Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Методика Полного Освобождения" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скрытые резервы нашей психики
Информационный Канал Subscribe.Ru |
СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.
Проект www.bagratid.com |
Ведущий Багрунов В.П. |
03.05.04. Выпуск 39
«Самое лучшее воспитание на свете – это то, которое
приобретается борьбой за существование ».
Глава VIII «Самопомощь». Из книги Морисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ».
Этот выпуск готовится за сутки до выезда в Москву,
а там, в районе 17-18 часов, самолетом в Египет, родину ГОЛОСА-ЛОГОСА.
Накануне 30 апреля последним 175 выпуском завершилась моя рассылка «Голос
и успех. Три секрета настройки голоса». Адрес ее в интернете http://subscribe.ru/archive/job.education.voice
Закрытие ее я приурочил к числу 33. 30 июля 2001 года, ровно 33 месяца
назад появился первый подписчик на мою рассылку, которого ждет по этому
случаю подарок. На 30 апреля 2004 года подписчиков было 3619 человек.
Этой рассылке я обязан по сути дела, моим дальнейшим продвижениям по
всем направлениям. Эстафетная палочка передана этой рассылке.
Вернемся к обещанному продолжению публикации материалов об одном из
самых гармоничных представителей человечества, к чемпиону мира по шахматам
Эм. Ласкеру. Напомню, что на шахматы он смотрел, как на наилучшую модель
жизни. Именно поэтому я призываю всех родителей дать возможность своим
детям обучаться игре в шахматы. Это пригодиться в жизни.
Я сам на себе все это проверил, как впрочем, и многие, многие другие.
Альберт Эйнштейн Предисловие к книге д-ра Й. Ханнака «Эмануил Ласкер. Биография чемпиона мира»
Эмануил Ласкер несомненно был одним из самых интересных
людей, с которыми мне довелось познакомиться в последние годы. Мы должны
благодарить того, кто познакомил современников и будущие поколения с
его биографией.
Мало у кого можно найти столь исключительное, как у Ласкера, сочетание
независимости личности с горячим интересом ко всем крупным проблемам
человечества. Сам я не шахматист и поэтому не могу судить о силе его
мышления в той сфере, где она проявилась в наивысшей степени,— в шахматах.
Я должен даже признаться, что мне чужды присущие этой игре формы подавления
интеллекта и дух конкурентности.
Я встретился с Лзскером в доме моего старого друга Александра Московски,
и мы близко познакомились, обмениваясь мнениями и обсуждая различные
проблемы во время совместных прогулок. Не раз в наших беседах мне принадлежала
роль слушателя, ибо творческой натуре Ласкера было более свойственно
излагать свои собственные идеи, нежели воспринимать чужие.
Несмотря на его жизнеутверждающее мировоззрение, я находил в его личности
трагическне черты. Необычайная мощь его ума, без которой нельзя быть
шахматистом, всегда была связана с шахматами, и дух этой игры доминировал,
даже когда речь шла о философских или общечеловеческих проблемах.
И все же мне казалось, что шахматы для него были скорее средством существования,
нежели смыслом жизни. Подлинные его интересы были связаны с проникновением
в науку, в красоту ее логических построений, красоту, покоряющую всякого,
кто хоть раз испытал ее воздействие.
Материальное благосостояние Спинозы и его независимость базировались
на шлифовке оптических стекол; в жизни Ласкера аналогичную роль играли
шахматы. Но судьба Спинозы была счастливей, ибо его профессия оставляла
свободным разум, тогда как шахматы столь прочно захватывают интеллект
мастера, что его свобода и независимость не могут остаться незатронутыми.
К такому выводу я пришел, беседуя с Ласкером и читая его философские
книги. Из них более других заинтересовала меня «Философия бесконечности»
— работа не только очень оригинальная, но и рисующая личность Ласкера
во всей ее полноте.
Настало время пояснить, почему я ни устно, ни в печати не пытался опровергнуть
критические замечания по поводу теории относительности (специальной).
Я должен кое-что сказать об этом, поскольку в этой биографии можно прочесть
некоторую критику в мой адрес, а именно в том месте, где упоминается
философская монография Ласкера. Его острый, аналитический ум сразу установил,
что краеугольным камнем всей теории относительности является постоянство
скорости света (в пустом пространстве). Он ясно видел, что, как только
принят постулат постоянства скорости света, относительность времени
становится бесспорной, а это ему совсем не нравилось. Что же делать?
