Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Папам и мамам об особых детках - №23.


Информационный Канал Subscribe.Ru

 
«ПАПАМ И МАМАМ ОБ ОСОБЫХ ДЕТКАХ»

Выпуск №23
От 2006-01-20
Тираж: 877


* * *

«Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО...»


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Архив рассылки:
psychology.pedagogika

Ссылка для подписки


* * *

Дружественные
проекты:


Дружественная рассылка на Subskribe.ru «Детский невропатолог о здоровье и болезнях новорожденных».
Очень рекомендую!




Рассылка "Детский невропатолог о здоровье и болезнях новорожденных"




Сайт Комаровского Олега Евгеньевича, детского доктора




Сайт для семей с детками СД "Мыс доброй надежды"




Сайт Лены Станив, автора многочисленных рассылок о том, как нам стать счастливее




Форум "В защиту жизни"




Фонд поддержки интегративного образования "Шаг навстречу"




7Я.РУ: все о детях и семье




Сайт "Приоткройте мне сердце - и я открою вам мир"




Рассылка "Спасите жизнь ребенка!"




Сайт Международной клиники реабилитации (по методу Козявкина)




Сегодня Вы можете прочитать:

  • И снова о прививках. Завершение разговора. [прочитать]
  • Несколько слов к вопросу об интеграции. [прочитать]



 

И СНОВА О ПРИВИВКАХ. ЗАВЕРШЕНИЕ РАЗГОВОРА.

Дважды в рассылке публиковались статьи, которые нас пытались убедить в том, что прививки категорически вредны. Как мне кажется, будет справедливо предоставить слово одному из лучших специалистов-педиатров, который в этом не столь убежден.

Ада Михайловна Тимофеева – кандидат медицинских наук, известный московский врач-педиатр с более чем 40-летним стажем и автор книги "Беседы детского доктора". Её книга очень интересна, поэтому я её разместила на своем сайте, который, может быть, уже завтра будет в сети. Вот что она пишет в беседе шестой.

 

О ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВКАХ

Очень часто родители спрашивают: стоит ли делать детям профилактические прививки? Не лучше ли предоставить малышу переболеть детскими инфекционными болезнями, такими, как корь, коклюш и другие, пока он еще мал? Ведь многие знают, что у взрослых эти болезни протекают гораздо тяжелее. Не окажет ли прививка отрицательного воздействия на организм ребенка? Ведь и сроки иммунитета, т.е. невосприимчивости к болезни после различных прививок не так уж и длительны (в среднем 2-5 лет).

 

Положительная роль прививок в прошлом

Итак, нужны ли профилактические прививки? Мы знаем, какие страшные смертельные болезни существовали раньше. Эпидемии чумы, черной оспы охватывали города, страны, целые континенты. Население зачастую вымирало полностью, выздоравливали единицы... Однако сейчас эти заболевания почти не встречаются. Так, последние случаи заболевания черной оспой были зарегистрированы в 70-х годах, в связи с чем и были отменены обязательные прививки против оспы у нас и за рубежом. Именно профилактические прививки во всех странах избавили человечество от этих страшных инфекций. Впервые профилактические прививки были сделаны английским врачом Э.Дженнером в конце XVIII века. В это время еще не было ничего известно ни об иммунитете, т. е. о защитных силах организма против инфекций, ни о том, как можно уменьшить восприимчивость человека к болезни. Не знали ничего и о возбудителях инфекционных болезней – вирусах, микробах. Следовательно, в то время не могли знать и о том, что введение в организм ослабленных или убитых возбудителей инфекционных болезней приводит к интенсивной выработке специфических защитных антител, что и предохраняет человека от заболевания. Не было теоретических знаний основ иммунитета, но была наблюдательность и интуиция замечательного доктора. Дженнер заметил, что женщины-коровницы никогда не болеют черной оспой. А ведь они, ухаживая за коровами ежедневно, встречаются со скотиной, болеющей "коровьей" оспой. Тогда доктор привил людям содержимое пузырьков "коровьей" оспы и доказал, что у привитых вырабатывается невосприимчивость к натуральной оспе. Материал, взятый из пузырьков "коровьей" оспы, назвали вакциной от латинского слова "vaccina" – в переводе: "коровья". Много лет спустя, по предложению Лун Пастера, все препараты, предупреждающие заболевания, стали называть вакцинами. Так впервые 200 лет тому назад была найдена защита от эпидемий черной оспы.

