← Июнь 2006 → | ||||||
1
|
2
|
4
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
11
|
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
18
|
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
25
|
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.gold-child.ru
Открыта:
12-04-2005
Статистика
0 за неделю
«Папам и мамам об особых детках» № 45
Здравствуйте, дорогие друзья!Сегодня Вы можете прочитать:
Давайте рисовать вместеВспомните, какую радость нам в детстве приносило рисование! Увы, повзрослев, мы забываем о ней. Стремление к изобразительной деятельности свойственно всем детям уже с раннего возраста. Рисование влияет на развитие ребенка, на формирование различных сторон его личности; через рисунок он выражает свои чувства и переживания, представления о том, кто он есть и кем стремится быть, свое миропонимание. По наблюдению многих авторов, ребенок и изобразительное искусство связаны друг с другом едиными гармоничными взаимоотношениями, и, в известном смысле, все дети являются художниками. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Кроме того, рисование действительно связано с радостью, поэтому заниматься рисованием особенно рекомендуется тем детям, кто испытывает эмоциональное неблагополучие, у кого есть какие-то душевные раны или неразрешенные внутренние конфликты. Радость повышает уверенность в своих силах и формирует позитивное отношение к жизни. Известно, что к 10-11 годам подавляющее большинство детей вступает в так называемый кризис детского изобразительного творчества. Многие перестают рисовать. Вот почему так важно не упустить благодатный период и использовать возможности изобразительного искусства для эмоциональной поддержки и воспитания лучших качеств личности. Психологи и педагоги много говорят о том, что ребенку, как воздух, нужна ласка и нежность родителей. Но обнимать и без конца целовать своего мальчика или девочку - это еще не все. Ребенку нужно постоянное общение. А язык искусства - это универсальный язык общения, помогающий лучше понять друг друга, ощутить радость творчества и поверить в себя. Поэтому рисуйте вместе с детьми, и вам будет легче найти общий язык со своим чадом. Я уже слышу возражения: "Я не умею рисовать" или "В последний раз я брала в руки кисточку в школе"... Все это - проявления нашей внутренней неуверенности. Мы - профессионалы в своем деле, знающие ответы на все детские вопросы, и вдруг - рисовать. Как раз в этот момент срабатывает чувство: "А вдруг не получится? Как я буду выглядеть в глазах своего ребенка?". Расслабьтесь! Такие опасения только до первого раза. Представьте, что вы - пятилетний ребенок, и смело приступайте к рисованию! Художественное творчество позволит вам отключиться от дневных забот, избавит от плохого настроения, поможет сосредоточиться на другом и найти новые плодотворные способы общения с ребенком. А я предложу вам различные упражнения и возможные темы занятий, которые, при необходимости, вы сможете дополнить или видоизменить вместе с детьми. Например, чтобы повысить самооценку, можно нарисовать "Самое-самое-самое...". Пусть малыш согнет лист (формата A3) пополам. На внешней половине листа пусть он нарисует любую дверь (каменную, деревянную, закрытую, открытую…) в любое помещение (в пещеру, в дом, в замок, в подземелье, в сказку…). Ребенок "открывает" дверь и на внутренней части листа рисует "Самое-самое-самое...". У каждого свое. У кого-то это самое красивое, у кого-то самое страшное или самое интересное, небывалое и т.д. Пусть сын (или дочь) придумает свою историю о том, какое "самое-самое" скрывается за нарисованной дверью. Важнее всего для вас будет рассказ ребенка о своем рисунке. Задайте малышу разнообразные вопросы, по правилам игры принимается абсолютно любой вопрос, и отвечающему нужно быстро сориентироваться и придумать ответ. А самый захватывающий момент для ребенка - это, конечно, посмотреть на ваш рисунок, услышать вашу историю о "самом-самом..." и затем самому задать каверзные вопросы маме или папе. Вот это удовольствие! А вот другое задание. Вырежьте из бумаги разнообразные фигуры: может быть, это будет круг, квадрат или треугольник. На этих заготовках в любом месте нарисуйте некий фрагмент, кусочек, намек на будущий рисунок. Предложите малышу внимательно, со всех сторон, разглядеть начатый рисунок и увидеть в нем свой образ и дорисовать его. После завершения работы, попытайтесь угадать, что или кто спрятался в рисунке вашего чада. И только тогда, когда вы предложите все свои варианты, довольный ребенок "сознается" и подробно опишет свой рисунок. Это упражнение стимулирует воображение, творческую активность и может превратиться в увлекательную игру, если вы пригласите поучаствовать в ней друзей вашего ребенка. Дети наперебой будут предлагать свои варианты, всем непременно захочется угадать, что спряталось в рисунке. - Это цветок! - Да нет же, это - волшебный цветок или чудо-дерево! - А мне кажется, это - цветок, а в нем - добрая фея! И не