Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Папам и мамам об особых детках"


 

"Папам и мамам об особых детках"


Выпуск N 71

2007-01-05

Тираж: 2425 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Дружественные проекты:


Здравствуйте, дорогие друзья!

Со светлым праздником Рождества Христова всех Вас!



Сегодня Вы можете прочитать:

  • Последние или первые? Взгляд на явление.[прочитать]
  • О словах и делах. "Звездочка" в Петровске - Забайкальском [прочитать]
  • Использование дельфинотерапии в реабилитации детей [прочитать]



 

Последние или первые?

Взгляд на явление.

Постоянный адрес статьи: http://newspaper.ryazan.ru/archive/2003/14/index.htm

Я инвалид с детства.

Но не считаю данный факт поводом для жалости... тем более, что он не помешал моей творческой самореализации: я занимаюсь литературным творчеством, пишу стихи, прозу и публицистику, а также рисую. В прошлом году вступила в Российский Союз профессиональных литераторов.

В своем творчестве я просто не могу не затронуть тему инвалидов и отношения общества к ним. Мне эта тема известна изнутри, и я считаю, что в периодических изданиях ей уделяется недостаточно внимания, чаще всего в прессе появляется банальное перечисление бытовых и материальных проблем, которыми жизнь вовсе не ограничивается. А хорошие, написанные от души материалы, которые иногда появляются, все равно страдают слишком поверхностным знанием жизни людей с ограниченными возможностями.

Мне удалось опубликовать в некоторых рязанских изданиях ("Молодежная среда", "Приокская газета", "Рязанские ведомости") несколько материалов о жизни инвалидов. Главной моей целью было показать, что помимо проблем, которые, конечно же, есть, люди с ограниченными возможностями имеют высокий духовный и культурный потенциал и могут жить насыщенной, творчески активной жизнью. Но мне пришлось столкнуться с тем, что именно этот аспект упорно игнорировался сотрудниками редакций. Часто материалы сокращали, оставляя в них лишь жалобы на проблемы, искажая первоначальный смысл.

Я являюсь членом некоммерческой организации поддержки культурно-творческой интеллигенции молодых инвалидов "Одухотворение", одной из главных задач которой является знакомство людей с этой стороной жизни инвалидов.

Статья "Последние или первые?" – о жизни людей с нарушением интеллекта. Этой темы на страницах газет я не вижу вообще, даже в специальных изданиях для инвалидов ей уделяется мало внимания. Но я глубоко убеждена, что внимания эти люди (именно ЛЮДИ) – достойны, а корень нашего предубеждения к ним кроется в простом незнании.

Написать этот очерк меня побудили многочисленные личные впечатления. Бывая в различных организациях, работающих с инвалидами, я часто встречала родителей, чьи дети страдают глубоким нарушением интеллекта. Я много общалась и с родителями, и с детьми. Мне стали небезразличны их проблемы, и, хоть я и не могу претендовать на полное их знание, мне хочется поделиться с читателями своими мыслями. Может быть, то, о чём я напишу, окажется для кого-то полезным.

Среди всех категорий инвалидов люди с нарушениями интеллекта находятся в самом незащищенном положении. В советское время они были вынуждены жить в изоляции – либо в психоневрологических интернатах (ПНИ), либо в четырех стенах родного дома."...Мы придумали ПНИ. Их громады взметнулись в поднебесье своим многоэтажьем, по воле людей, по воле людей, одержимых идеей "всеравнизма". Суть её проста: умственно отсталому человеку ВСЁ РАВНО, как жить, ибо это не человек, а существо. Человек живет, а существо существует".

Эта цитата – из книги Бориса Кривошея "ПНИ на дороге в никуда". Автор знает о жизни людей с нарушениями интеллекта по судьбе сына, страдающего синдромом Дауна. На собственном горьком опыте эта семья знает о порядках, царивших во вспомогательных школах и психоневрологических интернатах в 80-х годах прошлого века. Человеку – тем более ребенку – попавшему туда, угрожала полная деградация.

