Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Папам и мамам об особых детках №39


 

"ПАПАМ И МАМАМ ОБ ОСОБЫХ ДЕТКАХ"


Выпуск N39

2006-05-13

Тираж: 1971 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО..."


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Дружественные проекты:


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:

  • Колонка редактора. Они живут среди нас [прочитать]
  • Слышащие и неслышащие: два мира или один? [прочитать]
  • Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. Развитие речи [прочитать]



 

Колонка редактора

Они живут среди нас. Обычные люди со своими проблемами, радостью и болью. Талантливые и не очень. Несущие Свет и изо всех сил противостоящие Миру, который их отринул самым жестоким способом – погрузив в тишину. Я благодарна этим людям за то, что они делают. Потому что много говорящих и мало делающих. Много обиженных и требующих поблажек. Еще больше тех, кто даже на государственном уровне отмахиваются от них. И мало тех, кто через все преграды идет вперед. Знакомьтесь: интернет-общество "Страна глухих" (http://www.deafworld.ru ).

Проблема необъятна, поэтому сегодня – только о ней. Я постараюсь наиболее полно осветить её с помощью материалов, размещенных на сайте моих новых друзей. По крайней мере, чтобы Вы, мой уважаемый читатель, смогли иметь представление о том, что фактически есть в нашей многострадальной стране, что должно быть, и каким образом нашим государственным структурам удается доказывать самим себе, что "Все хорошо, прекрасная маркиза. За исключеньем пустяка"…

Из истории вопроса.

21 октября 2004 года к Председателю Совета Федерации С.М.Миронову от имени "глухих россиян обратились участники сайта "Страна Глухих".

Авторы письма констатировали, что даже "в семейный новогодний праздник" они "не понимают о чем говорит в "Новогоднем послании" Президент РФ".

В письме также затрагивались проблемы инвалидов по слуху, связанные с получением образования, с трудоустройством и другие.

Ответ Председателя Совета Федерации С.М.Миронова

Добрый день!

Благодарю Вас за обращение в мой адрес...

...Я также поручил своему советнику по социальным вопросам В.А.Лекаревой более тщательно разобраться в ситуации и найти пути решения Вашего вопроса.

15/12/2004г.

"Страна глухих" продолжила переписку с Сергеем Михайловичем, затрагивая различные вопросы и проблемы неслышащих граждан. На сайте Совета Федерации было опубликовано сообщение:

"За последнее время значительно возросло количество обращений, поступивших в Совет Федерации от инвалидов по слуху, которые обеспокоены серьезными проблемами трудоустройства, получения профессии, медицинского обслуживания, передвижения по стране, реализации права на получение информации и т.д. В связи с этим Председатель Совета Федерации С.М.Миронов направил запрос в адрес Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.Ю.Зурабова с просьбой предоставить информацию о том, "какие меры предпринимает Правительство Российской Федерации в части жизнеобеспечения самой нуждающейся категории российских граждан - инвалидов по слуху".

Далее публикуется полный текст ответа Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.Ю.Зурабова на запрос Председателя Совета Федерации С.М.Миронова.

Уважаемый Сергей Михайлович!

В связи с Вашим обращением от 05.11.2004 г. № 1-21/1159 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации сообщает следующее.

Проблема реабилитации лиц с тугоухостью и глухотой является одной из актуальных проблем социальной защиты инвалидов. Число таких людей в России превышает 13 млн. человек, в том числе более 1 млн. из них - дети.

С целью их реабилитации в стране создано 206 специализированных государственных сурдологопедических центров и кабинетов, оснащенных современной аппаратурой, укомплектованных высококвалифицированными специалистами.

Они располагаются на базе областных (городских) клинических больниц и поликлиник. Эти учреждения кроме слухопротезных услуг проводят раннюю диагностику, диспансеризацию, определяют тактику медицинских мероприятий, программы реабилитации.

Кроме этого, за последние годы развивается сеть коммерческих структур, число которых достигло 157, оказывающих слухопротезную помощь и реализующих слуховые аппараты.

Выявление нарушений слуха в первые дни (месяцы) жизни позволяет эффективно решать вопросы медикаментозного или хирургического лечения, проводить раннее адекватное слухопротезирование или кохлеарную имплантацию (вживление электронных систем во внутреннее ухо с целью восстановления слуховых ощущений).

Действующая в России система аудиологического скрининга основана на регистрации факторов риска по тугоухости и глухоте в роддомах, направлении детей, вошедших в группу риска, в детские поликлиники для скринингового исследования слуха, направлении детей, у которых заподозрено наличие тугоухости, в сурдологические кабинеты для проведения объективного тестирования. Охват скринингом новорожденных детей и детей 1 года жизни составляет 95%. За последние семь лет, таким образом, выявлено более 5 тысяч детей с потерей слуха.

Потребность в слуховых аппаратах составляет более 1 млн. штук в год. Реально ими ежегодно обеспечивается порядка 300 тыс. нуждающихся, что приводит к возникновению очередности.

С вступлением в силу утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации (21.10.2004 г. № 1343-р), федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, проблема очередности обеспечения инвалидов слуховыми аппаратами будет снята.

Помимо слуховых аппаратов, согласно названному федеральному перечню, инвалидам по слуху будут предоставляться декодеры для приема телепрограмм с субтитрами, что позволит значительно расширить число инвалидов, имеющих возможность смотреть телевизионные передачи.

В 2002 году создано Федеральное государственное учреждение "Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования" (далее - Центр). Центр решает задачи по разработке концептуальных и практических вопросов по проблемам инвалидности по слуху, разработке новых методов реабилитационно-экспертной диагностики, внедрении современных технических средств реабилитации инвалидов, проведении технических и клинических испытаний и оценки технико-экономической эффективности вновь создаваемой сурдоакустической техники, материалов для слухопротезирования.

В Центре проводится протезирование инвалидов методом кохлеарной имплантации, являющимся единственным способом реабилитации детей и взрослых с тотальной глухотой. Закупка дорогостоящих имплантантов (стоимость одного изделия составляет 25 тыс. долларов) осуществляется в рамках реализации федеральных целевых программ "Дети-инвалиды" и "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы" (в 2003 году закуплено 30 имплантантов).

Кроме этого, ведущими федеральными медицинскими учреждениями, в которых оказывается помощь лицам, страдающим потерей слуха, являются Научно-клинический центр отоларингологии (г. Москва) и Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.

Профессиональное обучение инвалидов по слуху проводится в отделениях и группах, созданных в 40 учреждениях начального и среднего профессионального образования для инвалидов. В пяти федеральных колледжах и техникумах для инвалидов в рамках федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы" созданы системы дистанционного обучения, что позволит значительно расширить возможности для получения инвалидами профессионального образования.

Кроме этого, имеются специализированные учебные заведения для инвалидов по слуху. К их числу относятся Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (г.Санкт-Петербург), Челябинское профессиональное училище-интернат № 2. Центр комплексной реабилитации инвалидов по слуху создан при Московском государственном техническом университете им. Баумана.

В ходе реализации федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы" осуществлялась разработка и освоение серийного производства новых модификаций слуховых аппаратов, включая создание первого в России цифрового программируемого слухового аппарата, что позволит значительно сократить зависимость от импорта. Создана также модель беспроводного радиокласса для реабилитации лиц с различными дефектами слуха и ряд других разработок.

Важным элементом решения проблем инвалидов является сотрудничество с общественными организациями. Представители этих организаций привлекаются при подготовке решений, затрагивающих интересы инвалидов, входят в состав дирекции федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы".

В рамках названной Программы оказывается государственная поддержка общественных объединений инвалидов. В частности, за время действия Программы Всероссийскому обществу глухих (ВОГ) было выделено 106,4 млн. рублей. Эти средства были направлены на создание телевизионных программ для инвалидов, на развитие и реконструкцию санаторно-курортных учреждений ВОГ, на сохранение и создание новых рабочих мест для инвалидов по слуху на действующих предприятиях ВОГ, на создание системы услуг по сурдопереводу с использованием региональных отделений ВОГ, а также на организацию и проведение фестивалей, конкурсов и спортивных соревнований для инвалидов по слуху.

