Ошибки мышления или беседы для осознания: МИМОХОДОМ. Мысли по поводу... Люди не меняются?
Люди не меняются?
Так получилось, что за последние дни было много общения с
людьми, которых не видела 5-10 лет. Кажется, что столько утекло воды, ты
настолько изменилась и вообще, стала совершенно другой. Но нет. Совершенно незаметно
для себя со старыми знакомыми ты остаешься той же, что и была. С новым
окружением ты одна, со старым ты та, из прошлого.
И других людей видишь прежними, срабатывает опыт восприятия.
Умом понимаешь, что люди должны измениться, но общаешься со старым
представлением об этих людях. На те же стимулы выдаешь ту же реакцию, как и
много лет назад. Самым сложным оказывается выключить старое представление и
постараться посмотреть другими глазами на человека. Опыт прошлых лет давит,
оценка, составленная годами, превалирует над новыми впечатлениями.
Но это проблема не этих людей, это проблема неизменного представления
– как должно быть. А отсюда – не способность
впустить что-то новое. И личное изменение – только видимость, только внушенное
себе состояние, что я стала другой.
И вдруг открытие – как бы я не изменялась, во мне остается
все. Если новым знакомым ты легко прощаешь, например, занудство, то со старыми
это сильно раздражает. Она такая же зануда, как и пять лет назад! Ни сколько не
изменилась!
Нет, это я не меняюсь,
вернее мое представление о человеке, я общаюсь не с человеком здесь-и-сейчас, а
со своим представлением о нем, неизменным даже с годами. Я бессознательно
обращаю внимание только на то, что подтвердит мое мнение, что человек – зануда.
На все остальное просто не обращается внимание. Идет поиск знакомого. И
находится же! Но если я по этому поводу раздражаюсь, то это прямое следствие
того, что я не изменилась! Я нахожусь в той же точке, что и пять лет назад.
Чтобы это было понятнее, попробую разобрать на примере
родителей и детей.
Предположим, что родители в детстве воспринимали ребенка
несамостоятельным, не доверяли ему, всегда пытались указать, что и как
необходимо делать. Ребенок бунтует, делает все по принципу «на зло маме
отморожу уши», тем самым еще больше закрепляя представление родителей о себе,
как о несамостоятельном и неразумном.
И вот он вырастает, взрослеет, у него уже своя семья, где он
берет ответственность не только за себя, но и за детей и жену. Самостоятельно
принимает решения, пусть не всегда правильные, но главное, что не ждет, что
кто-то решит за него.
Любой промах воспринимается родителями как неспособность
быть самостоятельным. «Я же говорила ему…», «Вот если бы ты меня послушался,
все было бы по-другому…», «Мы же теперь умные – родителей не слушаем…» - вот
примерный набор фраз, которые услышит ребенок.
Восприятие родителей не поменялось, доверие к своему ребенку
не появилось. Он все остается для родителей тем же ребенком, которому
необходимо подсказать, что и как делать. Причем другие люди скорее оценят
человека как самостоятельного, способного принимать решения и брать
ответственность.
И в человеке словно бы оказывается два человека – один
ребенок своих родителей, другой – взрослый. С родителями – бунтарь,
отстаивающий свои права, с друзьями – спокойный и уравновешенный. С одними –
один, с другими – другой. В человеке присутствует все и на разные стимулы разные реакции. Вот и создается впечатление – человек
не меняется, А происходит это только потому, что мы подходим к нему со старыми мерками.
Но не меняется-то не человек, а наше представление о нем. Мыне
меняемся! По крайней мере, по отношению к этому человеку. Хотя можем очень
долго себя убеждать, что мы изменились. Вот в чем корень.
А как часто ваше первое впечатление не дает возможности
увидеть человека в целом, ограничивает восприятие в заданных рамках? Возможно
ли, подходя к человеку со старыми знаниями увидеть что-то новое? Так кто же не
меняется?
С уважением,
Татьяна Ушакова.
P.S. Если вы считаете, что этот выпуск
рассылки будет интересен кому-то из ваших друзей, перешлите ему это письмо, или
отправьте ссылку на блог для подписки на рассылку.