 

Успехи прежних вакцинаций

Уже в наше время с успехом были ликвидированы такие страшные инфекционные болезни, как дифтерия и полиомиелит. После начала вакцинации детей против полиомиелита совершенно исчезли самые страшные – паралитические формы заболевания. Дифтерия почти полностью исчезла в Москве в начале 60-х годов. Единичные случаи встречались и впоследствии, но они были привозными – "вокзальная" дифтерия. Однако в настоящее время дифтерия появилась вновь. Основная причина появления этого заболевания в Москве и других городах – это миграции больших групп населения в результате тех катаклизмов, которые сейчас имеют место в нашей стране. Есть и другие причины: многие московские дети не получают прививок из-за различных заболеваний. У большинства взрослых людей также исчез иммунитет к этому заболеванию. Все эти причины создали почву для новой вспышки дифтерии в наше время вначале среди взрослых, а затем и среди детей.

 

Прививки небезопасны, но все же нужны

Итак, нужно ли делать детям прививки? Да, нужно. Особенно против дифтерии и полиомиелита. Оказывают ли прививки отрицательное влияние на организм ребенка? Безусловно, они не безопасны. Работая большую часть своей врачебной жизни в стационарах, я не раз встречалась с прививочными осложнениями. Именно врачи стационаров чаще всего наблюдают реакции или заболевания, возникающие после введения вакцин. Участковые педиатры, как правило, отсылают таких детей в больницу для постановки диагноза и лечения. Во всех случаях послепрививочных осложнений, которые я видела, нарушались те или иные правила – инструкции по прививочному делу, имеющиеся под рукой каждого врача. Приведу несколько примеров.

 

Пример: энцефалит после прививки от оспы

В больнице им. Русакова я наблюдала очень тяжелого больного с энцефалитом (воспалительный процесс в мозге), причиной возникновения которого была профилактическая прививка против оспы. Эту прививку сделали малышу, у которого были признаки повышения внутричерепного давления после родов. Стоило только подождать с прививкой до 1-1,5 лет, как написано в инструкции, – "вакцинацию начинать не ранее чем через 12 месяцев после исчезновения патологических симптомов и только после заключения невропатолога" – и не было бы такой беды. Этот ребенок после 6 месяцев стал хорошо развиваться, и врач, в нарушение инструкции, решил сделать прививку, несмотря на симптомы, имевшие место в первые месяцы жизни малыша.

 

Еще пример: осложнение после прививки от дифтерии

Другой пример – тяжелое осложнение после прививки против дифтерии у ребенка с экссудативным диатезом. Ребенок из семьи, где мать и бабушка страдали экземой. У малыша был неярко выражен экссудативный диатез. Как сказано в инструкции? "Прививать через 6 месяцев после исчезновения кожных изменений". Первую вакцинацию он перенес хорошо, однако мать отметила, что у малыша стали появляться ночью кратковременные приступы затрудненного дыхания. После второй вакцинации развился приступ бронхоспазма, усилились кожные проявления аллергии; ребенка пришлось госпитализировать.

 

Третий пример: полиомиелит после... прививки от полиомиелита

Следующий пример: мальчик лечился в больнице в связи с хроническим желудочно-кишечным заболеванием. При обследовании обратили внимание на походку ребенка: было впечатление, что он перенес паралич. Мать рассказала, что хромота у ребенка появилась после прививки против полиомиелита. По-видимому, возник так называемый "вакциноассоциированный" полиомиелит, т.е. заболевание, вызванное прививкой, сделанной сразу после обострения хронического заболевания пищеварительного тракта. Живая вакцина против полиомиелита (вакцина Сэйбина), которой прививают у нас и за рубежом, не должна вводиться детям во время острых желудочно-кишечных заболеваний и в периоде обострений хронических болезней. Следует вылечить ребенка, а вакцинацию провести через 1-1,5 месяца после выздоровления. В больном кишечнике живой вирус полиомиелита может начать размножаться и вызвать заболевание.

 

Четвертый пример: аллергический миокардит после вакцинации

Наблюдала я и девочку трех лет, которая лежала в нашем отделении с аллергическим миокардитом, возникшим после вакцинации, сделанной на фоне остаточных явлений острой респираторной инфекции. В прошлом у ребенка отмечались аллергические реакции типа отека Клинке. Вакцинацию после острых инфекций респираторного тракта можно начинать только через месяц после выздоровления.

