← Май 2006 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
---|---|---|---|---|---|---|
9
|
10
|
11
|
12
|
14
|
||
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
21
|
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.gold-child.ru
Открыта:
12-04-2005
Статистика
0 за неделю
"ПАПАМ И МАМАМ ОБ ОСОБЫХ ДЕТКАХ" № 40
Здравствуйте, дорогие друзья!Сегодня Вы можете прочитать:
С новосельем, ДаунсайдАП!16 мая я получила письмо. Тороплюсь довести его до Вашего сведения.27 мая 2006 г. в 11.00 состоится открытие единственного в России Центра ранней помощи детям с синдромом Дауна - "Даунсайд Ап" по адресу: г. Москва, 3-я Парковая улица, дом 14а.
Аккредитация и дополнительная информация (www.downsideup.org) тел. 367-10-00, e-mail: projects@downsideup.org , Любовина Елена Мы заинтересованы, чтобы это долгожданное событие нашло достойное отражение в средствах массовой информации, т.к. привлечение внимания общественности к проблемам интеграции в общество людей с синдромом Дауна, безусловно положительно повлияет на изменение общественного мнения и будет способствовать улучшению качества жизни людей с ограниченными возможностями. Я Вам не рассказывала в каком здании они жили? Это было что-то ужасное! Я ведь строитель по первой специальности. К этому зданию было страшно подходить, потому что фасад его вот-вот обещал рухнуть и под собой погрести всех, кто случайно оказался в эту минуту в опасной близости. Там работают прекрасные специалисты, добрые и открытые к сотрудничеству со всеми, кто желает хоть что-то делать для этих деток. И я совершенно искренне их поздравляю с новосельем. Желаю здоровья их сотрудникам и процветания делу, которому они так самоотверженно служат. Ну а наших москвичей прошу – посетите их праздник, поддержите их. И напишите мне, чтобы мы вместе с "ДаунсайдАП" могли порадоваться. Любите своих детей активно!Маленькое предисловие к этой чудесной истории. Я уже неоднократно писала о том, что лучшим результатом Вашей работы как родителей, так и воспитателей наших деток, будет воспитание в ребенке чувства собственного достоинства. Вот об этом и пишет мама Владика Саноцкого - чудесная мама, воспитавшая чудесного сына. Пожелаем ей удачи! Когда я узнала, что мой ребенок родился с синдромом Дауна, я хотела умереть. Это было 17 лет назад. Детских садов для таких детей тогда не было. Логопед из детской поликлиники, к которому я обратилась за помощью, сказал, что с такими детьми он не занимается. Психоневролог был еще определеннее, он вынес приговор: "Что вы с ним носитесь, он не прочтет ни одной книги…" А я носилась, и, в результате, он учится в районной вспомогательной школе, он читает не только книги, но и легко успевает прочесть бегущие строки титров или рекламы. Все это я говорю к тому, что никогда не нужно опускать руки. Любовь к такому ребенку должна быть активной: это труднее, намного труднее, чем пассивная любовь, когда только берут и ласкают. При активной любви часто бывает много разочарования, она требует много физических и душевных сил, потому что каждый результат дается после ста, а то и больше попыток. Часто бывает, что сотый раз приходится повторять, как первый раз, но я вас уверяю, что результат обязательно будет. И вы себе не представляете, какое удовлетворение вы испытаете, когда увидите, что ваш ребенок может делать что-то не хуже, чем другие дети, а может быть, даже и лучше. Я хочу рассказать вам, как этим летом я почувствовала удовлетворение от своих трудов. Мой сын занимается плаванием. Его тренер, молодой специалист по адаптивной физкультуре, очень заботливо и терпеливо относится к подобным ребятам. Во время тренировок я постоянно находилась в воде рядом с сыном и помогала ему выполнять те элементы, которые задавал тренер. Общими усилиями мой сын научился очень хорошо плавать спортивным стилем: кролем, на спине, баттерфляем. В ноябре 1995 года он плавал вообще, а в декабре 1996 года уже участвовал во всероссийских соревнованиях по плаванию в С.-Петербурге, где получил золотую медаль. Это конечно, успех, и это показывает, что наши дети все могут. Но я хотела рассказать не об этом. Летом этого годы мы отдыхали на Оке. Был июль, много детей, но таких, как мой сын, среди них не было. Так вот, все эти дети не упускали случая, чтобы при виде моего сына не покрутить пальцем у виска. Ни я, ни мой Владик на это внимания не обращали – мы привыкли. И однажды, когда мы были на реке, и все ребята ныряли с мостика в воду и плыли, кто как может, мой Владик сказал: " Я тоже так могу." А нырнуть с мостика в мутную реку и плыть – это не в бассейне, где вода прозрачная, дно видно и глубина одинаковая. Он нырнул (перед всеми ребятами) и поплыл, а плавает он профессионально. Это было что-то. После этого случая он стал среди этих ребят уважаемым человеком. Одна мама просила его показать