← Март 2006 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
5
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
11
|
12
|
|
13
|
14
|
15
|
16
|
18
|
19
|
|
20
|
21
|
22
|
23
|
25
|
26
|
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.gold-child.ru
Открыта:
12-04-2005
Статистика
0 за неделю
Папам и мамам об особых детках №32
"ПАПАМ И МАМАМ ОБ ОСОБЫХ ДЕТКАХ" |
Выпуск N322006-03-17Тираж: 1650 экз."Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО..." Пишите мне: |
Рассылка "Детский невропатолог о здоровье и болезнях новорожденных"
Сайт Комаровского Олега Евгеньевича, детского доктора Сайт родителей детей с СД "Мыс доброй надежды" Форум "В защиту жизни" Фонд поддержки интегративного образования "Шаг навстречу" 7Я.РУ: все о детях и семье Сайт "Приоткройте мне сердце - и я открою вам мир" Международная клиника реабилитации (по методу Козявкина) Интернет-проект "Somus" Светланы Русовой для современных умных и сильных, но не ставших от этого более милыми и прекрасными, женщин. |
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня Вы можете прочитать:
- Папа может… все, что угодно! [прочитать]
- Проблемы недоношенности. [прочитать]
- Литературная страничка. В "Дюльбере" В.М. Труфанова [прочитать]
Папа может… все, что угодно!
"Человечество зеленеет и цветет, увядает и замирает - в одно и тоже время". Новалис.
Логика жизни складывается из дат, событий, их причин и реакции на это. Человек рождается, взрослеет, жениться, производит на свет детей, трудится в поте лица и умирает.
А что останется после него?
Что может быть естественнее для семейной пары, чем рождение детей? Появление первенца успокаивает матерей. Первенец - это значит, что женщина может иметь детей и способна стать матерью, даже если порой несчастье стучит в дверь материнства. Что касается мужчины, то он, бесспорно, получает одно из самых очевидных свидетельств любви своей подруги, он становится отцом, потому что это она выбрала его, именно его, чтобы осуществить желание иметь ребенка. Принятие этой пассивной роли позволяет мужу стать психологически активным отцом, как во время беременности жены, так и впоследствии. Непреходящее внимание мужа, вера во все его начинания, дают будущей матери спокойствие и уверенность в себе для того, чтобы беременность протекала благополучно. Роль отца, пока ребенок еще находится в животе у матери, и состоит в том, чтобы строить общие для отца, матери и их будущего ребенка отношения - для блага всех троих.
И вот свершилось! После последних недель беременности с их плохим самочувствием и усталостью, ребенок, которого так ждали и заранее любили, наконец-то оказывается рядом с родителями. И современный мужчина не отказывает себе в радости стать настоящим отцом для малыша с первых же дней его жизни.
Ваш ребенок пытается сделать из своих родителей "хороших родителей". Он предоставляет вам возможность снова и снова сыграть свою роль, определяемую обстоятельствами его рождения и особенностями характера. Справитесь?
Если еще несколько лет назад вид отца, который не боится взять на руки новорожденного ребенка, приводил окружающих в состояние легкого шока, то теперь это стало обычным явлением, а недоумение вызывают отцы, которые предоставляют жене заниматься ребенком, утверждая, что менять пеленки недостойно настоящего мужчины.
Когда устанавливается первый контакт ребенка и папы и почему папе иногда бывает трудно наладить этот контакт?
Дело в том, что контакт ребенка с родителями устанавливается в первые часы после его рождения. А, возможно, и до рождения. Но научно доказывать это положение наши ученые не торопятся, поэтому, примем за аксиому, что первые контакты нашего пришельца с папой происходят "глаза в глаза". Поэтому, гораздо легче находят общий язык с новорожденными те папы, которые принимали активное участие в родах.
Если же это по каким-либо причинам было невозможно, то отношения с малышом нужно устанавливать как можно скорее. Вопреки распространенному еще недавно мнению, ребенок уже на первом году жизни нуждается в том, чтобы рядом была не только мама, но и папа. Даже в этом возрасте для малыша важно чувствовать, что он не является единым целым с мамой, а представляет собой "самостоятельную единицу" - а для этого очень важно, чтобы в близком контакте с ним находился другой, не похожий на маму человек.
Кроме того, психологи говорят о том, что в этом возрасте закладывается умение делить любовь между двумя людьми, которое понадобится малышу в будущем, когда у него появится свой ребенок, и он сможет любить и его, и своего мужа или жену.
Впрочем, подобная метафизика не столь важна, когда возраст ребенка идет на недели или даже дни. Просто важно помнить о том, что роль отца не ограничивается заработком денег для семьи, что отношения с малышом нужно строить сразу, а не тогда, когда кроха будет в состоянии запомнить правила игры в футбол.
Хороший отец может все, что может мать, за исключением, разве что, кормления грудью. Ребенок приобретает ценнейший опыт, успокаиваясь на мужских и женских руках, чувствуя тепло и любовь, как от мамы, так и от папы. А родители переживают нежность первой улыбки, восхищение от агу-агу и находят себя в той заботе, которую малыш может получить только от них. Они становятся более внимательны к тому, на что раньше не обращали внимания или вовсе считали несерьезным. Теперь же все это обретает истинный смысл. Кроме того, папа может многое из того, чего не может позволить себе женщина после родов. Например, играть с малышом, долго носить его на руках, купать его. Маме, может быть, просто физически тяжело это делать, и в этом случае помощь отца просто незаменима.
Ребенок видит и чувствует, что тепло и молоко он получает от мамы, а игры – от папы, это помогает ему быстро и четко понять, что мир не ограничивается мамой, делает его более самостоятельным, любознательным и активным.
Кроме того, уже на первом году жизни малыш понимает, или, скорее, чувствует, что любовь к нему разные люди выражают по-разному, и это нормально и правильно. Наконец, всем понятно, что чем больше искренне любящих ребенка и активно заботящихся о нем людей окружает малыша, тем лучше для него.
В течение периода грудного вскармливания малыш меняется до неузнаваемости. И чем старше он становится, тем больше его крошечная жизнь нуждается в участии отца. Но участие отца в жизни ребенка нужно не только малышу и маме, но и самому отцу.
Часто бывает так, что после рождения наследника папа чувствует себя покинутым и лишним в семье, в то время как мама все свое время и все силы отдает крохе. В таком случае возможны и вспышки недовольства по отношению к жене, и даже агрессивные настроения, направленные на ребенка.
У мужчины, так же, как и у его жены, может развиться самая настоящая послеродовая депрессия, спасения от которой молодой отец будет искать, уходя из дома и все больше отдаляясь от семьи. А это уже чревато и испорченными отношениями между супругами, и последующим чувством вины, переложенным на плечи ребенка. Понятно, что такой вариант развития событий всех действующих лиц оставит в проигрыше.