В середине ХХ века подобная ситуация была типична и для западных стран. Но в дальнейшем отношение к людям с нарушениями интеллекта стало меняться. Этому способствовали множество движений за права инвалидов, в том числе за права умственно отсталых. В качестве примера можно привести французского проповедника Жана Ванье и его последователей. Их усилиями во многих странах мира были созданы десятки общин, где живут умственно отсталые люди и те, кто ухаживает за ними, опекает их. Жан Ванье и его последователи стремятся доказать, что между людьми не должно быть не только расовой, национальной, религиозной, но и интеллектуальной розни. Разница умственных способностей не должна угнетать тех, кому дано немногое. В способности любить и отвечать на любовь мы все равны, а может быть, люди с нарушением интеллекта даже превосходят нас в этом.

Движение Жана Ванье основано на христианских идеалах и ценностях. В дореволюционной России отношение к людям с нарушениями интеллекта тоже определялось ими. Само русское название таких людей – "убогие" – значит "у Бога". Для них многое делалось. Существовали приюты для умственно отсталых детей, где им не только давали пищу и кров, но и по мере возможности обучали грамоте и ремеслам. Например, в приютах святого Иммануила и Царицы Небесной, существовавших в Санкт-Петербурге в конце XIX в., воспитанников учили Закону Божьему, русскому языку с чистописанием, арифметике, истории, географии, естествознанию, церковному пению; ремеслам – столярному, сапожному, переплетному, корзинному. Девочек обучали хозяйственным и рукодельным работам...

На протяжении почти восьми десятков лет об этом опыте воспитания и "призрения" было забыто. Советские интернаты не могли дать людям с нарушениями интеллекта возможностей для развития, и часто ограничивали даже те способности, которые у них были. Ведь эти люди четко копируют тот мир, в котором живут. Они добры, если быть добрыми к ним, полны любви и удивительной нежности, если это взаимно. Творчески одарены и готовы к раскрытию своих талантов, если в это верить и этому способствовать. К сожалению, могут быть и агрессивны – в ответ на жестокость.

"Для меня было открытием, что больной ребенок, не умеющий говорить, считать, писать, вообще мыслить в нашем понимании этого слова, тем не менее обладает своим собственным, отличным от других, "я", своим характером и чувствами..." Это слова Владимира Баранова, одного из педагогов "Школы Бороздина", существующей с начала 90-х гг. в Новосибирске. На уроках в ней дети познают окружающий мир, учатся жить в нем, посредством творчества – музыки, пения, рисования.

"Школа Бороздина" стала одним из первых учебно-реабилитационных учреждений нового типа, работающих с детьми с глубоким нарушением интеллекта. Сейчас всё больше школ, образовательных учреждений и других организаций стали заниматься с этой категорией детей-инвалидов. Я попробую описать опыт их работы в Рязани.

В последнее время изменения к лучшему стали заметны и в нашем городе. Конечно, как и во всей стране, ничего не делается "просто так" – нужны большие усилия, чтобы доказать властям необходимость такой работы, добиваться, требовать… Очень часто главной "движущей силой" этого процесса становятся родители детей-инвалидов. Так произошло и в Рязани. В 1992 г., по инициативе родителей, была открыта реабилитационная школа-интернат "Вера", и это стало важным событием – в ней смогли учиться дети, которых не брали в обычные вспомогательные школы.

К сожалению, и сейчас многие организации, призванные помогать инвалидам, всё еще неохотно берутся работать с людьми с нарушениями интеллекта или, в лучшем случае, ограничиваются оказанием им и их семьям материальной помощи. Но постепенно появляется и накапливается и опыт реабилитационной работы.

