← Июнь 2006 → | ||||||
1
|
2
|
4
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
11
|
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
18
|
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
25
|
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.gold-child.ru
Открыта:
12-04-2005
Статистика
0 за неделю
"ПАПАМ И МАМАМ ОБ ОСОБЫХ ДЕТКАХ"№42
Здравствуйте, дорогие друзья!Сегодня Вы можете прочитать:
Осторожно, прихватизаторы.Статью Александра Васильевича комментировать не считаю возможным. Кто-то может возмущаться, кто-то согласится. По крайней мере, я считаю, что его мнение необходимо выслушать.Мы с умным видом рассуждаем о плюсах и минусах форм (нет-нет, не шутите - технологий!) образования, а прихватизаторы - чиновники, вообще власть и деньги имущие всех воровских мастей, - следят за нашей дискуссией и прикидывают, под каким бы благовидным предлогом, который у нас же и стибрили, прихватизировать очередной объект образовательной инфраструктуры... Например, кто-то ничтоже сумняшеся объявляет "лучшей" формой образования детей-инвалидов интеграционную, внедрение инвалидов в обычную "массовую" школу. Прихватизаторы аплодируют: очень хорошо, система специального коррекционного образования не нужна, устарела, школы-интернаты для детей-инвалидов - плоть от плоти недоброй памяти Советской власти, - стало быть, мы прихватизируем здания спецшкол-интернатов! А то, хоть оно, конечно, уже давно плюнуть некуда, чтобы не попасть в какой-нибудь магазин, мафия власть и деньги имущих по-прежнему остро нуждается в помещениях для своих доходных заведений... Поэтому предлагаю свернуть дискуссию о том, какая из форм образования лучше или хуже по сравнению с остальными формами. С учётом аппетитов прихватизаторов, все хороши - все достойны защиты от этих аппетитов. Так или иначе, в той или иной форме, образование должно быть доступно всем... Кроме, всё-таки, мошенников, пытающихся "заработать" за счёт лишения ближних и дальних международного конституционного права на образование. Ничего не поделаешь: мы не имеем права быть столь слепоглухими умственно, чтобы позволять спекулировать на наших якобы чисто профессиональных дискуссиях слепоглухонемодушным прихватизаторам. Надо исходить из того, кому какая форма образования подходит. И не вообще, а именно сейчас, на данном этапе развития. То, что подходит сейчас, может стать неподходящим в ближайшем будущем, и придётся подбирать другую, более подходящую, форму образования. Уже поэтому - даже без учёта аппетитов прихватизаторов, - нет смысла пересчитывать плюсы и минусы тех или иных форм образования. Все хороши, все хуже - смотря для кого, смотря когда... И если есть о чём спорить, так разве о том, какая из многочисленных форм образования подходит к данному случаю. Исходя из принципа: образование - одно из основных конституционных прав; и каждый гражданин должен иметь ту или иную возможность реализовать это своё право. Образование должно быть доступно всем. А всех прихватизаторов, которые на это право покушаются - за решётку! Всех до одного! И все правительства, которые под предлогом "реформ" пытаются удовлетворять аппетиты прихватизаторов за счёт сужения доступности образования, - все такие правительства должны быть посажены на скамью подсудимых международных трибуналов. Ибо покушаются на одно из основных "прав человека". На право на образование. А тем самым - на право на труд. А тем самым - на право на здоровье. Как элементарно необразованный человек, незнакомый с элементарной гигиеной, может поддерживать своё здоровье? И не только своё... Поэтому не будем глупыми. Будем умными. То есть, помня о хищниках, прекратим рассуждать о плюсах и минусах тех или иных образовательных форм. Потому что хищники только и караулят, чего бы ещё на "научном основании" - со ссылкой на наши дискуссии о плюсах и минусах - урвать от инфраструктуры российского образования. А мы ещё и поаплодируем "реформаторам": во молодцы, прихлопнули очередную, не нравящуюся нам, образовательную структуру... Знаете ли вы, что в течение 2004 - 2005 учебного года в России закрыто под шумок дискуссии про преимущества интеграционного образования 137 коррекционных школ-интернатов? Дети выброшены - кто в "надомное образование", кто в "коррекционные классы" обычных, "массовых", школ, кто... вовне какого бы то ни было образования. Процесс продолжает набирать обороты. Данных за 2005 - 2006 учебный год не знаю, но они наверняка будут не менее удручающими... Скорее более... С.