Можно было бы привести еще много других примеров, но все они свидетельствуют о том, что послепрививочные осложнения связаны в основном даже не с качеством самих вакцин, а с нарушением всем известных инструкций по проведению профилактических прививок.

 

И еще пример: недопустимая повторная прививка

А недавно мне пришлось консультировать мальчика пяти лет, до последнего времени не прививавшегося в связи с отставанием психомоторного развития. Летом ребенок перенес дизентерию. Осенью он поступил в детский сад, где настоятельно требовали сделать прививки. Мать согласилась на прививку против дифтерии, и ее сделали в присутствии матери. А на следующий день ребенку вновь повторили уже без матери! По-видимому, забыли записать накануне, что прививка была сделана. Я спросила у мамы, знают ли об этом недопустимом случае в поликлинике, к которой относится детский сад. Нет, сказала мама, никому ничего не говорили.

Послепрививочные осложнения скрывать не следует!

Мне скажут, что это несчастный и единичный случай, и его не надо афишировать. Я думаю, что это не так. Мне кажется, что надо разбирать все случаи послепрививочных осложнений, разбирать в присутствии всех врачей района, а не скрывать их. Так же, как в больницах всегда разбирают и анализируют все тяжелые исходы заболеваний. Если бы каждый случай осложнений подробно разбирали в поликлиниках, на районных конференциях врачей, то участковому врачу было бы значительно легче работать.

 

Врач не должен бояться обвинений в невыполнении прививок!

Я хорошо понимаю все сложности работы участкового врача, ведь все мы знаем, как наше начальство обычно ругает врачей, у которых многие дети не привиты. Их обвиняют и в равнодушии, и в неумении уговорить мать, и в других недостатках. Зачастую такого врача ругают на собраниях в присутствии медсестер и других врачей. И доктор, естественно, избегает подобной ситуации, тем более, что о случаях тяжелых осложнений он ничего не знает. Если бы все недостатки в организации выполнения прививок вскрывались, то и заведующие отделениями требовали бы от участковых врачей не количество прививок, а их качественное выполнение.


Важность контроля за прививками

Вспоминаю, сколько тяжелых минут я пережила из-за прививок в первый год работы на участке. У меня была участковая сестра с большим стажем работы. Я очень ее слушала, всегда с ней советовалась. Участок был большой (около 3 тысяч детей), с большой территориальной протяженностью. Вызовов было много. Я едва справлялась с лечебной работой, а профилактическую предоставляла своей сестре. В то время прививки делали сестры на дому (без врача). Наш участок был передовым, все прививки сделаны, все новорожденные сестрой обслужены. На всех собраниях моя участковая сестра ставилась в пример. А потом оказалось, что все ее записи были "липой". Ее сняли с работы на участке, а мне дали урок на всю жизнь. Нас разбирали на всех собраниях. Повредило ли это мне? Нет. Я училась работать. И в последующие годы работы в стационаре всегда жестко проверяла, как выполняют сестры мои назначения. При подготовке к внутривенным процедурам никогда не начинала вводить лекарство, пока не просматривала все, что сестры мне подавали. Урок был на всю жизнь.

К сожалению, и по сей день нарушение правил и инструкций при выполнении прививок нередко оказывается обычным делом в лечебных учреждениях, а ведь их несоблюдение порой грозит детям смертельной опасностью.


Нужно ли "смелее" делать прививки?

Сейчас многие врачи считают, что надо "смелее" делать прививки против дифтерии в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой по этой инфекции. Но тогда почему же так строго нужно соблюдать сегодня прививочный график? С этим вопросом я сейчас сталкиваюсь очень часто. Мама хочет сделать малышу прививку против дифтерии, а ей говорят, что вначале полагается сделать против туберкулеза. Известно, что интервал между этими вакцинациями должен быть не меньше двух месяцев. Известно также, что противодифтерийный иммунитет возникает чаще после второй вакцинации (должна проводиться через 45 дней после первой). Следовательно, во время эпидемии дифтерии прививка против нее откладывается в среднем на 2-3 месяца. А если учесть тот факт, что непривитые дети – это дети, прививки которым не делались, как правило, из-за частых болезней, и они могут в этот срок снова заболеть, то прививка откладывается еще на долгое время. Правильно ли это? Не нужно ли сейчас нарушить обычный график с тем, чтобы большее число детей защитить от дифтерии? К тому же многие врачи считают, что прививка против туберкулеза – не основная, а только вспомогательная мера борьбы с этим заболеванием. В то же время все мы знаем, что вакцинация против дифтерии эффективна. У нас уже был опыт полного исчезновения этой страшной инфекционной болезни у детей в течение почти 30 лет.


