Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Папам и мамам об особых детках"


 

"Папам и мамам об особых детках"


Выпуск N 78

2007-02-23

Тираж: 2514 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Дружественные проекты:


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:

  • Информационное письмо о российско-британском совещании генетиков в марте этого года в Москве. [прочитать]
  • О страхах.[прочитать]
  • Литературная страничка. Истины. [прочитать]



 

Посольство Великобритании в Москве - Британский Совет, Россия – Вавиловское общество генетиков и селекционеров, Россия – Международный научно-технический центр – Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере – Издательство Elsevier

Российско-британское совещание

"Стволовые клетки: законодательство, исследования и инновации. Перспективы сотрудничества России и Великобритании"

15-16 марта 2007, Москва, Британское Посольство, Смоленская набережная, 10.

Стволовые клетки изучают на протяжении многих десятилетий. Интерес к стволовым клеткам возрос после появления молекулярных технологий и методов клонирования, позволяющих генетически модифицировать клетки и организмы. В настоящий момент, наука может предложить различные клеточные методы для использования в медицине, ветеринарии и сельском хозяйстве. Однако большинство этих технологий находятся еще на стадии разработки и не могут быть выпущены на рынок. Также потенциальный интерес лежит в области непрямого применения стволовых клеток для научного изучения различных генетических и физиологических механизмов.

Изучение стволовых клеток приводит к инновационным разработкам. Теоретические и практические новшества должны находиться под строгим контролем общества, чтобы не подвергать жизнь людей опасности, что происходит при нелегальном терапевтическом применении стволовых клеток людьми с недостаточными подготовкой и опытом. Такие случаи наносят ущерб авторитету ученых и рождают новые риски. Серьезные оценки современной ситуации должны чаще появляться в СМИ.

Основная цель семинара – объединить усилия российских и английских законодателей, исследователей и изобретателей для обсуждения законодательства по применению стволовых клеток, обменяться результатами исследований и оценить возможности современных технологий, разработанных в различных лабораториях. Мы верим, что семинар вдохновит исследователей на сотрудничество и обмен ресурсами и данными в ходе совместных проектов.

15 марта (конференцзал, Британское посольство): презентации британских и российских экспертов. Стендовая сессия.

16 марта: - встречи с основными специалистами ведущих НИИ г.Москвы;

Лекции британских и российских ученых.

Предполагаемые выступления

1. Вступительная речь Посла Великобритании в России;

2. "Обзор законодательств: этика и управление исследованиями" (подходы России, Великобритании, Евросоюза);

3. "Фундаментальные исследования стволовых клеток: выделение, дифференциация, поддержание в культуре, биомаркёры";

4. "Применение стволовых клеток: клинические аспекты (онкология, кардиология, гематология, неврология)";

5. "Стволовые клетки в био- и фарма- бизнесе";

А также:

Визиты ученых Великобритании в НИИ и лаборатории Москвы.

Лекции в медицинских ВУЗах о статусе исследований стволовых клеток в Великобритании и России

На совещание приглашаются заинтересованные организации, политики, ученые, аспиранты. Заявки на участие обязательны и принимаются по электронной почте tatiana.kladko@britishcouncil.ru.

Все участники приглашаются к участию в стендовой сессии (размеры стендовых площадей для каждого участника будут сообщены после завершения приема заявок и тезисов). Устные доклады будут отобраны программным комитетом.

Предполагается публикация материалов совещания.

Избранные работы и доклады будут опубликованы в одном из научных журналов издательства Elsevier.

Официальные языки семинара – русский и английский. Во время презентаций будет осуществляться синхронный перевод.

Координаторы: Британский Совет, Москва / Британское Посольство, Москва

Контактное лицо: Марина Соколова / Михаил Лачинов

E-mail: Marina.Sokolova@britishcouncil.ru Mikhail.Lachinov@fco.gov.uk

Дополнительная информация в научном отделе Британского Совета по телефону 782-0200 (Татьяна Кладько).

Информация любезно предоставлена Официальным сайтом ИОГен РАН http://www.vigg.ru .



 

О страхах

Как и обещала в прошлой рассылке, сегодня - разговор о детских страхах, как одной из причин нарушения сна. Расскажет нам о них Анастасия Ситникова – клинический психолог. Её статья размещена на сайте Баюшки.ру
http://bayushki.ru/

Итак,

Детские страхи.

"Помню, в детстве я очень боялась громкого гудка поезда в метро. Мне казалось, что, извещая о своем приближении зычным трубным голосом, он (поезд) как бы кричит "задавлю", погружая меня в тревогу…" Так начала повествование о своей проблеме одна из моих пациенток. Она обратилась за консультацией по поводу страха во время нахождения в метро. Дискомфортные ощущения, которые она испытывала, спускаясь в подземку, доставляли ей сильнейшие мучения.

Как Вы, наверное, уже догадались, истоки страха в данном примере идут из детства. Только сейчас это уже сформировавшейся навязчивый страх - фобия, а в детстве это был зародыш страха, с которым ребенок мог бы справиться сам, и это было бы легче, при помощи родителей, близких или психолога.

Данный раздел я не зря начала с подобного рассказа. Страхи детей не должны быть игнорированы. Распознать наличие страхов у ребенка во время - очень важно! Я не призываю к намеренному выискиванию пугающих вещей, ситуаций у Вашего чада, но лишним не будет, если без внимания не будут оставлена эмоциональная сфера ребенка, тем более, если она "падает сигналы бедствия".

Итак, что же такое страх, каковы его функции, и чем он отличается от тревоги?

СТРАХ - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникающее состояние называется тревогой. Если страх связывается с широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, он может стать фобией (навязчиво возникающие состояния страха). Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). (Психологический словарь)

Откуда же берется ОН - страх? Может, вылезает темной ночью из коробки с игрушками или из стенного шкафа? А может быть, прилетает вместе с Бабой-Ягой в ее ступе? Детишки часто фантазируют подобным образом. В темной комнате страх может притаиться везде. И в тенях на стенах от проезжающих машин, и в ящике комода, и за батареей… Для ребенка это не пустые слова. Давайте посмотрим, как страх может прийти в гости к Вашему ребенку.

Страх - неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, т.к. всегда предотвращал слишком опасные для жизни действия. По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобретал социально опосредованный характер и выражал все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний (А.И. Захаров). Ребенок первых лет жизни, как и человек на ранних ступенях своего социального развития, боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, верит в бессмертие себя и мамы с папой. И только со временем складывается объективный характер представлений, когда формируется абстрактно-логическое мышление и умение различать ощущения. Но вместе с этим усложняется и психологическая структура страхов, они становятся социально-опосредованными (затрагивают жизнь и благополучие других людей).

Итак, что и кто же могут способствовать появлению разнообразных страхов:

∙Отсутствие разнообразных игр (подвижных, ролевых и др.) особенно среди сверстников. Т.к. игра всегда была и остается естественным способом изживания страхов (далее будет рассмотрено подробнее).

∙Гиперсоциализированная материнская забота. Это излишне строгая мать, запреты и ограничения которой диктуются по большому счету ее тревогой, стремлением предопределить образ жизни ребенка по заранее составленному плану. Упорядочивая жизнь ребенка, ставя его в строжайшие рамки, мама тем самым понижает свою тревогу. Давайте посмотрим, на подобную ситуацию глазами ребенка? Мама во всем ограничивает, почти приказывает сделать что-либо строгим голосом, вечно говорит "не успеешь, опоздаешь, выгонят из школы", заставляет все планировать наперед. Мы видим эмоционально холодную мать, которая у эмоционально-чувственных детишек вызовет беспокойство. К тому же вечное планирование у ребенка формирует страх перед всем неизвестным: деятельностью, местом, людьми, спонтанностью. За своей холодностью чаще всего "мамы и папы" прячут внутренний страх перед свободным развитием жизни, перед ошибками, которые они могут совершить (а ведь все мы имеем право на ошибку), перед очередной непокоренной вершиной… "

∙Гиперопекающая мать (родители). Если всегда и во всем оберегать, опекать ребенка, подавлять его самостоятельность, стараться предвидеть любое его действие, то напрашивается только один вывод, который, скорее всего, бессознательно сделает ребенок: мама (и папа) все время меня охраняют и защищают, т.к. мир очень опасный и страшный! И этого мира, следовательно, надо бояться. Гиперопекающие матери всегда тревожны (еще подвид - тревожная мама). Очень часто, сами того не замечая, они награждают ребенка кучами страхов. По словам мам (пап, бабушек, дедушек) получается, что тебя обязательно собьет машина, укусит собака, поставят двойку, дядя милиционер заберет в тюрьму. Иногда в самой фразе уже содержится установка: "Не вертись по сторонам, а то попадешь под машину"; "Там не ходи, а то тебя обязательно убьют и ограбят"; "Не трогай нож, а то обязательно порежешься" и пр.

Нам всем понятно, что подобными высказываниями мамы хотят предостеречь ребенка, но давайте отбросим первые части фраз…. Что у Вас получилось? Вот-вот...

Сообщая ребенку правило поведения на дороге можно не прибегать к устрашающим напутствиям. Можно объяснить последствия нарушения правил, но другим способом, как говорится, не переходя на личности. Конечно же, мои по сути банальные примеры не раскрывают всей сущности материнской, человеческой тревожности, но суть проста: тревожная мама, всегда передаст часть своей тревоги ребенку, даже еще в утробе. Чем большим количеством правил насыщен быт семьи, тем выше в ней тревога. Все хорошо в меру.

∙Конфликтные отношения родителей (особенно характерно для дошкольников) способствуют зарождению разнообразных страхов. Имеется в виду, что страхи (неважно какие) являются эмоциональной реакцией на ссоры в семье.

∙Состав семьи. В неполных семьях число страхов у детей дошкольного возраста выше, чем у детей из полных семей. В этом возрасте детишки особо чувствительны к разрыву отношений между родителями.

∙Наличие страхов у родителей, семейных страхов, которые могут "передаваться по наследству" в прямом смысле слова. Особенно при общих конституциональных особенностях у родителей и ребенка. Например, мама частенько говорит, как бы между прочим, тяжко вздыхая, что у нас в роду многих съел рак. Маленький ребенок сначала думает, как же рак может съесть человека. Потом, с возрастом, понимание приходит - рак, онкология. Страх рака витает в семье, ребенок волей неволей заражается им. Вырастая, он постепенно узнает подробности, тайком изучает медицинскую энциклопедию и боится, боится, боится. Чаще подсознательно, не признаваясь себе в этом. Еще чаще вырастает ипохондриком (человек, излишне тревожащийся о своем здоровье).

Таких примеров масса. Страх беременности, родов, разных болезней, незваных гостей, собак, незадернутых штор и пр.… Этот список можно продолжать бесконечно. Лучшая рекомендация для всех нас в подобных случаях: давайте прорабатывать наши страхи, и не будем нагружать ими наших детей.

Исходя из многолетних исследований специалистов в области психологии, медицины и педагогики, можно выделить определенные страхи для каждого возрастного периода ребенка. Рассмотрим их ниже.

Страхи в младенчестве.

Первичная эмоция страха на сильный раздражитель (испуг) наблюдается уже у новорожденного. Страх перед незнакомыми людьми возникает на первом году жизни между 6-9 месяцами. Раньше этот страх не может возникнуть по той причине, что младенец не умеет еще отличать знакомые лица от незнакомых. Что касается лицевой экспрессии страха и ее различения от других негативных эмоций, то у младенцев одни и те же проявления могут свидетельствовать как о страхе, так и страдании. Отчетливые различия в мимике этих состояний появляются у более старших детей.

Страхи раннего возраста.

Боязнь животных и темноты обычно появляется у детей после 3 лет, достигая пика в 4 года. Они, например, боятся спать одни при выключенном свете. Боязнь темноты чаще всего связана с фантазиями и сновидениями ребенка, чем с реальными событиями его жизни. Однажды один маленький мальчик очень испугался шутки взрослого, который, зайдя в квартиру и сняв черную шляпу, сказал ему: "Ну, что ты смотришь на нее? Хочешь, я тебя туда посажу?" Мальчик посмотрел внутрь шляпы. На ее дне было очень темно. Он представил себе, как будет там сидеть в темноте, и разрыдался.

В настоящее время выявлено, что и у маленьких детей незнакомые объекты и люди могут вызывать страх. Заметные изменения происходят с возрастом в эмоциональном отношении детей к сверстнику. Дети младшей ясельной группы, как правило, с улыбкой разглядывают друг друга, иногда наблюдаются проявления ласки. После двух лет эмоциональная реакция становится намного ярче. Увеличиваются эмоциональное заражение детей друг от друга и эмоциональная отзывчивость по отношению к другому ребенку. Совместная деятельность носит ярко выраженную эмоциональную окраску, бурно нарастающую в ходе взаимодействия.

Страхи дошкольного возраста.

К шести годам постепенно уменьшается боязнь звуков и незнакомых предметов, а страх перед воображаемыми ситуациями в возрасте пять-шесть лет заметно усиливается. В дошкольном возрасте мнимые страхи (выдуманные, фантастические) преобладают над реальными, в содержании которых фигурируют фантастические образы из прочитанных сказок, фильмов ужасов и т. п.; в последующие годы значимость мнимых опасностей снижается, а реальных - возрастает. Среди реальных страхов в дошкольные годы первое место занимает боязнь воды. Второе место занимает страх, вызванный угрозой нападения животных, третье - боязнь падения с большой высоты и дорожно-транспортных происшествий.

Понять испытывает ли Ваш ребенок какие-нибудь страхи не сложно. Присмотритесь внимательно к нему, если перечисленные ниже признаки можно отнести к нему, то скорее всего боязнь чего-то или кого-то присутствует.

∙Напряженность и беспокойство в поведении;

∙Избегание источника угрозы;

∙Положительный ответ на вопрос о наличии страха (или опасения по поводу вероятности какого-либо события).

Но стоит знать и помнить, что не все страхи, замеченные в поведении ребенка взрослыми, признаются детьми (когда они есть на самом деле). И, как показывает практика и наука, не во все существующие страхи у детей верят взрослые! И это самое плачевное, т.к. игнорирование детской боязни не приведет к рассеиванию страха, а только к его усилению и окончательному формированию со временем в большинстве случаев. Вспомните, дорогие взрослые, было ли так в Вашем детстве, когда Вы, рассказывая о чем-то, что пугает Вас, получали в ответ раскатистый смех отца и слова: " ты уже такой/ такая большой мальчик/ девочка, а все еще боишься какую-то Бабу Ягу. Не стыдно тебе?". Нет! Не стыдно, а страшно и тревожно, что папа или мама не понимают, а высмеивают, делая ставку на возраст, будто взрослость показатель отсутствия страхов. Ну и пусть Баба-Яга сказочный персонаж, но ведь многие наши страхи, взрослые страхи, тоже не всегда имеют под собой реальную основу!

Прежде, чем начать бороться со страхами, необходимо выяснить каким конкретным страхом "страдает" ребенок. Страхи, которые накладывают отпечаток на поведение ребенка (которые мы можем заметить), это, чаще всего, не полная картина происходящего. Существуют еще глубоколичностные опасения, страхи, которые не всегда может признать и сам ребенок. А.И. Захаров, известный детский психотерапевт и психолог, рекомендует выяснять, как обстоят дела на самом деле, специальным опросом, который можно проводить только при условии доверительных отношений с ребенком. Расспрашивать о страхах лучше всего близким людям или специалистам (психотерапевтам, психологам). Приводим специально подобранный перечень вопросов для выяснения страхов у детей (не раньше 3-х лет) по материалам А.И. Захарова. Конечно, эти вопросы лучше выучить на память.

Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:

  1. когда остаешься один;
  2. . нападения;
  3. . заболеть, заразиться;
  4. . умереть;
  5. . того, что умрут твои родители;
  6. . каких-то людей;
  7. . мамы или папы;
  8. . того, что они тебя накажут;
  9. . Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища у школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей;
  10. опоздать в сад (школу);
  11. перед тем как заснуть;
  12. страшных снов (каких именно);
  13. . темноты;
  14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
  15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
  16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
  17. когда очень высоко (страх высоты);
  18. когда очень глубоко (страх глубины);
  19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
  20. воды;
  21. огня;
  22. пожара;
  23. войны;
  24. больших улиц, площадей;
  25. врачей (кроме зубных);
  26. . крови (когда идет кровь);
  27. уколов;
  28. боли (когда больно);
  29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
  30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);
  31. что-то не успеть".

Как избавиться от страхов? Мы наметим пути решения проблемы и дадим рекомендации трусишкам и их родителям.

Мне очень хочется донести до родителей (бабушек и дедушек), что мягкое реагирование на страхи ребенка, теплота и принятие, поддержка и понимание лучше и результативнее, чем запугивание, чтение морали и "взрослый" подход решения к проблеме: "Я не вижу, значит ничего нет". С некоторыми страхами, особенно "возрастными", часто можно справиться и самим, не прибегая к помощи специалистов. Такие страхи могут развеяться просто лишь при переключении внимания на что-то интересное для ребенка. Вовлекайте его в разнообразные игры, занимайте интересной для него деятельностью и конечно же любите, уважайте и демонстрируйте уверенное поведение и гармонию.

Еще один способ избавиться от страхов - ИГРА. Вообще, игра в психотерапии, как и в развитии личности ребенка, занимает огромную нишу. Игру можно рассматривать как один из методов психотерапии и психокоррекции. Игры бывают предметные, ролевые, смешанные (предметно-ролевые), спонтанные и организованные (направленные). Пример предметной игры - игра с машинкой, ролевой игры - игра в шофера. Смешенной игрой будет игра с машинкой и воображение себя водителем. Спонтанная игра свободна от правил, точнее содержание игры строят дети, а в организованной существует набор правил.

Игра хороша тем (в психотерапевтическом смысле), что позволяет прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию, а так же отреагировать на них, эмоционально очиститься. Подобное возможно, как в спонтанной игре (предметной, ролевой или смешанной), когда ребенок бессознательно будет проигрывать беспокоящие его вещи, события, а так же в организованной игре, например психологом на какую-то конкретную тему. Здесь существует масса ванных моментов, и при серьезных случаях лучше довериться психологу ил психотерапевту.

Также стоит упомянуть рисование, как один из методов работы со страхами. Рисование, как и игра активно используется психологами при работе с детьми. Рисуя объект страха, проходя через определенные стадии он постепенно теряет свою "ужасность", становится эмоционально менее значимым или значимым со знаком "+".

В "чемоданчике" психолога есть еще много способов работы со страхами. Их можно визуализировать, их можно лепить из пластилина или глины, с ними можно общаться, проигрывая в сказках и маленьких сценках (психодрама), про страхи можно сочинять сказки со счастливым концом и много всего другого.

Далее я бы хотела привести некоторые конкретные рекомендации в борьбе со страхами (опыт моих учителей-наставников и мой личный :), которые я активно использую в своей практической работе и рекомендую пациентам (клиентам), когда страх, как самостоятельная проблема или как симптом (признак) чего-то другого имеет место быть в их жизни или в жизни их близких.

Если ребенка беспокоят ночные страхи и кошмары.

∙Постарайтесь создать хорошее настроение перед сном;

∙Если ребенка беспокоят ночные кошмары и он не помнит, что ему снилось, не стоит обсуждать это ни с ним, ни при нем;

∙Если ночные кошмары возникают в определенное время сна, то перед этим надо разбудить ребенка и положить спать обратно;

∙Если время кошмара не обозначено, то можно разбудить через 20 минут после засыпания и положить спать вновь;

∙Если ребенок помнит, что ему снилось (кошмар), то включаем на ночь ночник и обсуждаем сон. Желательно увеличить продолжительность сна на час больше вечером/утром + дневной сон. Очень хорошая "поддержка" мягкая игрушка, которая должна быть выбрана вместе с ребенком, как хранитель от страхов во сне. Обговариваем это с ребенком. Объясняем, что она (игрушка) будет оберегать его от всяких страшных снов и пр. Еще отличный вариант "ночной поддержки" - "волшебная пижама". Вместе с ребенком выбирается и покупается готовая пижама, обязательно "волшебная", в которой будет хорошо спаться. Дома можно будет добавить к ней элемент защиты: волшебную ленточку, значок, вышить что-то и пр. Похожее можно сделать и из простой белой футболки, только этот путь требует больше фантазии и он подходит больше подросткам, особенно при страхах насилия. Обычную белую майку можно разрисовать, обшить цветными пуговицами, сделать вышивку и мн. др. Это должен делать сам ребенок или с помощью взрослого. Проговаривается, что это как оберег, который обладает охранными свойствами. Для человека, особенно ребенка, находящегося в дисгармоничном состоянии, напуганного, это может оказаться мощной защитой!

∙От объектов страха, например от чуда-юда, который "приходит" в детскую (вот взял манеру каждую ночь туда - сюда, туда-сюда : ) от ночных кошмаров, можно строить "ловушки от страшных снов". Это может быть гениальное сооружение, рожденное инженерной мыслью, с использованием стульев, коробок, сетки, бумаги, ткани. Можно повесить "нечто" на окно, например паутину из туалетной бумаги или еще что-то. Побрызгать "волшебной" водой, проветрить комнату (особенно при страхе душ умерших). Одним словом, фантазируйте, фантазируйте, фантазируйте!

∙При ночных страхах уместны успокаивающие ритуалы перед отходом ко сну (см. статью про ритуалы засыпания) и теплая грелка (можно заменить бутылкой) в постель;

∙Поддержка и тепло родителей, близких, нежный телесный контакт помогут ребенку справиться со своими страхами и тревожными снами. Исполнение данной рекомендации особенно важно при действительно тяжелых страхах и ночных кошмарах, как следствие психотравмирующего события. Давайте понять ребенку, что Вы вместе справитесь с проблемой, что МЫ, это действительно МЫ- ты и я!

∙При дневных и ночных страхах, для избавления от них, нужно приблизить объект страха к реальности. Например, можно прочитать про ЭТО в книге, энциклопедии, придумать, вылепить, чтобы потрогать, изучить страх.

∙При страхах пустых помещений кладем фонарик под подушку, в комнату заходим маленькими шажками, постепенно.

И, заканчивая данную статью, хочу еще раз пожелать всем нам безусловного принятия наших детей, друг друга, теплоты и понимания.


Анастасия Ситникова



 

Истины

Судя по письмам, Вам тоже близки эти мысли. Заставляют задуматься о ценности каждого прожитого дня. И, что для счастья, в принципе, надо не так уж много. Просто делать его каждый час, каждую минуту. И тогда будут счастливы все вокруг. И Вы - тоже.


- Мы убеждаем себя, что жизнь станет лучше, когда мы поженимся/выйдем замуж, заведем ребенка, потом другого.

- Затем мы расстраиваемся, что наши дети еще маленькие, и ждем, что все станет лучше, когда они повзрослеют.

- Потом мы переживаем, что они стали подростками, и нам надо как-то справляться с ними. Несомненно, мы станем счастливее, когда они вырастут из своих "...надцати" лет.

- Мы говорим себе, что наша жизнь станет лучше, когда супруг/а сведет свои дела, когда будет более красивая машина, когда возьмем отпуск, когда окончательно выйдем на пенсию.

Истина в том, что нет более лучшего времени для того, чтобы быть счастливым, чем сейчас.

Если не сейчас, то когда?

Твоя жизнь всегда будет полна вызовов. Лучше принять все как есть, и решить быть счастливым, не смотря ни на что.


Очень долгое время, казалось, что жизнь вот-вот начнется. Настоящая жизнь.

Но всегда возникало какое-то препятствие на пути, суровое испытание, которое нужно пройти; работа, которую нужно доделать; время которое нужно посвятить; счет, который нужно оплатить. А вот потом заживем.

Наконец, я пришел к пониманию, что эти препятствия и были самой жизнью.

Это понимание помогло мне увидеть, что нет никакого пути к счастью.

Счастье - ЭТО и есть путь.

Поэтому, наслаждайся каждым моментом.

Хватит ждать окончания школы, начала учебы, ждать, когда потеряешь 10 долларов, заработаешь 10 долларов, когда будет работа, до женитьбы/замужества, до вечера пятницы, до воскресного утра, ждать новой машины, до полной выплаты по закладным, до весны, до лета, до осени, до зимы, до первого или пятнадцатого числа, когда твою песню прокрутят по радио, когда умрешь, когда родишься вновь... прежде чем решишь быть счастливым/ой.

Счастье - это ПУТЬ, а не пункт назначения.

Нет другого времени для того чтобы быть счастливым кроме… СЕЙЧАС!

Живи, и наслаждайся данным моментом.


Теперь, подумай и ответь на эти вопросы:

1 – Назови 5 богатейших людей на планете.

2 – Назови 5 последних победительниц "Мисс мира".

3 – Назови 5 последних лауреатов Нобелевской премии.

4 – Назови 5 последних лауреатов кино-премии "Оскар" за лучшую роль.

Не совсем получилось? Трудновато, не так ли?

Не беспокойся, никто этого не помнит.

Аплодисменты стихают!

Призы покрываются пылью!

Победителей вскоре забывают.


А теперь ответь на эти вопросы:

1 – Назови 3 учителей, которые внесли вклад в твое образование.

2 – Назови 3 друзей, которые помогли тебе в трудный час.

3 – Вспомни несколько человек, которые вызвали у тебя особые чувства.

4 – Назови 5 человек, с которыми тебе нравиться проводить время.

Осуществимо? Это легче, не так ли?

Люди, которые что-то значат в твоей жизни, не в рейтинге "лучших", не имеют больше всех денег, не выигрывали величайших призов…

Это те, кто заботятся о тебе, дорожат тобой, те, кто не смотря ни на что, остаются рядом.

Задумайся об этом на мгновение.

Жизнь очень коротка!

А ты, в каком ты списке? Не знаешь?


Позволь пожать твою руку.

Ты не среди самых "знаменитых", но среди тех кого я вспомнил отправляя это послание...


Некоторое время назад, на олимпиаде в Сиэтле, девять атлетов стояли на старте 100-метровой беговой дорожки. Они все были физическими или ментальными инвалидами.

Прозвучал выстрел, и начался забег. Не все бежали, но все хотели принять участие и победить.

Они пробежали треть дистанции, когда мальчик споткнулся, сделал несколько кувырков и упал. Он начал плакать.

Остальные восемь участников услышали его плачь.

Они замедлили бег и оглянулись.

Они остановились и вернулись обратно... Все...

Девочка с синдромом Дауна присела рядом с ним, обняла и спросила: "Теперь тебе лучше?"

Потом, все вдевятером пошли плечом к плечу к финишной линии.

Вся толпа встала с мест и зааплодировала. Аплодисменты длились очень долго...

Те кто это видел, до сих пор об этом говорят.

Почему?

Потому что глубоко внутри себя, мы все знаем, что самая важная вещь в жизни – значит намного больше чем побеждать для себя.

Самая важная вещь в этой жизни – это помогать другим побеждать. Даже если это означает, что нужно замедлить или изменить собственную гонку.

"Свеча ничего не теряет, если от ее пламени зажглась другая свеча"


Автор неизвестен



Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2007 гг.

В избранное