Почему же это происходит? Увы, но причина здесь одна - семейное прошлое. Именно на этой "благодатной" почве рождаются все навязчивые идеи и представления. Так, едва будущая мать узнает, что у нее будет девочка, она начинает бояться (или надеяться), что та будет похожа на ее сестру. Будущий же отец начинает представлять себе, прямо с того момента, как узнал о зачатии, те радости, которые может сулить общение с братом или сестрой, притом, что сам он - единственный ребенок в семье и никогда ничего подобного не переживал. Он чувствует себя и отцом, и братом своего ребенка одновременно.Есть воспоминания, которые таят в себе тревогу: например, смерть брата, инвалидность сестры или развод родителей, который братья и сестры переживали каждый по-своему. Есть и другие обстоятельства, которые могут повлиять на решение иметь ребенка. Сможет ли он, например, заменить умершего ребенка? Не должно ли его появление на свет стереть навсегда воспоминание об аборте? Или он поможет смягчить боль, причиненную рождением ребенка-инвалида? И, в конце концов, не зачат ли этот ребенок в надежде сохранить разваливающуюся семью? Не станет ли он фактической причиной расставания или, наоборот, - сделается козырной картой в игре?Если же семья – и муж, и жена – с самого начала воспринимают ребенка и уход за ним как свое общее семейное любимое дело, то все складывается совершенно иначе.
Но, возвратимся к теме нашего исследования. Отцовские чувства – когда они приходят? А их ждать не стоит – сами они могут и не прийти, или прийти тогда, когда пропасть между вами и женой с ребенком станет непреодолимой. Отцовские инстинкты, в отличие от материнских, нужно развивать в практической заботе о своем малыше. Тогда очень скоро ваш малыш станет уже настолько близок вам, что вам покажутся просто смешными и бессмысленными слова ваших знакомых о том, что забота о маленьком ребенке - не мужское дело.
Важно помнить, что доброе согласие между родителями играет более важную роль для развития ребенка, чем то, как проходят его дни и ночи. Только любовь, сопереживание и взаимное доверие членов вашей семьи помогут вам вырастить этого маленького человечка.
А вот что по поводу роли отца в семье говорит семейный психолог:
Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае воспитание будет ущербным.
Сейчас критика в адрес отцовства исходит в основном из-за снижения внимания не только жене, но и детям, а так же с уменьшением времени обычного общения.
Хорошо организовать досуг детей, научить посильной помощи родителям вот первостепенная задача отца. Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во всех их делах, должен быть другом своему ребенку.
В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и прочее.
От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает, что так нужно относится и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.
Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов.
Но роль отца не сводится, как уже говорилось, только к воспитанию детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он ответственен перед семьей за устройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие дела в хозяйстве, снабжение продуктами и т.д. - это, прежде всего обязанность отца.
Некоторые отцы вообще всё сваливают на плечи жены: и хозяйство, и бюджет, и воспитание детей. Отцы должны больше времени уделять воспитанию детей и домашним делам.
Разница между родителями в отношении к ребенку постепенно начинает сглаживаться по мере его взросления. Отец постепенно находит к нему подход и открывает для себя удовольствие от общения с ним. Особенно, если сам малыш начинает как-то выделять отца, искать его участия.
Или мать в свою очередь убедится в том, что папа проявляет свою любовь к малышу, но делает это иначе, чем она сама. Именно с этого чаще всего начинается процесс взаимного сближения между родителями.
По мере взросления ребенка у мамы высвобождается больше свободного времени. Она "вспоминает" о муже, начинает интересоваться его проблемами на работе, снова начинает разделять какие-то его увлечения.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье обязательно нужны и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.
Проблемы недоношенности.
Что такое недоношенный ребенок? Отвечаем на вопросы наших читателей.
Во-первых, это не просто маленький ребенок с маленьким весом, и все что ему нужно – этот вес набрать. Нет. Представьте себе, что Ваш малыш еще 2-3 месяца должен был развиваться внутриутробно, там он должен был созревать, должны были развиваться его органы, превращаясь в столь зрелые системы, которые могут уже существовать самостоятельно во внешней среде. Поэтому, прежде всего недоношенный ребенок – это "незрелость", его неприспособленность к отдельному от Вас существованию. Ему очень трудно быстро приспособиться, а врачам и медсестрам требуется много сил и знания, чтобы поддерживать его жизнь и дать ему возможность нормально "дозреть".
Самое главное для поддержания жизни – это дыхание, кровообращение и регуляция этих процессов.
Внутриутробно плод дышит через маму, то есть кислород и питательные вещества поступают через сосуды пуповины, а все вредные вещества также выводятся через эти сосуды и мама удаляет их своими почками и печенью. Легкие для дыхания ребенку еще не нужны. Они потихоньку развиваются, готовясь к первому вдоху при появлении на свет. Однако, для этого нужно специальное вещество – сурфактант, которое помогает "раскрыться" легким и не спадаться альвеолам, осуществляя газообмен. Созревание сурфактанта происходит после 28 недели беременности и заканчивается примерно к 36 неделе. Если ребенок рождается очень рано, этого вещества может еще не хватать и дыхание становиться затрудненным. Ребенок начинает часто дышать, синеет, ему необходимо больше кислорода. К сожалению, причинами нарушения дыхания могут быть еще и нарушение кровообращения или регуляции при поражении нервной системы или совокупность этих причин. Но в любом случае для лечения требуется специальная подача кислорода – через аппарат искусственной вентиляции легких. Кроме этого, нужно наладить кровоток. Все это очень сложные механизмы, требующие глубоких знаний врача и опыта ухода со стороны медсестер. Их труд достоин огромного Вашего уважения!
Искусственная вентиляция легких – это необходимость поддержания жизни ребенка. Без нее вряд ли он мог бы выжить и созреть, суметь дышать сам. Однако, получая высокие концентрации кислорода – почти 100%, для того, чтобы совершился адекватный газообмен, легкие ребенка как бы обжигаются. К сожалению, избежать этого нельзя - ведь на кон поставлена жизнь! "Ожег" легких приводит к спазму бронхов, продукции слизи. Это состояние называется бронхо-легочной дисплазией. Спазм и продукция слизи приводят к усилению одышки, нарушению газообмена, гипоксии и вторичному нарушению клеток нервной системы. В процессе роста ребенка постепенно эти симптомы исчезают. Но для того, чтобы влияние этого заболевания было наименьшим, ребенка постоянно надо наблюдать, проводить курсы лечения для снятия спазма, улучшения созревания бронхов, контролировать уровень газообмена, не допускать периодов гипоксии (т.е. нехватки кислорода).