Он попытался следовать примеру Александра Великого, который разрубил
гордиев узел. Пытаясь разрубить проблему относительности, Ласкер высказал
следующую идею:
«Никто не располагает непосредственной информацией о скорости света
в пустом пространстве. Даже межзвездное пространство содержит некоторое,
пусть минимальное, количество материи, это относится также и к вакууму,
который люди в меру своих сил искусственно создают путем откачки воздуха.
Кто же вправе отрицать, что в абсолютно пустом пространстве скорость
света может быть бесконечной?»
На этот довод можно ответить примерно так: «Вполне справедливо, что
никто не располагает непосредственной экспериментальной информацией
о том, как распространяется свет в абсолютно пустом пространстве. Но
вместе с тем невозможно построить разумную теорию света, которая допускала
бы, что наличие в пространстве минимального количества материи сколько-нибудь
существенно влияет на скорость распространения света. Пока не сформирована
такая теория, согласная с наблюдениями явлений оптики в п о ч т и пустом
пространстве, ни один физик не примет предложенного ему способа развязывания
гордиева узла и подождет, пока будет найден истинный способ. Мораль?
«Сильный разум не может заменить искусных пальцев» (Смысл этого афоризма
в том, что блестящая идея не компенсирует слабость доводов).
Однако мне очень нравится стремление Ласкера к независимости, к самоутверждению
— столь редкое качество в поколении, где почти все интеллигенты принадлежат
к категории приспособленцев.
Я рад, что читатели этого жизнеописания получат информацию о Ласкере,
который был сильной личностью и вместе с тем мягким и дружелюбным человеком.
Что касается меня, то я буду благодарен этому неутомимому, независимому
и скромному человеку за содержательные беседы, которые он мне подарил.
Подпись Энштейна.
Принстон, октябрь 1952 г.
Эйнштейн подметил такие нюансы в характере Ласкера, о которых мы никогда
не смогли бы узнать иным путем. Его неожиданная и тонкая аналогия со
Спинозой многое объясняет в жизненной стратегии Ласкера. О Спинозе известно,
что, оставшись после «великого отлучения и проклятия» еврейской общиной
без средств к существованию, он стал изготовлять различные оптические
стекла. Имея серьезную теоретическую подготовку в области математики
и физики, Спиноза быстро овладел искусством шлифовки линз, которые отличались
высоким качеством и охотно покупались.
То же можно сказать и о шахматных изделиях Ласкера: будучи великолепно
отшлифованы, они отличались высоким качеством и охотно покупались. В
какой другой сфере он мог бы получать по 500 рублей за партию, то есть
за один день работы, как это было на турнире в Петербурге? Кто заплатил
бы ему 11000 долларов за трехнедельный матч на первенство мира в Гаване?..
Эйнштейн — великий прозорливец — сумел разглядеть никем не замеченные
трагические черты в душевном облике Ласкера, увидел он и стремление
Ласкера моделировать шахматным кодом конфликтные жизненные ситуации
— психологические и общечеловеческие. Если бы Ласкер раньше вступил
на эту дорогу и двигался по ней с присущей ему активностью, он, возможно,
пришел бы к крупным открытиям, аналогичным тем, которые позднее были
сделаны основателями теории игр.
Что же касается «полемики» Ласкера с Эйнштейном, то эта поистине необычайная
дуэль напоминает своим рисунком известную библейскую тему, неясно лишь,
кто здесь Давид и кто Голиаф.
Шахматист подверг сомнению основной постулат специальной теории относительности,
выдвинутой величайшим физиком всех времен! Более того, он защищал свой
тезис в Математическом обществе против 14 оппонентов. Правда, Эйнштейн
не был в их числе (он при жизни Ласкера не вступал с ним в открытые
дискуссии, так как ему были чужды любые формы подавления интеллекта).
Но когда в книге д-ра Ханнака проскользнули критические замечания, высказанные
Ласкером по поводу постоянства скорости света, Эйнштейн решил раскрыть
сущность своих доводов. Иначе читатель мог бы, чего доброго, подумать,
что Эйнштейн согласен с Ласкером.
Слабость позиции Ласкера Эйнштейн разъясняет примерно так.
