он взаимопритяжение и взаимогталкивание противоположных начал издревле трактовал как части единого целого, естественно переходящие в свою противоположность. Поэтому в восточном представлении женское <->мужское (Инь <-> Ян) дополняют друг друга, единят мир.
У Запада же, особенно начиная с Аристотеля, с ускорением научно-технического прогресса, наблюдается перекос в мужское начало (патриархат).
Приливы и отливы, качание маятника в сторону мужских или женских начал (Ян и Инь) происходят следующим образом:
1. Демократические, либеральные преобразования в обществе — это время расцвета женских начал, античный мир, эпоха Возрождения, демократические тенденции XX века тому подтверждения. Диалог, согласие, плюрализм мнений, потепления отношений между государствами, сообществами, людьми характерны для этого времени.
2. Авторитарные, тоталитарные режимы ведут к примату мужских начал. В этой ситуации на второй план отодвигаются человечность, демократичность.
Думаю, здесь уместно напомнить еще раз, что лаской (женскими началами) и электрошоком (тиранией мужских начал) можно добиться одного результата, но при этом насилие патриархата лишает общество, человека вариантности, творческости — главных потенций всего живого на Земле.
В этом случае «правит балом» единоначалие, жесткость. Мпогоцветие мира сокращается до черно-белого варианта. Безусловно, несовершенный человеческий мир в своей эволюции не мог себе позволить роскоши диалога, равноправия Инь и Ян, за исключением Дальнего Востока. В третьем тысячелетии эта возможность представляется.
Мифилогизм древних — это пространственно-образность, ассоциативность мышления, единение с природой, окружающим миром, проникновение в него. Ярким подтверждением целостности, единения с природой, миром является исповедь индейского вождя. Его письмо к президенту США Ф. Пирсу подобно обращению мудреца к варвару:
«Где орел?
Президент в Вашингтоне посылает нам весть, что он хочет купить нашу землю. Но разве можно купить или продать небо? Тепло земли? Эта мысль нам чужда. Если мы не владеем свежим воздухом и искрящейся водой, как же можно их купить?
Каждая частица Земли священна для моего народа. Каждая блестящая сосновая иголка, каждый песчаный берег, каждый туман в темном лесу, каждая лужайка, каждое жужжащее насекомое. Все они святы в памяти и опыте моего народа. Мы знаем сок деревьев, как кровь, текущую в наших жилах. Мы — часть Земли, а она — часть нас. Пахучие цветы— наши сестры. Медведь, олень, великий орел — все они наши братья. Каменистые перевалы, нектар лужаек, тепло тела пони и человек — все принадлежат к одной семье.
Искрящаяся вода, текущая в ручьях и реках, не просто вода, но кровь наших предков. Если мы продадим вам землю, помните, что она священна. Каждое призрачное отражение в чистых водах озер рассказывает о событиях и воспоминаниях в жизни моего народа. Журчание воды — это голос отца моего отца.
Реки — наши братья. Они утоляют нашу жажду. Они несут наши каноэ и кормят наших детей. Поэтому вы должны относиться к рекам с такой же добротой, как к брату.
Мы знаем, что белый человек не понимает наших обычаев. Один участок земли похож для него на другой, ибо он — чужак, приходящий ночью и забирающий у земли, что ему надо. Земля — не брат ему, а враг, и, покорив ее, он идет дальше. Он оставляет могилы своих отцов и забывает место, где родились его дети.
В городах белого человека нет тихих уголков. Нет места, где можно услышать весенние листья или шуршание крыльев насекомых. Может быть, я не понимаю, потому что дикарь, но грохот лишь оскорбляет слух. И что остается в жизни, если человек не может слышать восхитительный вскрик водоворота или рассуждения лягушки ночью около пруда?
Если мы продадим вам землю, помните, что воздух для нас драгоценен, что воздух дает свой дух всей жизни, держащейся на нем. Ветер, давший нашему делу первое дыхание, принимает и его последний вздох. Поэтому, если мы продадим вам нашу землю, держите ее отдельно и неприкосновенно, и пусть она останется священной, как место, где человек может попробовать вкус ветра, напоенного луговыми цветами.
Вот что мы знаем: Земля не принадлежит человеку; это человек принадлежит Земле. Вот что мы знаем: все вещи взаимосвязаны, как кровь, объединяющая нас всех в одну семью. Будете ли вы учить ваших детей тому, чему мы учим своих? Что Земля — наша мать. Что ни выпадет на долю Земли, то выпадет и на долю человека. Не человек плетет паутину жизни, он лишь ниточка в ней. Что он сделает паутине, то он сделает и себе.
Когда последний краснокожий исчезнет вместе со своей дикой природной жизнью и его память будет лишь тенью облака, несущейся над прерией, будут ли еще существовать прибрежья и леса? Останется ли хоть что-нибудь от духа моего народа?
Даже белого человека не минует общая судьба. Мы знаем одно, и белый человек тоже поймет это однажды: наш Бог — один и тот же. Вы можете думать, что владеете им, как владеете этой землей; но это не в ваших силах. Это Бог людей, и его сострадание одинаково и для белых, и для краснокожих. Эта земля дорога ему, и приносить ей вред — значит громоздить презрение к ее Создателю.
Исчезнут и белые люди, может быть, раньше, чем наши племена. Если будете и дальше гадить в свою постель, то захлебнетесь в собственных нечистотах. Ваша судьба для нас тайна. Что будет, когда перебьют всех бизонов? Приручат всех диких лошадей? Что будет, когда все тайные уголки леса пропитаются запахом многих людей, а вид на округлые холмы испортят говорящие провода? Куда уйдет чаща? Она исчезнет! Где будет орел? Исчезнет! А каково распрощаться с быстрыми пони и охотой? Это будет конец жизни и начало выживания.