Родителям надо знать, что даже если Ваш малыш очень недолго был на аппаратном дыхании, его бронхи могут быть очень чувствительны к спазму. Пусть в обычной жизни у него нет признаков бронхо-легочной дисплазии. Однако, как только он заболевает ОРВИ, т.е. когда усиливается продукция слизи, бронхи начинают спазмироваться. Вот почему эти дети так часто переносят "обструктивный синдром". Чтобы не произошло беды, зная, что Ваш ребенок был на аппарате ИВЛ, необходимо предупредить врача и начинать лечение спазма еще до того, как он станет очень тяжелым и потребует интенсивной помощи, госпитализации и т.д. Кроме того, частые эпизоды обструкции, особенно при аллергической настроенности в семье, почти в 80% случаев приводит к бронхиальной астме.
Что же происходит с сердцем и сосудами недоношенного малыша и как контролировать созревание гемодинамики в дальнейшем?
Строение и работа сердца плода внутриутробного периода отличается от таковой у новорожденного ребенка. Представьте себе, что у плода сердце трехкамерное, открыты специальные отверстия – "овальное окно" и "боталлов проток", через которые кровь смешивается и внутриутробно ребенок получает только "смешанную" кровь, что позволяет ему быть достаточно устойчивым к возможному недостатку кислорода. После рождения происходит перестройка кровообращения и сердце становиться четырехкамерным и ребенок начинает получать чисто артериальную, не смешанную кровь. Конечно, "отверстия" закрываются не сразу, но "смешивания" крови через них не происходит уже с первых минут жизни. У недоношенного ребенка такая перестройка работы сердца происходит значительно медленнее - длительно могут не только сохраняться, но и функционировать дополнительные отверстия и сосуды (открытое овальное окно и боталлов проток). Интенсивные методы лечения - искусственная вентиляция легких, внутривенное вливание жидкости позволяют спасти жизнь недоношенным детям, но усиливают нагрузку на неокрепшее сердце. Постепенно эти изменения могут исчезнуть, но за состоянием сердечно- сосудистой системы необходим тщательный контроль, позволяющий дозировать физическую нагрузку ребенка - определить сроки начала массажа, лечебной физкультуры, плавания.
В течение первых двух лет недоношенный ребенок должен находится под наблюдением кардиолога. Необходимо неоднократное проведение - электрокардиографии (ЭКГ), позволяющей оценить правильную работу сердечной мышцы в 2, 4 ,6 , 12 месяцев жизни. Ультразвуковое исследование сердца ( эхо кардиография - ЭХО-КГ), позволяет выявить пороки и другие анатомические дефекты сердца, и её желательно провести в 2 , 6, 12, 24 месяцев жизни ребенка.
Помните! Учитывая особенности недоношенного ребенка трактовку любых результатов исследований должен проводить кардиолог СОВМЕСТНО с лечащим и постоянно наблюдающим врачем – неонатологом – специалистом по развитию детей раннего возраста.
Необходимо помнить, что правильное наблюдение за развитием сердечно- сосудистой системы недоношенного ребенка позволяет своевременно выявлять отклонения, проводить адекватное лечение и дозировать активность малыша соответственно его функциональным возможностям. Все это в целом поможет адекватному созреванию сердечно-сосудистой системы и отсутствию неблагоприятных последствий в дальнейшем!
Возможные поражения нервной системы недоношенного ребенка.
Состояние нервной системы недоношенного ребенка заслуживает особого внимания, так как именно правильное функционирование нервной системы определяет развитие малыша в целом, его умственные способности и двигательные возможности.
Все что может быть с нервной системой недоношенного ребенка можно условно разделить на 2 большие и неравнозначные группы. Во-первых, даже если ничего плохого не произошло с нервными клетками и мозговым кровотоком, однако, все равно клетки нервной системы оказываются очень незрелыми и иногда не "способными" осуществлять правильную регуляцию всех органов и систем. Для налаживания этих взаимоотношений требуется время. Так, в первые дни малыш не умеет самостоятельно сосать, потому что нервный импульс не передается правильно к мышцам, которые участвуют в сосании. Ребенка долго кормят через зонд, пока сосательный рефлекс не сформируется. Очень часто такие дети, уже научившись сосать, плохо глотают. Ребенок долго держит пищу во рту в небольшом объеме и лишь, затем проглатывают ее. Кормление занимает много времени, обычно родители приспосабливаются вскармливать малыша из пипетки, малыми порциями. Кроме того, такого ребенка приходится долго, иногда до 2-3 лет, кормить жидкой пищей, из-за того, что плохо развиваются жевательные мышцы. Из-за незрелости нервной системы желудка и кишечника такие дети обычно обильно срыгивают, кишечные колики продолжаются иногда до 5-6 месячного возраста. Часто бывают запоры, потому что нервная регуляция кишечника очень не совершенна.
Дети, которых врачи были вынуждены длительно вскармливать через зонд и долго находившиеся на искусственной вентиляции, обычно поздно начинают говорить, неправильно произносят звуки, потому что рефлексы, регулирующие тонус мышц, участвующих в произношении звуков очень долго формируются. Поэтому практически всем глубоко недоношенным детям требуется помощь логопеда. Причем логопедические занятия необходимы еще до того, как ребенок начнет говорить, для того чтобы нормализовать тонус мышц языка, сформировать правильное развитие речевой мускулатуры.
По причине глубокой незрелости недоношенные дети опаздывают в двигательном развитии, они поздно начинают держать головку, брать игрушку, переворачиваться. После шести месяцев незрелость уже не так выражена и ребенок развивается быстрее. Часто у недоношенного малыша "путаются" двигательные умения: ребенок начинает сначала вставать, затем садится, может поздно научится ползать, возможно, он долго будет ходить на цыпочках. Лекарства от незрелости два – время и Ваше терпение.
Если Вашему малышу повезло меньше, то помимо глубокой незрелости, клетки нервной системы могут пострадать от недостатка кислорода, который испытывает недоношенный ребенок при тяжелом течении беременности и родов. Если кислородное голодание головного мозга было не слишком тяжелым и продолжительным, то изменения, произошедшие в клетках будут обратимыми, и не приведут в дальнейшем к тяжелым последствиям. В первые месяцы такие дети могут быть более возбудимыми, иметь нарушения сна. В дальнейшем они хорошо развиваются и к 1,5-2 годам не отличаются по уровню развития от доношенных сверстников. Но если все же повреждения клеток избежать не удалось, то результатом этого могут быть "разрывы" сосудов мозга и кровоизлияния в желудочки мозга. В 1-2 месяц жизни состояние таких детей, обычно, бывает тяжелым, и они нуждаются в медицинской помощи и длительном выхаживании.
При кровоизлияниях легкой степени "лопаются" стенки мелких сосудов и это может приводить к повышению внутричерепного давления. Внутричерепное давление повышается из-за избыточного образования жидкости в желудочках мозга, которая давит на окружающие ткани. При небольших кровоизлияниях, состояние в большинстве случаев быстро компенсируется, отток жидкости из желудочков нормализуется, и кровоизлияния бесследно рассасываются. Другими словами, кровоизлияния 1 и 2 степени могут пройти бесследно для ребенка, однако, это не означает, что его не надо наблюдать и лечить на 1-2 году жизни.