Ф.Суворова, из статьи которой "КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА - ПРОБЛЕМА ДЕТЕЙ, ИЛИ ВСЕГО ОБЩЕСТВА?" (Журнал "Директор школы", 2006, №2) я взял ужасную цифру, подчёркивает: это только полностью закрытые школы. Не учтены те, которые находятся в процессе закрытия. А ведь коррекционные школы - это научно-методические центры работы с детьми-инвалидами. Без опоры на эти центры, без консультаций с их специалистами, нельзя грамотно ни интегрировать ребёнка-инвалида в обычную школу, ни организовать его надомное и домашнее образование (не надо путать Божий дар с яичницей: домашнее и надомное - не одно и то же). Академик Б.М.Бим-Бад определяет образование как единство воспитания, обучения и развития. Единство это можно осуществлять в любой образовательной форме. Мы, собственно, все так или иначе получаем то или иное образование, без кавычек, только не всякое образование удостоверяется документально - и не всякое считается таковым. Например, образование вора, бандита, убийцы образованием не считается... Я не за то, конечно, чтобы выдавать соответствующие дипломы, или там свидетельства, аттестаты... Но один из основных тезисов Б.М.Бим-Бада тот, что Гитлер и прочие милые персонажи не вдруг нам на голову свалились, невесть как и откуда, но были воспитаны, обучены и развиты - ОБРАЗОВАНЫ - точно так же, как и их нравственные антиподы. Преступники - не сорняки педагогического огорода, а растения, культивируемые обществом никак не меньше - едва ли не больше - чем нормальные люди... Да кто ещё на самом деле "нормален" для живоглотной стихии общественных процессов? То или иное единство воспитания, обучения и развития, то есть образование, осуществляется всегда так или иначе, в любой образовательной форме, - иными словами, с применением каких угодно "образовательных технологий". Вообще-то я категорически против термина "технологии" применительно к людям. Технологии - это про машины, про вещи, но никак не про людей. И то, что к людям прилагается принципиально та же мерка, что и к вещам - парадигма воспитания, обучения и развития, то бишь образования, н'елюдей. Парадигма, в которой н'елюдей от людей сложновато отличить, - а на такую неразличимость и рассчитано! Чтобы проще было н'елюдя вырастить и за человека выдать. Поэтому не стоит переносить на людей мерки не-людского, на живых - мерки неживого, подменяя специфический понятийно-терминологический аппарат, на изучение людей и на помощь людям рассчитанный, - аппаратом, настроенным на совершенно другие объекты и процессы. Это катастрофа, что вместо органов чувств - "каналы информации", вместо языка - "вторая сигнальная система", вместо культуры, ощущений, образов, понятий, даже эмоций - информация, информация, информация! Ничего, кроме информации! Это даже не обеднение души и духа, а полная их ампутация! Вот почему у меня прямо-таки аллергия на дикое словосочетание - "педагогические... ТЕХНОЛОГИИ" (!!!). Информационные - ещё куда ни шло. Какие-нибудь производственные, текстильные там, в обувной, в пищевой промышленности, в металлургии, да где угодно - только не про людей. Как насчёт поэтических "технологий"? А богословских? Прихватизаторам того и надо. Им подавай самоновейшие психолого-педагогические (вдумайтесь! вслушайтесь!)