Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ошибки мышления или беседы для осознания: СОЗНАНИЕ. Этапы развития сознания. Часть 1.


 

выпуск_64

Ошибки мышления или беседы для осознания: СОЗНАНИЕ. Этапы развития сознания. Часть 1.

  Почему появилась именно эта тема?

 

  Ну, во-первых, она появилась для тех, кто занимается в группах развития осознанного внимания и для тех, кто хотел бы заниматься и для всех заинтересованных в своем развитии. Чтобы была возможность сверить «свое нахождение» с тем, что есть на самом деле и с тем, что представляется или придумывается.

 

  Во-вторых, я устала от комментариев такого типа: «надо так», «мир спасет любовь», «нет ничего правильного и не правильного», «по мере познания духовного мироздания…», которые совершенно не отображают самого человека, его реальное мироощущение.

 

  Всегда хочется задать вопрос: «А вы далеко продвинулись в познании духовного мироздания? И сколько лет надо познавать, чтобы прийти к безусловной любви?» Но нет смысла в задавании подобного вопроса, на меня будет выброшена вся злость, которая очень долго копилась у проповедников главных задач человечества.

 

  Хотя я прекрасно понимаю, что те, кто пишет такие комментарии, никогда не будут читать подобные статьи или опять перевернут все с ног на голову, не разглядев себя в них, а начнут искать изъяны в других.

 

  Статья эта для тех, кому это важно и интересно. Итак, ближе к теме.

 

  Эпиграфом к этой статье я выбрала цитату Сатпрема:

 

Для того чтобы видеть, нужно перестать находиться в центре картины.

  Если спросить человека – развивается ли он или стоит на месте, скорее всего, последует ответ, что развивается. Скажет, что читает духовные или психологические книги, посещает «такие-то» тренинги и т.д.

 

  Так что же такое развитие?

 

  Википедия:

  Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.

Составляющие развития человека:

  • Физическое развитие (изменение массы тела, роста и т.д.),
  • Социальное развитие (изменение социального статуса),
  • Развитие психических процессов интеллекта (мышления, внимания, памяти); развитие воли; развитие эмоций.

 

  Развитие или, другими словами, изменение, причем необратимое. Развитие физическое и социальное – это не тема нашей беседы. Но и о развитии психических процессов мы тоже сегодня не будем говорить.

 

  Разговор сегодня пойдет о развитии сознания. Сознание – это многозначный и трудный термин для определения.

 

  Из Википедии:

  Сознание (философия) – состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчете об этих событиях.

 

  Сознание – категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности.

 

  Для дальнейшего исследования под сознанием, мы будем подразумевать форму отображения объективной действительности в психике человека.

 

  Тогда развитие сознания – движение к наиболее приближенной форме отображения объективной действительности.

 

  Вставая на путь развития сознания, человек проходит пять этапов, прежде чем он достигнет цели – объективного видения реальности или выхода из собственных иллюзий.

 

  Первый этап – направление внимания или зацепка.

  Второй этап – сопротивление.

  Третий этап – переработка.

  Четвертый этап – преломление сознания или переломный момент.

  И пятый этап – переосмысление.

 

  Для того чтобы объективно оценивать реальность, как было сказано выше, необходимо пройти все этапы, но очень часто мы останавливаемся на первых трех и застреваем на них. Иногда это «застревание» имеет характер «насыщения» для дальнейшего скачка на следующий этап.

 

  Я думаю, что каждый из вас вспомнит, что бывали у вас моменты, когда вы очень долго «сидели» в проблеме и совершенно неожиданно наступало озарение, и вы выходили из проблемы, удивляясь, что так долго не могли увидеть выхода. Вам необходимо было «насытиться» проблемой так, чтобы больше никогда не возникло желание снова с ней столкнуться: «Вот дура была, давно бы надо было прервать эти отношения, ведь ничего хорошего они не приносили!»

 

  Нет, вы не были «дурой», просто каждый этап имеет определенный интервал, так называемый «процесс наполнения» этапа. А длина его будет определяться интересом и влечением к его наполнению.

 

  Если вернуться к примеру о проблемных отношениях, то пока мы носимся с ними, делимся с подругами происходящим, жалуемся им «какой он ……..» и все в этом духе, мы как раз и занимаемся «наполнением» этого этапа. Пока мы получаем от этого неосознаваемое удовольствие (в котором никогда себе не признаемся), например, жалеем себя, мы и будем оставаться на этом этапе.