забудьте наградить самого прозорливого участника игры аплодисментами. К вам в гости пришли дети, или вы хотите отметить день рождения вашего ребенка? Тогда совместное рисование, безусловно, украсит праздник и принесет незабываемую радость! Обычно создание общей картины вызывает большое оживление. Темы заданий могут быть самыми разнообразными: "Времена года", "Подводный мир", "Дом моей мечты", и др. Успешность подобной работы во многом зависит от общей готовности участников к сотрудничеству и совместной деятельности, от вашей способности обеспечить психологическую и физическую безопасность каждого ребенка. Практика показывает, что творческой работе всего коллектива над общим заданием должен предшествовать опыт совместной работы в паре, в четверке, в небольшой группе. Подготовленным таким образом детям будет проще вступить в совместную деятельность со всем коллективом группы. Одна из возможных форм совместной работы в паре строится следующим образом: дети по жребию выбирают себе партнера. Жребий позволяет избежать пустых конфликтов, директивного назначения родителей и в то же время дает опыт совместной деятельности вне зависимости от личных симпатий. Жеребьевка всегда сопровождается тайной, неожиданностью и доставляет ребятам удовольствие. После определения партнера парам предлагался один на двоих лист бумаги (формата A3). Потом дается примерно такая инструкция: "Ребята, вы будете рисовать вдвоем на одном листе на свободную тему, главное условие при этом - абсолютный запрет на переговоры друг с другом. Ваша задача - с помощью жестов, мимики, движения попытаться понять друг друга". Творческая работа в парах к тому же предоставляет родителям удачную возможность понаблюдать, какие методы и приемы дети используют в процессе коммуникации, как они чувствуют себя в роли лидера и ведомого и т. д. Настя и Дима поначалу рисовали каждый в своем углу, не мешая друг другу. Настя нарисовала два маленьких дерева, два облака и маленькое солнце. Дима так же строго в своем углу нарисовал дом, машину, но к концу отведенного времени успел заполнить весь лист и найти способ соединения двух рисунков. Дима нарисовал дорогу, ведущую от своего дома к Настиным деревьям. Оба остались довольными. Этим же способом мальчик будет пользоваться в общении с людьми, самостоятельно находя пути взаимодействия. Артем, рисуя с Ксюшей, остался разочарованным после работы, так как сотрудничества не получилось. Мальчик явно хотел контакта, но его попытка просто повторить рисунок Ксюши не привела к ожидаемому результату. Несколько замкнутая по своей природе, девочка тоже не спешила проявить инициативу в установлении контакта. Денис и Вера - добрые, жизнерадостные и коммуникабельные дети. Их работу в паре можно считать примером идеальной совместной работы. Они действительно работали вместе, отлично понимая друг друга без слов. А вот Оля и Дима рисовали отдельно. Оля - явный лидер, и Дима чувствует себя как-то неуютно, говорит, что чей-то рисунок занимает слишком много места, имея в виду рисунок Оли, но в этом не признавался (похоже, боялся обидеть). Рисунок девочки, действительно, занимал много места: свой большой дом она отгородила радугой почти полностью, как бы "закупорилась". Конечно, Дима не решался проникнуть в ее часть рисунка. Оля - незнакомый Диме человек, поэтому понятна ее попытка защититься. Бабочка, выведенная наружу, дает надежду на скорую адаптацию девочки в коллективе. Еще одна известная форма организации группового рисования -"Рисунок по кругу" - также не предполагает предварительного планирования темы и содержания рисунка. Дети рассаживаются вокруг стола по кругу и начинают рисовать на одном и том же большом листе бумаги, передавая его друг другу. В процессе рисования договариваться о сюжете не разрешается. Затем начинается групповое обсуждение готового результата, обмен мнениями о том, что же получилось в итоге, довольны дети или нет созданным рисунком. Опыт подобной работы с семи- и восьмилетними детьми наглядно показал, как ревностно юные художники относятся к своему рисунку, как они ценят его. В процессе рисования практически все ребята внимательно наблюдают за продвижением своего рисунка и его изменением под чужой рукой. Постарайтесь соответствующим образом настроить малышей. Пусть каждый внесет в рисунок соседа только самое лучшее, подарит другу самую добрую частичку своей души. Художник, даже если это ребенок, всегда ощущает связь со своими работами. Если он плохо относится к своему рисунку, есть основания предполагать плохое отношение и к себе. Ничего не бывает случайного в детском рисунке. При внимательном наблюдении и искреннем желании понять ребенка можно заметить много сигналов и признаков, указывающих на его эмоциональное состояние. Желаем вам успехов в совместном творчестве! Искусство делать доброВ Одессе есть дом, где обитает высокое искусство, быть может высочайшее среди прочих – искусство творить добро. Дом этот, осененный фигурой золотого ангела, отражающейся в зеркальном стекле эркера, – уникальное медицинское учреждение: Детский реабилитационный центр. Здесь лечат патологии центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. "Дом с ангелом", как его привычно называют, был построен как ультрасовременное лечебное учреждение. Столь же современны формы работы с пациентами. Врачи используют последние достижения физиотерапии, бальнеотерапии, лечебной физкультуры, акупунктуры, иппотерапии и т.