М.Ю. Зурабов

Воистину, если кто хочет написать отписку, тот её напишет. И докажет, что желаемое стало действительным. Похоже, что наш министр не знаком с ситуацией в стране или предпочитает её не знать. Но, оставим это на его совести.

К счастью, не все у нас так думают.

Программа Российского Детского фонда "Глухие дети".

Открытая благотворительная программа Российского Детского фонда

ПРЕАМБУЛА

КАРТИНА

В России 200 000 глухих и слабослышащих детей. Не обладая возможностью слышать, они плохо говорят. Глухота часто связана с другими дефектами.

ПРИЧИНЫ

Причины значительного процента детской глухоты – это патология материнской беременности: перенесенные матерью инфекция краснухи, недоедание, токсикозы, а также применение щипцов при родах, кислородная недостаточность плода и т.п. В результате осложненного течения беременности и родов возникает необходимость медикаментозного лечения новорожденных, в том числе применения антибиотиков, многие из которых обладают избирательным токсическим воздействием на слуховой нерв. 38% глухих детей имеют необратимые изменения слухового нерва – невриты.

ТРАГЕДИЯ

Дети со снижением слуха уже с первого месяца жизни должны пользоваться индивидуальным слуховым аппаратом, иначе у них формируется немота. Такой аппаратуры в России нет. Взрослый мир не в состоянии помочь своим детям. При этом глухота часто выявляется слишком поздно.

Это вызвано тем, что врачи, родители и общество не проявляют к данной проблеме ответственного внимания. Поэтому на слухопротезирование направляется ничтожное количество детей, причем с большим опозданием. У подавляющего большинства детей диагноз тугоухости ставится в возрасте от 3 до 14 лет. Много детей со слабыми потерями слуха и с односторонней тугоухостью не ставится на учет, хотя они принадлежат к группе риска, что негативно сказывается на качестве обучения, языкового и интеллектуального развития. При обследовании большого количества школьников-второгодников было установлено, что 35% из них – это дети с нарушениями слуха.

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Пострадавший ребенок должен получать немедленную развивающую помощь. Обучение детей с тугоухостью должно начинаться с момента выявления нарушения слуха.

СИСТЕМА

В России создана государственная система образования и воспитания глухих детей:

государственная система образования и воспитания глухих и слабослышащих детей (специализированные коррекционные дошкольные, школьные, средне-специальные и высшие учебные учреждения);

государственная система оказания сурдологической помощи глухим и слабослышащим детям (каждый субъект Федерации имеет в своей структуре здравоохранения сурдоцентр);

государственная система обеспечения неслышащих детей индивидуальными средствами реабилитации слуховыми аппаратами (конкретный ребенок) и средствами коллективной реабилитации – звукоусиливающей аппаратурой;

специализированные школьные и дошкольные учреждения.

К сожалению, государственные программы Министерства труда и социального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ, призванные обеспечить социальные гарантии глухих и слабослышащих детей, финансируются из Федерального бюджета далеко не полностью. Основное финансирование реабилитационных программ для глухих и слабослышащих детей предполагается из региональных бюджетов. На местах же подчас не имеется средств для оказания существенной помощи глухим и слабослышащим детям, и хорошо прописанные социальные гарантии на бумаге в жизнь зачастую не воплощаются.

ИНВАЛИДНОСТЬ

До 1991 года глухие дети не считались инвалидами. По инициативе общественности, в том числе Российского детского фонда, теперь они получили статус инвалидов. Вместе с тем, в данный момент существует проблема со слабослышащими детьми, которые не причисляются к категории инвалидов и, как следствие этого факта, не пользуются социальными льготами, т.е. не имеют права на получение бесплатного слухового аппарата за счет государства. Некоторые территории решают эту проблему, закупая самостоятельно слуховые аппараты для этих детей.

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ

Чтобы адаптировать глухого и слабослышащего ребенка, обучить и воспитать его, дать профессию, трудоустроить, он должен получить слуховой аппарат, а, принимая во внимание быстрый рост требований к профессиональной подготовке молодых кадров, достойное место в жизни неслышащие дети могут себе найти, только имея качественные и современные слуховые аппараты и средства коллективной реабилитации.

ВЫВОД

Проблема реабилитации глухих детей в России в кризисе. Государство лишь поддерживает существование детских садов и школ для глухих и слабослышащих детей. Однако проблема их адаптации и социализации оказалась в тупике. Без слухового аппарата ребенок отторгается здоровой частью общества в узкую среду "отстойников", где глухие могут общаться лишь с глухими.

ПРОГРАММА

ЦЕЛЬ

Преодолеть кризис, по крайней мере, принять активное участие в его преодолении. Помочь глухим детям познать радость бытия. Оказать помощь детям-инвалидам по слуху стать полноценной частью общества. Привлечь внимание общественности к трагедии глухих детей.

СПОСОБ

Дать глухому и слабослышащему ребенку слуховой аппарат высшего класса.

ОТКРЫТОСТЬ ПРОГРАММЫ

Почему программа "Глухие дети" называется открытой?

Потому что никакой фонд в одиночку не справится с поставленной задачей: дать каждому ребенку слуховой аппарат фирмы "Отикон". Поэтому программа открыта для присоединения к ней любых – государственных, банковских, общественных, коммерческих, в том числе иностранных, структур – в любое время.

ПОТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ

Главный принцип осуществления проекта – потерриториальность.

Что это значит?

Это значит то, что программа принимается к исполнению лишь в том случае, когда проработаны экономические предпосылки для того, чтобы каждый глухой и слабослышащий ребенок республики, края, области мог бы получить аппарат фирмы "Отикон".

ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДБОРА СЛУХОВЫХ АППАРАТОВ

В рамках благотворительной программы РДФ "Глухие дети" слуховые аппараты подбираются и настраиваются индивидуально для каждого ребенка, т.е. изначально при первичной проработке территориальной программы для каждого ребенка подбирается необходимая модель слухового аппарата с учетом его особенностей слуха.

ФИРМА-ИСПОЛНИТЕЛЬ

Но что такое "Отикон"?

Это – мировой лидер по производству слуховых аппаратов самого высокого класса (Дания). Российский детский фонд заключил соглашение с "Отиконом" о значительных благотворительных скидках при осуществлении программы "Глухие дети".

Потерриториальные составные части программы "Глухие дети" осуществляются только при посредстве Российского детского фонда.

СОБСТВЕННОСТЬ РЕБЕНКА

В некоторых специальных интернатах для глухих детей есть старые аппараты. Дети пользуются ими, пока учатся в интернате. Но, когда они заканчивают его, аппарат изымается.

Программа "Глухие дети" предполагает безусловное исполнение обязательства: дать аппарат ребенку не в качестве государственного имущества, но в качестве личной собственности.

ЦЕНА

Розничная цена одного аппарата (а некоторым детям требуется по два) 300-800 долларов США. Российский детский фонд и фирма "Отикон" достигли соглашения о значительных скидках, достигающих 30-40% от коммерческих цен.

СПОНСОРСТВО

Организации, внесшие наиболее значительный финансовый вклад в реализацию Программы, получают статус "Генеральный спонсор Российского детского фонда".

СРЕДСТВА

Сбор валютных и рублевых пожертвований, организация целевых благотворительных программ, привлечение государственных возможностей, а также организация участия государственных, акционерных, иных предприятий, фирм, общественных организаций, благотворительных фондов, частных благотворителей в России координируется Российским детским фондом.

СОТРУДНИЧЕСТВО

Безусловное практическое сотрудничество с Министерством образования РФ, Министерством здравоохранения РФ, Российской академией образования, Российской академией медицинских наук, Российской академией естественных наук.

ОРГАНИЗАЦИЯ

ПРИСОЕДИНЕНИЕ

Программа в любое время открыта для присоединения к ней российских, зарубежных и международных благотворительных и иных организаций, включая государственные службы, министерства и ведомства.