... "ТЕХНОЛОГИИ"!!! Зачем им непременно самоновейшие и именно технологии? Да очень просто: чтобы сделать вид, что устарела и не нужна подлинная психолого-педагогическая культура, имеющая многовековую историю. Это прихватизаторам не нужно. То ли дело "технологии", самоновейшие, ради "внедрения" коих можно "реформировать" образование так, как хищники "реформируют" свою добычу - не "реформировать", простите, а, называя вещи своими именами - ТЕРЗАТЬ! Официальное образование, удостоверяемое всяческими свидетельствами-аттестатами-дипломами, невозможно, естественно, без образования в точном, Б.М.Бим-Бадом чётко сформулированном, смысле - без образования как единства воспитания, обучения и развития. У этого же единства (может быть, Э.В,Ильенков и тут, как и в других случаях, уточнил бы - ТОЖДЕСТВА, ПОЛНОГО СОВПАДЕНИЯ) единственно возможное основание - ЛИЧНЫЕ УСИЛИЯ СУБЪЕКТА-ОБЪЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ, того, кто образовывается, образовывает себя. Не один - в этом деле робинзонада невозможна, - но всегда, волей-неволей, сам. Под руководством (вплоть до буквального "руковождения" - как пояснял Э.В.Ильенков: "руководить, рукой водить", то есть водить рукой ученика), под жёстким муштрующим, натаскивающим нажимом, при мягко направляющем содействии, - при любых способах вмешательства, - САМ. Волей-неволей, осознанно или нет, как бы то ни было, но никакое образование невозможно без личных усилий воспитанника-ученика, - БЕЗ САМООБРАЗОВАНИЯ. Тайна всякого возможного образования именно в том, чтобы вынуждать - и принуждать - к самообразованию; организовывать изначально, поощрять, провоцировать - САМООБРАЗОВАНИЕ. И в моём списке форм образования, который я составил для данной статьи, не случайно самообразование - под номером нуль. Самообразование как личные усилия, собственная активность в пожизненном - от рождения до смерти - освоении мира и себя в мире, - вот единственно возможная, единственно надёжная опора всякого возможного образования. И, следовательно, его изначальная форма. (Не "технология", ни-ни!) Что касается любых форм официально удостоверяемого образования, то все они должны сосуществовать. Не одно вместо другого, а одно наряду с другим. Не платное вместо бесплатного, а платное наряду с бесплатным. Не массовое вместо специального (коррекционного) и привилегированного, а массовое наряду со специальным и привилегированным. Не коррекционный класс вместо спецшколы-интерната и надомничества, а все они рядом, наряду. В ряду. И мы ещё забыли... забыли один важнейший педагогический урок из биографии дедушки Ленина. Ай-яй-яй... Золотой медалист симбирской гимназии Володя Ульянов сначала поступил в Казанский университет. Принял участие в студенческих беспорядках - и был из университета исключён. Не помню, - сами уточните, если надо, - с "Волчьим билетом" или без. Иными словами, с правом или без права продолжить высшее образование в любом другом российском вузе. Кажется, без права-таки, с "волчьим" то есть билетом... Крах. Доступ к высшему образованию наглухо закрыт. Оставайся на всю жизнь студентом-недоучкой. Так тебе и надо - смутьян, бунтовщик, профессиональный революционер. Отныне тебе не получить никакой другой профессии, кроме профессии революционера, которую ты получил помимо официальной системы образования. Казалось бы, так... И так бы оно и было - в том новом мире, зордчим коего предстояло стать бунтовщику-студенту. Так бы оно и было в наше время, уже после краха того нового мира. Но дело происходило в старом мире, в котором профессиональный революционер Владимир Ульянов, автор множества статей о недоступности народным массам образования в Российской империи, сам высшее образование получил-таки. Юридическое. Пригодное не только для того, чтобы поддерживать устои старого мира, но и для того, чтобы их успешно рушить, что блестяще и было сделано через два десятка лет. Как же исключённый за участие в студенческих беспорядках профессиональный революционер ухитрился закончить высшее образование, при этом занимаясь революционной борьбой всё активнее? Где прошляпили царские сатрапы, через какую щель просочилось высшее образование к их заклятому врагу? Через ЭКСТЕРНАТ. Вот, сто с лишним лет назад можно было... Подготовился и сдал экзамены