ее сыну, как надо дышать в воде, а другая – как плыть на спине. До самого отъезда ни один из них не крутил пальцем у виска, а, увидев его на улице, издали кричали ему "Привет!". Это была наша с ним победа. Они приняли его в свою среду за то, что он может делать то же, что они, и даже лучше. Они приняли его не из сострадания, а как равного. Это очень важно! Дорогие мамы! Любите своих детей активно! Все, что вы сможете им дать, поможет им испытать радость общения с обществом, проявить свои способности и таланты. И не нужно думать, что дети с синдромом Дауна – "вечные дети", нет, они вырастут и станут взрослыми людьми, но с особыми потребностями, или, как было принято раньше говорить, с "нарушениями адаптационного поведения". Поэтому, помочь нашим детям справиться с этим – наша первая задача. Желаю всем здоровья, терпения и успехов! Мама Владика Саноцкого Наши дети - не такие как все?И снова мы возвращаемся к проблеме лечения и воспитания слабослышащих и глухих деток. Сначала я хочу предоставить слово Арине Гуленко, которая выступила на конференции ОМЕР (Международной организации по дошкольному образованию) и рассказала о правах и возможностях для глухих и слабослышащих детей в Санкт-Петербурге: Я приехала на конференцию ОМЕР в составе Санкт-Петербургской делегации, как представитель семьи, имеющей ребенка с проблемами. В моем случае это слабослышащий ребенок. Поэтому я являюсь членом Санкт-Петербургской общественной организации детей-инвалидов по слуху и их родителей (СПб АРДИС) Сегодня в Петербурге около 2000 детей, страдающих нарушением слуха. В нашей организации состоит 280 семей. По мнению всех без исключения членов на шей организации и других родителей, имеющих детей с проблемами слуха, права таких детей в нашей стране очень ущемлены, им не заслуженно закрыты пути к высшему и среднему образованию, к выбору профессии, конкурентоспособной на современном рынке труда, к равноправному положению в обществе. Теперь я попробую объяснить, как и почему складывается такая ситуация. Рождается ребенок и через какое-то время семья узнает, что малыш не слышит. И что же происходит дальше? В нашем городе проблемами глухих в той или иной степени занимаются несколько организаций: сурдологический центр (диагностическое и реабилитационное отделение), НИИ ЛОР, родительская ассоциация, институт раннего вмешательства. И некоторые из этих учреждений имеют свой, бескомпромиссный взгляд на то, как должен ”правильно” расти, играть и развиваться глухой или слабослышащий ребенок. Поэтому создается странная ситуация. В зависимости от того, в какое из учреждений обратилась семья в первый раз, такой ограниченный набор информации о том, что же им делать дальше, она и имеет. Т.е. если это ЛОР НИИ, то это информация в основном о лечении и протезировании, если это диагностическое отделение сурдоцентра, то родителям дают понять, что развитием и обучением их ребенка займутся спецучреждения, если это АРДИС - родители узнают об альтернативном пути развития для своего ребенка. Некоторые из этих организаций работают по старинке, как было 10-20 лет назад, не хотят менять свое мнение на существующую проблему. А в настоящее время, в условиях рынка это иногда приобретает еще более уродливую форму. Учреждения борются за каждого ребенка, проходящего конкретно через их систему, не считаясь с тем, что же реально нужно каждому отдельному ребенку и его семье. И, к сожалению, часто бывает так, что родители узнают недостающую необходимую информацию слишком поздно. Отсутствует единая объективная система информирования семей, в которых растет ребенок с проблемами слуха. Родители не получают исчерпывающую информацию обо всех методах лечения, протезирования, а главное обучения малыша для того, что бы выбрать путь, по которому им идти. Разве это не ущемление прав детей с проблемами слуха и их семей? Это приводит к тому, что родители зачастую даже не знают названий тех учреждений, куда они могут обратиться со своим ребенком, а также к тому, что родители перестают доверять специалистам, не бывая никогда до конца уверенными в том, что рекомендации, данные их ребенку даны именно в его интересах, а не в интересах учреждения, которое не хочет терять потенциального клиента. Наша ассоциация борется за всестороннюю реабилитацию детей, лишенных слуха, без изоляции их в среду специальных учебных заведений. К сожалению, в нашем обществе к людям, не владеющим устной речью, относятся как к людям второго сорта. Это заставляет родителей прилагать все усилия к тому, чтобы дети ходили в массовые детские сады и особенно в массовые школы, т.