Тяжелые кровоизлияния, когда "рвутся" крупные сосуды и кровь заполняет все мозговые желудочки, вызывают значительно более серьезные последствия, приводят к гидроцефалии, судорогам, задержке развития, двигательным нарушениям. Такие дети нуждаются в постоянной помощи неонатолога, невропатолога и других специалистов, в частности контроля со стороны нейросенсорных органов (слух и зрение), так как могут быть повреждены именно эти зоны мозга. Если малыш сильно задерживается в своем развитии нужно внимательно понаблюдать, нет ли у него судорог. Приступы бывают очень разными и иногда совсем не напоминают судороги. Ребенок может отводить глаза в сторону и замирать на несколько секунд, высовывать язык, делать необычные вычурные движения руками и ногами. Особенно Вас должно насторожить, если ребенок сильно сгибается или разгибается насколько раз подряд серией. При любом подозрении на судорожные приступы малышу необходима консультация невропатолога, проведение электроэнцефалограммы. По возможности сделайте видеозапись, чтобы невропатолог мог увидеть насторожившие Вас приступы.
У недоношенных детей, перенесших тяжелый недостаток кислорода, может произойти необратимая гибель нервных клеток непосредственно в мозговой ткани. Это самый тяжелый вид поражения и называется он перивентрикулярная лейкомаляция. При перивентрикулярной лейкомаляции разрушаются клетки белого, а иногда и серого вещества мозга и на их месте образуются кисты. Это повреждение мозга устанавливается с помощью ультразвукового исследования мозга. Со временем эти кисты "закрываются" и после 6-8 месячного возраста их уже не видно на ультразвуке. Исход у таких детей может быть различным: от минимальных двигательных нарушений с моторной неловкостью и нормальным развитием психики, до формирования парезов, параличей с задержкой психомоторного развития.
Диагноз внутричерепного кровоизлияния и перивентрикулярной лейкомаляции очень серьезен, однако, не является окончательным приговором. Каким будет исход в данном случае, в первые месяцы жизни никто не знает. Клетки мозга недоношенного ребенка продолжают развиваться внеутробно, ткань очень пластична и она может частично взять на себя функцию поврежденных клеток. Еще и еще раз мы хотим сказать: не теряйте надежду, лечите ребенка, старайтесь ему помочь, развивать его, выполнять назначения лечащего врача и Вы можете, даже при очень серьезной ситуации, получить достаточно хороший результат. Тем более, что наука идет вперед и с каждым днем появляются новые знания и методы оказания помощи.
Проблемы пищеварения у недоношенного ребенка.
Основной заботой родителей недоношенного ребенка является проблемы нарастания массы тела и, действительно, это имеет первостепенное значение, как основной показатель физического благополучия малыша. Следует учесть, что темпы прироста физических показателей (массы тела, длины, окружности головы и груди) у недоношенного ребенка будут существенно отличаться от таковых у его доношенных сверстников. По крайней мере, до 6-9 месяцев, ваш малыш будет более "мелким", и, основное значение в это время приобретает обязательный контроль веса: в первые недели и месяцы жизни ежедневный (при этом необходимо учесть правильность ежедневного взвешивания ребенка, которое, необходимо проводить в одно и то же время, предпочтительно перед первым утренним кормлением или вечером, перед купанием), а затем ежемесячный. Что должно вас настораживать в первую очередь это - падение массы тела или отсутствие ее прибавки (малыш "стоит" в весе). Причины могут быть как достаточно серьезными, так и обусловленные погрешностями вскармливания, недостаточным количеством грудного молока у матери. Естественно, что в любом случае вам необходимо проконсультироваться с педиатром, чтобы уточнить причины и устранить их.
Основными проблемами со стороны пищеварительной системы у недоношенного малыша, с которыми сталкиваются практически все родители, являются - кишечные колики. Колика – происходит от греческого "коликос", что означает "боль в толстой кишке". Колика – приступообразные боли в животе, сопровождающиеся выраженным беспокойством ребенка. Приступ, как правило, начинается внезапно, ребенок громко и, более или менее продолжительно кричит, могут отмечаться покраснение лица или бледность носогубного треугольника. Живот вздут и напряжен, ноги подтянуты к животу и могут мгновенно выпрямляться, стопы часто холодные на ощупь, руки прижаты к туловищу. Приступ иногда заканчивается только после того, как ребенок полностью изнурен. Часто заметное облегчение наступает после отхождения кала и газов.
Недоношенные дети особенно предрасположены к коликам, при этом у некоторых младенцев отмечаются частые и интенсивные приступы, которые по силе проявления можно сравнить с родовой болью, и непременно требующие медикаментозного вмешательства . По-видимому, основной причиной этих страданий малыша, может быть незрелость нервно-мышечного аппарата и ферментативной системы кишечника и в силу этого склонность к повышенному газообразованию. В результате чего усиливается давление на стенку кишки и возникает мышечный спазм.
Причиной дискомфорта и вздутия живота, так же, может быть нерациональное вскармливание. Некоторые продукты, особенно с высоким содержанием углеводов, могут способствовать чрезмерному брожению в кишечнике. Кишечная аллергия также вызывает плач ребенка, обусловленный чувством дискомфорта в животе. Но причины колик не ограничиваются этими состояниями. Важно своевременно диагностировать заболевания, требующие хирургического вмешательства. Поэтому при отсутствии эффекта от обычных мероприятий, направленных на устранение колики (специальные ветрогонные травяные чаи, препараты симетикона - Саб/Симплекс, Эспумизан, очистительная клизма, применение газоотводной трубочки, массаж живота, сухое тепло на область живота), ребенок должен быть тщательно обследован в медицинском учреждении.
- диспепсии (поносы, запоры) у недоношенного ребенка явление частое и волнующее родителей и педиатров. Необходимо определить, что не должно вызывать тревогу родителей. При грудном вскармливании у ребенка стул может быть после каждого кормления вместе с газами (пенистым) и достаточно жидким. У детей, получающих смеси, стул более редкий – 3-4 раза в сутки. Отсутствие стула у малыша более 1 суток можно считать запором. Причиной диспепсии является незрелость нервно-мышечного аппарата кишечника, нарушение становления биоценоза кишечника, перенесенные бактериальные инфекции, длительная антибактериальная терапия, лечение препаратами железа, противосудорожными препаратами (то, что назначалось вашему ребенку по жизненным показаниям), могут приводить к нарушению иннервации кишечника, в результате воспаления его слизистой оболочки возникают изменения трофики слизистой оболочки толстой кишки;
- нарушение пищеварения, обусловленное:
повышенной жирностью грудного молока или его заменителей; незрелостью ферментативной функции. Во всех этих случаях существуют специальные корригирующие смеси- лечебные заменители грудного молока, профилактические препараты, способные помочь вашему ребенку, но очень важно согласовать их применение с вашим педиатром.