Таким образом, не только каждое отделение Российского детского фонда, но и любые организации, в том числе и структурные подразделения социальной защиты, здравоохранения, образования администраций субъектов Федерации, имеют возможность решить проблемы неслышащих детей своей территории с помощью благотворительной программы РДФ "Глухие дети".

А теперь немного арифметики. Даже если действительно правдивы слова М.Ю Зурабова, и ВОГ получила за все время действия программы 106,4 млн. рублей, то истратив их только на детей-инвалидов по слуху, коих по данным Детского фонда 200 тысяч, оно бы им помогло на "огромную" сумму – 532 рубля. За 5 лет действия программы с 2000 по 2005 год. Комментарии, как говорится, излишни.

И все же, все же. Хочется этот обзор ситуации закончить на позитивной ноте. Ибо:

Мы искали ее на глобусе,

Среди звезд, незнакомых планет…

В никуда уходящем автобусе

Отказались продать нам билет...

Мы брели каменистыми тропами

И сбивали колени в кровь.

Незатейливой рифмой и строфами

Донести нам хотелось Любовь.

Души стыли от жуткого холода..

Мысль - "дойти" согревала их.

И луна, словно слиток из золота.

Указала нам путь в Мир Глухих...

На просторах сети Интернета,

В паутине миров и страстей

Есть Страна Лучезарного Света...

Жаль, не каждый знает о ней.

Пусть дорогу осилит идущий

К пониманью, терпенью, добру!

И появится Свет, вдаль зовущий...

WWW.DEAFWORLD точка RU

"Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!"

6 мая 2006года с 15 часов в парке "Сокольники" начали появляться инвалиды различных категорий… Это означает, что скоро начнётся Акция в защиту прав инвалидов, организованная Интернет-обществом "Страна глухих" и их друзьями.

Многие желающие инвалиды, независимо от возраста, ринулись к парку аттракционов. Администрация парка "Сокольники" выделила им время для катания на некоторых видах аттракционов бесплатно.

И школьники, и студенты, и люди среднего возраста с удовольствием катались на "Колесе обозрения" (красотища наблюдать сверху!), “плыли” на кораблике и “летали” на "Слониках", возвращаясь на некоторое время в страну детства.

Пока народ гулял у фонтанов, любуясь посаженными цветами и деревьями, на которых разбухали зелёные почки, а дети катались на аттракционах, на Центральной сцене парка "Сокольники" шла репетиция.

Детишки ансамбля "Чудеса" репетировали свои номера под руководством Е.И. Митрофановой, затем режиссёр-постановщик Екатерина Мигицко корректировала танец артистов из группы "Недослов".

Около входа на территории Центральной сцены работала выставка параартийцев. Желающие могли ознакомиться со скульптурными композициями из дерева Анатолия Марасанова и фотографиями Юрия Баронкина. Их работы, наполненные любовью к жизни и теплотой, привлекали внимание.

Активисты страны глухих раздали гостям акции информлистовки "Возьмемся за руки, друзья!" в которых были опубликованы наше открытое письмо, статьи Дмитрия Портнова, Марины Парамзиной, Марии Веселовской-Томаш и Юрия Лопусова; опубликован Федеральный перечень средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, адреса районных филиалов Фонда социального страхования, предоставляемых инвалиду, и небольшая развлекательная заметка о том, как надо общаться с глухим человеком.

В 17 часов народ занял все сидячие места в зале. Молодые, в основном, сидели в последних рядах или стояли за задними скамейками. Концерт был открыт песнями "Даль великая" в исполнении Валентины Миловой, и "Живи, Россия!" в исполнении ансамбля жестового пения "Чудеса".

Ведущая Татьяна Толмачёва объявила о начале акции, однако напомнила, что праздник был перенесён на день позже в связи с объявлением траура по погибшим в результате крушения самолёта над Чёрным морем. Все присутствующие почтили память минутой молчания. Ведущая зачитала открытое письмо, адресованное всему обществу от имени Интернет-общества "Страна глухих", организации позднооглохших и слабослышащих им. Н.А. Рау, ПараАртийского центра "Иван да Марья", межрегиональной молодёжной организации "Мир слабослышащих" и общероссийского движения "Энергия жизни".

Вот полный текст этого письма

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

5 мая все цивилизованное сообщество отмечает День Европы и Международный день борьбы за права инвалидов. Символично, что два таких значимых события приходятся на одну дату. В этот день чествуется идея единого Европейского Союза и общие для всех людей ценности: свобода, демократия, равенство. Независимо от национальности, религии, имущественного положения, состояния здоровья.

Длительное время, в силу особенностей своего исторического развития, Россия оставалась в стороне от общих тенденций единения и демократизации общества. Негативные последствия этого отрыва не преодолены до сих пор.

В России по последним официальным статистическим данным количество инвалидов приближается к 13 миллионам. Эта цифра постоянно растет: в стране низок уровень охраны труда, неэффективно работает система здравоохранения, значительная часть населения проживает за чертой бедности, ухудшается экология. И все это крайне неблагоприятно сказывается на здоровье нации. Ежегодно инвалидами становятся более 700 тысяч человек.

У нас говорят - инвалиды. На Западе - люди с ограниченными возможностями здоровья. По сути - одно и то же. По отношению - диаметрально противоположное. В России инвалиды - одна из самых слабозащищенных категорий населения. Несовершенная законодательная база, неразвитый и неэффективный механизм реабилитации, низкая культура отношения к инвалидам - все это препятствует их интеграции в общество, способствует дискриминации и изоляции. Хочется спросить: доколе это все будет продолжаться?

Мы обращаемся к государственным структурам, организациям, общественности, ко всем, кто причастен к решению проблем инвалидов, просто небезразличным к их судьбе людям. Давайте сделаем Россию действительно демократическим государством. Страной, живущей в точном соответствии с основами "Конвенции о защите прав человека и основных свободах".

Мы обращаемся ко всем, кого в нашем обществе называют инвалидами. Хватит сидеть в четырех стенах и вариться в собственном соку! Пора сообща браться за решение наших проблем, бороться за право стать равноправными, полноценными и активными членами российского общества.

Интернет-общество "Страна глухих" (www.deafworld.ru )

Организация позднооглохших и слабослышащих им. Н.А. Рау

ПараАртийский центр "Иван да Марья"

Общероссийское молодежное движение "Энергия жизни"

Межрегиональная молодежная организация "Мир слабослышащих"

Ведущая пригласила на сцену руководителей пяти организаций, перечисленных выше, и каждый выступил со своим заявлением. В частности, один из лидеров ММОО "Мир слабослышащих" Алёна Орлова сообщила: "В этот день хочется ещё раз напомнить, что существуют инвалиды, у которых немало проблем" и поблагодарила молодёжную организацию "Энергия Жизни", которая помогает неслышащим людям в реализации их инициатив, тем самым способствуя интеграции их в общество. Артём Маслов добавил: "Давайте мы, инвалиды, все вместе докажем, что мы не хуже остальных!"

Ведущая Татьяна Толмачёва зачитала приветствие Президента ВОГ В.Н. Рухледева, в котором Валерий Никитич сообщил, что Всероссийское общество глухих разделяет "высокие общечеловеческие цели сегодняшней акции и выражает надежду на то, что молодежь с ее неуемной энергией, талантами и жаждой перемен внесет посильный вклад в деятельность, направленную на изменение существующего положения инвалидов России к лучшему". Президент ВОГ поблагодарил организаторов мероприятия и активистов молодежных организаций, которые "приложили максимум усилий, чтобы этот праздник жизни состоялся". В заключение, Валерий Никитич выразил сожаление, что "служебные дела не дают мне возможности находиться среди Вас, но хочу чтобы Вы знали - душой я с Вами". Зал громко зааплодировал.

Концерту было дано продолжение. Алёна Орлова спела песню "Волшебное стекло" на жестовом языке. После исполнения её песни, на сцену вышел участник проекта "Фабрика звёзд-2" Дмитрий Прасковьин, который исполнил песни "Уголок моей души" и "Прости меня".