Если принять гипотезу об увеличении скорости света в абсолютно пустом
пространстве, то надо показать, по какой траектории она возрастает по
мере уменьшения количества материи. Если согласиться с тем, что скорость
остается постоянной, пока в пространстве остается хоть сколько-нибудь
материи, а после удаления из него последней молекулы (атома? электрона?)
сразу происходит прыжок в бесконечность, то невозможно сформировать
теорию света, согласующуюся с многочисленными наблюдениями и реальными
фактами...
Эйнштейн, как бы между прочим (в скобках), высказывает тончайшее психологическое
замечание. Оказывается, Ласкеру совсем не нравилось постоянство скорости
света! И поскольку это ему было не по душе, следовательно, он считал
себя вправе бороться и опровергать! Мятежный дух Ласкера не хотел смириться
с априорной невозможностью полного познания вселенной.
Писатели-фантасты давно уже отказались от этого ограничения, хотя они
не в силах даже вообразить, каким может быть механизм сверхсветовых
скоростей. А Ласкер вступил в открытый бой за свою мечту, за мечту человечества,
хотя и понимал неизбежность поражения.
ВОСПИТАНИЕ ХАРАКТЕРА
Характер личности в значительной мере определяется генетической информацией.
Вместе с тем многие черты характера складываются в детстве и юности
под влиянием среды, прежде всего семьи, социальной группы, к которой
принадлежит человек, города, где он живет. Именно с этих позиций для
нас интересна среда, окружавшая Ласкера в дни его становления как личности.
Эмануил Ласкер родился 24 декабря 1868 года в небольшом городке Берлинхене
(ныне Берлинек в Польше) в провинции Бранденбург, неподалеку от тогдашней
прусско-русской границы.
Среди семи тысяч жителей этого городка были немцы, поляки, евреи. Глава
многодетной семьи Адольф Ласкер, человек добрый, но не практичный, был
кантором местной синагоги — должность не очень престижная и совсем малодоходная.
Он и его жена жили мечтой дать образование сыновьям — старшему Бертольду
и младшему Эмануилу. Образование? Для него нужно найти ключик, если
не золотой, то хотя бы серебряный. Где же сыщет этот ключик бедная семья
Ласкеров?
Многие стремились пробить себе дорогу... Но как? На каждую семью в Берлинхене
было одно рабочее место, которое передавалось по наследству. Если отец
портной, то один и только один из сыновей будет портным, а одна из дочерей,
если, конечно, она «добрая госпожа» (то есть хорошая хозяйка) и хороша
собой, может рассчитывать на жениха, другим детям в Берлинхене делать
нечего.
И все же, собрав с помощью деда — раввина из соседнего городка — кое-какие
деньги, Адольф Ласкер отправил старшего сына учиться в Берлин. Бертольд—
юноша многосторонне одаренный, сыгравший столь важную роль в жизни своего
младшего брата,— жил там впроголодь, давал грошовые уроки, годами носил
одну пару ботинок, но упорно шел к своей цели, показывая Эмануилу пример
настойчивости и стремления к знаниям. В числе многих талантов Бертольда
было умение играть в шахматы и в карты.
И надо же было случиться, что две пожилые дамы, открыв небольшое кафе,
пригласили Бертольда для привлечения посетителей быть, так сказать,
«спарринг-партнером» для всех желающих сыграть в шахматы или в «скат»
— модную в то время карточную игру. Заработок Бертольда в хорошие дни
достигал целой марки (на русские деньги — около 50 копеек), и слух о
столь сказочных заработках, разумеется, дошел до Берлинхена. Семейный
совет постановил отправить в Берлин и младшего сына, которому теперь
его брат должен был оказывать помощь и покровительство.
Эмануил отличался необычайными способностями к математике. Семейное
предание гласит, что восьмилетний мальчик в уме перемножал двузначные
числа... В Берлине он был принят в школу на два класса выше его однолеток.