Нельзя делать прививки непосредственно перед поступлением в садик

И еще, мне кажется, родителям необходимо знать следующее: нельзя делать прививки и сразу же отдавать ребенка в детское учреждение. Дети должны адаптироваться к новым условиям жизни. Обычно в периоде адаптации после поступления в садик они начинают часто болеть. И, как правило, невозможно довести вакцинацию до конца из-за бесконечных простудных заболеваний. А если и доводим, то рискуем либо получить осложнения на прививки, либо не получить у ребенка желаемого иммунитета к инфекциям. Лучше сделать прививки за несколько месяцев до поступления в садик. Тогда период адаптации ребенка к новой среде пройдет легче. Этим же мы предохраним ребенка от прививочных осложнений.


Опасен компонент АДСМ!

Ослабленным детям лучше делать прививку вакциной, в которой не содержится противококлюшный компонент (АДСМ), так как большинство врачей считает, что именно с этим компонентом чаще всего связаны неблагоприятные реакции на прививку.

 

После прививки

После любой прививки у ребенка в течение 2-3 суток может быть небольшое повышение температуры, вялость, раздражительность. Ребенок как бы в легкой форме переносит инфекцию. В течение этих дней стоит оставить его дома, дать возможность побольше полежать в постели, не перекармливать, много поить. Любые процедуры, а также походы в баню, физкультурные занятия, экскурсии лучше отложить в среднем на 6-7 дней.

 

Выводы

Заканчивая беседу о прививках, еще раз хочу повторить:

  1. в сегодняшней ситуации, сложившейся в нашей стране, делать прививки детям необходимо (особенно против дифтерии и полиомиелита);
  2. только соблюдение всех правил прививочного дела гарантирует развитие иммунитета у ребенка и позволяет избежать прививочных реакций и прививочных осложнений.

Завершая тему, хочу вас познакомить с мнениями мам с форума "В защиту жизни", обсуждавших эту проблему буквально за несколько дней до выхода рассылки.


AN:

Могу Вам посоветовать ЗАРАНЕЕ подготовить отказ от всех прививок в роддоме. И привезти его с собой в роддом. Или отдать тому врачу с кем будете рожать. Попросите того, кто привезет вас в роддом отследить этот момент. Один экземпляр надо отдать в роддом а второй С ПОДПИСЬЮ представителя роддома оставить себе.

НЕ ДЕЛАЙТЕ БЦЖ - это самая бесполезная и одна из самых опасных прививок.

Тем более, сроки постановок прививок ничем не обоснованы! Если вам очень понадобиться вколоть эту гадость ребёнку, то вы можете это сделать в любом возрасте. Подумайте, откуда ребёнок до 3х лет может заразиться туберкулезом?

Могу написать про свой опыт.

Моему недоношенному ребенку после "кесарева" пытались вколоть БЦЖ. Я написала отказ от всех прививок, ссылаясь на то, что буду сама делать в платном центре. Это было на 2-й день после появления моего малыша на свет. Я едва от наркоза успела отойти.

Они, конечно, поворчали, но отказ приняли и подписали мой экземпляр.


Елена:

Я поразмышляла, решила, что своему будущему ребенку прививки начну ставить не раньше 1 года. Ставить буду от полиомиелита (боюсь я его очень) и гепатита. Ну, еще может от дифтерии. Все. Спасибо за совет оформления отказа от прививок в роддоме. Обязательно так и сделаю.


Yulia:

Не знаю, насчет БЦЖ мы уж в сильной зоне риска, ставить придется, а то в собственном подъезде можно заразится. Да и АКДС - у нас совсем недавно было несколько смертей от дифтерии, и полиомиелит и гепатит буду ставить. В нашем месторасположении не от чего-то и отказаться.


Я:

В том то и дело, что каждые мама и папа должны определить степень риска для своего ребенка. И делать прививки с учетом рекомендаций Ады Михайловны в том числе. Она действительно компетентный врач. И честный, что сейчас не очень часто можно наблюдать. Более того, меня всегда смущали специалисты, склонные к сенсационным разоблачениям. Может быть, у меня просто характер такой - не люблю я скандалистов. Поэтому всегда стараюсь найти людей, освещающих обе точки зрения, чтобы можно было из двух зол выбрать наименьшее. Думаю, вы для себя тоже определились с тем, как себя вести в той или иной ситуации. И я рада, что смогла вам в этом посодействовать.