Зал встретил “звезду” с восторгом: аплодисментами и криками. Даже старушки сидя пританцовывали.

На сцену вышли Президент Мирового Артийского Комитета и Национального Артийского Комитета России Валерий Михайлович Тарбоков и Президент ПАК НАК России Мария Максимовна Веселовская-Томаш, которым предоставили слово об Артиаде и ПараАртиаде. Они объяснили значение этих слов (Артиада - олимпиада искусств). В заключение, выступающие огласили девиз ПараАртиады: "Красота и доброта спасут мир!".

Мария Веселовская продолжила концерт в качестве соведущей, представляя своих параартийцев - инвалидов всех категорий, объединенных "волшебной силой искусства". Они затронули тему предстоящего праздника Дня Победы.

На сцену вышли участники ансамбля "Чудеса", которые должны были исполнить популярную песню "У деревни Крюково". К сожалению, музыку не смогли запустить по техническим причинам, однако дети не растерялись, и под руководством руководителей Е.И. Митрофановой и М.Г. Летянской, спели песню на жестах и...своим голосом при поддержке со стороны тех зрителей, которые знали эту военную песню. С одной стороны, жаль, что случилась накладка технического характера, с другой стороны – получилось великолепно, ведь глухие показали всем, что они могут петь сами! Естественно, их номер не прошёл без аплодисментов.

Незрячая Айса Хохлашова приятно исполнила песню "Вижу чудное приволье". Татьяна Басова на жестах исполнила песню "Синий платочек". На сцене вновь должен был выступить ансамбль "Чудеса" с песней "Дедушка", однако руководители ансамбля, проверив свой музыкальный диск, пришли к выводу, что этот номер срывается, и решили не показывать композицию. Зрители, заметив, что ребята-"чудесники" покидают сцену, стали переживать: "Почему дети уходят?", "Жаль, что они не будут выступать!".

В честь погибших в Великой Отечественной войне зрители и участники почтили память минутой молчания. После чего ансамбль "Огнецветы" и хор "Рябинушка" исполнили песни "Русь моя жива".

Попурри из песен на военную тему и песня "Улетай туча" в исполнении незрячих из ансамбля "Россияночка" были восторженно встречены зрителями.

После речи режиссёра-постановщика театра "Недослов" Екатерины Мигицко, актёры Светлана Вакуленко и Гавриил Агуф изобразили танец "Такая встреча" из спектакля "Делая руками". Присутствующие в зале любовались великолепной пластикой актёров.

И вот, на сцену снова вышли “звёзды” российской эстрады. На этот раз - молодёжная группа "Хали-Гали". Уже на первой песне зрители “зажглись”. А ведь впереди их ждали ещё две песни.

Девочка-Золотце из нашего сайта стала первой, которая подошла к “звезде” и попросила у него автограф.

После этого молодёжь ринулась за автографами. Оба певца то и делали, что пели и раздавали автографы одновременно. Вот к чему приводит фанатизм.

Зрители же радостно аплодировали, а некоторые, по предложению певцов, вышли потанцевать у самой сцены.

После исполнения молодёжной группы, на сцену вышел участник войны, летчик-бомбардировщик, защитник Москвы Евгений Карташев , и зрители были очарованы его голосом, поющим "Фонтаны Поклонной горы".

А затем на сцену вышли все участники концерта и зазвучал Гимн Москвы.

Подводя черту, Мария Веселовская-Томаш прочитала замечательные стихи:

"Хоть кто-нибудь, -

вы слышите меня?

Неужто разделяет нас стена?

Зачем карабкаюсь я ввысь?

Срываюсь! Больно падать вниз!

А поднимусь я, -

И снова вниз и — вверх!

Пронзаю небо, как стрела!

Я — стерх!

Упав, - ползу!..

Несусь, как рысь!

И в этом жизнь?! —

Да, - в этом жизнь!!!"

И над парком разнесся жизнеутверждающий Гимн ПараАртиады.

Ведущие Татьяна Толмачёва и Мария Веселовская-Томаш поблагодарили пришедших, и объявили об окончании концерта-акции, который назывался "Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке".

Надо отдать должное сурдопереводчику Березину Евгению, который старался переводить для глухих весь концерт. Ведь на сцене должны были работать два сурдопереводчика, но второй прийти не смог.

Итоги

Автор этого репортажа обратился к художественному руководителю ансамбля "Чудеса" с просьбой разъяснить, почему были проблемы с выступлением ансамблят. Елена Митрофанова рассказала "Стране глухих":

- К сожалению, во время второго выступления наш диск почему-то не читался, но мы справились: дети сами голосом и жестами спели вторую песню. Жаль, конечно, что мы не смогли показать третью песню "Дедушка". Видно, не судьба.

Неподалёку от концертной площадки, инвалиды-колясочники мило улыбались, наблюдали над тем, что делают зрители. Попросили и их поделиться впечатлениями.

- Мы из портала disability.ru. Пришли сюда, чтобы поддержать нашу общую акцию. Концерт нам очень понравился. Все песни замечательные, в том числе и те, которые исполнили глухие на жестах — это и необычно, и красиво! - рассказали Оля и Ирина "Стране глухих". — К сожалению, мы сидели вне открытого зала, потому что если нам сесть близко, к первому ряду, то для нас это очень громко. Поэтому мы были вынуждены сесть подальше, но ведь отсюда плохо видна сцена. И объём впечатлений у нас снизился наполовину.

Журналист обратился к неслышащим зрителям, чтобы узнать мнение от сегодняшней акции. Подошёл к трём бабушкам и задал вопросы:

- Вам понравился сегодняшний концерт?

- Конечно! Очень понравился!

- Что вам понравилось?

- Всё понравилось. И танцы, и песни для инвалидов.

- Есть какие-нибудь замечания?

- Нет. Всё прошло великолепно. Мы ставим пятёрку!

И, наконец, были заданы вопросы администратору Интернет-портала "Страна глухих" Александру Жученко:

- Почему практически не было представителей средств массовой информации? Были ли приглашены представители различных обществ инвалидов?

- Во-первых, по поводу СМИ - наверное, лучше спросить у них самих, информация о предстоящем мероприятии была разослана. А вообще, очень интересно было бы узнать - все мероприятия, которые проводятся общественными организациями России, получают у нас в стране широкое освещение в СМИ? Давайте оценивать ситуацию здраво.

- Во-вторых, многие из СМИ, которые уже давно работают со "Страной глухих", просто физически не успели перестроить планы с 5 на 6 мая (все в курсе, что концерт был перенесен буквально за день до его начала из-за трагедии с самолетом в Сочи).

Нас больше волнует и огорчает то, что многие наши друзья-инвалиды не сумели перенести свои планы. Вот это расстраивает действительно, потому что мероприятие было организовано в первую очередь для них, для того, чтобы они могли рассказать, как им живется, какие проблемы их волнуют, показать свои таланты. Нам важно было привлечь внимание людей, в данном случае тех, кто гулял в парке "Сокольники". Нам надо чаще и больше говорить о себе людям, ломать стереотипы, устранить барьеры отчуждения.

Что касается представителей Обществ инвалидов, то Президент ЦП ВОГ В.Н. Рухледев не смог посетить акцию из-за служебных дел, но прислал очень хорошие и теплые слова организаторам и участникам, за что мы ему очень благодарны.

Мы также приглашали представителей ВОИ, ВОС. Мне трудно сказать, почему их не было. У каждого свои причины - у кого-то служебные дела, кто-то, может быть, не получил приглашение. И опять же, мне непонятны поиски среди зрителей руководства организаций. На концерте было очень много глухих, были колясочники, незрячие, были другие инвалиды. Значит, говорить, что людей от ВОГ, ВОИ, ВОС не было - некорректно.

- Почему организаторы акции не попросили помощи у ВОГ?

- А у ВОГ что, своих дел мало? Зачем на них вешать еще и наши? Что это будет за инициатива и акция, если мы только скажем о ней, а готовить будет ВОГ? И потом - мне вообще непонятна такая постановка вопроса. Почему поезда ведет не министр транспорта? Почему новости на ТВ ведет не министр культуры? Такая вот получается “логика”, если придерживаться мнения, что все должен делать ВОГ и на все надо спрашивать его "благословения"...