 

  Но как только интерес и влечение к этому этапу проходит, то это сигнал перехода на другой этап. Из нашего примера – вы вдруг понимаете, что вам уже надоело носиться с вашей «проблемой» и вместо того, чтобы двигаться вперед, вы начинаете заниматься саморазрушением. Вот тогда вы еще можете что-то изменить, открыться чему-то другому. Иными словами – повернуть свое сознания, воспринять внешнее как частный случай самого себя, то есть своего собственного сознания на этот момент.

 

  Но если этот сигнал пропущен, то происходит полная остановка человека на этом этапе. Начинается «полное закрытие», которое выразится в защите этого этапа, как единственно правильного. Вместо размышления «что происходит», «как это изменить», человек переходит на принципы: «так правильно», «по-другому нельзя», «так надо», «так принято», «вы меня не понимаете». Эти выражения относительно какого-либо действия или проблемы и являются показателем полной остановки на этапе. И чем больше человек погружается в эти состояния, тем он становится все более дисгармоничен.

 

  Из примера – «пострадавшая» от отношений замыкается в себе, прекращает какое-либо общение вообще и полностью погружается в страдания. Результатом может стать даже суицид.

 

  Закрытие выявляет несоответствие между тем, что представляет из себя человек и тем, что он думает о себе. Например, агрессивный человек может призывать к милосердию, лживый требовать правдивости от окружающих, аморальный призывать к морали и т.п. Основной показатель остановки – способность очень легко злиться на слова.

 

  Из примера – погружаясь в себя «пострадавшая» перестанет обращать внимание на чувства окружающих ее людей, будет «носиться» только со своей проблемой, не обращая внимания, что всем уже изрядно надоело говорить о ее проблеме, жалеть себя, обвиняя всех в нечуткости и безразличии к ней. Это и есть наглядный пример не соответствия того, что «пострадавшая» представляет о себе с тем, кем на самом деле является (я-то чуткая и внимательная, а вот вы…).

 

  Закрытие или закрытость – желание сохранить свое состояние, закрываясь от внешнего мира и защищая свое состояние.

 

  Открытость или изменение самого себя – нахождение дополнительных своих свойств, своих возможностей, своих талантов. Так у меня не получается, хорошо, давай попробую тогда вот так – изменю тон, подход, стиль выражения, в общем, изменю поведенческую реакцию.

 

  Давайте рассмотрим еще один пример, как происходит «открытие» и «закрытие».

 

  В дайджесте рассылок я выложила статью «О добре и о зле», которая вызвала большой отклик у читателей. Если вы помните, я говорила в статье о том, что если мы называем какой-то поступок «добрым», то мы однозначно преследуем какую-то личную цель, в которой себе не признаемся или отрицаем состоятельность другого человека. Именно поэтому мы и прикрываем свой поступок словом «добро». Это вкратце, всю статью вы можете почитать здесь.

 

  Пример в статье был приведен такой:

 

  «Не водись с этими мальчиками» - требует мама, искренне полагая, что желает ребенку добра. Если обратиться к первому критерию (направленность «добра» на созидание или на личную выгоду), то, что на самом деле желает мама? В первую очередь она желает своего личного спокойствия.   По второму критерию (наличие отрицания) – она отрицает способность ребенка оценивать ситуацию, значит, оказывает давление и решает за ребенка – что для него правильно, а что нет. К чему обычно приводит отрицание? Конечно к тому, что ребенок и дальше будет продолжать «водиться с этими мальчиками», но только уже в тайне от мамы. Причем свое спокойствие она получит, но до поры до времени. И это  случай внесет трещину в отношения между матерью и сыном».

 

  Пример «открытости»:

 

  Если мама действительно желает добра своему ребенку, то, как было сказано в одном из комментариев, мама будет разговаривать с ребенком не в русле «не общайся с ним», а «смотри и думай, что он делает и для чего делает». То есть направляет внимание ребенка на конкретные поступки «товарища» и на его мотивацию. Отрицания нет, и направленность на созидание. Мама ищет подход к ребенку, а не навязывает ему свое мнение.

 

  Еще один комментарий был о том, что в свое время мама не навязчиво, но оградила от влияния «товарища», сделала так, что у них стало меньше возможности пересекаться. А сейчас жалеет, что ребенок так ничего и не понял тогда, не получил отрицательного опыта общения. И рано или поздно этот опыт все равно придется получить.