С 1994 г. существует Рязанская городская общественная организация родителей детей-инвалидов (ГООРДИ) под руководством Т.Н. Толоконниковой. Эта организация проводит большую работу по творческой реабилитации детей-инвалидов (прежде всего – с нарушениями интеллекта). За время ее существования накоплен большой опыт, проводилось немало кружковой работы по прикладному творчеству, но особенно мне хотелось бы отметить работу музыкального ансамбля, которым руководит Р.П. Наумова. Ребята, многим из которых поставлены такие диагнозы как олигофрения, синдром Дауна, играют на ложках и ксилофонах. Умелому и чуткому руководителю удалось раскрыть и развить в них врожденную музыкальность, чувство ритма. Репертуар ансамбля достаточно разнообразен – от русских народных мелодий до "Турецкого рондо" Моцарта. Зрители встречают эти выступления восторженными аплодисментами. Может быть, с точки зрения профессионалов уровень мастерства и невысок – но вспомните о том, что этих детей считали "необучаемыми"! Вглядитесь в их лица, счастливые от сознания того, что они могут творить и дарить радость и себе и другим!

Интересен опыт существующей в Рязани городской организации помощи умственно отсталым детям-инвалидам, возглавляемой Л.И. Лукашкиной. Ее сотрудники – профессионалы, занимающиеся оказанием различных видов коррекционно-педагогической помощи. Проводятся занятия по развитию мелкой моторики рук, оказывается логопедическая помощь, ведется обучение детей навыкам самообслуживания. Одной из главных целей этой организации является пропаганда гуманного, христиански доброго отношения людей к умственно отсталым детям. Из опыта их работы особенно хочется выделить организацию, по просьбе родителей, присмотра и развивающей работы с детьми на дому.

Среди организаций ВОИ г. Рязани, работает с умственно отсталыми детьми и подростками, например, территориальная организация №3 (Железнодорожный район). Такие дети, вместе с остальными детьми-инвалидами, посещают кружки игры в шашки, бисероплетения, изделий из соломки. Специально для более старших (20–30 лет) людей с нарушениями интеллекта создан кружок прикладного творчества.

Конечно, многие проблемы остаются и требуют решения. Во многом наше общество еще не готово к тому, чтобы до конца понять их важность. Но шаги к этому делаются. И одно из важных доказательств тому – что людям, чей интеллект отличается от нашего, уже не отказывается в праве на индивидуальность, на творчество, на собственное "я".

И еще о значении слова "убогие"… Один мой знакомый, верующий человек, в ответ на мой вопрос об отношении к этой проблеме вспомнил постулат: "И последние станут первыми". По его мнению, такие люди в конечном счете окажутся ближе к Богу, чем мы, гордящиеся своим умом и знаниями, носящиеся со своими амбициями...

Может быть, поняв их, мы окажемся не на самом последнем месте?

Ирина ПОЗДНЯКОВА



 

О словах и делах.

"Звездочка" в Петровске - Забайкальском



Все начиналось как обычно. Было письмо и были мысли, которые "цепляли" душу и заставляли думать. Попросила высказаться поподробнее... И получила статью, которую предлагаю Вашему вниманию. На чем хочу акцентировать Ваше внимание: в любых условиях и при любых обстоятельствах находятся люди, которые понимают необходимость этой работы и которые с желанием её выполняют. Давайте, не будем им мешать.

Вот уже 6 лет в нашем городе Петровск - Забайкальском существует клуб для детей – инвалидов "Звездочка". Наверное, неспроста дали клубу такое название. Есть большие звезды - яркие, заметные, мимо таких, не заметив, не пройдешь. А наш клуб-маленькая звездочка. Конечно, она светит, даже греет, но она настолько мала, что многие не замечают её существование. Руководит клубом Трясорук Елена Ивановна. Прекрасный, добрый человек! Дети любят ее. Работа у Елены Ивановны непростая, но она справляется с ней! Дети занимаются и отдыхают во Дворце культуры и спорта на третьем этаже, в уютной комнате. Эта та категория маленьких граждан, возможности, которых ограничены… Некоторые наши дети не отличаются от обычных детей, и только их мамы и сами ребята знают о своих совсем недетских проблемах.

