Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Папам и мамам об особых детках"


 

"Папам и мамам об особых детках"


Выпуск N 74

2007-01-28

Тираж: 2476 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Дружественные проекты:


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:

  • Выступление Татьяны Павловны Медведевой (Российский благотворительный фонд "Даун-сайт-ап") на общественных слушаниях в Государственной Думе РФ [прочитать]
  • В центре реабилитации неслышащих "Отофон" работает кабинет, оснащенный приборами для исследования слуха у детей. [прочитать]
  • Литературная страничка. Сандалии Жозе [прочитать]



 

Выступление Татьяны Павловны Медведевой (Российский благотворительный фонд "Даун-сайт-ап") на общественных слушаниях в Государственной Думе РФ



Давно прошли те общественные слушания. Но вновь и вновь обращаюсь к тем материалам и выступлениям и каждый раз нахожу что-то новое и полезное для себя. Сегодня приглашаю и Вас вернуться в то время. И, возможно, найти единомышленников.

Я представляю Российский благотворительный фонд "Дайн-сайт-ап" - это организация, которая оказывает бесплатную психолого-педагогическую помощь семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна от рождения до 8 лет.

И в возрасте 8-ми лет наши выпускники переходят в систему школьного образования.

Поэтому я буду говорить о системе инклюзивного образования, и поскольку дети с умственной отсталостью, это наиболее близкая мне категория, я буду основное внимание, основной акцент делать именно на этой группе детей.

Как нам хорошо рассказал Роман Павлович (Дименштейн, прим. мое), законодательная база в нашей стране позволяет и даже рекомендует проводить инклюзивное образование. Но, к сожалению, эти законы не обеспечены соответствующими механизмами исполнения. У нас нет ни подзаконных актов, которые позволяли бы реализовывать эти законы, ни соответствующих ресурсов, таких как финансовые ресурсы, техническое обеспечение, методики. И, собственно, тех людей, которые могли бы реализовывать эти программы инклюзивного образования.

Для ребёнка-инвалида, безусловно, совершенно необходимо, чтобы его так называемый социальный путь был бы прописан от рождения до окончания школы и его трудоустройства. И надо сказать, что начальное звено этого пути, такое как ранняя помощь и интегрированное обучение в детских садах, хотя и не очень распространено в нашей стране, но, тем не менее, для него существуют соответствующие модели. Для ранней помощи, скажем, модель которую предоставляет "Даун-сайт-ап", или санкт-петербургская модель; для интегративного образования в детском саду. Есть описанные модели, там такие, как "Детский сад - наш дом" в Москве, где эта модель существует более 10 лет, описаны и реально распространяется. Для инклюзивного школьного образования практически модели нет.

В тот момент, когда мы посылаем ребёнка учится в школу (это касается, как ребёнка-инвалида, так и обычного ребёнка), мы ожидаем от школы, что она обеспечит ему, с одной стороны, обучение, а с другой стороны, научит его взаимодействию. И в системе инклюзивного образования развитие коммуникативных навыков и взаимодействие между детьми не менее важно, чем обеспечение для них соответствующих знаний.

Надо сказать, что наша современная обычная, массовая школа, на сегодняшний день требует от ребёнка соответствия той программе, по которой, собственно, происходит обучение, как по исходному уровню, так и по темпу усвоения знаний. Собственно говоря, специализированные программы требуют от детей того же самого. Ребёнок, поступающий, например, в школу восьмого вида должен соответствовать школе восьмого вида по исходному уровню и должен учиться по этой программе в соответствующем темпе.

Что касается формирования взаимодействия между детьми, то традиционной учебный процесс не предполагает взаимодействия между детьми вообще, и указания, которые даёт учитель на уроке, они носят, скорее, ограничительный характер: не разговаривай, не толкайся, не вставай. Основное общение между детьми происходит после окончания уроков, что находится за рамками школьного процесса. Что касается их общения между собой на переменах, то для детей маленьких и детей с умственной отсталостью перемена даёт возможность поговорить, но там нет предметного взаимодействия, которое, собственно, лежит в основе их общения.

При этом чрезвычайно не хотелось бы потерять те наработки, которые существуют в сфере нашего общего образования и в сфере нашего специального образования, потому что при использовании зарубежных моделей мы потеряем нашу очень хорошую образовательную систему в сфере общего образования и в сфере образования специального.

Поэтому, исходя из всего этого, можно было бы предложить модель, которая включает в себя наработки обеих этих систем, и при этом позволяет детям учиться в инклюзивной ситуации.

Мы предлагаем для начальной школы поместить в каждый класс, так как положено по принципам интеграции, 10-20 процентов детей с нарушениями развития. При этом проводить занятия для них в следующей структуре: уроки по базовым предметам, таким как русский язык, математика и чтение, которые никак не предполагают коммуникацию между детьми, проводить по соответствующим программам для детей с особенностями развития и для детей обычных раздельно, что позволит использовать наработки нашей дефектологии и не менять практически программу для детей, обучающихся в обычной школе.

Что касается других уроков, таких уроков, как пение, рисование, труд и физкультура, то эти уроки предоставляют прекрасное поле для развития коммуникации. И если изменить структуру этих уроков и произвести переподготовку преподавателей, которые их ведут, таким образом, чтобы дети не должны были бы выполнять каждый собственное задание, а вся группа детей вместе, и обычные дети, и дети с нарушениями в развитии должны были бы выполнять общее задание, договариваясь между собой и распределяя между собой роли в соответствии со своими возможностями и потребностями, то, таким образом, мы получили бы реальный инклюзивный процесс, получили бы реальное деловое и дружеское взаимодействие между разными детьми.

Надо сказать, что модели, по которым могли бы быть построены такие занятия, существуют, апробируются на уровне детского сада. Например, детского сада "Наш дом" 1465, такими организациями, как "Дети Марии", такими организациями, как Центр "Тверской".

То, что я говорю, уже успела сказать, относится к начальной школе. Что касается средней и старшей школы, то, безусловно, здесь проблемы интеграции становятся более сложными, потому что в курсе нарастает количество предметов специализаций и количество предметов, по которым преподавание ведётся достаточно абстрактно. И довольно трудно найти те предметы, которые дети со сложными интеллектуальными нарушениями, обычные дети могли бы посещать вместе, таким образом, чтобы для детей с особыми потребностями эти предметы были тоже понятны.

Мне кажется, что плохая ситуация, когда ребёнок с особыми потребностями, просто присутствует на уроке. Это не развивает его, а даёт ему длительный опыт игнорирования, который в его дальнейшей жизни не будет ему полезен.

Мне кажется, что здесь можно укрупнить группы особых детей, и это даст им на самом деле то поле, в котором они смогут выбирать себе личных друзей. Это возраст выбора личных друзей.

А для их интеграции, ввести обязательные уроки театральной деятельности, которые позволили бы детям проводить весь театральный процесс опять же вместе, договариваясь друг с другом о распределении ролей, и не только тех, которые они играют на сцене, но и тех, которые они выполняют в жизни при этом взаимодействии.

Мне кажется, что такая модель была бы чрезвычайно полезна не только для детей с особыми потребностями, но и для детей обычных. Потому что они получили бы опыт делового сотрудничества, возможность попробовать себя в различных ролях, научиться вырабатывать стратегии поведения, проверять себя и взаимодействовать, безусловно, оставаясь разными.

Спасибо.



 

В центре реабилитации неслышащих "Отофон" работает кабинет, оснащенный приборами для исследования слуха у детей.

Моим друзьям написала мама малыша: "Неужели мой сын будет вынужден носить слуховые аппараты?" А мальчику уже больше 4 лет и время, драгоценное время, к сожалению, упущено. Что же делать, если Вы только ПОДОЗРЕВАЕТЕ об этих проблемах? Звонить, писать и идти в ОТОФОН.

Кабинет для исследования слуха у детей.

Современная диагностическая аппаратура позволяет выявлять нарушения слуха в любом возрасте, даже у новорожденных. При этом аудиологическое обследование у детей различных возрастных групп имеет свои особенности.

Своевременное определение состояния слуховой функции у детей дошкольного возраста также имеет крайне важное значение, так как от этого зависит развитие речевой функции, интеллекта ребенка, а также лечение, обучение и протезирование слуховыми аппаратами.

Исследование слуха у детей значительно сложнее, чем у взрослых и имеет свою специфику, так как тональная пороговая аудиометрия не всегда получается из-за непонимания ребенком предлагаемых во время исследования инструкций или нежелания их выполнять. Поэтому при работе с детьми дошкольного возраста необходимо придавать исследованию максимально игровой характер, чтобы вызвать у ребенка заинтересованность в самой процедуре.

В кабинете имеется прибор фирмы MAICO (Германия) "PILOT HEARING TEST", удачно сочетающий в себе возможности для исследования слуха с помощью элементов игровой и речевой аудиометрии.

Восприятие речи занимает одно из основных мест в интеллектуальном развитии ребенка, а речевая аудиометрия оценивает слух по главному его показателю - разборчивости речевых сигналов. Уровень восприятия речи можно легко определить с помощью "теста пилота".

Аудиометр MAICO "PILOT HEARING TEST" предлагает тесты со словами, состоящими как из одного слога, так и из нескольких слогов на семи уровнях интенсивности звуковых сигналов от 25 до 70 дБ.

Перед началом тестирования ребенок должен выучить правильные названия предметов на доске картинок. Схема проведения самого исследования с помощью аудиометра MAICO "PILOT HEARING TEST" следующая. Сначала нужно заинтересовать ребенка, сказав, например: "Сегодня ты будешь проходить тест пилота. Если ты пройдешь его, то получишь вот эту наклейку. Пилот сейчас будет спрашивать тебя о картинках на этой доске. Если ты понимаешь, о какой картинке он спрашивает, пожалуйста, покажи на нее пальчиком. Сначала пилот говорит довольно громко, но потом его голос становится все тише. Поэтому нужно слушать очень внимательно".

Ребенок слышит слова, воспроизведенные с жесткого диска, которые подаются в одно или оба уха пациента через воздушные телефоны, и показывает на таблице передаваемое ему слово. Врач контролирует ответ через наушник оператора и регистрирует ответ на специальном бланке. Поскольку в ходе теста интенсивность речи автоматически снижается, то определяется минимальный уровень интенсивности, при котором ребенок может различать слова.

Имеется 4 варианта наборов слов, которые специально подобраны и доступны для понимания ребенком.

Маленький пациент награждается наклейкой пилота. Как правило, даже 2-3 летние дети охотно вовлекаются в процесс исследования и дают достоверные ответы.

Данное исследование позволяет выявить одностороннюю тугоухость, определить разборчивость речи и порог ее восприятия.

Если ребенок понимает все слова, сказанные на уровне 25 дБ, то у него очень хороший слух. Слух ребенка в норме, если он понимает слова, сказанные на уровне 35-40 дБ. Если ребенок понимает только слова более высокого уровня интенсивности, ему следует пройти дальнейшее аудиологическое обследование.

Исследование слуха этим методом требует определенного уровня интеллекта у ребенка. Многое зависит и от умения наладить контакт с ребенком. Однако все усилия вознаграждаются тем, что уже у 2-3-летних детей во многих случаях удается провести исследование слуха и получить его полноценную характеристику.

Все кнопки управления аудиометра скрыты за веселыми картинками, например бабочкой или воздушным змеем, то есть исследование слуха носит максимально игровой характер. При этом данные обследования на аудиометре MAICO "PILOT HEARING TEST" отличаются точностью и быстротой получения.

Также кабинет оснащен компьютерным аудиометром ABR Stand Alone Unit фирмы Interacoustics (Дания). Компьютерная аудиометрия - это метод регистрации вызванных потенциалов (ВП) мозга, который связан с выделением слабых и сверхслабых изменений электрической активности мозга в ответ на стимул на фоне электроэнцефалограммы. Проведение компьютерной аудиометрии показано детям первого года жизни и детям младшего возраста. Метод позволяет объективно определить эквивалент порога слуха у ребенка.



 

Литературная страничка. Сандалии Жозе.

Это произведение написал Пауло Коэльо. Но, иногда, переработка текста изменяет его настолько, что становится трудно говорить и писать об авторстве лишь мэтра. Сегодня - именно такой случай. После обработки еще одного друга - Владимира Николаевича Пугача, притча приобрела настолько пронзительное звучание, что комментировать её просто невозможно.

Давным-давно, так давно, что никто уже не помнит точной даты, - жил да был в одном городке на юге Бразилии мальчик по имени Жозе. По-русски это Иван. Было ему уже целых семь лет, и он многое повидал на своём веку, поверьте мне.

Родителей он потерял едва ли не при рождении и жил Жозе у тётки, старой девы. Женщины состоятельной, может быть и неплохой, и может быть и не совсем уж такой и жадной, как думали соседи. По-своему, может, она даже и немножко любила Жозе: ну кормила же она его. И даже одевала. Но, надо признаться, материнской любви и ласки от неё Жозе не знал. Да и откуда тётке было знать материнскую любовь? Все соседи видели, что денег у неё было много, однако на племянника она их почти не тратила.

А тот, никогда не знавший любви, думал, что так и должно быть и по этому поводу не горевал.

Жили они в богатом квартале, и тётка буквально принудила директора школы принять племянника, всего за десятую часть положенной суммы. В противном случае она грозилась натравить на него самого префекта, с которым у тётки были какие-то делишки. А что делать? Директор и согласился принять Жозе в первый класс, однако дал приказание учителям, при всякой возможности делать так, чтобы мальчишка проштрафился, и это послужило бы поводом к его исключению из школы.

А Жозе, никогда не знавший любви, думал, что так и должно быть и по этому поводу не горевал.

И вот настал один из главных христианских праздников - Рождественский сочельник. Как обычно, все дети ждали чуда. А все мы когда-то были детьми.

Как обычно, всех школьников отправили на мессу в соседнюю церковь. И, конечно, по дороге, мальчики и девочки обсуждали, какой подарок каждый из них мечтает найти утром. Все были одеты по-праздничному и в храме их с нетерпением ждали родители. Все, кроме Жозе, одетому, как обычно в свои обноски. А обут он был в старые рваные сандалии. Однако, Жозе очень берёг свои сандалии и при случае, старался ходить босиком. Он помнил, что добрая тётушка обещала ему к 14 годам, обязательно купить новые, так вот! А одноклассники почему-то не раз говорили Жозе, что им стыдно ходить рядом с таким оборванцем.

А тот, никогда не знавший любви, думал, что так и должно быть и по этому поводу не горевал.

И вот, Жозе впервые вошёл в праздничный, ярко освещённый храм и увидел нарядных людей, стоявших целыми семьями. И вдруг мальчик остро почувствовал, себя самым несчастным в мире человеком! После причастия все дружно пошли домой к праздничному столу.

А Жозе не пошёл домой, там его, как обычно, никто не ждал. Он сел на пороге храма и горько заплакал. Впервые Жозе, никогда не знавший любви, уже не думал, что так и должно быть и как раз по этому поводу горевал. Священник, который увидел плачущего мальчика, только покачал головой и тяжело вздохнув, отвернулся, смахнув нежданную слезу.

Именно в этот миг мимо Жозе проходил незнакомый босоногий мальчик его возраста. И Жозе, кулаком вытирая слезы, подумал, что этому мальчишке ещё хуже. Каково ему идти по камням босиком? И Жозе, никогда не знавший любви, хорошо понимал, каково идти босыми ногами по таким камням, и подумал, что так не должно быть. Он молча снял одну сандалию, передал мальчику, и чуть прихрамывая, не оглядываясь, пошёл домой. До дома он добрался, время от времени, меняя свою старую разбитую сандалию.

Дома тётка устроила скандал, пригрозив, что если тот к утру не найдёт другую сандалию, то будет примерно наказан. Но Жозе без сил упал в свою постель и, чуть поплакав, заснул...

Утром Жозе разбудил шум в гостиной. И, когда ещё сонный мальчик спустился, то увидел свою вторую сандалию, а рядом – гору подарков! Тут была красивая одежда, вкусная еда, настоящий велосипед и роликовые коньки! И много-много каких-то непонятных красивых вещей!

Тут прибежал священник из того храма. Оказалось, у входа, из ниоткуда, появилась золотая статуя Младенца Иисуса, но одна нога в сандалии, а другая – босая.

Тётка вдруг заплакала и на коленях попросила у Жозе прощения.

А тот, никогда не знавший любви, думал, что так и должно быть и по этому поводу не горевал.



Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2007 гг.

В избранное