к. преподавание в специальных школах ведется не на должном уровне - 8-летняя образовательная программа растянута на 10 лет. А ведь наши дети в большинстве своем - это люди с полностью сохранным интеллектом, часто одаренные и талантливые. Они могут стать полноправными членами общества, приносить пользу, если только общество им это позволит. Наши дети имеют такое право! Но если по медицинским, педагогическим, или каким-то другим причинам семья выбирает путь специального образования, то родители хотят быть уверены, что ребенок получит качественное образование в школе, будет иметь доступ к среднему и высшему образованию. Как говорилось выше - это не всегда так. В этом мы тоже видим нарушение прав глухих и слабослышащих детей. Однако, нельзя не отметить, что сейчас происходят некоторые изменения к лучшему. Ранее отсутствовала система реабилитации в семье от рождения до 3-х лет. Сейчас в реабилитационном отделении сурдологического центра появилась группа ранней реабилитации, некоторые специальные детские сады имеют группу домашнего сопровождения, т.е. занимаются с детьми до 3-х лет на дому, а также институт раннего вмешательства стал не только выявлять маленьких детей с нарушением слуха и направлять их в сурдологический центр, но и стал прослеживать их дальнейшую судьбу, принимать активное участие в их адаптации в слышащей среде. Несомненно, к положительным достижениям стоит отнести работу родителей нашей ассоциации по интеграции глухих и слабослышащих детей в обществе. Благодаря тому, что есть прецеденты обучения детей с нарушением слуха в массовых садах, школах, высших учебных заведениях, сегодняшним детям и их семьям уже намного проще идти по этому пути. К сожалению, все эти положительные изменения происходят очень медленно и, наверное, вырастет не одно поколение глухих детей, пока можно будет с уверенностью сказать, что права детей с нарушением слуха больше не нарушаются. Эти слова мне хотелось бы дополнить информацией, размещенной на сайте Санкт-Петербургского института раннего вмешательства. Статья "Нарушение слуха" приводится здесь без купюр. Разумеется, вы имеете право на собственное мнение. И на то, чтобы поделиться им со мной и со всеми читателями рассылки. Я же пока выскажу мнение очень многих родителей, которые приходят на форум моих друзей в "Страну глухих": обучение ребенка языку жестов – это тупиковый путь. И я с такой постановкой вопроса согласна. Несмотря на то, что институт раннего вмешательства его рекомендует. Ну а Вы, как в той песне поется, "думайте сами, решайте сами"… Нарушение слухаСистема попечительства над детьми в России, хотя и имеет глубокие корни, сегодня требует переосмысления в свете гуманистических тенденций. Изменение отношения общества к детям с особым развитием, вероятно, является самым важным, хотя и самым трудным шагом на этом пути. Книга Анн Бакк и Карла Грюневальда, отрывки из которой публикуются на станицах DETISITE, демонстрирует очень интересный опыт интеграции в современной Щвеции. Обычно различают следующие степени нарушения слуха: Незначительное нарушение слуха лишь слегка замедляет спонтанное речевое и языковое развитие, однако приводит к затруднениям в восприятии того, что говорят другие. Нарушение слуха средней тяжести замедляет спонтанное языковое и речевое развитие, но не исключают его полностью. Тяжелое нарушение слуха и глухота приводят к тому, что спонтанное языковое и речевое развитие сильно замедляется или полностью исключается. Поэтому можно сказать, что глухой - это тот, кому из-за ослабления слуха необходимо общаться с другими при помощи языка жестов. Для глухих зрение играет существенную роль в восприятии речи (считывание по губам). При разговоре, как правило, используется язык жестов в сочетании с движениями губ. ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ СЛУХА Существует много причин нарушения слуха: наследственная предрасположенность, краснуха во время беременности, деформация слухового прохода или слуховых косточек, родовые травмы, желтуха, кислородная недостаточность (гипоксия), менингит, хронический отит, паротит (свинка), черепно-мозговые травмы, шумовые повреждения и другие. Некоторые из этих причин могут также дать толчок к замедлению умственного развития. Поэтому неудивительно, что относительно большое число людей с задержкой развития имеют и ослабленный слух. Из-за трудностей выявления нарушения слуха у людей с задержкой развития неизвестно, у скольких из них он ослаблен, однако по результатам некоторых исследований можно предположить, что более 8% из них имеют тяжелое нарушение слуха ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ СЛУХА Врожденная глухота иначе сказывается на человеке, чем приобретенная во взрослом возрасте. В последнем случае, разумеется, человеку психически тяжело, когда он не воспринимает того, что говорят другие, и когда он иногда чувствует себя одиноким из-за невозможности общаться с другими людьми. Но последствия врожденного тяжелого повреждения слуха значительно серьезнее из-за того, что отсутствие слуха сильно