- синдром срыгиваний также может беспокоить родителей недоношенного ребенка. Наиболее частой причиной этого является незрелость и временная (проходящая) гипотония гладкой мускулатуры желудка – так называемый "дуодено-гастральный рефлюкс". Чаще всего, это возникает у недоношенных детей, питавшихся длительное время через зонд. Также возможной причиной срыгиваний может быть аэрофагия (когда младенец с жадностью глотает воздух вместе с пищей). Массы при срыгиваниях выглядят обильными за счет связывания их с воздухом и, обычно, никак не изменяют самочувствия малыша. В таком случае нужно набраться терпения и подождать когда желудок малыша "дозреет", соблюдая при этом рекомендации по правильному вскармливанию, удерживанию ребенка после кормления вертикально в течение 10-15 минут. Достаточно быстро улучшение наступает и при введении в питание смесей – загустителей (Фрисовом, Нутрилон-антирефлюкс). Лекарственные препараты лучше давать ребенку перед кормлением. Однако, существуют ситуации, при которых необходима срочная консультация специалиста: если в срыгиваемых массах присутствуют прожилки крови, если срыгивания настолько обильны, что ребенок плохо прибавляет в весе, если при срыгиваниях самочувствие малыша нарушается – не медлите, обращайтесь к врачу!
Состояние костной системы и суставов.
Явления морфо- функциональной незрелости у недоношенного ребенка часто распространяются и на опорно- двигательный аппарат. Несовершенство нервно- мышечной регуляции, слабость связок, избыточная подвижность суставов могут приводить к изменениям правильного положения конечностей, головы и позвоночника ребенка.
Часто младенец удерживает голову в фиксированном положении на одну сторону. Причиной этого может быть врожденное укорочение мышцы шеи с одной из сторон, травматическое поражение позвоночника или шейных мышц при выведении головки в родах или всего лишь "привычное" положение головы, то есть ребенок именно в этом положении "лежал" большую часть времени в матке. Правильный диагноз всегда устанавливает врач и чем раньше это произойдет, тем эффективнее будет лечение.
Недоношенность, особенно в сочетание с неправильным внутриутробным положением плода, как правило, сопровождается недоразвитием тазобедренных суставов или "дисплазией". Наиболее тяжелым вариантом этой патологии является вывих тазобедренного сустава. Диагноз устанавливается вскоре после рождения ребенка и требует раннего начала лечения, основанного на отведении ног в тазобедренном суставе. В настоящее время эффективным методом в выявлении отклонений развития суставов является ультразвуковое сканирование, которое обязательно проводится всем детям в 1 и 3 месяца жизни или чаще, если обнаружено заболевание.
Учитывая, что описанные проблемы у недоношенных детей встречаются особенно часто, каждый малыш должен неоднократно на первом году жизни осматриваться ортопедом. Как правило, первую консультацию дети получают в 1 месяц жизни, затем в 3 и в 12 месяцев. При выявлении патологии консультаций может быть больше. Своевременное выявление отклонений поможет быстро начать лечение и вырастить ребенка здоровым.
Ретинопатия недоношенных
Ретинопатия недоношенных - заболевание глаз недоношенных детей, часто приводящее к безвозвратной потере зрительных функций.
Возможность развития ретинопатии недоношенных связана со сроком и массой тела при рождении, наличию тяжелых изменений дыхательной, кровеносной и нервной систем, а так же с адекватностью проводимых мер по выхаживанию младенца.
Это заболевание впервые выявлено у недоношенного ребенка в 1942г (тогда оно называлось как ретролентальная фиброплазия), до сих пор причины возникновения, прогрессирования и самопроизвольного регресса заболевания полностью не ясны и только изучаются.
С начала 90-х годов исследования в этой области перешли на новый качественный уровень. Во многом это было связано с резким ростом выживших глубоко недоношенных детей в развитых странах и соответственно появлением большого количества детей с терминальными стадиями ретинопатии. За последние 10 лет ученые многих стран пришли к единому мнению о многофакторности возникновения заболевания (т.е. наличие многих факторов риска), разработали единую классификацию заболевания и доказали эффективность профилактического лазер- и криохирургического лечения.
До сих пор ведутся разработки хирургических операций в активных и рубцовых стадиях болезни. На данном этапе развития офтальмологии бесспорным считается тот факт, что развитие ретинопатии недоношенных происходит именно у незрелого младенца, как нарушение нормального образования сосудов сетчатки (которое завершается к 40 неделе внутриутробного развития, т.е. к моменту рождения доношенного ребенка). Известно, что до 16 недель внутриутробного развития сетчатка глаза плода не имеет сосудов. Рост их в сетчатку начинается от места выхода зрительного нерва по направлению к периферии. К 34 неделе завершается формирование сосудистой сети в носовой части сетчатки (диск зрительного нерва, из которого растут сосуды, находится ближе к носовой стороне). В височной части рост сосудов продолжается до 40 недель. Исходя из вышеизложенного, становится понятно, что чем раньше родился ребенок, тем меньше площадь сетчатки, покрытая сосудами, т.е. при офтальмологическом осмотре выявляются более обширные бессосудистые, или аваскулярные зоны (если ребенок родился до 34 недели, то соответственно аваскурярные зоны сетчатки выявляют на периферии с височной и носовой сторон). После рождения у недоношенного ребенка на процесс образования сосудов действуют различные патологические факторы - внешняя среда, свет, кислород, которые могут привести к развитию ретинопатии.
Основным проявлением ретинопатии недоношенных является остановка нормального образования сосудов, прорастание их непосредственно внутрь глаза в стекловидное тело. Рост сосудистой и вслед за ней молодой соединительной ткани вызывает натяжение и отслойку сетчатки.
Как было сказано ранее, наличие аваскулярных зон на периферии глазного дна не является заболеванием, это лишь свидетельство недоразвития сосудов сетчатки, и соответственно, возможности развития ретинопатии в дальнейшем. Поэтому, начиная с 34 недели развития (или с 3 недели жизни) ребенка, необходимо, чтобы Вашего ребенка осмотрел офтальмолог - специалист, знающий о ретинопатии недоношенных и имеющий специальное оборудование для осмотра сетчатки глаза у маленьких детей. Такой контроль необходим всем детям, рожденным до 35 недель и с массой тела при рождении менее 2000г. При выявлении признаков ретинопатии недоношенных осмотры проводят каждую неделю (при так называемой "плюс"-болезни - каждые 3 дня) до момента развития пороговой стадии (на этой стадии решается вопрос о проведении профилактического хирургического лечения) или полного регресса заболевания. При регрессе патологического процесса осмотр можно проводить 1 раз в 2 недели. Осмотр проводят с обязательным расширением зрачка, с применением специальных детских векорасширителей (чтобы не оказывать давление пальцами на глаз).