д. вплоть до занятий психологов с родителями больных детей и арт-терапии, лечении искусством, для чего был создан театральный зал. Здесь проходят спектакли, в которых одновременно участвуют здоровые дети и пациенты Центра. Одни учатся сочувствию и сопереживанию, другие учатся не чувствовать себя изгоями. Вместе дети играют в куклы, и не простые, а такие, которых можно оживить, заставить говорить и двигаться. Марионеток для театра Центра подарил великий магистр изящных искусств - Резо Габриадзе. В спортивных залах, помимо занятий инвалидным спортом, танцуют. "Опорники" и "колясочники" образуют пары со здоровыми партнерами, и берут призы на международных конкурсах. А в международных выставках живописи и рисунка принимают участие маленькие мастера кисти изостудии "Дома с ангелом". Центр оснащен самым современным оборудованием - диагностическим и лечебным. Здесь своими глазами можно видеть чудо - обреченного на неподвижность ребенка в буквальном смысле поднимают на ноги костюмы "Адели" и "Гравитон", плод космических технологий. В сенсорных комнатах Центра обретают радость жизни самые беспомощные. Здесь они узнают, что значит чувствовать в самом прямом смысле этого понятия. За медицинские услуги, в том числе самые дорогостоящие, пациенты не платят ни копейки. С момента открытия Центра в 1996, году здесь получили помощь тысячи детей Украины, ближнего и дальнего зарубежья. Министерство здравоохранения Украины присвоило Центру высшую квалификационную категорию. Доклад о научных достижениях Центра главного врача Вероники Евгеньевны Михайленко был признан лучшим на VIII Международном конгрессе "По реабилитации в медицине" в апреле 2002г, в Каннах (Франция). В 2003г. при Центре был создан учебный компьютерный комплекс, задача которого, помимо лечения – обучить детей с ограниченными возможностями современным профессиям. Здание комплекса, как и здание Центра, было выстроено с максимальным учетом потребностей пациентов и учеников. Его четыре этажа, оснащенные современным компьютерным оборудованием, рассчитаны как четыре уровня обучения, для разновозрастных категорий детей. При безупречном качестве всего, что включает в себя Центр, от великолепного здания до неизменной внимательности персонала, от ультрасовременной аппаратуры до высочайшей квалификации врачей и педагогов – это благотворительное учреждение, основанное и живущее исключительно благодаря помощи людей, владеющих искусством творить добро. Центр создан и функционирует при помощи фонда "Будущее", президентом которого является Борис Давидович Литвак. Это негосударственная и некоммерческая организация. Все, АБСОЛЮТНО ВСЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ ОКАЗЫВАЮТСЯ ЦЕНТРОМ БЕСПЛАТНО! Одесский центр реабилитации детей-инвалидов существует в неблагополучном городе и в неблагополучной стране, где благотворительность поощряется лишь на словах. На деле нет никаких законов, способствующих процветанию "искусства творить добро". Организатор и создатель фонда "Будущее" Борис Давидович Литвак, его соратники и друзья Центра совершили и совершают невозможное. Трудно, почти невозможно было построить здание Центра и оснастить его современной аппаратурой. Сложно было подобрать идеальный медицинский персонал. То же можно сказать об учебном компьютерном комплексе. Но самым неподъемным представляется обеспечение деятельности Центра, изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год - необходимо постоянно выискивать источники финансирования благотворительного медицинского учреждения. Президент фонда и его душа, Борис Давидович Литвак часто повторяет слова Исаака Бабеля: "Обращаюсь к тем, в ком еще квартирует совесть..." В "Дом с ангелом" ежедневно приходят десятки людей - частные лица, журналисты, иностранные делегации. Их приводят сюда друзья Центра, в число которых входит и губернатор Одесской области - Сергей Рафаилович Гриневецкий. Гостям показывают оазис милосердия и здравого смысла в пустыне равнодушного и хапающего мира. И выясняется, что совесть в этом мире еще квартирует - не во всех, но в очень и очень многих. Бесценны все дарители - от пожилой одесситки, принесшей банку меда и две пачки печенья, до жителей города-побратима Регенсбурга, оснастивших центр аппаратурой. От анонима, внесшего в регистратуру небольшое количество купюр, до оборудовавшего стоящие многих тысяч долларов сенсорные комнаты и компьютерный центр и пожелавшего остаться неизвестным гражданина России. Мотивация анонимности была проста: "у добра есть только одно