Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Папам и мамам об особых детках № 38


 

"ПАПАМ И МАМАМ ОБ ОСОБЫХ ДЕТКАХ"


Выпуск N38

2006-05-08

Тираж: 1950 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО..."


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Дружественные проекты:


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:

  • Колонка редактора [прочитать]
  • Коммуникация - речь - Личность: мифы и факты [прочитать]
  • "Мама играет". Младенческий массаж и лечебная гимнастика [прочитать]



 

Колонка редактора

С праздником Великой Победы, дорогие друзья!

За суетой и какими-то повседневными хлопотами, забывается все. И вдруг, встреча в поезде с очаровательным пожилым (стариком его действительно было сложно назвать, настолько весело блестели его молодые глаза) попутчиком. Орден Отечественной Войны 2 степени подсказывал мне, что Петрович, скорее всего, ровесник отца. Не удержалась и спросила: "Петрович, сколько же Вам лет?" Услышала: "88", и еле удержалась, чтобы не зааплодировать. Они еще живы. И каждым своим днем подтверждают истину, что Любовь – это величайшая Сила Вселенной. Потому что они победили смерть.

Об этом военная история, приведенная ниже. Об этом же и притча с сайта Владимира Николаевича Пугача. Читайте и помните: Жизнь – это очень достойная штука, если жить достойно.


* * *

Эту историю рассказал великий актер, народный артист СССР, дважды герой Социалистического Труда Игорь Олегович Горбачев. Сейчас его имя забывается, но Вы могли видеть его замечательную игру в роли Хлестакова, а также в фильмах "Два билета на дневной сеанс", "Операция Трест", "Укрощение огня". Великие фильмы с великими именами. А вот и сама история.

В оккупированной Чехословакии почти каждый день работало радио, которое пытались запеленговать эсэсовцы, но у них ничего не получалось – мини-радиостанция ежедневно, а подчас, и по несколько раз в день меняло точку вещания. Тысячи уставших и опустошенных войной, бедами и оккупацией людей прислушивались к голосу, доносившемуся из транслятора, который всегда начинал вещание с фразы: "Мы продолжаем жить!"


* * *

Притча "Есть ли жизнь после родов?"

Как-то раз, в животе у одной беременной женщины росли и развивались два эмбриона. Одного звали Маленький Верующий, другого - Маленький Скептик.

И вот однажды, Скептик спросил: "Послушай, а ты веришь в жизнь после родов?"

Верующий: Естественно, я верю в жизнь после родов! Это же ясно - жизнь после родов продолжается. Наша жизнь здесь только для того, чтобы мы выросли и были готовы к жизни после родов, чтобы стали достаточно сильными перед тем, что нас ожидает.

Скептик: Да? По-моему, всё это глупость! На самом деле, никакой жизни после родов не существует! Ты хотя бы можешь представить, как бы вообще могла выглядеть эта жизнь?

В: Я не знаю это точно, но определённо будет больше света, чем здесь. А возможно мы будем есть ртом, и бегать, и...

С: Это полная бессмыслица. Бегать вообще невозможно, а есть ртом - полностью смешное предположение. Мы имеем пуповину, которая нас кормит. Без этого невозможно даже представить, чтобы существовала жизнь после родов. Пуповина - это наша жизнь! К тому же, ты заметил, что уже сейчас пуповина становится нам всё более короткой?

В: Нет! Это действительно возможно. Просто весь окружающий мир будет полностью другой, - не то, к чему мы привыкли.

С: Но ведь ещё никто и никогда после родов не возвратился! Все знают, что жизнь кончается родами! А вообще жизнь - это большое страдание в темноте!

В: Действительно, я точно не знаю, как будет выглядеть жизнь после родов. Но в любом случае мы увидим нашу Мамочку, и она о нас позаботится. Это точно.

С: Маму?!? Ты - веришь в Маму? Ха-ха! А где бы Она могла быть?

В: Но ведь Она везде возле нас. Мы находимся и живём в Ней. Без Неё мы не можем существовать.

С: Это всё исключительная глупость. От этой мамы я не видел и кусочка, мне также ясно, что она в принципе не может существовать.

Верующий: Иногда, когда мы очень спокойны, то можем услышать, как Она поёт или почувствовать, как Она поглаживает наш Мир.

И я твёрдо верю, что наша действительная жизнь продолжится потом!