Чаще всего пороговая стадия ретинопатии недоношенных развивается к 36-42 неделе развития (1-4 месяцам жизни), поэтому родители недоношенного ребенка должны знать, что в этот период он должен быть осмотрен специалистом (окулистом, имеющим специальное оборудование и знающим о признаках активной ретинопатии.)
Активная ретинопатия - это стадийный патологический процесс, который может завершиться регрессом с полным исчезновение проявлений заболевания или рубцовыми изменениями.
Согласно международной классификации активная ретинопатия подразделяется по стадиям процесса, его локализации и протяженности.
1 стадия - появление разделительной беловатой линии на границе сосудистой и бессосудистой сетчатки.
2 стадия - появление вала на месте линии. Следует подчеркнуть, что в 70-80% случаев при 1-2 стадиях ретинопатии недоношенных возможно самопроизвольное излечение заболевания с минимальными остаточными изменениями на глазном дне
3 стадия - характеризуется появлением роста сосудов сетчатки в стекловидное тело в области вала. При небольшой протяженности процесса также как и в первых двух стадиях возможен самопроизвольный регресс, однако, остаточные изменения при этом более выражены. Когда рост сосудов внутрь глаза распространился на достаточно обширной области, такое состояние принято считать пороговой стадией ретинопатии недоношенных, когда процесс прогрессирования ее становится практически необратимым и требует срочного профилактического лечения.
Эффективность профилактической лазерной и криокоагуляции бессосудистой сетчатки колеблется в пределах 50-80%. Своевременно проведенное лечение позволяет значительно уменьшить число неблагоприятных исходов заболевания. Если операция не выполняется в течение 1-2 дней после диагностики пороговой стадии ретинопатии, то риск развития отслойки сетчатки резко возрастает. При этом следует отметить, что при развитии отслойки сетчатки проведение крио-, лазеркоагуляции не возможно. Дальнейший прогноз по развитию зрения на таком глазу крайне неблагоприятный.
Операцию чаще проводят под наркозом (реже применяют местную анестезию) во избежание глазо-сердечных и глазо-легочных реакций. Оценку результатов лечения проводят через несколько дней для решения вопроса о повторе процедуры. Об эффективности профилактического лечения можно судить через 2-3 недели после формирования рубцов на месте вала. Если лечение не было проведено или не было достигнуто эффекта после проведенного лечения (тяжелое течение ретинопатии недоношенных) развиваются терминальные стадии.
4 стадия - частичная отслойка сетчатки. На этой стадии необходимо решать вопрос о проведении ранней витректомии для профилактики развития тотальной отслойки сетчатки. Порой 20-30 минутная операция с сохранением хрусталика возвращает ребенку шанс на развитие полноценного зрения.
5 стадия - полная отслойка сетчатки.
Даже если процесс достиг 4 и 5 стадии необходимо проведение целого спектра терапевтических и хирургических мероприятий, направленных на профилактику тяжелых рубцовых изменений. Ленсвитректомию лучше проводить при помощи микрохирургических компьютерных систем, которые позволяют длительно манипулировать в полости глаза, поддерживая внутриглазное давление.
Отдельно выделяется "плюс"-болезнь, как наиболее неблагоприятная форма активной ретинопатии. Заболевание начинается рано, не имеет четко определяемых стадий, быстро прогрессирует и приводит к отслойке сетчатки не достигая пороговой стадии. Патологический процесс характеризуется резким расширением сосудов сетчатки, выраженным отеком стекловидного тела, кровоизлияниями по ходу сосудов, расширением сосудов радужки, часто с невозможностью расширения зрачка. Эффективность лечения при "плюс"-болезни пока остается низкой.
Если активный процесс достиг в своем развитии 3 и более стадий, то после его завершения (с профилактическим лечением или без него) на глазном дне формируются рубцовые изменения различной степени выраженности.
1 степень - минимальных изменений на периферии глазного дна;
2 степень - дистрофические изменения в центре и на периферии, остатки рубцовой ткани;
3 степень - деформация диска зрительного нерва, со смещением центральных отделов сетчатки;
4 степень - наличие складок сетчатки, сочетающихся с изменениями характерными для 3-ей стадии;
5 степень - полная, чаще воронкообразная, отслойка сетчатки.
При первой и второй степени может сохраняться достаточно высокая острота зрения, при развитии третей и более степеней происходит резкое, часто безвозвратное снижение остроты зрения.
Показания к хирургическому лечению рубцовых стадий ретинопатии недоношенных строго индивидуальны, определяются степенью и локализацией отслойки сетчатки, а также общесоматическим состоянием ребенка. В любом случае, функциональная и анатомическая эффективность операций ощутима только до 1 года жизни, когда возможно получение повышения остроты зрения и создание условий для роста глаза.
Однако при достижении 5-ой стадии рубцовой ретинопатии недоношенных патологический процесс может продолжаться и приводить к развитию осложнений в виде помутнения роговицы и вторичной глаукомы. Поэтому при развитии контакта роговицы и радужки необходимо безотлагательное хирургическое лечение с целью сохранения глаза (в данном случае речь не идет о повышении остроты зрения).
Следует отметить, что если ребенок перенес даже легкие стадии активной ретинопатии недоношенных, или у него имеются невыраженные рубцовые изменения, то считается, что у таких детей не происходит формирование полноценной сетчатки. В дальнейшем у таких детей высокий риск развития близорукости, дистрофии и вторичных отслоек сетчатки. Исходя из этого дети, перенесшие ретинопатию недоношенных, должны наблюдаться у офтальмолога не реже 2 раз в год, до достижения 18-летного возраста.
Успешное выхаживание и последующее развитие недоношенных детей, в том числе сохранение зрительных функций, является хотя и сложной, но вполне выполнимой задачей. Достижение хорошего реабилитационного результата зависит от совместных усилий неонатологов, офтальмологов и психологов.
Мы попытались в доступной форме рассказать о наиболее часто встречающихся проблемах 1 года жизни недоношенного ребенка. Все они требуют внимания, наблюдения и своевременного лечения. Мы настойчиво рекомендуем Вам обращаться к специалистам, которые целенаправленно занимаются проблемами здоровья и развития таких детей – это поможет избежать ошибок и лишних волнений.
В "ДЮЛЬБЕРЕ"
Вместо предисловия
Что значит детство для наших детей? Часто ли мы задумываемся над этим? «В «Дюльбере» В.М. Труфанова – это та замочная скважина, в которую мы можем подсмотреть будущего взрослого человека. Со всеми его проблемами и удачами, неверием в себя и блестящими способностями. Перед вами фрагменты его рукописи, переданной в Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства. Труфанов - писатель, переводчик с испанского, его детские воспоминания легли в основу неопубликованной книги. Он живет и работает, сидя в коляске, на которой передвигается по квартире. Читая эти рассказы, начинаешь понимать столько нюансов детского восприятия, столько моментов, о которых я только догадывалась последние несколько лет, находишь подтверждение этим догадкам… Я начала понимать, что даже, если со стороны кажется, будто ребёнок ничего не понимает, то на самом деле он воспринимает мир и отслеживает происходящее, но, возможно, иногда особенности его состояния не позволяют давать ответные сигналы окружающим его людям. Позже, любой человек вспоминает детство как детство, и месяцы, проведенные в больницах, на консультациях никогда не исчезнут из его памяти... Можно долго делиться впечатлениями о рукописях Труфанова, но проще и вернее сказать одно: "Прочитайте"... Его рассказы написаны прекрасным легким языком, пронизаны чистым восприятием его непростого детства - тем, что трудно забыть, даже если порой очень хочешь...