в столичном санкт-петербургском университете. Экстерном, то есть без прохождения учебного курса, даже в заочной форме, всё же предполагающей контакт с реакционными профессорами. Сто с лишним лет назад это было возможно... Без всякого интернета... А сейчас, когда интернет неудержимо становится всё более и более массовым? У вас нет своего компьютера, а электронный адрес есть. И вы, бывая у многочисленных друзей или на работе, принимаете на этот адрес электронную корреспонденцию, в том числе и от меня. Я специально привёл этот пример, а не пример с интернет-кафе, чьи услуги платные. Десять лет назад обладание мобильным телефоном было признаком "нового русского". Сейчас мобильники неудержимо входят в повседневный быт никак не богачей. Вы можете послать с мобильника эсэмэску не только на другой мобильник, но и на любой компьютер с интернетом. Можете, соединяя мобильник с компьютером через особый проводок, писать электронные письма любого объёма. Интернет... Это слово недаром созвучно со словом "экстернат". Конечно, прихватизаторы постараются попридержать развитие экстерната, помноженного на возможности всё более массового интернета. Да только старания эти сродни попытке перекрыть волжское течение, растопырив руки... Пускай прихватизатор торчит у нас на пути, как вкопанный в землю танк, - кому очень надо, сумеет экстерном получить высшее образование за пределами России, не покидая своего медвежьего угла. А по-человечески бы надо интернет-экстернат сделать общедоступным и совершенно бесплатным - бюджетным! Развить сеть бесплатных или общедоступных по цене интернет-кафе, обслуживающих только самообразование тех, кому иначе интернет недоступен. Идти людям навстречу, а не рогатки ставить, ограничивая доступ к образованию вместо того, чтобы расширять его. Формы образования: 0. самообразование; 1. очная; 2. Вечерняя (она тоже под ударом прихватизаторов, как и коррекционные школы); 3. заочная; 4. дистанционная (интернет-экстернат); 5. платная; 6. бесплатная; 7. массовая; 8. привилегированная; 9. интегральная; 10. специальная (коррекционная в интернате); 11. надомная (интернет-экстернат); 12. домашняя (интернет-экстернат). За исключением нулевого пункта, имеются в виду формы официально удостоверяемого образования. Я сторонник любой из них, в том числе - привилегированной и домашней. Это и наиболее дорогостоящие формы, оплачиваемые, впрочем, потребителями услуг этих форм образования из своего кармана. И пускай себе платят - денег куры не клюют... Домашнее образование - ни в коем случае не "надомное". Это - одна из форм образования привилегированного. Я бы и не вспомнил особо про домашнее, если бы не недоразумение - в России такое образование практически уничтожено в 1917 году, и у нас поистине путают Божий дар с яичницей - домашнее образование с надомным. Из известных инвалидов домашнее (ни в коем случае не надомное) образование получила, например, слепоглухая американка Элен Келлер. Из коррекционной школы-интерната для слепых имени Перкинса, где ещё в девятнадцатом веке существовало отделение для слепоглухонемых детей, к родителям Элен Келлер, достаточно состоятельным, чтобы оплатить домашнее образование своей слепоглухой дочери, прислали учительницу - Анну Сулливан. Анна проводила со своей ученицей КРУГЛЫЕ СУТКИ. И осталась её учительницей и другом до самой смерти, Элен Келлер была членом семьи Анны Сулливан. Это вам не жалкие восемь - двенадцать часов в неделю при "надомном образовании"... Чтобы получить правильное представление о том, что такое настоящее домашнее образование, вплоть до высшего, можно прочитать книгу Элен Келлер "История моей жизни". В привилегированных, состоятельных классах домашнее образование - не такая уж редкость. Не обязательно отдавать ребёнка в школу, в университет. При желании можно устроить и школу, и университет у себя дома - в усадьбе, поместье. Во дворце, ибо домашнее образование нередко получали наследные принцы. Целый штат учителей - ради одного ученика... Нет, нет, это именно домашнее, а не надомное образование! Дома, а не на дому! Почувствуйте разницу: учителя живут дома у своих учеников, а не приходят к ним на дом. Получающие домашнее образование дети могут учиться даже интенсивнее, просто по количеству учебных часов, нежели те, кто посещает школу или живёт в интернате (по-старому - пансионе; быть на пансионе - быть на полном содержании в учебном заведении; за пансион, обычно, платили родители пансионеров). - Душа дорого стоит, - констатировал Борис Михайлович Бим-Бад, когда я хвастался перед ним новыми пластинками, книгами, проигрывателями, пишущими машинками... Всем тем, что обеспечивало моё самообразование уже после окончания МГУ. Да, душа дорого стоит, и если чьим-то родителям по карману дать своим детям привилегированное образование в той или иной форме (включая домашнюю) - почему бы и нет? Царскосельский лицей - гордость отечественной педагогики, но он не был единственным вузом России. Только самым привилегированным - среди других привилегированных и более-менее общедоступных учебных заведений, высших, средних, начальных... Государственных, частных, конфессиональных... Чем разнообразнее, тем лучше. Сосуществование всех форм образования, а не какая-то абстрактно-"лучшая" - вместо остальных. 30 апреля - 5 мая 2006 А.В. Суворов Действительный член международной академии информатизации при ООН, Доктор психологических наук, Профессор кафедры педагогики УРАО Нам поможет WWWПроблемы абилитации, несмотря на кажущиеся различия методик в зависимости от заболевания и тяжести болезни, имеют одно общее место: отсутствие информации у родителей. Именно об этом в своей статье 5-летней давности пишет Варвара Ольшанская. К сожалению, проблемы, поднятые еще тогда, до сих пор не решены. Успехи высоких технологий и педагогических исследований, отмеченные в последние десятилетия, позволили разработать беспрецедентно эффективные программы абилитации глухих и слабослышащих детей. При их выполнении все чаще удается достичь полной социальной адаптации такого ребенка: достигнув должного возраста, он успешно овладевает конкурентоспособными профессиями, становится материально независимым человеком, полноценным налогоплательщиком. Эти программы реально существуют - но, к сожалению, в нашей стране говорить об их широкой доступности для всех желающих не приходится. И поэтому сегодня, как никогда, возросла роль семьи в реабилитации глухих и слабослышащих детей - ведь для того, чтобы маленький россиянин с нарушениями слуха сумел приобщиться к самым современным достижениям инженерной и педагогической мысли, подчас требуются колоссальные усилия со стороны его родителей. Всевозможных причин для такой проблемной ситуации много, но основных - всего две. Первой можно признать недостаток бюджетного финансирования медицинских и социальных программ - "болезнь" любой страны, терзаемой экономическими неурядицами. Учитывая, что процесс абилитации ребенка с нарушением слуха предусматривает усилия многих специалистов, использование продуктов высоких технологий и требует значительной части родительского времени, нетрудно догадаться, почему таковой не финансируется в должном объеме - слишком уж высока его стоимость. Хотя даже при самом поверхностном рассмотрении экономических аспектов этой проблемы становится очевидным: все эти затраты оправдываются возвращением к нормальной социальной жизни и трудовой деятельности тысяч и тысяч подрастающих детей. Впрочем, в России, по-видимому, слово "очевидное" автоматически вызывает ассоциацию со словом "невероятное" отнюдь не из-за всеобщей любви к некогда популярной телепрограмме академика Капицы... Однако было бы крайне неверным заявлять, что во всем виноваты лишь пресловутые деньги - вернее, их отсутствие. Опыт показывает: когда имеется принципиальная возможность получить какой-либо продукт или услугу, то многие люди изыскивают средства - был бы личный мотив для этого. О дефиците родительской мотивации в случаях, когда в семье имеется малыш с нарушениями слуха чаще