С большим интересом читаю Ваши ответы как на семейные жалобы, так и на производственные. Советы Вы даете хорошие, особенно если учесть неполноту информации, неизбежную при заочной переписке.
Написать меня подтолкнула дискуссия о том, как отказать начальнику в выполнении несвойственных для данной должности функций.
Почему подтолкнула? Потому что я как частное лицо, бывает, страдаю от некорректных отказов, и потому, что как консультант я знаю изнанку этой проблемы - со стороны начальника. Можно я пойду по порядку?
Человеческая сторона дела.
Отказ, ИМХО, неприятен, когда он слишком прямолинеен и не сопровождается встречными шагами или любой другой демонстрацией доброй воли. Например, у меня есть занятая подруга, которая может категорично отказаться от встречи без объяснения причин - и после этого встречаться с ней не тянет очень долго. И есть другая, которая отказ сопровождает дополнением "Но вот в другой день (говорит, в какой) у меня есть пара часов... Ты сможешь?"
Начальник, между прочим, тоже человек, к тому же несущий значительно большую ответственность, чем его подчиненные, вместе взятые; для него демонстрация встречной доброй воли принципиально важна.
Организационная сторона дела.
Когда Лидия утверждала, что не на всех предприятиях есть HR или психолог, она была абсолютно права. Больше того: подавляющее большинство предприятий в любой экономике - это совсем маленькие, крошечные предприятия с численностью сотрудников до 50 человек, когда руководитель всех знает лично и в HR как в должности не нуждается. Да и средств для этой работы ему жалко - хоть, может, и смысл в этих расходах был бы. Отличительной особенностью этих предприятий (с позиций обсуждаемой проблемы)
являются (1) совмещение функций, когда один сотрудник, по сути, занимает несколько должностей, и (2) "плавающие" бизнес-процессы, которые недостаточно жестко привязаны к исполнителям. Брать на каждую функцию отдельного человека - слишком накладно. Да и держать людей на неполной загрузке - значит в известной степени их развращать. Кстати, научиться в таких компаниях именно за счет совмещения функций и близости к управлению можно гораздо большему, чем в крупных.
Оплата труда.
Вопрос о дополнительной нагрузке - это, в конечном счете, вопрос о сочетании работы и вознаграждения за нее. Работодатель, если сотрудник находится на окладе, психологически - да и экономически, ведь это оклад! - всегда покупает его рабочее время. И если сотрудник в состоянии по времени выполнить поручаемую ему работу, отказ с позиций карьеры и вообще работы под руководством данного человека неразумен. Другое дело, если времени у сотрудника объективно нет. Тогда перед нами два варианта:
(1) он может сделать это в разовом порядке по окончании рабочего дня и (2) речь идет о систематическом увеличении работы, когда авралом не отделаешься. И вот тут мы возвращаемся к "человеческой" стороне дела. Если речь идет об аврале, имеет смысл попросить что-либо взамен: отгул, день к отпуску, премию и т.п. Если речь идет о систематической нагрузке, надо предлагать способ решения проблемы: прием нового человека с обещанием его научить, изменение бизнес-процессов, технологии и т.д. Т.е. идти начальнику так
или иначе навстречу, используя приемлемые для него способы достижения собственной выгоды.
Примерно так.
С уважением, Е. Бреслав.
13 октября 2005
Здравствуйте, Елена!
Спасибо за такой профессиональный комментарий специалиста-консультанта. Я думаю, он поможет многим моим читателям.