***
"В печаль матерей,
Как в зеркало,
Спешите вглядеться".
Из песни.
В детстве все кажется замечательным и неповторимым. От того, как оно прошло и чего в нем было больше, хорошего или не очень хорошего, потом зависит многое. Его свет точно озаряет всю последующую жизнь. Свет детства, что же это такое?
Когда-то очень давно мы всей семьей приехали к Черному морю. Мама и я поселились по путевке в пансионате "Дюльбер". Это было деревянное, одноэтажное здание барачного типа с красной черепичной крышей. Сбоку на нем была пристройка-башенка с булавой, вместо шпиля, придававшая корпусу пансионата немного сказочный вид. В "Дюльбере" жили родители, по приемуществу мамы, с тяжелобольными от рождения детьми. Некоторые из этих детишек так же, как и я, совсем не могли ходить.
Моя мама возила меня на пляж и на процедуры, которые назначал врач, - на простой детской коляске с блестящими металлическими подлокотниками. Хотя я из нее уже вырос, но приобрести другую у нас тогда не было возможности. Коляска была удобна тем, что легко складывалась и не занимала много места.
Отец жил на частной квартире. Он приходил утром, после того, как мы завтракали в столовой, - чтобы отвезти меня на грязи в противоположный конец города. А затем проводил с нами весь день.
В центре двора пансионата "Дюльбер" находилась большая круглая клумба-календарь, посередине которой топорщилась темно-зеленая агава с широкими, направленными во все стороны колючими листьями. Очень рано, пока все спали, старый садовник выкладывал на клумбе число и месяц из маленьких растений, похожих на мелкую заячью капусту. Под окнами во дворе зеленели кусты сирени и цвели оранжевые с бордовыми лепестками бархатцы, на которых сидели белые раковинки улиток. Терпкий, приятный аромат цветущих бархатцев потом еще долго связывался у меня с Крымом. Кроме того, здесь росли акации, и стояла поистине огромная раскидистая шелковица. Ее необычайно толстый ствол покрывали наросты. Дереву было лет сто, не меньше. Асфальт под ним буквально чернел от множества осыпавшихся спелых ягод. А еще в пансионате работала настоящая испанка, по имени Бланка Ньевес, что в переводе означало Белоснежка. Но так ее, разумеется, никто не называл. Для всех она была просто уборщица тетя Неля.
По утрам слышались гулкие удары мяча. И звонкий девичий голос отрывисто произносил: "Я знаю пять имен девочек: Лена, Люда, Катя, Оля, Света". При каждом ударе называлось имя. "Ребята! Мариша! Маргоша! Ну, хватит играть! На море идем!" - торопил кто-то из взрослых так, словно если ребята и Мариша с Маргошей немедленно не отправятся на море, то с морем или с ними наверняка произойдет что-нибудь непоправимое. Во двор выкатывали Вову. Возле него постоянно суетились бабушка и мама. Руки у Вовы не сгибались, а ноги, наоборот, были сведены в коленках. Этот мальчик не разговаривал, его голова всегда была повернута направо, и он не сидел, а полулежал на своей коляске. Толстый мальчик Миша в тяжелых ортопедических ботинках то и дело выкрикивал со скамейки, размахивая костылем: "Огневая точка! Пали!!! Огневая точка! Пали!!!" Саша из Киева, живший по соседству с нами, недавно начал ходить самостоятельно. Сашина походка была напряженной и какой-то изломанной. Он часто падал. Что, впрочем, не мешало моим маме с отцом все время ставить его мне в пример. Остальные дети играли в чехарду и в классы, прыгали через скакалку. Мне очень хотелось подружиться с кем-либо из них. Но поскольку я не мог участвовать в их играх, это было для меня нелегко.
Вот тогда-то мама и стала приносить мне разнообразных жуков и бабочек. Я так увлекался разглядыванием какого-нибудь жучка, что забывал обо всем на свете. Мама открыла передо мною волшебный мир сверкающих перламутровок, пестрых репейниц и адмиралов, величественных махаонов, паривших в воздухе на широких, украшенных хвостами крылышках. Все эти бабочки казались мне чуточку ненастоящими.
Иногда мы с мамой находили уже сухих насекомых, и я осторожно, насколько позволяла моя скованная спастикой правая рука, складывал их в пустую коробку из-под конфет "Ассорти". При этом тонкие усики и ножки все равно неизбежно отламывались. Хорошо помню, как я сказал одному мальчику: "Смотри, какая у меня коллекция!" "Чепуха это, а не коллекция! - ответил мальчик. - Бабочек накалывать нужно. И под стекло!" Теперь ребята, узнав, что я собираю насекомых, сами подходили ко мне и несли отовсюду гусениц, стрекоз, кузнечиков и даже больших полосатых сухопутных улиток. Когда нас с мамой не бывало дома, они оставляли свою добычу в спичечных коробках на подоконнике нашей комнаты, так как окно всегда было открыто. Частенько мама, взяв чашку, чтобы налить воды из графина, вдруг с недоумением обнаруживала там улитку. А на рукаве своего платья находила рогатую гусеницу бабочки-сфинкса. Надо признать, что она никогда не сердилась, а только очень беспокоилась, как бы ненароком не наступить на какое-нибудь насекомое. Поэтому, придя домой, она первым долгом тщательно осматривала комнату и водворяла разбежавшуюся живность в заранее приготовленные баночки. Несмотря на то, что хлопот у мамы прибавилось, она была очень рада, что у меня пробудился интерес к Природе и что теперь мне не так скучно. Отец же, человек резкий и вспыльчивый, не разделял ее восторгов, он считал, что мама должна как можно больше заниматься со мной лечебной гимнастикой и помогать мне поскорей начать ходить. Однако она и так делала для меня в этом отношении все, что только оказывалось в ее силах: по несколько раз в день, помимо методиста, массировала мне спину, растягивала мои непослушные руки и ноги, разрабатывала контрактуры. Отцу хотелось видеть сдвиги в моем физическом состоянии. Но их, увы, не было. "Вера, мы сюда приехали не жуков ловить, - жестко говорил он. - Знай, что я не железный, в конце концов!" При этих его словах мама вся как-то внутренне сжималась, точно они причиняли ей боль. Все, что представлялось мне таким прочным и незыблемым, рушилось в один миг. Я чувствовал, что это из-за меня. В чем моя вина, я не знал. Мне казалось, что я становлюсь полностью беззащитным. "Алеша, пожалуйста, не сердись на папу, - желая смягчить ситуацию, поникшим голосом с какой-то принужденной улыбкой говорила мне мама. - Просто он очень хочет, чтобы ты выздоровел... Мы оба тебя очень любим. И все у нас хорошо, правда?" Она будто бы искала у меня поддержки. Высокое, золотисто-зеленое по вечерам небо, обилие цветов вокруг, пахнущий морем ветер и то, что я почти всегда находился среди ребят, - создавало некую удивительную атмосферу счастья, в которой все печали быстро рассеивались. Как-то раз мои новые друзья, Сережа и Дима, нашли медведку. Это насекомое напоминало собою не то сверчка, не то крота. Спереди у него торчали длинные усы, а сзади - два тонких хвостика. Я принялся рассматривать причудливое существо и не заметил, как подошел отец.