 

Коммуникация - речь - Личность: мифы и факты

Автор этой статьи, размещенной на сайте Института развития ребенка, Александр Корнев, кандидат медицинских наук, доцент, Вице-президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга, действительный член Международной Академии по изучению детей с трудностями в обучении (IARLD). Он пишет об очень интересных вещах, о которых мы, родители, столкнувшиеся с "проблемной" речью своего ребенка, догадывались. И оказались в какой-то степени правы: развитие речи и развитие интеллекта ребенка не связаны так прямолинейно, как нас в этом убеждали.

Давно известно, что в науке кроме теорий и гипотез существуют мифы - предположения, гипотезы, которые без дополнительных доказательств в силу ряда обстоятельств приобрели статус теории или даже аксиомы. Со временем их принимают на веру, хотя считают доказанными. Этому способствует авторитет автора гипотезы и отсутствие серьезных экспериментальных исследований вопроса.

Логопедия не является исключением. Она является наукоемкой дисциплиной и использует научный арсенал ряда смежных дисциплин: психологии, медицины, лингвистики и др. В логопедии, как и в любой научной дисциплине, определенные гипотезы со временем настолько входят в научный обиход, что приобретают статус теории. Принципиальное отличие гипотезы от теории в том, что первая - предположение, еще не получившее убедительных доказательств, а вторая - экспериментально доказанная закономерность.

Однако если гипотеза выдвинута авторитетным ученым и не была убедительно опровергнута, она со временем почти приобретает характер аксиомы. Это особенно свойственно таким научным дисциплинам, как педагогика, психология, медицина. Иными словами, целый ряд гипотез, не получив убедительного научного подтверждения, продолжают существовать в виде мифов, довольно прочно укоренившихся в сознании ученых или специалистов.

1. Миф первый уходит своими корнями в психологию. Он гласит: "Без речи не может быть мышления".

Этот миф укоренился со времен И.П.Павлова. Долгое время полагали, что главное отличие психики человека от психики животных - наличие речи и речевого или вербально-логического мышления. Эта точка зрения прослеживается и в ряде работ Л.С.Выготского. Широко цитируется, например, следующее его утверждение: "мысль не выражается в слове, она совершается в нем". Тем самым как бы утверждается, что в неречевой форме мысль не может существовать. Однако он же неоднократно писал, что существует доречевой этап интеллектуального развития и доинтеллектуальный этап в развитии речи. В настоящее время существует много экспериментальных исследований, доказавших, что существуют разные языки мозга (К.Прибрам) и часть из них имеют образную основу. Тем не менее, эта гипотеза превратилась в миф, который способствовал формированию гипертрофированного представления о роли вербально-логического мышления в интеллектуальном развитии детей. Это оказало сильное влияние на содержание школьных программ и концепции развивающего обучения, одновременно создав дискомфортные условия для развития детей с холистическим, правополушарным когнитивным стилем. Поэтому в сегодняшней школе даже дети с легкой левополушарной недостаточностью, некоторой языковой и метаязыковой незрелостью часто дезадаптируются и пополняют ряды дисграфиков и дисорфографиков.

Существует много фактов, противоречащих вышеописанной точке зрения. За последние 50 лет получено много экспериментальных и теоретических доказательств, что на протяжении большей части дошкольного детства преобладающим типом мышления является наглядно-образное мышление, не зависящее от состояния языковых и речевых функций (Тульвисте П., 1978, Венгер 1976, Поддъяков Н.Н.,1977..,Piaget J, 1932, Bruner J., 1971). При тяжелых формах недоразвития устной речи в школьном возрасте иногда обнаруживается неполноценность определенных форм вербально-логического мышления. Невербальные формы мышления могут быть абсолютно сохранными. Это же подтверждают исследования на глухих детях.

2. Миф второй - "тотальное недоразвитие речи приводит к так называемой "вторичной задержке психического развития"". Этот миф является логическим продолжением первого. Без всяких серьезных доказательств, только на основании умозрительных заключений было выдвинуто такое предположение и на многие десятилетия закрепилось в логопедии. Со временем оно стало восприниматься как доказанная закономерность.

На самом деле, во всех случаях, когда у детей с недоразвитием речи обнаруживается интеллектуальная недостаточность, клинический психопатологический анализ показывает, что это обусловлено сопутствующим расстройством интеллектуального развития (задержкой психического развития или умственной отсталостью), имеющим собственную этиологию и патогенез. Как наглядно-действенное, так и наглядно-образное формы мышления формируются без непосредственного участия речи (Поддъяков Н.Н.,1977). В том, что касается формирования личности, в запаздывании этого процесса, симптомах незрелости эмоционально-волевой сферы определенную роль играет дефицит общения и фрустрация, обусловленная низкой коммуникативной компетентностью. Наглядно-образное мышление при этом может быть на уровне нормы или даже превышать ее.

3. Миф третий - "в развитии языка и речи главная роль принадлежит формированию языковых средств". Соответственно, в коррекционной работе логопеда традиционно основное место уделяется тоже формированию языковых средств.

Достаточно давно известно, что в период наиболее активного развития языка и речи (от 1 года до 5 лет) они служат осуществлению преимущественно коммуникативных задач. Так же известно, что коммуникативная потребность является главной движущей и мотивирующей силой в освоении ребенком языка и речевых навыков. Однако это знание не оказывает заметного влияния на содержание работы логопеда. В особенности этот недостаток ощущается при работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Если в полной мере учитывать роль коммуникативной потребности и коммуникативной деятельности в развитии языка и речи, основные усилия в работе с детьми раннего возраста должны быть направлены на совершенствование коммуникативного поведения и формирование коммуникативно-речевой деятельности. Логопед должен выступать как специалист по формированию коммуникативных и коммуникативно-речевых навыков.

При таком подходе большое значение приобретает формирование не только речевых, но и неречевых форм коммуникации. Необходимо формировать у ребенка разные сценарии коммуникативного поведения, адекватные ситуации. Специальное внимание следует уделять прагматике речи, то есть навыкам практического использования высказываний в коммуникативных целях и в разных коммуникативных ситуациях. Таким образом, кратко резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что важнейшим условием гармоничного формирования личности ребенка является успешное и комфортное осуществление коммуникации в системе "ребенок - мир". Именно постоянный диалог между ребенком и микро- и макросоциумом является основным источником и движущей силой психического и речевого развития ребенка.

Овладевая же речевыми формами коммуникации, ребенок приобретает новое и богатейшее по возможностям средство репрезентации своих представлений о мире в таком диалоге. Это поднимает его на качественно новую ступень в развитии коммуникативного поведения. Необходимое и достаточное условие для этого - возможность быть услышанным и понятым.



 

"Мама играет". Младенческий массаж и лечебная гимнастика

И снова кусочек книжки. Сегодня для самых-самых маленьких.

Прикосновение для расслабления

Культуры всего мира вот уже несколько тысяч лет практикуют приемы детского (младенческого) массажа. Существует множество курсов и книг по различным направлениям массажа, однако, не зависимо от того посещали ли вы эти курсы, читали ли эти книги, вы можете применить несложные приемы массажа дома при ежедневном уходе за малышом. Для этого найдите теплую комнату или просто солнечное пятно на ковре или кровати. Снимите с малыша всю одежду, за исключением подгузника, положите его на пеленку или толстое полотенце и приступайте к массажу. Если вам нравится, можно использовать масло из абрикосовой косточки или миндаля или любое другое масло, однако прежде чем его использовать убедитесь, что при его изготовлении не использована нефть или нефтепродукты.

- для массажа маленьких ножек и ручек используйте движения, напоминающие мягкое доение. Затем нежными проглаживающими движениями помассируйте грудь и животик ребенка, начиная с центра к бокам. Или пройдитесь по ним, мягко касаясь кожи ребенка кончиками пальцев. Обязательно разговаривайте с ребенком во время массажа или напевайте для него песенку;

- поместите кончики пальцев на виски ребенка и сделайте, очень осторожно и нежно несколько маленьких кругов. Затем помассируйте кончиками пальцев от середины лба к вискам, пройдитесь медленно по бровям и вокруг глаз. Мягко переместите большие пальцы ваших рук на переносицу ребенка и проведите вниз, вокруг ноздрей и к уголкам его рта.

Поглаживание, особенно спокойное и мягкое позволяет успокоить ребенка и позволяет ему расслабиться. Умеренный массаж помогает развить у ребенка навыки осязания и позволяет ему почувствовать собственное тело. Разговор или пение во время массажа усиливает существующий эмоциональный контакт с ребенком.

Ребенок любит ваше прикосновение к нему, смотрит в ваши глаза и слушает ваш голос.