Мы любим эту Землю, как новорожденный любит биение сердца матери (курсив мой. — В. Ш.). Поэтому, если мы продадим вам нашу землю, любите ее, как мы ее любили. Заботьтесь о ней, как мы заботились. Сохраните память о том, какая она была, когда вы ее получили. И изо всех сил, со всем разумом и сердцем сохраните ее для своих детей и любите ее, как Бог любит всех нас.
Мы — часть земли, и вы тоже — часть земли. Эта Земля дорога нам. Но она дорога и вам. Мы знаем одно: есть только один Бог. Ни один человек, ни краснокожий, ни белый, не может существовать сам по себе. В конце концов, все мы братья»5.Цит. по: Налимов В. В. В поисках смыслов. М-, 1993. С. 166-167. 280
Так что не надо говорить о примитивизме древних, их убогости, стремлении выжить, это был совершенно другой мир, недеформированный, неискаженный, ведь осуществление взаимосвязи сердце<->правое полушарие <-> левое полушарие<-> творящий космос через со-резонанс с природой, окружающим миром — главное предназначение человека на Земле. Как только человек «ударяется» в левополушарный уклон, отрывается от гармонии левого и правого полушарий, он стандартизируется, «рационализируется», теряет человеческий облик.
Творящий космос с рождением каждого нового человеческого существа как бы показывает естество человеческих проявлений. Становление ребенка моделирует эволюцию древних, демонстрируя, каким путем надо было бы идти человечеству. Отчуждение от Земли, друг от друга, от самого себя губительно для человека — напоминает нам индейский вождь.
И, наконец, последнее в этой связи. С точки зрения синергетики, идей самоорганизации, происходит все большее усложнение системного взаимодействия в организации общества, процессов жизнедеятельности, внутреннего мира человека. А чем сложнее, многовариантнее система, тем она менее стабильна и устойчива. Развитие человечества показывает, что прорывы к новому, запредельному, потеря корней чреваты катастрофами.
В определенном смысле в первобытном обществе, в со-обществс менее далеких наших предков (ведь письмо индейского вождя было написано и 1854 году) системное взаимодействие было более простым, но более стабильным, другими словами, меньше подверженным катастрофам, заблуждениям, падениям.
И человечество в своем развитии будет всегда балансировать между стремлением войти в запредельное, трансцендентное и надеждой не потерять связи с прошлым, своих корней, фундамента.
Мифологизм, таким образом, это путь к творческости (креативности). Россия — креативная страна — находится в течение многих веков в некоем подвешенном состоянии:
1) по своему складу предрасположена к творчеству (несет женский образ), но постоянно пребывает в конфликте с навязываемыми мужскими началами;
2) «раздираема» Востоком и Западом;
3) правители вынуждены были (чтобы не погибнуть) «насиловать» народ;
4) мы молоды в сравнении с Востоком, которому 6-8 тысячелетий; Западу — 3-4 тысячелетия, нам же не более 1,5 тыс. лет.
Образно говоря, Восток — 60-80-летний старец, Запад — 30-40-летний энергичный молодой человек, мы же представляем собой девицу 15-18 лет, переходного возраста.
Мпогонаправлепная конфликтность, с одной стороны, была тормозом развития России, а с другой стороны, что мы отмечали многократно, явилась той «вольтовой дугой», катализатором, разжигающим в нас творческость, внутреннюю противоречивость, неуспокоенность, глубину чувств, созерцательность, интуицию. Это позволило России к началу XX века выйти на передовые рубежи в духовно-душевном развитии и, несмотря на последующие катаклизмы (революция, войны), в 60-70-е годы то же самое сделать в науке, технике, образовании.
А если рассматривать наше время раздрая с глобальной точки зрения, то эти шараханья из одной крайности в другую — ошибки некоего андрогина (ни юноши, ни девушки 15-18 лет), неопностью — большими пороками, но от этого вызывающего еще большую симпатию, сочувствие.
Таким образом, автор может с полной уверенностью заявить, что мир древних был объят материнским, творческим началом, можно говорить о матриархате, и даже о биархате того времени, т. е. гармонии женских и мужских начал.
Древние постоянно творили. Прорывы в запредельное были естественным их состоянием. Превращение камня в орудия труда, охоты и т. д. для древних было великим открытием. Их творчество созвучно творчеству современных креативов. Ритуалы, амулеты, суеверия, тайны общения с миром единят их.
Но как только человек, человеческое сообщество отрываются от своих корней, материнских начал, т. е. как только аура бессознательного спадает с наших плеч, мы становимся «кастрированными», лишенными творческой потенциальности. Мы не то что создавать новое, но даже качественно тиражировать уже созданное не можем. Патриархат, опираясь на сознание, прагматизм, постоянно вульгаризируя научно-технический прогресс, лишает его соков творчества, женских начал — неосознаваемого, ассоциативного, воображаемого, вдохновенного, мифологичного.
Вообще, человеческая эволюция показала, что процесс единения Инь и Ян носит двунаправленный характер:
1) познание себя (общества, страны, личности) через идентичное, подобное, тождественное;
2) стремление к противоположному, недостающему, дополнитель¬ному.