Какие только недуги не несут тяжким бременем наши дети и их мамы…Не хочется об этом говорить...

Совсем недавно председатель общества "Доброта" Тамара Ивановна Васильева рассказывала о том, как плакали матери на встрече, посвященном дню Инвалида. Тяжкую ношу несут мамы таких детей. В нашем клубе прозвучала фраза о том, что многие мамы мечтают пережить своих детей. Страшные слова. Но самое страшное, когда умирают матери и остается её взрослый ребенок...Или когда сляжет мать не в силах ухаживать за больным уже взрослым ребенком.

Это не отступление от темы – наши дети тоже станут взрослыми...И не дай Бог таких проблем!

А пока у клуба "Звездочка" появились шефы - это представители партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". В прошлом году клуб отмечал 5-летие. И от партии пришло много людей. К сожалению мы не догадались спросить всех имен, но некоторые знаем. Это Кузьминов Михаил Николаевич, Голенков Алексей Григорьевич, Кривицкий Юрий Евсеевич, Шовдра Иван Иванович и другие. Низкий им поклон, огромное материнское спасибо. Они подарили детям много дорогих настольных игр, сладости. А летом решили проблему с транспортом -выделили автобус съездить на природу. Как замечательно, что есть такие люди. "Единая Россия" слов на ветер не бросает!

Отдельное хочется сказать о Васильевой Тамаре Ивановне. Огромное ей спасибо - как болит сердце её о наших детях. Постоянный желанный гость наших ребят. То сладости приносит, то одежду... С ней всегда можно поговорить, у неё всегда много идей...Она интересный собеседник, а её рассказы интересны и душевны...Это один из немногих людей в нашем городе, которые искренне болеют за инвалидов и реально решает их проблемы. Вот если бы было больше таких людей. На последней встрече Тамара Васильевна подняла проблему о том, как относятся к инвалидам в нашем городе. Она отметила, что классные руководители должны провести классные часы, на подобные темы. Чтобы дети не смеялись нам больными людьми, относились к ним с пониманием, ведь каждый человек может оказаться в беде. К примеру, сломал ногу, а она срослась не так - вот и инвалидность.

Еще один неравнодушный человек-Рябова Тамара Васильевна. Она находится на заслуженном отдыхе, но все же приходит в клуб общается с детьми, интересуется делами и проблемами клуба. Вот такой замечательный человек!

Администрация города и сам глава Щукин Г.Л. приходят к детям на встречи. Геннадий Леонидович помог, чтобы у детей была отдельная комната, помог с ремонтом, всегда, когда нужно, оказывает материальную поддержку. Приятно, что руководство города считает важным существание клуба для детей с ограниченными возможностями.

В прошлом году Елена Ивановна Трясорук возила детей в Читу на фестиваль "Здравствуй мир!". Вернулись с грамотой и подарками. А совсем недавно была поездка в Хилок на межрайонный фестиваль "Мой мир". Там Сидоров Сережа с песней "Черный кот" получил грамоту и подарок. Там же Эпов Вова представил выставку картин из бересты и кожи. Он тоже получил грамоту и подарок.

Надо отметить, что Сидорова Сережу помогали готовить к фестивалю методисты Дворца культуры и спорта. Им это удалось - Сергей спел замечательно, чувствовалось, что с ним работали.

Вообще, работники Дворца, во главе с Маевой Татьяной Николаевной всегда помогают клубу, предлагают разные мероприятия. Работники детской библиотеки приходят к детям и помогают с пользой провести время.