"Прикосновение"- пишет Тереза Каплейн, в классическом труде "Первый год жизни" - "является языком для младенцев". Действительно, многочисленные исследования подтверждают, что прикосновение к ребенку, целование, поглаживание его позволяет укрепить контакт родителя с малышом. В тоже время массаж (прикосновение) может помочь ему с физиологической точки зрения. Исследования также показали, что младенцы, которым делался легкий массаж, увеличили свою двигательную активность, улучшили развитие мышц и, наконец, их организм стал производить больше гормонов роста, что естественно улучшило их здоровье и физическое состояние.

ПЕСЕНКИ-ИГРЫ (пальчиковые игры)

Помните, что ребенок до трех месяцев может никак не реагировать на щекотку. Осязательные (пальчиковые) игры заинтересуют его и позволят узнать свое тело. Слияние забавных песенок, присказок, стишков добавят к развитию тактильной чувствительности, развитие слуха и восприятия человеческого голоса.

Прикосновение в сочетании с вашим голосом всегда доставляют удовольствие ребенку и превращаются в игру.

КУЙ-КУЙ ЧОБИТОК (песенка проговаривается на смеси русского и украинского языков)

Куй-куй чобиток

Несколько раз коснитесь пальцем подошвы ноги ребенка, как будто вы что-то куете

Подай бабка молоток

Сожмите руку в кулак и осторожно коснитесь подошвы ноги ребенка

Не подаси молотка

Погладьте ножку ребенка

Не пидкую чобитка

Разведите ручки ребенка своими руками

МОСТ

Твой нос

Коснитесь пальцем кончика носа ребенка

Мой нос

Коснитесь пальцем своего кончика носа

Через речку мост

Говоря эти слова, кончиком своего носа потрите носик ребенка и в конце коснитесь кончика его носа.

ПОЕЗД

Рельсы, рельсы

Ребром руки проведите вдоль спинки или животика ребенка

Шпалы, шпалы

Ребром руки проведите поперек спинки или животика изображая шпалы

Ехал поезд запоздалый

Проведите ладонью по спинке или животику ребенка изображая движение поезда

Из последнего вагона вдруг посыпался горох

Осторожно кончиками пальцев касайтесь кожи ребенка.

Пришли куры - поклевали

Легонько постукивайте пальчиком по спинке или животику ребенка

Пришли гуси – пощипали

Очень нежно пощипывайте кожицу ребенка, движения как при щипковом массаже

Пришел слон – потоптал

Сожмите руку в кулак и аккуратно прикладывая его к спинке или животику ребенка, обозначая движение слона

Пришел трактор – все помял

Сложите руки в замок и перекатывайте его по спинке или животику так, чтобы коснуться кожи ребенка каждым пальцем

Пришел директор

Двумя пальцами изобразите передвижение человека

Поставил стул и стол, и сел писать письмо

Как при изображении движений слона обозначьте место постановки "стула" и "стола"

"Дорогие дочки, три тире, три точки

Вам купил чулочки, три тире три точки"

Пальцем делайте волнообразные движения поперек спинки или животика ребенка, "три тире и три точки" изобразите касанием кожи в районе ребер.

Вообще, можно использовать совершенно разные присказки, считалки и песенки, как известных писателей, так и собственного сочинения. Особенно подходят народные потешки и припевки, главное - продумать какие действия вы будете делать.

МУХА

Муха к нам в окно влетела

Складываем пальцы в щепоть, рукой водим, изображая полет мухи и жужжим

Малышочку на нос села

Касаемся щепотью кончика носа ребенка

Наш сыночек был не в духе

Морщим нос и качаем головой из стороны в сторону (через какое-то время ребенок будет повторять эти движения вместе с вами)

Хлоп ладошкою по мухе

Берем ладошку ребенка и прикрываем ею его нос.

ПОТЯГУШКИ (обычно делается утром, слова народные)

Потягуньшки, потягунюшки

Поднимаем ручки лежащего ребенка к голове и проводим ладонями от кончиков пальцев до стоп (повторить несколько раз)

В ручки хватунюшки,

Поглаживаем и пожимаем ручки

В ножки ходунюшки,

Поглаживаем и пожимаем ножки

В роток говорок

Прикасаемся пальцем к губам ребенка

В головку разумок

Гладим головку ребенка



Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!


© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2006 гг.

В избранное