- Напоследок прозвучали вопросы к администратору Интернет-общества "Страна глухих" Дмитрию Портнову с просьбой прокомментировать прошедшую акцию.

- Понравилась Вам сегодняшняя акция? Чем? И что не понравилось? Какие недостатки были?

-Однозначно могу ответить, что понравилось, как прошло мероприятие. Это наш первый опыт подобного масштаба и первый опыт сотрудничества с таким количеством организаций-участников. Особенность данной акции в том, что она проводилась в интересах ВСЕХ инвалидов, а не только инвалидов по слуху.

- Конечно, просчеты и ошибки были. Главная сложность заключалась в специфике аудитории: собрались зрители слышащие и неслышащие. Можно сказать, граждане разных государств. У нас ведь не только на уровне "здоровые-инвалиды" разобщение существует. Но и межинвалидное разобщение имеет место быть. Опорники, незрячие, инвалиды по слуху и пр.пр. У каждого "направления" инвалидности своя специфика, свои сложности и особенности. Своя психология восприятия. Своя организация. И свой постоянный узкий ареал существования. Я уже не говорю о разнице в возрасте собравшихся.

- Насчет ошибок. Наверное, надо было немного иначе произвести разбивку номеров в программе, чтобы более равномерно учитывать специфику интереса. Технические неполадки в ходе выступлений были. Очень расстроился я за ребят из "Чудес". Но прошу все-таки учесть, что времени на подготовку у нас было мало и, к тому же, пришлось на день переносить сроки проведения акции из-за трагической авиакатастрофы в Сочи, что так же спешно заставило произвести корректировку программы.

- Неприятный осадок оставило неумение вести себя на подобных мероприятиях некоторых неслышащих зрителей. Перед ними выступают, выкладываются, а они шумят, машут руками и т.д. и т.п. Добро бы могли сослаться, что ничего не понимают в чисто песенных или текстовых номерах. Но ведь все эти номера программы шли в сопровождении сурдоперевода!

- По-вашему, были ли осуществлены цели, которые были намечены? (Какие цели, и каким образом они осуществились?)

- Ты, наверное, обратил внимание на основной лозунг акции — "Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке". Это и была главная идея акции — сплочение всех инвалидов, независимо от вида недуга. А вторая идея — показать, что инвалидность — не приговор, вычеркивающий человека из жизни, что это не мешает жить так же плодотворно, как и любому здоровому человеку, работать и творить. Все это нам хотелось как-то показать. Одним словом — единение и интеграция, как между инвалидами, так и инвалидами и "здоровым" обществом в целом.

- Насчет осуществления-неосуществления целей — я бы не стал так ставить вопрос. Это же не взмах волшебной палочкой: раз - и все счастливы, все проблемы решены. Мы сделали малюсенький шажок к взаимопониманию. Совсем крохотный. Только взявшись за руки всем миром, мы решим все проблемы. Не сразу, но решим.



 

Слышащие и неслышащие: два мира или один?

Если вы читаете эту статью, значит, в той или иной мере, Вас интересует ответ на этот вопрос. Искали в своё время на него ответ и мы - несколько десятков семей из Екатеринбурга (в частности) и других уголков России - вообще. Семей, в которых было услышано от врачей страшное: "Ваш ребёнок не слышит". Далее идут вариации и подробности - такая-то степень потери, рекомендации врачей, педагогов..

Впрочем, рекомендации не отличались разнообразием - путёвка в спецсад, активное изучение жестовой речи и дактиля детьми с самого раннего возраста (как только будет возможно), ну и, естественно, родителями, дабы могли хоть как - то общаться со своими чадами. И всё. Разделение на два мира - слышащих и не слышащих.

Наверно, мы бы последовали всем этим советам, поскольку выбора - то у нас не было, о других вариантах мы не знали, да и откуда? (Тогда ещё мы и не подозревали о существовании этого сайта). Смирились бы и приняли как неизбежное..

Но, по счастливой случайности, в спецсаду, в который нас направили, работали тогда два сурдопедагога, принявших на вооружение методику Э.И. Леонгард. В то время (3 года назад) это были единственные в Екатеринбурге два(!) педагога, которые работали по этой системе, хотя она была разработана более 30 лет назад. И ни где - нибудь за рубежом, а у нас, в России..

Далее привожу суть методики, некоторые интересные материалы, и отзывы родителей, занимавшихся со своими детьми по методике Леонгард. Может быть, это поможет стать нам, слышащим и не слышащим, одним миром?

С уважением, Сунцов Дмитрий. Тишанцева Ирина.

Сунцов Саша, 5 лет. Нейросенсорная тугоухость 4 - й степени.

(Отрывок из статьи Э.И. Леонгард "Не вооружены, но очень опасны")

Наш подход к воспитанию, обучению, реабилитации детей с нарушениями слуха и их интеграции в общество слышащих, к воспитанию, обучению и реабилитации их родителей представляет собой целостную Систему. Система это не сумма упражнений и методических приемов, на использование которых влияют персональный опыт, позиции и пристрастия педагога. Все составляющие Систему принципы взаимосвязаны и взаимозависимы - выпадение одной составляющей влечет за собой разрушение всей Системы и, как следствие, искажение результата. В основу Системы становления личности детей с нарушениями слуха и реабилитации их родителей положена определенная теоретическая концепция. Люди, пользующиеся Системой, разделяют данную концепцию. Это касается и сурдопедагогов, и родителей. Но разделять недостаточно - необходимо владеть способами реализации принципов концепции в педагогической практике, т.е. владеть методикой "Формирование и развитие речевого слуха и речевого общения". Путь освоения долог.

На всех дефектологических факультетах педагогических Институтов студентам преподают иную методику обучения и воспитания глухих и слабослышащих дошкольников и школьников. В нашу Систему сурдопедагоги и воспитатели переходят только по собственному желанию, но, начиная работать по Методике формирования и развития речевого слуха и речевого общения, эти специалисты испытывают огромные трудности. Все они вынуждены переучиваться. Это болезненный процесс, не все выдерживают такое испытание - некоторые уходят назад, в условия привычной деятельности и привычных отношений с детьми. Чем больше стаж работы по методике, используемой в настоящее время в большинстве специальных учреждений, тем болезненнее и дольше проходит процесс перестройки мировоззрения педагогов. Легче выпускникам, начинающим работать по нашей Методике сразу после окончания института, но и им приходится нелегко, пять лет обучения не проходят даром.

Среди педагогов (обучающих как слышащих, так и не слышащих детей) распространено мнение, что каждый из них может работать по любой программе, по любой системе, лишь бы имелись методические рекомендации, разработки, конспекты и т.п. Это глубокое заблуждение. Дело в том, что одни и те же игры и упражнения могут быть использованы для разных, иногда прямо противоположных целей. Одни и те же слова и термины, принятые в сурдопедагогике, могут нести разную смысловую нагрузку. Факт использования педагогом того или иного методического и дидактического материала вовсе не означает, что данный педагог руководствуется принципами той системы, в недрах которой этот материал был разработан.

Каждый педагог (сурдопедагог и воспитатель детского сада, учитель), желающий работать по Методике формирования и развития речевого слуха и речевого общения, независимо от стажа работы в другой системе, обязательно проходит стажировку с отрывом от производства. Стажировка длится 3-4 недели при интенсивной ежедневной семи - восьмичасовой работе стажеров. Помимо теоретических сведений, стажеры активно участвуют в деловых играх, проводят фронтальные и индивидуальные занятия с незнакомыми (часто необученными) детьми и ведут ежедневную работу с родителями. Такие стажировки должны проводиться несколько лет подряд: после первой педагоги получают право работать по программе первого года обучения, после второй по программе второго года, после третьей - по программам третьего-пятого годов обучения. В дальнейшем стажировки в Центре "Дошкольное детство" ИМ. А.В.Запорожца и на его экспериментальной площадке в Реабилитационном центре для детей с нарушениями слуха в Москве, а также в нескольких учреждениях на территории России, которым делегировано такое право. После каждой стажировки педагоги получают свидетельства о праве работать по авторской Методике Э.И.Леонгард. (см. далее).