 

НЕСКОЛЬКО СЛОВ К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕГРАЦИИ

Предлагаю вашему вниманию статью Герасименко Ольги Анатольевны и Дименштейна Романа Павловича из Института развития ребенка, опубликованную на сайте http://detisite.ru. Мне очень симпатична их точка зрения, поэтому решила предложить её Вам в качестве темы для обсуждения.

 

Говорить об интеграции трудно, как всегда трудно говорить о вещах естественных, которые оказываются в сфере нашего внимания только тогда, когда они утрачены. С одной стороны, интеграция - это воплощение извечной мечты человечества о справедливом мире, где никакая группа людей не изолирована от остальных и интересы и потребности никакой части людей не угнетены интересами и потребностями других. Мы вполне можем предполагать, что такое когда-либо было, и надеяться, что наши действия могут приблизить нас к этому вновь. С другой стороны, интеграция - это процесс, который, если будет правильно организован, поведет нас в направлении этого идеального (а на самом деле - совершенно нормального и естественного) состояния общества.

 

Существующее положение

В результате воздействия объективных неблагоприятных факторов более 85% детей в России (а по некоторым оценкам, до 93%) уже в момент рождения попадают в "зону риска", т.е. имеют предрасположенность к возникновению различного рода нарушений в процессе дальнейшего развития. Если обеспечить им правильный уход и благоприятные условия развития, то состояние многих из этих детей может приблизиться к "норме", но если вовремя им не помочь и действовать неразумно, то многие из них станут инвалидами. Еще 35-40 лет назад таких детей было гораздо меньше: 70-80% новорожденных были здоровыми, чуть более 4% детей рождались с выраженной аномалией, а состояние остальных детей можно было назвать "пограничным". Сейчас ситуация резко изменилась, и можно сказать, что судьба общества зависит от того, какие силы возьмут верх в борьбе за катастрофически разросшийся "пограничный слой": либо с помощью разумных усилий удастся приближать состояние этих детей по возможности к "норме", либо под влиянием обстоятельств их состояние будет все более ухудшаться. Количество детей, рождающихся с выраженными аномалиями, увеличивается медленно и по-прежнему составляет не более 4,5-5%.

 

Какая судьба ожидает детей, рождающихся с выраженными аномалиями?

В последние десятилетия инвалидов и лиц с тяжелыми нарушениями развития изымали из поля зрения общества. Их не должно было быть видно. Подобная ситуация сохраняется и сейчас. По-прежнему государственная политика в отношении лиц с аномалиями развития основана на системе интернирования - системе изъятия из общества лиц с серьезными нарушениями развития и содержания их в закрытых стационарных учреждениях. Между тем, многолетние исследования подтверждают, что наиболее благоприятным для ребенка является развитие в семье, особенно для ребенка с нарушениями развития. И напротив, чем дольше находится человек в интернате, тем более он утрачивает шанс вырваться когда-нибудь из этой системы в обычную жизнь. Особенно тот, кто попал в интернат в детском возрасте. Жизненная перспектива у этих людей отсутствует.

 

Каковы возможные сюжеты развития детей "зоны риска"?