имя – добро", - сказал даритель. Пока существует и работает Одесский центр реабилитации детей-инвалидов, центр милосердия, негосударственная и некоммерческая организация, где лечат бесплатно, до тех пор живо искусство творить добро. Продлить жизнь центра - в силах каждого, в ком квартирует совесть. МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ Пациентами нашего Центра являются дети, страдающие двигательными расстройствами вследствие перинатального поражения, разных травм, перенесенных воспалительных заболеваний нервной системы, наследственных заболеваний с поражением нервной системы, с задержкой психо-речевого развития. Кроме того, мы оказываем консультативную помощь детям 1-го года жизни с перинатальной патологией центральной нервной системы, детям, страдающим головными болями, судорогами, с последствиями черепно-мозговой травмы и другими неврологическими нарушениями. Всем детям проводится рутинный комплекс диагностического обслуживания, включающего ЭЭГ и Эхо-ЭГ, транскраниальную допплерографию и реоэнцефалопатию. Пациентам с двигательными расстройствами, нарушениями слуха, зрения, интеллекта и развития дополнительно назначаются исследования нейро-мышечной проводимости, сомато-сенсорная чувствительность, когнитивных функций. Имеется возможность проводить УЗИ органов брюшной полости, малого таза, почек, щитовидной железы, допплерографию сосудов шеи, крупных сосудов конечностей с определением скорости кровотока и воспроизведением черно-белого и цветного изображения на снимках. Помимо этого исследуют УЗИ-методом внутриутробное развитие плодов в разных сроках беременности на предмет врожденных пороков развития с исследованием сосудов пуповины и плаценты. Детям первого года жизни методом УЗ сканируют вещество головного мозга и допплерографию сосудов, состояние тазобедренных суставов практически всем больным проводится ЭКГ. Пациенты, обращающиеся за помощью в наш Центр, в первую очередь курируются неврологами, которые, как правило, назначают дополнительные консультации специалистов Центра. Дети с нарушениями движения обязательно осматриваются ортопедом, мануальным терапевтом, врачом ЛФК, которые дозируют физические нагрузки во время лечения. Психологи определяют уровень интеллекта пациентов, проводят коррекцию психоэмоциональной сферы, проводят индивидуальные и групповые занятия в сенсорной комнате для стимуляции психо-речевых функций, познавательной деятельности, активизации внимания и двигательных навыков. В комплекс реабилитационных мероприятий входят систематические занятия с логопедом и дефектологом, направленные на формирование речи, ее развития, устранения дефектов. Применяются методики по развитию мелкой моторики, навыков самообслуживания; развитию памяти, внимания, темпов мышления. В обязательном порядке при поступлении и в дальнейшем при необходимости ребят консультирует педиатр. Консультантами являются также психиатр, окулист. Ведущим способом реабилитации в Центре является занятия ЛФК с применением метода динамической проприоцептивной коррекции (такие как костюмы космонавтов), при помощи которых дети обучаются правильно передвигаться (сидеть, стоять, ползать, ходить). Широко используется работа на тренажерах, статических и динамических приспособлениях (ходунки, парты, валики, доски, мячи, опоры, прыгунки и пр.) в индивидуальных занятиях с инструкторами и групповых в зале с мягкой модульной мебелью. На живописном берегу Черного моря опытные методисты по верховой езде проводят занятия по иппотерапии. Постоянная адаптация к движению лошади улучшает координацию движения, осанку и походку пациентов. Важным методом восстановительного лечения у нас является массаж, как мануальный с элементами точечного ЛФК (особенно у детей первого года жизни), так и подводный душ-массаж с регулирующим напором воды, гальванические ванны. Широко применяется физиотерапевтическое лечение с использованием синусоидальных модулированных токов, интерференцтерапии, электрофореза, индуктотермии, магнитотерапии. Лечение, направленное на регуляцию мышечного тонуса, улучшение поведения нервных импульсов и трофики мышц, уменьшение выраженности контрактур, устранение болевого синдрома методами электрофореза, ИФТ, СМТ, амплипульса, индуктотермии, магнитотерапии и др. Используется и рефлексотерапия с применением игольчатой и лазерной аккопунктуры. В т.