Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Принцесса внутри

  Все выпуски  

Принцесса внутри Кризис - двигатель прогресса?


Сайты в аренду от студии ВЕБ-технологий «Design Инсайт»  
Архив консультаций |  Задать вопрос психологу |  Заказ услуг

Фурсова Снежана Психологическая консультация OnLine
Чтобы получить срочную помощь, войдите в систему

SiteHeart

Переводы с руского на иностранный и наоборот!

Предлагаются языки:
словацкий
чешский
венгерский
польский
румынский
сербо-хорватский
итальянский
французкий
немецкий
английский
украинский

Обращаться:
fursova@cons-help.com


 Статья недели

Кризис  - двигатель прогресса?
Ольга  Гриценко


Слово "кризис" часто воспринимается, как нечто дискомфортное, тревожное, разрушительное. И очень хочется, чтобы кризисных состояний было как можно меньше в жизни. Слишком много негатива с этим связано.

Однажды женщина-психолог, которая исследовала феномен жизненного кризиса, решила рассказать о нем и предложила глянцевому изданию статью на эту тему. Редактор с радостью согласился, но поставил условие: «Сделайте, пожалуйста, упор на профилактике возможных кризисов. Как их не допустить в свою жизнь. Ок?» Такая статья так и не появилась из-под ее пера. Ведь «не допустить кризиса» означает «перестать развиваться». Вот такой парадокс. Попробуем разобраться?

Существует множество периодизаций человеческой жизни от рождения до смерти. Самая очевидная периодизация: рождение – детство – юность – зрелость – старость – смерть. В принципе, абсолютное большинство прочих классификаций так или иначе пересекаются с описанной. И практически каждый из переходов связан с кризисом. Кризис переходного возраста, кризис середины жизни… Кажется, сегодня об этом не слышал разве что глухой отшельник.

Кризис связан с понятием, которое в психологии называется когнитивным диссонансом. Речь о том, что, когда в жизни появляются нечто новое и неизвестное, это новое не вписывается в привычную картину мира человека. Но оно настолько значимо и ощутимо, что игнорировать его существование невозможно.

Давай для примера рассмотрим подростковый период. Тело подростка начинает активно вырабатывать половые гормоны. Что-то происходит с самим телом, что-то происходит с эмоциями, мыслями и чувствами. Происходит то, чего не было раньше. Это волнует, пугает и совершенно непонятно, как с этим быть и как жить дальше. Такое состояние и есть когнитивный диссонанс.

Попадая в него, психика начинает активно искать возможность объяснить, что происходит, заново создавать стройную систему взглядов на мир, на себя и окружающих. С учетом «вновь открывшихся обстоятельств». На исследование, переработку и интеграцию нового опыта уходит время и определенные усилия. Как правило, в этот период человек многое переживает. Может вдруг осознать, что старые отношения изжили себя, но прервать их «просто так» страшно. Фактически это и есть кризис – момент, когда ты уже не там, но еще не здесь. Одной ногой в детстве, другой – во взрослой жизни, например.

«Мама, хватит меня контролировать!!!» - в сердцах кричит бунтующий подросток, - «Я имею право на собственную жизнь и буду приходить, когда захочу!!!»

А на завтра тот же парнишка прибежит к маме за деньгами, чтобы заплатить за несданный по причине прогулов зачет. И, пожалуй, худшее, что может сделать родительница в этот момент, - дать ему эти деньги. Тем самым говоря: «Ты все еще мой маленький мальчик!» Но, кажется, мы отвлеклись от темы…

Любой кризис похож на процесс рождения. По большому счету, все детские кризисы связаны с поэтапным отделением от родителей – сепарацией. Рождение – физическое отделение. Дальнейшее отделение от матери происходит с прекращением грудного вскармливания. Школьная история означает, с одной стороны, расширение контактов и еще большее, чем в раннем детстве отдаление от родителей: теперь дом занимает гораздо меньшую часть времени ребенка. И последняя стадия этого отделения – момент взросления. Это похоже на перерезание некой психологической пуповины: теперь ребенок сам отвечает за себя, в состоянии обеспечивать себя и быть по-настоящему продуктивным, в том числе производить потомство.

Кризисы взрослой жизни связаны с отделением, но уже не от родителей, а от собственного устаревшего опыта. Конечно, речь идет об идеальной модели развития.

Если какая-то из сепараций не произошла или произошла со знаком минус, человек в лучшем случае останавливается в развитии. А чаще, регрессирует. К примеру, не пройденная сепарация от родительской семьи сказывается на всю дальнейшую жизнь. Человек – менее продуктивен, чем мог бы быть. У него появляются трудности при создании семьи и т.д. Фактически, это растянутый во времени кризис переходного возраста. Который может продлиться до 25-30-40 и более лет.

Почему так происходит?

Дело в том, что каждый новый этап жизни требует новых стратегий, новых моделей поведения. Зачастую, эти модели противоречат прежним. И в новой реальности могут быть вредными. Давай рассмотрим это на примере кризиса рождения. Предположим, будущий младенец и его мама испугались перспективы расставания в момент родов. И решили оставить все, как есть. Ребенку хорошо – тепло, сыто, уютно. И матери спокойно: всегда знаешь, что малыш здесь, с тобой, и никуда не денется. Время идет, ребенок растет внутри утробы. Ему уже жмет, но выходить не охота, да и страшновато. И мать не отпускает. Чем дальше это будет продолжаться, тем меньше шансов остается выжить. Как у ребенка, так и у матери. И выйти на свет божий чем дальше, тем более затруднительно и небезопасно. В данном случае остается только благодарить матушку-природу, что она сама помогает «разрулить» ситуацию. Начались схватки, и хочешь-не хочешь, а родишь…

После рождения, перестает существовать «плод» и появляется маленький человек. Именно благодаря процессу рождения он получает массу новых возможностей. Например, дышать легкими, видеть различные цвета, чувствовать запахи и вкус, контактировать с другими людьми. Его мир расширяется в сотни раз: вместо тесной утробы он получает в свое распоряжение целый мир! Наверное, боль, кровь и ужас во время родов того стОят. Не так ли?
Однако, последующие переходы далеко не так очевидны. В них гораздо больше решений самого человека. Хорошая новость в том, что есть возможность контроля. Плохая –
если проигнорировать необходимость перехода, рискуешь остановиться в развитии.

Вот такие идеи по поводу кризиса.
Небольшой итог: кризис – это процесс перехода от одного жизненного этапа к другому. Избегание кризиса или игнорирование его – не самая лучшая стратегия. Пережить кризис, значит, решить когнитивный диссонанс. Кризис завершается, когда создана новая картина мира и принято решение, как жить дальше.

 

Вот и получается, кризис – двигатель прогресса.
По крайней мере, это двигатель развития личности.

 

С уважением,
Ольга Гриценко
Психолог он-лайн http://gricenko.psy-help.com.
Бесплатная пробная консультация.

Помощь в сложных жизненных ситуациях. Обучение психологической самопомощи. Поиск ресурсов для реализации начинаний.

Обсудить тему «Кризис  - двигатель прогресса?»
на творческом форуме «Города Мастеров»  здесь.

 

 

 Снежана

Цель рассылки

 Задать вопрос

 Написать письмо fursova@cons-help.com

 Архив консультаций
 Архив моих рассылок

 Статьи

                                                                                                       




Copyright (C) DesignИнсайт

В избранное