Как видно из вышесказанного, овладение Методикой формирования и развития речевого слуха и речевого общения требует значительного времени и серьезных усилий со стороны педагогов.

С чем же сталкиваются в жизни многие родители, стремящиеся обучать своих детей по данной Методике?

Зная о положительных результатах использования Методики и о ее популярности среди родителей, новоявленные "коллеги" объявляют себя ее знатоками и предлагают родителям свои услуги. Теперь чуть ли не все сурдопедагоги России "работают по-Леонгард". Часть недобросовестных педагогов не знают о Методике вообще ничего, другие видели наших говорящих воспитанников и, очевидно, решили, что достичь таких результатов очень просто; третьи побывали на одном-двух занятиях наших специалистов и решили, что Методикой овладели, и т.д. Эти педагоги правдами и неправдами (в основном, неправдами) добывают наши задания для родителей, причем часто - задания старые, ныне переработанные; размножают нашу книгу для родителей, хотя права на эту книгу принадлежат Международной Федерации свободного образования, и нарушение этих прав карается по закону.

Родители получают совершенно не квалифицированные рекомендации относительно слухопротезирования (есть даже такой совет: чтобы приучить ребенка к постоянному ношению аппарата, нужно затыкать ему уши вкладышами без аппарата!), развития слухового восприятия и речевого слуха, обучения произношению, работы над текстами и т.д., и т.п. Родителям предлагается заставлять детей заучивать наизусть тексты, что является одним из самых опасных для развития детей "методических приемов". Родителям внушается, что заниматься (не ж и т ь , а заниматься), - с детьми нужно 24 часа в сутки; что из детей необходимо "выбивать" (к сожалению, это требование часто реализуется буквально) то, что запланировано на данный день и данный час, и отступать от своего плана недопустимо; что игра это роскошь, и к глухим детям отношения не имеет, и пр. в том же духе.

Перечислять подобные опаснейшие советы можно дальше, но не будем этого делать. Главное состоит в том, что обманутые в своих надеждах родители послушно загоняют в угол и детей, и себя. Когда же, чувствуя неладное и дойдя до отчаяния, часть из них добирается до нас и просит помощи, мы в подавляющем большинстве случаев сделать этого не можем, т.к. ребенка нужно вернуть на два-три года назад и начать все с самого начала, с первого года обучения, а времени нет, потому что ребенку уже исполнилось 6-7 лет.

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, занимающиеся со своими глухими и слабослышащими детьми! Kaк ни грустно обращаться к вам с таким призывом, не приходится это сделать: будьте очень осторожны ("Будьте бдительны!"), когда педагоги привлекают вас словами: "Я занимаюсь по Методике Леонгард". Сразу выясняйте, есть ли у них свидетельство или удостоверение о праве работать по этой Методике.

В продолжение темы - у нас, на Урале есть школа, имеющая право работать по методике Э.И. Леонгард. Привожу некоторые материалы:

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ.

Летом 2002 года в Екатеринбурге прошла Конференция, которая объединила людей, неравнодушных к проблеме реабилитации детей с нарушенным слухом. Э.И. Леонгард рассказала о своей авторской методике и программе воспитания и обучения глухого ребёнка в семье. Эффективность и успешность "семейного" подхода доказали сотни семей в разных регионах России и за рубежом. Некоторые из них: из Перми, Челябинска - присутствовали на конференции.

После конференции, при поддержке московского Центра Э.И. Леонгард, несколько инициативных семей в Екатеринбурге, два сурдопедагога вместе с общественной организацией "ЭХО" начали деятельность по созданию Школы для родителей не слышащих детей. Принципиальное отличие нашей Школы - научить родителей быть первыми педагогами для своего ребёнка. Родители учатся на индивидуальных занятиях - консультациях со своим ребёнком. Также проводятся круглые столы со специалистами, родительские конференции, психологические тренинги. В результате происходит реабилитация всей семьи!

Родители, овладевшие приёмами методики и знающие все разделы программы, получающие периодические консультации в Школе, могут полностью адаптировать не слышащего ребёнка к жизни в слышащем мире, сформировав его устную речь как основу коммуникации. А сами дети, наши глухие и слабослышащие ребята, живут в семье, посещают массовые детские сады, кружки, школы развития наравне со слышащими детьми. Многие обучаются в массовых школах, колледжах и ВУЗах без сурдопереводчиков!

СВЕРДЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ "ЭХО"

Общественная организация инвалидов "ЭХО" работает с семьями, воспитывающими детей с потерей слуха, которые взяли на себя значительную долю ответственности за судьбы своих не слышащих и слабослышащих детей и активно участвуют в процессе их адаптации в обществе. В 2003 - 2005 г.г. общественная организация работает в рамках грантов "Школа для родителей детей с нарушенным слухом".

Сурдопедагоги консультируют родителей и обучают их навыкам работы по методике Леонгард Э.И., имеют высшую квалификацию, и систематически проходят обучение в Центре Леонгард по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей (г. Москва).

Кроме овладения методикой развития слухового и речевого восприятия, обязательным условием успешности адаптации и интеграции ребёнка с потерей слуха, является его общение в слышащей среде. Для положительных результатов интеграции в общество детей - инвалидов, необходимо участие общества в процессе интеграции.

В настоящее время дети с нарушенным слухом, обучаясь в массовых образовательных учреждениях города, области и других регионов России получают сопровождение сурдопедагогов по всем разделам коррекционной работы. Родители выполняют рекомендации педагогов дома. Поддержку специалистов получают также педагоги массовых детских садов и школ, воспитанниками которых стали наши дети. Такой подход способствует социокультурной реабилитации слабослышащих и глухих детей и их полноценной интеграции в общество.

Отзывы родителей, занимающихся по методике Эмилии Ивановны Леонгард:

Наш сын - Дима начал заниматься по методике Леонгард только в шесть лет. До этого три года посещал спецдетсад для глухих детей. До семи лет: за год с небольшим, занимаясь с мамой дома при активной поддержке сурдопедагогов Школы реабилитации "НОРДИС" в городе Нижний Новгород и сурдопедагога в Екатеринбурге наш мальчик не просто зазвучал, Дима заговорил активно. Для нас, его родных, и, кажется, для самого ребенка было сделано радостное открытие - МЫ МОЖЕМ ОБЩАТЬСЯ НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ!

Сейчас Диме 10 лет. Он общается только речью (жестовой речи не знает). Нам с сыном предстоит еще много трудиться... Мы благодарны всем, кто нас поддерживает и помогает: педагогам общественной организации "ЭХО", педагогам школы для слабослышащих детей, нашим родным и знакомым, нашим друзьям, соседям и всем - всем, кто поддерживает нашего ребенка в его стремлении общаться речью, понимать и быть понятым (это продавцы ближайших к дому магазинов, кондуктора, врачи, ребята и педагоги ближайшей к дому общеобразовательной школы). Нейросенсорная тугоухость тяжелой степени, глухота... неизлечимо...

Да, да, да - смиряемся мы! НО НЕ ОПУСКАЙТЕ РУК! ПОПЫТАЙТЕСЬ НАЙТИ СИЛЫ, ПОДДЕРЖКУ ПЕДАГОГА, РОДНЫХ И ДРУЗЕЙ И ВМЕСТЕ ПОМОГИТЕ ВАШЕМУ МАЛЫШУ! ЛЮБВИ, ТЕРПЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ТАЛАНТОВ ЖЕЛАЕМ ВСЕМ РОДИТЕЛЯМ НЕСЛЫШАЩИХ РЕБЯТ!

Мезеновы - Андрей Александрович, Ирина Владимировна.

. Екатеринбург.


* * *

Нашей Анюте уже 10 лет.

В 2 года был поставлен ДS: тугоухость 4 степени.

Шок, ужас, боль... на эмоции не было времени - надо было что-то делать.