Хочется поблагодарить частных предпринимателей – Кондратьеву И, Якушевскую С., Иванову Л., Столярову И.. ,Синько И. (Извините, не знаю ваших отчеств.) Эти женщины с чуткими и отзывчивыми душами никогда не отказываются помочь клубу - сладости, продукты, подарки. Это то, чему потом радуются на чаепитиях дети. К сожалению таких людей мало - одна частная предпринимательница, в ответ на просьбу помочь, сказала - "много вас таких!" Да, случается и такое...

Еще один неприятный момент. Весной этого года к нам приходил психолог из дома- интерната, что находится в Сосновом бору. Предлагали родителям и детям клуба благотворительную помощь психологов. Родители, конечно, согласились. Помощь психологов как нельзя была бы кстати. Мы даже договорились, каким образом пройдут эти встречи. Но больше никто не пришел. Слова оказались только словами…

Этот материал написан по просьбе родителей детей- инвалидов.

Отдельно, как автор данного материала и мать, воспитывающая ребенка-инвалида, хочу сказать следующее. Бывает педагогическая комиссия выносит вердикт-ребенок необучаем. Я считаю, что за это надо побороться. Мне тоже сказали ,что мой ребенок необучаем. Но на комиссии находишься недолго и люди не знают ребенка с той стороны, с которой знаете его вы. Привозите каракули малыша, раскраски, любые его работы. Доказывайте, просите. Так поступила я. Теперь мой ребенок читает, считает, ориентируется во времени. Печатает, рисует, играет на компьютере и умеет много чего еще.

К тому же 30 сентября на заседании круглого стола в Госдуме Р.Ф. были выступления на эту тему. Хочу привести небольшой отрывок.

" Бороздин Алексей Иванович в Новосибирске создал собственный центр. Он занимается с необучаемыми детьми-инвалидами, от которых отказались все. И, несмотря на то, что в его центре с детьми занимается только он со специалистами, без участия мам и пап, 70 процентов этих детей идут в школы. Напомню, речь идет о необучаемых детях-инвалидах. 100 процентов детей социально абилитированы. То есть у нас есть методики, у нас есть чему учить. Но, к сожалению, у нас нет единой методологии по этому вопросу. И нам необходимо этим вопросом озаботиться на уровне Министерства образования и науки, чтобы эти предметы были введены на дефектологических факультетах, и чтобы этому начали учить наших специалистов. "

Пробуйте обучать своих детей, не пускайте на самотек их и без того слабое развитие! Если в одном месте вам сказали, что ребенок безнадежен, ничему не научится или мало чему научится, сходите к другому человеку. Люди разные и им свойственно ошибаться. Не отпускайте руки! На моем пути были врачи, которые по – настоящему были обеспокоены здоровьем сына, а также давали рекомендации мне. Ведь не секрет, что здоровье матери ребенка инвалида подрывается, мать живет в постоянном стрессе. Об этом говорила и председатель общества "Доброта"- Васильева Т. И.

Хочу лично поблагодарить врачей, которых мне посчастливилось встретить на своем пути - МамкинуЛ.В., КанЮ.Ф., Бобовскую М.Ю., Харитонова Ю.Н., супругов – врачей Кульковых. А также благодарю Субботину Елену Викторовну, Сажину Надежду Александровну, Свистильник Романа Николаевича - методистов Центра Детского Творчества, который с удовольствием посещает мой сын.

А также грамотных врачей ПНД г. Читы, нейрохирурга Данилова Р.П., педиатрическое бюро МСЭ, медикопедагогическую комиссию г. Читы., врачей детской областной больницы и Диагностического центра Читы.

Дорогие мамы больных детей терпения Вам, хороших врачей!

Я знаю, что такое слезы, я знаю, что такое боль и отчаяние, раздумья о будущем детей. Иногда бывает плохо, кажется, что невозможно, что-то сделать. Невозможно слышать от врачей – необучаем. Кажется, что невозможно смотреть на страдания наших детей, невозможно терпеть обиды здоровых детей к нашим...Невозможно сделать что-то для здоровья ребенка. Невозможно??? Следующие слова я нашла в Интернете в рассылке "Папам и мамам об особых детках". В них - правда.