Еще одна случайность, и Эмануил сделал первый шаг по дороге, которая
привела его впоследствии к вершинам славы. Он заболел, и Бертольд, чтобы
развлечь мальчика, научил его правилам шахматной игры и даже дал какую-то
шахматную книгу. Эмануил быстро усвоил правила, а выздоровев, начал
ходить в кафе, «подшефное» Бертольду. Там он проводил целые вечера,
следя за игрой, а быть может, пытался и сам сыграть. Когда это стало
известно в Берлинхене, родители, опасаясь вредного влияния шахмат на
обучение мальчика, предписали Бертольду перевести Эмануила в школу,
расположенную в другом конце Берлина. Но Каисса не могла допустить,
чтобы Ласкер был отстранен от шахмат, и волею судьбы вышло так, что
руководителем новой школы (реальная гимназия с основными предметами
— математика, английский, французский) оказался профессор Кевитц — президент
и чемпион местного шахматного клуба.
Нередко между юным Ласкером и Кевитцем происходили такие диалоги:
— Не хотите ли, герр Кевитц, сыграть со мной партию в шахматы?
— Делу время, потехе час. Сначала сделай уроки.
Профессор ставил математику на первое место. Но все же
не препятствовал юноше ходить в кафе и подрабатывать одну-две марки
на покупку книг, а чаще—на ужин.
Кевитц сохранил для шахматного мира и впоследствии опубликовал задание
по математике, предложенное в 1888 году выпускникам его гимназии, и
в их числе Эмануилу:
1. Найти наибольший конус, вписанный в сферу, и наименьший конус, описанный
около сферы.
2. Найти общие касательные к эллипсу и концентрической гиперболе с одинаковой
длиной осей.
3. Построить и тригонометрически решить треугольник с основанием с=273,
высотой h = 156; разность двух других сторон а — b =91.
Кевитц свидетельствует, что всем учащимся понадобилось коколо 5 часов,
чтобы справиться с заданием, наиболее трудным из всех, предлагавшихся
за |последние годы, тогда как Ласкер выполнил его за 2 часа. По просьбе
Эмапуила профессор дал ему дополнительное задание по анализу циклоиды
Диоклеса (х3+рх = q), которое также было выполнено.
В период обучения Ласкер совершенствовался в шахматной игре и, вероятно,
заменял своего брата в кафе (где, судя по всему,
приходилось ему играть и в карты). Ставки были невелики, но от результатов
зависела возможность сегодня поужинать, завтра купить учебник, а может,
если посчастливится, накопить денег на ботинки. Не отсюда ли привычка
будущего чемпиона мира играть каждую партию с предельным напряжением
сил, со стремлением выиграть во что бы то ни стало? Впоследствии Ласкер
в турнирах и матчах будет играть каждую партию так, будто это единственная
н самая важная партия в его жизни.
При игре на ставку строго соблюдалось правило «тронул — ходи», а сделанный
ход— будь то прямая подставка или грубейший зевок — никогда не разрешалось
взять обратно. Отсюда чувство ответственности не только за партию в
целом, но и за каждый отдельный ход. В партиях даже лучших мастеров
начала нашего века мы порой встречаем грубейшие просмотры, тогда как
у молодого Ласкера они крайне редки. Трудно вспомнить хотя бы один его
«зевок», разве что против Бернштейна в Петербурге (1914), да и тот был
просчетом на 3-м ходу после начала ошибочной комбинации...
В кафе попадались разные партнеры: одни заходили развлечься, имея возможность
заплатить 50 пфеннигов или даже целую марку за удовольствие сыграть
несколько партий, другие — более сильные — сами хотели выиграть, третьи
просили фору — пешку и ход, коня, а то и целую ладью.
Надо было серьезно и внимательно относиться к каждому партнеру, так
как по внешнему виду не сразу угадаешь, кто есть кто. Нельзя позволить
себе играть спустя рукава, иначе уплывут из рук столь драгоценные пфенниги.
Кто знает, может быть, уже тогда у Ласкера зародилось стремление понять
своего партнера, проникнуть в его внутренний мир, предугадать манеру
игры, склонности, сильные и слабые стороны... Сегодня в теории конфликтующих
структур это называется «интроекция» — проникновение в замыслы противника,
взгляд на арену борьбы не только своими, но и его глазами, двусторонняя
оценка позиций — шахматных и жизненных; отсюда — выбор своей стратегии
и тактики с учетом вероятного поведения партнера, его психологического
склада.