С двух лет постоянно в слуховом аппарате - ухо должно тренироваться, без аппаратов оно ничего не слышит!

С трех лет начали посещать специализированный детский сад для глухих детей.

Продолжая поиски решения вопросов воспитания, объехали все, что могли:

Москва, Питер, соседние регионы. В поисках прошел год, стали видны результаты посещения спецсадика-ребенок, который начинал говорить мама", папа", перешел на жестовую речь, язык ей стал не нужен. Мы перестали понимать собственного ребенка!

Когда Ане было 4,5 года, мы познакомились со школой для родителей глухих и слабослышащих детей Нордис" в Нижнем Новгороде, основой для обучения ребенка, в которой была взята методика развития слуха и речевого общения Э.И. Леонгард. Способ обучения - посещение школы родителями вместе с ребенком 3-4 раза в год (недельный курс). Цель этого курса - объяснить и показать родителям, какими должны быть ежедневные занятия с ребенком в течение года, как справляться с возникающими трудностями. Все специалисты школы отмечают, что одно из желательных условий - ребенок должен все время находиться в слышащей среде, которое и было нами выполнено.

С пятилетнего возраста начались систематические занятия, направленные на развитие навыков использования остаточного слуха и формирования речи. Несколько лет прошли, как один день.

С восьми лет наш ребенок учится в общеобразовательной школе. Сказать, что это легко, нельзя. Ритм жизни не изменился - все подчинено одному - решению задачи, которая с каждым днем становиться все сложнее.

Вся тяжесть воспитания наших детей ложиться на семью, на близких ребенку людей, которые, не жалея сил, полностью отдаются решению проблемы. Мы поняли, что только помощь семьи позволит ребенку полностью реализовать свои возможности. Огромную роль в воспитании ребенка играет помощь педагогов.

Теперь и в нашем городе есть специалисты, которые, благодаря содействию общественной организации "Эхо", прошли обучение в центре Леонгард в Москве. Сейчас они проводят занятия по развитию слуха и речи со слабослышащими детьми в Екатеринбурге. Надеемся, что это сократит путь к конечному результату семьям, столкнувшимся с такой же проблемой.

Оглядываясь назад, понимаем - другого пути у нас не было и нет. Конечный результат зависит только от нашего усердия. Сегодня наша Аня с удовольствием играет со сверстниками в школе, летом - в саду и во дворе, занимается рисованием в доме творчества, ходит в спортивную секцию айкидо.

Мы верим, что сможем вырастить нашу Анюту добрым, отзывчивым, любознательным человеком, который не потеряется в жизни.

Семья Леоновых, г. Екатерибург.


* * *

Моей внучке – Антроповой Ксении 2 годика. У неё врождённая тугоухость 4 степени на одно ухо и глухота с остатками слуха на другое ухо. Окончательно в этом убедились, когда Ксюше было 6 месяцев, быстро обследовались и подобрали слуховые аппараты на оба ушка. Заниматься стали с 8 месяцев по методике Леонгард Э.И.

Сейчас Ксюша активно играет с игрушками. Очень любит рассматривать книги и обыгрывать сказки, такие как "Репка", "Курочка Ряба", "Теремок", "Колобок", используя свою речь в соответствии со сказками, она говорит: "Мии – с - а (мышка) ма - а (маленькая)"; "аа – оо (яйцо) упа – о (упало) ай я ай"; "Мии – с – а (мишка) ай я ай ом (дом) упа (упал)"; "Ии – аа (лиса) ам (лиса съела колобка)".

Частыми фразами Ксюши являются: "Мама ай (дай)"; "Аапаат" (аппарат)"; "Папа на"; "Папа а – а (пока)"; "Папуйя (бабуля) Аня"; "Мама ай пи (мама дай пить)" и лепетные слова (прр, муу, аф – аф, ам – ам и т.д.)

Занятие – это игра, в которой познаются звуки и слова, проводится слуховая работа. Руководство в этих занятиях получаем у сурдопедагогов в "Школе для родителей".

Мама Ксюши – Татьяна (глухота с остатками слуха) – не слышит с детства. С ней начала заниматься в 2,5 года, как только узнала о методике Леонгард Э.И. Первое слово "мама" было в 3 года. Татьяна посещала массовый детский сад с 3-х лет, закончила массовую школу, получила среднее профессиональное образование в лицее "Родник" и высшее педагогическое в Уральском государственном педагогическом университете. Работала оператором на компьютере в супермаркете "Кировский". В данное время Татьяна занимается с дочкой дома и в "Школе для родителей". Большую помощь в занятиях дома оказывают папа и я, бабушка Ксюши и мама Татьяны, которая прошла весь этот путь по методике Леонгард Э.И. от детского сада до университета.

Должна сказать, что это "труд на всю жизнь" и, если цель поставлена – она должна быть достигнута, не смотря ни на какие трудности.

Сейчас взрослая Татьяна может общаться жестами с неслышащими и речью в слышащей среде без переводчика на работе, в быту, в магазине, дома, в больнице. Ночью, находясь в слуховом аппарате – может услышать плач ребёнка и встать к нему. И ради всего этого стоило заниматься.

И, поэтому, как только обнаружили нарушение слуха, надо быстро – быстро обследоваться, подобрать, приобрести и одеть слуховые аппараты. Чем раньше начнутся занятия, тем лучше будет развитие речи, развитие остатков слуха у ребёнка, тем быстрее пойдёт адаптация ребёнка в слышащей среде.

Напоследок хочу рассказать о новой, современной компьютерной программе "Игры для Тигры", которой мы пользуемся в занятиях. Логопедическая программа состоит из множества упражнений и заданий, которые в игровой форме позволяют:

развивать внимание;

развивать фонетическую и фонематическую стороны речи ребёнка;

представлять и закреплять учебно – развивающий материал;

развивать лексико – грамматическую сторону речи;

развивать психические функции ребёнка, такие как мышление, внимание, память.

Дылдина Анна Ивановна.

г. Екатеринбург (посёлок Кольцово)



 

Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. Развитие речи.

Книга, главу из которой я Вам предлагаю, имеет постоянный адрес в сети интернет: http://danyloff.narod.ru/prog/content.htm . Рекомендована Управлением по дошкольному воспитанию Госкомобразования СССР.

Развитие речи

К началу обучения в специальном детском саду глухие дети, с которыми не проводилась подготовительная работа, как правило, не имеют словесной речи даже на уровне отнесенного лепета. При этом отмечаются вялость мышц артикуляционного аппарата и поверхностное речевое дыхание. Общение детей с окружающими взрослыми (главным образом, с матерью) осуществляется при помощи предметных действий и отдельных указательных жестов.

Иногда свое отношение к окружающему дети выражают голосовыми реакциями: эмоциональными криками, смехом или плачем. Речь же окружающих оказывается недоступной для понимания необученных глухих детей и спонтанно, вне направленного обучения, не развивается.

Задачи данного раздела программы заключаются:

  • в координировании всей работы по формированию у глухих детей словесной речи;
  • в упорядочении и приведении в систему всех усваиваемых в конкретных речевых условиях средств общения;
  • в планомерном развитии значений слов и целых высказываний;
  • в установлении последовательности и определенного соотношения форм речи на всех годах обучения;
  • в отработке конкретных речевых действий и развитии разных видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма, дактилирования, слухо-зрительного восприятия).

В целях реализации задач речевого развития глухих дошкольников программа предусматривает различные условия, в которых обеспечивается работа над речью:

а) речевое развитие детей в бытовой деятельности, в ходе выполнения режима дня (подготовка ко сну, прием пищи, прогулки, все моменты по организации самообслуживания и т. п.);

б) речевое развитие в процессе ознакомления с окружающим и овладения разными видами деятельности на специальных занятиях (игра, изобразительная деятельность, труд, физическое воспитание и т. п.);

в) обучение разным видам речевой деятельности, работа по усвоению значений слов и фраз, отработка звуко-буквенной структуры усвоенных речевых средств в процессе специально организованных наблюдений над языковым материалом на занятиях по развитию речи;

г) обогащение и развитие сенсорной базы для восприятия речи и отработка ее звуковой стороны на фронтальных и индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению;

д) закрепление усвоенных речевых навыков и усвоение новых языковых средств (слов, фраз, звуков) в условиях семьи (в соответствии с рекомендациями и заданиями педагогов).