н. сенсорной комнате, помимо психологов с детьми занимаются логопед и дефектолог. УЧЕБНЫЙ КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЦЕНТР Фонд "Будущее" стремиться наиболее полно и комплексно реабилитировать детей с ограниченными возможностями. Комплексная реабилитация детей предполагает формирование их личности с учетом общего и особенного в их способностях к творческой и физической деятельности и создание условий для самореализации, саморазвития конкретной личности путем интеллектуального, эмоционального, нравственного, культурного, профессионального и других направлений развития личности. Итогом чего должно стать формирование к восемнадцати годам из ребенка-инвалида конкурентоспособного работника и гражданина. Для достижения этой цели фонд "Будущее" создал специализированный Учебный Компьютерный Центр. Учебный Компьютерный Центр представляет собой 4-х этажное здание с 4мя просторными учебными залами, каждый из которых рассчитан на 15 учащихся. Обучение детей, имеющих тяжелые двигательные нарушения или сочетание двигательных и речевых нарушений, предусматривает максимально возможную индивидуализацию, и дифференциацию обучения. Так каждый из учебных залов рассчитан на определенную возрастную категорию обучающихся: 1й – 5-8 лет; 2й – 9-12 лет; 3й – 13-15 лет; 4й – 16 лет и старше Вся учебная деятельность на базе первого учебного зала имеет коррекционно-игровую направленность на преодоление отклонений в физическом развитии, познавательной и речевой деятельности. Зал оборудован мягкими игровыми модулями для проведения занятий с элементами ЛФК, что дает возможность оптимально чередовать интеллектуальную нагрузку от взаимодействия с компьютером с физическими упражнениями и подвижными играми. Обучающие и компьютерные программы также играют колоссальную роль в развития психических функций и мелкой моторики рук. В зале применяются различные манипуляторы, специализированные клавиатуры с увеличенными и сенсорно оформленными клавишами, планшеты для рисования. Огромное внимание уделяется психологическому направлению работы с детьми. Психолого-педагогическая помощь детям и подросткам с церебральным параличом рассматривается нами в сложной системе реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности больного с ДЦП, формирование системы ценностных установок и ориентации, развитие интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физическим возможностям такого ребёнка. Разработанная сотрудниками учебного центра система специальных мероприятий направлена на восстановление (развитие, формирование) психических функций, процессов, свойств, способностей, позволяющих ребёнку усваивать и выполнять различные социальные роли, адаптироваться в обществе, то есть способствует развитию психологических механизмов социальной интеграции. 2-й и 3-й учебные залы более нацелены на образовательный процесс в области компьютерных технологий. Использование мультимедийных проекторов в этих залах позволяет максимизировать качество донесения учебного материала и повысить уровень понимания его учащимися. На 4-м этаже учебного компьютерного центра дети, достигшие определенных успехов в обучении компьютерным технологиям, начинают работать над конкретными проектами. Тут им предлагается дополнительная литература, преподаватель помогает найти необходимые источники информации в Интернете, направляет их работу. В зависимости от особенности индивидуальных функциональных и психических нарушений, психологически выявленных склонностей и стремлений каждого учащегося, производится распределение их на группы сходные по возможностям и склонностям. Затем каждая группа работает по своей учебной программе. Проводятся и индивидуальные занятия для детей с нарушениями высокой степени тяжести. Программа обучения в зависимости от возможностей детей включает от курса элементарных пользовательских навыков, до продвинутых курсов обучения программированию, работе с компьютерной графикой, веб-дизайну. Методика преподавания в учебном компьютерном центре объединяет в себе следующие принципы:
Поскольку целью обучения детей с ДЦП является максимальное развитие личностного потенциала учащихся с направленностью на социальную адаптацию и интеграцию выпускников в общество, то планируется на базе учебного компьютерного центра лицензировать профессиональное обучение в области компьютерных технологий с выдачей свидетельства о присвоении квалификации государственного образца. В учебном компьютерном центре проходят обучение около 200 пациентов детского реабилитационного центра. АРТ - ТЕРАПИЯ Наряду с комплексным медицинским лечением включены в работу методы арт-терапии. Для лечения необходимы огромные силы и они аккумулируются в творческой мастерской Центра. Театр-студия "Арт-терапия" был создан в 2000 г. по идее заслуженного деятеля искусств России Резо Габриадзе. Идея получила поддержку в фонде „ Відродження ”, который выдал грант на создание двух кукольных спектаклей: "Времена года" на музыку А. Вивальди и спектакль "Моя жизнь" по повести Марка Шагала, несущие глубокую философскую идею преодоления. Ярким примером его выступает актриса и художница, играющая в спектакле роль Ангела, инвалид детства с отсутствием четырёх конечностей. Примеры конкретных талантливых людей создают внутреннюю веру: "И я могу". И эта искренняя вера вселяется в родителей, которые видят, что возможности есть у каждого ребёнка. Сотворчество со взрослыми, да ещё и с профессиональными актёрами, позволяет ребёнку поверить в себя. Созданный на собственной материальной базе мюзикл "Доктор Айболит" в течение месяца готовят дети, проходящие