всего говорить не приходится - лучшим тому доказательством служит высокая поисковая активность мам и пап, неудовлетворенных качеством реабилитации детей, проводимой традиционными учреждениями интернатовского типа. Озабоченные будущим своего ребенка, родители стремятся найти для него самые оптимальные пути абилитации - но вот здесь-то подчас и играет свою роковую роль вторая (после нехватки средств) проблема: дефицит информации. И проблема эта довольно существенна. Где, например, сегодня в России можно взять объективную информацию об эффективности различных подходов к абилитации неслышащего ребенка? Слуховые аппараты чьего производства имеют наилучшее соотношение "цена:качество"? Когда стоит, а когда не стоит делать кохлеарную имплантацию, и как обучать малыша, которому эта операция уже сделана? Что представляют собой устройства для распознавания и субтитрования речи? Какие достоинства и недостатки имеет телефон "Строка"? Что такое вибропейджеры и зачем таковые нужны слабослышащему человеку? Как может помочь в слуховой (читай - социальной) реабилитации ребенка персональный компьютер? Являются ли все эти технические "навороты" абсолютно необходимыми, или их можно признать малооправданной "роскошью", подрывающей и без того не самый блестящий бюджет семьи? Эти и сотни других вопросов требуют ответа - но получить последний далеко не всегда легко. Особенно, если учесть географические и некоторые другие особенности России: то что уже становится общеизвестным в столице, совершенно не обязательно находит должное отражение в провинции. Конечно, можно "по умолчанию" возложить всю ответственность за несвоевременное и неадекватное внимание к передовым технологиям на профессионалов, коим в должностные обязанности вменяется предоставлять родителям всю необходимую информацию. Но не стоит забывать про известную пословицу, в перефразированном варианте гласящую: "На профессионала надейся, а сам не плошай". К тому же, в условиях рыночных отношений потребительская оценка продукта (будь то слуховой аппарат конкретного производителя или педагогическая система реабилитации) порой имеет не меньшее значение, чем рекомендации профессионалов. Значит, очень многое здесь зависит и от самих семей, от их позиции по отношению к данной проблеме. И ведь многим из нас есть что сказать по этому поводу, есть чем поделиться. Ценнейший опыт, накопленный многими организациями и семьями в России и Европе за последние 30 лет, требует обобщения и систематизации, но самое главное - он уже сейчас должен быть доступен для любого нуждающегося. Каждая семья, воспитывающая малыша с нарушениями слуха, должна быть уверена в том, что получит полную информацию о технологиях, которые наилучшим образом обеспечат достижение слуховой абилитации, интеграцию слабослышащего человека в общество и успешную адаптацию в нем. Очевидно, что проводником и гарантом такой информированности всех нуждающихся могли бы стать только средства массовой информации. Но, к сожалению, со стороны последних пока что не видно оживленного интереса к проблеме абилитации глухих и слабослышащих детей. Эпизодические публикации в газетах и журналах, равно как и редкие тематические выпуски телепередач не в состоянии восполнить существующий дефицит информации такого рода. Недостаточно делают в этом плане и специализированные печатные средства массовой информации... И вот здесь-то на помощь родителям и людям с нарушениями слуха просто обязана прийти глобальная компьютерная сеть Интернет. У информации, расположенной в киберпространстве, есть масса неоспоримых преимуществ перед информацией, фигурирующей в других типах СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение). Во-первых, содержимое он-лайновых серверов доступно для пользования постоянно - в любое время суток. Во-вторых, сама концепция Всемирной Паутины подразумевает интерактивность, богатые возможности для живого общения посетителей и непосредственную связь со многими другими ресурсами Интернета, освещающими проблемы слуха