препятствует возможности ребенка освоить речь и язык. Язык является естественным инструментом для выражения мыслей и важнейшим орудием для приобретения знаний и взаимного обмена информацией. Но языковое общение является также основой человеческой общности и понимания. С помощью языка мы можем выражать чувства, мнения, пожелания и оценки, а также вести друг с другом диалог, что сильно способствует нашему эмоциональному и социальному развитию и является существенной предпосылкой для позитивного личностного развития. Дети осваивают язык, когда слышат, как говорят родители и другие окружающие их люди. Прислушиваясь к постоянно повторяющимся словам, ребенок постепенно учится различать их и связывать с предметами, людьми и ситуациями. Слова приобретают смысл или значение. Этот естественный путь к языку для ребенка с тяжелым нарушением слуха в большей или меньшей степени закрыт. Хотя, в любом случае, необходимо интенсивно тренироваться и использовать остаточный слух, если таковой сохранился. Крайне важно, чтобы с ранних лет тренировки были направлены на то, чтобы научить ребенка восприятию вибрации, привить чувство ритма, способность к считыванию и к использованию органов зрения и т. д. Но главное, чтобы ребенок с самого раннего возраста мог научиться языку жестов. Языковое развитие глухих детей - очень длительный процесс, и от всех тех, кто задействован в обучении этих детей языку, требуется компетентность, ответственность и терпение. Если с людьми, имеющими тяжелое нарушение слуха, или с глухими общаться поверхностно, легко можно подумать, что самая большая проблема этой группы инвалидов заключается в том, что они не слышат. Но проблемы лежат значительно глубже. Эта инвалидность носит прежде всего языковой и коммуникативный характер. Жизнь человека, имеющего тяжелое повреждение слуха, полна ситуаций, в которых он оказывается лишенным всего того, к чему нормально слышащий человек может с легкостью приобщиться. Это касается газет и книг, в которых слишком сложные слова, радиопередач, телепередач и фильмов без субтитров, сообщений из репродуктора и т. д. Неоднократно возникают затруднения в простых будничных ситуациях - при посещении магазинов, в поездках, на приемах у врача. Даже невозможность воспользоваться обыкновенным телефоном дает толчок к осложнениям. Людям с тяжелым нарушением слуха затруднительно пользоваться сферой общественных услуг и приобщиться к культурной жизни. Дефицит телепередач с субтитрами на простом языке - один из многих примеров, подтверждающих это. Часто человеку с нарушением слуха кажется, что окружающие не понимают его проблем и что у них не хватает терпения на разговор. Поэтому, он замыкается в себе. Инвалидность может приводить к разной степени изоляции, которая, в свою очередь, чревата новыми проблемами ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕНИЯ Человеку с нарушением слуха нужно с самого раннего возраста быть вместе с нормально слышащими ровесниками. Если ребенка поощряют и поддерживают, то он при общении с нормально слышащими людьми будет себя чувствовать спокойнее, и у него укрепится уверенность в себе. Таким образом, можно облегчить затруднения, связанные с контактами, и устранить взаимные предрассудки. Однако для того чтобы общение стало осмысленным, нормально слышащие дети должны овладеть языком жестов. В то же время не следует забывать о том, что люди с тяжелым нарушением слуха очень хотят встречаться с другими людьми, имеющими точно такую же проблему и тоже владеющими языком жестов. Это может быть определяющим фактором их развития. Человеку с нарушением слуха приходится сильно полагаться на считывание с губ, чтобы понять, что говорят другие. Он должен сильнее, чем другие, концентрировать внимание и психически напрягаться, чтобы приобрести те знания и навыки, которыми люди с нормальным слухом обычно овладевают без особых усилий. Поэтому быть глухим или слабослышащим - это во многих отношениях утомительно и психически тяжело. ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ Серьезное нарушение слуха - более тяжелое функциональное нарушение, чем это может показаться на первый взгляд. Без слуха нет языка, без языка нет обучения. Именно поэтому для глухого ребенка так важен язык жестов как альтернатива разговорному языку. Одним из факторов, наилучшим образом компенсирующих нарушение слуха, являются умственные способности. Поскольку людям с задержкой развития вообще очень трудно усваивать знания навыки, то в сочетании даже с умеренным нарушением слуха ситуация может крайне осложниться. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Исключительно важно выявить нарушение слуха как можно раньше. После того как повреждение мозга выявлено, к работе подключается областная служба педагогической помощи людям с нарушением слуха. Дети и подростки, имеющие инвалидность по слуху, получают поддержку от специальной службы педагогической помощи в школах любых типов. Цель помощи - дать этим детям такие же возможности развития и выбора, как и у людей с нормальным слухом. Семьи этой категории инвалидов получают через службу помощи рекомендации по медицинским, педагогическим, психологическим, социальным и техническим вопросам. Руководит службой педагогической помощи консультант по вопросам оказания помощи людям с нарушением слуха. Кроме того, в состав этой службы входят инженер, куратор, педагог и психолог. Причины, масштабы и характер ослабления слуха исследуются и контролируются в больничных сурдологических отделениях (от лат. surdo - слышу). Там настраивают слуховые аппараты и другие технические вспомогательные средства. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Инженеры отвечают за установку и обслуживание слуховых вспомогательных средств в детских садах и школах. Они предлагают также меры по улучшению акустической обстановки. (Так решается проблема детей с нарушением слуха в Швеции.Прим.ред.) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ НА ДОМУ Учитель подготовительной стадии (специально обученный педагог детского сада) является контактным лицом службы помощи людям с нарушением слуха, и именно он оказывает непосредственную помощь семье. Этот учитель регулярно посещает детей на дому и в детском саду. Учитель подготовительной стадии помогает персоналу детского сада и информирует его о последствиях нарушения слуха, а также о различных способах общения и использования технических вспомогательных средств.(Так решается проблема детей с нарушением слуха в Швеции.Прим.ред.) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Во многих муниципалитетах глухие и имеющие тяжелое повреждение слуха дети обучаются в специальных детсадовских группах, где учитель подготовительной стадии работает вместе с муниципальным детсадовским персоналом. Группы почти всегда размещаются в обычном детском саду. Но примерно половина детей индивидуально интегрируются в обычный подготовительный класс.(Речь идёт о Швеции. Пример интегративного подхода к проблеме детей с особенностями в развитии.прим. ред.) ОБУЧЕНИЕ Дети с задержкой развития, которые из-за нарушения слуха не могут обучаться в обычной спецшколе, могут пройти обучение в государственной специальной школе Осбаккаскулан в Гнес-те, если в их ландстинге нет такого вида обучения. Обязательное обучение длится 10 лет. Осбаккаскулан - это полностью оснащенная общеобразовательная спецшкола, рассчитанная в настоящее время на 40 мест. По окончании учебы в старших классах учащиеся имеют возможность пройти курс обучения в групповой школе в Эребру. После этого большинство учащихся возвращаются домой.(Так решается проблема детей с нарушением слуха в Швеции.Прим.ред.) СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕНИРОВКИ Тренировки учащихся с нарушением слуха и множественной инвалидностью должны быть рано направлены на то, чтобы попытаться компенсировать функции пораженного органа чувств. Специальные упражнения - тренировку слуха, считывание, тренировку ритмики и тренировку органов чувств - следует начинать как можно раньше. Важно, чтобы все обучение было конкретным и приближенным к реальной действительности. Все постороннее, мешающее усвоению навыков, следует "отсекать", то есть нужно постараться организовать учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся могли выделять важные моменты, на которых они должны сконцентрировать свое внимание. Способность выделять (различать) необходимо тренировать. Это в большей или меньшей степени необходимо при всех видах обучения людей с ограниченными способностями. Но эта проблема обостряется, когда один или несколько информационных каналов не функционируют или функционируют только частично. Нужно начать с того, что научить детей обращать внимание на существенные различия, и шаг за шагом увеличивать трудности, для того чтобы они постепенно научились видеть самые мелкие различия. Параллельно следует выстраивать языковые понятия. Без языковых понятий тяжело осмысленно организовывать впечатления, получаемые при помощи органов чувств. ЯЗЫК ЖЕСТОВ Язык жестов существует в трех видах: 1) Обычный язык жестов, которым большинство глухих людей пользуются в общении между собой. Он отличается от разговорного языка и в грамматическом, и в синтаксическом отношении. 2) Язык картинок используется одновременно с разговорной речью, и он следует за разговорным языком. 