курс лечения в Центре, вместе с актёрами. Сценарий с хорошим концом фактически описывая программу достижения успеха. Удивительное волшебство живёт вокруг нас, и умение слышать, чувствовать красоту окружающего мира и людей, живущих рядом, дают силу увидеть себя здоровым и красивым. И здесь помогает театр. Сценическая площадка дает возможность прожить в незнакомой реальности, постараться понять и принять ее, научиться дружить и поддерживать. Индивидуальные и групповые занятия по цирковой арт-терапии включают все жанры циркового искусства - это игры, развивающие устойчивость, равновесие, силу и волю. Такой подход дает порой результаты большие, чем специальные занятия. Для каждого ребенка любое упражнение - своя высота, своя победа. Постепенно посильным становится многое, а каждый очередной успех вызывает у детей восторг и радостный смех. Здесь не бывает ни победителей, ни побежденных. Все задания и простые и, одновременно, остроумные. По жанрам созданы 7 спектаклей (фокусы, клоунада, акробатика, жонглирование), где сказочный сюжет сочетается с упражнениями и импровизацией. В представлении участвуют дрессированные голуби, создающие особое доверие в отношениях между детьми. Яркие программы сказкотерапии способствуют развитию образного мышления, которое помогает преодолеть физический недуг. Ограниченность в движении компенсируется развитием способности фантазировать. В занятия арт-терапии включаются элементы художественно-прикладного творчества. Мозаика, гипс, резьба по дереву, изделия из ткани, оригами позволяют увидеть объёмные композиции. Работы детей – пациентов Центра участвовали в международных конкурсах, награждены грамотами и призами. Работающий в Центре выставочный зал, представляет работы, созданные пациентами и произведения профессиональных мастеров, которые во время прохождения выставки делятся своим искусством с детьми и родителями, вдохновляя их на собственное творчество. В Центре создана студия макраме, изостудия. На занятиях дети не только учатся рисовать, но и обнаруживают свои внутренние проблемы. Ведь занимается с ними профессиональный художник, имеющий также и психологическое образование. С группой подростков, страдающих детским церебральным параличом, создан единственный в Украине коллектив бальных танцев. Пример личностного роста подают старшие пациенты Центра, которые проявляют себя в компьютерном творчестве, сочинении стихов и написании музыки. Основной принцип работы – вырастить внутреннего созидателя, вопреки болезни – растить личность. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В центре реабилитации детей психологическая служба проводит большую и глубокую работу в следующих направлениях: I. Психодиагностические исследования общего психического развития и его нарушений, особенностей мнестической сферы, определения коэффициента интеллектуального развития; II. Психодиагностические исследования эмоционально-волевого и личностного развития, особенностей характера, мотивации, интересов, способностей, особенностей межличностных взаимодействий; психодиагностику взаимоотношений в семье, типов родительского воспитания III. В центре постоянно проводятся занятия по психологической коррекции интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений в индивидуальной и групповой формах. Некоторые пациенты нашего центра проходят курс психотерапии с применением кататимно-имагинативной психотерапии, гештальт-терапии (символ драмы), телесно-ориентированной психотерапии. А также с целью дальнейшей реабилитации и психологической коррекции проводится работа в сенсорной комнате "Снузлин". Это высококачественное оборудование, где ребенок ощущает себя в полной безопасности. Это оборудование используется для коррекции познавательной деятельности, активности внимания и двигательных навыков. Оборудование сенсорной комнаты "Снузлин" направлено на релаксацию или активацию психической деятельности через стимуляцию базовых чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вестибулярных рецепторов. Занятия в сенсорной комнате проводятся в игровой форме. Темы занятий могут быть разнообразные. Следует отметить также, что большое внимание уделяют психологи работе с родителями пациентов нашего центра, проводят индивидуальные консультации, обучающие тренинги для родителей, постоянно действующую школу для родителей. Полное излечение ребенка не всегда возможно, и нам необходимо научить родителей и детей полнокровно жить с этим заболеванием и получать радость от этой жизни, ведь другой у них не будет. ИНВАЛИДНЫЙ СПОРТ На базе детского реабилитационного центра существует спортивный клуб инвалидов "Одесса-Баскет". Основная цель клуба - активная реабилитация инвалидов через спорт. Члены клуба принимали участия в Чемпионатах Украины по баскетболу на колясках (2002 год - бронзовые призёры). В 2002 году в Кубках по баскетболу на колясках в городах Харькове, Сумах, Полтаве. На Чемпионате Украины по настольному теннису