и глухоты. Посетитель сайта, заинтересовавшийся каким-либо конкретным предложением, может тут же обсудить его со специалистами и другими посетителями, оперативно ознакомиться с информацией, представленной на других серверах и страницах Сети... В общем, получает уникальную возможность принять действительно взвешенное и оптимальное для себя решение по поводу волнующей проблемы. Спектр применения таких возможностей Интернета очень широк - от получения высококвалифицированной консультации специалистов до осуществления выгодной покупки необхдимого товара. У Интернета есть и другой важнейший плюс - его небывалая по сравнению с другими СМИ демократичность. В форумах и конференциях глобальной сети может высказать свое мнение по поводу самых острых проблем практически любой желающий. Такой свободно выражаемый плюрализм, нередко порождает открытые и принципиальные дискуссии и ценен уже тем, что способствует "рождению истины" (последняя, как известно, имеет обыкновение появляться на свет как раз-таки в результате споров). То же самое можно сказать и по поводу свободы Интернет-публикаций: по сути дела каждый человек, обладающий какими-либо конструктивными идеями, получает уникальную возможность поделиться ими с другими людьми, заручиться их поддержкой либо ознакомиться с конструктивной критикой. Не стоит забывать и о том, что Интернет является практически идеальным средством получения необходимой информации для людей с нарушениями слуха. Минимальная компьютерная грамотность позволит такому пользователю Сети найти практически любые сведения по волнующим его проблемам. Это существенно повышает правовую защищенность глухого или слабослышащего человека - в наше время информированность значит очень много. К тому же технические особенности Интернета делают процесс поиска и ознакомления с информацией совершенно независимыми от наличия или отсутствия у пользователя слуха. Вплоть до недавнего времени на пути широкого использования всех вышеперечисленных плюсов глобальной компьютерной сети людьми с нарушенным слухом и родителями, заинтересованными в абилитации глухих детей существовало серьезное препятствие: в русскоязычной части Интернета...попросту отсутствовали ресурсы, адресованные именно этим категориям посетителей Всемирной Паутины. Однако, как говаривал знаменитый герой Ильфа и Петрова, "лед тронулся!" Сегодня такие ресурсы есть, и со временем их будет все больше и больше. Уже сейчас все желающие могут принять участие в работе первых отечественных web-сайтов, целиком и полностью посвященных проблемам слуха и глухоты - для этого достаточно лишь набрать в окне броузера адреса http://www.deaf.ru или http://doktor.ru/au (впрочем, похоже, что последний адрес вы уже набрали :)) Безусловно, в любой медовой бочке всегда можно обнаружить ложку дегтя - не исключение и Интернет. Доступ к его ресурсам сегодня представляет собой проблему для многих соотечественников: подключенный к глобальной сети персональный компьютер стоит на столе далеко не у каждого россиянина. Недешевы и услуги провайдеров, не всегда можно найти время для посещения Интернет-классов, кафе и пр. публичных мест, обеспечивающих доступ к Сети. Ну и та самая минимальная компьютерная грамотность, что требуется для работы с Сетевыми ресурсами, имеется пока что не у всех жителей России. Однако, поводов для пессимистической оценки ситуации все же нет: как свидетельствует опыт все эти проблемы вполне решаемы. И потому хотелось бы обратиться ко всем, кого проблемы слуха и глухоты не оставили равнодушными: давайте вместе работать над тем, чтобы острота этих самых проблем перестала быть столь драматичной, чтобы исчезло мрачное ощущение безысходности, терзающее семью, в которой появился на свет малыш с нарушениями слуха. Сделать это вполне в наших силах, и уникальные возможности глобальной компьютерной сети тому порукой - ведь они уже давно, активно и с отличным эффектом используются людьми с нарушениями слуха, профессионалами и родителями глухих и слабослышащих детей