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся некоторые люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"

Елена ФАЛИЛЕЕВА.

г. Петровск-Забайкальский



 

Использование дельфинотерапии в реабилитации детей

Из выступления Лысенко В.И.- директора института дельфинотерапии, на VI конгрессе педиатров



Универсальной задачей наших дней становится повышение витальности детского населения. Для этого необходимы новые подходы и современные технологии в области психологии и медицины. В силу многофакторности воздействия негативных составляющих нашей жизни коррекционные, терапевтические и реабилитационные мероприятия необходимо выстраивать как медико-психологический комплекс. Всем этим требованиям отвечает метод дельфинотерапии.

Метод дельфинотерапии (ДТ) является системой физических и психических воздействий, направленных на лечение больного, с использованием дельфинов. Цель дельфинотерапии состоит в устранении болезненных отклонений, изменении отношения больного к себе, своему состоянию и окружающей среде. Прямо или опосредованно происходит комплексное лечебное воздействие на эмоции, суждения и самосознание человека. Даже в своем определении дельфинотерапия достаточно полно корреспондируется как с психотерапией, так и с физиотерапией. В нашем варианте метода изначально заложен комплекс позитивных эффектов, которые достигаются при использовании в период сессий фрагментов:

  1. психологии общения;
  2. психотерапии;
  3. гидрокинезотерапии;
  4. талассотерапии;
  5. ультразвуковой терапии;

Это положение подтверждается и тем кругом специалистов, которые сосредоточены при интеракциях "дельфин-пациент": невропатолог, психотерапевт, медицинский психолог, логопед, дефектолог и т. п.

Дельфинотерапия позволяет добиваться общих эффектов, которые укрепляют силы больного в борьбе с заболеванием (взаимоотношения врача и больного, оптимальный психологический климат в сессионный и постсессионный периоды, исключающий психическую травматизацию и ятрогенные заболевания, предупреждение и своевременное устранение вторичных невротических наслоений, которые могут вызываться основным заболеванием либо госпитализмом).

, посттравматическими стрессовыми расстройствами (ПТСР), задержками психического и речевого развития (ЗПРР), ранним детским аутизмом (РДА) и т.п.

Дельфинотерапия хорошо комплиментарна для медикаментозного и физиотерапевтического лечения, может применяться комбинированно или сочетано с другими реабилитационными методами. Она, как и психотерапия, неосуществима без положительного эмоционального контакта с пациентом. Во всех этих случаях срабатывает "эффект маятника". Обращение к использованию дельфинов обусловлено их уникальными природными особенностями: отсутствие к ним культурных ограничений (во временном и географическом аспекте), сочетание высокого интеллекта и редких физических данных, особым отношением человека к дельфину: он является одним из ярких символов самого первого начала вещей, т. е. архетипичен. Все вместе взятое продуцирует сильную позитивную установку (эффект "положительного культурального шока").

В новых реабилитационных технологиях должен в полной мере реализовываться принцип синергизма. Его использование позволяет значительно повысить эффективность коррекционных и терапевтических мероприятий. Суть его состоит в том, что многие факторы риска при психосоматических заболеваниях действуют синергически, т.е. усиливают многократно общий эффект своего влияния, происходит не сложение отрицательного воздействия, а как бы умножение одного фактора на другой. Сходный эффект отмечается и при терапевтическо-коррекционном воздействии, когда происходит значительное возрастание эффективности лечебных мероприятий под выраженным влиянием психологической коррекции. Это выход на терапию многофакторного воздействия, мультифункциональную направленность задействованных методик. Терапевтическое воздействие при дельфинотерапии в значительной степени объясняется сонофоретической моделью, когда специально подготовленный дельфин выступает при лечебных интеракциях как природный ультразвуковой сонар и целенаправленно лоцирует (издает акустическую эмиссию) на пациента.