Специалисты, работающие в сфере помощи детям с проблемами развития, наблюдают следующую картину. Социальная и образовательная системы России работают на понижение личностного, познавательного и социального статуса субъекта. Окружающая жизнь и образовательная среда устроены агрессивно по отношению к ребенку с проблемами развития, постепенно вытесняя его и его семью за пределы системы образования и "нормального" общества. Практически отсутствуют физиологически и психически дружественные ребенку среды, что жестко работает на "отбраковку" не только самых слабых, зачастую формируя аномалию там, где исходно ее не было. Наука работает преимущественно на дифференциацию, пытаясь все более тонко отделить друг от друга разные виды нарушений. Вся дефектология и медицина до настоящего времени направлены на сегрегацию: "разнесение детей по полочкам" и попытку работать с ними в таких неестественных условиях. Разделение детей по нозологическиму принципу производится не в качестве интеллектуальной процедуры, направленной на решение исследовательских задач, а реализуется на практике и может обоснованно квалифицироваться как сегрегация. Широко распространена разрушительная практика - диагностика без последующей коррекции. Клеймо, особенно поставленное чрезмерно рано, калечит судьбу ребенка и его семьи. Ужасны последствия плохой диагностики. Сложившиеся формы помощи и большинство соответствующих служб и учреждений устроены таким образом, что естественным, обычным и нормальным является постепенное ухудшение состояния детей, которым оказывается помощь. Ребенок, с которым "что-то не так", последовательно вытесняется от специалиста к специалисту, на все более низкие уровни образования, до тех пор, пока не окажется вообще вне всякой системы образования и психолого-педагогической помощи. Перед специалистом не стоит задача искать способы помочь данному конкретному ребенку. Многим группам детей вообще не оказывается помощь. В образовательной практике можно видеть заметное расхождение между высоким уровнем каждого образовательного стандарта и реальными затруднениями большого числа детей, которые не могут его достичь. Стандартов мало, и зазоры между стандартами огромны. У ребенка нет возможности двигаться вверх постепенно. Образовательные стандарты закрепляют представления общества о ценностях образования: что считается полезным знать. Но при этом программы, методики, пути и средства образования - все то, что мы объединяем понятием "образовательная среда", ориентированы на некоего абстрактного ребенка - физически, эмоционально и интеллектуально "здорового", - которого в наше время встретить нелегко, и находятся в заметном несоответствии с возможностями современных детей. Попытка же приспособить конкретного ребенка к этой абстрактной образовательной среде для него травматична. Учителя не решают собственно педагогические задачи, они сосредоточены исключительно на учебной стороне дела. Они много задают, много требуют и отбраковывают слабых. Роль "волнореза" между "пограничным слоем" и слоем детей с тяжелыми нарушениями развития выполняют ПМПК. ПМПК загоняют детей в ловушки, из которых никто не вырывается: коррекционные классы, классы выравнивания, вспомогательные школы, интернаты системы собеса. Многие уже обратили внимание на то, что любой класс выравнивания, коррекционный класс или вспомогательная школа и т.п. никогда и никого не выпускают наверх. Даже если ребенку хорошо и с ним работают замечательные люди, которые выстроили в своем классе или учреждении теплый уютный мир, они говорят: "Как же мы выпустим его обратно в этот ужасный внешний мир, ему там, конечно же, будет плохо!". Понижение идет постоянно, а вверх по этой лестнице не поднимается практически никто. В результате немалая часть детей "зоны риска" со временем перемещаются в категорию детей с тяжелыми нарушениями развития. Варианты их дальнейшего существования - это набор невозможностей. Ребенок и его семья обрушиваются в пропасть. Часть этих детей попадают в интернаты, для других собственный дом становится "тюрьмой", третьи оказываются на улице. Итак, в настоящее время наша общая среда, через которую проходят подрастающие поколения, является вредной и действует в направлении ухудшения состояния, вызывает усиление имеющихся проблем и многократное увеличение числа "проблемных" членов общества. Аномалия "расползается", и если бы все продолжалось по-прежнему, в ближайшем будущем подавляющая часть населения России могла бы оказаться за пределами "нормального" общества. Описанные выше процессы естественно считать дезинтегративными, и отталкиваясь от этого, можно понять, что же такое интеграция. Именно с интеграцией мы связываем надежды на "оздоровление" общества.

 