"Ты все сидишь и смотришь, - сказал он дружелюбным тоном. - Вот взял бы да нарисовал ее. Смотреть-то каждый может". Он положил передо мной альбом и карандаш. И я, как сумел, изобразил медведку во весь лист бумаги. А сверху большими печатными буквами написал: "МЕДВЕДКА". Причем в буквах "Е", вместо одной черточки посередине, я неизвестно почему поставил сразу целое множество, отчего буквы у меня получились похожими на густые гребешки. Отец остался доволен моим рисунком.
Так, благодаря своему увлечению, я вскоре подружился почти со всеми детьми в пансионате. Но вот в один из вечеров, когда я, как обычно, сидел на коляске возле парадной в окружении склянок с букашками, ко мне подбежала незнакомая черноволосая девочка в светлом платье. Ее глаза с изогнутыми ресницами были лучистыми и приветливыми.
- Давай, Алеша, я тебя покатаю!
- Давай, - согласился я. - А ты откуда приехала?
- Ниоткуда. Я местная. Меня Ира зовут. У меня мама тут врачом работает. Тетя Вера не заругается, что я тебя без спросу катаю?
- Нет, что ты, моя мама добрая.
- Когда завтра выйдешь гулять, позови. Или нет, тебе говорить трудно, - посвисти вот в эту свистульку - и я приду - сказала Ира на прощание и протянула мне голубую свистульку.
Ира стала приходить к нам каждый вечер. Она читала мне вслух сказки - то про страшного Карабаса-Барабаса, то про Незнайку в Солнечном городе. И я представлял себя то Незнайкой, то Гунькой, то поэтом Цветиком, а Иру непременно - Синеглазкой. Не беда, что глаза у ней были совсем не синие, а карие. Чаще всего она, как и в первый раз, катала меня по двору. С ней было хорошо и весело.
В субботу и воскресенье, когда не нужно было идти ни на массаж, ни на грязи, мы целый день играли вместе. Ире нравилось чертить на асфальте классы и прыгать на одной ножке. А я следил, чтобы все было по правилам. Вдобавок она отлично танцевала. Была ловкой и грациозной. Но иногда в самый разгар игры девочка внезапно садилась на скамейку, а то и просто на траву и долго не могла отдышаться. Почти тотчас кто-нибудь из находившихся поблизости взрослых бежал в ординаторскую со словами: "Галина Андреевна! Вашей Ирочке опять плохо. Идите быстрей". Галина Андреевна появлялась в ослепительно-белом халате, брала дочь за руку, щупала пульс и давала лекарство. Лицо у ней бледнело и становилось встревоженным.
- Я ведь просила не бегать много. Тебе это совсем ни к чему, Иринка, видишь, что получается... Сядьте-ка лучше с Алешей вдвоем мозаику складывать. Алеше пальцы развивать нужно, а ты сердечко свое побережешь. Мне сразу вспоминалось печальное лицо мамы во время их размолвок с отцом. И делалось совсем горько. Я думал, что, может быть, в том, что Иринке плохо, опять же виноват я.
Как только погода установилась по-настоящему жаркая, отдыхающих пансионата, в том числе и нас с мамой, перевели из корпуса на пляж. Сон на море считался важной лечебной процедурой. Нам выделили топчан под большим навесом. Первое время от постоянного плеска волн уснуть было трудно. И я в изумлении смотрел, как где-то там, вдалеке, на горизонте, по невидимой в черноте ночи морской глади медленно шли, сверкая иллюминацией, большие рейсовые теплоходы. Звезды над ними казались огнями теплоходов. И наоборот, огни теплоходов казались звездами. Приходилось очень сильно приглядываться, чтобы различить, движутся эти огоньки или нет. Поутру нередко море скрывала туманная завеса. Ракушки и белые камешки на берегу были влажными от росы и тумана и поблескивали на еще неярком солнце.
Мой отец, к великой радости детей на пляже, принимался лепить из песка чей-нибудь портрет. Дети выстраивались в длинную очередь позировать. Сходства, конечно, достичь было невозможно, потому что песочные фигуры почти тотчас рассыпались. Зато веселья у детишек было много. Чаще других ребят он лепил меня и, особенно, Иру, которая прибегала на пляж и всегда играла со мной. Она позировала очень охотно и долго. Мне не удавалось спокойно сидеть из-за хаотических непроизвольных движений, возникших в результате болезни. Когда отец показывал ей очередную скульптуру, Иринка хлопала в ладоши, смеялась и подпрыгивала на месте: "Как похоже! А еще можно!?" Отец улыбался и начинал новый портрет.
Несмотря на все трудности и невзгоды, мои воспоминания о тех днях, словно сотканы из множества солнечных бликов и проникнуты светом доброты, иначе светом детства. Например, как-то долговязый Женя, которого ребята в шутку прозвали "Мала Женяха", запустил воздушного змея, и тот, не успев набрать высоту, спикировал прямо на крышу навеса и прочно застрял там так, что пришлось ставить лестницу и с величайшими предосторожностями снимать его оттуда.
А однажды пошел град. Крупные градины падали в море, и на его тихой поверхности сразу же появлялись мириады крошечных серебристых брызг-фонтанчиков. Потом поднялся ветер, и откуда ни возьмись возник белый вертикальный столб-смерч, который упирался верхним концом в тучи и двигался по морю во всех направлениях с невероятной быстротой. Все, кто был на пляже, перепугались, что он выйдет на берег - такие случаи уже бывали. К счастью, водяной столб исчез так же неожиданно, как и появился.
Для не ходячих детей прямо на пляж привозили кино. Это было незабываемо! Экраном служила побеленная стена из камня-ракушечника.
И вот перед моим мысленным взором опять возникает фигура отца. Он держит на руках смеющуюся Иринку. Смотрит на нее пристально и по-особому ласково.
Много лет спустя я снова встретился с Ирой. Но это уже совсем другая история.
В.М. Труфанов
Петербург, февраль 1997 года.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!
© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2006 гг.
|
В избранное | ||