Мы базировались на традициях, которые были заложены уважаемыми корифеями физиотерапии Боголюбовым, Улащиком и др. В основе терапевтического эффекта при дельфинотерапии лежат хорошо известные каждому педиатру лечебные воздействия, при воздействии дельфина вступают эффекты резонанса и идет активация как организма, так и систем.

Это позволяет реализовать известные лечебные эффекты ультразвуковой терапии (УЗТ): противовоспалительный, анальгетический, спазмолитический, метаболический, дефиброзирующий, бактерицидный. Свой вклад вносят одновременные во время сеанса морские ингаляции и морское купание, синергически действует мощная и хорошо подобранная психотерапия. Максимально задействованные функциональные исследования (ЭЭГ с функциональными пробами, мониторинг ЭКГ, КИГ по Баевскому) позволяют векторно управлять процессом лечения.

Разработана отдельная модульная субпрограмма для оказания помощи детям с политравмой. Имеется уникальный опыт реабилитации детей с краш-синдромом и гипоксией головного мозга, которым реабилитационные сеансы дельфинотерапии проводились при постоянном ЭЭГ-контроле. У части детей он осуществлялся непосредственно в дельфинарии: до и после сеансов.

Помощь подобным контингентам детей в рамках Конгресса будет рассматриваться на 10 симпозиуме.

Позитивные изменения биоэлектрической активности головного мозга были зарегистрированы в каждом случае и носили выраженный индивидуальный характер. Однако можно было отметить и общие для всех тенденции:

  1. Самый четкий и определяемый даже без углубленного анализа признак — улучшение межполушарной симметрии электроактивности и явная синхронизация колебаний в обоих полушариях.
  2. происходил процесс нормализации распределения основных ритмов ЭЭГ.
  3. После каждого сеанса достоверно снижалась средняя мощность бета-ритма и медленных волн дельта-диапазона.
  4. Показательным являлось усиление абсолютной мощности альфа-ритма с улучшением его топического распределения.

Поэтому сейчас мы знаем, что ребенку комфортно с дельфином не только в психическом плане, но под этим существует и значительная материальная основа.

В ходе исследований мы определились с противопоказаниями (а они есть) — острые инфекционные болезни, эпилепсия и эписиндром, онкологические больные. Хотя в США активно работают с онкологическими больными на последних стадиях болезни.

В мировой практике разработки по дельфинотерапии сконцентрированы в США и Мексике. По содержанию и эффективности комплекса уже несколько лет назад нам удалось выйти на уровень института дельфинотерапии доктора Д. Натансона во Флориде. (Единственная позиция, к которой мы, наверное, никогда не приблизимся — это стоимость недельного курса в 5 тыс. долларов).

Метод дельфинотерапии может реализоваться по двум направлениям:

  1. свободная интеракция пациента с дельфином при минимальном участии специалистов (Л. Лукина). В период интеракции в режиме free style пациент самостоятельно выстраивает как отношения с дельфином, так и физические манипуляции;
  2. структурированная интеракция пациента с дельфином.

Коннектором выступает специалист (психолог у D. Natanson), который и разрешает целевые задачи взаимодействия. Задачи ставятся в зависимости от умения специалистов использовать составляющие компоненты метода (психологические, психотерапевтические либо физиотерапевтические). Зачастую происходит ограничение (сужение) эффективности метода, например, D. Natanson занимается стимулированием мотивации больного ребенка к реабилитационным мероприятиям.

Занимаясь проведением дельфинотерапии по второму направлению, удалось значительно развить и модифицировать сам метод. Наша терапевтическая метафора состоит в том, что дельфин выступает в качестве "иголки", которая проходит сквозь патологические установки и барьеры пациента и позволяет подключать другие виды терапии, исполняющие роль "ниток протянутых за иголкой".

