Статья недели
Кризис - двигатель прогресса?
Ольга Гриценко
Слово "кризис"
часто воспринимается, как нечто дискомфортное, тревожное,
разрушительное. И очень хочется, чтобы кризисных состояний было как
можно меньше в жизни. Слишком много негатива с этим связано.
Однажды
женщина-психолог, которая исследовала феномен жизненного кризиса,
решила рассказать о нем и предложила глянцевому изданию статью на эту
тему. Редактор с радостью согласился, но поставил условие: «Сделайте,
пожалуйста, упор на профилактике возможных кризисов. Как их не
допустить в свою жизнь. Ок?» Такая статья так и не появилась из-под ее
пера. Ведь «не допустить кризиса» означает «перестать развиваться». Вот
такой парадокс. Попробуем разобраться?
Существует множество
периодизаций человеческой жизни от рождения до смерти. Самая очевидная
периодизация: рождение – детство – юность – зрелость – старость –
смерть. В принципе, абсолютное большинство прочих классификаций так или
иначе пересекаются с описанной. И практически каждый из переходов
связан с кризисом. Кризис переходного возраста, кризис середины жизни…
Кажется, сегодня об этом не слышал разве что глухой отшельник.
Кризис
связан с понятием, которое в психологии называется когнитивным
диссонансом. Речь о том, что, когда в жизни появляются нечто новое и
неизвестное, это новое не вписывается в привычную картину мира
человека. Но оно настолько значимо и ощутимо, что игнорировать его
существование невозможно.
Давай для примера рассмотрим
подростковый период. Тело подростка начинает активно вырабатывать
половые гормоны. Что-то происходит с самим телом, что-то происходит с
эмоциями, мыслями и чувствами. Происходит то, чего не было раньше. Это
волнует, пугает и совершенно непонятно, как с этим быть и как жить
дальше. Такое состояние и есть когнитивный диссонанс.
Попадая в
него, психика начинает активно искать возможность объяснить, что
происходит, заново создавать стройную систему взглядов на мир, на себя
и окружающих. С учетом «вновь открывшихся обстоятельств». На
исследование, переработку и интеграцию нового опыта уходит время и
определенные усилия. Как правило, в этот период человек многое
переживает. Может вдруг осознать, что старые отношения изжили себя, но
прервать их «просто так» страшно. Фактически это и есть кризис – момент, когда ты уже не там, но еще не здесь. Одной ногой в детстве, другой – во взрослой жизни, например.
«Мама,
хватит меня контролировать!!!» - в сердцах кричит бунтующий подросток,
- «Я имею право на собственную жизнь и буду приходить, когда захочу!!!»
А
на завтра тот же парнишка прибежит к маме за деньгами, чтобы заплатить
за несданный по причине прогулов зачет. И, пожалуй, худшее, что может
сделать родительница в этот момент, - дать ему эти деньги. Тем самым
говоря: «Ты все еще мой маленький мальчик!» Но, кажется, мы отвлеклись
от темы…
Любой кризис похож на процесс рождения. По большому
счету, все детские кризисы связаны с поэтапным отделением от родителей
– сепарацией. Рождение – физическое отделение. Дальнейшее отделение от
матери происходит с прекращением грудного вскармливания. Школьная
история означает, с одной стороны, расширение контактов и еще большее,
чем в раннем детстве отдаление от родителей: теперь дом занимает
гораздо меньшую часть времени ребенка. И последняя стадия этого
отделения – момент взросления. Это похоже на перерезание некой
психологической пуповины: теперь ребенок сам отвечает за себя, в
состоянии обеспечивать себя и быть по-настоящему продуктивным, в том
числе производить потомство.
Кризисы взрослой жизни связаны с отделением, но уже не от родителей, а от собственного устаревшего опыта. Конечно, речь идет об идеальной модели развития.
Если
какая-то из сепараций не произошла или произошла со знаком минус,
человек в лучшем случае останавливается в развитии. А чаще,
регрессирует. К примеру, не пройденная сепарация от родительской семьи
сказывается на всю дальнейшую жизнь. Человек – менее продуктивен, чем
мог бы быть. У него появляются трудности при создании семьи и т.д.
Фактически, это растянутый во времени кризис переходного возраста.
Который может продлиться до 25-30-40 и более лет.
Почему так происходит?
Дело
в том, что каждый новый этап жизни требует новых стратегий, новых
моделей поведения. Зачастую, эти модели противоречат прежним. И в новой
реальности могут быть вредными. Давай рассмотрим это на примере кризиса
рождения. Предположим, будущий младенец и его мама испугались
перспективы расставания в момент родов. И решили оставить все, как
есть. Ребенку хорошо – тепло, сыто, уютно. И матери спокойно: всегда
знаешь, что малыш здесь, с тобой, и никуда не денется. Время идет,
ребенок растет внутри утробы. Ему уже жмет, но выходить не охота, да и
страшновато. И мать не отпускает. Чем дальше это будет продолжаться,
тем меньше шансов остается выжить. Как у ребенка, так и у матери. И
выйти на свет божий чем дальше, тем более затруднительно и небезопасно.
В данном случае остается только благодарить матушку-природу, что она
сама помогает «разрулить» ситуацию. Начались схватки, и хочешь-не
хочешь, а родишь…
После рождения, перестает существовать «плод»
и появляется маленький человек. Именно благодаря процессу рождения он
получает массу новых возможностей. Например, дышать легкими, видеть
различные цвета, чувствовать запахи и вкус, контактировать с другими
людьми. Его мир расширяется в сотни раз: вместо тесной утробы он
получает в свое распоряжение целый мир! Наверное, боль, кровь и ужас во
время родов того стОят. Не так ли?
Однако, последующие переходы
далеко не так очевидны. В них гораздо больше решений самого человека.
Хорошая новость в том, что есть возможность контроля. Плохая – если проигнорировать необходимость перехода, рискуешь остановиться в развитии.
Вот такие идеи по поводу кризиса.
Небольшой итог: кризис – это процесс перехода от одного жизненного этапа к другому.
Избегание кризиса или игнорирование его – не самая лучшая стратегия.
Пережить кризис, значит, решить когнитивный диссонанс. Кризис
завершается, когда создана новая картина мира и принято решение, как
жить дальше.
Вот и получается, кризис – двигатель прогресса.
По крайней мере, это двигатель развития личности.
С уважением,
Ольга Гриценко
Психолог он-лайн http://gricenko.psy-help.com.
Бесплатная пробная консультация.
Помощь в сложных жизненных ситуациях. Обучение психологической самопомощи. Поиск ресурсов для реализации начинаний.
Обсудить тему «Кризис - двигатель прогресса?»
на творческом форуме «Города Мастеров» здесь.
Снежана
Написать письмо fursova@cons-help.com