О проблеме

Необходимость особого отношения к "особым" людям, к "больным", к "слабым" членам общества - проблема не новая. Разные сообщества в разные века решали ее по-разному. Почему появляются такие люди? Как к ним относиться? Можно ли им помочь и следует ли им помогать? Возможно ли сделать так, чтобы этого больше не случалось? За сменой времен и декораций можно наблюдать один и тот же очень небольшой набор подходов: либо мы признаем "особого" человека равным себе, на каком-то уровне столь же совершенным, либо мы не готовы принять его как равное себе существо. Обзор исторических примеров показывает, что те цивилизации, общества, режимы, которые целенаправленно избавлялись от "особых" и "слабых" членов сообщества, довольно быстро (конечно, в масштабах исторического процесса в целом) прекратили существование. Позиция, которая в данном обществе оказывается сильнее, определяет государственную политику. В зависимости от господствующего подхода складывается вся жизнь "особого" человека и его близких с самого рождения (проявления или появления аномалии). Так надо ли изолировать инвалида? Это не вопрос для семьи, которая уже оставила ребенка-инвалида у себя и воспитывает его дома. Остальным обычно не приходит в голову думать об этом раньше времени. До тех пор, пока они сами или их близкие не окажутся у края пропасти и вынуждены будут с учетом этого строить свою жизнь. Однако отметим, что шаг навстречу тому, кто в беде, кто очень зависим от окружающих, потому что ему не выжить без них, - это и есть суть интеграции. Интеграция - это не перемешивание и не вживление кого-то "ненормального" во что-то "нормальное". Это шаг навстречу друг другу всех разделенных. Интеграция - это не рай для людей с ограниченными возможностями. Ни ад, ни рай не годятся для развития и решения жизненных задач. Когда слишком хорошо или слишком плохо, это не развивает. Интеграция - это путь в реальную жизнь. Это обычная жизнь в нормально организованной среде. При этом интеграцию неправильно понимать просто как включение ребенка с нарушениями развития в произвольное сообщество, в среду, которая ни материально, ни духовно не готова его принять. Такая интеграция может быть губительна для обеих сторон. Мы понимаем интеграцию как сложный процесс, как тщательное построение последовательной цепочки адекватных коммуникативно-познавательных сред, каждая из которых содействовала бы расширению возможностей ребенка и готовила бы его к переходу на следующий уровень интеграции. Интегративность непосредственно связана с набором путей, с набором возможностей.

 

Пояснение понятий абилитация, адаптация, интеграция

Абилитация (в данном случае этот термин точнее обычно употребляемого термина "реабилитация" - возвращение некогда утраченных возможностей) - создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, т.е. возможности личности реализоваться в данном сообществе. Речь идет о развитии у ребенка тех функций и способностей, которые в норме появляются без специальных усилий окружающих, а у ребенка с проблемами могут возникнуть только в результате направленной работы специалистов.

Адаптация - собственно реализация накопленного социального потенциала в данном сообществе.

Интеграция - процесс, в рамках которого данное сообщество обеспечивает условия для реализации максимального социального потенциала каждого индивида этого сообщества. Задача интеграции не может быть решена снаружи, эта задача может решаться только изнутри самим сообществом. Не может быть такой ситуации, при которой кто-то кого-то во что-то интегрирует. Это не интеграция. Под словами "Мы интегрировали ребенка туда-то" подразумевается на самом деле "абилитация + адаптация". Интеграция - это взаимная адаптация индивида и общества друг к другу. Это процесс, в ходе которого не только индивид адаптируется к сообществу, но и сообщество делает необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к этому индивиду. Наиболее распространенная интегративная ситуация - когда заботу о каком-либо "нуждающемся" члене сообщества берет на себя человек, который и воплощает эти шаги сообщества, шаги сообщества навстречу нуждающемуся. Абилитация, адаптация и собственно интеграция могут рассматриваться как этапы единого сложного процесса интеграции.

В существующей образовательной системе помощь детям с проблемами сосредоточилась на достижении адаптации, что подразумевает в основном некоторую локальную "работу над дефектом", в то время как полноценная работа по развитию и обучению предполагает смещение акцента на интеграцию. В учреждениях специального образования чаще всего достигается абилитация, а не интеграция, а во многих случаях - просто приспособление путем тренировки. Мы утверждаем, что интеграционные процессы возможны и в огромной степени решают те тяжелые проблемы, перед лицом которых мы сейчас оказались. Жизненная среда может быть построена на интегративных началах, и тогда у общества будет шанс улучшить тяжелую ситуацию, предотвратить расползание аномалии, пойти по пути общего оздоровления. Все вместе мы еще можем что-то сделать, чтобы преодолеть разрушительное действие дезинтеграции.

 