в странах Европы, Азии и Америки. Давайте попробуем - и я уверена, что вместе нам удастся достичь гораздо большего. Варвара Ольшанская председатель Санкт-Петербургской Молодежной Ассоциации слабослышащих Целебный натюрморт"Добрые сказки" А. Лопатиной и М. Скребцовой уже в который раз приходят к нам в гости за что я им благодарна до глубины души. Удачи Вам, дорогие сказочницы. Пусть все ваши мечты сбудутся Старенький автобус, тяжело буксуя по заснеженной дороге, въехал в город. На автобусе привезли детей, спасенных из блокады. Эти дети не бегали, не шалили и не смеялись. Многие из них даже ходили с трудом, как старички. Под детский дом отдали часть больницы. Тем более, что спасенным детям в первую очередь требовался медицинский уход.В маленьком городке почти не ощущалось войны. Конечно, хлеба не хватало, но картошку и капусту выращивали все. Поэтому к больнице потянулись люди. Кто вез на санках мешок картошки, кто нес ведерко соленых грибов, кто пучки целебной травы для чая. Ребятишки понемногу начали поправляться.Однажды в больницу зашел старичок, директор местного музея, и сказал: "Хочу тоже ребятишкам вашим помочь". Медсестра засмеялась: "Да у вас и своего огорода никогда не было, сами впроголодь живете, чем же вы нам поможете"!? "Это верно, — ответил старичок, — огород завести не было у меня времени. Всю свою жизнь провел в музее, картины собирал. Но знаете, картины иногда бывают нужнее хлеба". "Не думаю", — хмыкнула в ответ медсестра. Однако главный врач больницы был другого мнения, и вскоре вереница закутанных ребятишек потянулась за старичком к музею. Только самая маленькая пятилетняя Анечка осталась в больнице, потому что она не вставала с постели. В музее было так холодно, что дети не стали раздеваться. Старичок-директор подвел их к портрету знаменитого ученого и увлеченно стал рассказывать, как этот известный всему миру человек подарил музею свой портрет. Вдруг он заметил, как один мальчик что-то шепнул другому, и оба они исчезли. Потом еще несколько человек тихонечко вышли из комнаты. Когда директор закончил свой рассказ, у портрета осталось только несколько ребятишек. "Не до картин сейчас детям", — вздохнул директор. Каково же было его удивление, когда он увидел, что в соседнем зале все дети сгрудились перед большим натюрмортом, на котором была запечатлена ваза с фруктами. Дети не отрывали от натюрморта горящих глаз. "Почему зеленые ягодки светятся"? — тихо спросил маленький мальчик. "Это виноград, и ягодки его светятся от солнца. Они от солнца слаще сахара бывают", — шепотом объяснила девочка постарше. "Вот бы нашей Анечке таких, она бы сразу встала с кровати", — мечтательно протянул малыш. "Молчи, не мешай смотреть", — одернули его другие ребята. Дети еще минут десять постояли перед натюрмортом, а потом сразу стали прощаться. Через час директор музея с большим пакетом в руках зашел в комнату больницы, где стояли кровати ребятишек. Все они сгрудились возле постели Анечки и оживленно разговаривали: "А виноград от солнца слаще меда! Знаете, а груши от солнца желтые. Я их пробовал до войны. Ужас, какие сладкие".Врач, увидев старичка директора, с благодарностью сказал: "Спасибо огромное, наших ребятишек не узнать сегодня. Раскраснелись, разговорились, вы просто волшебник". "Я вот картину принес, помогите повесить. Конечно, не положено. Да ведь нельзя ребятишкам без фруктов", — ответил директор музея. Огромный натюрморт повесили на самом видном месте. На следующее утро врач зашел в комнату к детям и увидел, что Анечка вместе с маленьким мальчиком стоит перед картиной и говорит: "Я опять лимон выбираю". "Выбери лучше сливу, она знаешь какая сладкая, а лимон кислый. Ты же его уже вчера съела", — уговаривал ее малыш. "Ну и что же, что кислый, зато самый полезный, мне мама говорила. Я его вчера съела, и видишь, у меня ножки крепче стали. Я теперь ходить могу. Поэтому я снова лимон выбираю"... Врач тихонько закрыл дверь и подумал: "Хорошо бы во всех больницах висели картины".
|
В избранное | ||