О дальнейших планах
Подходит к концу знакомство с книгой В.Н.Шерстова. Еще 3 выпуска, а далее предстоит интересный и долгий путь по работе с самым выдающимся достижением человечества в мире литературы романом в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Эту работу я веду с начала 2004 года в результате общения с Натальей Сергеевной Черкасовой 1 января 2004 года. Это общение всколыхнуло все то, что я знал ранее о Пушкине. В первую очередь я вспомнил высказывания Шаляпина, о том, что засыпать нужно с Пушкиным под подушкой. Все это осталось бы где-то в подсознании, если бы не живой пример, который поразителен для меня. Наталья Сергеевна 1920 года рождения, сверстница моей мамы, которая 8 лет назад покинула этот мир. Наталья Сергеевна же и тогда и сейчас (в новогодние праздники мне удалось запечатлеть ее на видео, где она наизусть читает одну из сказок Пушкина и рассказывает один удивительный эпизод, очень психологически ценный, об этом в другой раз) выглядит просто изумительно. Я это во многом отношу к ее знанию наизусть с детских лет «Евгения Онегина».
Вот уже год, как я сам практикую это полезное во всех отношениях дело. На сегодняшний день выучил две главы. Уже давно обратил внимание, что это очень полезно для голоса. В самое последнее время, я ощущаю речевой голос в «Евгении Онегине», почти, как певческий. Знаменитая фраза Шаляпина «Говорить, как петь. Петь, как говорить» полна глубочайшего смысла и я это ощущаю сейчас и в речи и в пении.
Поэтому всех вас призываю последовать моему примеру. Ученик, отзыв которого я недавно публиковал в рассылке «Голос и успех» последовал моему примеру и очень рад этому.

Приведу и здесь этот отзыв.

Я Ф.Х. (паспортные данные) прошел обучение у Багрунова В.П. в количестве 16 занятий с 9 сентября по 19 января.
В моем голосе произошли следующие изменения
- могу говорить часами, не уставая
- после громкой речи не устает горло
- могу подбирать любую интонацию и для выражения ее мне не надо напрягаться
- очень качественно оказываю влияние на женщин доверительным голосом.
Как сказала одна моя знакомая – «Я просто млею от твоего голоса, ты действуешь, как удав на кролика. Я слышу только голос. Я не слышу смысла слов».
- Могу выступать в аудитории, и слушатели меня очень благосклонно слушают.
- С удовольствием иногда напеваю песни, общее настроение улучшилось.

19 января 2005. Подпись.
Этот ученик, в самом деле, в результате занятий не только значительно улучшил свой голос, но и на личном фронте преуспел. В ноябре он познакомился с девушкой, а 15 января 2005 у них состоялась свадьба. Сам он рассказывал, что девушка сразу выделила его голос, и это и явилось главной предпосылкой их знакомства. Еще добавлю, что и внешне он сильно изменился в лучшую сторону.

Тренинги в Москве
Дата ближайшего тренинга определена. Это будет 18-20 февраля 2005
Группа от 6 до 8 человек. Пятеро человек уже записались. Двое сделали предоплату. Стоимость трехдневного 20-часового тренинга
«Голос и успех. Распетая речь» 300 евро. Скидка 50 евро при предоплате 50 евро в центр «Разумный путь» или мне на счет, который можно найти на моем сайте www.bagratid.com
Существенный момент. Кроме самоучителя участники тренинга получат диск с программой караоке, позволяющей регулировать высоту тона, ритм, включение и выключение мелодии и аккомпанемента и другие полезные функции. А также на диске будет более тысячи песен разных жанров и романсов, расклассифицированных более чем по 40 папкам. Практически это вся русская популярная музыка.
Возможно, это будет один из последних, если не последним подобным тренингом.
Одна из московских крупных компаний создала под мои тренинги отдельную фирму, которую возглавил мой недавний ученик Антон Мирошниченко. По это причине он уволился из SONY, что о многом говорит. На запуск проекта ему понадобится 1-2месяца. Если учесть, что московские тренинги у меня проходят в среднем 1 раз в полтора месяца, то мой прогноз достаточно реалистичен.
Что предполагается в дальнейшем? Будут корпоративные тренинги (закрытые для менеджеров крупных кампаний) и открытые для подготовки тренерских кадров. Это будет проходить несколько по иному, чем было.
Главное, будет производиться отбор, и составляться долгосрочный контракт. Ранее, этого не было.

Добавлю к этому, что предложения к сотрудничеству уже пошли.

Будьте в Голосе!
Владимир Багрунов

 


 

 

 

 


почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com

архив рассылки: http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.psycho
Отписаться

В избранное