 

  Видно, что сознание тех, кто писал эти комментарии, открыто, они искали выход из создавшегося положения и считались со своими детьми.

 

  Но были комментарии и другого характера, показывающие «закрытость» авторов. Закрытость можно определить по четырем параметрам:

 

  1. Стереотип поведения, перенятый от родителей.

 

  Сначала шел рассказ о том, что родители запрещали и в итоге были правы (конечно, с позиции сегодняшнего времени). Выбирается перенятый стиль поведения, как единственно правильный.

 

  Это большая тема, которую мы рассмотрим в будущем отдельно.

 

  2. Ограничение своего сознания и сознания других через собственный пример.

 

  Потом о своем несогласии: «С примером про «не водись с этим мальчиком» - вот здесь категорически не согласна! «… она(мать) отрицает способность ребенка оценивать ситуацию…» Так и есть! Ребенок оценивает ситуацию со своей «колокольни». Ребенку эти мальчики кажутся крутыми и всесильными. И водясь с ними, рано или поздно он начнет подражать негативному примеру. Хорошо если в компании самый страшный порок – это курение за углом. Через пару лет мама, которая вовремя не запретила, получит на руки законченного наркомана. Будет ли это «добро»?»

 

  В этой реплике отношение к своему ребенку как к не способному видеть шире, а значит, уже изначально ограничивает его сознание. А что будет дальше с этим ребенком? Два варианта – либо бунт против мамы и всего мира, либо тоже войдет в ограниченное сознание и будет передавать его своим детям.

 

  Потом рассказ о том, что «своему шкодному ребенку я именно ЗАПРЕТИЛА совать пальцы в розетку. А когда словесный запрет не помог – выдрала».

 

  То, что это может привести к необратимым последствиям, не думается. И опять же не видится другой вариант, который предложили в ответе на комментарий «Малышей естественно надо опекать и оберегать от опасных шагов. Хотя можно было поставить заглушки на розетки. И попа была бы цела и нервы… И удалось бы избежать огромного стресса ребенка, когда единственная опора в жизни – МАТЬ – причиняет боль… Эти детские травмы потом во взрослом состоянии могут дать знать кошмарными комплексами – недоверия к Вам, недоверия к Миру в целом».

 

  3. Отказ от других возможностей и не видение их.

 

  Закрытость проявляется в том, что человек видит только один выход из создавшегося положения, а именно «запретить», то, что ребенок может оказаться способен просто понять без запретов, если ему объяснят, даже не рассматривается. Или действительно, другой вариант – вставить заглушки, пока маленький, в объяснить уже тогда, когда подрастет.

 

  Когда был предложен другой выход: «можно не отрицать способность ребенка (отрицание приведет к полной неспособности оценивать ситуации), а помочь ему увидеть, задавая вопросы типа «что ему это дает». Как раз выяснится мотивация такого поведения и появится возможность изменения ситуации без давления», человек опять же не задумался, а начал защищать свою позицию, нападая на комментирующего и обвиняя его.

 

  4. Защита своего видения, как единственно правильного.

 

  Человек настолько закрыт в этом состоянии сознания, что не только не видит других возможностей, но и нападает и обвиняет тех, кто видит и предлагает другие возможности. Если он в какой-то момент не увидит того, что остановился и закрыт для нового, то превратится в человека, который будет все от всех требовать, всех обвинять и при этом страдать.

 

  А вообще-то это его не вина, а беда. Суженное сознание, закрытость его, лишает человека состояния счастья, для которого, в принципе, он и родился.

 

  Посмотрите на себя, есть ли те моменты, в которых ваше сознание заблокировано, где имеют место быть все четыре пункта закрытого сознания. Увидьте, где вы перекрыли кислород творчеству и состоянию счастья. Где вы остановились и не видите ни своих возможностей, ни своих способностей, где вы никак не можете поменять поведенческую реакцию?

 

  Подводим итоги:

 

  • Мы определили, что такое сознание и что такое развитие сознания.
  • Выделили пять этапов развития сознания.
  • Разобрались – что такое «насыщение» этапа, открытое и закрытое состояние сознания.

  Дальше мы подробно рассмотрим каждый этап развития сознания отдельно.

 

  Продолжение следует…

  С уважением,

  Татьяна Ушакова.

 

Информация о курсе «Развитие осознанного внимания» и отзывы здесь.

Архив Рассылки   Блог автора


В избранное