Дельфин становится ко-терапевтом. Нами используется то, что он относится к животным, которым присуще аллеломиметическое поведение. У таких животных происходит взаимное стимулирование к тем действиям, какие выполняют члены сообщества, например - общению. В силу большой общительности и контактности, способности к межвидовому общению, дельфины поощряют подобное взаимоотношения с людьми. Высокая социальность дельфина используется в терапевтических целях для решения проблем инкапсуляции и дальнейшей социализации пациентов. Задача терапевта — модулировать эти контакты.

Перед использованием дельфина в качестве ко-терапевта в дельфинотерапии, он проходит тренировку по специальной программе. В рамках этой программы происходит подготовка к управляемой ультразвуковой эмиссии сонаром дельфина. Взаимодействие с дельфином становится продуктивным, если оно не спонтанно, а направлено на реализацию комплекса упражнений для развития и закрепления у ребенка новых навыков и умений психомоторного функционирования. Так как с пациентом в период сессий работают различные специалисты, то сама процедура становится диапевтической (т.е. включает диагностику и лечение), что позволяет интенсифицировать процесс.

На 1-ом этапе дельфинотерапии за счет высокой мотивации пациента при начальных сеансах происходит активация головного мозга. Ребенок начинает интегрировать сенсорную информацию от всех органов чувств, т.е. — тактильную, зрительную, слуховую.

На 2-ом этапе дельфинотерапии после установления двухстороннего контакта между пациентом и дельфином и вхождения пациента в коммуникационный резонанс, наступает фаза совместного психического и моторного функционирования. Терапевт предлагает пациенту выполнить совместно с дельфином структурированный комплекс упражнений. Происходит активное взаимодействие с дельфином в период выполнения упражнений. Затем происходит развитие движений в воде при достижении у пациента антигравитационного ("ощущение невесомости") эффекта. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, плекситы, сколиоз и т.п.) на этом этапе мы можем в воде решить основные задачи, которые ставятся специалистом лечебной физкультуры (ЛФК).

Одновременно, этот процесс сопряжен с постоянным вербальным и невербальным взаимодействием с дельфином. Каждый элемент упражнений предварительно демонстрируется и объясняется пациенту терапевтом, который находится совместно с ним в воде.

При дельфинотерапии очень мощно используется канал невербального общения. С учетом того, что до 70% информации о партнере мы получаем в рамках невербальной коммуникации, то в период интеракций активно используется весь арсенал: речь поз и жестов, речь мимики, околоречевые характеристики, речь дистанции (при контакте с дельфином она всегда в зоне интима — до 0,5 м).

Среди психотерапевтических эффектов дельфинотерапии следует выделить основные:

  1. повышение витальности и реабилитационной мотивации;
  2. сенсорная стимуляция (объективно фиксируемая электроэнцефалографическим контролем биоэлектрической активности головного мозга);
  3. рост самооценки;
  4. преодоление инкапсуляции и дефицитарности позитивных эмоций;
  5. рост коммуникативной продукции и самого репертуара.

О терапевтических эффектах упоминалось ранее, дельфинотерапия позволяет в полном объеме раскрыть над ребенком терапевтический "плащ помощи".

Метод дает шанс ребенку и его родителям. Ребенок сталкивается с чудесами в жизни, а не только в сказке.

Метод дельфинотерапии, будучи по форме высокотехнологичным, содержит значительный гуманистический заряд по своей сути.

Summaries:

In this article the method of the dolphin therapy is define and the trends of its development are given. There are positive effects which are possible to achieve during the sessions of the dolphin therapy.

Keywords:

dolphintherapy, motivation, methods, positive effects.

Литература:

1. Лысенко В.И., Загоруйченко И.В., Батозский Ю.К. Использование дельфинотерапии в реабилитации детей// Матер. VI Конгресса педиатров России "Неотложные состояния у детей". -Москва, 2000. -с.177-178.



Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2006 гг.

В избранное