для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА). Команда в составе десяти человек отстаивала спортивную честь области на Чемпионате Украины по многоборью на колясках в сентябре 2002 года. В августе, три спортсмена нашего клуба (Прохоров О., Васильев И., Дзабаев Е.) принимали участие в 32-м Международном спортивном фестивале спортсменов - колясочников в Германии в городе Кроутхайме. Привезли три медали: золотую, бронзовую и серебряную. Кожухарь А. (1-ое место среди колясочников) и Садковский В. принимали участие в лёгкоатлетическом турнире в городе Харькове "Бег Ради Жизни". Проведён тренировочный сбор в ЛОРЦ "Шурави" перед Чемпионатом по настольному теннису. В 2003-ем году, были проведены турниры по настольному теннису и десятикилометровый марафон в нашем городе. Намечаются проведения "1-го Кубка города Одессы по баскетболу" и сборов активной реабилитации для обучения 24 инвалидов пользованию коляской активного типа. Клуб ставит своей целью развивать новые виды спорта. Например: танцы на колясках, стрельба из лука, бадминтон на колясках. Члены клуба так же занимаются пулевой стрельбой, лёгкой атлетикой (гонки на колясках), плаванием, фехтованием на колясках. "Все начиналось так. Пришел я к Борису Давидовичу и рассказал чем мы занимаемся и чем будем заниматься, а он сказал: "Это все для Вас", - и предоставил огромный спортивный зал для тренировок. Нам здесь рады. К нам приходят уже сформировавшиеся люди и те, кто в связи с инвалидностью не уверен в себе, кого закаляет спорт и общение с себе подобными. Но нельзя быть слабым взрослому, когда видишь, как тренируются со слезами на глазах дети в коридорах Центра. Так мы вдохновляем друг друга. Главные наши результаты не в месте в турнирной таблице, а в том, чтобы к нам приходили и занимались спортом. Мы используем спорт для активной реабилитации инвалидов. Постепенно осваиваем новые виды спорта. Недавно начали тренировки в клубе "Золотой шар" по американскому бильярду. Готовимся к чемпионату в Киеве. Радует то, как члены клуба относятся к другим людям с ограниченными физическими возможностями - находят, знакомятся, рассказывают все, что знают о нашей жизни, где учиться, куда обратиться для решения проблем. Часто тревожим Бориса Давидовича вопросами и просьбами. Для нас у него всегда есть время. Мы чувствуем себя частичкой Дома с ангелом и от этого становимся сильней." Председатель клуба Олег Прохоров Обращение Президента фонда "Будущее" Бориса Давидовича Литвака Я обращаюсь к тем, в ком еще квартирует совесть. Я не теряю надежды, что люди понимают: не бывает чужих детей, как не бывает чужого горя. Центр дает жизнь обреченным. Центр возвращает право на существование брошенным на произвол судьбы больным детям. Помогая Центру, Вы помогаете святому делу. Поддерживая Центр, Вы своими руками поддерживаете искалеченного ребенка, помогая ему сделать первый в жизни шаг. Б.Д. Литвак КОНТАКТЫ Одесский областной благотворительный фонд реабилитации детей-инвалидов "Будущее" 65011, Украина, г. Одесса, ул. Пушкинская, 51 тел., факс: (048) 724-25-05 e-mail: referent@rc.odessa.ua Речевая гимнастикаЭти упражнения разработаны Минским центром патологии слуха и речи. Их логопедами проводятся активные занятия по восстановлению речи у больных, страдающих разными видами афазии (потеря речи), дизартрии. Проводится индивидуальные занятия с детьми с нарушениями речи, а также страдающими детским церебральным параличом (ДЦП). Разработаны методики лечения логоневроза (заикания) в любом возрасте. Речевые правила - Прежде чем начать говорить, подумайте о том, что хотите сказать. - Говорите всегда на нижне-диафрагмальном дыхании. Ни в коем случае при вдохе не подымайте плечи. - Перед началом речи сделайте вдох и сразу начинайте говорить на плавном выдохе, допуская утечки воздуха. - Никогда не говорите на вдохе, это противоестественно. - Выдыхайте воздух расходуйте в основном на гласные звуки, четко артикулируя их. - Произносите гласные легко и громко. Согласные - легко, без нажима. - В каждом слове выделяйте ударный гласный звук т.е. произносите его громче и длиннее остальных гласных звуков в этом же слове. - Строго предложения делите на гласные отрезки (3-5 слов) между которыми и делайте новый вдох. - Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово. - Старайтесь говорить громко, четко и выразительно. Артикуляционная гимнастика Несколько упражнений из множества. Выполнять не менее 10 раз соблюдая все правила:
Дыхательная гимнастика Произносит на одном дыхании. Значок ( _ ) означает, произносит на одном выдохе. Например: С_Ш - набрать в рот воздуха и С… _Ш… Все звуки выдыхать равномерно и плавно. 1. С этими звуками С, Ш, Ф, Х. Пример на С: С, С_Ш, С_Ш_Ф, С_Ш_Ф_Х. Таким же образом на Ш, Ф, Х. 2. На одном выдохе счет от 1 до 10 и наоборот. Также можно: дни недели и многое другое. 3. Перечисление дней недели. 4. Перечисление месяцев года. 5. Раскрутка: на одном выдохе произносить 2_22_222_2222_22222… Также на 3 и 5. Можно и другие числа.