Об ограничениях абилитационного подхода

Если абилитация проведена, а всё остальное нет, то проблема не может считаться решенной. Само по себе создание возможности не является достаточным для того, чтобы ребенок смог использовать ее в активной деятельности. Если ребенок вовремя (пусть даже с помощью специалистов) овладевает очередным навыком, этот навык естественным образом востребуется и используется в ходе его дальнейшего развития. В более позднее время недостаточно просто вызвать функцию, сенсорный, двигательный акт. Необходимо специальной работой вводить эту функцию во все действия более высокого уровня. Например, если позже срока научить ребенка двигать рукой, то его нужно специально учить двигать игрушки. Или, например, ребенок начал смотреть, начал слышать, но нигде, кроме как на занятии, этим не пользуется. Таким образом, полноценная помощь ребенку с нарушениями развития с необходимостью должна включать не только систему абилитационных мероприятий, но и комплексную психолого-медико-педагогическую работу по построению такой среды жизни и активности, которая наилучшим образом побудит ребенка использовать приобретенные функции в естественных условиях. Задачи по организации направленной активности ребенка, созданию у него мотивов к выполнению действий, вызывающих затруднения, к преодолению собственных трудностей входят в сферу педагогики и психологии и решаются с помощью построения специальной педагогической среды. Чем раньше ребенок, получив помощь, получит возможность активно действовать в адекватно организованной среде, тем лучшим будет результат для его дальнейшего развития.

 

Об ограничениях адаптационного подхода

Адаптационный подход также является недостаточным. Кроме того, адаптация в данных конкретных условиях может блокировать имеющийся потенциал развития. Вспомним гадкого утенка из известной сказки Г.Х. Андерсена. Его пытались адаптировать на птичьем дворе. С точки зрения современных подходов такая ситуация - вполне обычное дело. Однако он никак не адаптировался, более того, с точки зрения птичьего двора, его аномалии нарастали. Если бы гадкий утенок успешно прижился (адаптировался) на птичьем дворе, он никогда бы не смог интегрироваться в сообществе лебедей, т.е. в полной мере реализовать возможности, данные ему природой. Адаптация предполагает, что кто-то извне среды при помощи каких-то усилий внедряет кого-то внутрь адаптивной среды. "Внедрил и ушел". Если считается, что ребенок в конце концов должен оказаться именно в этой среде, то никого не интересует, что ребенку стало плохо, что среда не подошла, что по мере вырастания ребенка его особенности могут нарастать - после временного состояния адаптации в данной среде. Может оказаться, с одной стороны, что какие-то особенности ребенка мешают ему адаптироваться, с другой стороны, что какие-то возможности ребенка остаются нереализованными. Кто сможет увидеть это?

 

Особенности интегративного подхода

В то время как адаптационные задачи можно решать, не находясь в той же среде, куда помещен ребенок, и не задумываясь о перспективе, интегративный подход предполагает несколько большие знания о цепочке сред, сквозь которые необходимо "провести" ребенка. Для интегративного подхода характерно то, что внимание взрослого сосредоточено не только на зоне ближайшего развития ребенка, но и на следующих, в том числе куда более отдаленных шагах. Интеграция предполагает, что кто-то не покидает ребенка и сопровождает его. При этом сопровождающий должен отследить, что ребенка нужно вовремя переместить в другую среду, более отвечающую возможностям ребенка и задачам его развития. Те люди, которые сопровождают ребенка в процессе интеграции и отслеживают его маршрут, находятся вместе с ним в той же среде. В той же среде постоянно есть кто-то, кто за этим ребенком наблюдает. Ребенок, таким образом, не остается без внимания. Абилитационные и адаптационные задачи включены как этапы в более общий процесс. Целью является помещение ребенка в релевантную для него среду. Мы должны выстроить ребенку маршрут в то сообщество, в котором он сам пока оказаться не может и которое не готово его принять. Необходимо подготовить детей к решению душевных задач и подготовить самого ребенка к тому, чтобы они оказались вместе в этом сообществе. Можно проверить, является ли сообщество интеграционным, если понаблюдать, как дети слушают заикающегося сверстника. Адаптация - это ступенька, интеграция - это путь, выстроенный из этих ступенек. В интегративной ситуации на ступеньку можно наступить и в какой-то момент пойти дальше. И двигаться так вплоть до того сообщества, из которого уже не надо выходить. В конце концов ребенок доходит до релевантной среды, в которой он интегрирован. Заметим, что взрослому очень важно не привязывать детей к себе навсегда, а наоборот, отпускать их, предварительно как следует "разогнав". В определенный момент надо сделать над собой усилие: ребенок должен проследовать на следующую ступень. Это может быть нелегко и для взрослого, и для ребенка, но очень важно сделать это вовремя. Ведь наша цель - развить ребенка, подготовить его к переходу в следующий, более крупный и разнообразный мир.



Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!


© Наталья Гузик. «ПАПАМ И МАМАМ ОБ ОСОБЫХ ДЕТКАХ» 2005-2006 гг.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.pedagogika
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное