Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Папам и мамам об особых детках"


 

"Папам и мамам об особых детках"


Выпуск N 76

2007-02-11

Тираж: 2486 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Дружественные проекты:


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:

  • Профессор А.П. Ефимов: "Детей-инвалидов быть не должно" [прочитать]
  • Кому нужен образ врага. прочитать]
  • Путешествие в сказку. Цветочный человечек. [прочитать]



 

Профессор А.П. Ефимов: "Детей-инвалидов быть не должно"

Из предисловия редакции журнала "Будь здоров!", размещенной на сайте http://www.antef.ru/ :

Имя профессора Анатолия Петровича Ефимова хорошо известно читателям нашего журнала. Как мы уже писали, он руководит Межрегиональным центром восстановительной медицины и реабилитации. Создал более 100 методик для лечения больных детей. Лечение по методу доктора Ефимова может проводиться и дома — он стал инициатором и разработчиком поддержанной Минздравом системы семейной реабилитации, в рамках которой сами больные или родители маленьких пациентов обучаются его приемам.

"Как болит — так и дрожит"

Еще начиная свою врачебную практику в качестве ортопеда-травматолога, Анатолий Петрович понял, что нарушения функции опорно-двигательного аппарата нельзя лечить без анализа деятельности нервных центров, ибо эти болезни неразрывно связаны с работой головного мозга. И потому в дополнение к своей основной специальности он овладел нейрореабилитологией. Стремясь расширить возможности реабилитации травмированных больных с помощью технологических новшеств, он специализировался в госуниверситете по вычислительной технике, кибернетике, биофизике, биомеханике.

Прежде всего доктора Ефимова интересовало улучшение диагностической базы. Ведь даже самые современные методы компьютерной и магниторезонансной томографии не говорят о нарушениях функции клеток головного мозга, сопутствующих разным заболеваниям. Анатолий Петрович стал думать, как создать простой, но точный инструментальный метод диагностики, позволяющий оценивать состояние нервно-мышечной системы и определять причины нарушений координации движений. А поскольку многие такие расстройства субъективно для человека проявляются болью, то, соответственно, надо научиться выявлять ее источник и различать характер болевых ощущений.

Анатолий Петрович долго думал над тем, каким должен быть диагностический метод, и вот в памяти возник один случай, который произошел с ним, когда он еще учился в старших классах школы. Ему тогда пришлось совмещать учебу с работой колхозного конюха (отец пришел с войны инвалидом, мизерной фельдшерской зарплаты матери для семьи, где было пятеро детей, не хватало). Однажды весной, когда лошадей выгоняли на луга, беременная кобыла Айна провалилась в ров с водой, причем упала неудачно — на хребет. Анатолий знал, что такое положение кобылы опасно для жеребенка. Пытаясь помочь ей встать на ноги, он стал толкать лошадь вниз под уклон, но она была такая тяжелая, что у него ничего не получалось. Устав, он положил руки на холку лошади и вдруг почувствовал ее сильнейшее мышечное напряжение и дрожь.

— Я ощутил, как вибрации ее тела передаются мне, словно животное хочет сказать: "Тяни в другую сторону", — вспоминает Анатолий Петрович. — Я так и сделал — стал тащить кобылу, как мне казалось, в невыгодную для нее сторону — на возвышение. Но это принесло успех: кобыла вдруг быстро встала и поплелась щипать траву. Этот эпизод вспомнился мне, когда я формулировал закономерности, связанные с мышечным тремором и микродвижениями тела. В результате многолетней деятельности А.П.Ефимовым совместно с другими учеными был создан прибор "Микромоторика", не имеющий аналогов в мире. Как считают авторы, он позволяет быстро и совершенно безболезненно для пациента проводить диагностику состояния двигательной системы, начиная от мышц и сухожилий и заканчивая центрами головного мозга, отвечающими за работу этой системы. Специальные датчики, регистрирующие все микродвижения тела, дают возможность понять, каков механизм боли у пациента — травматический, воспалительный, рефлекторный или сосудистый. Тем самым выявляется первопричина болезни и определяется тактика ее лечения.

Благодаря "Микромоторике", за четверть века работы Анатолий Петрович спас множество детей от инвалидности, выявив, что их болезни являются следствием травм и поддаются лечению. Среди его пациентов — 6 тысяч детей с ДЦП (детским церебральным параличом), более 3 тысяч — с эпилепсией, более 4 тысяч — с задержкой умственного развития.

"Ложный" и истинный ДЦП

Лена — одна из давних пациенток доктора Ефимова, она часто звонит ему и присылает поздравления с праздниками. Пять лет назад в возрасте семи лет ее привезли на прием с диагнозом "ДЦП, гиперкинетическая форма". Девочка с трудом стояла на ногах, не могла ходить. Руками она практически не владела: совершала хаотические движения и даже ложку (не говоря уже о карандаше и ручке) не могла держать. Речь была затруднена, хотя по реакциям чувствовалось, что мышление у нее вполне нормальное. Обследование на комплексе "Микромоторика" показало, что у девочки "ложный" ДЦП (в отличие от истинного — врожденного).

— По нашим наблюдениям, это самая распространенная группа больных с такой патологией, их до 80%, — рассказывает Анатолий Петрович. — В результате действия внешних отрицательных факторов у них появляются нарушения функции разных отделов головного мозга, приводящие к нарушениям координации движения и речи. Но, что самое главное, — интеллект у них сохранен, а потому эти дети имеют большой шанс для восстановления здоровья.

Другая группа (около 10%) — это дети, у которых ДЦП тоже приобретенный, но уже истинный, то есть имеются изменения мозговых структур, развившиеся под воздействием инфекционного или токсического поражения мозга (например, при гнойном менингоэнцефалите). Таких больных, несмотря на серьезность симптомов, все-таки можно адаптировать к жизни. И только третьей группе, составляющей тоже 10%, медицина пока мало помогает. К ней относятся дети с истинным, наследственным ДЦП. Он более тяжелый — мозг действительно недоразвит.

Выводы доктора относительно Лены подтвердились. Поскольку ей не назначали сильнодействующих лекарственных средств и электропроцедур, которые могли бы негативно сказаться на течении болезни, подобранный им комплекс лечения сразу же дал положительный эффект — уже после первого трехмесячного курса девочка начала хорошо ходить. Родители уже самостоятельно провели с дочерью те процедуры, которым их обучили в центре доктора Ефимова — "мягкие" массажи, лечебную гимнастику, тренировку для правильной ходьбы, игровые занятия по развитию речи и мышления. Они использовали индивидуально подобранные ортопедические средства, аппараты, тренажеры. Эта работа увенчалась успехом — сегодня Лена успешно учится в обычной школе, ничем не отличаясь от своих подвижных и веселых ровесников.

Похожая история произошла и с трехлетним Максимом. При поступлении на лечение он не держал голову, не сидел, не стоял, не ходил и даже не брал в руки игрушки. После шестимесячной реабилитации на дому по программе профессора Ефимова мальчик стал самостоятельно ходить, свободно говорить, играть и сейчас развивается совершенно нормально.

Судороги — еще не эпилепсия

Благодаря комплексу "Микромоторика" появилась возможность тоньше дифференцировать среди разных судорожных состояний такую болезнь, как эпилепсия. Технология А.П.Ефимова позволяет в считанные секунды уловить источник судорог. Например, они могут продуцироваться мозжечком при его заболеваниях, быть мышечного или нервного происхождения, но ни один из таких случаев, подчеркивает Анатолий Петрович, не имеет отношения к истинной эпилепсии. (Источником истинных эпилептических припадков, как правило, является патология какого-то участка коры головного мозга.) Между тем зачастую этот диагноз ставится детям только на основании судорожного синдрома. В этих случаях малышам обычно назначают препарат "Депакин", что вызывает особое возмущение Анатолия Петровича, поскольку он может только ухудшить состояние, если истинной эпилепсии у ребенка нет.

Проанализировав более трех тысяч историй болезней, доктор Ефимов сделал вывод, что истинными эпилептиками можно признать лишь менее 10% больных детей. Он вывел свою классификацию судорожных синдромов и разработал программу семейной реабилитации для таких больных. Помимо специального ручного массажа, ношения ортопедических приспособлений, витаминотерапии, ребенку с симптомами судорог необходимо калорийное питание с богатым содержанием калия, магния и витаминов группы В, которые содержатся в крупах, субпродуктах, молоке, зелени, бобовых.

Оригинальный подход у профессора Ефимова также к диагностике и лечению сколиоза (искривления) позвоночника. Специалисты руководимого им медицинского реабилитационного центра за десять лет провели обследование более 400 тысяч школьников из разных областей страны и установили, что самая распространенная патология у них — сколиоз. Проанализировав результаты обследования, Анатолий Петрович пришел к выводу, что причина сколиоза лежит не в нарушениях роста скелета, как считают многие врачи, а далеко за его пределами — в нервных центрах головного мозга, управляющих трофикой (питанием) костных структур и формированием правильной трехмерной геометрии тела. В частности, за все это отвечает мозжечок, при нарушениях работы которого наблюдается неравномерный рост костей, слабость мышц, недостаточная длина сухожилий и связок. Поэтому Анатолий Петрович советует родителям обращать внимание на симметричность тела ребенка, особенно — на длину ног: отставание в росте одной ноги вызывает прогрессирование сколиоза. И если есть какие-то отклонения — обязательно показать ребенка специалисту.

Причина заболеваний — нарушение питания мозга

По статистике, проводимой центром доктора Ефимова, среди причин заболеваний опорно-двигательного аппарата и нервной системы (в том числе ДЦП), эпилептических синдромов, гидроцефалии (водянки головного мозга), задержки умственного, физического и эмоционального развития, нервно-эмоциональной возбудимости, головных болей и головокружения, нарушений зрения и слуха, а также энуреза, запоров, болезней почек и ряда других болезней лидируют родовые травмы, причем как достаточно серьезные, о которых записано в истории болезни ребенка, так и не замеченные акушерами.

Чаще всего в процессе родов, по оценке Ефимова, повреждается шейный отдел позвоночника, несущий в это время самую сильную нагрузку. Вследствие травмы в прилегающих мягких тканях образуются грубые рубцы, которые сдавливают сосуды, несущие кровь в стволовую часть мозга и мозжечок. При этом нарушаются их функции, развиваются патологии.

На втором месте — травмы головы. Хорошо если у малыша достаточный отток жидкости из черепа, тогда внутренняя гематома (кровоизлияние) рассосется без последствий. Если же гематома полностью не рассасывается — образуются грубые рубцы, которые препятствуют току спинномозговой жидкости. Эта жидкость сдавливает участки мозга, образуя кисты.

Повышенное внутричерепное давление становится причиной параличей, парезов (легких параличей) и иных нарушений. Оно может привести к гиперактивности или, наоборот, чрезмерной подавленности ребенка, а то и задержке психического развития.

— Проявление болезни зависит от степени нарушения питания соответствующих участков головного мозга, а также от индивидуальных особенностей организма ребенка, — говорит Анатолий Петрович. — По моим наблюдениям, у 70-90% детей серьезные симптомы, в том числе отставание в развитии, вызваны нарушением питания мозга. С помощью наших диагностических технологий можно отличить наследственное заболевание от ненаследственного, приобретенного, и проводить перспективную реабилитацию таких малышей. Наш опыт показывает, что зачастую требуется лишь освободить сдавленные сосуды на шее (позвоночные артерии), чтобы обеспечить мозг кислородом и снизить внутричерепное давление, а далее организм сам найдет путь к восстановлению.

(От редакции журнала: Многие специалисты-невропатологи другой научной школы не разделяют мнения А.П.Ефимова о том, что повышение внутричерепного давления — столь частая причина заболеваний детей. Мы не можем быть арбитрами в полемике специалистов. Важны положительные результаты, а они у доктора Ефимова налицо.)

По технологии А.П.Ефимова, для этого применяется тракционная гимнастика для шейного отдела позвоночника (вытяжение с применением висящего груза), ортопедический коррекционный воротник, магнитные аппликаторы на голову и шею, ручной "отсасывающий" или аппаратный массаж. Назначаются также мочегонные препараты, которые стимулируют отток спинномозговой жидкости, комплексы биологически активных добавок и витаминотерапия, улучшающие питание мозга и течение обменных процессов в нем.

Считая очень важным своевременное обнаружение повышенного внутричерепного давления, профессор Ефимов сетует, что в отличие от тонометров для измерения артериального давления пока нет доступных малогабаритных мозговых гипертензиометров — приборов для измерения внутричерепного давления. Поэтому в его центре начата разработка такого цифрового прибора. Он будет маленьким, напоминающим мобильный телефон, и пользоваться им смогут не только врачи, но и сами пациенты. Перспективным Анатолий Петрович считает и создание алгиметра — прибора для измерения интенсивности болей ("алгия" — боль) в различных частях тела. Ну и само собой, будет увеличиваться выпуск компьютерных комплектов "Микромоторика" для оснащения ими врачей.

Не допускать родовых травм

По мнению доктора Ефимова, причины родовых травм следует искать не только в работе акушеров, хотя отрицательное влияние некоторых приемов родовспоможения не сбросишь со счетов. Главная беда — несоблюдение будущими матерями здорового образа жизни (курение, слабая физическая, да и психологическая подготовка к родам). (Напоминаю – это мнение только профессора Ефимова. Н.Г.) Увы, и рождение ребенка многие женщины откладывают на потом, на 30-35 лет.

Пока проблема травм существует, молодым родителям следует очень внимательно следить за состоянием младенца. Сигналами неблагополучия могут быть плохой сон, беспричинный плач, беспокойство, отставание в двигательной активности, судороги. По мере роста ребенка последствия родовых травм могут давать такие симптомы, как гиперактивное поведение, отсутствие внимания на уроках, синдром беспокойных ног, потливость, мышечная слабость и даже частые простуды. Чтобы не пропустить момента нарушения развития, следует регулярно, на всех возрастных этапах жизни ребенка, проводить замеры его роста, окружности головы, груди, веса.

Если есть сомнения, целесообразно пойти с малышом на рентгеновское обследование и сделать три снимка шейного отдела: через открытый рот, с наклоном головы вперед и с наклоном головы назад. Можно провести и более современное обследование — компьютерную или магниторезонансную томографию. Грамотный диагност сразу заметит имеющееся повреждение и направит к нужному специалисту. Но даже если болезнь подтвердится, не надо отчаиваться. Не случайно одним из принципов программы семейной реабилитации доктора Ефимова является "деятельный оптимизм".

Вот пример. У Татьяны и Андрея, молодых супругов из Чебоксар, долгожданная дочь Машенька появилась на свет в процессе трудных родов, что имело неблагоприятные последствия: у девочки были обнаружены двигательные нарушения, задержка психического развития. У Татьяны и Андрея низкий материальный достаток, но они горят желанием помочь любимой дочери, поэтому старательно проводят все процедуры, назначенные Анатолием Петровичем, и проявляют огромное терпение в занятиях по развитию своей малышки. Пока прошло полгода с начала лечения, но двухлетняя Машенька уже пытается самостоятельно ходить, начинает говорить, интересуется игрушками. Хотя она еще и отстает от сверстников, доктор дает ей самый благоприятный прогноз.

Опыт доктора медицинских наук А.П.Ефимова отмечен не только в России, но и за рубежом. Его центр удостоен почетного приза международной программы "Партнерство ради мира", а сам Анатолий Петрович — ордена "Золотой империал" I степени (личный вклад доктора Ефимова в медицину — успешное лечение более 30 тысяч больных). А недавно пришло сообщение из Международной академии гуманитарных и естественных наук о присвоении ему звания академика за создание эффективных реабилитационных технологий.



 

Кому нужен образ врага

Борис Михайлвич Бим-Бад в рекламе не нуждается. Антрополог, академик... титулов настолько много, что перечислять их здесь - дело неблагодарное. Я лишь поясню, почему именно это произведение заинтересовало и оказалось в рассылке. Потому что, иногда создается впечатление, что наши дети и мы сами - злейшие враги нашей страны. Иначе как объяснить последние инициативы Минздравсоцразвития? Вот эти: список заболеваний с которыми наших детей не будут брать в гос. учреждения на работу. Один вопрос: мы живем в демократическом обществе или...? Итак, читаем.

Кому нужен образ врага? - Почти всем... - Почему?

КОМУ НУЖЕН ОБРАЗ ВРАГА? Психологически — подавляющему большинству людей, с колыбели до могилы. Сейчас скажу, почему. Но прежде договоримся о понятиях. Есть реальный враг — ненавистник, пакостник и захватчик, и его образ тоже существует в сознании жертв. О реальном образе действительного врага мы сейчас не говорим — это особая важная тема. Ограничимся рассмотрением придуманного образа несуществующего врага. Фантома. Заметим только, что фантомные боли тоже бывают весьма ощутимыми: ногу ампутировали, а отсутствующая нога жутко ноет.

Итак, выражение "образ врага" значит в контексте настоящей дискуссии нечто иллюзорное, фантастическое — мираж или специально изобретенный ментальный конструкт, имеющий к действительности самое отдаленное отношение. Типичный образ врага — тот самый черт (бес, Враг), которого ни один трезвый человек никогда не созерцал, но почти всегда готов свалить на него свою вину. Ну как же? Бес попутал…

В подобном козлике отпущения нуждается даже малый ребенок. "Это не я разбил вазу — меня бумбараш толкнул". И целые толпы: нет на нас греха, их все унес с собой в пустыню козел. Разве не видели?

Первым делом образ врага рождается чувством (комплексом) вины. Чтобы оправдаться, обелиться, очиститься, придуманного врага шибко ненавидят. Особенно злобно, если новоиспеченный "враг" — ближний: сосед, жена, муж… Об этом хорошо сказал Георг Зиммель: "Тайное ощущение собственной вины мы весьма предусмотрительно прикрываем ненавистью, которая облегчает приписывание всей вины другому".

Образ таинственного могущественного врага нужен также для оправдания наших неудач, потерь, упущенной возможности, слабости, болезни и многого иного. Увы, человек слаб.

Образ врага подпитывается СТРАХОМ. Слишком часто человеку боязно, беспокойно и горько. Его оскорбляют. Сердце готов заселить холод. И наступает время, когда больше нет у него опоры и не хватает сил. Образ врага уменьшает психическое напряжение у огромного числа людей. Они как будто находят в нем поддержку перед угрозой сомнений и одиночества, разочарования, соблазна. И люди укрепляются в своей ненависти к придуманному врагу каждый раз, когда сталкиваются с клеветой, притворством, жадностью, завистью, гордыней, опасностью случайной гибели... Демоны невежества терзают человечество, идолы толпы угрожают тиранией, дьявол страстей разрушает культурные завоевания тысячелетий. Дикость и хищничество царят вокруг человека. Он хватается за соломинку фантомов, вооружается щитом ненависти и держит наготове ватное копье, коим в своем воображении поражает врага. "Изыди, бестия!"

А те, кто воистину виновны, грешны, беззаконны и бессовестны, тем более нуждаются в образе врага — чтобы не только перед собой оправдаться, но и перед Богом и людьми. Все эти палачи и исполнители кровожадных приказов, прячущиеся за спину всемогущего начальства, убийцы, распространители половых болезней, пьяные водители… Им надобно кричать "Держи вора" и при этом быстро смываться.

Не всякий человек поддается коллективному полубессознательному образу врага. Встречаются люди, испытывающие органическое отвращение к самообману и обману, нечувствительные к пропаганде. Мужественные люди.

Теперь из психологии переместимся в политэкономию. То есть в область торговли оружием. Если Вы, читатель, не производитель и не продавец вооружений, Вам не понять, как велика цена измышленного врага, ежели под рукой нет, как это чаще всего и случается, врага действительного. Грандиозные состояния наживаются так: ветром дезинформации развевается огонек раздоров, и разжигается вражда между племенами, и всем им продается вооружение.

Приемы стравливания людей практически не изменяются с ходом времени. Образ потенциального или актуального врага создается сызмальства. Взаимные ревизии учебников истории для массовых школ в большинстве так называемых цивилизованных стран мира, проводимые примерно раз в двадцать лет независимыми экспертами-интеллектуалами, обнаруживают, что натравливать друг на друга начинают в школе, внедряя в беззащитное сознание молодежи ненависть к "чужим". Это, как правило, соседи.

Сокровища, сделанные из крови и плоти еще совсем детей и обманутых, одурманенных и обезумевших в злобе взрослых, частично используются для нищенских подачек школе, которая, как ей кажется, просвещает, а на деле готовит на погибель тех, по числу коих будут вскоре проданы и закуплены автоматы и минометы. Матери производят на свет будущее "пушечное мясо", учителя готовят его к употреблению. Зачем? Чтобы обогатились сверхвысокопоставленные преступники, профессиональные людоеды, несущие страшные мучения сотням тысяч и миллионам людей.

Почему люди допускают это? Только потому, что вместо образования спасительного, развивающего способности, людям подсовывают образование, укореняющее умственную слабость и безумие. Так что политэкономия здесь не обходится без психологии.

Классическое исследование Гордона Олпорта о психологических корнях этноцентризма и расовых предрассудков (1946 год) показало, что влияние школы (особенно на детей в возрасте от 12 до 16 лет) не менее сильно, чем влияние родителей. Морис Мерло-Понти тоже неоспорим, утверждая, что расовые и этнические предрассудки зарождаются и укрепляются в ребенке, у которого еще нет рефлектирующего мышления, а есть только непосредственные чувственные связи с миром.

Дать детям самосознание и адекватную картину мира - задача хорошей школы. Чем выше образованность человека, тем меньше его потребность в "козлах отпущения", в ненависти и презрении к людям.

Есть способность "понимать, слышать друг друга", без которой "едва ли не хуже были мы диких зверей", как говаривал Михаил Васильевич Ломоносов. Понимать проблемы друг друга значит много больше, чем понимать неродные языки. Здесь надобна культура - благоговение перед жизнью как таковой; светлый разум; оптимистическое миросозерцание; интерес к вечным проблемам бытия; дух "Клятвы Гиппократа"; умонастроение типа "Никогда не посылай узнавать, по ком звонит колокол: ведь он звонит по тебе".

Без всего этого школа не сможет врачевать наши раны и защищать детей от тех, кому выгодна ненависть, недоцивилизованность и образ врага.

Но мало хорошей школы. Необходимо еще внимание общества к трудностям людей и реальное предоставление им шансов подняться, выбиться из круга беспросветной нужды.

Абсолютно обязательно непрерывное и повсеместное разъяснение каждой из возрастных категорий призрачности и бесполезности ненависти, гнева, враждебности.

Б. М. Бим-Бад, 2005



 

Цветочный человечек

Эту сказку прислала Марина Локсина. Вот её предисловие: "Замечательную сказку прислал мне Николай. Сразу же хочу поделиться ею с вами всеми. Если у вас будут какие-нибудь отклики на эту сказку, присылайте их мне, а я потом передам все Николаю, ладно? Итак, сказка начинается..."

В одной стране жил да был один человек. И был он добрый-добрый. Такой добрый, что пошла о нём молва, будто волшебник он. Но не был он волшебником.

Просто когда рядом кому-то было плохо или кто-то злился, то в руках у этого человека неожиданно появлялись такие прекрасные цветы, что он и думать забывал о дурном или невесёлом.

Однажды, к примеру, шла соседка грустная оттого, что неурожай на поле вышел.

И вдруг - в руках её заблестели васильки, и такие они были красивые, что женщина и думать забыла про свои проблемы, быстро побежала домой показать домашним цветы да поставить их в вазу. А тут и родственники приехали, привезли зерна, так что про неурожай она и не вспомнила даже.

Или в другой раз замыслил вор на рынке украсть кошелек, а цветочный человек просто проходил мимо. И вспыхнул у вора в руках золотой тюльпан, да такой он был яркий, аж загляденье. Забыл вор про кошелёк, пошёл домой, посадил цветок в горшок на окно и каждое утро любовался им.

Вот так и жил цветочный человек, делая жизнь жителей своего города ярче и раскрашивая цветами жизнь.

Но вот однажды случилась война. Народ воевал с другим народом и цветочного человека тоже забрали на фронт. Но что за чудо - ружье в его руках оказалось обвитым вьюнками, а из ствола высунулся бутон гладиолуса! Подумали военачальники, подумали, да и оставили его без ружья, санитаром бегать да раненым помогать.

На передовой страшно: снаряды рвутся, земля столбом от взрывов, крики, стоны, свист: То одни идут в атаку, то другие, а посреди поля раненые да убитые лежат. Идет меж ними цветочный человек, и подбирает всех раненых - своих и чужих. И так ему горько стало, что не может он остановить этот кошмар, аж слезы наворачиваются: Капнула слеза цветочного человека на землю и выглянула посреди израненной взрывами земли крохотная белая ромашка, капнула другая - выгнулась незабудка. И так за цветочным человеком полосы из цветов стелются посреди поля брани.

Вдруг откуда ни возьмись неприятель тут как тут! А цветочный человек как раз раненого тащит. А солдаты неприятельские злые, вскинули ружья, прицелились и открыли огонь, да только вместо пуль полетели из стволов мелкие цветочки сирени да яблони.

Опешил неприятель, заглохла атака. Свои пошли в наступление, открыли огонь - и то же самое у них. Ропот пошел по рядам, солдаты смотрят друг на друга, не решаются двинуться, а цветочный человек стоит и улыбается, радуется, что перестали стрелять. Тут кто-то решил врукопашную пойти, но откуда ни возьмись у него в руках роза очутилась. Замер солдат посмотрел на цветок, посмотрел на своих, на чужих и говорит:

- Ребята! А что мы воюем-то? Оно нам надо?! Пойдём лучше домой!

Стали тут тогда все солдаты обниматься, и цветочный человек тоже со всеми обнялся и пошли они все по домам, побросав ружья, пушки и генералов своих. И у каждого солдата на память о том дне осталась алая гвоздика.

Вернулся цветочный человек домой и долго ещё радовал людей своими чудесами.



Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2007 гг.

В избранное