Голосовая гимнастика М_ МАМ_ МАМ_МАМ_МАМ То же самое с буквой О, У, И, Ы, Э, Я.
Сирена. 1. М - тянуть громко_тихо_громко... М_м_М_м_М_м_М_м_М_м_ 2. Выделенную ( М ) тянуть дольше чем обычно. Мёд в лесу Медведь нашел, мала мёду много пчёл. Мама мыла Милу с мылом. Мила мыла не любила.
Упражнение 1. Каждую пару произносить на одном выдохе, слитно с соответствующей артикуляцией. а) с одинаковым ударением; б) с ударением на первый звук; в) с ударением на второй звук; г) с ударением на третий звук.
А_Э_О, Э_А_О, О_А_Э, У_А_Э, И_А_Э, Я_А_Э А_О_У, Э_О_У, О_О_У, У_Э_О, И_Э_О, Я_Э_О А_У_Ы, Э_У_Ы, О_У_Ы, У_О_Ы, И_О_У, Я_О_У А_Ы_И, Э_Ы_И, О_Ы_И, У_Ы_И, И_У_Ы, Я_У_Ы А_И_Я, Э_И_Я, О_И_Я, У_И_Я, И_Ы_Я, Я_Ы_У
Упражнение 2. Каждую пару произносить на одном выдохе, слитно с соответствующей артикуляцией. АУА - АУА - АЗБУКА ЭАИ - ЭАИ - ЭТАКИЙ ОАО - ОАО - ОБЛАКО УОА - УОА - УДОЧКА УЫЕ - УЫЕ - УМЕЛЫЕ УИА - УИА - УЛИТКА УИА - УИА - УЛИЦА ИОА - ИОА - ИВОЛГА ИЕА - ИЕА - ИЗРЕДКА ЯОЯ - ЯОЯ - ЯБЛОНЯ ЯАА - ЯАА - ЯРМАРКА ЯЕА - ЯЕА - ЯЩЕРИЦА ЕАИ - ЕАИ - ЕХАЛИ ЁОА - ЁОА - ЁЛОЧКА ЁИЯ - ЁИЯ - ЁЖИТЬСЯ ЮЫЕ - ЮЫЕ - ЮНЫЕ Чистоговорки - / - вдох короткий; - // - вдох глубокий. АХ, АХНУЛО ЭХО.// АХ, ЕЩЁ ПРОЩЕ ВЫТАЩИТЬ ЛЕЩА.// АХ, ЯЗЫК ИГЛЫ ОСТРЕЕ.// АХ, ИВА НИЗКО СКЛОНИЛАСЬ У РЕКИ.// ОКОЛО КОЛОДЦА ВОДА ЛЬЁТСЯ.// ОКОЛО КОЛОДЦА КОЛЬЦО НЕ ДАЁТЬСЯ.// ОКОЛО КОЛА КОЛОКОЛА, ОКОЛО ВОРОТ КОЛОВОРОТ.// ОХ, И СОКОЛ ВЫШЕ СОЛНЦА НЕ ЛЕТАЕТ.// ОХ, У КАЖДОЙ ПТАШКИ СВОИ ЗАМАШКИ.// ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ.// ОРЁЛ НА ГОРЕ - ПЕРО НА ОРЛЁ.//
У УЖА УЖАТА - У ЕЖА ЕЖАТА.// У МЫШКИ В НОРКЕ СЫРА КОРКИ.// У САШИ НА НАСУ САЖА.// У ЁЛКИ ИГОЛКИ КОЛКИ.// У КАЛИТКИ - МАРГАРИТКИ, ПОДПОЛЗЛИ К НИМ ТРИ УЛИТКИ.// УКАТАЛИ СИВКУ КРУТЫЕ ГОРКИ.// У ОСЕТРА БЫЛА СЕСТРА, ОНА СИТРО ПИЛА С УТРА.//
Дом, который построил Джек Произносить на одном выдохе до "/", слитно с соответствующей артикуляцией. Вот дом, Который построил Джек./
А это пшеница, Которая в тёмном чулане хранится В доме, который построил Джек./
А это весёлая птица - синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в тёмном чулане хранится В доме, который построил Джек./
Вот кот, который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в тёмном чулане хранится В доме, который построил Джек./
Вот пёс без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в тёмном чулане хранится В доме, который построил Джек./ А это корова безрогая Лягнувшая старого пса без хвоста Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в тёмном чулане хранится В доме, который построил Джек./
А это старуха, седая и строгая, Которая доит корову безрогую, Лягнувшая старого пса без хвоста Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в тёмном чулане хранится В доме, который построил Джек./
А это ленивый и толстый пастух, Который бранился с коровницей строгаю, Которая доит корову безрогую, Лягнувшая старого пса без хвоста Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в тёмном чулане хранится В доме, который построил Джек.//
|
В избранное | ||