3) Язык пальцев, когда слова передаются по буквам с помощью пальцев. Глухим людям, которые еще и слепы, слова рисуют на руке. Язык жестов все больше используется при работе с нормально слышащими людьми, имеющими задержку развития, для ускорения формирования понятийного аппарата. ТРЕНИРОВКА ПОВСЕДНЕВНЫХ НАВЫКОВ При такого рода тренировках нужно координировать между собой "привитие языка" и те навыки, в которых человек тренируется. Нужно выстраивать язык и одновременно вводить его в действие, использовать, что частично объясняет, почему работа требует больших усилий и успехи приходят медленно. Кроме того, людям с нарушением слуха необходимо научиться пользоваться своими собственными техническими вспомогательными средствами. Им также нужно специально тренироваться правильно себя вести в разных ситуациях. Пример: ребенок с тяжелым нарушением слуха не способен или почти не способен определить, мешает ли он окружающим своим шумом. Нужно даже тренировать его так ходить по лестнице в обычном многоквартирном доме, чтобы не беспокоить окружающих. О праве отцов детей - инвалидов с детства на льготы при назначении пенсииЭта информация - без комментариев. Как говорится, дождались! Конституционный Суд Российской Федерации вынес Определение от 27 июня 2005 г. N 231-О по вопросу конституционности положения подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Оспариваемым положением предусматривается назначение трудовой пенсии по старости матерям детей - инвалидов с детства, воспитавшим их до восьмилетнего возраста, при наличии страхового стажа не менее 15 лет, досрочно (по достижении возраста 50 лет). Заявитель оспаривает конституционность названного законоположения, так как оно не предусматривает права на досрочное назначение пенсии для отцов детей - инвалидов с детства. По его мнению, это нарушает принцип равенства, закрепленный в статье 19 Конституции Российской Федерации, ущемляет права отцов детей инвалидов с детства, воспитывавших их без матерей, на пенсионное обеспечение. Правовая позиция Конституционного Суда по данному вопросу такова. В Российской Федерации согласно Конституции обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Конкретные меры социальной защиты предоставляются федеральным законодателем, как правило, обоим родителям. Так, право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставлено матери либо отцу, фактически осуществляющим уход за ребенком, при этом данный период засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж и стаж работы по специальности. Право на дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет предоставляется одному из родителей. Пенсионное обеспечение является важнейшим элементом социального обеспечения граждан. Государственные пенсии устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств. Такая дифференциация должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства. Различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания. Оспариваемое положение, устанавливающее право женщин на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от их семейного положения, непосредственного воспитания детей (в домашней обстановке или в специальных интернатах), представляет собой гарантию особой социальной защиты (льготу) одного из родителей - матери, выполнявшей социально значимую функцию воспитания ребенка - инвалида с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами. Данная норма не предусматривает право на досрочную пенсию для отцов детей - инвалидов с детства, причем даже в случаях воспитания ребенка без матери. Между тем, по мнению Суда, поскольку право на досрочное назначение пенсии в рассматриваемом случае (в отличие от такого же права для многодетных матерей) не обусловлено фактом рождения ребенка, обстоятельство осуществления воспитательной функции отцом в отсутствие матери может служить лишь основанием для дифференциации условий назначения такой пенсии (по страховому стажу и возрасту), но не для лишения отцов права на нее (по сути, только по признаку половой принадлежности). Такое регулирование несоразмерно ограничивает конституционное право отцов детей - инвалидов с детства, воспитавших их без матерей, на пенсионное обеспечение, с точки зрения справедливой и равной социальной защиты обоих родителей (назначения пенсии на льготных условиях). В соответствии со своей правовой позицией и с учетом принятого ранее решения в отношении аналогичных нормативных положений, признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ (Постановление от 3 июня 2004 года N 11-П), Суд определил, что положение подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в той мере, в какой оно исключает возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости отцам детей - инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения восьмилетнего возраста без матерей, подлежит отмене (изменению) и не может применяться. До внесения соответствующих дополнений в действующее законодательство решения уполномоченных органов о назначении трудовой пенсии по старости отцам инвалидов с детства должны приниматься в соответствии с вынесенным Определением.
|
В избранное | ||