Требования к речевому развитию в связи с формированием разных видов деятельности изложены в соответствующих разделах программы.

На специальных занятиях по развитию речи работа ведется в следующих направлениях.

  1. Развитие языковой способности детей: сенсорной основы восприятия словесной речи (зрительного, слухо-зрительного, тактильно-вибрационного); подражания предметным и речевым действиям взрослого; умения применять в общении любые усвоенные речевые действия и средства; умения соотносить устное, письменное (а позже - дактильное) слово с обозначаемым содержанием; умения улавливать аналогии в языковых формах.
  2. Формирование разных видов речевой деятельности (говорения, чтения, письма, слухо-зрительного восприятия, дактилирования, слушания) в соответствии с задачами речевой коммуникации.
  3. Отработка содержания ключевых тем и речевого материала, сгруппированного по данным темам и предъявленного в различных условиях практической деятельности и ситуациях общения. Программа предлагает для каждого года обучения 25 основных тем с учетом интереса детей дошкольного возраста и сферы их деятельности.
  4. Специальные языковые наблюдения в целях овладения значениями усвоенных слов, отработки звуко-буквенной структуры или грамматической формы слов в структуре целых предложения (четыре типа логической фразы: вопрос, побуждение, сообщение, отрицание). Данное направление работы предусматривает условия для переноса усвоенного речевого материала и речевых умений в новые ситуации общения, овладения значениями слов как за счет сопоставления их в разных контекстах, так и в процессе анализа их структуры (от элементарного морфемного анализа до звуко-буквенного).

Постепенное усложнение намеченных тем определяется объемом словаря, отражающего их содержание: первый год обучения - 50-200 слов, второй год обучения - 230-400 слов, за 5 лет обучения - 2000-2300 слов.

Предусмотренные программой слова даются преимущественно во фразовом материале и сопоставляются по смыслу при различной их группировке по мере введения в речь новых слов.

Помимо фраз разговорного типа отрабатываются специально подобранные высказывания с типовыми синтаксическими структурами, что позволяет детям практически овладевать грамматическим строем языка. В программе, начиная со второго года обучения, представлено 10 типовых структур предложений с их усложняющимися вариантами.

На первом-втором году обучения детей учат глобальному чтению слов на табличках, слухо-зрительному восприятию произносимых педагогами слов, фраз, самостоятельному приближенному произношению предъявляемого речевого материала в конкретных речевых ситуациях. Ведется подготовительная работа к усвоению дактильного слова.

На третьем году детей учат аналитическому дактильному чтению слов, данных печатным шрифтом на табличках, устно-дактильному проговариванию, самостоятельному дактилированию усвоенного речевого материала, использованию речи в устной форме Ведется интенсивное накопление новых слов и фраз при их устно-дактильном восприятии и воспроизведении.

В последующие годы идет работа по формированию речи в разных формах в соответствии с условиями их функционирования. Дактилология на всех годах обучения используется как вспомогательное средство (для овладения чтением, осознанным говорением, письмом).

Все направления работы над речью реализуются на одних и тех же занятиях, виды занятий различаются лишь по темам, а не по направлениям работы. В расписании занятий и в учебном плане занятия по развитию речи не подразделяются на виды, что диктуется необходимостью комплексного подхода к обучению всем формам и видам речи и сочетания на каждом занятии всех направлений работы над речью.

Ведущей формой работы является фронтальное занятие с подгруппой из шести человек и параллельная работа учителя-дефектолога и воспитателя в утренние часы.

Методами обучения речи являются: побуждение ребенка к говорению по подражанию педагогу при создании игровой ситуации или при возникновении потребности в общении в практической совместной деятельности, в процессе действий с реальными предметами или их изображениями; специальные тренировочные упражнения и дидактические игры, направленные на отработку различных элементов речи.

Данный раздел программы имеет непосредственную связь со всеми другими ее разделами и направлен на обогащение детского развития, коррекцию дефекта, он позволяет также упорядочить накапливаемый стихийно в разных условиях речевой материал, доводит его отработку до уровня речевого навыка. Требования к речи, ко всем ее сторонам и формам, сформулированные в данном разделе, а также объем речевого материала, представленный в общем словаре, являются ориентиром для работы по развитию речи во всех остальных разделах программы.

Усвоение программы в полном объеме рассчитано на пятилетний срок обучения. Первый год является диагностическим. Учебный материал в программе представлен для каждого года обучения и внутри года разбит поквартально (три квартала в каждом учебном году).

Со второго года обучения для каждого квартала даны темы и словарь, которым строго регламентируется объем материала по той или иной теме. Глаголы в словаре представлены, как правило, в двух формах, что показывает последовательность их употребления в речи (например, первоначально в словаре дается глагол иди, a через несколько слов - идет как новое слово). Большинство глаголов на первом и втором году обучения используется только в повелительном наклонении (например, поставь, покажи).

Словарь первого года обучения входит в общий объем слов, предусмотренный на весь период обучения (см. перечень в конце программы по развитию речи). Способ расположения слов в этом перечне отражает тематический принцип предъявления учебного материала. Глаголы даны вначале, так как они обслуживают различные виды деятельности дошкольника и часто повторяются. Затем следуют глаголы c более ограниченной сферой употребления. Кроме того, в общем словаре глаголы представлены в двух формах: в повелительном наклонении (если на первом и втором году обучения в течение длительного времени они употреблялись в таком виде) и в инфинитиве. Глаголы, данные в словаре в инфинитиве, должны предъявляться во всех необходимых по логике глагольных формах. Предложенный словарный материал обслуживает разные виды деятельности ребенка и должен использоваться на всех видах занятий педагога и воспитателя, а не только на занятиях по развитию речи.



Дорогие друзья, все материалы этой рассылки мне были любезно предоставлены администратором сайта "Страна глухих" Александром Жученко, за что ему приношу искреннюю благодарность. Если Вы знаете людей, которым будут полезны эти материалы – передайте, пожалуйста, им эту контактную информацию.

Сайт Интернет-Общества "Страна глухих" http://www.deafworld.ru, - некоммерческий, социальный проект. Создан в сентябре 2004 года.

Моральную поддержку проекту почти с первых дней работы оказывают Председатель Совета Федерации С.М.Миронов и губернатор Свердловской области Э.Э.Россель .

Техническую поддержку сайта осуществляют безвозмездно екатеринбургская фирма МедиаСайт , а так же ООО "АйБиРесурс" из Москвы . Юридическую поддержку сайту оказывает ЗАО "Юридическая фирма "Правовая Защита" г. Екатеринбург.

Задачами проекта являются:

1. Информационная и юридическая поддержка инвалидов по слуху, формирование у них активной гражданской позиции, предоставление возможностей для общения, знакомства, обмена опытом, помощь в получении образования, реабилитации и пр.

2. Создание Фонда взаимопомощи, основными задачами которого являются: оказание адресной помощи инвалидам по слуху в приобретении высококачественных цифровых слуховых аппаратов, материальная помощь нуждающимся и другие виды социальной поддержки.

"Страна глухих" не ограничивает свою деятельность только виртуальными проектами. В июле 2005 года активисты сайта провели в Москве пикет инвалидов по слуху перед телестудией "Останкино", посвященный защите конституционного права на информацию для неслышащих россиян.

Наши награды:

Октябрь 2005 года - победа в конкурсе "Новая Реальность" по Уральскому ФО в номинации "Общество":

Ноябрь 2005 года – сайт "Страна глухих" вошел в девятку номинантов – лидеров конкурса "Премия Рунета-2005" в номинации "Государство и общество":

Декабрь 2005 года - проект "Страна глухих" отмечен специальной грамотой жюри конкурса "12 Социально значимых инициатив в Уральском ФО".

Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2006 гг.

В избранное