Все больше втягиваясь в колдовской мир шахматного искусства, Ласкер
не прекращал занятий математикой и по логике своего интеллектуального
развития должен был заинтересоваться философией. Многообразие интересов,
широкий диапазон — эти черты сохранились у Ласкера на всю жизнь. Он
строил свою жизненную стратегию по модели сеанса одновременной игры
на многих досках — шахматы, математика, философия, карты, общая теория
игр и даже... драматургия. Поэтому его «позиция» в условиях тяжелой
жизненной борьбы обладала несколькими точками опоры, была устойчива,
позволяла сохранять равновесие даже в периоды тяжелых кризисов, когда
другие мастера, балансировавшие лишь на одной точке опоры — на шахматах,
погибали, подобно Шлехтеру, Шпильману, Тейхману, Барделебену и многим
другим.
Вместе с тем Ласкер не разбрасывался и в каждый данный период все силы
отдавал достижению одной, главной цели. Ласкер был честолюбив, но не
тщеславен, он стремился к славе и к материальному благополучию, он хотел
иметь семью, а для этого нужно было завоевать известное положение в
обществе. Впечатления детства в Берлинхене никогда не были им забыты,
а накопленный опыт в Берлине учил его, что путь к вершине долог и суров,
связан с лишениями и требует далекого расчета. Надо избрать дорогу —
пусть длинную, но не безнадежную и двигаться по ней, опираясь на свой
талант и собрав в кулак всю силу и волю. Впоследствии Ласкер скажет:
«Верь, что возможность достигнуть цели реальна. И если после многих
попыток ты не нашел дорогу, - продолжай искать».
Продолжение следует.
Маленький комментарий. Мои наблюдения за современными
шахматистами.
Если попытаться в самом сжатом виде выразить суть современных шахмат,
то можно сказать, что в настоящее время профессиональные шахматы – это
СИЗИФОВ ТРУД. Заработки большинства современных гроссмейстеров, не говоря
уже о мастерах, ничтожны в сравнении с временными и интеллектуальными
затратами на них. Исключения человек не более 50 на весь шахматный мир.
Никто специально не посчитывал, сколько в мире профессиональных шахматистов.
К профессионалам надо отнести в первую очередь тренеров, затем судей
международной категории, и, наконец, профессиональных игроков разъезжающих
по турнирам с надеждой выиграть какой-либо приз. Основная масса профессиональных
шахматистов - это тренеры. Официальный заработок – нищенский и поэтому
они бьются как рыба головой о лед, в поисках учеников. В тренеры идут
шахматисты, мечтавшие в юности о карьере игрока, но из-за отсутствия
истинного таланта не достигшие мечты. Поскольку ничему научиться не
смогли, то пошли в тренеры. Чаще всего и тренеры из них – никудышные.
В нашей стране, я предполагаю, наберется с десяток тысяч тренеров-неудачников.
Значительно меньше профессиональных судей. Их человек 50 не более. Примерно
такого же порядка
число профессиональных шахматистов, из которых человек 10 могут быть
довольны свой судьбой. Остальные живут в постоянном стрессе: это бесконечные
разъезды и борьба за кусок хлеба. Поэтому надо с самого начала настраиваться
на любительский статус. Получать надежную специальность, иметь надежный
кусок хлеба, желательно с маслом и получать удовольствие от самого процесса
игры. Для этого надо в детстве позаниматься от 3-х до 7 лет.
Достичь уровня 1 разряда или кандидата в мастера, что разовьет ценнейшие
качества интеллекта, закалит характер и волю, т.е. позволит войти в
самостоятельную жизнь не каким-то увальнем, а умеющим ставить цели и
добиваться их реализации. Для меня, начавшего самостоятельную жизнь
в 15 лет шахматы оказались просто бесценными. Возможно, без них я просто
не выжил бы в тех ситуациях, куда бросала меня жизнь с 15 до 19 лет.
А сейчас для меня шахматы – прекрасное развлечение и практически бесплатное.
Все игорные дома, вместе взятые, и близко не могут сравниться с тем,
что дают шахматы на уровне кандидата в мастера, который преодолевается
в детстве за 5-7 лет занятий. Все это надо знать родителям и делать
соответствующие выводы.
Москва. Ближайший тренинг 11-13 июня. 1 ряд - 300 евро.2 ряд-150 евро.
Предоплата 3500 руб. до 1 июня. Запись и справки по тел.(095) 350-30-90.
Будьте
в Голосе! Владимир Багрунов.
Архив рассылки http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||